Научная статья на тему 'ЭТНОЭКСПЕДИЦИЯ «АЛТАЙ-2022»'

ЭТНОЭКСПЕДИЦИЯ «АЛТАЙ-2022» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОЭКСПЕДИЦИЯ / АЛТАЙ / КУМАНДИНЦЫ / ЭТНОПРОЕКТЫ / ЭТНОЛИДЕРЫ / ЭТНИЧНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоруссова Светлана Юрьевна

В августе-сентябре 2022 г. в рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» состоялась экспедиция к этническим группам Алтайского края и Республики Алтай. Данная поездка продолжает более чем 10-летнюю историю ЭтноЭкспедиций, проводимых под руководством А. В. Головнёва. Внимание ЭЭ сфокусировано на этничности в ее современных проявлениях. Исследования алтайской экспедиции проходили преимущественно среди кумандинцев, в частности групп, проживающих в г. Бийске, Солтонском и Красногорском районах Алтайского края. Сегодня кумандинцы переживают этнический подъем и растущий интерес к собственной культуре. Такие негативные факторы, как угроза исчезновения языка и утраты идентичности, привели к этнорефлексии, которая стала мотивацией в инициировании различных этнических проектов, организации общин и общественных организаций. Внешним стимулом к продвижению этничности является интерес соседей к их культуре и истории, поддержка со стороны администрации, внимание телеканалов и интернет-изданий. Наряду с реальными полевыми исследованиями на Алтае, ЭЭ обратилась к изучению динамики этнического активизма и этнопроектов в киберпространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOEXPEDITION “ALTAI-2022”

In August-September 2022, within the framework of the project “Indigenous Peoples of Russia: ethnocultural projections”, an expedition to the ethnic groups of the Altai Territory and the Altai Republic took place. This trip continues the more than 10-year history of EthnoExpeditions conducted under the leadership of A. V. Golovnev. EE’s attention is focused on ethnicity in its modern manifestations. The research of the Altai expedition took place mainly among the Kumandin people, in particular groups living in Biysk, Salton and Krasnogorsk districts of the Altai Territory. Today, the Kumandins are experiencing an ethnic upsurge and a growing interest in their own culture. Negative factors such as the threat of language disappearance and loss of identity have led to ethno-reflection, which has become a motivation in initiating various ethnic projects, organizing communities and public organizations. An external incentive to promote ethnicity is the interest of neighbors in their culture and history, support from the administration, the attention of TV channels and online publications. Along with real field research in Altai, EE turned to studying the dynamics of ethnic activism and ethnoprojects in cyberspace.

Текст научной работы на тему «ЭТНОЭКСПЕДИЦИЯ «АЛТАЙ-2022»»

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-208-216 УДК 39(571.15)

Светлана Юрьевна Белоруссова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2069-3452 E-mail: svetlana-90@yandex.ru

ЭтноЭкспедиция «Алтай-2022»*

АННОТАЦИЯ. В августе-сентябре 2022 г в рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» состоялась экспедиция к этническим группам Алтайского края и Республики Алтай. Данная поездка продолжает более чем 10-летнюю историю ЭтноЭкспедиций, проводимых под руководством А. В. Головнёва. Внимание ЭЭ сфокусировано на этничности в ее современных проявлениях. Исследования алтайской экспедиции проходили преимущественно среди кумандинцев, в частности групп, проживающих в г. Бийске, Солтонском и Красногорском районах Алтайского края. Сегодня кумандинцы переживают этнический подъем и растущий интерес к собственной культуре. Такие негативные факторы, как угроза исчезновения языка и утраты идентичности, привели к этнорефлексии, которая стала мотивацией в инициировании различных этнических проектов, организации общин и общественных организаций. Внешним стимулом к продвижению этничности является интерес соседей к их культуре и истории, поддержка со стороны администрации, внимание телеканалов и интернет-изданий. Наряду с реальными полевыми исследованиями на Алтае, ЭЭ обратилась к изучению динамики этнического активизма и этнопроектов в кибер-пространстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭтноЭкспедиция, Алтай, кумандинцы, этнопроекты, этнолидеры, этничность, идентичность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Белоруссова С. Ю. ЭтноЭкспедиция «Алтай-2022». Кунсткамера. 2022. 4(18): 208-216. doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-208-216

* Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг., проект «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» (рук. А. В. Головнёв).

