Научная статья на тему 'ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТАТАРСКИХ ИСТОРИКОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА'

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТАТАРСКИХ ИСТОРИКОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА / ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНОНИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шакуров Фарит Наилович

В статье рассматриваются взгляды татарских историков конца ХIХ - начала ХХ века на происхождение татарского народа - стержневую проблему джадидистской историографии. Концептуальные подходы к ее решению были изложены Ш.Марджани в первом научном исследовании по национальной истории «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (Сведения, привлеченные к истории Казани и Булгара), где история народа излагалась как преемственное и непрерывное развитие от Волжской Булгарии через историю Золотой Орды и татарских ханств, и в целом поддержаны его преемниками Р.Фахрутдиновым, Х.Габяши, Г.Ахмаровым, Х.Атласи, А.Валиди, Г.Батталом. Этногенетические концепции являлись важнейшим компонентом и существенным фактором процесса национальной консолидации, утверждая идею этнического единства и определяя особое историческое и культурное место татар среди других народов. Стал актуальным и требовал ответа вопрос об этнониме и этнической самоидентификации: «Кто мы? Мусульмане, булгары, тюрки или татары?» Среди татарских историков не было единого мнения по самоназванию, однако, вне зависимости от приверженности тому или иному этнониму, они признавали этнокультурную специфику своего народа и показывали в своих работах становление и развитие особой этничности тюрко-мусульман Поволжья и Приуралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGENETIC CONCEPTS OF TATAR HISTORIANS OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article deals with the views of the Tatar historians of the late nineteenth century and early twentieth century regarding the origin of the Tatar people as a core issue of the Jadidist historiography. Conceptual approaches to its solution were outlined by Sh.Mardzhani in the first scientific research on national history «Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar» (The information brought to the history of Kazan and Bulgar), where the history of the people was set out as the continuity and ongoing development of the Volga Bulgaria through the history of the Golden Horde and the Tatar Khanates. These ideas generally were supported by his successors as R. Fakhrutdinov, H. Gabyashi, G. Akhmarov, H. Atlasi, A. Validi, and G. Battal. Ethnogenetic concepts were important component and essential factor in the process of national consolidation claiming the idea of the ethnic unity and defining the particular historical and cultural place of the Tatars among other nations. Answer the question of the ethnonym and ethnic self-identity: «Who we are: Muslims, the Bulgarians, the Turks or the Tartars?» became currently important one. Among the Tatar historians it was no any consensus on the self-designation, but regardless of the commitment to a particular ethnonym they recognized ethno-cultural specifics of their people and showed in their works the establishment and development of the particular ethnicity of Turkic Muslims of the Volga and Ural regions.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТАТАРСКИХ ИСТОРИКОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА»

УДК 94(=512.145)(093)

Ф.Н. Шакуров

Этногенетические концепции татарских историков конца XIX - начала XX века

В статье рассматриваются взгляды татарских историков конца Х1Х -начала ХХ века на происхождение татарского народа - стержневую проблему джадидистской историографии. Концептуальные подходы к ее решению были изложены Ш.Марджани в первом научном исследовании по национальной истории «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (Сведения, привлеченные к истории Казани и Булгара), где история народа излагалась как преемственное и непрерывное развитие от Волжской Булгарии через историю Золотой Орды и татарских ханств, и в целом поддержаны его преемниками Р.Фахрутдиновым, Х.Габяши, Г.Ахмаровым, Х.Атласи, А.Валиди, Г.Батталом. Этногенетические концепции являлись важнейшим компонентом и существенным фактором процесса национальной консолидации, утверждая идею этнического единства и определяя особое историческое и культурное место татар среди других народов. Стал актуальным и требовал ответа вопрос об этнониме и этнической самоидентификации: «Кто мы? Мусульмане, булгары, тюрки или татары?» Среди татарских историков не было единого мнения по самоназванию, однако, вне зависимости от приверженности тому или иному этнониму, они признавали этнокультурную специфику своего народа и показывали в своих работах становление и развитие особой этничности тюрко-мусульман Поволжья и Приуралья.

Ключевые слова: татарская историография, происхождение татарского народа, этническая консолидация, этническая самоидентификация, этноним.

Во второй половине XIX в. в развитии татарской исторической мысли происходят коренные изменения, обусловленные реформистским движением и формированием этнической общности нового национального типа.

