Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: АДАПТАЦИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ РЕАЛИЯМ'

ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: АДАПТАЦИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ РЕАЛИЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ / СРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / МЕСТНОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА / ТРАНЗАКЦИИ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич

Обоснована необходимость адаптации этнического бизнеса к современной российской действительности. В рамках стратегии выживания этнического бизнеса определены его тактические шаги, чтобы оперативно адаптироваться к затяжному и волнообразному характеру COVID-19. Сформулированы гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках проведенного исследования. По итогам проведенного в 2020-2021 гг. исследования процессов становления и развития малых и средних форм хозяйствования Тюменской области выявлены изменения в структуре этнического бизнеса региона. Определены подвижки в организационно-правовых формах малого и среднего бизнеса в сторону увеличения доли и числа микропредприятий, самозанятости, совмещения последней с индивидуальным предпринимательством и др. Актуализирована проблема обеспечения рабочей силой этнического бизнеса и установлены этого феномена. Оценена значимость понесенных этническим бизнесом транзакционных издержек на адаптацию к российской действительности в периоды третьей и четвертой волн пандемии коронавируса. Выяснены особенности издержек, которые несет региональный социум от адаптационной активности этнического бизнеса в условиях COVID-19. Проанализированы приоритеты различных аспектов жизни в России хозяйствующих субъектов внешней миграции. Разработаны практические предложения по реализации стратегии выживания этнического бизнеса в ковидный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC BUSINESS: ADAPTATION TO MODERN RUSSIAN REALITIES

The necessity of adaptation of the ethnic business to modern Russian reality has been substantiated. As part of the ethnic business survival strategy, its tactical steps have been identified in order to quickly adapt to the lingering and undulating nature of COVID-19. Hypotheses are formulated, the verification of which was carried out within the framework of the research. According to the results of the study conducted in 2020-2021 of the processes of formation and development of small and medium-sized forms of management of the Tyumen region, changes in the structure of the ethnic business of the region were revealed. The progress in the organizational and legal forms of small and mediumsized businesses in the direction of increasing the share and number of microenterprises, self-employment, combining the latter with individual entrepreneurship, etc. is determined.The problem of providing ethnic business with a labor force has been actualized and this phenomenon has been established. The significance of the transaction costs incurred by ethnic businesses for adapting to Russian reality during the third and fourth waves of the coronavirus pandemic was assessed. The features of the costs incurred by the regional society from the adaptive activity of ethnic business in the conditions of COVID-19 have been clarified. The priorities of various aspects of life in Russia of economic entities of external migration are analyzed. Practical proposals have been developed for the implementation of the strategy for the survival of ethnic business in the period of COVID-19.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: АДАПТАЦИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ РЕАЛИЯМ»

Vol. 15, No. 1, 2022 Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics УДК 394:314.15

DOI: 10.31660/1993-1824-2022-1-96-111

Этнический бизнес: адаптация к современным российским реалиям Сергей Геннадьевич Симонов

Кафедра экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Обоснована необходимость адаптации этнического бизнеса к современной российской действительности. В рамках стратегии выживания этнического бизнеса определены его тактические шаги, чтобы оперативно адаптироваться к затяжному и волнообразному характеру COVID-19. Сформулированы гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках проведенного исследования. По итогам проведенного в 2020-2021 гг. исследования процессов становления и развития малых и средних форм хозяйствования Тюменской области выявлены изменения в структуре этнического бизнеса региона. Определены подвижки в организационно-правовых формах малого и среднего бизнеса в сторону увеличения доли и числа микропредприятий, самозанятости, совмещения последней с индивидуальным предпринимательством и др. Актуализирована проблема обеспечения рабочей силой этнического бизнеса и установлены этого феномена. Оценена значимость понесенных этническим бизнесом транзакционных издержек на адаптацию к российской действительности в периоды третьей и четвертой волн пандемии коронавируса. Выяснены особенности издержек, которые несет региональный социум от адаптационной активности этнического бизнеса в условиях COVID-19. Проанализированы приоритеты различных аспектов жизни в России хозяйствующих субъектов внешней миграции. Разработаны практические предложения по реализации стратегии выживания этнического бизнеса в ковидный период.

Ключевые слова: крупный, средний и малый бизнес, этнический бизнес, местное бизнес-сообщество, адаптация этнического бизнеса, транзакции, транзакционные издержки, трудовые мигранты, пандемия коронавируса

Для цитирования: Симонов, С. Г. Этнический бизнес: адаптация к современным российским реалиям / С. Г. Симонов. - DOI 10.31660/1993-1824-2022-1-96-111 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2022. - № 1. - С. 96-111.

Ethnic business: adaptation to modern Russian realities Sergey G. Simonov

Department of Economics and Organization of Production, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The necessity of adaptation of the ethnic business to modern Russian reality has been substantiated. As part of the ethnic business survival strategy, its tactical steps have been identified in order to quickly adapt to the lingering and undulating nature of COVID-19. Hypotheses are formulated, the verification of which was carried out within the framework of the research. According to the results of the study conducted in 2020-2021 of the processes of formation and development of small and medium-sized forms of management of the Tyumen region, changes in the structure of the ethnic business of the region were revealed. The progress in the organizational and legal forms of small and medium-sized businesses in the direction of increasing the share and number of microenterprises, self-employment, combining the latter with individual entrepreneurship, etc. is determined.

The problem of providing ethnic business with a labor force has been actualized and this phenomenon has been established. The significance of the transaction costs incurred by ethnic businesses for adapting to Russian reality during the third and fourth waves of the coronavirus pandemic was assessed. The features of the costs incurred by the regional society from the adaptive activity of ethnic business in the conditions of COVID-19 have been clarified. The priorities of various aspects of life in Russia of economic entities of external migration are analyzed. Practical proposals have been developed for the implementation of the strategy for the survival of ethnic business in the period of COVID-19.

