Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И ЗА РУБЕЖОМ'

ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнический туризм / культура / Приморский край / коренные малочисленные народы / удэгейцы / нанайцы / ethnic tourism / indigenous peoples / Primorsky Territory / Udeheans / Nanais

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Поветкина Анастасия Александровна

Статья посвящена особенностям развития этнического туризма в Приморском крае на современном этапе. Этнический туризм сегодня рассматривается как способ сохранения и популяризации этнокультурного наследия народов. В статье характеризуются подходы к термину «этнический туризм» отечественных и зарубежных исследователей. Стоит отметить, что в мировой литературе встречаются термины «аборигенный туризм» и «индигенный туризм», которые могут синонимично употребляться по отношению к этническому туризму. В отечественной литературе придерживаются термина «этнический и этнокультурный туризм». В мировой практике накоплен уникальный опыт развития туризма в местах проживания коренных аборигенных народов. В Российской Федерации этнический туризм, особенно коренных малочисленных народов, также набирает популярность. Прежде всего, это связанно с многонациональностью государства. Приморский край имеет большой потенциал для развития данной формы туризма. На территории края расположены этнокультурные комплексы, национальные парки, села, в которых проживают коренные малочисленные народы со своей уникальной этнической культурой. Внешняя привлекательность этнического туризма при более глубинном анализе демонстрирует особенности, проявляющиеся как в положительном, так и негативном влиянии его развития на традиционную культуру аборигенов. В работе делается вывод, что на современном этапе становления этнического туризма существует ряд и других проблем, тормозящих его развитие. Прежде всего, это труднодоступность мест традиционного проживания коренных народов, неразвитость транспортной инфраструктуры, последствия пандемии, неоднозначное отношение носителей традиционной культуры к этническому туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Поветкина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TOURISM: THE VALUES AND MEANINGS OF THE ORGANIZATION IN RUSSIAN REGIONS AND ABROAD

The article is devoted to the peculiarities of the development of ethnic tourism in the Primorsky Territory at the present stage. Ethnic tourism today is considered as a way to preserve and popularize the ethnocultural heritage of peoples. The article characterizes the approaches to the term “ethnic tourism” of domestic and foreign researchers. It is worth noting that in the world literature the terms “aboriginal tourism” and “indigenous tourism” are found, which can be used synonymously in relation to ethnic tourism. In the domestic literature, the term “ethnic and ethnocultural tourism” is used. In world practice, unique experience has been accumulated in the development of tourism in places where indigenous peoples live. In the Russian Federation, ethnic tourism, especially in terms of indigenous peoples, is also gaining popularity. First of all, this is due to the multinationality of the state. Primorsky Krai has great potential for the development of this form of tourism. On the territory of the region, there are ethnocultural complexes, national parks, and villages where indigenous peoples live preserving their unique ethnic culture. The external attractiveness of ethnic tourism, upon deeper analysis, demonstrates features that are manifested in both the positive and negative impact of its development on the traditional culture of the Aboriginal people. The paper concludes that at the present stage of the development of ethnic tourism, there are a number of other problems that hinder its development. In the first place, this is the inaccessibility of the places of traditional residence of indigenous peoples, the underdevelopment of transport infrastructure, the consequences of the pandemic, and the ambiguous attitude of the bearers of traditional culture towards ethnic tourism.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 008. 39:379.85 DOI 10.36945/2658-3852-2024-1-93-108

А. А. Поветкина

ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация: Статья посвящена особенностям развития этнического туризма в Приморском крае на современном этапе. Этнический туризм сегодня рассматривается как способ сохранения и популяризации этнокультурного наследия народов. В статье характеризуются подходы к термину «этнический туризм» отечественных и зарубежных исследователей. Стоит отметить, что в мировой литературе встречаются термины «аборигенный туризм» и «индигенный туризм», которые могут синонимично употребляться по отношению к этническому туризму. В отечественной литературе придерживаются термина «этнический и этнокультурный туризм». В мировой практике накоплен уникальный опыт развития туризма в местах проживания коренных аборигенных народов. В Российской Федерации этнический туризм, особенно коренных малочисленных народов, также набирает популярность. Прежде всего, это связанно с многонациональностью государства.

Приморский край имеет большой потенциал для развития данной формы туризма. На территории края расположены этнокультурные комплексы, национальные парки, села, в которых проживают коренные малочисленные народы со своей уникальной этнической культурой. Внешняя привлекательность этнического туризма при более глубинном анализе демонстрирует особенности, проявляющиеся как в положительном, так и негативном влиянии его развития на традиционную культуру аборигенов.

В работе делается вывод, что на современном этапе становления этнического туризма существует ряд и других проблем, тормозящих его развитие. Прежде всего, это труднодоступность мест традиционного проживания коренных народов, неразвитость транспортной инфраструктуры, последствия пандемии, неоднозначное отношение носителей традиционной культуры к этническому туризму.

Ключевые слова: этнический туризм, культура, Приморский край, коренные малочисленные народы, удэгейцы, нанайцы.

Поветкина А. А., 2024 г.