Реалии XIX века требовали преодоления средневековой замкнутости и осмысления, которого не могла дать отвергающая любые изменения идеология традиционализма. Обновление татарского общества начинается на рубеже ХVIII-XIX вв. с выдвижения идеи религиозной реформации, отстаивается просветителями и воплощается в последней четверти XIX - начале XX в. в преобразовании всех сфер национальной жизни, или движении джадидизма.

Прежнее, обращенное в прошлое утраченной славы историческое сознание было неприемлемо для пробуждающегося и возрождающегося народа. История, следовательно, представляла не только одну из областей научных знаний, за развитие которых выступали просветители. Необходимо было знать прошлое, чтобы определить собственное историческое и культурное место среди других народов.

В 1885 г. в типографии Казанского университета вышел в свет первый том первого научного исследования по национальной истории «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (Сведения, привлеченные к истории Казани и Булгара) реформатора и просветителя Шигабутдина Марджани (1818-1889). Ш.Марджани впервые последовательно излагает историю Поволжья и Приуралья от Волжской Булгарии через историю Золотой Орды и татарских ханств, раскрывая ее развитие как преемственное и непрерывное. Именно с позиций данного концептуального подхода он рассматривает проблему происхождения татарского народа. Сопоставляя и анализируя сообщения источников, ученый приходит к выводу, что средневековые тюркоязычные народы Восточной Европы - кипчаки, хазары, булгары - представляли один и тот же этнос (Мэрж;ани, 1885, б.42, 51-53). После покорения татарами булгары и соседние мусульманские племена стали именоваться татарами (Мэрж;ани, 1885, б.52). В истории имя господствовавшего народа или правите -ля становилось именем страны и собирательным именем ее народов: Страна сакалибов, Дашти кипчак, Страна хазар, Страна булгар, Страна татар, Улус Джучи, Юрт Бату, Барриа ал-Берке (Земля Бер-ке), Страна Узбека и, соответственно, кипчаки, хазары, булгары, татары, народ Улуса Джучи, народ Страны Узбека и т.д. (Мэрж;ани, 1885, б. 12, 17, 43, 52, 96, 98), но закрепилось имя «татары» (Мэр^ани, 1885, б.96; см. также Юсупов, 2005, с.228-251).

Следует отметить, что булгаро-татарская теория этногенеза разрабатывалась совместно с преподавателем Восточного разряда Петербургского университета Хусаином Фаизхановым (1828-1866) - учеником, близким другом и единомышленником Ш. Марджани (Фэезханов, 2006, б.371-373, 378-379). Он не только высылал необходимые книги и делал выборки из источников, оказав неоценимую помощь ученому. В письмах к наставнику им обозначались и обсуждались исследовательские задачи, высказывалось мнение о написанном (Фэезханов, 2006, б.343-344, 350, 355, 366), а отдельные

главы первого тома «Мустафад ал-ахбар...» были составлены на основе его рукописей (Мэрданов, 2006, б.10-15).

Ш.Марджани отвергает характерное для татар отождествление этнокультурной и религиозной идентификации, сформировавшееся в ответ на национально-религиозное угнетение и выразившееся в принятии конфессионима «мусульманин» в качестве самоназвания, которое уже не могло быть приемлемо для народа, стремящегося обрести собственное историческое место. Булгарская идентичность, по его мнению, являлась фальшивой и была украшена несостоятельными религиозными легендами. С первых страниц «Мустафад ал-ахбар...» он обращается к читателю со своим знаменитым вопросом «Кто же ты, если не татарин?» и отстаивает это имя (Мэржани, 1885, б.6). Выбирая самоназвание «татары», он как ученый-историк исходит из реалий исторического развития - под этим названием его народ был известен последние столетия, и как идеолог - «создатель нации» выступает за него как за самый распространенный и интегральный этноним (Кемпер, 2008, с.618; Исхаков, 1997, с.73).

Теория этногенеза Ш.Марджани была принята и развита последующими историками-джадидистами.