Keywords: large, medium and small business, ethnic business, local business community, adaptation of ethnic business, transactions, transaction costs, labor migrants, coronavirus pandemic

For citation: Simonov, S. G. (2022). Ethnic business: adaptation to modern russian realities. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (1), pp. 96-111. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2022-1-96-111

Введение

Третья волна COVID-19 и большой отток трудовых мигрантов из РФ существенно изменили ситуацию на региональных рынках — вотчине среднего и малого бизнеса. Антиковидные меры и ограничения Роспотребнадзора внесли в деятельность хозяйствующих субъектов малого и среднего форматов известную неопределенность в краткосрочной перспективе, потребовали дополнительных затрат на адаптацию к непредсказуемой и сложной обстановке.

На важность адаптации субъектов внешней трудовой миграции совсем недавно обратил внимание Президент России В. В. Путин: «Нужно заниматься тем, чтобы те люди, которые хотели бы приехать к нам на работу, уже готовились к этой поездке в нашу страну и к работе здесь у себя на родине, изучали язык, наше законодательство, знали бы свои права, знали бы то, на что ориентируют их наши общественные организации и государственные органы по соблюдению законов и правил Российской Федерации, наших обычаев» [1].

Нельзя не отметить, что руководство страны не осталось в стороне от проблем среднего и малого бизнеса. В период пандемии государство потратило на его поддержку около 3 трлн рублей, что составило свыше 4,5 % ВВП страны [2]. Сумма, разумеется, немалая, однако, учитывая механизм ее распределения, сроки получения денег и общее число бизнес-структур среднего и малого форматов в России (в настоящее время, по данным Единого реестра субъектов среднего и малого бизнеса, в стране их насчитывается примерно 3,4 млн), можно смело сказать, что одного этого недостаточно, необходимы также эффективные меры организационного и правового характера, управленческие решения в области демографической и миграционной политики и пр. Очевидно, решение проблемы адаптации среднего и малого бизнеса требует комплексного подхода.

В научной литературе уже отмечалось, что на уровне региона средний и малый бизнес представлен местным бизнес-сообществом и этническим бизнесом [3]. Первое из них, куда в реальной бизнес-практике относят субъектов малых и средних форм хозяйствования, индивидуальных предпринимателей, а также экономически неактивное

население региона (самозанятых, представителей домохозяйств, личных и подсобных хозяйств), легче и быстрее адаптируется к изменениям внешней хозяйственной среды. На наш взгляд, это связано не только с тем, что предприятий местного бизнес-сообщества больше по числу и удельному весу, чем этнических бизнес-структур. Существенное значение здесь имеют финансовая поддержка со стороны федеральных и региональных властей, лояльность органов власти на местах, доверие населения, относительная стабильность кадров, давно сформировавшаяся культура делового общения, знание местности, менталитет и т. д.

Что касается этнического бизнеса, то ему адаптироваться в столь непростой социально-экономической и эпидемиологической ситуации, которая сегодня сложилась в России, гораздо труднее. Причинами являются не только более скромная «финансовая подушка безопасности», высокая зависимость от миграционных процессов, малый кредит доверия со стороны местных органов власти, но и замкнутость среды диаспоры, так как мигранты искусственно ограждают себя от окружающего населения, предпочитая общаться в своей среде и среди своих же соплеменников и заниматься предпринимательской деятельностью. Это дает им эффект защищенности, сохранения своего «маленького мирка», «островка родины» в большом пространстве чуждой в языковом, этническом и культурном отношении принимающей страны [4].

Материалы и методы

Периоды протекания третьей и четвертой волн пандемии коронавируса подтвердили правильность использования этническим бизнесом стратегии выживания, на которую он начал переходить еще осенью 2020 года [5]. На наш взгляд, теперь дело за тактикой: какой должна быть последовательность (алгоритм) шагов со стороны этнического бизнеса, чтобы оперативно адаптироваться к затяжному и волнообразному характеру COVID-19?

По нашему мнению, такой алгоритм пошагово включает:

1) SWOT-анализ современного состояния этнического бизнеса в исследуемом регионе;

2) определение основных элементов системы адаптации этнического бизнеса (транзакций), затрат на их формирование (транзакционных издержек) и рейтинговых оценок последних;

3) разработку перечня практических предложений по реализации стратегии выживания этнического бизнеса в ковидный период.

Таким образом, в рамках проводимого нами исследования осуществлялась верификация следующих гипотез:

• решение проблемы адаптации этнического бизнеса к современным российским реалиям требует комплексного подхода;

• использование данного подхода должно проходить в рамках стратегии выживания этнического бизнеса;

• сроки и успешность реализации стратегии выживания этнического бизнеса во многом зависят от выбранной тактики, в качестве которой предлагается указанный выше пошаговый алгоритм.

Результаты и обсуждение

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, в настоящее время в Тюменской области местное бизнес-сообщество и этнический бизнес представлены 66 743 бизнес-структурами, в том числе 175 средними предприятиями, 2 349 малыми предприятиями и 64 219 микропредприятиями [6]. К сожалению, конкретно по этническому бизнесу подобная статистика не ведется, поэтому автором были проведены несколько выборочных обследований. Итоги последних дают возможность утверждать, что сегодня доля этнических бизнес-структур в регионе составляет около 15 %, а их число — немногим более 9,5 тыс. единиц.