В настоящее время становится очевидной проблема «выживания» некоторых этнических народностей в условиях глобализации, бурного научно-технического развития, экологических кризисов, роста информационных нагрузок. Одним из перспективных направлений деятельности по сохранению этнического многообразия регионов является этнический туризм [Соболенко, 2020]. Туризм в целом и этнический туризм в частности - это сложное и многогранное явление многоцелевого характера. В соответствии с Федеральным законом № 132-ФЭ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» цели туризма могут быть лечебно-оздоровительными, рекреационными, познавательными, физкультурно-спортивными, профессионально-деловыми, религиозными и иными [Федеральный закон, 1996]. Этнический туризм в традиционных местах проживания коренных малочисленных народов (КМН) в Приморском крае направлен на реализацию практически всех указанных целей, особенно важен туризм, связанный с популяризацией культуры КМН Приморского края. Но специальных работ, раскрывающих специфику развития подобной формы этнического туризма в Приморском крае, нет. Целью данной статьи является анализ особенностей развития такого туризма, выявления и обоснования проблем, ему сопутствующих.

Необходимо отметить, что опыт развития этнического туризма обобщен в работах зарубежных и отечественных исследователей, при этом особое внимание авторы уделяют определению понятия «этнический туризм».

Так, М. Б. Биржаков считает, что «этнический туризм - часть культурного туризма, который направлен на знакомство с отдельными народами и их изучение с целью культурного или языкового обмена» [Биржаков, 2000, с. 308]. Г. А. Меновщиков отмечает, что этнический туризм - это «туризм, основной акцент в котором делается на ознакомление с культурой людей, поддерживающих самобытный уклад жизни» [Меновщиков, 1980]. Есть исследователи, которые понимают этнический туризм как «ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, живущих в гармонии с окружающей природной средой» [Ляпунова, 1975].

Зарубежные исследователи туризма, связанного с культурой и деятельностью КМЧ, вводят термины «индигенный туризм» (indigenous tourism) или «аборигенный туризм» (aboriginal tourism). Так, Р. Батлер и Т. Хинч определяют индигенный туризм как туристскую деятельность, основанную на привлекательности культуры коренных народов, в которой эти народы участвуют либо непосредственно, либо через контроль над ней [Чемчиева, 2015]. Отечественный исследователь А. П. Чемчиева, анализируя туристскую деятельность в районах традиционного проживания КМН в России, также использует термин «индигенный туризм» и отмечает, что «специфика этого вида туризма

подразумевает непосредственный контакт с самобытной культурой, хозяйством и бытом коренных народов».

Кроме того, в литературе можно встретить термин «ностальгический туризм» как подвид этнического туризма. По мнению А. Г. Бутузова, в современной науке сложилось два подхода к его пониманию. Одни авторы под «ностальгическим» подразумевает поездки, продиктованные стремлением к познанию, приобщению к культуре собственного народа или этнических предков, другие - путешествия, обусловленные желанием посетить места прежнего собственного жительства, территории проживания родственников и членов семей [Бутузов, 2013, с. 94].

В целом можно отметить, что все термины и определения объединяет одна общая идея - посещение территорий традиционного природопользования народов с целью удовлетворения познавательного интереса к культуре и традициям этнических общностей коренных народов. В нашем исследовании туристской деятельности, направленном на анализ самобытной культуры КМН в Приморском крае, будет использоваться термин «этнический туризм», понимаемый как вид туристской индустрии, в котором принимает участие коренное население, аутентичность культуры которого является основным фактором туристской привлекательности территории.

Этнический туризм популярен во всех странах мира. Так, специализированная компания Database, реализуя проект Database Adviser, провела онлайн-опрос на тему интереса и желания людей отправиться в туристскую поездку по местам аборигенных проживаний. Результаты опроса показали, что почти 61 % респондентов хотели бы осуществить такое путешествие, 23 % опрошенных не отказались бы от такого предложения. Подобный туризм не интересует лишь 16 % респондентов [Этнический туризм, 2022]. Повышенный интерес к традиционной этнической культуре народов мира стимулирует разработку туристских маршрутов.

Но подобная практика использования культурного потенциала этнических групп может сказываться на этнокультурном развитии соответствующих территорий и коренного населения как положительно, так и отрицательно.

Для развития туризма необходимо наличие ряда факторов привлекательности территории. Для представителей туристской сферы на первом месте стоит экономический фактор, связанный с разработкой разнообразных туристских проектов, наличием квалифицированного персонала в области управления данной деятельностью и организацией качественного обслуживания туристов, развитостью транспортной, гостинично-ресторанной и других видов инфраструктуры. Немаловажным фактором при этом является социально-психологический, предполагающий стабильность политической обстановки, безопасность туристов и доброжелательность местного населения по отношению к ним.

Но, несомненно, самым значимым является культурно-исторический фактор, проявляющийся не только в наличии в регионе памятников архитектуры и археологии, других элементов материального наследия, но и в сохранности традиционных народных промыслов, музыкальных, танцевальных, мифологических форм культуры, демонстрирующих ее неповторимость и уникальность. Решающим мотивом для желающих ознакомиться с культурой соответствующих территорий и народов являются именно данные культурные факторы. Тем не менее выделяется также природно-рекреационный фактор. Благоприятная экологическая обстановка, наличие особо охраняемых природных территорий - всё это вызывает интерес у туристов, а как следствие - развитие туристкой дестинации.