FIELDWORK

Svetlana Belorussova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-2069-3452 E-mail: svetlana-90@yandex.ru

EthnoExpedition "Altai-2022"

ABSTRACT. In August-September 2022, within the framework of the project "Indigenous Peoples of Russia: ethnocultural projections", an expedition to the ethnic groups of the Altai Territory and the Altai Republic took place. This trip continues the more than 10-year history of EthnoExpeditions conducted under the leadership of A. V. Golovnev. EE's attention is focused on ethnicity in its modern manifestations. The research of the Altai expedition took place mainly among the Kumandin people, in particular groups living in Biysk, Salton and Krasnogorsk districts of the Altai Territory. Today, the Kumandins are experiencing an ethnic upsurge and a growing interest in their own culture. Negative factors such as the threat of language disappearance and loss of identity have led to ethno-reflection, which has become a motivation in initiating various ethnic projects, organizing communities and public organizations. An external incentive to promote ethnicity is the interest of neighbors in their culture and history, support from the administration, the attention of TV channels and online publications. Along with real field research in Altai, EE turned to studying the dynamics of ethnic activism and ethnoprojects in cyberspace.

KEYWORDS: EthnoExpedition, Altai, Kumandins, ethnoprojects, ethnoleaders, ethnicity, identity

FOR CITATION: Belorussova S. EthnoExpedition "Altai-2022". Kunstkamera. 2022. 4(18): 208-216. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-208-216

КУНСТКАМЕРА I КиШТКАМЕИА № 4 (18) ■ 2022

В августе-сентябре 2022 г. в рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» состоялась экспедиция к этническим группам Алтайского края и Республики Алтай. Поездка продолжила более чем 10-летнюю историю ЭтноЭкспедиций, проводимых под руководством А. В. Головнёва (Головнёв и др. 2011; Белоруссова и др. 2012; Белоруссова 2013) и сосредоточенных на изучении этничности в ее современных проявлениях. В прошлом ЭЭ проходила в таких мультикультурных районах России как Урал, Арктика, Кавказ и др. На Алтай ЭЭ прибыла впервые, следуя задачам проекта и в то же время продолжая академическую традицию исследования алтайских народов, известных богатством своей древней истории и разнообразием этнических культур (см.: Потапов 1969; Сатлаев 1974; Радлов 1989; функ 2005; Дыренкова 2012; Назаров 2013 и др.). В приоритете полевых изысканий была тема динамики современной идентичности коренных народов Алтая: соотношение традиции и новации, этнопроектов и этнолидерства, виртуальной этничности и киберактивизма.

На Алтае компактно проживают четыре этнические группы, включенные в список коренных малочисленных народов Севера: челканцы, тубалары, теленгиты и кумандинцы. Кроме того, в Республике Алтай локализованы представители еще двух коренных сообществ — шорцев и телеутов. Исследования данной экспедиции были посвящены преимущественно кумандинцам, в частности группам, проживающим в г. Бийске, Солтонском и Красногорском районах Алтайского края. Помимо прямого взаимодействия с кумандинцами, в рамках исследования были записаны интервью с представителями Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай (г. Горно-Алтайск), работниками музеев г. Барнаула и Бийска, сотрудниками департамента Администрации губернатора и Правительства Алтайского края по взаимодействию с федеральными органами государственной власти (г. Барнаул).

Согласно данным последних всероссийских переписей населения, численность кумандинцев сокращается: в 2002 г. их было 3114 человека, в 2010 г. — 2892. По сообщению кумандинской активистки Любови Пешперовой, предварительные результаты переписи 2021 г. показывают, что число кумандинцев сократилось еще на 180 человек. Результаты новой переписи среди представителей алтайских коренных малочисленных народов ожидаются с некоторым волнением и острыми реакциями на разного рода слухи и информацию из «закрытых источников».

