Научная статья на тему 'Этническое предпринимательство как система отношений и как институт'

Этническое предпринимательство как система отношений и как институт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническое предпринимательство как система отношений и как институт»

предписывает вакантная должность, с одной стороны, и что требует текущее состояние команды -с другой. Если какая-то часть команды уже сформирована, например, заняты вакансии бухгалтера (pAEi) и маркетолога (PaEi), то при отборе на вакантную должность заместителя главного бухгалтера лучше обойтись соответствием кандидата минимальным должностным требованиям (pAei), поскольку в случае прихода носителя предпочтительного на эту должность кода (pAEi), значительно усилится присутствие Е-контингента, что может привести к бесконечным уходам от основной темы в процессе принятия решений. В других случаях усиление Л-контин-гента может положить начало процессу бюрократизации организации, усиление Р-континген-та будет иметь следствием подавление динамики инновационного развития, а усиление /-контингента может привести к политизации аппарата управления и интригам в организации. Таким образом, квалификационный состав команды менеджеров должен быть сбалансирован как минимум в двух измерениях - по функциям управления и по стилю руководства. При этом необходимо помнить, что идеального управленческого микса не существует. Ближе всего к вузовскому идеалу команда (раЕ/)+ (рАе/) + (раЕг) (РаЕ1) + (РаЕг) + (Рае/) + (РаЕг) + (pAEi + (РАеI) + (Р4еI) + (pAe/) + (pAe/) + (PAei)m + .(раЕ/)п + (pAe/) + (раЕ/) + (PAei). В такой команде многие обладают потенциалом стать лидером. Работоспособной будет также команда (рае/) + (pAei) + (РаеI) + (раЕ1) + (раЕ1) + (рае/) + Paei + pAei + Paei + Paei + pAei + pAei + (РаеI) + (раЕ1) +

Paei + рае/ + pAei. Все члены ее состава отвечают минимальным требованиям к профессионализму менеджера.

В то же время команда (___/)+ (_ A__) +

(Р _ _ _) + (_ _Е_) (_ _Е_ ) + (_ _ _ /) + (Р _ _ _) + (_ A _ ¡) + (Р _ _ _) + (Р _ _ _) + (_ A _ _) + (_ A _ _) + (Р___)т + (_ _Е_)п + (_ A _ _) + (_ _ _ /) + (_A_ _),

несмотря на то, что она обеспечивает великолепное «покрытие» всех управленческих функций, будет неработоспособной. Она не имеет базы для взаимопонимания членов команды. Мнения и суждения последних будут просто несовместимы. Если команда состоит из людей имеющих одинаковые взгляды и навыки, она также уязвима и неработоспособна.

Таким образом, команда сильна и работоспособна только в том случае, если ее члены представляют разные стили, но действуют заодно. Основные условия успешного функционирования команды - наличие собственной индивидуальности, творческой атмосферы, признанного лидера и внутренней гармонии, когда недостатки одних ее членов компенсируются достоинствами других.

Библиографический список

1. Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 263 с.

2. Адизес И. Управляя изменениями (+CD) / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.:

3. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

4. Дрогобыцкий А. И. Корпоративное управление в знаниевой экономике. - М.: Экономика, 2008. - 150 с.

ББК 65.01

Тагиров Р. Ю.

ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИИ

И КАК ИНСТИТУТ

Аннотация: В данной статье автором вводится термин «этническое предпринимательство», которое наиболее полно раскрывается через выделение восьми основных признаков данного понятия.

Ключевые слова: этническое предпринимательство, диаспора, торгово-посредническая деятельность.

Мы вводим в оборот термин «этническое предпринимательство», который не слишком принят в социально-экономической литературе, но который, по нашему мнению, имеет права гражданства, поскольку существует как факт в

реальной социально-экономической действительности.

Мы выделяем следующие наиболее значимые признаки этнического предпринимательства, которые в совокупности дают принципи-

© Тагиров Р. Ю., 2009

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

47

альное представление об этом феномене современной жизни.