Писатель и богослов, журналист и педагог, видный религиозный деятель Ризаэтдин Фахрутдинов (1859-1936) считал себя, прежде всего, историком. Возглавляемый им журнал «Шура» («Совет») по полиграфическому совершенству, энциклопедичности содержания, последовательному плюрализму, популярности и влиянию на общественное сознание занимал исключительное место среди мусульманской повременной печати царской России. Журнал стал играть главную роль в распространении исторических знаний, пропаганде и изучении национальной истории. Значительная часть публикаций в этой области и самые значимые из них принадлежали Ризе Фахрутдинову.

Весьма интересны и важны, учитывая роль журнала «Шура» в формировании исторического и национального сознания татар, его взгляды на происхождение татар и отношение к этнониму. Их можно свести к нескольким основным тезисам. Р. Фахрутдинов относится резко отрицательно к этнониму «татары» и никогда не употребляет его по отношению к своему народу. Название «татары» используется им как синоним этнонима «монгол». Имя правителей-татар перешло на подданные им народы (Олуг Мехэммэд хан, 1908, б.300). Но есть и другая версия: «татар» означает всадник, так называли авангард

войск Чингиза. И это не этническое название было перенесено на всех тюрок и монгол (Мерасэлэ вэ мехабэрэ, 1913, б.249).

Мусульмане Поволжья - потомки волжских булгар (Мерасэлэ вэ мехабэрэ, 1913, б.249; Мерасэлэ вэ мехабэрэ, 1909, б.373). Среди их предков татар меньше, чем капля в море (Олуг Мехэммэд хан, 1908, б.300). «Наше национальное имя, - пишет Р.Фахрутдинов, -северные тюрки (шималь тереклэре)» (Мерасэлэ вэ мехабэрэ, 1913, б.249). Тем не менее, он не скрывает своих симпатий к Золотой Орде, поскольку это государство было тюркским. Его издревле населяли тюрки - булгары и кипчаки, из тюрков состояла большая часть войск монгольских ханов (Бэркэ хан, 1908, б.34). Таким образом, Р.Фахрутдинов, как и Ш.Марджани, развивает идею исторической преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных тюрко-мусульман Поволжья, но не приемлет самоназвание «татары», хотя и не призывает отказаться от него.

Видный религиозный и общественный деятель кадий Духовного собрания Хасангата Габяши (1863-1936) принадлежал к тому поколению татарской интеллигенции, чье мировоззрение и общественные идеалы формировались под влиянием Ш.Марджани, особенно проявившемся на становлении его как ученого-историка (Техфэтуллин, 1998, б.120-122). Его первые исторические работы -рекомендуемый как учебник для начальных школ «Тюркские племена» (1897) и «Краткая история тюркского племени» (1907) - показывают сферу главных научных интересов историка. Он ставит цель написать всю историю тюркских племен. Почти два десятилетия было отдано работе, прежде чем в 1909 г. в Уфе вышла из печати «Подробная история тюркского племени» (Мофассал тарихе ка-веме терки), ставшая событием в тюркском мире и получившая восторженные отзывы со всех концов России. Х.Габяши делит историю тюркских народов, подобно европейской, на три периода: древний - до падения Монгольской империи, средний - до падения Казани и новый. «Муфассал... » был посвящен первому этапу. Тюрков он относит к туранской ветви потомков Ноя Иафета, к которой также причисляет китайцев, японцев, финнов, малые народы Севера и Сибири. Изложив краткие сведения о других туранцах, Х.Габяши подробно пишет о древних и современных тюрках. По форме сочинение представляет больше собрание сведений по истории и этнографии тюркских народов, чем историческое исследование. Габд-

рахман Сагди по богатству содержания ставил «Муфассал...» на второе место после «Мустафад ал-ахбар...» Ш.Марджани (Сэгъди, 1926, б.191).

Идея исторического родства и единства тюрков весьма значима для Х.Габяши и, увлекаясь, он относит к ним аланов, ясов, маньчжур, тунгусов и др., однако сохраняет объективность в освещении вопроса отношения древних татар к современным (Габэши, 1909, б.249-250).

Научные изыскания учителя русского языка при медресе Старотатарской слободы Казани Гайнутдина Ахмарова (1864-1911) были тесно связаны с деятельностью Общества археологии, истории и этнографии, членом которого Г.Ахмаров состоял с 1893 г. Сотрудничество с ОАИЭ стало для него незаменимой школой, позволило овладеть методами европейской исторической науки.