Наряду с выборочными обследованиями в 2020-2021 гг. нами осуществлена со-циодиагностика процессов становления и развития бизнеса Тюменской области, охватившая около 400 хозяйствующих субъектов среднего и малого форматов и свидетельствующая о серьезных изменениях в структуре этнического бизнеса региона.

Во-первых, в разрезе отраслей и сфер увеличилась доля средних и малых бизнес-структур, возглавляемых представителями российских диаспор (дагестанской, чеченской, ингушской и пр.).

Во-вторых, при прежних объемах и численности средних и малых бизнес-структур, во главе которых стоят выходцы из диаспор республик Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), удельный вес последних также повышается.

В-третьих, претерпел изменения национальный состав этнических бизнес-структур среднего и малого форматов в связи с увеличением присутствия отечественной рабочей силы взамен уехавших к себе на родину в республики Средней Азии га-старбайтеров.

Нельзя не отметить, что в границах регионального бизнес-сообщества (крупный бизнес — местное бизнес-сообщество — этнический бизнес) сделан шаг назад в части создания здоровой конкурентной среды на потребительских рынках Тюменской области. Присутствующий здесь крупный ретейл заметно подвинул не только этнический бизнес, но и местных средних и малых субъектов хозяйствования. Применяя высокую технологичность, он создает в регионе новые сервисы и направления бизнеса, которые забирают потребительские рынки. К сожалению, противостоять этому бизнес, представленный субъектами местного бизнес-сообщества и этнического бизнеса, сегодня практически не в состоянии. Последние особо пострадали в условиях третьей волны СОУГО-19 в продуктовом ретейле, «индустрии досуга» и «индустрии красоты».

Как показали наши исследования, уже в середине 2021 года внутри этнического бизнеса нарушилось сложившееся в большинстве сегментов потребительского рынка региона под влиянием второй волны пандемии коронавируса зыбкое динамическое равновесие между бизнес-структурами, во главе которых выходцы из среднеазиатских

республик, бизнес-структурами, представленными диаспорами Северного Кавказа, и бизнес-структурами, где собственниками являются члены диаспор Закавказья (табл. 1).

Данные таблицы 1 показывают, что каждая из группировок этнических бизнес-структур в региональном рыночном пространстве обладает своим набором услуг потребительского характера. Знаки «+», «++» и «+++» отражают, соответственно, низкую, среднюю и высокую концентрацию и бизнес-активность этнических субъектов хозяйствования.

Таблица 1

Распределение видов товаров и услуг между группировками этнических бизнес-структур на потребительском рынке Тюменской области

Виды товаров и услуг потребительского характера Группировка этнических бизнес-структур в региональном рыночном пространстве

Бизнес -структуры, представленные диаспорами Средней Азии Бизнес-структуры, представленные диаспорами Северного Кавказа Бизнес-структуры, представленные диаспорами республик Закавказья

Продажа овощей и фруктов + + ++

Продажа мяса и мясных продуктов + + +++

Продажа рыбы и рыбных продуктов + ++ ++

Продажа молока и молочных продуктов + + ++

Продажа хлеба и хлебобулочных изделий + ++ ++

Курьерские услуги ++ +

Услуги по ремонту жилья + ++

Услуги частных такси ++ + ++

Услуги на дачных участках, работы, требующие простого физического труда ++ +

Услуги по уборке квартир, жилых помещений ++ +

Ритуальные услуги + + ++

Услуги по ремонту обуви, одежды + ++

Продажа бытовых и электроприборов, компьютерной техники + +

Продажа стройматериалов, угля, дров + ++ ++

Продажа цветов + + ++

Услуги «индустрии досуга», «индустрии красоты» + + +

Это, на наш взгляд, позволяет судить о степени заполнения того или иного сегмента потребительского рынка Тюменской области и наличии рыночных ниш, а также

дает определенную информацию об изменениях экономического поведения этнических субъектов хозяйствования и уровне их конкуренции.

Усиление во второй половине 2021 года противоэпидемиологических мер в регионах РФ обусловило определенные подвижки в организационно-правовых формах среднего и малого бизнеса в сторону увеличения доли и числа микропредприятий, самозанятости, совмещения последней с индивидуальным предпринимательством и др. Только за первый и второй кварталы 2021 года численность самозанятых в РФ выросла в 1,5 раза. При этом статус индивидуального предпринимателя и самозанятого совмещают пока лишь 7 % зарегистрированных, но такая тенденция, как отмечает директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Т. Комиссарова, однозначно усиливается [7]. Это коснулось и этнических бизнес-структур, вылившись в определенной степени в диверсификацию труда и капитала из традиционной для них сферы торговли в сферу услуг (услуги такси, курьерские услуги, сборка посылок на склады, ритуальные услуги и т. п.).

Вообще надо отметить, что проблема обеспечения рабочей силой этнического бизнеса сегодня стоит достаточно остро. И на это, по нашему мнению, есть ряд причин. Прежде всего, в составе занятой в этнических бизнес-структурах рабочей силы уменьшилась доля «своих» работников (представителей той же национальности, диаспоры). Согласно официальной статистике, из-за пандемии коронавируса Россию покинуло более двух миллионов трудовых мигрантов [8]. Кроме того, как выше уже было сказано, переток этнической рабочей силы из бизнес-структур среднего и малого форматов в институт самозанятых также породил известную нехватку работников в сфере традиционного ретейла.

Отток внешних трудовых мигрантов в периоды третьей и четвертой волн СОУГО-19 этнический бизнес пытался компенсировать за счет местной рабочей силы. Однако этому во многом помешала естественная убыль населения в регионах страны, достигшая за 2021 год почти одного миллиона человек. Подобная избыточная смертность, по мнению А. Ракши, отбросила Россию на десять лет по продолжительности жизни из-за пандемии коронавируса [9]. Добавим, что в 2020 году 42,5 % прироста смертей в российских регионах дал СОУГО-19 [8].

Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя связывать нехватку местной рабочей силы для нужд бизнес-структур среднего и малого форматов лишь с влиянием пандемии ко-ронавируса. Здесь внесли свою лепту и другие заболевания, которые в 2020 году обеспечили рост числа смертей в российских регионах на 35,8 тыс. больше, чем от СОУГО-19. В их числе болезни системы кровообращения (97,3 тыс. смертных случаев), органов дыхания (37,4 тыс.), нервной системы (21,1 тыс.), эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (10,8 тыс.), органов пищеварения (9,1 тыс.), от психических расстройств (4,7 тыс. смертных случаев) [10].

Пожалуй, для некоторых регионов страны весьма интересен источник пополнения местной рабочей силы, предложенный ныне уже экс-директором ФСИН А. Калашниковым. По его словам, в 2021 году ФСИН вела активный диалог с бизнес-сообществом на предмет расширения сети исправительных центров на самих предприятиях. Сегодня 188 тыс. человек имеют право подать заявление на замену наказания

принудительными работами. Даже для крупного бизнеса эта цифра достаточно существенная. Что уже говорить про средние и малые предприятия!? [11].

Адаптация этнического бизнеса к современным российским реалиям характеризуется определенными социальными издержками. Причем эти издержки несут как представители диаспоральных бизнес-структур, так и российское общество в целом.

Для этнического бизнеса указанные издержки носят транзакционный характер [12; 13] и касаются различных элементов его системы адаптации в условиях третьей и четвертой волн COVID-19. Среди подобных транзакций в первую очередь следует, по нашему мнению, выделить открытие своего дела в регионе, конкурентную среду, безопасность и возможности развития бизнеса, жизненный цикл бизнеса, взаимодействия с органами власти на местах, выстраивание отношений с функционирующим на потребительском рынке региона крупным бизнесом, взаимодействия с местным населением, социокультурную среду для жизнеобеспечения диаспоры, среду обитания и ее факторы (климат, экологию, природный ландшафт и т. д.).

В рамках проводимого исследования нами было предложено представителям этнического бизнеса Тюменской области оценить значимость понесенных ими транзак-ционных издержек на адаптацию к российской действительности в периоды третьей и четвертой волн пандемии коронавируса (табл. 2).

Таблица 2

Оценка значимости транзакций в структуре затрат этнического бизнеса региона на адаптацию к российской действительности в периоды третьей и четвертой волн СОУТБ-19

Наименование транзакций, затраты на которые обеспечивают адаптацию этнического бизнеса к современным российским реалиям Ранг значимости транзакций в структуре затрат этнического бизнеса на адаптацию к условиям региона

Открытие своего дела (бизнеса) VI

Конкурентоспособность бизнеса II

Безопасность и возможности развития бизнеса I

Взаимодействия с органами власти на местах IV

Жизненный цикл бизнеса III

Выстраивание отношений с функционирующим на потребительском рынке региона крупным бизнесом V

Взаимодействия с местным населением VII

Социокультурная среда для жизнеобеспечения диаспоры (язык, менталитет, обычаи, традиции и т. д.) VIII

Среда обитания и ее факторы (климат, экология, природный ландшафт и т. п.) IX

Форс-мажорные ситуации (забастовки, антитеррористические мероприятия, наводнения, ураганы и пр.) X

Как видно из таблицы 2, по мнению респондентов, представляющих этнический бизнес в Тюменской области, с точки зрения обеспечения адаптации к сегодняшним

непростым российским реалиям наиболее капиталоемкими являются такие транзакции, как безопасность и возможности развития своего дела, конкурентоспособность бизнеса и его жизненный цикл, а также «настройка» взаимовыгодных связей с местными органами власти и крупными бизнес-структурами, функционирующими на потребительском рынке данного региона.

Что же касается издержек, которые несет региональный социум от адаптационной активности этнического бизнеса в коронавирусный период, то хотелось, прежде всего, обратить внимание на два момента.

Первый из них касается продолжающего роста числа этнических анклавов в мегаполисах и крупных городах страны за последние два-три года, что обусловливает усиление процесса маргинализации населения. Концентрация в них трудовых мигрантов и семей последних достаточно высока. Так, относительно недавно сформировавшийся этнический анклав в городском поселении Сосенское в Новой Москве насчитывает 66 тыс. человек, что в настоящее время составляет 31,7 % общей численности жителей региона [14]. Многодетные семьи этнических мигрантов слабо контактируют с местным населением в силу языковых барьеров, диаспоральной автаркии, иной конфессиональной принадлежности и менталитета, боязни ассимиляции. Все это не позволяет интегрировать духовные ценности этнических общностей в единую социокультурную среду российских регионов и, как следствие, порождает недоверие и социальный дискомфорт [15].

На фоне этнического диссонанса растет нагрузка на социально-бытовую инфраструктуру региона (детские дошкольные учреждения, школы, жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения и т. п.) и органы социальной защиты населения, к которому теперь относятся и этнические хозяйствующие субъекты вместе с членами их семей. Учитывая тот факт, что большинство объектов названных сфер являются низкорентабельными, а то и планово убыточными, можно, на наш взгляд, смело говорить о дополнительных издержках российского общества на решение проблем трудовых мигрантов и этнического бизнеса.