Первое ключевое слово, необходимое для понимания существа дела, - диаспора (землячество). Социологи, политики и представители других наук, включая историков и экономистов, констатируют тот факт, что представители тех или иных народов, оказавшись в чужой по менталитету и иным признакам среде, склонны консолидироваться, образовывать коммуны, общности, рассматривая это как стратегию выживания в иной среде.

В Ивановской области существует несколько землячеств (мы ограничим свои суждения выходцами с Кавказа), это азербайджанская, армянская, дагестанская, чечено-ингушская, грузинская диаспоры. Из иных землячеств влиятельными являются татарская община (очень влиятельна в Ивановской области вследствие своей многочисленности, а также вследствие того, что многие ее представители относятся к интеллигенции), а также узбекская.

Общие задачи землячеств - оказание помощи и поддержки землякам, прежде всего молодежи, проведение различных мероприятий, одни из которых специально предназначены для землячеств, а другие нацелены на организацию взаимодействия с местным населением, организация взаимодействия с местными властями.

Второй момент характеристики этнического предпринимательства - это указание на то, что оно связано в существенной степени с малыми формами предпринимательской деятельности, сравнительно редко представители этнического предпринимательства являются представителями среднего бизнеса (мы по-прежнему в иллюстрациях делаем ставку на представителей народов Кавказа, включая азербайджанцев, грузин и армян). Одна часть людей является организаторами малых предприятий, что предполагает наличие юридического лица, другая часть предпринимателей - это индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица (БОЮЛ). Замечено, что в 2000-е гг. среди представителей малого предпринимательства вообще, безотносительно к национальной принадлежности людей, возникла тяга к преобразованию своих предприятий в общества с ограниченной ответственностью. Это не просто мода на определенную организационно-правовую форму, но вынужденная необходимость

(ниже уровень ответственности по сравнению с индивидуальными предпринимателями, проще решать правовые вопросы, привычная форма для контрагентов, которые сами по большей части тоже работают в этой же организационно-правовой форме)1.

Третий момент - это указание на их склонность к торгово-посреднической деятельности. В данном случае сказываются традиции народов, ибо на Юге страны малые народы всегда характеризовались тем, что у них торговля всегда находилась в руках мужчин. Например, в советское время в Ереване, Баку и других городах республик бывшего СССР не только сотрудники торгового аппарата, но и рядовые продавцы были мужчинами. Кроме того, у людей выработались умения, навыки, а также наработаны хозяйственные связи, чисто психологически они себя достаточно уверенно чувствуют именно в торгово-посреднической деятельности. Приходится обратить внимание и на тот факт, что очень многие не имеют специального образования, либо, получив его, тем не менее обратили свои взоры на торгово-посредническую деятельность как сравнительно выгодный вид трудовой деятельности и сравнительно выгодная сфера приложения капитала. Наблюдения показывают, что азербайджанцы, дагестанцы в основном занимаются именно торгово-посреднической деятельностью, хотя фиксируются отдельные факты, когда они занимаются строительным бизнесом или работают в какой-либо промышленной сфере, например в текстильной и швейной промышленности.

Склонность к торгово-посреднической деятельности как традиция объясняется в первую очередь следующими тремя факторами. Во-первых, эта работа не требует особых затрат на получение квалификации, на формирование умений и навыков. Многое можно получить от родителей, а также от родственников и соседей. Во-вторых, этот вид деятельности характеризуется сравнительно небольшим стартовым капиталом. Например, в современных условиях города Иванова для организации небольшого дела, по мнению некоторых экспертов, достаточно 150200 тыс. р. (аренда помещения, закупка товара, приобретение инвентаря и оборудования и кое-что другое). Эту сумму можно либо накопить, либо занять у родственников или знакомых, если возникнут трудности с получением банковского кредита. Кроме того, обычно люди используют

свой собственный транспорт, стоимость которого в первоначальный капитал мы не включили. Практика показывает, что использование собственного транспорта гораздо более выгодно, чем наем. В Ивановской области сложилась ситуация, когда транспортные услуги являются сравнительно дорогими. В-третьих, торгово-по-средническая деятельность характеризуется быстрым оборотом капитала. Именно благодаря этому фактору при сравнительно небольшом исходном капитале можно на этом виде деятельности зарабатывать относительно неплохие деньги.

