Научная статья на тему 'Этнические строительные отряды русской армии на фронтах первой мировой войны'

Этнические строительные отряды русской армии на фронтах первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
364
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / РЕКВИЗИЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РАБОЧИЕ ПАРТИИ / MILITARY SERVICE / REQUISITION / MOBILIZATION OF LABOR RESOURCES / ETHNIC GROUPS / WORLD WAR I / WORKING UNITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подпрятов Николай Вячеславович

В статье рассматривается опыт привлечения к работам для нужд фронта представителей народов, освобожденных от отбывания воинской повинности. Анализируется распределение и использование рабочей силы в условиях мобилизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the experience of calling in representatives of ethnic groups, which were exempted from military service, to work for the army needs. The author analyzes the distribution and the use of human resources under conditions of mobilization economy.

Текст научной работы на тему «Этнические строительные отряды русской армии на фронтах первой мировой войны»

Николай ПОДПРЯТОВ

ЭТНИЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ РУССКОЙ АРМИИ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается опыт привлечения к работам для нужд фронта представителей народов, освобожденных от отбывания воинской повинности. Анализируется распределение и использование рабочей силы в условиях мобилизации экономики.

The article considers the experience of calling in representatives of ethnic groups, which were exempted from military service, to work for the army needs. The author analyzes the distribution and the use of human resources under conditions of economics mobilization.

Ключевые слова:

военная служба, реквизиция, мобилизация трудовых ресурсов, этнические группы, Первая мировая война, рабочие партии; military service, requisition, mobilization of labor resources, ethnic groups, World War I, working units.

ПОДПРЯТОВ Николай Вячеславович — д.и.н., доцент; заведующий кафедрой общей отечественной истории ПГНИУ podpryаtov1961@ yandex.ru

| ■ еятельность органов государственного управления в про -

I I шлом не всегда пользуется пристальным вниманием ученых, У I особенно тогда, когда такие действия не приводят к немед -ленному и очевидному положительному результату. Одним из таких фактов в историческом прошлом России является набор пред -ставителей этнических меньшинств империи, освобожденных от воинской повинности, на так называемый трудовой фронт в годы Первой мировой войны.

Государства, втянутые в Первую мировую войну, были вынуждены вести тяжелые позиционные бои, преимущество в которых оказы -валось на стороне лучше вооруженных, укомплектованных и обе спеченных всем необходимым войск. В большей степени это была война экономик. На Особом совещании для обсуждения и объеди -нения мероприятий по обороне государства под председательством главы правительства Б.В. Штюрмера 23 апреля 1916 г. обсуждался вопрос о катастрофическом положении с ведением работ по устрой -ству военных сооружений и сообщений в ближайшем тылу армии. В конце апреля 1916 г. военный министр вышел с ходатайством в Совет министров о реквизиции, т.е. призыве в рабочие дружины представителей этнических меньшинств, освобожденных от воин -ской повинности, — инородцев, как их тогда называли, — от 17 до 43 лет численностью в 400 тыс. чел. и 49 тыс. подвод в первую очередь. Совет министров поддержал эту инициативу военного ведомства.

Повеление императора «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ» было принято 25 июня 1916 г.1

Проводить набор и распределять рабочих было поручено моби -лизационному отделу главного управления Генерального штаба. 18 августа военный министр генерал от инфантерии Д.С. Шуваев докладывал начальнику штаба Верховного главнокомандующего М.В. Алексееву, что может быть призвано инородцев в Иркутском

1 Российский государственный военно -исторический архив (РГВИА), ф. 1915, оп. 2, д. 6, л. 85; Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1276, оп. 11, д. 89, л. 33; ф. 1292, оп. 1, д. 1916а, л. 18-19, 77-78; д. 1920, л. 1, 2; Журналы Особого совещания по обороне государства, 1916, ч. 1. — М. : Институт истории СССР АН СССР, 1977, с. 324.

военном округе всего 16 тыс. чел., в Омс ком — 63 тыс., в Казанском — 66 тыс., в Туркестанском — 262 тыс. и в Кавказском

— 135 тыс. Итого — 542 тыс. чел.1

Днем мобилизации было назначено

6 июля. Однако вспыхнувшие в Туркестане волнения заставили власти 30 июля принять решение отсрочить призыв на тыловые работы, а уже собранных рек визированных распустить по домам до 15 сентября, о чем и было объявлено 2 августа2.