Второй момент, порождающий социальные издержки регионального социума от адаптационной активности этнического бизнеса в периоды третьей и четвертой волн СОУГО-19, связан с ростом преступлений и противоправных действий, совершаемых в регионах РФ хозяйствующими субъектами внешней миграции. Как заявил в своем интервью «Интерфаксу» председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин, если за первую половину 2020 года в отечественных регионах было зарегистрировано более 17 тыс. преступлений и противоправных действий, совершенных иностранцами, то за первое полугодие 2021 года — почти 19 тыс. [16]. Это не только наносит большой ущерб национальной экономике, но и способствует росту напряженности среди коренного населения и может привести к возникновению массовых беспорядков на региональном уровне. Поэтому не случайно, по мнению заместителя главы Администрации Президента страны М. Магомедова, число россиян, отрицательно относящихся к этническим мигрантам, увеличилось на 7,5 % в 2020 году [17].

В целях недопущения проявлений ксенофобии и повышения уровня общественной безопасности в районах проживания мигрантов, а также функционирования этнического бизнеса в полном соответствии с законами РФ необходимо, считает А. Бастрыкин, коди-

фицировать миграционное законодательство посредством введения обязательной геномной регистрации (дактилоскопии) всех въезжающих в Россию трудовых мигрантов из ближнего зарубежья [18]. Конечно, реализация такой меры российского государства потребует определенных вложений. Однако, на наш взгляд, они быстро окупятся за счет снижения издержек российского общества на борьбу с преступлениями и противоправными действиями со стороны хозяйствующих субъектов внешней миграции. Протекающий в рамках стратегии выживания процесс адаптации этнического бизнеса к непростым современным реалиям российских регионов имеет, на наш взгляд, еще один ракурс рассмотрения — личностный. Каждый открывший свой бизнес и находящийся продолжительное время (проживающий) в нашей стране этнический субъект хозяйствования руководствуется своими собственными, индивидуальными приоритетами такого выбора. В основе последних выступают различные аспекты жизни в России представителей этнического бизнеса:

• качество жизни, которое отражает сегодня не столько уровень удовлетворения основных потребностей человека и его потребительскую корзину, сколько комфортность проживания, «замешанную» на социальных жизненных стандартах;

• личные финансы, которые остаются у проживающего и ведущего бизнес в РФ этнического предпринимателя после уплаты налогов и формирования фонда накопления предприятия. Они (личные финансы) могут пойти как на непроизводительное потребление его семьи, так и на цели вложения их в ценные бумаги для получения активного (дивиденды) или пассивного (банковский процент) дохода;

• карьерные возможности, открывающиеся у представителей этнического бизнеса в нашей стране, особенно в мегаполисах и регионах-донорах, после получения ими российского гражданства или даже вида на жительство:

• легкость поселения в РФ, затраты на которое значительно ниже, чем, например, в странах Евросоюза, не говоря уже о Великобритании или Швейцарии [19];

• стоимость проживания, которая достаточно важна для этнического предпринимателя, прежде всего, в первые годы становления его бизнеса в России;

• поддержка со стороны членов своей диаспоры, этнической общности, дислоцирующейся в данном российском регионе, и др.

Карьерные возможности 14 %

Легкость поселения и

Качество жизни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 %

Личные финансы

25 %

Рисунок. Приоритеты различных аспектов жизни в России представителей

этнического бизнеса, %

В ходе данного исследования нами был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 100 этнических предпринимателей, проживающих в Тюменской области и имеющих здесь свой бизнес, касательно приоритетов различных аспектов их жизни в данном регионе (рисунок).

Из рисунка следует, что в качестве главных приоритетов жизненных аспектов представителей диаспор Тюменской области, у которых здесь открыто свое дело и которые проживают в данном регионе, выступают качество жизни (треть опрошенных этнических предпринимателей) и личные финансы (четверть указанных респондентов). На них приходится более половины (55 %) всех участников проводимого нами социологического опроса. Любопытно, что такой важный, на первый взгляд, аспект жизни в России, как поддержка со стороны своей диаспоры (этнической общности), дислоцирующейся в Тюменской области, приоритетным указали всего лишь 7 % этнических субъектов хозяйствования.

Выводы

Результаты SWOT-анализа современного состояния хозяйствующих субъектов среднего и малого форматов в России и в частности в изучаемом регионе, а также проведенного нами исследования основных элементов системы его адаптации, транзакционных издержек на формирование последних позволяют прежде всего оценить значимость и определить границы протекания данного процесса.

1. Развитие этнического бизнеса в России и привлечение внешних трудовых мигрантов в ее регионы не следует переоценивать, рассматривать как панацею в решении экономических проблем нашей страны. Это, скорее, мера временная, рассчитанная на получение определенной «передышки» в деле технического переоснащения и эффективного использования отечественной квалифицированной рабочей силы.

2. Процесс адаптации этнического бизнеса должен быть увязан со Стратегией национальной безопасности РФ, не противоречить ее нормативно-правовым документам, целям и задачам развития титульной нации страны — россиянам. В настоящее время в качестве одного из главных таких ориентиров выступает Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 года № 1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» [20].