Несмотря на общее этническое родство, каждая группа (община) кумандинцев реализует самостоятельную стратегию позиционирования. Красногорская община «Тореен чер» («Родина») считается одной из самых творческих и активных групп среди своих соплеменников. Ее делами занимаются исключительно женщины, причем каждая отвечает за свое направление развития общины: Айша Амирова руководит и определяет векторы движения группы, Наталья Глухова отвечает за возрождение кумандинского языка и заведует информационным центром, Любовь Елбаева ответственна за социальную деятельность, а Казлакова Маргарита — за образовательные проекты. Есть в группе и те, кто специально занимается вопросами финансов, национальной кухней, фольклорной деятельностью и др.

Представительницы общины считают, что «женская» направленность развития кумандинской группы имеет свои корни — у них испокон веку «господствовал матриархат» и значимое место в культуре занимали женщины-шаманки (некоторые представительницы общины являются их прямыми наследницами). По словам Н. Глуховой, среди кумандинцев до сих пор существует культ матери (женщины), о которой они говорят с нежностью, поэтизируя ее образ: «Она своими руками, проминая пальцами тесто, создавала хлеб. Это наша самая ценная пища». Кумандинки признают значимость мужчины в своей культуре и идентичности, считают его главой семьи, однако этнические вопросы причисляют к ответственности женщин: «Мужчины у нас зарабатывают деньги, а мы сохраняем народ» (ПМА 2022) (рис. 1, 2, см. вклейку).

Об изначальности и значимости женского начала повествует одна из народных кумандинских сказок «Инирнин ажы» («Собачий хлеб»). Она начинается так: «Давным-давным давно у подножия высокой горы, на берегу большой реки проживали одного племени люди. В племени жили одни

женщины. Они пахали землю, сеяли хлеб» (ПМА 2022). Размышления о значимости кумандинской женщины подкрепляется недавно обнаруженным на Алтае захоронением «принцессы Укока», которая была погребена с почестями, и судя по всему, занимала высокое место в обществе. Красногорские кумандинки не исключают, что знатная представительница пазырыкской культуры имеет отношение к их народу, поскольку в этих местах раньше проживали кумандинцы. В целом группа красногорских кумандинок демонстрирует высокую активность: у них часто бывают ученые, телевидение и блогеры, а администрация Алтайского края считает их образцом эффективной деятельности.

Глава общины г. Бийска Виталий Тебереков предпочитает иную тактику развития и позиционирования кумандинского сообщества. Он считает, что у истоков их культуры находились мужчины — смелые охотники, рыболовы и собиратели дикоросов. Два года назад Виталий сменил свою фамилию (и своей семьи) «Петухов» на «Тебереков»: в прошлом Теберековы были знатным ку-мандинским родом, а Виталий является их прямым потомком. Через приобщение к знатному роду Виталий укрепляет традиции предков и надеется на их продолжение. Будучи депутатом партии «Единая Россия» он активно продвигает кумандинские проекты на законодательном уровне — отстаивает места традиционного проживания кумандинцев, создает центры этнического туризма и возрождает народные промыслы. Чтобы подчеркнуть традиционную зажиточность своего народа, Виталий Тебереков назвал общину кумандинцев г. Бийска «Пай кижи» (Богатый человек) (рис. 3, см. вклейку).

Солтонская группа кумандинцев является наиболее отдаленной из всех — расстояние между Бийском и с. Солтон составляет 112 километров на северо-восток, причем в зимнее время проезд сильно затруднен. За с. Солтон уже нет поселений и, как выражаются местные жители, «до самого Кемерово за нами только тайга». Солтонские кумандинцы считают, что территориальная отдаленность их группы не препятствует развитию их этничности, а только помогает ее сохранности. Они гордятся своим этническим лидером — Никифором Савиновичем Алексеевым, который стоял у истоков возрождения этнического самосознания их общности. В советское время н. С. Алексеев был членом коммунистической партии, а после распада СССР занялся исследованием своего народа и продвижением идентичности кумандинцев. В 1990-е годы он создал солтон-скую общину, организовал этнофольклорную группу и факультативно преподавал в школе куман-динский язык. По словам солтонцев, в свое время он сумел «побороться за кумандинский народ»: «Когда было "распределение" народов в 1990-е годы, татары написали письмо, что в местах солтонских кумандинцев живут татары, то есть назвали нас татарами. Причем перечислили в нем все наши поселки. Но Алексеев нас отстоял, доказал, что тут живут кумандинцы»1. Активности Алексеева удивлялись сами солтонцы: «Бегал-бегал, все двери от него закрывали на ключ, а он все равно заходил» (ПМА 2022). Сегодня среди солтонцев нет очевидного лидера: по словам нынешнего руководителя общины Владимира Федотова, они ждут достойного кумандинца, который мог бы возглавить их группу (рис. 4, см. вклейку).

