научный журнал
НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ЭТНОБОТАНИКА КАК БОТАНИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОБЛАСТЬ НАУКИ
Нурлыева Джахан Дурдымаммедовна
Преподаватель, Кафедра медицинской биологии и генетики, Туркменский государственный медицинский университет им. Мырата Гаррыева г. Ашхабад Туркменистан
Векилова Шемшат Сапармухаммедовна
Преподаватель, Кафедра медицинской биологии и генетики, Туркменский государственный медицинский университет им. Мырата Гаррыева г. Ашхабад Туркменистан
Ходжагелдиева Абат Гелдиевна
Преподаватель, Кафедра медицинской биологии и генетики, Туркменский государственный медицинский университет им. Мырата Гаррыева г. Ашхабад Туркменистан
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы этноэкология превратилась в важную область знания из-за понимания научным сообществом того, что огромный объем знаний, содержащихся как в местных, так и в народных культурах, быстро утрачивается по мере разрушения естественных экосистем и локальных культур в результате глобализации, урбанизации и сокращения численности и исчезновением малых народов.
История формирования этноботаники
Этноботанические полевые работы изначально задумывались как искусство и умение, которым занимаются путешественники, пересекая страны и континенты, которые, чтобы задокументировать обычаи и верования (Elisabetsky, 1990). В настоящее время не только ученые, но и многие местные жители приняли этноботанику как науку и начали использовать этноботанические методы для исследования своих сообществ. Как следствие, этноботаника трансформирует традиционные знания в научные. Традиционными знаниями считают те, которые были получены от местных жителей, а научными считают информацию, полученную в результате исследований.
Ричард Эванс Шульц: Отец современной этноботаники
Альфредо Баррера, один из первых пропагандистов этноботаники в Мексике, писал: «Лучшим этноботаником был бы член этнического меньшинства, который, обученный как ботанике, так и антропологии, изучал бы... традиционные знания, культурное значение, а также управление и использование флоры. И было бы еще лучше для него и людей если бы его исследование могло принести экономические и культурные выгоды для его собственного народа»
Этноботаника охватывает широкий спектр дисциплин. Префикс «этно» обрел огромную популярность в наши дни, так как он выражает некую приверженность к тому, чем занимаются люди, как они смотрят на мир, какие исследования проводят и что создают.
Когда данный префикс используется перед названием академической дисциплины, такой как ботаника или фармакология означает, что исследователи изучают восприятие культурных и научных знаний местными жителями
Этноботаника - это наука, которая занимается изучением того, как люди взаимодействуют с растениями. Она является междисциплинарной наукой, которая объединяет широкий спектр ученых различных специализаций людей для исследований, обмена специальными знаниями и навыками. Время от времени, несколько исследователей работают вместе как команда, планируя и осуществляя полевой проект. Ботаники собирают и идентифицируют образцы растений, лингвисты изучают местные названия и даилекты, антропологи регистрируют экологические знания, фармакогнозисты анализируют лечебные свойства растений, экологи описывают местную классификацию типов растительности, экономисты-ресурсоведы оценивают ценность лесных продуктов. Эта командная работа является скорее исключением, чем правилом. Этноботаники должны часто работать в одиночку, преодолевая границы многих академических дисциплин в своем стремлении достичь целостного видения. Из за некоторых некомпетентных суждений на тему данной специфики работы, этноботаники по-прежнему известны как одиночки, которые выходят в неизведанные девственные леса, чтобы связаться с изолированными группами коренных народов и составить перечень лекарственных и галлюциногенных растений, секреты которых известны только шаманам и знахарям. Некоторые наблюдатели приходят к выводу, что этноботаника - это старомодный бизнес по созданию каталогов полезных растений и животных, что больше связано с первыми исследователями, миссионерами и историками природы, чем с современными учеными. Все это заблуждения, которые должны быть развеяны современным обществом.
Этноботаники действительно работают в первичных лесах, при этом они интересуются различными типами растительности, которые подверглись антропогенному воздействию, от домашних садов до зрелых вторичных лесов, где встречается большинство полезных растений. Кроме того, ученые этноботаники изучают самих местных жителей и включают их в рабочий процесс и проводимые ими исследования
Многие исследования посвящены экологическим знаниям коренных народов мира, но некоторые этноботаники проводят работу с традиционными сельскохозяйственными рабочими, которые не считают себя коренными жителями. Те, кто определяют себя коренными жителями, ведут различный образ жизни, некоторые люди имеют совсем незначительные контакты с внешним миром и сохраняют свои традиции, но большая часть такого населения интегрирована в экономику и политику страны, в которой оно живет.
Большая часть этноботанических исследований проводится в сельской местности, некоторые исследования, охватывающие описание растений или животных, продаваемых на городских рынках, проводятся в городах (Сахобиддинов, 1947). Этноботаника больше не связана с простым составлением различных видов перечней и списков. Систематические исследования местных ботанических и экологических знаний позволяют ученым решать теоретические вопросы об отношениях между людьми и их окружающей средой и вносить вклад в проекты развития и сохранения сельских районов. В рамках этих теоретических и практических подходов этноботаники продолжают каталогизировать информацию о местной классификации и использовании растений и животных. Впечатление о том, что этнобиологические инвентаризации являются старомодными, быстро развеивается, если выслушать местных жителей и исследователей, которые говорят о срочности регистрации экологических знаний и сбора биологических организмов, прежде чем они исчезнут навсегда.