3. Вектор процесса адаптации и использования этнического бизнеса, на наш взгляд, сегодня должен быть направлен не столько на мегаполисы, сколько в территориальном плане — на трудодефицитные российские регионы, а в отраслевом плане — на строительный комплекс в части обеспечения его трудовыми ресурсами и оказания разного рода услуг (вспомогательных услуг, услуг по обслуживанию персонала и т. п.). Сформулированные выше общие рамки адаптационного процесса этнического бизнеса лежат в основе следующих практических предложений по реализации стратегии его выживания в ковидный период:

а) на федеральном уровне:

• ввести налоговые каникулы для этнических средних и малых бизнес-структур по основным налогам, включая НДС, в первый и второй кварталы 2022 года. При этом, как справедливо отмечает Г. Явлинский, отсрочку по налогам желательно предоставить без залога или банковской гарантии [21];

• предоставить отсрочку по страховым взносам микропредприятиям, индивидуальным предпринимателям, а также хозяйствующим субъектам, совмещающим в себе индивидуальное предпринимательство и институт самозанятости;

• расширить положение, согласно которому средние и малые предприятия местного бизнес-сообщества могут претендовать на полугодовое освобождение от платежей за аренду снимаемых у государства площадей, включив сюда этнические бизнес-структуры;

• в целях облегчения этническому бизнесу доступа к получению кредита не практиковать резкое повышение ключевой ставки, при этом обеспечив негосударственным банкам должное финансирование и государственные гарантии погашения таких кредитов;

• усилить контроль над формированием и функционированием в российских регионах этнических анклавов, в которых, по заявлению заместителя председателя Совета безопасности РФ Д. А. Медведева, сегодня имеют место втягивание представителей диаспор в нелегальный бизнес, публичные массовые конфликты, нарушения сроков пребывания этнических мигрантов в нашей стране и другие административные правонарушения [22];

б) на местном уровне:

• при подготовке и реализации законодательных инициатив по разработке и утверждению программ развития потребительского рынка Тюменской области на ближайшие годы, поддержки самозанятых и микропредприятий исходить из приоритета интересов местного населения;

• систематически пересматривать решения по запретам на привлечение этнических субъектов хозяйствования в те или иные сферы экономики Тюменской области, исходя из экономической целесообразности. Сегодня такие запреты действуют не только в исследуемом регионе, но и в Калужской, Тверской, Калининградской областях, Карелии и в других регионах страны [23]. В Тюменской области запреты на 2022 год коснулись сферы автомобильного грузового транспорта, в том числе оказывать услуги по перевозкам, сферы пассажирского сухопутного транспорта, включая перевозку в городском и пригородном сообщении, а также такси (касается легковых автомобилей) [24];

• для облегчения платежей за аренду площадей, которые средний и малый бизнес региона снимает у частных предпринимателей, изыскать средства на выделение прямых денежных дотаций для поддержки местного бизнес-сообщества и этнического бизнеса;

• на основе дифференцированного подхода к анализу проблемы адаптации этнического бизнеса как трехзвенной хозяйственной структуры (см. табл. 1) создать единый информационный канал под эгидой Комитета по делам национальностей Тюменской обла-

сти. Данный канал по существу будет представлять систему взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, которые определяют роль, статус, функциональную нагрузку и степень адаптации этнического бизнеса к современным реалиям региона;

• обеспечить возможность адресного получения этническими самозанятыми микрозаймов из Фонда микрофинансирования с правом рассчитывать на поручительство гарантийного фонда Инвестиционного агентства Тюменской области до 70 % от суммы основного долга [25];

• способствовать участию представителей этнического бизнеса региона в обучающих семинарах и тренингах, получению правовых услуг и консультаций от областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства;

• содействовать построению «плюралистической модели социального партнерства» [26], как наиболее эффективной формы взаимодействия этнического бизнеса с местными органами власти, что находит свое выражение в снижении степени «теневи-зации» этнических хозяйствующих субъектов-выходцев из диаспор, включении этнических предпринимателей в состав экспертных групп, дающих общественную оценку разрабатываемым и принимаемым решениям на региональном уровне, «прозрачности» проведения торгов и тендеров и т. п.

На наш взгляд, есть основания полагать, что принятие во внимание органами государственной власти данных предложений будет способствовать продуманной адаптации этнического бизнеса Тюменской области к современным российским реалиям.

Список источников

[1] Путин : мигранты должны приезжать в Россию уже зная язык и законы. - Текст : электронный // Новости mail.ru : [сайт]. - URL: https://news.mail.ru/politics/49154699/?frommail=1. - Дата публикации: 09.12.2021.

[2] Путин заявил о 3 трлн рублей, потраченных на помощь населению и бизнесу. -Текст : электронный // РБК : [сайт]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/17/09/2021/ 61444e059a7947f0a51c3ffa. - Дата публикации: 17.09.2021.

[3] Симонов, С. Г. Развитие регионального бизнес-сообщества в период пандемии COVID-19 : корректировка или смена парадигмы? / С. Г. Симонов. - Текст : непосредственный // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2021. - № 1. -С. 97-114.

[4] Simonov, S. G. Problems of the formation and development of diaspora business in the regions of Western Siberia / S. G. Simonov, M. A. Khamatkhanova, I. V. Lysenko. - Direct text // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2015. - Vol. 5 (Special Issue). - P. 287-291.

[5] Симонов, С. Г. Средний и малый бизнес в условиях первой волны пандемии коро-навируса : потери и сценарии их преодоления / С. Г. Симонов, М. А. Хаматханова, М. А. Амирова. - Текст : непосредственный // Финансовая экономика. - 2021. -№ 3. - С. 83-90.

[6] Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства : [сайт]. - URL : https://ofd.nalog.ru/index.html. - Текст : электронный.

[7] Соболь, М. «Отложенная смертность» : почему в России массово закрываются ИП / М. Соболь. - Текст : электронный. // Газета.ги : [сайт]. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2021/07/19/13765970.shtml7updated. - Дата публикации: 20.06.2021.

[8] Ворсобин, В. Бизнес заплакал о нехватке мигрантов, лишь бы не поднимать зарплаты россиянам / В. Ворсобин, Д. Стешин. - Текст : электронный // Комсомольская правда : [сайт]. - URL: https://www.kp.ru/daily/27278/4414338/. - Дата публикации: 21.05.2021.