За рубежом накоплен значительный опыт в организации этнического туризма. Так, примером успешного развития этнотуризма может быть организация этой индустрии в Австралии. Географическое положение страны, окруженной океанами со всех сторон, позволило ей сохранить свою самобытность, ставшей основой развития этнического туризма. В Австралии популярны лодочные туры, где гидами-проводниками являются представители аборигенных народов. Привлекательны пешеходные, экологические туры, в которых туристы взаимодействуют с местным населением. Этнический туризм помогает сохранить культурное и природное разнообразие страны, а также дает работу местному коренному населению. Стоит отметить поддержку в развитии этнического туризма австралийским государством. По инициативе руководства страны был разработан сайт, содержащий всю необходимую информацию, связанную с этническим туризмом в Австралии [Aboriginal Australia, 2022].

Скандинавская практика развития этнического туризма имеет богатый опыт. К скандинавским странам относятся три государства: Норвегия, Дания и Швеция. Также в некоторых источниках относят к странам Скандинавии Исландию из-за ее культурной и исторической связи с вышеназванными.

С точки зрения этнического туризма страны Скандинавии привлекают своим самобытным колоритом. Легенды о викингах, музеи, посвященные их походам, а также уникальные природные достопримечательности с аутентичными героями. Воспевание в культуре памяти главных богов германо-скандинавской мифологии - Тиу, Один, Тор и Фрейя - играет немаловажную роль в привлекательности этих территорий для туристов, интересующихся этнической культурой стран Скандинавии.

Туризм в Новой Зеландии - самый крупный источник доходов, а этнический туризм является одним из популярных туристских направлений [The Encyclopedia of New Zealand, 2022]. Так, знакомство с уникальной новозеландской культурой народа маори является важной частью данного направления. Количество, разнообразие и качество туристских предприятий маори резко возросли за последние несколько лет. На территории Новой Зеландии располагается большое

количество этнографических деревень, где маори проживают на постоянной основе и принимают туристов со всего мира. Хотя традиционные аспекты жизнедеятельности этой этнической группы, такие как ритуал капа хака1, остаются важной частью жизни маори и привлечения туристов, но сегодня существует гораздо более широкий спектр туристских продуктов, включающих элементы культуры маори. Это такие популярные среди туристов мероприятия, как пешие походы, рафтинг, художественные и культурные туры.

В свою очередь, Россия в целом обладает большим потенциалом для развития этнического направления в туризме. Так, одним из перспективных туристских регионов нашей страны является Республика Дагестан. На ее территории проживает, согласно перечню КМН Дагестана, утверждённому постановлением Государственного совета Республики, 14 народов [Перечень коренных малочисленных народов Дагестана, 2022]. По территории этого региона разработаны иммерсивные туры, благодаря которым у туристов есть возможность узнать регион через впечатления, полученные в ходе общения с местными жителями, посредством погружения в их культуру. По всей территории республики располагаются древнейшие памятники культуры, истории и архитектуры. Неповторимый местный колорит, частью которого является богатая гастрономия, стали основой развития этнического туризма. Стоит отметить, что в Республике Дагестан разрабатывают «концепцию использования этнокультурных традиций в стратегии социально-экономического и экологического развития горных территорий Дагестана». Проект направлен на использование этнотрадиций региона для экономического и экологического развития территории [Российский фонд фундаментальных исследований, 2022].

Вместе с тем, согласно статистике российского сервиса бронирования жилья Tvil.ru, Дагестан занимает второе место (14 %) по привлекательности для этнических путешествий в России. Первое место - 42 % респондентов, согласно данным этого сервиса, занимают туры по Алтайскому краю и Республике Алтай [Якутия.инфо, 2022].

На территории Алтайского края расположены уникальные объекты культурного наследия, природные парки, музеи: природный парк «Уч-Энмек», Петроглифы грота Куюс, наскальные рисунки «Тялбак-Таша», Ущелье горных духов (водопад и наскальные рисунки). Многие алтайские обычаи и ритуалы имеют тысячелетнюю историю, пронизаны шаманским мировоззрением и позволяют взглянуть на Алтай как на мистический регион.

В свою очередь, Приморский край также обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма в традиционных местах проживания КМН. На территории края расположены национальные парки («Бикин», «Удэгейская легенда»), этнографический парк «Изумрудная долина», чжурчжэньские городища (Южно-Уссурийское, Западно-Уссурийское и Краснояровское) и многое другое.

Особенно перспективен этнотуризм на территориях традиционного проживания КМН. Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Приморского края проживают 1429 представителей коренных народов. Самые многочисленные коренные народы Приморского края - удэгейцы (793 человека), нанайцы (383), тазы (253).

