Научная статья на тему 'Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения'

Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1804
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА / ЭТНОМУЗЕОЛОГИЯ / ЭТНОЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / ETHNIC CONSTITUENT ELEMENT / ETNOMUSEOLOGY / THEORY OF ETNIC LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Курьянова Татьяна Сергеевна

В статье предпринята попытка акцентирования роли этнического компонента в составе нематериального культурного наследия. Раскрывается проблема сохранения нематериального наследия в рамках двух междисциплинарных научных направлений этномузеологии и этноландшафтоведения. Доминанты исследований музей и территория / ландшафт, аккумулирующие информацию о традиционной культуре народа. Выявлены общие и различные черты названных направлений и определена их специфика в области сохранения культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic aspect of intangible heritage: ways of preserving

In the present study an attempt to emphasizing role of the ethniccomponent of the intangible cultural heritage. Expands problem of preserving intangible heritage in the two multidisciplinary scientific fields etnomuseology and theory of etnic landscape. Within this defined dominant the museum and the area / landscape,accumulating information about the traditional culture of the people.Identified common and different features of these areas and determined their specificity for the conservation of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения»

2012 Культурология и искусствоведение № 1(5)

УДК: 008 +069.4

Т.С. Курьянова

ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ: СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ

В статье предпринята попытка акцентирования роли этнического компонента в составе нематериального культурного наследия. Раскрывается проблема сохранения нематериального наследия в рамках двух междисциплинарных научных направлений -этномузеологии и этноландшафтоведения. Доминанты исследований - музей и территория / ландшафт, аккумулирующие информацию о традиционной культуре народа. Выявлены общие и различные черты названных направлений и определена их специфика в области сохранения культурного наследия.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, этническая компонента, эт-номузеология, этноландшафтоведение.

На современном этапе проблема сохранения нематериального культурного наследия получила особое звучание в связи с процессами глобализации, стирающими и унифицирующими самобытную культуру народов.

Согласно Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие включает в себя обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия [1]. Такое нематериальное культурное наследие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека [2. С. 51].

Наряду с термином «нематериальное» наследие («non-material») в зарубежной литературе часто употребляется термин «неосязаемое» («intangible»), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

Понятие нематериального наследия включает в себя как объекты наследия, так и способы наследования и социальные механизмы передачи традиции. Из перечня объектов, причисляемых к нематериальному культурному наследию, вытекает этнокультурная и экологическая направленность данного явления.

Цель исследования выявить - способы сохранения нематериального наследия, а именно его этнокультурной составляющей как одной из доминантных в составе наследия.

В связи с этим следует выделить два наиболее популярных и в определенной степени схожих направления в презервации нематериального культурного наследия - музеефикацию и концепцию территории, или культурного ландшафта. По причине того, что в культурном наследии особую роль играет культура народа, данные направления разрабатываются в рамках теорий, лежащих в плоскоскости «этно» - этномузеологии и этноландшафтоведения, ориентированных на сохранение традиционной культуры, народов, и в частности элементов нематериального наследия.

Этномузеология - большой и сложный раздел на стыке музееведения и этнографии, оформленный в особое научное направление - вспомогательную историческую дисциплину, изучающую как теоретические, так и практические проблемы, одна часть которых тесным образом связана с этнографической наукой, другая имеет специфический музейный характер [3. С. 111]. Музеефикацию, как одно из практических направлений в этномузеологии, можно с полным правом назвать действенным способом сохранения и передачи культурных традиций народа. Именно поэтому музей на современном этапе выступает в качестве хранителя и транслятора той информации, которая раньше аккумулировалась в семье и передавалась из поколения в поколение. Подтверждением тому служит признание музея Международным советом музеев (ИКОМ) средством выживания малочисленных этнических групп и предотвращения процесса гомогенизации культуры [4. С. 44]. Согласно «Российской музейной энциклопедии» музеефикация - это направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Как правило, данный термин употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия [5].

При музеефикации нематериального культурного наследия важное значение приобретает музей. Так, в музеях закрытого типа под сохранением этнокультурной компоненты нематериального наследия следует понимать выявление, комплектование, хранение, учет, систематизацию, научное описание материализованных объектов, связанных с нематериальным наследием, а именно инструментов, предметов обрядовой сферы, артефактов, связанных с выражением знаний и навыков. Также это может быть материал об обрядах, праздниках, технологиях и др., зафиксированный на аудио-, видео-, цифровые носители и оформленный в качестве определенного фондового собрания.