В действительности всего к весне 1917 г. мобилизовано 223 644 рабочих. Из них почти 123 тыс. — из Туркестана, около 80 тыс. — из Степного края (нынешний Казахстан) и 21 тыс. — из Забайкалья3. Мобилизованные рабочие направлялись в подчинение военных властей и руково -дителей оборонных предприятий. На каж дом фронте для тыловиков были устроены пункты сбора. Для Юго - Западного фронта это был Харьков, для Северного — Псков. На Западном фронте таковыми являлись Орша и Гомель. В Орше для приема пар -тий инородцев было заготовлено 49 зем -лянок на 60 чел. каждая, кухня на 3 тыс. чел., колодец. Тыловые рабочие поступали в распоряжение главных начальников снабжения фронтов: С. Чаева (Северный фронт), Григорьева (Западный фронт), Е.Ф. Эльснера для производства железно -дорожных, грунтовых и шоссейных работ и лесозаготовок.

К октябрю 1916 г. были утверждены штаты рабочих партий на фронтах, кото рые комплектовались по 500, 1 000 или 2 000 чел. Партия разделялась на рабочие отряды численностью в 500 чел. каждый. Отряд приравнивался к роте из 5 взводов (сотен) под командованием фельдфебеля и 5 взводных унтер офицеров с придан ным к отряду фельдшером4.

Так, 42 -я партия, составленная при -мерно наполовину из калмыков Черноярского уезда Астраханской губер нии (670 чел.) и наполовину из киргизов

1 РГВИА, ф. 1915, оп. 2, д. 6, л. 113; РГИА, ф. 1276, оп. 11, д. 89, л. 33; ф. 1292, оп. 1, д. 1916а, л. 18—19, 77—78.

2 РГВИА, ф. 1468, оп. 2, д. 303, л. 5, 197; РГИА, ф. 1292, оп. 1, д. 1933, л. 421.

3 РГИА, ф. 1292, оп. 1, д. 1920, л. 13—15; д. 1921, л. 163, 166, 227, 340; д. 2010, л. 6; Ковалев П.А. Тыловые рабочие Туркестана в годы первой миро -вой войны (1916 — май 1917 гг.). — Ташкент : Госиздат Узбекской ССР, 1957, с. 82.

4 РГВИА, ф. 1915, оп. 2, д. 6, л. 5, 6, 8, 50.

(казахов) Гурьевского и Тимирского уез -дов Уральской области и Астраханской губернии, начала формироваться только 8 октября 1916 г. и завершила комплекто -вание 2 февраля 1917 г.5

Начальником был назначен надворный советник Г.Д. Королев. В партии был 1 офицер из 3 положенных по штату, 2 фельдшера, 36 строевых нижних чинов, 26 нестроевых и 1 041 калмык и киргиз (казах). В каждой сотне был переводчик, сотник, писарь. Мулла был один на всю рабочую партию6. Партия была направ -лена в Дубенский уезд Волынской губер нии.

В середине марта 1917 г. инородцы рабо чих партий были приведены к присяге на верность Временному правительству. К присяге приводил сам начальник партии и мулла (или иной священнослужитель). Завершалось принятие присяги молением и подписями грамотных мобилизован ных7. Каких-либо эксцессов со стороны рабочих переприсяга не вызвала, т.е. они остались равнодушными к смене самой власти в стране.

2 июля 1916 г. Междуведомственное совещание по вопросу о привлечении инородцев к работам в тыловых районах (в него входили представители военного министерства и министерства внутренних дел, а также Особого совещания) приняло решение о порядке содержания мобили -зованных (реквизированных) рабочих. Основы правил внутреннего порядка в пар -тиях рабочих в тылу армий были введены приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего № 1337 только 29 сентября. Причем рабочие поступали под общее наблюдение главного началь ника военных сообщений8.

За свой труд реквизированным назна -чалась плата — 1 руб. за рабочий день, не считая казенного продовольствия, но за вычетом стоимости одежды и обуви по утвержденным интендантством расцен кам. При этом плата могла как увеличи -ваться, так и уменьшаться в зависимости от производительности труда рабочего. Снабжение было предусмотрено по сол

5 РГВИА, ф. 9554, оп. 1, д. 7, л. 1; д. 8, л. 18.

6 Там же, л. 1, 2, 6, 13, 15, 54, 156.

7 Там же, л. 139.

8 РГИА, ф. 1292, оп. 1, д. 1920, л. 4, 7; Ковалев П.А. Указ. соч., с. 98.

датским нормам1. Продовольствие и зара -ботная плата выдавались со дня прибытия реквизированных на распределительные пункты фронта.

Согласно приказу главного начальника снабжения армий Западного фронта № 399 от 29 июня 1916 г. плата рабочим произ -водилась в половинном размере во время карантина, а также во время болезни рек -визированного более 3 дней (но не свыше 2 недель) с обязательным освидетельство -ванием врача. После 2 - недельной болезни выдача платы прекращалась, а через месяц, если больной не поправлялся, ста -вился вопрос об его отправке на родину. Денежное довольствие рабочим начисля -лось не только за дни работ, но и за время нахождения в пути (поезде, пароходе)2.