Четвертый момент - это прямая или опосредованная связь этнических предпринимателей с сельским хозяйством. Какая-то часть людей в среднерусских губерниях стала заниматься фермерством. Это явление нельзя назвать массовым, оно носит точечный характер, но достаточно распространено для того, чтобы его заметить. Например, в Верхне-Ландеховском районе Ивановской области известно хозяйство одного дагестанца, который укоренился, взял на себя миссию возрождения романовского овцеводства2. В Гаврилово-Посадском районе есть несколько азербайджанских хозяйств, занимающихся разведением крупного рогатого скота. Число примеров без труда можно умножить. Однако в этническом предпринимательстве более существенный характер применительно к русским областям имеет другая линия - торговля сельскохозяйственной продукцией. Тут следует указать на ряд линий хозяйственных связей. Во-первых, продукция доставляется из южных районов, предприниматели используют свои родственные и земляческие связи. В Ивановской и других областях эта продукция реализуется. Во-вторых, предприниматели занимаются заготовкой продукции непосредственно в хозяйствах Ивановской и других областей, при этом реализация, как правило, имеет место в пределах самой области. В-третьих (это уже имеет отношение к внешнеэкономическому обороту), предприниматели занимаются реализацией импортной продукции, при этом сами они в одних случаях опираются на оптовые базы Санкт-Петербурга, Москвы, других городов, а в других случаях могут непосредственно закупать плодоовощную продукцию в Молдавии, Абхазии, Азербайджане и других республиках бывшего СССР. Этнические предприниматели по своему происхождению (по ро-

довым корням) - жители по преимуществу сельской местности, у них есть определенный вкус к работе с сельскохозяйственной продукцией, либо с ее производством (что реже), либо с ее реализацией (что встречается чаще). Можно говорить об «аграрном лице» этнического предпринимательства3.

Пятая особенность этнического предпринимательства - его семейно-клановый характер. Это следует понимать таким образом. Родственники «на Севере» сохраняют связи с родственниками «на Юге», при этом мы намеренно подчеркиваем, что эти связи как чисто родственные (люди ездят в гости друг к другу, поддерживают семейные отношения и пр.) дополняются устойчивыми хозяйственными связями. Например, родственники «на Юге» производят сельскохозяйственную продукцию или какие-либо ремесленные изделия, могут скупать у других сельхозпродукцию или изделия народных промыслов, родственники «на Севере» либо заняты реализацией этой продукции в среднерусских областях, либо помогают своим родичам осуществлять подобные торговые операции4.

Другое важное направление семейно-кла-новых отношений - это оказание помощи родственникам и знакомым с Юга либо в трудоустройстве в русских областях, либо в устройстве на учебу. В особенности это касается молодежи. Но в то же время и семейные люди, являющиеся у себя на родине безработными, также нуждаются во временной работе, в чем и могут оказать помощь и поддержку укоренившиеся в среднерусских областях родственники и земляки. В данном случае приходится подчеркнуть, что на Юге страны, особенно в национальных республиках, высокий уровень безработицы, равно как и большая безработица в Азербайджане, Грузии и Армении. Например, в Ингушетии она зашкаливает за 60 %, в Чечне этот показатель не ниже, даже несколько выше. Велика безработица в Дагестане, Кабардино-Балкарии. Отсюда естественно стремление людей трудоустроиться в исконно русских областях, при этом в этом трудоустройстве семейно-клановые отношения сплошь и рядом играют решающую роль. Кстати, существующие общины (диаспоры) также берут на себя функцию оказания помощи землякам, оказавшимся в русских регионах.

Третья линия семейно-клановых отношений связана с организацией деловых предприя-

тий, что может предполагать объединение капиталов родственников или такую позицию, когда один вносит в общее дело капитал, а другие -свою рабочую силу, свои опыт, знания, имеющиеся хозяйственные связи.

