ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 134-136.
УДК 393
А.А. Мусагажинова
ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА КАЗАХОВ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ
Использование этноархеологического подхода является актуальной проблемой в изучении погребального обряда казахов Павлодарского Прииртышья, так как позволяет рассмотреть обряд масштабно и выявить локальные особенности. Анализируются возможные перспективы использования метода этноархеологии в реконструкции погребального обряда казахов Павлодарского Прииртышья. Акцент сделан на изучении погребального обряда и других сторон культуры казахов в этнографо-археологическом аспекте, т. е. с привлечением более широкого круга источников на основе интеграции археологии и этнологии. Также выявлены параллели в погребальном обряде казахов Прииртышья на стыке трех веков (XVIII-XIX-XX). Делается вывод, что погребальный обряд казахов Павлодарского Прииртышья заключает в себе ценную информацию. Но имеющийся колоссальный массив информации не в достаточной мере востребован специалистами, обращающимися к проблемам традиционной культуры, безусловно, это сказывается на объективности выводов и достоверности исторических реконструкций. Характерной особенностью источниковой основы рассматриваемого региона является слабая насыщенность письменными документами. В этих условиях особую роль приобретают новые этнографические источники и соответствующие им методы исследования, благодаря которым мы сегодня имеем информацию о материальной и духовной культуре населения Прииртышья.
Ключевые слова: этноархеология, источники, методология, погребальный обряд, доисламские элементы, мусульманский компонент.
Традиционно погребальный обряд современных народов изучался с помощью этнографических методов исследования, в ходе которого фиксировалась этнографическая реальность, имевшая место на момент исследования. При этом понять семантику и истоки явления можно лишь при наличии информации, относящейся к более раннему времени, что возможно только при наличии последовательно сменяющих друг друга обрядовых комплексов, уходящих в глубь тысячелетий. В археологии погребальная обрядность изучалась, как правило, в комплексах, датируемых не позднее XIV-XVI вв. Погребальный обряд Нового времени археологами почти не изучался, так как считался сферой интересов исторической и этнографической науки. К примеру, практически на каждом могильнике раннего железного века встречаются одно-два погребения XVII-XVIII вв., и поскольку погребения не входят в круг интересов археологов, занимающихся более ранним периодом, все материалы остаются неопубликованными. Информацию можно почерпнуть из археологических отчетов, доступ к которым весьма ограничен.
Однако в погребальном обряде в силу объективных причин этот хронологический период не может изучаться только историей и этнографией, так как методика этнографической науки рассчитана на исследование процессов, происходящих в режиме реального времени. Сведения письменных источников фрагментарны, нередко противоречивы и зачастую недостаточны для реконструкции погребального обряда, который трансформируется во времени и должен изучаться в развитии. Подобное состояние серьезно затрудняло применение ретроспективного подхода, по скольку неминуемо образовывались источниковые лакуны между совре-
© А.А. Мусагажинова, 2015
Этноархеологический метод в изучении погребального обряда казахов...
135
менностью и средневековьем, которые сегодня можно заполнить лишь путём комплексного подхода, применяя археологические, этнографические, естественнонаучные и другие методы исследования. В связи с этим в последние десятилетия всё более распространённым становится этноархеоло-гический подход в изучении культуры современных народов. Активно разрабатываются теория и методология археолого-этнографического исследования, сформировалось целое научное направление, получившее название этноархеология [1]. В результате активной разработки этноархеологи-ческой проблематики омские ученые могут дать свое видение этноархеологии как науки. Пролог научных археологических исследований относят к началу XVIII в., выделение этнографии в самостоятельную науку датируют 20-ми гг. XIX в., а в России даже серединой 40-х гг. XIX в. Учитывался и тот факт, что связи археологических и этнографических исследований имели и имеют разную степень сопряженности. Периодизация этноархеологии как науки принадлежит Н.А. Томилову, в этой работе участвовал также А.В. Жук [1]. Теоретические наработки возможности использования этноархеологической методики в изучении погребального обряда представлены в монографии М.А. Корусенко «Погребальный обряд Тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв.» [2].
В результате археологических исследований на комплексе Калбасунская башня в Майском районе и Аулиеколь в Экиба-стузском районе Павлодарской области мы получаем картину обряда XVIII-XIX вв., а по материалам этнографии можем охарактеризовать обряд XIX-XX, тем самым возможно проследить трансформацию обряда на стыке трех веков.
Рассматривая погребальный обряд казахов Павлодарского Прииртышья, возможно утверждать, что сохранились многие традиционные элементы. Но на сегодняшний день существует мощное воздействие на традиционную культуру процессов урбанизации, миграции, глобализации и других факторов. Также немаловажное значение имеет и смена поколений, сопровождающаяся неизбежной утратой части исторической и этнографической информации.
Традиционные элементы сохранились, в особенности в процессе обмывания, положения в могилу. Ряд элементов утратил первоначальное значение, некоторые со временем трансформировались, например, оплакивание, искупление грехов покойного.
Параллели в погребальном обряде казахов Павлодарского Приртышья
В ходе сравнения археологических и этнографических данных на комплексе Калба-сунская башня в Майском районе Павло-
дарской области в 2007 г. обнаруживается ряд параллелей. Например, сооружение специальных подушек из дерна и материковой почвы в изголовье могил. У казахов, как и в прошлом, преобладали два варианта ориентации покойного: по оси север - юг и запад - восток [3]. При этом западная ориентировка погребенных - одна из характерных в традиционном погребальном обряде казахов и восходит к кочевникам. По археологическим материалам Майского района преобладали западная ориентировка погребенных с отклонениями к северу или к югу. То, что умершего ориентируют головой на запад, наши информаторы объясняют тем, что его «солнце зашло» [4].
Существуют и различия: на сегодняшний день глубина могильной ямы варьируется в зависимости от пола погребенного, мужчинам - по пояс, а женщинам - по грудь, по археологическим данным, глубина могильной ямы в XVIII-XIX вв. составляла в среднем 40-60 сантиметров, связь с половой принадлежностью не прослежена.
Таким образом, полученные археологоэтнографические материалы позволяют проводить сравнения погребальной обрядности населения изучаемого района между двумя хронологическими блоками. Археологический комплекс Нового времени представлен тремя типами погребений, отражающих как древние, языческие, традиции, так и мусульманские [5].
Наличие заупокойной пищи, украшения-обереги, присутствие огня в погребальном ритуале указывают на преемственность в погребальной обрядности с памятниками кыпчакского времени, исследованными в могильниках Ждановский, Акмола XI-XII вв. н. э.
Наряду с доисламскими ярко выражены черты мусульманской обрядности, которые проявляются в почти полном отсутствии инвентаря, остатков одежды, курганной насыпи, вытянутом трупоположении, ориентировке лицевого свода черепа на юг в сторону Кыблы.
Этнографический комплекс также характеризуется наличием доисламских элементов и перекрывающей их ярко выраженной мусульманской традицией. Современный погребальный обряд характеризуется усилением мусульманских канонов, утверждением норм шариата, что в целом характерно для погребальной обрядности других территориальных групп казахов.
В археологических и этнографических материалах ярко выражен синкретизм языческих и мусульманских традиций, прослеживается преемственность в погребальном обряде. Между погребениями XVIII-XIX вв. и современными погребениями казахов имеются параллели в ориентировке и трупоположении погребенных, наличии специаль-
136
А.А. Мусагажинова
ных возвышений в изголовье могил, перекрытиях из дерева, в обряде аластау видны отголоски культа огня, следы которого зафиксированы в погребениях на некрополе Калбасунской башни.
Наличие связей и преемственности между археологическими и этнографическими материалами позволяет объединить их в один этнографо-археологический комплекс, характеризующий погребальный обряд среднеиртышской группы казахов Среднего Жуза в XVIII-XX вв.
Дальнейшее изучение погребального обряда и других сторон материальной и духовной культуры казахов методами археологического и этнографического исследования позволит более комплексно изучить культурно-исторические процессы и будет способствовать созданию целостной и объективной картины развития культуры населения Павлодарского Прииртышья с древнейших времен до наших дней.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Жук А. В., Тихонов С. С., Томилов Н. А. Введение в этноархеологию : учеб. пособие для студентов исторических факультетов высших учебных заведений. Омск : Наука, 2003. 72 с.
[2] Корусенко М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв.: Опыт анализа структуры и содержания. Новосибирск : Наука 2003. 192 с. (Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума; т. 7).
[3] Смагулов Т. Н., Мусагажинова А. А. Отчет о работе археолого-этнографической экспедиции Павлодарского государственного педагогического института. Павлодар, 2006.
[4] Полевая тетрадь № 2. Исследования этнографического отряда Павлодарского педагогического института в Екибастузком районе Павлодарской области 2007-2008 гг.
[5] Смагулов Т. Н. Калбасунская башня : монография / отв. ред. Б. А. Байтанаев. Алматы : [s. n.], 2012. 158 c.