Вклад Общества в историко-этнографическое изучение народов Поволжья нельзя представить без ярких, глубоких и оригинальных работ Г.Ахмарова. Ему принадлежит честь открытия местонахождения древнего Сувара. Его по праву можно назвать первым профессиональным археологом из татар. Он состоял членом Комиссии по составлению археологической и этнографической карты Казанской губернии. Исследования Г.Ахмарова «О языке и народности мишарей» (1903), «Свадебные обряды казанских татар» (1907), «Тептяри и их происхождение» (1908), опубликованные в «Известиях ОАИЭ», и сегодня не утратили научного значения.

Вслед за Ш.Марджани он обращается к истории национальной государственности. «История Булгарии» (Болгар тарихы, 1909) и «История Казани» (Казан тарихы, 1910) были основаны на материалах популярных лекций, прочитанных автором в Восточном клубе. Г. Ахмаров подробно пишет о происхождении Казани и названии города, подчеркивая, что история города уходит корнями в булгар-скую древность. Казанское государство является наследником Бул-гарии, в известной степени можно говорить об их тождестве. Казанцы и булгары были одним и тем же народом (Эхмэрев, 1910, б.4). Самый крупный раздел «Истории Булгарии» посвящается подробному и обстоятельному доказательству прямого родства современных казанских татар и древних булгар (Эхмэрев, 1909, б. 14-38). История Золотой Орды им не рассматривается. Татары пришли из глубин Азии и покорили булгар, но Булгария осталась вне сферы

существенного, в том числе этнического, влияния государства чингизидов, ограничиваясь выплатой дани и сохраняя совершенную свободу во внутренней жизни (Эхмэрев, 1909, б.99-101). Правителями Казанского ханства были татары, и русские постепенно стали называть казанских булгар «казанскими татарами» (Эхмэрев, 1910, б.4). Однако Г.Ахмаров не говорит прямо об ошибочности этнонима «татары».

В 1911-1914 гг. вышли из печати три исторических исследования педагога-новометодиста, автора учебников по астрономии и естественной истории, публициста и общественного деятеля, депутата 2-й Государственной думы Хади Атласова (1876-1938) - «История Сибири», «Сююнбике», «Казанское ханство». Историк восстановил подробнейшую картину прошлого татарских ханств, тщательно выверяя сведения и отдавая предпочтение сообщениям первоисточников. Он писал, что история татар берет начало из общетюркских корней, и начинал отсчет времени от хуннов и правления хана Угыз-Модэ. Современные татары - продолжатели рода тюркских племен Алтая и Сибири. Важное значение в этногенезе татар Атласов придавал хазарскому периоду. В основу исторической концепции ученого была положена идея государственности, и история татар рассматривалась им как преемственность тюрко-татарских государств: Хунну - Тюркские каганаты - Золотая Орда - Казанское ханство (Мухамметдинова, 2004, с.53-56).

Подающий большие надежды молодой ученый, лидер башкирского национального движения, эмигрант, преподаватель Стамбульского университета, востоковед с мировым именем, автор фундаментальных исследований по тюркской истории - дух борца и призвание историка определили драматичный жизненный путь Ахмедзаки Ва-лиди (1890-1970). Известность приходит к нему с первой книгой «История тюрков и татар» (Терек вэ татар тарихы, 1912) (Вэлиди, 1912). При работе над ней ученый опирался прежде всего на исследования русских и европейских историков в русском переводе и аннотациях, использовал сочинения Ш.Марджани, М.Рамзи и восточные источники. А.Валиди следует предложенному Ш.Марджани делению прошлого татар на два главных периода и в первой части «Истории тюрков и татар» рассматривает национальную историю до русского завоевания. Работа над второй частью, посвященной времени после падения татарских ханств, не была завершена. Структура

«Истории... » составлена под влиянием «Введения в историю Азии» французского историка Леона Каена. Турецкое издание этой книги в переложении Наджиба Гасима было популярно среди татар. История тюрко-татар делится на следующие периоды: тюркские народы в древности, тюрки и ислам, время Чингиз-хана, или великого тюркского государства, Золотая Орда, Казанское ханство. Первоначально книга называлась «История тюрков», но по совету издателя Идрисова Валиди поменял название и ориентировал ее на историю поволжских татар, сократив часть материала о восточных тюрках и расширив главу о Казанском ханстве (Тоган, 1997, с. 83). В последующем переработанном в качестве учебника для средних классов кратком издании (1915) он восстановил целостность общетюркской концепции книги. Подчеркивая родство и единство тюрков еще в недалеком прошлом, историк признавал их этнокультурную самобытность в настоящем (Вэлиди, 1992, б.13).