[9] Гудошников, С. Смертность в России достигла миллиона человек в год. Это максимум за историю страны / С. Гудошников. - Текст : электронный // Афиша Daily : [сайт]. - URL: https://www.daily.afisha.ru/news/55569-smertnost-v-rossii-dostigla-milliona-chelovek-v-god-eto-rekord-za-istoriyu-strany/?utm_referre^https%3A%2F%2Fzen.yandex.com. - Дата публикации: 12.010.2021.

[10] Нас мало. И нас всё меньше // Яндекс Дзен : [сайт]. - URL: https://zen.yandex.ru/ media/santlaurys/nas-malo-i-nas-vse-menshe-60d4bb4b548a76196f2bb12a. - Текст : электронный. - Дата публикации : 27.06.2021.

[11] Цыганов, О. Трудовых мигрантов могут заменить осужденными / О. Цыганов // mk.ru : [сайт]. - URL: https://www.mk.ru/social/2021/05/20/. - Текст : электронный. - Дата публикации: 20.05.2021.

[12] Коуз, Р. Фирма, рынок и право : сборник статей / Р. Коуз ; перевод с английского Б. Пинскера ; науч. ред. Р. Капелюшников. - Москва : Дело, 1993. - 192 с. - Перевод изд.: The Firme, the Market and the Law / Ronald Coase. Chicago London, 1988. -Текст : непосредственный.

[13] Радаев, В. В. Российский бизнес : структура трансакционных издержек / В. В. Рада-ев. - Текст : непосредственный // Общественные науки и современность. - 1999. -№ 6. - С. 5-19.

[14] Вальман, А. Жительницы Новой Москвы перестали выходить по вечерам на улицу из-за мигрантов / А. Вальман. - Текст : электронный // Мослента : [сайт]. - URL: https://www.moslenta.ru/news/zhitelnicy-novoi-moskvy-perestali-vykhodit-po-vecheram-na-ulicu-iz-za-migrantov-19-10-2021.htm. - Дата публикации : 19.10.2021.

[15] Симонов, С. Г. Этническое предпринимательство и население региона : опыт социального взаимодействия / С. Г. Симонов, М. А. Хаматханова, О. В. Ямова. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2019. - Т. 12, № 4. - С. 115-123.

[16] Бастрыкин предложил ввести геномную регистрацию мигрантов. - Текст : электронный // РБК : [сайт]. - URL: https://www.rbc.ru/society/01/11/2021/617f770f9a7947406b37a766. - Дата публикации : 01.11.2021.

[17] Сергеев, А. В Кремле прокомментировали рост напряжения между мигрантами и гражданами РФ / А. Сергеев. - Текст : электронный // Газета.ги : [сайт]. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2021/04/08/n_15837122. shtml?updated. - Текст: электронный. - Дата публикации: 08.04.2021.

[18] Исенеков, С. Глава СК предложил ввести геномную регистрацию всех трудовых мигрантов. - Текст : электронный // tjournal.ru : [сайт]. - URL: https:// www.tjournal.ru/news/466309-glava-sk-predlozhil-vvesti-genomnuyu-registraciyu-vseh-trudovyh-migrantov.

[19] Жить и работать : сколько стоит переехать за границу. - Текст : электронный // Тинькофф журнал : [сайт]. - URL: https://journal.tinkoff.ru/zhivi-tam-horosho/. - Дата публикации : 26.04.2019.

[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110080034. - Текст : электронный.

[21] Явлинский, Г. Цена коронавируса : как защитить экономику и людей / Г. Явлинский. - Текст : электронный // yavlinsky.ru : [сайт]. - URL: https://www.yavlinsky.ru/article/tsena-koronavirusa/. - Дата публикации: 27.03.2020.

[22] Медведев, Д. Медведев призвал не допустить появления в РФ этнических анклавов мигрантов / Д. Медведев. - Текст : электронный // Интерфакс : [сайт]. - URL: https://www.interfax.ru/russia/805581. - Дата публикации: 29.11.2021.

[23] В Калужской области мигрантам запретили работать в торговле и общепите. -Текст : электронный // malls.ru : [сайт]. - URL: https://www.malls.ru/rus/news/. - Дата публикации: 08.02.2022.

[24] Лисицына, М. В Тюменской области мигрантам запретили работать в такси / М. Лисицына. - Текст : электронный // news.mail.ru : [сайт]. - URL: https://news.mail.ru/ economics/49280554/?frommail=1. - Дата публикации: 18.12.2021.

[25] Бессонов, М. Тюменские власти потратили десятки миллионов на бизнес для безработных / М. Бессонов. - Текст : электронный // РБК : [сайт]. - URL: https://trbc.ru/tyumen/25/11/2021/615c2a6a9a794762cb0bc3a5. - Дата публикации: 18.12.2021.

[26] Бутова, Т. В. Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах / Т. В. Бутова, А. И. Дунаева, Н. О. Удачин. - Текст : электронный // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 2. - URL: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения : 21.02.2020).

References

[1] Putin: migranty dolzhny priezzhat' v Rossiyu uzhe znaya yazyk i zakony. (2021). (In Russian). Available at: https://news.mail.ru/politics/49154699/?frommail=1

[2] Putin zayavil o 3 trln rubley, potrachennykh na pomoshch' naseleniyu i biznesu. (2021). URL: https://www.rbc.ru/politics/17/09/2021/61444e059a7947fDa51c3ffa

[3] Simonov, S. G. (2021). Development of the regional business community during the COVID-19 pandemic: adjustment or change of the paradigm? Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (1), pp. 98-114. (In Russian).