Еще одна линия рассуждений связана с тем, что семейно-клановые отношения выступают как важный фактор не просто привлечения людей с Юга в северные губернии, но и закрепления этих людей в новых местах проживания и труда. Например, замечены такие явления, когда молодые люди, выходцы с Юга, получив образование в русских вузах, хорошо освоив русский язык и русские обычаи, остаются на постоянное место жительство в России. Вообще Россия испокон веков характеризуется как страна многонациональная. Так, согласно переписи 2002 г., в Ивановской области проживают представители более 120 национальностей и народностей. Кроме того, начиная с 1990-х гг. идет депопуляция как в России, так и в Ивановской области, численность коренного населения сокращается прежде всего по причине превышения смертности над рождаемостью, а также вследствие механического оттока коренного на-селения5.

Шестой существенный момент, важный для характеристики этнического предпринимательства, - это сила традиции, значение религиозного фактора. Поскольку этническое предпринимательство мы характеризуем по преимуществу как семейно-клановое, постольку традиционно в этих отношениях силен момент доверия, т. е. многие сделки, в особенности небольшие по объему, совершаются на основе соглашения, юридические не оформляемого. С теоретической стороны в данном случае можно говорить о том, что происходит экономия трансакционных издержек. В то же время в определенных условиях эта традиция не соблюдается, особенно когда речь идет о крупных сделках, которые подлежат оформлению зачастую не только вследствие возможного недоверия агентов друг к другу, сколько в силу того, что эти сделки значимые и в них могут участвовать третьи лица, для которых юридический момент имеет первостепенное значение. В то же время к традиции относится порядок улаживания конфликтов. Здесь свои нормы и правила, связанные с национальными обычаями. В данном случае молчит гражданский Кодекс и умолкает Кодекс уголовный, дело

вершит обычай. В данном случае действует институт старшинства, в этнической среде есть свои авторитеты, старейшины, на мудрость и справедливость которых полагаются участники сделки, не сумевшие договориться друг с другом. Один из обычаев заключается в том, что если молодые люди оказываются без попечения или потеряли отца, то функции попечительство добровольно (по обычаю) принимает на себя кто-либо из родственников, чаще всего лицо мужского пола.

Землячества в конечном счете ограничены по числу членов. Так, по переписи 2002 г., в Ивановской области зафиксировано 3 166 азербайджанцев (0,28 % к общей численности населения), из них городскими жителями являются 2 790 человек. Более многочисленной является армянская диаспора - 4 012 человек (0,35 %), из них городские жители - 3 603 человека. Эти две кавказские диаспоры являются наиболее многочисленными. Число выходцев из Дагестана, известного своей многонациональностью, несколько превышает 1 000 человек, грузин - 977 человек, чеченцев - 633 человека. В Иванове очень многие азербайджанцы, армяне. Представители других национальных меньшинств знают друг друга, периодически встречаются на деловой и иной почве. Этот момент общения очень важен для понимания психологии людей, когда люди действительно пытаются строить свои деловые взаимоотношения таким образом, чтобы можно было нормально смотреть друг другу в глаза. Этот момент солидарности, стремления к нормальным взаимоотношениям следует подчеркивать6.

Седьмой специфический момент - это наличие у представителей этнического предпринимательства очень сильной, развитой мотивации к предпринимательской деятельности. Это является вполне естественным фактом для представителей национальных меньшинств, оказавшимся в чужой среде. В данном случае люди ищут такие сферы экономической деятельности, которые адекватны их возможностям и способностям, где они могут в краткие сроки достигнуть заметного успеха7.

Люди прекрасно понимают, что на торго-во-посреднической деятельности в условиях современной России действительно можно сделать определенную торговую карьеру и заработать капитал, который даст возможность затем либо

расширить дело, либо развернуть иную форму деятельности, либо (такие случаи бывают) вернуться на этническую родину и там продолжить свой предпринимательский путь.

Мотивация к предпринимательству поддерживается самой предпринимательской средой. Когда люди на оптово-розничном рынке на ул. -Сарментовой «крутятся и вертятся», каждый занимаясь своим делом, зарабатывают деньги, то это имеет демонстрационный эффект для тех, кто там находится. Вообще тема демонстрационного эффекта в связи с мотивациями заслуживает особого внимания8. Следует заметить, что общины в Ивановской области стараются поддерживать дисциплину среди своих соотечественников, не допускать конфликты с местным населением, наказывать провинившихся и вести с ними работу, но в то же время общины заинтересованы также в том, чтобы у молодежи были четкие трудовые и предпринимательские установки, что отвлекает от преступлений и иных негативов.