Большой вклад своими трудами в изучение коренных малочисленных народов Приморского края внесли исследователи и этнографы В. К. Арсеньев («Лесные люди удэхейцы»), А. Ф. Старцев («Культура и быт удэгейцев (вторая половина XIX - XX в.)»), Ю. А. Сем, Л. И. Сем («У нанайцев и уэгейцев бассейна р. Бикин»), В. В. Подмаскин («Народные знания удэгейцев: историко-этнографи-ческое исследование по материалам XIX-XX вв.»), 0. 0. Звиденная, Н. И. Новиков («Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин») [Арсеньев; Старцев, 2005; Сем Ю. А., Сем Л. И., 1956; Подмаскин, 1998; Звиденная, Новиков, 2010]. В работах указанных авторов главенствующую роль играет описание традиционного образа жизни, аутентичной культуры, быта и традиций коренного населения Приморского края.

В основном КМН проживают в четырех районах Приморского края:

- Тернейском районе - удэгейцы: Терней, Перетычиха, Агзу;

- Пожарском районе: Лучегорск, Верхний Перевал, Ясеневый, Соболиный, Охотничий (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы), Олон (удэгейцы, нанайцы);

- Красноармейском районе - удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Сан-чихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово;

- Ольгинском районе - тазы: Михайловка [Союз коренных малочисленных народов Приморского края, 2022].

Для развития этнического туризма в традиционных местах проживания КМН перспективны сёла, где компактно проживают представители малочисленных народностей. Прежде всего, это расположенное на севере Приморского края, в Тернейском районе удэгейское село Агзу (образовано в 1934 г.). Население села 200 человек, 130 из них удэгейцы. В селе развита художественная самодеятельность. Национальные песни, пьесы на фольклорные и современные сюжеты -всё можно увидеть на сцене клуба с. Агзу. В селе функционирует ансамбль «Кун-кай», который передает историю родного села языком танца. Среди местного населения популярна охота. Село Агзу - самый северный населенный пункт Приморья, место компактного проживания самаргинских удэгейцев. Оно расположено на левом берегу реки Самарга, в северной части Сихотэ-Алиня. Оптимальный способ добраться в село - это воспользоваться вертолетом, который летает в село раз в неделю. Электричество в с. Агзу подают два раза в сутки. При всем потенциале и ресурсах, на основе которых можно развивать в с. Агзу этнический,

промысловый туризм, главными проблемами, препятствующими этому, являются отсутствие инфраструктуры и труднодоступность села.

В Красноармейском районе расположен национальный парк «Удэгейская легенда». Перед коллективом национального парка стоят задачи - «сохранение долинного комплекса рек западного макросклона Сихотэ-Алиня, создание условий для регулируемого экологического туризма, внедрение эколого-просвети-тельских, эколого-образовательных и научных программ, вовлечение местного населения в природоохранную деятельность» [Национальный парк, 2022]. Большой интерес у туристов вызывает «историко-археологическая ценность территории - здесь зарегистрированы 28 археологических памятников различных исторических эпох, начиная от стоянок каменного века до городищ средневековья» [Национальный парк, 2022]. На территории национального парка «Удэгейская легенда» разработаны маршруты выходного дня, экологические тропы для посещения Ковалевской тисовой рощи, Лаулинского прижима, урочища «СамадиБя» («Стойбище шамана»). Разнообразие маршрутов, возможность посетить село Дальний Кут, где проживают удэгейцы, благоприятно влияют на туристские интересы. Основной проблемой для формирования массового потока путешественников в национальный парк является слабое развитие транспортной инфраструктуры. Чтобы добраться в парк «Удегейская легенда», можно выбрать несколько вариантов транспорта, но все они дорогостоящие, и это занимает большое количество времени, что негативно сказывается на туристском спросе. Первый способ - автомобиль с повышенной проходимости. Как альтернатива - рейсовый автобус, но ближайший автовокзал находится в 60 км от особо охраняемой природной территории (далее 00ПТ), в селе Рощино. Остановок рейсовых автобусов в пешей доступности от 00ПТ нет [Национальный парк, 2022]. Речного вокзала (порта) нет, но можно воспользоваться водным транспортом (моторными лодками) национального парка села Дальний Кут, что также ограничивает возможность развития массового туризма. При всем разнообразии и богатстве этнокультурного потенциала территории развитие этнического туризма в традиционных местах проживания КМН в Красноармейском районе затруднено из-за проблемы с транспортной инфраструктурой и, как следствие, высокой стоимостью маршрутов, не позволяющей развивать туризм для большого потока туристов.

Ольгинский район Приморского края также представляет интерес для развития этнического туризма в традиционных местах проживания КМН. На территории региона находится культурный центр «Тэму» (Община «Родник» Союза КМН Приморского края). Именно здесь проходит уже ставший традиционным национальный праздник «Сагди Дава», что в переводе с удэгейского языка означает «Большая рыба». Праздник приурочен к открытию путины кеты. Сценарий праздника «Сагди Дава» основан на традициях народа и вызывает большой интерес как у местных участников, так и у гостей мероприятия. Обязательно в рамках

праздника шаман проводит обряд заклинания кеты, при этом части рыбы (голову и хвост) бросают в реку. Удэгейцы считают, что именно там живет душа рыбы и ей надо объяснить, что рыбу берут только на еду. Такие обряды весьма привлекательны для туристов, и с каждым годом праздник «Сагди Дава» набирает популярность.

