микротеррасах отводится место для луковичных растений, а в центральной части - для коллекции тюльпанов. Пик цветения в экспозиции "Сад весеннего цветения" придется на март-апрель. Помимо эстетической, новая экспозиция будет выполнять научно-просветительскую функцию. Посетители смогут ознакомиться с большим разнообразием сортов и форм декоративного персика, хеномелеса, тюльпана и других декоративных растений.
При разработке ассортимента растений для создания весеннецветущей экспозиции отобраны сорта с ценными декоративными качествами и различным периодом цветения, что обеспечит яркое и продолжительное цветение сада в течение четырех месяцев. Такой состав растений рекомендуется для широкого использования при создании подобных весеннецветущих выставок-фестивалей в ботанических садах, городских парках и других рекреационных объектах на Юге России. Огромное разнообразие сортов и экологическая пластичность тюльпанов позволяют широко использовать их для озеленения в различных климатических зонах.
УДК 58.006+712.03
ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ (НА ПРИМЕРЕ БАХАИЗМА)
Гольдин Е.Б.
Академия биоресурсов и природопользования (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Религия бахаи - одна из самых молодых в мире, зародившаяся в середине XIX века в Иране (Шираз) и насчитывающая около 5 млн. последователей в 206 странах, -базируется на ряде краеугольных принципов. К ним относятся мир и миротворчество, единство человечества и всех религий, равноправие мужчин и женщин, гармония науки и религии, культ образования и научно-технического прогресса, необходимость единого языка международного общения, красота и гармония.
В работах основателей бахаизма Бахауллы (1817-1892) и его старшего сына Абдул-Баха (1844-1921) содержится множество аллегорий и символов, заимствованных из окружающей природы, которые влияют на душу человека, - солнце, облака, горы и долины, реки, моря и океаны, птицы и деревья, парки и сады. Например, символ Бахауллы - соловей, символ человечества - птица, крылья которой могут ассоциироваться с наукой и религией, мужчиной и женщиной, а символ учения -павлин, охраняемый орлами.
Сельское хозяйство считается главной составляющей развития общества, обработка почвы - важнейший залог прогресса цивилизации, а неумелое обращение и использование земли приводит к упадку и запустению, превращая планету в бесполезные и бесплодные заросли, лишая людей будущего, но исключение представляют территории, находящиеся под управлением природы. Религиозное учение бахаи содержит сотни обращений к растениям в символическом и метафорическом контекстах, ребенок, например, ассоциируется с нежным растением, «младой порослью в саду любви», которой предстоит воплотиться в «плодоносящее древо», а дети - «растения сада Твоего, цветы луга Твоего, розы цветника Твоего». При этом особая роль отводится садам как аналогу многоликого человечества и их создателям (Gardeners): сад, где все растения одинаковы по форме, цвету и
благоуханию, монотонный и тусклый. Но в то же время, сад, где рядом произрастают деревья, кустарники и цветы всевозможных окрасок, форм и ароматов, создан для обаяния и красоты. Это источник наслаждения, порожденный своеобразием и различиями: здесь каждый индивидуум - цветок, дерево или плод - прекрасен сам по себе, привлекая своей контрастностью и подчеркивая преимущество неповторимого очарования каждого и всех вместе.
Бахайские священные места и храмы - Дома Поклонения, имеющие девять входов и один купол, символизирующий единство религий, - окружены великолепными садами. Их красота, изысканность, умиротворенность и утонченность не только символизируют превращение тернистых джунглей человеческой натуры в прекрасные розарии, но и внушают глубокое благоговение перед миром природы и трудом специалистов. В центре композиции находится златоглавый храм, сооруженный в виде девятиугольной звезды - олицетворения бахаизма, к которому ведут все радиально расположенные тропы. Сегодня бахайские садово-парковые комплексы существуют во многих странах - в Индии и Израиле, Австралии и США, Германии и Уганде, Панаме, Чили и Самоа. В них гармонично сочетаются охрана природы, практичность и высокий стиль, восточные и западные элементы. Типичные персидские райские сады с геометрически очерченными формами клумб и причудливым сочетанием различных цветов, световых эффектов и тени соседствуют с европейскими колоннами из итальянского мрамора и декоративными чашами и перемежаются с оливами, кипарисами, цитрусовыми и гранатовыми деревьями.
Бахайские сады в Хайфе и Акко (Израиль) были внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО 8 июля 2008 г. на заседании соответствующего комитета в Квебеке (Канада), став первыми объектами, связанными с религиозными традициями современности. Комитет, принимая это решение, руководствовался двумя критериями: (iii) священные места бахайской религии, ежегодно посещаемые сотнями тысяч паломников со всего мира (0,5 млн.), свидетельствуют об устойчивой культурной традиции и (vi) оба объекта представляют собой места большого значения для одной из мировых религий.