Для комплексного сохранения наследия в его материальной и нематериальной, а также природной ипостаси создают различные музеи под открытым небом по типу «скансена» - средовые музеи, экомузеи и др. Подобные музеи также называют «живыми», тем самым косвенно указывая на механизмы их деятельности и внутренний контент. Так, основная цель создания живого музея, помимо вышеозначенного, - это сохранение определенных этничеких традиций и обеспечение их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Принципы организации «живых музеев» / музеев под открытым небом, формы и методы их работы теоретически осмыслены в «новой музеологии» - направлении зарубежной музеологии, рассматри-

вающий музей прежде всего как форму, нацеленную на решение актуальных проблем местного сообщества. Под термином «музей под открытым небом» принято понимать музейный комплекс под открытым небом, ретроспективно фрагментарно реконструирующий в хронологическом отрезке историческую среду музеефицируемой территории. Существует следующая классификация подобных музеев:

- «Музеи-резерваты, формируемые на основе реконструируемой исторической среды на историческом месте;

- Музеи транслоцированного типа (трансляторы), фрагментарно реконструирующие историческую среду на новом месте с использованием памятников-оригиналов истории и архитектуры;

- Музеи-реконструкции - музейные комплексы, моделирующие историческую среду полностью за счет новоделов на историческом месте или на ином месте, не связанном с моделируемой исторической средой» [6].

К последнему типу музеев относятся этномузеи, или этнопарки. Такие музеи по своей сути имеют этнографическую ориентацию и создаются в местах компактного проживания небольших этнических групп с целью сохранения традиционной культуры и образа жизни местного сообщества. Функционально близким этномузею, но преимущественно более популярным на Западе является экомузей. Специфика его заключается прежде всего в том, что основу его деятельности составляют сохранение и использование всех видов наследия, а также связь с хозяйственной и культурной деятельностью местного населения, наличие четко зафиксированной социальной миссии, широкое понимание культурного и природного наследия, в качестве которого выступает вся территория проживания данного социума.

Элементы нематериального наследия в рамках музеефикации могут быть воссозданы и актуализированы в музее путем музейной интерпретации, научной реконструкции и ревитализации. Музейная интерпретация так или иначе присутствует на всех этапах музейной работы, представляя собой сложный, многоуровневый процесс истолкования объектов нематериального наследия в контексте музейного собрания, музейной экспозиции либо музейного дискурса в целом. Зачастую музейная интерпретация служит почвой для следующего этапа - научно обоснованной реконструкции. В случае с нематериальным наследием реконструкция представляет собой моделирование утраченных элементов с целью получения информации об их функционировании. Здесь в роли носителей традиции могут выступать сотрудники музея, члены музейных клубов и кружков, посетители. Заключительным этапом в музейной работе с нематериальным наследием является ревитализация, т.е. «оживление». Уникальность данного метода заключается в восстановлении способности объектов нематериального наследия к функционированию и самовоспроизведению, будучи включенными в состав «живого музея». Перечисленные методы могут быть взяты в комплексе либо по отдельности как автономные направления внутри музеефикации. Их эффективность при работе с нематериальным культурным наследием в музее определяется достаточной сохранностью свидетельств жизнедеятельности культуры народа. При этом возникает вопрос о степени аутентичности того или иного конструкта, верификация которого возможна, правда, лишь исследователем.

Об особой роли музея в сохранении нематериального культурного наследия свидетельствует создание первого музея сохранения нематериального культурного наследия в Харбине, в провинции Хэйлунцзян, в 2010 г. Данный факт указывает на устойчивую взаимосвязь музея и нематериального наследия, появившуюся в результате изменения традиционных механизмов передачи информации, аккумулируемой в семье, на музеефикацию.

Таким образом, музеефикация, а вместе с ней музейная интерпретация, реконструкция и ревитализация сохраняют, формируют и актуализируют нематериальное наследие в музейном пространстве, выступая в качестве транслятора социальной памяти.

Из вышесказанного следует, что музеефикация нематериального наследия представляется как технология новой этничности, поскольку традиция, как основной элемент трансляции, замещается новыми методами передачи информации, основанными на музейных принципах. Другими словами, му-зеефикация противопоставляется традиции как способу непосредственной преемственности, предполагает свободный отбор элементов прошлого и их целенаправленное включение в современную культуру.

Теперь перейдем к следующему направлению сохранения нематериального наследия - концепции территорий ландшафтов. Данная теория разрабатывается в работах Ю.А. Веденина и его коллег по Российскому НИИ культурного и природного наследия, основной идеей которого является поддержание гармоничной взаимосвязи культурного и природного наследия на определенной территории и сохраняемое в виде комплексных историкокультурных и природных образований, являющихся носителями исторической памяти, связанных с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти, - памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники. К свидетельствам исторической памяти относятся разнообразные объекты и предметы, а также природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуру, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Ю.А. Веденин определяет культурный ландшафт «как целостную и территориально-локализованную совокупность природных, технических и социальнокультурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуальносозидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей [7. С. 6].