Еще один известный регион среди туристов этнического направления - это Пожарский район Приморского края. В конце 2021 г. на территории посёлка городского типа Лучегорска Пожарского муниципального района был открыт Центр удэгейской культуры «Удиэ зугдити андала» - Удэгейский дом дружбы. В этом центре, ставшем одной из точек притяжения для всех, кто интересуется этнокультурным наследием КМН, демонстрируются объекты традиционного уклада жизни удэгейцев и нанайцев. Другой привлекательной территорией в Пожарском районе является село Красный Яр, расположенное в тайге на расстоянии 130 км от поселка городского типа Лучегорска. Численность населения по состоянию на 1 августа 2019 г. составляла 640 человек (из них 366 человек - удэгейцы, 95 - нанайцы). Село образованно в 1957 г., когда на общем собрании жителей села Сяин (в этом селе проживали предки удэгейцев и нанайцев с 1939 г.) сельчане с перевесом в один голос проголосовали за переезд на новое место (на высокий левый берег Бикина, где не было угрозы наводнения).

Согласно статистике по развитию этнического туризма Приморского края на 2023 г. число туристов, посетивших регион с целью ознакомления с национальными парками, где проживают представители КМН, составило 1262 человека.

Село несколько раз в год принимает гостей, приезжающих на праздники, наполненные этническим колоритом традиционной культуры удэгейцев и нанайцев. Село знаменито также тем, что на его территории располагается центральный офис национального парка «Бикин». Парк был образован в 2015 г. и стал самым большим национальным парком России. Главными целями создания парка стали:

1) сохранение уникальных и эталонных природных участков и объектов;

2) экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

3) государственный экологический мониторинг окружающей среды [Официальный сайт Национального парка «Бикин», 2022].

Одной из основных целей создания национального парка можно считать сохранение и поддержание историко-культурных объектов, среды обитания и традиционного образа жизни КМН. Поэтому развитие этнического туризма в традиционных местах проживания КМН активно популяризируется руководством национального парка «Бикин». Так, на территории с. Красный Яр в начале августа администрация села и местные жители организуют фестиваль «Бикин». В рамках трехдневного фестиваля проходят выступления местных танцевальных

и музыкальных коллективов, выставка изделий мастеров декоративно-приклад-ного творчества и камлание шамана.

В качестве знакомства с традициями населения в селе проводят дважды в год экологический фестиваль «Ва:кчай ни» (в переводе с удэгейского «охотник»). Осенью (конец октября - начало ноября) фестиваль посвящается открытию охотничьего сезона у КМН севера Приморья. Весной (март) - закрытие сезона охоты. В рамках фестиваля проходят соревнования по традиционным видам спорта. Местным жителям и гостям фестиваля предлагают принять участие в соревнованиях по метанию копья, демонстрации меткости в стрельбе из лука и ружья, командной ходьбе на лыжах, прыжках через нарты, а также метании тынзяна на хорей. Также в рамках фестиваля принимают участие творческие коллективы. Мероприятия, проводимые на территории села, весьма популярны у туристов. Приезжают в с. Красный Яр не только жители Приморского края, но и гости из Хабаровского края и иностранные туристы. Для более комфортного пребывания туристов и привлечения их в село на Яру (так называют свое село местные жители) в 2019 г. провели сеть Интернет, значительно улучшили дорогу в село, проходящую через тайгу. При всех положительных моментах туристского развития можно отметить определенные негативные последствия. В рамках полевых исследований с 2019 по 2022 г. автор статьи проводил опросы местного населения методом интервьюирования и анкетирования, выясняя их отношение в развитии туристской деятельности в селе. По словам одного из жителей села, «...ритуалы, которые проводят для развлечения туристов, плохо отражаются на народе. Всё неправильно». Респонденты высказывали опасения, что аутентичные формы эт-нокультуры удэгейцев и нанайцев искажаются и воспроизводят неправильные варианты. Вопрос аутентичности этнокультурных традиций - это сложная этнологическая проблема, решение которой выходит за рамки задач данной статьи, но фиксация представлений об искажении «настоящей» культуры КМН говорит о существовании в среде КМН запроса на обсуждение данной проблемы.

Развитие этнического туризма в традиционных местах проживания КМН в регионах Приморского края затрудняется из-за отдаленности от крупных городов региона, от федеральной трассы, труднодоступности и высоких цен, что говорит о необходимости развития инфраструктуры края. Но при этом стоит уделить больше внимания государственным программам поддержки данных территорий не только в развитии этнокультурного туризма, но и выстраивании диалога между администрацией региона и коренными малочисленными народами для сохранения баланса между развитием и сохранением ценностей традиционной культуры ее носителями.