Первая общественная организация кумандинцев была создана в 2000 году силами сторожила красногорских кумандинцев Лидии Кукоевой. В дальнейшем были организованы другие сообщества кумандинцев, которых сегодня в Алтайском крае насчитывается шесть: 4 — в г. Бийске, 1 — в с. Солтон и 1 — в с. Красногорское. Наличие подобных организаций и общин позволяет участвовать в тендерах, грантовых конкурсах и мероприятиях по государственной поддержке. Некоторые кумандинские активисты уже несколько раз открывали и закрывали юрлица и стали уже в некотором смысле специалистами по составлению документов и заполнению регистрационных форм. Правда, отдаленность с. Солтон создает трудности в стабильной деятельности организации: кумандинцы этой группы жалуются, что «за каждой подписью и печатью нужно ездить

1 В этом отношении ситуация у кумандинцев и роль их лидера напоминают опыт Алексея Маметьева в возрождении этничности уральских нагайбаков (см.: Головнёв, Белоруссова 2018).

в город [Бийск]». Не так давно они обнаружили, что их организацию два года назад и вовсе закрыли.

Кумандинцы активны в отстаивании прав и льгот, положенных им как коренному малочисленному народу. Главным преимуществом своего статуса они считают возможность раннего выхода на пенсию: женщины — в 50, мужчины — в 55 лет. По словам кумандинцев, сегодня эта льгота достаточно отлажена: «Просто приходишь в МФЦ и отдаешь документы, которые доказывают, что ты кумандинец» (ПМА 2022). Подобная привилегия доступна всем, кто прописан в установленных местах традиционного проживания народа и располагает доказательствами, что он кумандинец по крайней мере в третьем поколении. Местные жители признают, что сегодня почти не осталось «чистых» кумандинцев — в основном это «метисы», рожденные от браков кумандинцев с русскими. Виталий Тебереков считает, что нужно продолжать борьбу за предоставление льгот и субсидий — в частности настаивать на выделении дополнительных квот для охоты (как вида основной традиционной деятельности этнической группы), а также продвигать проект по расширению мест традиционного проживания кумандинцев (Депутаты предлагают... 2022).

Кумандинцы вспоминают, как в советское время их дразнили «то татарами, то киргизами», в связи с чем они стеснялись называть свою национальность и говорить на родном языке. Жительница с. Солтон рассказывает: «С мамой идем, она говорит на своем, а я ей: "говори по-русски!"». В связи с нынешней возможностью получения льгот и привилегий ситуация изменилась: по словам солтонцев, «в советское время кумандинцы записывались русскими, а сейчас русские захотели быть кумандинцами» (ПМА 2022). Последние 20 лет кумандинцы ощущают этнический подъем и говорят о гордости за свой народ. В свое время Валентине Кастараковой пришлось добиваться в суде, чтобы ее признали представительницей кумандинцев, а не какого-либо другого народа. С 2007 г. жителям Бийска стали выдавать «удостоверение кумандинца» — это вызвало живой интерес среди представителей народа и даже конкуренцию за получение документа. Валентина Кукоева стала одной из первых обладательниц удостоверения и, по ее словам, она «очень довольна, что получила заветный документ» (В Бийске выдают. 2022).

Сегодня среди кумандинцев нет очевидного этнического лидера: жители считают, что в прошлом эту роль играли шаманы, которых «сегодня уже нет». По их словам, в советское время кумандинский шаманизм был дискредитирован и утрачен. Владимир федотов рассказал, что уже в 1950-е годы шаманы перестали пользоваться прежним авторитетом:

Когда я был маленьким, сильно заболел. Родители уже ни на что не надеялись и начали готовить рубашку [для похорон]. Чтобы меня вылечить, позвали шамана из леса. Он походил, в бубен чего-то бил, прыгал. Несколько раз приходил. А ему каждый раз нужно было что-то отдавать, то еду, то деньги. И видят, что мне только хуже. Позвали потом бабушку православную, она помолилась надо мной, сказала отцу в 5 утра сходить воды набрать на речке, он все сделал. И, правда, после бабушки я пошел на поправку. А тот [шаман] только деньги брал (ПМА 2022).