Важный фактор поддержания продвинутой мотивации у этнических предпринимателей - это спокойная социально-политическая обстановка в Ивановском и соседних регионах. В беспокойных регионах Северного Кавказа можно что-то приобрести и вместе с тем быстро утратить, в среднерусской полосе нормы права звучат сильнее, люди могут зарабатывать в расчете на то, что заработанное они не только сохранят, но и умножат.

Сама конкурентная среда стимулирует этнических предпринимателей, при этом существует очень много возможностей хорошо заработать, тех возможностей, которые местные русские предприниматели либо не видят, либо не хотят использовать. В этом отношении этнические предприниматели оказываются более конкурентоспособными, более ловкими и предприимчивыми. Например, в торговле мясом на розничных ранках, равно как и в торговле картофелем и плодоовощной продукцией в Иванове и крупных городах Ивановской области, достаточно сильны позиции дагестанцев и азербайджанцев.

В целом надо отметить, что традиционно многие народы по самому складу своего характера являются предпринимателями, например торговцами, это для них стихия жизни. Данный момент далеко не в последнюю очередь объясняет повышенную мотивацию этнических предпринимателей9 .

Восьмое. Завершая разговор об этническом предпринимательстве как понятии, мы заметим, что для его представителей очень важно умело взаимодействовать с местным населением, имея в виду, что, с одной стороны, как говорят в народе, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», нужно соблюдать местные правила и обычаи и с уважением относиться к местному населению, с другой - национальные меньшинства в рамках стратегии жизнедеятельности обычно консолидируются и пытаются сохранить свою самобытность, свои национальные обычаи и устои. Но одно вовсе не обязательно противоречит другому.

Но в среде как национальных меньшинств, так и коренного населения довольно часто обнаруживаются экстремистские элементы, склонные к разжиганию межнациональной розни. Это чрезвычайно опасно10.

Одно из устремлений национальных меньшинств - это продвинуть своих людей в местные органы власти. Это вполне возможно в условиях России, где в качестве народных избранников выступают представители разных национальностей - и немцы, и евреи и т. д. Азербайджанская диаспора в составе Гордумы областного центра Ивановской области имеет одного представителя, который дважды избирался по одному и тому же избирательному округу. Надо сказать, что этот предприниматель-депутат завоевал популярность среди местных жителей в существенной степени благодаря благотворительной деятельности, организации различных акций, нацеленных главным образом на детей и малообеспеченных граждан, при этом азербайджанец успешно выигрывал у своих конкурентов, русских по национальности. Представитель армянской диаспоры, также предприниматель, является депутатом той же Гордумы, при этом избирается в нее неоднократно. Он также известен своими благотворительными акциями, в особенности направленными на решение спортивных и иных проблем детей.

Таким образом, этническое предпринимательство, во-первых, рассматривается как система социально-экономических отношений, при этом мы особо подчеркиваем приверженность их представителей к торгово-посреднической деятельности (речь идет об Ивановской области и о выходцах с Кавказа и Закавказья). В этом контексте мы обращаем внимание на то, что этни-

ческие предприниматели закрывают важные ниши в экономической деятельности, которые являются неинтересными для предпринимателей русского происхождения.

В оценке деятельности рассматриваемой нами категории предпринимателей очень серьезное значение имеет суждение о том, что они обладают повышенной мотивацией к предпринимательской деятельности