Вопросами развития и сохранения культуры КМН в Приморском крае занимаются общественные объединения КМН. На сайте Правительства Приморского края представлена информация о 25 зарегистрированных таких общественных

объединений [Правительство Приморского края, 2022]. В качестве примера успешной деятельности можно привести работу «Союза коренных малочисленных народов Приморского края» (далее Союз), расположенного в г. Владивостоке. Главным видом деятельности Союза стало объединение общин КМН для защиты их социально-экономических и национально-культурных прав. Союз включен в деятельность российского и международного движения КМН. Председатель Союза выступил на 21-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов с докладом по теме «Доступ к биоресурсам как фундамент устойчивого развития коренных народов. Опыт, потенциал, проблемы» [Союз коренных малочисленных народов Приморского края, 2022]. Членами Союза выделяются несколько задач, необходимых для поддержания коренных малочисленных народов:

- объединение малочисленных народов для защиты своих социально-экономических и национально-культурных прав, развитие национального самосознания;

- сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, обычаев, родного языка;

- защита, восстановление исконной среды обитания малочисленных народов в соответствии с нормами российского и международного права;

- содействие малочисленным народам в реализации прав безвозмездного пользования землями в местах их проживания и хозяйственной деятельности, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и пользования общераспространенными полезными ископаемыми;

- установление общественного согласия, взаимного доверия и дружбы между всеми народами, проживающими на территории Приморского края [Союз коренных малочисленных народов Приморского края, 2022].

Большинство мероприятий, организованных Союзом, направлены на поддержание традиционной культуры, национального языка и защиты прав коренного населения Приморского края.

В рамках сохранения удэгейского языка Союзом совместно с центром удэгейской культуры (поселок городского типа Лучегорск) «Удиэ Зугдити Андала» («Удэгейский дом дружбы») был проведен семинар, посвященный сохранению удэгейского языка. Важным вкладом членов Союза в развитие культуры удэгейцев является создание путеводителя и разговорника удэгейского языка для туристов, в частности, для японских туристов. Издание интересно для путешественников и всех интересующихся культурой удэгейцев. Оно содержит путеводитель по местам проживания удэгейцев: с. Красный Яр, с. Рощино, п. Ольга Приморского края [Союз коренных малочисленных народов Приморского края, 2022].

Отечественный и мировой опыт по развитию этнического туризма показывает, что без поддержки государства сложно развивать территорию и повышать потоки туристов. Развитие этнического туризма затруднено без содействия правительства и без создания государственных программ по его развитию.

Сегодня организацией этнического туризма в основном занимаются либо администрации регионов, либо общины КМН, которые заинтересованы в развитии туризма на своей территории. Одним из каналов по продвижению территории и привлечению путешественников являются туристские фирмы, но маршрутов этнической направленности в Приморском крае, продвигаемых туристскими фирмами, крайне мало или они отсутствуют вовсе. При формировании новых туристских маршрутов не стоит забывать о важности привлечения к их разработке представителей КМН, лидеров общин, представителей этнографического экспертного сообщества, так как этнический туризм в традиционных местах проживания КМН может негативно повлиять на быт и традиции коренных малочисленных народов. Прежде всего это связано с непониманием традиционной культуры и быта населения, а как следствие, туристы могут проявлять нечувствительность или неуважение к культурным ценностям КМН, что приводит к оскорблениям, конфликтам и разрушению мест, священных для коренного населения.

Вместе с тем для представителей коренных общин туризм может рассматриваться как шаг к формированию новых направлений расширения культурных прав и экономической независимости. Но при этом туризм должен быть направлен на защиту региональных ценностей, поддержку и сохранение традиционной этнической культуры, повышение восприимчивости туристов к культурным обычаям, пониманию их смысла и ценности. Поэтому крайне важно, чтобы коренные народы сохраняли контроль над разработкой туристских маршрутов.

Стоит отметить, что сегодня большое количество стран активно развивает этнический туризм благодаря своему этнокультурному богатству и разнообразию. В нашей стране этот вид туризма до настоящего времени развивается менее успешно. В Приморском крае также существует ряд вышеуказанных проблем, которые необходимо решать для совершенствования и развития этой формы туризма.

Кроме того, фактором, тормозящим развитие этнокультурного туризма, можно считать отсутствие вариативности в этнических маршрутах, а как следствие, недостаточную заинтересованность в них. Учитывая тот факт, что этническое разнообразие стремительно сокращается в связи с глобализационными процессами, этнокультурный туризм КМН может стать фактором модернизации традиционной хозяйственной деятельности КМН и востребованным способом сохранения и развития этнокультурного наследия малочисленных народов, в том числе и Приморского края.

Примечание

1. Капа хака - ритуальный танец новозеландских маори, во время которого исполнители топают ногами, бьют себя по бёдрам и груди и аккомпанируют себе голосом.

Библиография

Арсенъев, В. К. Лесные люди удэхейцы // Сочинения [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://ihaefe.org/files/riodv/biblio/Apceньeв%20Лec-Hbie%20fliOflH%20yfl3xe^bi.pdf (дата обращения: 24.11.2023).

Бутузов, А. Г. Этнокультурный туризм : учебное пособие. - Москва : КН0-РУС, 2013. - 248 с.

Биржаков, М. Б. Введение в туризм. - Санкт-Петербург : Изд. дом «Герда», 2000. - 308 с.

Звиденная, 0. 0., Новикова, Н. И. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин (Этнологическая экспертиза 2010 года). - Москва : Изд. дом «Стратегия», 2010. - 154 с.