Сегодня в Бийске проживает потомок кумандинских шаманов Владимир Сарачаков, которого периодически приглашают на различные этнические мероприятия, где он в шаманском костюме проводит театрализованный обряд. По словам научного сотрудника Бийского краеведческого музея Дмитрия Ерошкина, «в его роду действительно были шаманы, а в детстве даже видения были. И он у нас на всех праздниках в шаманском костюме. Когда мы проводили выставку по кумандинцам он даже проводил обряд освящения — тут прыгал, стучал в бубен, что-то произносил». Сам Сарачаков относится к шаманским корням сдержанно и старается не выпячивать свой статус. По словам Ерошкина, «в жизни и не поймешь, что он шаман» (ПМА 2022).

Впрочем, место кумандинского шамана «пусто не бывает», а заполняется «самопровозглашенными» шаманами, которые пользуются популярностью среди туристов и вызывают раздражение представителей народа. В основном кумандинцы жалуются на Артема игнатенко, который называет себя «потомственным представителем коренных народов Алтая» и проводит шаманские обряды в созданном им этнопарке «Легенда». Д. Ерошкин высказался по этому поводу:

Это заманка для непросвещенных туристов. Я там был: это небольшая построенная этнографическая юрта с экспонатами. Там изображение Золотой бабы, которую тут искали больше двухсот лет. Он придумал неолитическую Венеру — и она у него представлена. Там еще деревянные идолы стоят. Люди прямо от восторга пищат, особенно те, кто ничего не понимает. Сам он выходит в шубе медведя и начинает, говоря по-простому, втирать всякую ересь. Однажды его Тебереков прижал к стенке и спросил: «Какой ты кумандинец, расскажи свою биографию?» Выяснилось, что его папа — украинец, а мама — казашка. Но он так везде себя раскрутил (ПМА 2022).

По размышлениям кумандинцев, наиболее острой этнической проблемой их народа является угроза утраты языка. Если по переписи 2010 г. родным языком владели 25,5 % кумандинцев, то сегодня их число уменьшается. В 2022 г. А. М. Беспалов провел анкетирование среди детей-кумандинцев по вопросам знания родного языка — в ходе опроса выяснилось, что в младшей группе исследуемых процент владения языком равен нулю. С одной стороны, проблема утраты кумандинского языка вызвала беспокойство среди этнически активной части народа, с другой — осознание угрозы сподвигло кумандинцев на реализацию этнических проектов. Ежегодно члены сообщества издают книги, брошюры, словари и разговорники по кумандинскому языку: в 2019 г. они выпустили пособия «Краткая грамматика кумандинского языка» и «Кумандинско-русский и русско-кумандинский словарь», в 2020 г. — «Русско-кумандинский разговорник», в 2021 г. — книгу «Бабушкины сказки» и брошюру «Сохраним язык лебединцев! (кумандинцев)». Кроме того, они выпускают книги по национальной одежде и кухне — «Этника и современность в одежде кумандинцев», «Из глубины веков (блюда кумандинской кухни)».

Проблемам кумандинского языка посвящают конференции и съезды, конкурсы и фестивали. Красногорские активистки реализуют проект «Учись кумандинскому языку вместе с родителями», проводят игры с детьми на родном языке, устраивают выставки детского рисунка, а также планируют ввести школьные занятия по кумандинской словесности и письменности. Одна из активисток кумандинского движения, Валентина Кастаракова, считает, что «необходимо создать школу с углубленным изучением кумандинского языка, в которой этот язык ученики будут изучать с начальных до выпускных классов как обязательный» (В. Кастаракова... 2022). Год назад кумандинцы провели в интернете акцию в поддержку родного языка «Мен куманды кижи» («Я — кумандинец»). В рамках мероприятия они записывали видео, в котором говорили о себе на родном языке, после чего выкладывали ролики в Сеть.

