Научная статья на тему 'Этническое самосознание бурятских школьников и студентов в современных условиях'

Этническое самосознание бурятских школьников и студентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
174
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ETHNICITY / ETHNIC IDENTITY / TRADITIONS / CEREMONIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доржиева Ирина Цыдыпжаповна

В статье рассматриваются особенности этнического самосознания бурятских школьников и студентов. На основе проведенного социологического исследования определяются факторы этнического самосознания, этническая самоидентификация бурятских детей в городской и сельской местностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY OF BURYAT PUPILS AND STUDENTS IN MODERN TIMES

This article is devoted to the features of the ethnic identity of Buryat pupils and students. On the basis of the sociological study the factors of ethnic identity, ethnic identity of Buryat children in urban and rural areas are determined.

Текст научной работы на тему «Этническое самосознание бурятских школьников и студентов в современных условиях»

ОБ. Истомина. Национально-культурные центры в многоэтнической среде

функционирования языка в сообществе, которые могут рассматриваться как факторы, способствующие сохранению национальных языков: значительная численность языковой группы; компактное расселение; проживание в исконных местах обитания; наличие

литературной традиции; наличие общественных организаций, функционирующих на

национальном языке; функционирование языка в семье; отношение членов языковой группы к национальным языкам как к ценности.

Таблица 5

Потенциальные источники информации о национальных культурах региона, %

Как, на Ваш взгляд, Вы могли бы повысить уровень знаний о культуре своего и других народов региона город село

Самостоятельно 24.4 29,7

Обучаясь по программе в школе, техникуме, вузе 31,1 39,

Из СМИ и ТВ 40 27,1

Посещая мероприятия национально-культурных центров 48,9 84,4

Принимая активное участие в праздниках национально-культурных центров 24,4 80.9

Перечисленные факторы в современных условиях обладают разными степенями мобильности. Численность языковой группы, например, не является константной величиной, компактное расселение коренных жителей и расселение их в исконных местах обитания распространено, преимущественно, в сельской местности, а наличие литературной традиции, к сожалению, может оказаться невостребованным, особенно в молодежной среде. Очевидно, что обретают социально значимую роль национально-культурные центры, общества, организации, представители которых посредством действий по сохранению языков коренных народов Предбайкалья и других регионов воспитывают у подрастающего поколения уважительное отношение к родному языку, расширяют уровни его

функционирования.

Функции современных национально-культурных центров полностью согласуются с положениями концепции государственной национальной политики и призваны «отражать все многообразие интересов народов РФ» [2]. Задачи НКЦ связаны с сохранением

этнокультурного рельефа региона, с развитием исторически сложившейся формы

поликультуры. Особенно значимой функцией НКЦ в условиях роста социальной напряженности является налаживание сотрудничества. Сохранение уникальных особенностей материальной и духовной культур способствует укреплению связей с народами региона, формированию и развитию принципов толерантности.

Литература

1. info@nazaccent.ru

2. Национальная политика России, история и современность. - М, 1997. - С. 647 - 663.

Истомина Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных наук Ангарской государственной технической академии, г. Ангарск, e-mail: olgaistomina@mail.ru.

Istomina Olga Borisovna, candidate of sociological science, associate professor, department of social sciences, Angarsk State Technical Academy, Angarsk, email: olgaistomina@mail.ru.

УДК 316.34/35 © И.Ц. Доржиева

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУРЯТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются особенности этнического самосознания бурятских школьников и студентов. На основе проведенного социологического исследования определяются факторы этнического самосознания, этническая самоидентификация бурятских детей в городской и сельской местностях.

Ключевые слова: этничность, этническое самосознание, этническая самоидентификация, традиции, обычаи.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2Q12/6A

I.Ts. Dorzhieva

ETHNIC IDENTITY OF BURYAT PUPILS AND STUDENTS IN MODERN TIMES

This article is devoted to the features of the ethnic identity of Buryat pupils and students. On the basis of the sociological study the factors of ethnic identity, ethnic identity of Buryat children in urban and rural areas are determined.

Key words: ethnicity, ethnic identity, traditions, ceremonies.

В эпоху глобализации огромное значение приобретают проблемы, связанные с сохранением и развитием этнической культуры, языка и других традиционных ценностей народов. Сегодня мы становимся свидетелями процессов, когда многие языки выходят из обихода, нивелируются традиции народов, размываются этнические границы. В этой связи важным условием сохранения этнической общности в современном мире является этническое самосознание.

