Научная статья на тему 'Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры'

Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры»

210

Круглый стол

Ю. А. Лазунина,

аспирант кафедры дизайна и рекламы Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры1

Рубеж веков оказался плодотворным этапом для возникновения ряда экспериментальных направлений в искусстве. Среди множества причин развития этого явления следует отметить основную, связанную со сменой парадигмы мышления. В течение ХХ в. быстрыми темпами распадалась моноцентрическая система восприятия мира. В подобных условиях наряду с тенденциями к глобальной унификации и универсализации в рамках художественных практик отмечались процессы поиска тех национально специфических черт, которые не только сохраняли традиционные элементы, но и позволяли включать их в контекст мировой культуры.

Во второй половине ХХ в. в провинции получают развитие этнофутуризм в живописи и литературе, фолк-музыка и фолк-танец — стили и жанры, с успехом конкурирующие со «столичным» искусством. Их появление нарушило традиционный механизм трансляции культурных ценностей, долгое время предполагавший движение культурных образцов из центра в регионы.

Этнофутуризм — это взгляд, согласно которому и у малочисленных народов есть возможность сохранять и развивать свою национальную самобытность. Здесь ориентация на будущее, национальная культура рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. Отвергается идея о том, что заимствование элементов чужой материальной культуры неизбежно должно сопровождаться заимствованием чужой духовной культуры. Сохранение этнического многообразия считается вполне возможным.

Сам термин состоит из двух составляющих «этно» и «футуро». Это не противопоставление прошлого и будущего, это соединение традиций и новаторства, статики народной культуры и устремления в будущее, использование новых средств выражения. Этнофутуризм одновременно и стар, и молод, поскольку включает в себя два взаимоисключающих понятия. Он является одним из вариантов сохранения и развития национальной традиции. Личность и ее национальная

Единое информационное пространство финно-угорских регионов ... 211

самоидентичность в универсализированном мире — главный смысловой узел этого направления, придающий ему актуальность и вместе с тем отличающий его от традиционного фольклора, смысловой единицей которого всегда служило коллективное.

Направление возникло в европейском искусстве конца XX — начала XXI в. Термин «этнофутуризм» сконструировал в 1989 г. эстонский литератор К.-М. Синиярв. В дальнейшем этот термин объединил творчество многих деятелей культуры финно-угорского мира. В России достаточно большую популярность этнофутуризм получил в Удмуртии, Марий Эл, Коми, Мордовии. Это историко-культурное и художественное явление, движение к постижению духовных основ и традиций этносов, выраженное новым языком пластики, красок, особенно знаковой системой, а также освоением новых форм для выражения пространства и времени. Мировоззрение этнофутуризма возникает именно в связи с потребностями выжить и сохраниться в условиях «ломки» прежней системы и становления новой информационной цивилизации и глобального пространства культуры. Существует также и не менее важная потребность для этноса занимать определенную нишу, место в мире, что также демонстрирует нам мировоззрение этнофутуризма, основанное на представлении финно-угорских и тюркских этносов о своем важном месте на этногеографической карте страны, да и мира в целом.

Главным языком для этнофутуризма является символико-архаический язык древности, апеллирующей к подсознанию аудитории. Путь по незримому следу предков стал своего рода брендом ряда мордовских художников А. С. Алешкина, Ю. А. Дырина, Л. Н. Колчановой-Нарбековой, Н. В. Рябова. В своем творчестве они используют знаковость и условность древней культуры, пытаясь разгадать тайны забытых предков.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Материал подготовлен при поддержке гранта РГНФ. Проект № 1233.01048.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.