Кумандинцы подчеркивают важность возрождения языка для сохранения кумандинской идентичности: один из ключевых кумандинских проектов называется «Сохраняя язык — сохраняем народ». По словам руководителя красногорской общины А. Амировой, «только родной язык соединяет человеческие души, прошлое с настоящим, историю с современностью. Через родное слово человек становится частичкой своего народа» (Кумандинцы Алтая. 2022).

Еще одно направление кумандинских этнопроектов — проведение национальных мероприятий. Ежегодно в октябре кумандинцы устраивают праздник плодородия «Коча-кан», а также организуют детский фестиваль кумандинского творчества «Чаш канат». По словам А. Амировой, подобные мероприятия позволяют «возродить один из фрагментов векового пласта культуры прежней жизни кумандинского народа, вдохнуть воздух фольклорного Алтая, подзарядиться его народным мировидением». У кумандинцев есть несколько фольклорных групп: в 2013 г. в с. Красногорском был организован коллектив «Одычак», в 2010-х в Бийске основана этнофольклорная группа «Айрычак», а с 2009 г. в с. Солтон функционирует ансамбль «Талычак». Одна из трех участниц солтонского коллектива — русская, выучившая кумандин-ские песни и исполняющая их, по словам жителей, «едва ли не правильнее, чем сами куман-динцы» (рис. 5, см. вклейку).

Сегодня предметы кумандинской традиционной культуры содержатся в различных алтайских музеях, а наиболее полная экспозиция представлена в Бийском краеведческом музее.

В селениях кумандинцев музейные коллекции практически отсутствуют: по словам представителей группы, «что-то было вывезено этнографами, а многое просто утрачено». Сегодня кумандинцы начинают собирать оставшееся этнокультурное наследие: в с. Солтон существует краеведческий музей, где планируется сделать обширную экспозицию по кумандинцам, а в Доме культуры с. Красногорское есть небольшой «кумандинский уголок», в котором представлены некоторые предметы утвари. Музейные экспонаты в Красногорском доме культуры находятся в общем доступе, и недавно представительницы общины заметили пропажу двух ценных вещей. Неприятное событие вызвало переживание среди красногорских активисток: «Эти вещи принесла нам местная жительница. Что мы ей на это скажем?» Однако печальная история обернулась не унынием, а, наоборот, мотивацией к дальнейшим более масштабным замыслам: теперь кумандинки мечтают о создании настоящего музейного комплекса — этнопарка, в котором они могли бы представлять свою культуру, проводить праздники и фестивали: «Сейчас мы подали заявку на создание национального парка и хотим сделать там национальный уголок. В этом парке будут гулять жители, а мы будем совершать обряды, приглашать гостей, проводить праздники» (ПМА 2022).

Во время пандемии кумандинцам пришлось снизить активность в физическом пространстве, однако кое-что удалось сделать онлайн: они стали выкладывать в сеть записи национальных песен, а также запустили подкаст с кумандинскими сказками. В планах у них — сделать мобильное приложение «Самоучитель по изучению кумандинского языка», а также составить электронный корпус родного языка. Лидер бийской общины В. Тебереков считает, что кумандинцам необходимо создать собственный интернет-сайт. По его словам, «примерно с 2005 по 2010 год подобный веб-ресурс существовал, однако он не развивался, и в скором времени его закрыли». По словам сотрудника Департамента внутренней политики Т. Б. Лисенковой, при распределении средств на поддержание малой народности кумандинцев они получали заявку на создание сайта про куман-динцев, однако она была недостаточного качества для ее поддержки. Представители департамента поддерживают инициативы по созданию электронных ресурсов по кумандинцам, однако ждут проекты надлежащего уровня.

Несмотря на обширную цифровизацию, в кумандинских селениях интернет остается труднодоступным, а кое-где и вовсе недоступным. По словам А. Амировой, созданный ею YouTube-канал плохо функционирует, поскольку одно видео «грузится всю ночь». Виртуальную этничность кумандинцев поддерживают не только представители народа, но и внешние пользователи. К примеру, исследователь А. М. Беспалов в группе «ВКонтакте» «Кумандинцы Алтая» проводит конкурс среди молодых кумандинцев по изучению их этнической культуры. Тот, кто представит наибольшее количество качественных визуальных материалов по традициям народа, получит главный приз — смартфон.