На сегодняшний день в общественных науках не сложилось единой точки зрения на этот сложный социальный феномен. Согласно традиционному подходу в отечественной этнологии, этническое самосознание является одним из важнейших признаков этноса. Такая точка зрения вытекает из рассмотрения категории «этнос», характерного для примордиалистского подхода.

Примордиалистское представление об этносе доминировало в отечественной науке до начала 90-х годов прошлого века. Сторонники данного направления полагают, что этнос и этничность — реально существующие феномены, имеющие объективную основу в природе или в обществе. Так, по определению С.М. Широкогорова, этнос представляет собой «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других» [1].

Наибольшее распространение в

отечественной науке получило представление об этносе, предложенное Ю.В. Бромлеем. Согласно его определению, этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), что фиксируется в самоназвании (этнониме) [2]. Значительную роль при этом играет этническое самосознание людей, составляющих отдельный

этнос. Ю.В. Бромлей выделил широкое и узкое понимание этого феномена. В узком понимании под этническим самосознанием подразумевается осознание принадлежности к этнической общности, в широком же - оно включает также представления о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории [3].

Определение национального самосознания позволяет выделить в его структуре различные компоненты. Так, этносоциолог Ю.В. Арутюнян выделяет 4 «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и

«социальный». «Родовой» источник основан на общности происхождения и исторических судеб народа, то есть это продукт социально-биологической природы. К «психологическом}7» источнику относятся накопленные народом духовные идеалы - от религиозных до социальных. «Культурный» источник связан с реальными культурными интересами, приобщенностью людей к национальной культуре - нормам поведения, языку, социально-нравственным представлениям,

обрядам и другим атрибутам повседневного образа жизни, имеющим национальные оттенки. «Социальный» источник выражает социальную позицию и социальные интересы этноса» [4].

Изучая феномен этнического самосознания, А.Х. Гаджиев выделил познавательную, эмоциональную и волевую формы его проявления. Познавательная сторона

этнического самосознания включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм - моделей поведения; осознание своих жизненных интересов и потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны. К волевой форме относится регулятивная функция

И.Ц. Доржиева. Этническое самосознание бурятских школьников и студентов в современных условиях

этнического самосознания, благодаря которой этническое самосознание регулирует и направляет все проявления этнической психологии, обеспечивает самоконтроль в сферах общественной жизни [5].

Можно говорить о структуре этнического самосознания, включающего в себя три основных компонента. Когнитивный компонент состоит из объективных знаний и представлений об этнических группах, а также различий между ними и этнической самоидентификации.

Эмоционально-оценочный компонент — это оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость для человека этого членства.

Поведенческий компонент отражает реальное поведение индивида, как члена определенного этноса.

В целом формирование или становление этнического самосознания проходит через следующие уровни:

1) осознание особенностей этнокультурной среды;

2) осознание тождественности с этнокультурной реальностью;

3) осознание себя в качестве субъекта этнической общности;

4) социально-нормативная оценка этнической реальности [6].

В рамках реализации международного проекта «Особенности психологического и физиологического развития детей и молодежи монголоязычных народов в полиэтническом пространстве (на примере России, Монголии и КНР)» было проведено социологическое исследование в октябре 2008 - декабре 2009 г., направленное на изучение особенностей социокультурного развития подростков и

Как следует из результатов исследования, сельские школьники и студенты придают большее значение языковому фактору, поскольку знание бурятского языка сельскими

молодежи бурятской национальности. В ходе исследования было опрошено 1045 чел. в возрасте от И до 18 лет, составивших подростковую (587 подростка в возрасте от 11 до 15 лет) и юношескую (458 чел. в возрасте от 15 до 18 лет) группы.

Одним из важных направлений проекта являлось изучение этнического самосознания детей и молодежи бурятской национальности. Исследования проводились на базе школ, входящих в университетский образовательный комплекс БГУ или развивающих сотрудничество с различными его подразделениями. Это средние

общеобразовательные школы г. Улан-Удэ №33, №49, Иволгинская (с. Иволгинск) и Гильбиринская (с. Хурамша) СОШ Иволгинского района, Кижингинский лицей-интернат. Также были опрошены студенты различных факультетов 17-18 лет Бурятского госуниверситета.

Развитие этнического самосознания выступает необходимым условием

формирования личности, его ценностных ориентаций, позволяя успешно адаптироваться к этносоциальной среде. Выявляя особенности этнического самосознания, нам было интересно узнать, какие факторы наиболее важны для детей при отнесении себя к бурятскому этносу.

