Научная статья на тему 'Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познания'

Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2345
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калиева А. Т.

В статье приводятся результаты исследования ценностей как составляющей части социально-гуманитарного познания. Ценности являются элементом смысловой структуры любой формы человеческого бытия, а также основой идей, вокруг которой объединяется та или иная этническая общность. Особое внимание в статье уделяется этническим ценностям культуры в контексте рассмотрения социальных явлений и процессов. Автор уделяет внимание этническим ценностям как части общечеловеческих ценностей, несущим в себе отражение специфики этнической культуры, а стало быть, имеющим огромный гносеологический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познания»

УДК 17

Калиева А.Т.

Оренбургский государственный педагогический университет

ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

В статье приводятся результаты исследования ценностей как составляющей части социально-гуманитарного познания. Ценности являются элементом смысловой структуры любой формы человеческого бытия, а также основой идей, вокруг которой объединяется та или иная этническая общность. Особое внимание в статье уделяется этническим ценностям культуры в контексте рассмотрения социальных явлений и процессов. Автор уделяет внимание этническим ценностям как части общечеловеческих ценностей, несущим в себе отражение специфики этнической культуры, а стало быть, имеющим огромный гносеологический потенциал.

Ключевые слова: социально-гуманитарное познание, субъект познания, ценности, этнос, этнические ценности.

Одной из актуальных проблем философии на сегодняшний день является проблема специфики и функций социально-гуманитарного знания и познания. А также важным является вопрос о роли и возможностях социально-гуманитарного знания и познания в развитии культуры, общества, человека.

Социально-гуманитарное познание ориентировано на объект, к которому относят человеческое общество и его историю, литературу, язык, искусство, а также как на результат, так и на процесс творческой деятельности. В отличие от естественнонаучного существенной особенностью социально-гуманитарного знания является нестабильность, быстрая изменчивость объектов изучения. Ведь общество, человек постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. Поэтому социально-гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным, бесповоротным и единственно точным. Осмысление социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически неустойчиво. Так как продукты деятельности, общество и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новой значимостью и смыслом.

Особенностью социально-гуманитарного познания является то, что всякое познание в каждой из своих форм всегда социально, так как есть общественный продукт, обусловленный культурно-историческими факторами. Предметом социально-гуманитарного познания является то, что выделено в объекте. Это общественные явления и процессы, общество в целом и его отдельные стороны - экономика, образование, духовная сфера и т. п. Предмет изучения социально-гуманитарных дисциплин носит идеаль-

ный характер, но исследуется в своих материальных носителях.

На социально-гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Социально-гуманитарное познание всегда неразрывно связано с ценностями, со смысложизненными, мировоззренческими элементами. Познание связано с предметными ценностями - это оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. д. - и «субъективными» - взгляды, нормы, установки и т. п. Данные ценностные установки указывают на культурное значение определенных явлений действительности и на то, что для человека имеет важность. То есть имеются в виду мировоззренческие, моральные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. п.

Генрих Риккерт исходит из того, что ценности являются начальным пунктом гуманитарного познания. Он выделяет следующие факты: 1) в центре той действительности, которая служит объектом социально-гуманитарного познания, должны стоять люди; 2) главным предметом социально-гуманитарных наук «всегда оказывается развитие человеческой духовной жизни»; 3) представители социогуманитар-ных наук должны принять во внимание тот факт, что ценности «оказываются налицо у таких людей, которые живут в каком-либо общении друг с другом, отсюда следует, они суть социальные существа в самом широком смысле слова» [6, 423-424].

Согласно Г. Риккерту, эти основополагающие признаки отличают социогуманитарные науки от естествознания. Ценности заключены в культуре, ее благах, и они необходимы социально-гуманитарным наукам. Под ценностью

понимаются обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных норм. На основании этого можно сделать вывод, что ценности связаны с человеком, с субъектом, что ценностей вне человека и общества нет.

Центром социально-гуманитарных знаний является не только объект, но и субъект познания. Разница в том, что если в естественных науках субъект противопоставлен объекту, то в социально-гуманитарном знании - субъект включен в сам объект - жизнь общества, формы культуры, религию и т. д. Для исследования человеческой реальности требуются специальные методологические приемы, отсутствующие в арсенале естественных наук.

В процессе становления понимания роли субъекта познания сложились различные концептуальные подходы к данному феномену. Проблема познающего субъекта является центральной в философии Канта. Вершиной его учения выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности. «Во всем сотворенном мире все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а вместе с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» [3, 414]. Личность в философии Канта предстает как носитель и творец общественных норм и идеалов, а значит, и как носитель культурных ценностей.