Кумандинцы считают, что усилия, направленные на поддержку народа, дают свои плоды. Как отмечают местные активисты, «сейчас по кумандинцам есть прогресс, еще десять лет назад дети в школах стеснялись говорить, что они кумандинцы, а теперь нет». Несмотря на малочисленность народа, благодаря своей активности в некоторых селениях кумандинцы имеют «моральное большинство». Наталья Глухова рассказала следующий случай:

Как-то в школе задали вопрос, какие народности проживают на территории нашего села, все молчали, только мальчик русский поднял руку и говорит: «Кумандинцы». Хотя кумандинцев у нас гораздо меньше русских. Иногда дети говорят: «У нас проживают кумандинцы и некоторые там другие народности» (ПМА 2022).

Активность коренной общности впечатляет представителей других народов. Русская жительница сказала, что у кумандинцев здесь «свое государство». Кумандинцы активны в продвижении своей этничности и выстраивании равного диалога с соседями. К примеру, В. Тебереков всегда поправляет, когда кто-либо называет кумандинцев «диаспорой» или говорит о них с долей пренебрежения.

* * *

Сегодня кумандинцы переживают этнический подъем и испытывают интерес к собственной культуре. Во многом такие негативные факторы, как угроза исчезновения языка и утраты идентичности, привели к этнорефлексии, которая стала мотивацией в создании различных этнических проектов, организации общин и общественных организаций. Внешним стимулом к продвижению этничности является интерес соседей, поддержка со стороны администрации, внимание телеканалов и интернет-изданий. В дальнейшем ЭтноЭкспедиция планирует углубленное изучение на Алтае динамики этнического активизма и этнопроектов, а также исследование виртуальной идентичности алтайских групп. Кроме того, в планах — расширение полевой работы среди всех коренных малочисленных народов Алтая, где будут проведены детальная фиксация этнокультурного многообразия и вариаций идентичности, а также изучение стратегий этнодиалога и межэтнической коммуникации.

список источников И ЛИТЕРАТУРЫ

ПМА 2022 — полевые материалы автора из экспедиции в Алтайский край и Республику Алтай. Август-сентябрь 2022 г

Белоруссова С. Ю. Из Парижа в Париж: путешествие нагайбаков по дорогам предков // Уральский исторический вестник. 2014. № 3 (44). С. 128-135.

Белоруссова С. Ю., Калугина М. С., Курлаев А. Е., Палкин А. С. ЭтноЭкспедиция «Урал-2012» // Уральский исторический вестник. 2012. № 4 (37). С. 138-143.

В Бийске выдают удостоверение кумандинца. 11.05.2007. URL: https://www.bankfax.ru/news/43196/ (дата обращения: 01.12.2022).

Валентина Кастаракова: «Чтобы сохранить кумандинский язык, нужно привлечь молодежь к изучению песен и сказаний нашего народа». 15.11.2012. URL: https://bamaul.bezformata.com/hstnews/kumandinskij-yazik-nuzhno-privlech/7813827/ (дата обращения: 02.12.2022).

Головнёв А. В., Белобородов С. А., Перевалова Е. В. ЭтноЭкспедиция «Урал-2011» // Уральский исторический вестник. 2011. № 4 (33). С. 131-135.

Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю. О роли личности в этноистории: Алексей Маметьев и народострои-тельство нагайбаков // Этнографическое обозрение. 2018. № 5. С. 78-94.

Депутаты предлагают расширить список мест традиционного проживания кумандинцев. 24.10.2022. URL: https://www.akzs.ru/news/92/97163 (дата обращения: 01.12.2022).

ДыренковаН. П. Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012.

Кумандинцы Алтая провели в интернете акцию в поддержку родного языка. 12.11.2021. URL: https:// nazaccent.ru/content/37125-kumandincy-altaya-proveli-v-internete-akciyu-v-podderzhku-rodnogo-yazyka.html (дата обращения: 02.12.2022).

Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. Барнаул: АлтГУ, 2013.

Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. Л.: Наука, 1969.

Радлов В. В. Из Сибири. М.: Наука, 1989.

Сатлаев Ф. А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк XIX — первой четверти ХХ века. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1974.

Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005.

REFERENCES

Belorussova S. Yu. Iz Parizha v Parizh: puteshestvie nagaibakov po dorogam predkov [From Paris to Paris: Nagaibaks' Journey Along the Roads of their Ancestors]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2014, no. 3 (44), pp. 128135. (In Russian)

Belorussova S. Yu., Kalugina M. S., Kurlaev A. E, Palkin A. S. Etnoekspeditsiia "Ural-2012" [EthnoExpedition "Ural-2012"]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2013, no. 4 (37), pp. 138-143. (In Russian)

KYHCTKAMEPA I KUNSTKAMERA № 4 (18) ■ 2022

Dyrenkova N. P. Tiurki Saiano-Altaia: stat'i i etnograficheskie materialy [Turks of Sayano-Altai: Articles and Ethnographic Materials]. St. Petersburg: MAE RAS, 2012. (In Russian)

Funk D. A. Miry shamanov i skazitelei: kompleksnoe issledovanie teleutskikh i shorskikh materialov [The Worlds of Shamans and Storytellers: A Comprehensive Study of Teleut and Shore Materials]. Moscow: Nauka, 2005. (In Russian)

Golovnev A. V., Beloborodov S. A., Perevalova E. V. Etnoekspeditsiia "Ural-2011" [EthnoExpedition "Ural-2011"]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2011, no. 4 (33), pp. 131-135. (In Russian)

Golovnev A. V., Belorussova S. Yu. O roli lichnosti v etnoistorii: Aleksei Mamet'ev i narodostroitel'stvo nagaibakov [On the Role of Personality in Ethnohistory: Alexey Mametiev and Nation-Building Nagaibaks]. Etnograficheskoe obozrenie, 2018, no. 5, pp. 78-94. (In Russian)

Nazarov I. I. Kumandintsy: traditsionnoe khoziaistvo i material'naia kul'tura [Kumandins: Traditional Economy and Material Culture]. Barnaul: AltSU, 2013. (In Russian)

Potapov L. P. Etnicheskii sostav i proiskhozhdenie altaitsev. Istoriko-enograficheskii ocherk [Ethnic Composition and Origin of the Altaians. Historical and Ethnographic Essay]. Leningrad: Nauka, 1969. (In Russian) Radlov V. V. IzSibiri [From Siberia]. Moscow: Nauka, 1989. (In Russian)

Satlaev F. A. Kumandintsy: istoriko-etnograficheskii ocherkXIX — pervoi chetverti XXveka [Kumandintsy: Historical and Ethnographic Essay of the 19th—First Quarter of the 20th Century]. Gorno-Altaisk: Altaiskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1974. (In Russian)

Submitted: 12.09.2022 Accepted: 12.11.2022 Published: 15.12.2022

К статье С. Ю. Белоруссовой

Рис. 1. Красногорские кумандинки. Алтайский край. Фото С. Ю. Белоруссовой, 2022 г. Fig. 1. Krasnogorsk Kumandins. Altai Krai. Photo by S. Yu. Belorussova, 2022

Рис. 2. Красногорская кумандинка. Алтайский край. Фото С. Ю. Белоруссовой, 2022 г. Fig. 2. Krasnogorsk Kumandin. Altai Krai. Photo by S. Yu. Belorussova, 2022

Рис. 3. Виталий Тебереков. URL: https://vk.com/v.petukhov1978?z=photo225820565_457239493°/o2Fphotos225820565

(дата обращения: 11.12.2022)

Fig. 3. Vitaly Teberekov. URL: https://vk.com/v.petukhov1978?z=photo225820565_457239493°/o2Fphotos225820565

(accessed 11.12.2022)

Рис. 4. Владимир Федотов. Алтайский край. Фото С. Ю. Белоруссовой, 2022 г. Fig. 4. Vladimir Fedotov. Altai Krai. Photo by S. Yu. Belorussova, 2022

Рис. 5. Деревянная скульптура «Мать». Бирюзовая Катунь, Алтайский край. Фото С. Ю. Белоруссовой, 2022 г. Fig. 5. Wooden sculpture "Mother". Biriuzovaia Katun', Altai Krai. Photo by S. Yu. Belorussova, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.