Однако в действительности деньги выплачивать начали только после Февральской революции. Так, началь -ник 42 - й партии докладывал рапортом от 12 апреля 1917 г., что «а) первый расчет рабочих инородцев вверенного мне отряда был произведен 23 марта за время работ с 15 февраля по 14 марта в) второй расчет произведен сего 12 апреля за время работ с 15 марта по 10 апреля с/г с) за время следо -вания рабочих инородцев со дня посадки в поезда до 14 февраля произведен расчет 12 апреля в с. Вербены»3.

Отсутствие четкого законодательства и понятного для начальников на местах алгоритма действий нередко приводили к тяжелым последствиям. Многочисленные жалобы и ходатайства заставили импера -тора высказать пожелание навести поря -док в этом вопросе, а 26 октября 1916 г. начальник штаба Верховного главноко -мандующего издал приказ № 1490 «Об учреждении инспекции инородческих рабочих дружин при главном управлении военных сообщений Ставки». Инспекция состояла всего из 2 лиц: начальника, генерал -майора С.-Г. Еникеева и его заместителя полковника Джурабекова. Размещалась инспекция в Пскове, а в феврале 1917 г. была переведена в Киев4.

В конце октября С. Г. Еникеев выез жает на первую инспекцию. Вместе с инженером С. Чаевым он проехал по строящейся железной дороге Псков

1 РГВИА, ф. 1468, оп. 2, д. 303, л. 66, 67, 135; д. 1920, л. 11; ф. 1915, оп. 2, д. 6, л. 8.

2 Там же, ф. 9554, оп. 1, д. 7, л. 21, 43.

3 Там же, л. 182.

4 Ковалев П.А. Указ. соч., с. 99.

— Опочка — Полоцк, где трудились на землекопных работах 3 эшелона тылови ков из Ташкента и Самарканда. Генерал отметил, что рабочие размещены в полуземлянках (т.е. бревенчатых или тесовых бараках, врытых в землю), окон в них мало, темно. Довольствие тыловиков было таким же, как и у солдат армии, но инспектор обращал внимание на плохое качество хлеба.

Совещание при начальнике военных сообщений Северного фронта, состояв шееся 15 декабря 1916 г., сделало вывод, что из 8 железных дорог, на которых рабо -тали тыловики, только на 2 были соз -даны относительно нормальные условия жизни5.

В начале 1917 г. Еникеев обследует Западный фронт, где положение тылови ков оказалось не лучше, чем на Северном фронте. Питаться и одеваться на мизер -ные деньги, которые оставались у тыло виков после всех вычетов и штрафов, было невозможно, поэтому многие про дали одежду и обувь. В качестве пищи было только варево — т.е. мелко нарезан -ная конина в подсоленной воде. Ни мука, ни крупа, ни картофель в это варево не добавлялись. Но даже и на такое варево продукты брались в кредит в местных лав ках. К концу февраля 1917 г. общий долг рабочих в этом месте составил более 6 тыс. руб. Кроме того, рабочие были лишены чаевого довольствия и вынуждены были использовать плохую болотную воду. Из - за некачественной пищи и воды среди тыло -виков был большой процент заболевших. Еникеев насчитал около 150 больных, которым никто не оказывал медицинскую помощь и которые продолжали находиться среди здоровых, в тех же бараках6.

Были и случаи производственного трав -матизма.

Вместе с тем у части реквизированных наблюдалось стремление уклониться от работы, сказавшись больным.

В марте 1917 г. на Юго - Западном фронте был объявлен карантин по подозрению на сыпной тиф. Для реквизированных рабо -чих для дезинфекции и дезинсекции были организованы помывки в бане, стирка и обработка белья. Но добровольно из 9 - й сотни 42 - й рабочей инородческой партии явились в баню только 65 чел., а остальные

5 Там же, с. 100, 101.

6 Там же, с. 102, 103.

были выпущены на работу. Врач написал жалобу начальнику партии, а последний издал приказ отменить работы, продлить карантин на 2 недели и обязать помыть всех в бане1. Кроме того, из - за роста числа заболеваний реквизированных заразными болезнями начальник партии Г.Д. Королев запретил своим подчиненным отдавать белье для стирки местным жителям2.

Начальники партий указывали, что в связи с отсутствием соответствующего законодательства, касающегося рабочих, призванных в порядке мобилизации, при знание части из них медиками в качестве больных и подлежащих увольнению вызы -вает множество вопросов, которые никто не разъясняет, например, в чем причины заболевания. Вопросы остались нере -шенными, т.к. власть вскоре пала, а новая решила просто распустить инородческие рабочие дружины.

Часть реквизированных умерла во время работ от травм и болезней.