В марксистской философии под субъектом познавательной деятельности понимается не только отдельная личность, а человечество в его историческом развитии. Общество становится создателем и носителем ценностей. Маркс придает ценностям общечеловеческий характер [4, 202].

В XIX - начале XX в. возникает самостоятельная отрасль философии - аксиология, как философское исследование природы ценностей. А именно учение о происхождении, сущности, функциях, типах и видах ценностей. Проблема ценности считается областью вненаучного исследования. Исходя из внутреннего мира человека, формируются определенные ценностные ориентации, которые делают его индивидуальной, ни на кого не похожей личностью. Одновременно со способностью познания у человека вырабатывается способность оценивать явления.

Аксиологию прежде всего интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а в первую очередь человеческое отношение к бы-

тию и та система ценностных представлений (о красоте, добре, благе, справедливости и т. д.), в соответствии с которой это отношение формируется и развивается.

Мы часто задаемся вопросом о смысле человеческого существования, содержание которого предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Следовательно, здесь исключительно значимую роль играет мышление, его принципы и методы.

До становления аксиологии социальные ценности нашли свое отражение в древней мифологии и религиозном сознании. В античной философии ценность соотносили с понятием «благо». Считали, что это понятие отображает самые общие представления о наиболее ценных особенностях реальности и результатах человеческой деятельности. Для Платона основные ценности содержатся в мире идеальных сущностей и служат примером и идеалом для предметно-человеческого мира. Согласно схоластической философии Средневековья абсолютной ценностью обладает духовная Божественная действительность, которая и есть Благо, Добро, Красота, Истина и т. п.

В современной эпистемологии сложились концептуальные модели в понимании феномена ценности. В своей концептуальной модели ценности Герман Лотце связывает «ценность» со «значением» и выводит как особое объективно-идеальное бытие.

Цельное учение о ценности сложилось как понимание «общезначащих ценностей» в качестве основного предмета самой философии в Баденской школе неокантианства. Неокантианец Вильгельм Виндельбанд заявлял о дуализме мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть). По мнению философа, ценность - это не реальность, а идеал, носитель которого - трансцендентальный субъект - «нормальное сознание» [10, 34-35].

Однако ценностные установки являются компонентом не только сознания, но и поведения. Человек в определенной ситуации отдает предпочтение вовсе не рационально выбранной ценности. Она должна быть достоянием духовной жизни индивидуума, превратиться в его убеждения. С возрастом ценностные ориентации видоизменяются, по мере получения образования, накопления опыта и т. д. То есть познавая окружающий мир, наполняя его смыс-

168 ВЕСТНИК ОГУ №7(101)/июль'2009

лом, человек придает ему всякий раз новое, ценностное измерение.

Другой представитель неокантианства -Генрих Риккерт считал, что жизнь сама по себе не имеет ценности, но приобретает ценность через культуру. Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит [8, 35].

Соглашаясь с Г. Риккертом, современный отечественный автор И.И. Докучаев отмечает, ценность не есть платоновская идея, существующая объективно, то есть самостоятельно в некоей специфической среде, вроде гиперурании. Она существует в социальном или индивидуальном сознании, она духовна, но при этом предельно конкретна, то есть непроизвольна, и сравнима в своей конкретности с бытием конкретной материальной вещи или социальной идеи [2, 166]. То есть сам по себе природный мир не имеет никакой ценности, а приобретает ее в процессе формирования к нему человеческого отношения.

У Риккерта трактовка культуры связана с ценностью. Он считал, что под культурой понимается «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей» [7, 53].

А. Дж. Тойнби, рассматривая проблемы ценностей, исследует духовный мир личности через взаимодействие с обществом. «Ценности, - по мнению философа, - и прежде всего духовные ценности, сосредоточены в людях» [9, 552]. Помимо духовных ценностей Тойнби выделяет также социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные ценности. Следовательно, Тойнби относит ценности к миру культуры, и сама культура уже ценность, так как она обладает системой духовных, нравственных и эстетических идеалов.

По мнению М. Вебера, социально-гуманитарное познание тесно связано с ценностями. М. Вебер истолковывает ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Понятие «культура» конкретного народа и эпохи, понятие «христианство» и прочие образования в качестве понятий исторического исследования объекта суть индивидуальные ценностные понятия, т. е. образованы посредством соотношения с ценностными идеями [1, 46].

В качестве идеальных типов у Вебера могут выступать моральные, религиозные и дру-

гие ценности, а также вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции. Как социально значимые явления, идеальные типы образуют систему духовных ценностей.