В рамках концепции исследователями Института наследия предложены следующие понятия: «историко-культурный ландшафт» и «уникальные историко-культурные и природные территории». Историко-культурный ландшафт, являющийся частью культурного ландшафта, представляет собой исторически сложившийся природно-культурный территориальный комплекс, сохранивший аутентичные признаки (природные, материальные, ментальные) и признанный современным обществом как объект культурного и природного наследия. Уникальные историко-культурные и природные территории признаны формой сохранения и актуализации наследия на основе выде-

ления территорий, содержащих большое число памятников, представляющих важный фактор развития и самоидентификации местного социума и рассматриваемых как значимый экономический ресурс территории. К уникальным историко-культурным и природным территориям относят исторические поселения городского и сельского типа, исторические центры крупных городов, монастырские и усадебные комплексы, территории мертвых городов, археологические территории, а также этноэкологические районы проживания малочисленных народов.

В свою очередь, изучение историко-культурной и природной территории определенного этноса получило свое развитие в сравнительно новом междисциплинарном направлении на стыке этнографии и культурной географии - этноландшафтоведении. На непосредственную взаимосвязь культуры народа и среды обитания указывал Э.С. Маркарян, выделяя три подсистемы: природно-экологическую, общественно-экологическую и социорегулятивную [8. С. 64], включая, таким образом, природную среду обитания в понятие культуры. Ю.В. Бромлей, выделяя характерные признаки этноса, отмечал, что этнические свойства, такие как язык культура, сознание, формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых [9]. В.Н. Калуцков и А. А. Иванова понимают под культурным ландшафтом «культуру этнического сообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географических условиях, взятую в её целостности», наиболее полно отражая при этом суть этнокультурной концепции ландшафта [10]. Следовательно, одной из форм презентации нематериального наследия, в составе которого содержится этническая компонента, является культурный ландшафт.

Специфика работы с нематериальным культурным наследием, включенным в состав территории, заключается в применении географических методов, таких, например, как картографирование наследия. Кроме этого, также используются интерпретация наследия и его фиксация. В качестве инструмента сохранения, осмысления и освоения посетителем нематериального культурного наследия в этносфере территории признан культурный туризм -разновидность активного отдыха, путешествие с целью удовлетворения духовных потребностей, включающее приобщение к культурным ценностям и природе региона, страны; один из способов использования свободного времени, позволяющий сочетать духовное обогащение личности с восстановлением физических сил и оздоровлением.

В заключение можно выделить общие и различные черты упомянутых и рассмотренных выше направлений. Общность составляет комплексный подход в исследовании и сохранении наследия. Различие заключается в степени аутентичности объектов: в случае музеефикации нематериального наследия возможен конструкт, воссозданная модель вместо утраченного, а в отношении культурного ландшафта предполагается сохранение априорно аутентичных объектов.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что методы сохранения этнической компоненты нематериального наследия в разных научных плоскостях по своей сути являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Способы сохранения нематериального культурного наследия базируются на

сходных механизмах - фиксации аутентичного материала и создании реконструкций. В основе каждого из способов (музеефикации или ландшафтной концепции) лежит понимание ценности территории с включенным в его состав культурным и прежде всего этнокультурным наследием.

Литература

1. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. / ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // URL: www. unesco. org/ bpi/ rus/ pdf/03-82-Russe.pdf (дата обращения: 01.02.2012).

2. Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2. С. 51.

3. Станюкович Т.В. Этнографическое музееведение // Свод этнографических понятий и терминов. М., 1988. С. 111-112.

4. XXГенеральная ассамблея ИКОМ. Барселона, 6 июля 2001 г. // Информ. бюл. ИКОМ в России. М. : Просвещение, 2001. С. 14.

5. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// www. museum. ru/rme/dictionary.asp?85 (дата обращения: 01.02.2012).

6. Тихонов В.В. Особенности музеефикации архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья : дис. ... канд. культурол. наук. Кемерово, 2004. 197 с.

7. Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия / Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова // Изв. РАН. Сер. геогр. 2001. № 1. С. 6-14.

8. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. : Мысль, 1983. 286 с.

9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.

10. Калуцков В.Н. Культурный ландшафт Русского Севера : монография / В.Н. Калуцков, А.А. Иванова. М. : РосНИИ природного и культурного наследия, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.