Более того, даже в апреле 1917 г. в пар тии прибывали отставшие от них, заболев шие на сборных пунктах и отправленные в госпитали. Это свидетельствует о том, что армейская, да и государственная система еще были работоспособны и по инерции добивались определенного результата. Их окончательная деградация началась позд -нее, осенью3.

Рабочие команд проявляли свою инди -видуальность, свой подход к выполне -нию трудовых обязанностей, свое усер -дие или, наоборот, лень и отлынивание. Командование отмечало заслуги трудолю -бивых и исполнительных. В марте 1917 г. к награждению медалями от 2 - го отряда 42 й партии были представлены 134 чел.

2 - й отряд состоял из 6, 7, 8, 9 и 10 сотен и насчитывал почти 500 чел., т.е. достой -ными наград, по мнению начальника партии, были почти 26% общей числен -ности4.

В то же время нерадивых, ленивых стре мились наказывать. На рабочих налага -лись многочисленные штрафы, в первую очередь за сломанный (преднамеренно или непреднамеренно) инструмент. Так, за сломанный топор брался штраф в 13,5 руб., за сломанную пилу — 19,5 руб. Были

1 Там же, д. 7, л. 57.

2 Там же, л. 29.

3 Там же, д. 7, л. 153.

4 Там же, л. 135, 158.

и другие меры воздействия, вплоть до аре -ста5.

После Февральской революции 30 марта 1917 г. совещание в Ставке решило сокра -тить число ртов, находящихся на доволь -ствии интенданств, в первую очередь всех находящихся на работах реквизирован -ных. Наконец, 24 апреля Временное пра вительство постановило возвратить на родину всех реквизированных туркестан цев, а 5 мая распространило это постанов -ление и на прочих нерусских рабочих с окраин империи6.

На работы реквизированных прекра -тили выводить 10 апреля. С этого момента начинается процесс отправки призванных по домам.

Полностью демобилизация рабочих партий заняла несколько месяцев и закон чилась в июле 1917 г.

Таким образом, царское правитель ство и военное министерство пытались в условиях войны восполнить истощение людских ресурсов за счет привлечения к работам на нужды обороны представите лей народов, освобожденных от воинской повинности. В ходе призыва военное руко -водство стремилось учитывать националь -ные, религиозные и бытовые особенности мобилизованных. Особенно активно при -влекались к работе в инородческих пар -тиях религиозные и общественные дея -тели (на добровольческой основе).

Сама организация тыловых работ с точки зрения управления была органи -зована достаточно четко. Собственно призывом занималось Военное мини стерство. На местных гражданских начальников была возложена обязан ность обеспечить реквизированных одеждой и обувью, но за счет денежных средств Военного министерства. По при -бытии на фронт партии попадали в под чинение Ставке Верховного главнокомандующего и командующим армиями фронтов и передавались в распоряжение главных начальников снабжения, кото рые использовали их, исходя из наиболее острых потребностей армии.

Такая система позволяла достаточно эффективно использовать рабочие партии и сохранять их работоспособность и управ -ляемость и после смены власти в феврале

5 Ковалев П.А. Указ. соч., с. 102, 103.

6 РГИА, ф. 1292, оп. 1, д. 1921, л. 340, 341, 378; д. 1922, л. 18, 32, 37, 47, 71, 72; РГВИА, ф. 1468, оп. 2, д. 320, л. 341, 392, 456.

1917 г., вплоть до роспуска реквизирован ных по домам. Сами партии нередко были многонациональными, но отряды и осо бенно сотни стремились комплектовать и сохранять моноэтничными — таким обра зом было проще обеспечить сотни управ ленческими кадрами, переводчиками и служителями культа. Изначально невы -сокий культурно бытовой уровень рекви зированных заставил армейское командо -вание подтягивать их до уровня общерос сийских строевых частей.

Очень многое в организации работ, бытовых условий жизни реквизированных зависело от личностных качеств начальни -ков партий, их управленческих способно стей и порядочности. Не способствовали должной трудовой отдаче и обычные для тыла русской армии пороки: воровство положенного призванным продоволь ствия и обмундирования, взяточничество, хамство и грубость командования партий и отрядов в отношении этнических мень шинств.

В то же время и сами рабочие были

людьми разными: кто то трудолюбив, а кто-то и откровенно пытался отси -деться в землянках, отлынивая от работы или пытаясь срочно найти у себя какую нибудь болезнь и попасть в госпиталь. Командованию приходилось достаточно жестко наводить порядок и пресекать попытки отсидеться за спинами земля ков.

Вместе с тем, хотя опыт оказался невы годным и неэффективным в условиях мировой войны, он, тем не менее, позво лил властным структурам приобрести несомненный опыт в организации при зыва народов, не имевших даже посе мейных списков, узнать особенности их восприятия армейской службы, выявить недостатки в организации данного меро приятия.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Этнические формирования российской армии в годы Первой мировой войны», проект №13-01-00232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.