Благодаря ценностной системе существует единство каждого отдельного общества или каждого отдельного народа. И разрушение духовных оснований этой системы неизбежно приведет к гибели культуры, нации, этнической общности, целого общества.

Одно из направлений современного социально-гуманитарного познания - этническое познание, направленное на изучение феномена этнического в системе социальных отношений, выявление его специфических функций, структурных особенностей, места и роли в жизни общества.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся со словами этносы, народы, нации. Слышим мы их как из уст политиков, руководителей государств, ученых, так и на бытовом уровне. Этническое становится исходным моментом многих исследований. Этнопсихологи и этнографы отмечают, что неизменные черты национального поведения, не подверженные доминирующим в тот или иной исторический период идеологии, политическому устройству, лежат в основе творческого понимания мира и передаются из поколения в поколение. Оригинальность и стабильность менталитета того или иного этноса опираются на некую совокупность национальных ценностей, от которой зависит поведение людей в определенной ситуации. Понятие «ценность» используется в гуманитарных науках для обозначения явлений, объектов, предметов, их свойств, а также абстрактных идей, олицетворяющих в себе социальные идеалы и выступающих как образец должного.

Ценности возникают и действуют на уровне личности, так как носителем ценностей является человек, представитель семьи, этнической общности, религиозной общины и так далее. Также ценность есть продукт коллективной деятельности людей - общества, народа, нации. Потому что лишь в процессе коллективного общения человек складывается как личность, а любая ценность формируется как социальный императив или норма.

Итак, существуют различные виды ценностей. Например, если оцениваемым объектом

является общество, то имеются в виду социальные ценности; если произведения искусства, то эстетические и т. д. Когда же оцениваемым объектом являются люди вообще или отношения и взаимодействия между людьми, то речь идет, скорее всего, о нравственных ценностях, т. е. ценностях, которые способствуют благополучию людей. И одним из видов ценностей являются этнические ценности. Что же мы подразумеваем под этническими ценностями?

Для человека ценностью является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы сталкиваемся тогда, когда говорим о родном, святом, дорогом, совершенном, когда мы восхищаемся и возмущаемся и т. д. Данные ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т. е. иметь огромное значение для отдельной этнической общности на определенном этапе ее исторического развития.

Ценности находятся в основании общественного бытия конкретной этнической общности и отображают практический опыт его жизнедеятельности. Формирование ценностей происходит в ходе совместной деятельности определенных людей в определенной социальной системе в конкретный исторический период. Ценность, сформировавшаяся в обществе, по отношению к личности выступает как норма. Высшей мерой этнических ценностей являются общечеловеческие ценности. Для каждой этнической общности характерна своя система ценностей, следовательно, каждая из них уникальна и свойственна только лишь данному народу. Ценности этнические выражаются в фольклоре, языке, обычаях, традициях, народных промыслах и так далее. Проявляются этнические ценности в символах, знаках и явлениях, которые являются значимыми для определенной этнической общности.

По мнению А.Ю. Шадже, существование этнических ценностей объективно, так как следует из объективной реальности этносов [12, 54]. Мир культуры включает ценность (ценности имеют духовный онтологический статус) в свое бытие, так как духовная сторона культуры рождается вместе с ней. Между тем носителем этнических ценностей всегда выступает человек, представитель конкретного этноса, стало быть, они субъективны [12, 55]. Природа приобрета-

ет ценностную окраску в процессе выработки к ней человеческого отношения, в себе же она не имеет никакой ценности.

Одним из разделов этносоциологии, этнологии и кросскультурных исследований является «теория этнических ценностей».

Объектом теории этнических ценностей являются предпочтения в области культуры жизнеобеспечения, материальной, социальной и духовной культуры представителей различных этнических образований. Предметом же теории этнических ценностей являются социальные аспекты возникновения, развития и функционирования этнических ценностей, закономерности их трансформации и взаимовлияния [5, 79-80]. Этнические ценности возникают из социокультурной среды этноса. В определенной этнокультурной среде происходит ценностное отношение к миру, его ценностное осмысление.

Этнические ценности, как и ценности вообще, имеют онтологический статус. Истинное бытие ценности меняется в процессе исторического развития. Одной из форм культурно-онтологической среды этнических ценностей является религия. Религия как форма сознания ценностно окрашена и призвана ответить на смысложизненные вопросы. Религия может быть той единственной силой, которая способна сплотить общество. В христианстве заложены те ценности, которые составляют духовно-нравственный идеал: жалость, сострадание, участие в человеческой судьбе, ненавязчивая красота добродетели. В исламе, как и в других традиционных религиях, огромное значение имеют основополагающие ценности: уважение к старшим и заветам предков, культ семьи и родственных отношений. Спецификой мировой религии буддизма является особое отношение к чувствам всех живых существ, к их страданиям.