Несколько позже книги А.Валиди в том же 1912 г. вышла из печати «История татар» (Татар тарихы) (Баттал, 1912) преподавателя медресе из Троицка Габдулбари Баттала (1880-1969). Автор составил ее как учебник для средней школы. Содержательная, написанная доступным легким языком книга была популярна среди пе-дагогов-новометодистов и выдержала несколько изданий. От подробного рассказа о стране волжских булгар Баттал переходит к истории древних татар, Чингиз-хана и Золотой Орды и далее Казанскому ханству (Казан падишаhлыгы), придерживаясь в главных принципах концепции Ш.Марджани. Позднее Баттал переработал учебник, дополнив его главой о древних тюрках и вынесенными в примечания обстоятельными сносками на источники и литературу (Баттал, 1916). Этнические корни татар, считал он, связаны с волжскими булгарами и пришедшими из Азии под именем татар тюркскими общностями, которые слились с местным населением, но оставили им свое имя (Баттал, 1913, б.149; Баттал, 1916, б.5, 32). Г.Баттал был известен как один из самых жестких и принципиальных защитников имени «татары».

Таким образом, изучение национальной истории являлось ведущим направлением дореволюционной татарской историографии, проблема происхождения татарского народа - стержневой проблемой научных исследований. Воссоздание собственного исторического прошлого было связано с процессом национальной консоли-

дации и являлось ее необходимым и важнейшим элементом, поскольку исторические знания могли утвердить идею этнического единства и определить свое особое место татар среди других народов. Становился актуальным и требовал ответа вопрос об этнониме и этнической самоидентификации: «Кто мы? Мусульмане, булгары, тюрки или татары?»

Как мы могли заметить, не все историки уделяли внимание этой проблеме - цели и содержание работ отдельных авторов, таких как Г. Габяши и А. Валиди, и не предполагали обращения к ней. На наш взгляд, важно не столько определение тем или иным историком своего отношения к выбору этнонима, сколько признание или отрицание им этнокультурной специфики татар. Выше мы убедились, что татарские историки доказывали, следуя в главных принципах Ш.Марджани, становление и развитие особой этничности тюрко-мусульман Поволжья и Приуралья. В этом сходились, например, предпочитавший этноним «северные тюрки» Р.Фахрутдинов и тата-рист Г.Баттал. Этногенетические концепции историков были как формирующим фактором, и это относится прежде всего к трудам Марджани, так и выражением той тенденции, которая стала господствующей в татарской общественной мысли: преобладающая часть татарской элиты вне зависимости от приверженности тому или иному этнониму признавала отличную от других тюркских и мусульманских народов культурно-национальную самобытность татар и выступала за ее развитие.

Теперь обратимся к самим этнонимам.

Как уже отмечалось, господствовавший в ХУШ - первой половине Х1Х в. конфессионим «мусульманин» не являлся самоназванием, основанным на особой этничности, и теперь был не приемлем.

Историческое сознание татар хранило память о булгарском прошлом. Ряд фактов, казалось бы, подтверждает сохранение и самого этнонима. В частности, татарская элита не прекращала использование тахаллуса «ал-булгари». Однако и в XII в., и в XIX в. он отражал происхождение в значении родины - места рождения и пребывания (Усманов, 1972, с.139-140). Другие случаи употребления понятия «булгар» в русских и татарских источниках послебулгарского времени также связаны с территорией и выражают скорее политоним, чем этноним. То есть, здесь можно вести речь о продолжении одной из булгарских культурных традиций и фиксации в исторической памяти

преемственности Волжской Булгарии, Булгарского улуса Золотой Орды и Казанского ханства; допустимо говорить о выражении, но опосредованном, этнической принадлежности, но нет оснований утверждать, что продолжало существовать самоназвание «булгары». Поддержка этого этнонима отдельными татарскими деятелями не стала тенденцией. Радикальный булгарский пуризм ваисовской секты не встретил сочувствия. Булгаризм, однако, действительно существовал, но как основа этногенетических концепций.