Ляпунова, Р. Г. Алеуты. Очерки этнической истории [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://bering-museum.ru/r-g-lyapunova-ocherki-po-etnografii-aleutov/ (дата обращения: 23.09.2023).

Меновщиков, Г. А. О происхождении этнонима алеут // Советская этнография. - 1980. - №1. - С. 109-116.

Национальный парк. Удэгейская легенда [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ud-legend.ru/about/obshaya-informaciya/ (дата обращения: 11.10.2023).

Официальный сайт Национального парка «Бикин» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://parkbikin.com/ (дата обращения: 13.09.2023).

Перечень коренных малочисленных народов Дагестана [Электронный ре-сурс] // Википедия. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/nepe4eHb_ коренных_малочисленных_народов_Дагестана (дата обращения: 04.08.2023).

Правительство Приморского края. Коренные малочисленные народы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://primorsky.ru (дата обращения: 20.09.2023).

Подмаскин, В. В. Народные знания удэгейцев: историко-этнографическое исследование по материалам XIX-XX вв. - Владивосток : ДВО РАН, 1998.

Российский фонд фундаментальных исследований. Этнотуризм в Дагестане [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.rfbr.ru/rffi/portal/press_ about/o_2121297 (дата обращения: 23.10.2023).

Сем, Ю. А., Сем, Л. И. У нанайцев и уэгейцев бассейна р. Бикин // Записки ПФГО СССР. - Владивосток, 1956. - Т. 20, № 1.

Соболенко, Б. Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. - 2020. - № 24 (27). - С. 66-70. - Режим доступа : https://apni.ru/article/1689-etnoturizm-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 17.08.2023).

Союз коренных малочисленных народов Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://xn—mtbkifbug5i.xn-plai/narody (дата обращения: 25.09.2023).

Старцев, А. Ф. Культура и быт удэгейцев (Вторая половина XIX-XX в.). -Владивосток : Дальнаука, 2005. - 443 с.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 24.07.2023).

Чемчиева, А. П. Развитие индигенного туризма в России [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского гос. ун-та. - 2015. - Т. 1, № 4(64). - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-indigennogo-turizma-v-rossii (дата обращения: 29.10.2023).

Этнический туризм. DB Advisors [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://database.az/ru/article-view/442 (дата обращения: 07.07.2023).

Якутия.инфо. Якутия не стала самым желаемым регионом для этнотуризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://yakutia.info/article/204264 (дата обращения: 14.09.2023).

Australia. Aboriginal Australia [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.australia.com/en/things-to-do/aboriginal-australia.html (дата обращения: 09.11.2023).

The Encyclopedia of New Zealand. Tourist industry by Margaret McClure [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://teara.govt.nz/en/tourist-industry/ print (дата обращения: 03.08.2023).

Сведения об авторе

Поветкина Анастасия Александровна, преподаватель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

E-mail: pov_anastasiya@mail.ru

A. A. Povetkina

ETHNIC TOURISM: THE VALUES AND MEANINGS OF THE ORGANIZATION IN RUSSIAN REGIONS AND ABROAD

Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the development of ethnic tourism in the Primorsky Territory at the present stage. Ethnic tourism today is considered as a way to preserve and popularize the ethnocultural heritage of peoples. The article characterizes the approaches to the term "ethnic tourism" of domestic and foreign researchers. It is worth noting that in the world literature the terms "aboriginal tourism" and "indigenous tourism" are found, which can be used synonymously in relation to ethnic tourism. In the domestic literature, the term "ethnic and ethnocultural tourism" is used. In world practice, unique experience has been accumulated in the development of tourism in places where indigenous peoples live. In the Russian Federation, ethnic tourism, especially in terms of indigenous peoples, is also gaining popularity. First of all, this is due to the multinationality of the state. Primorsky Krai has great potential for the development of this form of tourism. On the territory of the region, there are ethnocultural complexes, national parks, and villages where indigenous peoples live preserving their unique ethnic culture. The external attractiveness of ethnic tourism, upon deeper analysis, demonstrates features that are manifested in both the positive and negative impact of its development on the traditional culture of the Aboriginal people. The paper concludes that at the present stage of the development of ethnic tourism, there are a number of other problems that hinder its development. In the first place, this is the inaccessibility of the places of traditional residence of indigenous peoples, the underdevelopment of transport infrastructure, the consequences of the pandemic, and the ambiguous attitude of the bearers of traditional culture towards ethnic tourism.

Key words: ethnic tourism, indigenous peoples, Primorsky Territory, Udeheans, Nanais.

References

Arsenev, V. K. Lesnie lyudi udekheitsi // Sochineniya [Udehe forest people // Works. In Russ.]. Available at: http://ihaefe.org/files/riodv/biblio/ApceHbeB%20 JIecHbie%20jiK)flM0/o20yfl3xevuibi.pdf / (accessed: 24.11.2023).

Butuzov, A. G. Etnokulturnyj turizm: uchebnoe posobie [Ehthnocultural tourism. In Russ.]. Moscow, KNORUS, 2013, 248 p.

Birzhakov, M. B. Vvedenie v turizm [Introduction to Tourism. In Russ.]. Saint-Peterburg, Gerda publ., 2000, 308 p.