[4] Simonov, S. G., Khamatkhanova, M. A., & Lysenko, I. V. (2015). Problems of the formation and development of diaspora business in the regions of Western Siberia. International Journal of Economics and Financial Issues, (5(Special Issue)), pp. 287-291. (In English).

[5] Simonov, S. G., Hamathanova, M. A., & Amirova, M. A. (2021). Medium and small businesses in the conditions of the first wave of the Coronavirus Pandemic: Losses and Scenarios of their Overcoming. Financial Economy, (3), pp. 83-90. (In Russian).

[6] Federal'naya nalogovaya sluzhba. Edinyy reestr sub''ektov malogo i srednego predprini-matel'stva. (2022). (In Russian). Available at: https://ofd.nalog.ru/index.html

[7] Sobol', M. (2021). "Otlozhennaya smertnost'": pochemu v Rossii massovo zakryvayutsya IP. (In Russian). Available at: https://www.gazeta.ru/business/2021/07/19/1376 5970.shtml?updated

[8] Vorsobin, V., & Steshin, D. Biznes zaplakal o nekhvatke migrantov, lish' by ne pod-nimat' zarplaty rossiyanam. (In Russian). Available at: https://www.kp.ru/daily/27278/4414338/

[9] Gudoshnikov, S. (2021). Smertnost' v Rossii dostigla milliona chelovek v god. Eto maksimum za istoriyu strany. (In Russian). URL: https://www.daily.afisha.ru/news/55569-smertnost-v-rossii-dostigla-milliona-chelovek-v-god-eto-rekord-za-istoriyu-strany/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.

[10] Nas malo. I nas vsyo men'she. (In Russian). URL: https://zen.yandex.ru/media/ santlaurys/nas-malo-i-nas-vse-menshe-60d4bb4b548a76196f2bb12a

[11] Tsyganov, O. (2021). Trudovykh migrantov mogut zamenit' osuzhdennymi. (In Russian). Available at: https://www.mk.ru/social/2021/05/20/

[12] Coase, R. (1988). The Firme, the Market and the Law. Chicago London, the University of Chicago Press, 226 p. (In English).

[13] Radaev, V. V. (1999). Rossiyskiy biznes: struktura transaktsionnykh izderzhek. Social sciences and contemporary world, (6), pp. 5-19. (In Russian).

[14] Val'man, A. (2021). Zhitel'nitsy Novoy Moskvy perestali vykhodit' po vecheram na ulitsu iz-za migrantov. (In Russian). Available at: https://www.moslenta.ru/news/zhitelnicy-novoi-moskvy-perestali-vykhodit-po-vecheram-na-ulicu-iz-za-migrantov-19-10-2021.htm

[15] Simonov, S. G., Khamatkhanova, M. A., & Yamova, O. V. (2019). Ethnic business and population of the region: experience of social interaction. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, 12(4), pp. 115-123. (In Russian).

[16] Bastrykin predlozhil vvesti genomnuyu registratsiyu migrantov. (2021). (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru/society/01/11/2021/617f770f9a7947406b37a766

[17] Sergeev, A. (2021). Kremle prokommentirovali rost napryazheniya mezhdu migrantami i grazhdanami RF. (In Russian). Available at: https://www.gazeta.ru/ poli-tics/news/2021/04/08/n_15837122.shtml?updated

[18] Isenekov, S. (2021). Glava SK predlozhil vvesti genomnuyu registratsiyu vsekh tru-dovykh migrantov. (In Russian). Available at: https://www.tjournal.ru/news/466309-glava-sk-predlozhil-vvesti-genomnuyu-registraciyu-vseh-trudovyh-migrantov

[19] Zhit' i rabotat' : skol'ko stoit pereekhat' za granitsu. (2019). (In Russian). Available at: https://j ournal .tinkoff.ru/zhivi -tam-horosho/

[20] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 07.10.2021 No 1706 "Ob ustanovlenii na 2022 god dopustimoy doli inostrannykh rabotnikov, ispol'zuemykh khozyaystvuyush-chimi sub''ektami, osushchestvlyayushchimi na territorii Rossiyskoy Federatsii otdel'nye vidy ekonomicheskoy deyatel'nosti". (In Russian). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110080034

[21] Yavlinsky, G. (2020). Tsena koronavirusa : kak zashchitit' ekonomiku i lyudey. (In Russian). Available at: https: //www.yavlinsky.ru/article/tsena-koronavirusa/

[22] Medvedev, D. (2021). Medvedev urged to prevent the appearance of ethnic enclaves of migrants in the Russian Federation. (In Russian). Available at: https://www.interfax.ru/russia/805581

[23] V Kaluzhskoy oblasti migrantam zapretili rabotat' v torgovle i obshchepite. (2022). (In Russian). Available at: https://www.malls.ru/rus/news/

[24] Lisitsyna, M. (2021). V Tyumenskoy oblasti migrantam zapretili rabotat' v taksi. (In Russian). Available at: https://news.mail.ru/economics/49280554/?frommail=1

[25] Bessonov, M. (2021). Tyumenskie vlasti potratili desyatki millionov na biznes dlya bez-rabotnykh. (In Russian). Available at: https://t.rbc.ru/tyumen/25/11/2021/615c2a6a9a794 762cb0bc3a5

[26] Butova, T. V., Dunaeva, A. I., & Udachin, N. O. (2014). Analysis of models of interaction between government and business in foreign countries. Naukovedenie, (2). (In Russian). Available at: http://publ.naukovedenie.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 04.02.2022;

принята к публикации 18.02.2022.

The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 04.02.2022; accepted for

publication 18.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.