На вопрос «Что значит для Вас быть бурятом?» 58,6% респондентов ответило «знать бурятские обычаи и традиции», 51,7% -«родиться в бурятской семье», 31% -«чувствовать себя бурятом», 15,8% - «говорить по-бурятски, 14,1% - «жить среди бурятов». Вместе с тем, следует отметить, что ответы городских детей несколько отличаются от ответов сельских (табл. 1).

Таблица 1

детьми лучше, чем городскими. Также некоторые различия прослеживаются среди ответов в разных возрастных группах (рис.1).

Распределение ответов на вопрос: «Что значит для вас быть бурятом?», (в%)

Варианты ответов Город Село

Родиться в бурятской семье 52,9 50,0

Чувствовать себя бурятом 31,6 30.2

Говорить по-бурятски 12,5 20,3

Жить среди бурятов 13,1 15,3

Знать бурятские обычаи и традиции 56.9 60.8

2012/6А

Распределение ответов на вопрос: «Что значит для вас быть бурятом?» в зависимости от возраста респондента (в%)

Рисунок 1

70 л 60 50 -40 30 20 -10 -0 -

55

46,7

Л

1

26 8

19,2

11.3

11-12 лет

62,5

61

22.3

12,8

11,5

13-14 лет

64,1

Ш 52.3

I

38.1

18.1

777\ 12,8

т

15-16 лет

62,7

К

1

41.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.3

Ш

11 9

17-18 лет

0 знать бурятские обычаи и традиции О чувствовать себя бурятом В жить среди бурятов

□ родиться в бурятской семье И говорить по-бурятски

Сравнение результатов опроса в зависимости от возраста показывает, что дети в возрасте 1112 лет больше придают важность генетическому фактору («родиться в бурятской семье») и этническому окружению («жить среди бурятов»), нежели дети из других возрастных групп. Также интересно, что среди детей 11-12 лет первостепенное значение имеет ответ «родиться в бурятской семье», ответ «знать бурятские обычаи и традиции» занимает второе место. В других возрастных группах ситуация складывается наоборот. Дети и молодежь от 13 до 18 лет больше придают значение знанию бурятских обычаев, традиций и языка, чем дети

11-12 лет. Для молодежи 17-18 лет важнее чувствовать себя бурятом и говорить по-бурятски, вместе с тем, они меньше придают значение факту рождения в бурятской семье, нежели респонденты в других возрастных группах.

Распределение ответов в зависимости от пола опрошенных выявило некоторые различия. Среди мальчиков и юношей чаще встречается ответ «чувствовать себя бурятом», чем среди девочек и девушек. Доля ответов «родиться в бурятской семье» среди респондентов женского пола выше, чем мужского пола (табл.2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что значит для вас быть бурятом?» (в%)

Варианты ответов Мальчики и юноши Девочки и девушки

Родиться в бурятской семье 46,3 56,3

Чувствовать себя бурятом 36.0 26,7

Говорить по-бурятски 15,5 16,0

Жить среди бурятов 15.7 12,7

Знать бурятские обычаи и традиции 57.9 59,2

Важным компонентом этнического самосознания выступает этническая

самоидентификация. Этническая

самоидентификация предполагает отнесение себя к определенной этнической группе на основе определенных признаков, отличающих данный этнос от других. В этой связи интересно было узнать, каким признакам придают значение школьники и студенты при определении своей этнической принадлежности.

Ответы на вопрос: «Почему Вы считаете себя бурятом?» распределились следующим образом: 70,7% опрошенных считают себя бурятами, потому что родились в бурятской семье, 42,7% придают значение знанию бурятских традиций и обычаев, 27% чувствуют себя бурятами. Значительно меньшую долю среди факторов этнической принадлежности занимает ответ: «живу среди бурят» (15,6%). Это связано с тем, что Бурятия является многонациональной республикой, доля бурят в общем количестве

И.Ц Доржиева. Этническое самосознание бурятских школьников и студентов в современных условиях

населения республики по данным Всероссийской переписи 2002 г. составляет около 27%. Сужение коммуникативной функции бурятского языка, его незнание, особенно городской молодежью, привело к тому, что язык не выступает важным этническим маркером в современных условиях. Только 14,8%

Распределение ответов на вопрос: «

опрошенных считают себя бурятами, поскольку говорят по-бурятски.

Анализ результатов исследования также выявляет различия в ответах респондентов в зависимости от типа поселения (табл.3).