Предметное поле дисциплины и ее актуальность
Этноботаника - молодая наука, которая в настоящее время активно развивается в Австралии, Канаде, США, странах Северной и Центральной Африки, Южной Америки, Иордании, Иране, Ираке, Индии, Китае, Пакистане, и в ряде европейских стран (Pardo de Santayana, 2010).
В то время как в России и странах СНГ этноботанические исследования как таковые практически не проводятся. Знания о традиционном применении растений в локальных культурах фиксировались историками, путешественниками, краеведами, этнографами, фармакологами, специализирующихся на фитопрепаратах (Schmidt, 2017). Несмотря на это, многие народные знания уже потеряны навсегда, так как их носители исчезли, так и не передав свой опыт следующим поколениям. В связи с актуализацией необходимости исследования растений как стратегически важного источника лекарственных препаратов станут востребованными комплексные этноботанические экспедиции в районы компактного проживания малых народов, населяющих территорию РФ. Это позволит вдобавок собрать и переосмыслить в научном ключе уходящие аутентичные народные знания об использовании видов местной флоры в их обрядовой и духовной культуре. Такие материалы будут полезны в поиске новых лекарственных видов растений, в том числе, диких сородичей культурных сортов, которые могут не только быть источниками для получения биологически активных веществ и основой новых лекарственных препаратов, но и стать основой для селекции
Мультидисциплинарная природа этноботаники
Этноботаника - наука, исследующая взаимодействия людей с растениями. Этноботанику включают в этнобиологию. Основная задача этноботаники - выявить, как растения традиционно используются и воспринимаются в человеческом обществе (включая растения для пищи, медицины, предсказаний, косметики, окрашивания тканей, для строительства, в качестве инструментов, денег, одежды, ритуалов), и какова роль растений в социальной жизни.
В этноботанике существует четыре основных взаимосвязанных направления: 1 - базовая документация традиционных ботанических знаний; 2 - количественная оценка использования и управления ботаническими ресурсами; 3 - экспериментальная оценка пользы от растений, как для природы, так и для коммерческих целей; 4 - прикладные проекты, которые стремятся повысить ценность, приобретаемую местными жителями от своих экологических знаний и ресурсов
Уолтер Льюис, этноботаник из Вашингтонского университета, предложил назвать первые три элемента базовой, количественной и экспериментальной этноботаникой, соответственно.
Этноботаника является междисциплинарной «пограничной» наукой, находящейся на стуке естественных и гуманитарных областей знания. Шестью основными дисциплинами, способствующими этноботаническому исследованию принято считать: ботанику, этнофармакологию, антропологию, экологию, экономику и лингвистику. В любом долгосрочном проекте методы, заимствованные из этих областей, могут быть объединены для проведения систематического обзора традиционных ботанических знаний в одном сообществе или регионе, выбор областей частично зависит от того, какой проект планируется.
Этноботанические описания снабжены латинскими, русскими и местными названиями, краткими характеристиками местообитаний рассматриваемых растений, а в некоторых случаях и историко флористическими заметками.
Значение этноботанических исследованиях для развития современных технологий и научная значимость
В связи с глобальной урбанизацией, сопровождающейся сокращением численности и исчезновением малых народов, утрачивается накопленный за столетия опыт использования лекарственных растений. Этноботанические исследования позволяют зафиксировать народные знания о лечении растениями и переосмыслить их в научном ключе.
Этноботаническое исследование содержит описания методов, полезных для работы с местными сообществами, необходимо узнать о том, какой информацией они обладают и как используют представителей растительного мира. Например, определить какие виды растений, используются определенными социальными группами, в каких количествах и для каких целей. Этноботанические исследования могут помочь выявить проблемы сохранения растительного мира, например, узнать, превышают ли темпы сбора растений, темпы их отрастания. Тот факт, что этноботаника является наукой, 10 связывающей местные сообщества, различных специалистов, и ученых, означает, что можно начать работу по поиску решений проблем сохранения и развития местных традиций и растительного мира. Первым этапом к решению данных проблем послужит обычный сбор информации об использовании растений.
Многие люди, особенно в более бедных странах, полагаются на дикорастущие растения для производства продовольствия, строительных материалов, дров, лекарств и многих других целей. Наблюдается тенденция уменьшения доступности ресурсов диких растений, что связано с увеличением численности людей и последствиями конкуренции с другими формами землепользования. Этноботанические исследования могут помочь местным общинам более четко определить свои потребности в растительных ресурсах.
Традиционно местные сообщества во всем мире чрезвычайно хорошо осведомлены о расположении и пользе местных растений и других природных ресурсах, от которых они так непосредственно и тесно зависят (Кощеев, 1980). К сожалению, большая часть богатства знаний теряется по мере разрушения традиционных культур. Этноботаники могут сыграть очень полезную роль в спасении исчезающих знаний и возвращении их местным сообществам. Таким образом, местные этноботанические знания могут быть сохранены как часть живых культурно-экологических систем, помогая поддерживать чувство гордости за местные культурные знания и практики, укрепляя связи между сообществами и окружающей средой, столь необходимые для сохранения.