В то же время этническое предпринимательство мы рассматриваем в качестве института, под которым понимаются формальные и неформальные правила и нормы экономического поведения субъекта, включая сюда механизмы, одни из которых являются стимулами, а другие попросту принуждают людей к исполнению указанных правил и норм. Когда речь идет об этническом предпринимательстве как институте, то по существу речь идет об экономическом поведении предпринимателей. В одних случаях предприниматели работают в стратегии извлечения дохода, максимизации прибыли, в других случаях предприниматели работают в стратегии обеспечения занятости и получения более или менее нормального дохода, достаточного для того, чтобы безбедно жить. Эти две стратегии мы увязываем с двумя типами малого предпринимательства. Первый тип - это собственно предпринимательская деятельность, когда люди, следуя своим желаниям и помыслам, изыскивают подходящий способ экономической деятельности и заботятся о том, чтобы извлечь максимум из применяемых ими ресурсов, и в то же время выжать из экономической конъюнктуры все, что она может дать. Это предприниматели-мак-симизаторы. Значительная часть этнических предпринимателей, если не основная, относится именно к этой группе. Именно такая деятельность в наибольшей степени отвечает менталитету, способностям и возможностям этнических предпринимателей, которых традиция, сама жизнь воспитала именно в таком духе. Второй тип предпринимательства - это вынужденное предпринимательство, когда челове6к не особенно склонен к предпринимательской деятельности, однако он не может найти работу по найму сообразно со своими способностями и требованиями, в силу чего он заводит свое собственное дело, запросы его сводятся к тому, чтобы получить мало-мальски прилич-

ный доход, обеспечивающий достойную жизнь. Это вынужденные предприниматели, которых среди этнических предпринимателей, как показывает практика, немного.

Примечания

1 В Ивановской области на конец 2007 г. было 5 500 малых предприятий с оборотом 43,1 млрд р., что дает в среднем на одно предприятие 8,5 млн р. в расчете на год. Для сравнения: во Владимирской области число таких предприятий 7 315, но оборот примерно такой же - 43,4 млрд р., в среднем на одно предприятие приходится несколько менее 6 млн р. в расчете на год. Из цифр видно, что средний размер малого предприятия в Ивановской области больше, чем во Владимирской области. Официальных данных о числе этнических предпринимателей в Ивановской области нет, но по некоторым оценкам их доля может доходить до 1/5. Так, число предприятий, принадлежащих представителям азербайджанской диаспоры, составляет не менее 200, при этом основная масса сосредоточена в областном центре, но в то же время азербайджанцы работают в Тейкове и Тейковском районе, Шуе, Фурманове, в Гаврилово-Посадском районе.

2 В рыночное время романовское овцеводство, которое в советский период и в дореволюционное время было распространено в Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской областях, пришло в полнейшее запустение. Сложилось парадоксальное явление, когда спрос на баранину существует, например в связи с большой популярностью шашлыков, при этом потенциальный спрос вообще значителен (баранину охотно принимают столовые и рестораны), а предложение отсутствует, хотя овцеводство в среднерусской полосе в свое время было в достаточной степени развито.

3 В Ивановской области в качестве предпринимателей действуют представители различных национальностей. Например, один выходец из Африки, окончивший ИГХТУ, получивший, по-видимому, неплохое техническое образование, успешно в городе Иванове торгует компьютерами, его магазин пользуется популярностью, сам хозяин отличается надежность и добросовестностью как поставщик. Другой выходец из Африки, эфиоп по национальности, защитивший кандидатскую диссертацию в одном из вузов города, держит обувное дело. Такие примеры не являются единичными, но в данном случае не приходится говорить об этническом предпринимательстве, поскольку факты не носят массового характера, а этническое предпринимательство как явление должно носить достаточно массовый характер и характеризоваться определенной однородностью.

4 На изделия народных промыслов народов Кавказа как востребованный продукт можно обратить

особое внимание, такая продукция пользуется спросом у состоятельных людей. В то же время она может быть предметом подарков. Рынок подарков является достаточно популярной и понятной сферой торговой деятельности, на подобного рода бизнесе можно делать хорошие деньги. В связи с этим можно указать не только на кувшины из Дагестана и иные металлоизделия с Северного Кавказа, равно как и лаки из Палеха и Холуя, одинаково популярны на рынке подарков. Многие представители Кавказа и Закавказья, выезжая в среднерусскую местность на учебу, в гости, по делам, прихватывают с собой кавказские сувениры и либо успешно реализуют их на местном рынке, либо одаривают своих знакомых за какие-либо услуги.