Предпочтение самоназвания «тюрки» (но тюрки северные, волжские, казанские!) мотивировалось, во-первых, апелляцией к истории: «татары» - имя, навязанное извне, имя поработителей. Во-вторых, татарским политическим тюркизмом, или стремлением к этно-конфессиональной консолидации российских тюрок вокруг татар. Его суть отчетливо выразил Газиз Губайдуллин в статье «Некоторые основы национализма», ярко отразившей тенденции идейных поисков татарской общественности после Февраля. Он писал, что волжские тюрки, всегда выполнявшие культуртрегерскую роль по отношению к тюрко-мусульманскому Востоку, должны возглавить его возрождение и сближение с Европой. А это значит, что они имеют право быть отдельной нацией и должны сохранить ее во имя благоденствия человечества (Газиз, 1917, б. 160-161).

Победил этноним «татары». Безусловно, выдающуюся роль сыграл авторитет Ш.Марджани. Силу влияния его риторического обращения «Кто же ты, если не татарин?» подчеркивают многие источники начала века. Была и заслуга К.Насыри, стоявшего у истоков создания грамматики и орфографии общенационального литературного языка и называвшего его татарским. Известное значение имели дебаты в печати и особенно получившая широкий резонанс дискуссия «Кто мы?» на страницах журнала «Шура» в 1911-1912 гг., где последнее слово осталось за приверженцем имени «татары» Г.Ибрагимовым. Определяющим же, на наш взгляд, стало то обстоятельство, что историческая память этнических групп, вошедших в состав татарского народа, не сводилась только к булгарскому прошлому, сохранялись локальные самоназвания, и, очевидно, могло закрепиться лишь название самое распространенное и интегрирующее. И это понимали идеологи - приверженцы этнонима «татары», который был поддержан большинством национальной элиты, стал пропагандироваться в художественной литературе и печати.

Источники и литература

1. Эхмэрев Г. Болгар тарихы. - Казан, 1909. 134 б.

2. Эхмэрев Г. Казан тарихы. - Казан, 1910. 116 б.

3. Баттал Г. Татар тарихы: (Решди мэктэплэр ечен дэреслек). - Казан, 1912. 112 б.

4. Баттал Г. Миллиятне билгелЭY // Мэктэп. 1913. №6. Б.149-153.

5. Баттал Г. Татар тарихы: (Дэреслек): 3 басма. - Казан, 1916. 130 б.

6. Бэркэ хан // Шура. 1908. №8. Б.225-231.

7. Вэлиди Э. Терек вэ татар тарихы. I жезьэ. - Казан, 1912. 280 б.

8. Вэлиди Э.-З. Кыскача терек-татар тарихы. Беренче жезьэ. - Казан, 1992. 183 б.

9. Габэши Х. Мофассал тарихе кавеме терки. - Уфа, 1909. 316 б.

10. Газиз Г. Миллэтчелекнец бэгъзы эсаслары // Ац. 1917. №10. Б.138-143; №11/12. Б.159-167.

11. Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997. 247 с.

12. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: Исламский дискурс под русским господством. - Казань, 2008. 655 с.

13. Мэрданов Р. «Хесэен Фэезханов» китабы // Хесэен Фэезханов: Та-рихи-документаль жыентык. - Казан, 2006. Б.3-26.

14. Мэрщани Ш. Эл-кыйсьме эл^вэл мин китаби Местэфад эл-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. - Казан, 1885. 267 б.

15. Мерасэлэ вэ мехабэрэ // Шура. 1909. №12. Б.372-374; 1913. №8. Б.249.

16. Мухамметдинова А.Х. Хади Атласи: общественный деятель и историк. - Казань, 2004. 127 с.

17. ОлугМехэммэд хан // Шура. 1908. №10. Б.297-303.

18. Сэгъди Г. Татар эдэбияты тарихы: Дэреслек-кулланма. - Казан, 1926. 300 б.

19. Тоган З. Воспоминания. - М., 1997. 649 с.

20. Техфэтуллин А.Х. Ш.Мэржанинец Х.-Г.Габэши иждтына тээсире // Мэржани: тарих hэм хэзерге заман: Халыкара фэнни конференциясе мате-риаллары. - Казан, 1998. Б.120-122.

21. Усманов М.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. - Казань, 1972. 223 с.