Таблица 3

ему Вы считаете себя бурятом?» (в %)

Варианты ответов Город Село

Родиться в бурятской семье 67,7 74,8

Чувствовать себя бурятом 28.6 24,8

Говорить по-бурятски 10.0 21,4

Жить среди бурятов 14,8 16,7

Знать бурятские обычаи и традиции 41,1 44,8

Так же, как в предыдущем вопросе, сельские дети в два раза чаще придают значение знанию бурятского языка, чем городские дети. Несомненно, что знание бурятского языка играет здесь определяющую роль. Среди сельских детей больше доля тех, кто уделяет внимание при определении своей этнической принадлежности факту рождения в бурятской семье, знанию бурятских обычаев и традиций, этническому окружению.

Влияние тендерного фактора на

Распределение ответов в зависимости от пола опрошенных показало, что девочки и девушки больше значение придают генетическому фактору, чем мальчики и юноши. Также как и в предыдущем вопросе для мальчиков и юношей значимость ответа «чувствовать себя бурятом» выше, чем для девочек и девушек (табл.4). Мнение респондентов также отличается в различных возрастных группах (рис.2).

Таблица 4

тональную идентификацию (в %)

Варианты ответов Мальчики и юноши Девочки и девушки

Родиться в бурятской семье 68,0 73,1

Чувствовать себя бурятом 30.8 23.7

Говорить по-бурятски 15,1 14.6

Жить среди бурятов 15,5 15,7

Знать бурятские обычаи и традиции 44,6 41,0

Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы считаете себя бурятом?» в зависимости от возраста респондента (в %)

Рисунок 2

65,5

11-12 лет

13-14 лет

К я родился в б)фятской семье й я чувствую себя бурятом С я живу среди бурят

15-16 лет

17-18 лет

И я знаю бурятские обычаи и традиции Е5 я говорю по-бурятски

Сравнение результатов опроса в зависимости от возраста показывает, что молодежь в возрасте 17-18 лет больше придает важность

психологическому фактору («я чувствую себя бурятом») и знанию бурятского языка, нежели дети из других возрастных групп. Дети и

2012/6 А

молодежь от 13 до 18 лет больше придают значение знанию бурятских обычаев, традиций и языка, чем дети 11-12 лет, которые в силу своего возраста еще недостаточно осведомлены о традициях своего народа.

Таким образом, процессы этнической самоидентификации играют важную роль в социализации человека, поскольку определяют в какой-то мере его поведение. Осознание принадлежности к определенному этносу начинается с детства, когда ребенок начинает отличать себя от других. Этническая самоидентификация выступает определенным механизмом формирования этнического самосознания, которое в свою очередь выступает важным фактором сохранения этноса в современных условиях развития общества.

Литература

1. Широкогоров С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. — http://reznik-um.ru/lko/jur_shirokogorov__2_4_00.htm.

2. Бромлей Ю В Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973.

3. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - С. 99.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983.

5. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. - 1990. - № 7. - С.42-49.

6. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. - Ростов н/Дону: Изд-во Ростовского университета, 1982.-С. 114-115.

7. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. - 1999. -№9.-С. 70.

Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: dorjira@mail.ru.

Dorzhieva Irina Tsydypzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: dorjira@mail.ru.

УДК 316.343.65 (510) © О.Д. Барлукова

КИТАЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассмотрены место и роль китайской интеллигенции в обществе. Установлено, что они претерпели существенные изменения по сравнению с периодом до «Культурной революции». Определены объект и предмет, методологические подходы исследования. Интеллигенция стала более активной социальной группой, влияющей на ход, содержание и темпы реформ. Социальная структура, функции и источники воспроизводства подверглись трансформации.

Ключевые слова: интеллигенция, общество, модернизация, структура, Китай.

O.D. Barlukova

CHINESE INTELLECTUALS IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF SOCIETY

Appointment and role of Chinese intellectuals in the society are analysed in this article. They suffered essential changes comparatively with the period before «Cultural revolution». The object and the subject, methodological approaches of the research work are defined. Intellectuals became more active social group which can influence the march, the contents and the tempo of the reforms. Social structure, functions and the origins of reproduction are exposed to transformation are exposed to transformation.

Key words: intellectuals, society, modernization, structure. China.

Китайская интеллигенция является социальной группой, занимающей

специфическое место в социальной структуре общества, выступает главным

интеллектуальным двигателем преобразований и общественных перемен, которые происходят в КНР. Ее роль состоит в том, чтобы своими знаниями, опытом добиваться прогресса в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества. От ее

деятельности, способности предвидения во многом зависит содержание, характер и темпы социальных изменений.

В отечественном обществознании исследованию роли и места китайской интеллигенции в обществе, источников ее формирования, взаимоотношений с

государством в дореформенный период уделялось достаточное внимание. Наиболее интересными являются работы В.Г. Гельбраса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.