Бахайские садово-парковые ландшафты очень похожи на уникальный эксперимент, где сосуществуют идеально ухоженные газоны и суккуленты, природная флора Ближнего Востока и Средиземноморья, вторичные заросли и посадки, растительность песчаных дюн, гор Атласа, Иберийского полуострова и Канарских островов; всего около 450 видов растений с высоким потенциалом выживаемости в неблагоприятных условиях при минимуме воды. Ассортимент тщательно подобран, причем во внимание принимаются цветовая гамма, высота и физиологические характеристики растений.
Бахайские сады в Акко (Бахджи), где насаждения Cupressus sempervirens L. окружают обитель и место упокоения Бахауллы, выполняя ритуальную функцию, принадлежат к наиболее посещаемым местам (свыше одного млн. человек в год).
Бахайский комплекс в Хайфе расположен на склоне горы Кармель, работы по проектированию садов начал архитектор Фариборз Сахба (Иран), ранее создавший Храм Лотоса в Дели, в 1987 г., с 2001 г. они открыты для посещения; стоимость строительства составила около 250 млн. USD, собранных приверженцами религии во всем мире.
Территория парка охватывает около 200 тыс. м и образует 19 ландшафтных террас, по числу учеников Баба и Усыпальницы его самого, расположенной в центре композиции. Основную геометрию 18 террас образуют девять концентрических окружностей (число девять - цифровое значение слова «Баха»), волнообразно расходящиеся от Усыпальницы, - число 19 священно для бахайской религии и
отражено в календаре. Протяженность террас от вершины до основания композиции около одного км (примерно 1700 шагов), а ширина меняется от 60 до 400 м, между ними высажено по восемь кипарисов с каждой стороны. На террасах, выполненных в персидском стиле, расположены райские сады - аккуратно подстриженные деревья и кустарники, аллеи с газонами и цветниками. На каждой террасе доминирует определенное сочетание цветов, меняющееся по сезонам. Разные уровни парка связаны лестницами, по бокам которых осыпаются каскадом водные потоки; в пределах террасы вода циркулирует в замкнутой системе. Висячие сады, называемые восьмым чудом света, «стекают» по склону и удачно интегрируются в естественный ландшафт, реально воплощая доктрину бахаи о всеобщей любви и гармонии. Их планировка выполнена таким образом, чтобы усилить красоту святого места, выразить богатство истории, и символизируя истинность учения, также обратить пристальное внимание на экологию территории. Комплекс относится к числу наиболее посещаемых в мире: 760 тыс. туристов только за 2010 г.
Растения парка имеют глубокое символическое сакральное значение для бахайской религии, подчеркивая доминирование любимого цвета Баба, - зеленого. На девятой террасе, непосредственно под Усыпальницей, высажены два апельсиновых дерева, берущие начало от растений из внутреннего дворика дома Баба в Ширазе. Подбор вечнозеленых C. sempervirens, Arecaceae, Olea europaea L., Ceratonia siliqua L., Pinus halepensis Mill, Myrtus communis L., Ficus sycomorus L., Tamarix aphylla (L.) H. Karst., ряда кустарников (Nerium oleander L., Lantana camara L.) и других средиземноморских и/или тропических видов - Ficus carica L., Quercus ithaburensis Decne., Q. calliprinos Webb, отраженных в различных религиях, исторических событиях и легендах, создает незабываемое впечатление.
На каждой террасе выражены три садовые зоны. Центральная территория оформлена в классическом стиле с газонами из Zoysia japonica Steud., однолетними клумбами, живыми изгородями из Santolina и Durantaerecta L. Боковая зона спланирована в более свободном стиле. Она представлена цветущими деревьями и вечнозелеными кустарниками, засухоустойчивыми видами и суккулентами, - оливами, плюмериями, эритринами, жакарандами, лантанами, олеандрами и розмаринами. Третья зона оставлена для развития естественной лесной флоры и в качестве коридора. Таким образом, она позволяет сохранить редкие виды земноводных и пресмыкающихся, например, сухопутных черепах, уникальную садово-парковую орнитофауну и териофауну на границах террас, в том числе агентов биологической защиты растений.
УДК 581.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ПРЯНО-АРОМАТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЙ ПРИРОДНОЙ ФЛОРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕКОРАТИВНОГО ЭЛЕМЕНТА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКИ НА БАЗЕ ЭКСПОЗИЦИИ «СНИЖЕННЫЕ АЛЬПЫ» БОТАНИЧЕСКОГО САДА ВГУ
Давыдова Н.С., Серикова В.И.
Ботанический сад им. проф. Б.М. Козо-Полянского ВГУ, Воронеж, Россия,
e-mail:russia1307@yandex. ru
Ботанический сад Воронежского государственного университета (БС) - научное учреждение, занимающееся интродукцией растений, созданием коллекций, изучением,