22. Хесэен Фэезханов: Тарихи-документаль щыентык / Тез.-авт. Р.Мэрданов. - Казан, 2006. 703 б.

23. ЮсуповМ.Х. Шигабутдин Марджани. - Казань, 2005. 271 с.

Список сокращений

ОАИЭ - Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете

Ф.Н. Шэщров

XIX гасыр ахыры - XX йез башы татар тарихчыларыньщ этногенетик концепциялэре

Мэкалэдэ татар халкыньщ килеп чыгышына XIX гасыр ахыры - XX йез башы татар тарихчыларыныц карашлары - жэдиди историографиянен теп проблемасы - ейрэнелэ. Анын концептуаль алымнары милли тарих буенча беренче фэнни тикшеренудэ, Ш.Мэржанинен «Местэфадел-эх-бар»ендэ (Казан вэ Болгар тарихына жэлеп ителгэн мэгълуматлар), бирелэ. Анда халык тарихы Идел буе Болгарыннан башлап, Алтын Урда hэм татар ханлыклары аша дэвамлы hэм езлексез усеш буларак тасвирлана. Гомумэн, бу фикерлэр галимнен варислары - Р.Фэхретдин, Х.Габэши, Г.Эхмэрев, Ь.Атласи, Э.Валиди, Г.Баттал тарафыннан хуплана. Этногенетик концепциялэре этник бердэмлек фикерен раслап 11эм татарларнын башка халыклар арасында узенчэлекле тарихи hэм мэдэни урынын билгелэп, миллэтне берлэштеру процессынын эhэмиятле компоненты hэм асыл шарты була. Этноним hэм этник тинлэштеру (идентификациялэу) мэсъэлэсе актуальлэшэ hэм жавап талэп итэ: «Кем без? Меселманмы, бол-гармы, терки яки татармы?» Татар тарихчылары арасында уз миллэтен узлэре исемлэве буенча бердэм фикер булмаган. Лэкин теге яки бу этноним тарафдары булуларына карамастан, алар уз халкынын этномэдэни узенчэлеген таныганнар hэм узлэренен хезмэтлэрендэ Идел-Урал терки меселманнарынын аерым этник усешен курсэткэннэр.

Ачкыч сузлэр: татар историографиясе, татар халкынын килеп чыгы-шы, этник берлэштеру, этник тинлэштеру (идентификациялэу), этноним.

F.N. Shakurov

Ethnogenetic concepts of Tatar historians of the late XIX - early XX centuries

The article deals with the views of the Tatar historians of the late nineteenth century and early twentieth century regarding the origin of the Tatar people as a core issue of the Jadidist historiography. Conceptual approaches to its solution were outlined by Sh.Mardzhani in the first scientific research on national history «Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar» (The information brought to the history of Kazan and Bulgar), where the history of the people was set out as the continuity and ongoing development of the Volga Bulgaria through the history of the Golden Horde and the Tatar Khanates. These

ideas generally were supported by his successors as R. Fakhrutdinov, H. Ga-byashi, G. Akhmarov, H. Atlasi, A. Validi, and G. Battal. Ethnogenetic concepts were important component and essential factor in the process of national consolidation claiming the idea of the ethnic unity and defining the particular historical and cultural place of the Tatars among other nations. Answer the question of the ethnonym and ethnic self-identity: «Who we are: Muslims, the Bulgarians, the Turks or the Tartars?» became currently important one. Among the Tatar historians it was no any consensus on the self-designation, but regardless of the commitment to a particular ethnonym they recognized ethno-cultural specifics of their people and showed in their works the establishment and development of the particular ethnicity of Turkic Muslims of the Volga and Ural regions.

Keywords: Tatar historiography, the origin of the Tatar people, ethnic consolidation, ethnic self-identity, ethnonym.

Шакуров Фарит Наилович - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики и международных экономических отношений Казанского (Приволжского) федерального университета (г.Казань); е-mail: faritshakur@yandex. ru

Шакуров Фэрит Наил улы - тарих фэннэре кандидаты, Казан (Идел буе) федераль университетыньщ бетенденья сэясэте h9M халыкара икъти-сади менэсэбэтлэр кафедрасы доценты (Казан шэhэре).

Shakurov Farit Nailovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of global policy and international economic relations, Kazan (Volga region) Federal University (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.