Zvidennaya, 0. 0., Novikova, N. I. Udegejcy: ohotniki i sobirateli reki Bikin (Etnologicheskaya ehkspertiza 2010 goda) [Udege: hunters and gatherers of the Bikin River (Ehthnological examination 2010). In Russ.]. Moscow, Strategy publ., 2010. - 154 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyapunova, R. G. Aleuty. Ocherki ehtnicheskoj istorii [The Aleuts. Essays on ethnic history. In Russ.]. Available at: http://bering-museum.ru/r-g-lyapunova-ocherki-po-etnografii-aleutov/ (accessed: 23.09.2023).

Menovshhikov, G. A. 0 proisxozhdenii ehtnonima aleut [About the origin of the Ehthnonym Aleut]. IN: Sovetskaya ehtnografiya, 1980, no. 1, pp. 109-116. (In Russ.)

Nacionalnyj park. Udegejskaya legenda [National Park. Udege legend. In Russ.]. Available at: https://ud-legend.ru/about/obshaya-informaciya/ (accessed: 11.10.2023).

Oficialnyj sajt Nacionarnogo parka «Bikin» [Official website of the Bikin National Park. In Russ.]. Available at: http://parkbikin.com/ (accessed: 13.09.2023).

Perecherf korennyh malochislennyh narodov Dagestana [List of small indigenous peoples of Dagestan. In Russ.]. IN: Vikipediya. Available at: https://ru.wiki-pedia.0rg/wiki/nepeHeHb_K0peHHbixjv1aj10HMCJieHHbix_Hap0fl0B_flarecTaHa (accessed: 04.08.2023).

Praviterstvo Primorskogo kraya. Korennye malochislennye narody [The Government of Primorsky Krai. Indigenous small-numbered peoples. In Russ.]. Available at: https://primorsky.ru (accessed: 20.09.2023).

Podmaskin, V. V. Narodnye znaniya udegejcev: istoriko-ehtnograficheskoe is-sledovanie po materialam XIX-XX w. [Folk knowledge of the Udege: historical and ehthnographic research based on materials from the 19th-20th centuries. In Russ.]. Vladivostok, DVO RAN, 1998.

Rossijskij fond fundamentalnyh issledovanij. Ehtnoturizm v Dagestane [The Russian Foundation for Basic Research. Ehthnotourism in Dagestan. In Russ.]. Available at: https://www.rfbr.ru/rffi/portal/press_about/o_2121297 (accessed: 23.10.2023).

Sem, Yu. A., Sem, L. I. U nanajcev i uegejcev bassejna r. Bikin [Among the Nanai and Uege people of the river basin. Bikin.]. IN: Zapiski PFGO SSSR. Vladivostok, 1956, T. 20, no 1 (In Russ.)

Sobolenko, V. E. Ehtnoturizm v Rossii: sovremennoe sostoyanie i orientiry' razvitiya [Ehthnotourism in Russia: current state and development guidelines]. IN: Aktual'ny'e issledovaniya, 2020, no. 24 (27), pp. 66-70 (In Russ). Available at: https://apni.ru/article/1689-etnoturizm-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie (accessed: 17.08.2023).

Soyuz korennyh malochislennyh narodov Primorskogo kraya [Union of Indigenous Peoples of Primorsky Krai. In Russ.]. Available at: http://xn— mtbkifbug5i.xn-plai/narody (accessed: 25.09.2023).

Starcev, A. F. Kultura i byt udegejcev (vtoraya polovina XIX-XX v.) [Culture and life of the Udege (second half of the 19th-20th centuries) In Russ.]. Vladivostok, Dalnauka, 2005,443 p.

Federalnyj zakon «Ob osnovax turistskoj deyatelnosti v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1996 № 132-FZ [Federal Law "On the Basics of Tourist Activity in the Russian Federation" dated 24.11.1996 No. 132-FZ. In Russ.]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (accessed: 24.07.2023).

Chemchieva, A. P. Razvitie indigennogo turizma v Rossii [Development of indigenous tourism in Russia. In Russ.]. Available at: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/razvitie-indigennogo-turizma-v-rossii (accessed: 29.10.2023).

Ehtnicheskij turizm. DB Advisors [Ethnic tourism. DB Advisors. In Russ.]. Available at: https://database.az/ru/article-view/442 (accessed: 07.07.2023).

Yakutiya.info. Yakutiya ne stala samy'm zhelaemy'm regionom dlya etnoturizma [Yakutia.info. Yakutia has not become the most desirable region for ehthnotourism. In Russ.]. Available at: https://yakutia.info/article/204264 (accessed: 14.09.2023).

Australia. Aboriginal Australia. Available at: https://www.australia.com/en/ things-to-do/aboriginal-australia.html (accessed: 09.11.2023).

The Encyclopedia of New Zealand. Tourist industry by Margaret McClure. Available at: https://teara.govt.nz/en/tourist-industry/print (accessed: 03.08.2023).

About the author

Povetkina Anastasia Aleksandrovna, Teacher at the Academic College of the Vladivostok State University of Economics and Service.

E-mail: pov_anastasiya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.