Как замечал Далай Лама XIV, «сострадание - это нечто принципиальное, что наполняет нашу жизнь смыслом. Это и есть моя подлинная религия, моя простая вера. Наше собственное сердце, наш собственный ум и есть храм. А доктрина - это сострадание» [13, 232-233]. Вероучение обеспечивает религиозное осмысление будничной жизни людей, устанавливает нормы, в соответствии с которыми определяются моральные воззрения по отношению к миру.

Некоторая совокупность норм, принципов и правил, каковым следуют люди в процессе коллективной деятельности и общения, есть в широком смысле слова мораль. Мораль возникает вместе с возникновением человеческого общества. Еще в первобытную эпоху моральные принципы и нормы были главными регуляторами отношений между людьми. Мораль оперирует понятиями «совесть», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. д. Следовательно, моральные нормы связаны с ценностями. Данные ценности видоизменяются в ходе общественного развития.

Ценностные установки являются существенным компонентом передающегося по наследству традиционного знания каждого представителя этноса. И основная масса этнокультурной информации постигается как на сознательном уровне, так и на бессознательном, в раннем возрасте вместе с языком. Следовательно, важным компонентом ценностных ориента-ций в жизни того или иного этноса является национальный язык. Языковая картина мира является отображением общего национального представления о мире. Под ценностью мы понимаем предельные представления о норме, которые являются продуктом культурных процессов, так как ценности должны быть непременно признаны человеком в качестве таковых и вне человеческого отношения любые ценности не имеют смысла.

Этническая система ценностей не дается обществу в виде набора постулатов, она как бы «разлита» в языке, в авторитетных текстах, ко-

торые основываются на национальном самосознании. Они передают в наиболее чистом виде представление о народном видении мира, человеческого бытия в нем, об организации отношений между людьми. И могут быть видоизменены на основании оценок, которые дают тому или иному понятию члены социума. В результате сравнения предметов и явлений складывается в сознании и в языке определенное отношение: одобрение, осуждение или безразличие.

Согласно А.Я. Флиеру, «этнические ценности - это совокупность элементов этнокультурного бытования, тех культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве наиболее специфичных, маркирующих его историческое и культурное своеобразие черт» [11, 1118].

Как и семья, группа, масса, так и этнос может выступать творцом системы своеобразных ценностей этой общности. Для каждого этноса свои ценности роднее и дороже ценностей других этнических общностей. Этнические ценности, присущие одной общности не всегда могут быть близки, понятны и оценены другим этносом. То, что для одних является ценным, для других может оказаться антиценностью. Однако даже если сами ценностные системы этнических групп не совпадают, они и не противоречат друг другу. Когда рождается противоречие, возникает внутригрупповой аксиологический конфликт. И какими бы ужасными ни были чужие ценности, мы должны знать, что каждая этническая общность, как и личность, имеет право на аксиологическое самоопределение.

Список использованной литературы:

1. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с. (Социологическая мысль Запада). С. 416-494.

2. Докучаев И.И. Ценности как кардинальный вид артефактов культуры // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. №3 (19) 2008. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.

3. Кант И. Критика практического разума // Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4, ч. 1. 544 с.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.: Т. 3. М.: Госуд. изд-во полит. лит-ры, 1955. 629 с.

5. Окладникова Е.А. Этносоциология (теория этнических ценностей): Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 170 с.

6. Риккерт Т. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1997. 532 с.

7. Риккерт Т. Науки о природе и науки о культуре. СПб: Образование, 1911. 196 с.

8. Риккерт Т. Ценности жизни и культурные ценности // Логос - 1912 - 1913. Кн. 1-2. - Репр. изд., 2005; ППП Тип. наука. 418 с.

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 640 с.

10. Философские проблемы социально-гуманитарных наук // под. ред. Л.Ф. Гайнуллиной. Казань: «Познание», 2007. 116 с.

11. Флиер А.Я. Этнические ценности // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 2 / М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. 1184 с.

12. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. М.: Российское философское общество. Майкоп: ООО «Качество», 2005. 168 с.

13. Этика для нового тысячелетия // Его Святейшество Далай-Лама; [пер. Т. Голубевой]. СПб: Центр тибет. культуры и информ., 2001. 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.