5 В 2007 г. в Ивановской области впервые за 10 лет зафиксирован механический приток населения. Будет ли эта тенденция постоянной, закрепившейся, это может показать только время. Но для представителей народов Юга, а также Средней Азии Ивановская область, в особенности город Иваново, являются привлекательными, особенно если у людей есть родственники или знакомые, которые помогают в устройстве на работу или на учебу.

6 В ряде местностей Кавказа сохраняется средневековый обычай кровной мести. Иногда возникают ситуации, когда люди, спасаясь от этой кровной мести, оседают в среднерусских областях, чаще всего в сельской местности. Но эти моменты мы специально не исследуем.

7 Так, в Америке среди спортсменов практически всех видов спорта очень высок процент негров. Дело заключается в том, что в этой сфере люди с определенными атлетическими задатками благодаря своей целеустремленности, непрерывным тренировкам могут добиться успехов, если они как талантливые спортсмены попадут в зону внимания спортивных боссов. Кроме того, сами семьи могут ориентировать своих детей на спортивную карьеру. В России в дореволюционное и в советское время многие еврейские семьи ориентировали своих детей на интеллектуальные виды деятельности, при этом в почете была музыка, литература, наука, можно указать на шахматы. Такие примеры указывают на то, что народны, оказавшиеся в иной среде, стихийно вырабатывают определенные стратегии выживания, а жизненная карьера относится к числу именно таких стратегий. Эту же идею мы применяем и в отношении этнического предпринимательства.

8 Телевидение довольно часто дает картинки из Дагестана. В целом Дагестан известен как республика с высоким уровнем безработицы и официально показываемым невысоким валовым региональным продуктом на душу населения. В то же время телевизионщики то и дело выхватывают богатейшие особняки с высокими заборами и хорошо вооруженной

охраной, в целом оказывается, что Дагестан - это страна сильных социальных контрастов. Но в то же время, когда бедные люди видят, что в жизни можно сделать состояние, то это их заинтересовывает, при этом тема, какими путями добывается это состояние, уходит на задний план: оказывается, все средства хороши. В результате Дагестан характеризуется очень высоким уровнем преступности, а в качестве мотивов преступности выступает стремление нажить богатство. Но это речь идет о Дагестане, где очень неблагополучная криминальная обстановка.

9 Из истории известно, что евреи, будучи рассеянными по лику земли, с древнейших времен были склонны заниматься финансовой деятельностью, в частности в прошлые века ростовщичеством. На этот счет есть и определенные литературные сюжеты, например, образ Шейлока в пьесе Шекспира. В связи с этим у них, как гласит история, нередко возникали конфликты с местным населением. В то же время армяне также, будучи распыленными по всему свету, активно занимались торговлей, при этом чрезмерная концентрация торговых дел в их руках также вызывала недовольство местного населения, что могли использовать экстремистские круги. Этнические китайцы, проживая в различных странах, активно внедряются как в торговую, так и в финансовую сферу, но в то же время следует заметить, что часть китайцев всегда была склонна заниматься сельскохозяйственным трудом, в особенности выращивать свиней и разводить огороды.

10 Несколько лет тому назад в Карелии, в Кон-допоге был случай, когда в пьяной драке выходцы с Кавказа, осевшие в городе, зарезали нескольких местных жителей. В результате возник стихийный бунт, в котором, как всегда, виновными оказались все лица, прибывшие из республик Северного Кавказа. Прошло достаточно много времени для того, чтобы возникло успокоение и часть чеченцев, покинувших Кондопо-гу, вернулась в этот город. Другой случай имел место в одном из районных центров Ярославской области, где также приехавшие и оставшиеся жить в городе лица с Кавказа в одной из разборок убили нескольких русских. Дело кончилось тем же стихийным бунтом и бегством лиц, прибывших из кавказских республик. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что тема межнациональных отношений является очень деликатной, здесь необходимо проведение серьезной работы как среди представителей национальных меньшинств, так и в среде коренного населения. Следует отметить, что в Ивановской области в целом межнациональные отношения находятся в нормальном состоянии, самое главное заключается в том, что такое положение благоприятно оценивается и местным населением, и теми гражданами РФ, которые, будучи выходцами с Кавказа, стали жителями Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.