Кадацких И.Ю.
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИСТОРИЧЕСКОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Воронежский экономико-правовой институт, Старооскольский филиал
Первичные элементы этнической психологии начали формироваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане стал осознавать свою принадлежность к общности «мы». Ощущение, что есть люди, отличные от своих, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться, лучше осознать себя, понять, кто такие «мы».
Вступив на путь реформ, наше общество переживает на протяжении последних лет драматические по своему характеру процессы. Сами реформы, изменившие за короткие сроки всю общественную жизнь, породили сложные проблемы во всех сферах жизни, повлияли на менталитет русского народа. Поэтому так важно на данном историческом этапе осознать условия формирования личности, адекватно отражающей социальную ситуацию, способной взять на себя решение жизненно важных, общественно-значимых задач.
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности, является принадлежность к этносу. Этот фактор не является врожденным, а приобретается в процессе формирования личности в определенной культурной среде, по мере усвоения стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре.
Пока еще не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В отечественной науке до последнего времени господствовали теоретические взгляды, согласно которым этносы - это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и наконец умирают. Реальными группами считают этносы многие исследователи, при этом их взгляды на природу подобных общностей кардинально расходятся.
Л.Н.Гумилев рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. Для этого исследователя этнос - «это тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения». Иными словами, основными признаками этноса он считает психологические характеристики: самосознание (или идентичность) и стереотип поведения, понимаемый им как нормы отношений между группой и индивидом и между индивидами. Л.Н.Гумилев подчеркивает, что стереотипы поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, то есть принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе социализации. Он имеет в виду не воспитание в узком смысле слова, а формирование в определенной культурной среде.
Намного больше сторонников имела теория этноса Ю.В.Бромлея, который рассматривает этнос как исторически сложившуюся на определенной
территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества, но видят недостатки в теории Ю.В.Бромлея [1].
Во-первых, постепенно отечественные ученые отказываются от понятия «нация» в этническом смысле, соглашаясь с тем, что существуют много-этничные нации - британская, американская, канадская, российская. Нация определяется тогда, когда возникает промышленность, буржуазное общество, единое государство, объединяющее этносы. Важнейшим фактором нации является общая территория. Также за понятием «нация» закрепилось значение согражданства, активно развиваемое последователями В.А.Тишкова. Отсюда нация - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования государственно-политического единства их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. Во-вторых, они приходят к убеждению, что этнические общности не являются изначальной характеристикой человеческого общества и не каждое общество на том или ином этапе своего исторического развития разделяется на этносы.
А.П.Садохин также подчеркивает, что далеко не всякую совокупность людей, обладающую относительной общностью культуры и психики, можно назвать этносом. Непременным условием этнической определенности является выделение и противопоставление какой-либо общности другим, т. е. наличие антитезы «мы» - «они». Исходя из этих принципов, автор дает следующее определение этноса: «Этнос - только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей».
Выделяют также разные уровни характеристик этноса: этнообразую-щие факторы (общность территории), этнические признаки, отражающие реальные различия (язык, культура), и - как высший уровень - этническое самосознание, производное от первых двух и избирательно их отражающее. Общее, что есть во всех подходах - признание этнической идентичности одной из характеристик этноса. Это означает, что этнос является для индивидов психологической общностью.
Таким образом, этнос можно определить как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе признаков, воспринимаемых как этнодиффиренцируемые, т.е. отличающие данный этнос от другой группы этносов. Это язык, ценности и нормы поведения, историческая память, религия, национальный характер.
Одной из важнейших характеристик этноса является наличие этнического самосознания. Структура этнического самосознания включает в себя:
1) осознание этнической идентичности;
1) представление об этнодифференцирующих (отличающих) и этно-консолидирующих (объединяющих) признаках;
2) самовосприятие и самоотношение;
3) этнические стереотипы;
4) этнические чувства.
Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которым он себя рассматривает. Главное психическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девушка, которая на вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» ответила: «Я сама».
Психологи неоднократно, в разных странах и в разной социальной среде, предлагали детям разных возрастов дописать по своему разумению неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Юноши описывают преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнует их больше, чем его внешний, «событийный» контекст. Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью. Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Юношеское «я» еще неопределенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которое необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность.
Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости личности во времени. Расширение временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени. Чтобы юноша действительно осознал и почувствовал историческое прошлое и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта. Вопрос «Кто Я?» подразумевает в юности оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив возможностей: «Кем Я стану, что случится со мной в будущем и как и зачем мне жить? Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Диффузность, расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Как преломляется все это в юношеском самосознании? Центральный психический
процесс здесь - это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по 4 основным линиям:
Уход от психологии интимности, избегание тесных межличностных отношений;
размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
Л.С.Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность заметно варьируется в зависимости от уровня развития общества, структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально- классовой принадлежностью, существенное значение имеет особенность исторического времени, в котором протекает их жизнь подростков. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды.
Социализация личности - процесс, длящийся в течение всей жизни. Юношеский возраст является важнейшим этапом социализации, когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. В течение этого периода усваивается опыт поколений; события, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся главными ценностными ориентирами.
Через все русское бытие, всю русскую историю и русскую душу проходит антиномичность. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей» пишет - Н.Бердяев [2]. Рассматривая характеристику становления этнического самосознания в юношеском возрасте, мы пришли к выводу, что центральный психологический процесс здесь - формирование личной идентичности, чувство самотож-дественности, преемственности и единства.
Проведя психологическое исследование, с целью выявления особенностей этнического самосознания современной молодежи, мы обнаружили единство концепции Н.Бердяева об антиномичности русского характера и данными нашего эмпирического исследования. Методика «Этническое □ Амосознаниеотражает двойственность, неоднозначность суждений по отношению к своей этничности. Редко, по мнению респондентов, русский человек трезв - 25%, думает - 15%, ошибается - 12%, отдыхает, делает зло
ближнему, предает - по 6%. Характерным для русского человека является пьянство - 40%, доброта, щедрость, самоуважение, работоспособность, образованность и бедность. Удивило бы респондентов, если бы русский человек предал Родину. Чувство гордости испытывают юноши потому, что русские никогда не сдаются, девушки отмечают доброту, трудолюбие. Главное, чего недостает русскому человеку - реализации своих возможностей. В ходе исследования нами было обнаружено гендерное различие в сфере этнического самосознания. Юноши более категоричны в своих суждениях, девушки в своих оценках проводят более детальное сравнение.
Таким образом, этническое самосознание есть целостное многокомпонентное образование, представленное различными уровнями становления и формами выражения. Одной из основных функций этнического самосознания, выраженного в форме адекватной позитивной самоидентификации, является развитие этнической индивидуальности, этничности своей общности; во-вторых, как социально-нравственное отношение к собственной этнично-сти, к этничности своей социальной общности, к этничности других социальных образований; в-третьих, как саморегулирование - процесс регуляции своей психической деятельности, своего поведения в форме соотношения своих мотивов, поступков, целей, возможностей с теми требованиями и нормами, которые выдвигает перед личностью этническое бытие.
Список использованных источников
1. Бромлей Ю.В. Очерки по теории этноса. - М.,1 983; Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 1977; К характеристике понятия "этнос" Расы и народы: Ежегодник. - 1. - М., 1971.;
2. Козлов В.И., Бердяев Н. Судьба России М. Советский писатель,1989.
3. Кон И.С. Психология ранней юности Москва: Просвещение, 1989.
4. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - Москва.: ПЕГС, 2002.
5. Платонов Ю.П. Этническая психология С-П.: Изд-во «Речь». 2001.
Филозоп А.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА
ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Проблема исследования психологии пожилого и старческого возраста, а также концептуализация системы психологической помощи лицам позднего возраста является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку поздний возраст традиционно воспринимают как период потерь, социального, физического и психического спада. Старение - разрушительный процесс, и это, прежде всего, функция времени, его нельзя остановить, как невозможно прервать течение времени. Процесс старения необратим, и закономерным его завершением является смерть. Но старость - это не только результат старения. Если рассматривать поздний возраст как один из этапов жизненного пути личности, то становится очевидным - «этот возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла