Научная статья на тему 'Этнические стереотипы, прозвища и ярлыки относительно американских индейцев, эксплуатируемые американскими СМИ'

Этнические стереотипы, прозвища и ярлыки относительно американских индейцев, эксплуатируемые американскими СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1407
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЗВИЩА / ЭТНИЧЕСКИЕ ЯРЛЫКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горшунова Елизавета Юрьевна

В статье рассмотрены этнические ярлыки и стереотипы по отношению к американским индейцам, эксплуатируемые американскими СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problem of the most common ethnic labels, slurs and stereotypes related to the Native Americans disseminated by the American mass media.

Текст научной работы на тему «Этнические стереотипы, прозвища и ярлыки относительно американских индейцев, эксплуатируемые американскими СМИ»

Е. Ю. Горшунова

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ, ПРОЗВИЩА И ЯРЛЫКИ ОТНОСИТЕЛЬНО АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ АМЕРИКАНСКИМИ СМИ

Работа представлена кафедрой английской филологии Бирской государственной социально-педагогической академии. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор С. Ж. Нухов

199

В статье рассмотрены этнические ярлыки и стереотипы по отношению к американским индейцам, эксплуатируемые американскими СМИ.

Ключевые слова: этнические стереотипы, этнические прозвища, этнические ярлыки.

E. Gorshunova

ETHNIC STEREOTYPES, SLURS AND LABELS RELATED TO THE NATIVE AMERICANS USED BY THE AMERICAN MASS MEDIA

The article covers the problem of the most common ethnic labels, slurs and stereotypes related to the Native Americans disseminated by the American mass media.

Key words: ethnic stereotypes, ethnic slurs, ethnic labels, Native Americans.

Этнические стереотипы, составляющие предмет нашего исследования, являются, по сути, этнокультурными стереотипами и являются разновидностью социальных стереотипов. Этнические стереотипы представляют собой упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической общности, мнение обобщенного характера о той или иной этнической группе, распространяемое на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипи-зируемой группы [1; 2].

Рассматривая механизм возникновения и причины создания стереотипов, обратим внимание на точку зрения видного американского психолога и социолога Уолтера Липп-мана, который указал на две важнейшие причины выработки стереотипов.

Первая причина заключается в реализации принципа экономии усилий., характерного для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории [3]. В этих слу-

чаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для данной общности представлениях. В связи с этим А. А Налчаджян подчеркивает, что окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы сам процесс жизни в бесконечную череду подчас небезопасных проб и ошибок. Таким образом, для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окружающей действительности с помощью процессов категоризации. При этом категоризация может разворачиваться посредством либо когнитивных, либо аффективных (эмоционально-оценочных), либо поведенческих составляющих психики индивида [1].

Вторая причина выработки стереотипов связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности [3]. А. А. Налчалджян образно сравнивает стереотипы с крепостью, которая защищает традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, за стенами которой ему уютно, ведь там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательст-

Этнические стереотипы, прозвища и ярлыки относительно американских индейцев..

во на стереотипы есть покушение на безопасность индивида; он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания [1].

З. В. Сикевич считает, что стереотипы являются разновидностью социальных установок, и поэтому на основе уже существующей установки к определенному этносу могут образоваться новые стереотипы, в том числе и гетеростереотипы в отношении этой же группы. При создании (этнических) стереотипов имеет место сравнение этносов, что является частным случаем социального сравнения. Таким образом, стереотипы возникают согласно закону (механизму) сопряжения, что нетрудно доказать примерами [2].

Как подчеркивает социальный психолог Дэвид Мацумото, специалист в области кросскультурной и межкультурной коммуникации, стереотипы являются продуктом нормальных психологических процессов (избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоция и память), которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Д. Мацумото отмечает, что стереотипы могут происходить из нескольких различных источников, одним из которых является этноцентризм. Они могут создаваться и увековечиваться за счет коммуникативной передачи вербальных ярлыков из поколения в поколение, без фактического взаимодействия с людьми, являющимися объектом стереотипа, т. е. стереотипы могут быть созданы и подкреплены в человеке на основании очень ограниченных контактов с группой-объектом или при их отсутствии [5].

Стереотипы могут также создаваться и подкрепляться телевидением, кино, радио, газетами, журналами, сетью Интернет и другими СМИ. Рассмотрим, какие этнические стереотипы по отношению к коренным жителям Северной Америки - индейцам (политкорректно называемым Native Americans в США, First Nations в Канаде) - активно под-

держиваются американскими СМИ, и какую языковую фиксацию они получили.

Этнические стереотипы в американских СМИ, как правило, представляют собой чрезмерно упрощенное описание различных этнических групп, проживающих на территории США, причем в начале они были откровенно «расистскими» в современном значении этого слова. С развитием прогрессивных технологий и наступлением эпохи радиовещания СМИ стали употреблять стереотипы, чтобы отразить идеологию «плавильного тигля» [4].

СМИ в США активно приписывают коренным американцам среди прочих такие черты, как примитивизм и детское послушание, с одной стороны, и жестокое насилие - с другой. Сказанное получает подтверждение особенно в контексте взаимодействия индейцев с белыми людьми во время колонизации Северной Америки европейцами и в исторический период Дикого Запада. Так, Голливуд представляет индейцев как злобные племена, которые надо либо обуздывать, либо уничтожать. В то же время характерна романтизация коренной культуры и стереотипизирование путем временного пропуска: в основном, все упоминания об американских индейцах в СМИ появляются в контексте прошлого, ведь современные американские индейцы смешались с остальными американцами, и их трудно выделить из толпы.

Хотя коренные культуры Северной Америки чрезвычайно разнообразны и не похожи одна на другую, тем не менее благодаря разного рода фильмам и сериалам, до сих пор достаточно силен далекий от истины стереотип, что все индейцы носили головные уборы из перьев и косички, ездили на лошадях, жили в вигвамах и охотились на бизонов, в промежутках воюя с белыми колонистами [6]. Отсюда такие ярлыки, основанные на популяризируемых СМИ стереотипах, как Feather, Featherhead - прямой намек на украшенные перьями головные уборы индей-

цев, Tee-Pee Creeper - намек на то, что индейцы живут в вигвамах, Tipi Tom ( ^ tipi = tee-pee - вигвам + tom-tom - тамтам, гонг) -намек но то, что индейцы не только живут в вигвамах, но и бьют в тамтам, Buffalo Jockey -намек на то, что основной добычей индейцев были бизоны. Ярлык Seal-Clubber указывает на стереотипное представление о том, что индейцы убивали дубинкой тюленей на мех и мясо. Ярлык Smoke-Signal иллюстрирует стереотип, что раньше многие индейцы общались при помощи дымовых сигналов.

Прозвища коренных жителей Америки Bow and Arrow, Bow Bender указывают, что в массовом сознании американцев лук и стрелы считаются типичным оружием индейцев. Популярными ярлыками являются Chief -вождь племени и Tonto (переводится с испанского, как «идиот») - по имени персонажа - индейца из The Lone Ranger.

Бытует стереотип о том, что все индейцы благоговеют перед природой и считают, что все люди должны ее уважать. Ярким персонажем, иллюстрирующим данный стереотип, является индеец Nightwolf, герой фильмов и компьютерных игр Mortal Kombat. А после телесериала Deadwood, показанного каналом HBO, получил хождение ярлык dirt-worshipper, который также иронично намекает на любовь индейцев к природе и хождение по грунтовым дорогам и тропам. Кроме того, существуют презрительные ярлыки Spruce Monkey, Timber Nigger, Prairie Nigger,

Tundra Nigger (ярлык для эскимосов), также указывающие на то, что коренное население очень близко к природе и живет в хвойных лесах, прериях и тундре.

Таким образом, благодаря СМИ, в первую очередь электронным, а также комиксам и компьютерным играм, Американские индейцы и жители Аляски подверглись «навешиванию» большого количества этнических ярлыков, на основе которых появились следующие узнаваемые типажи: мудрый старейшина или вождь; агрессивный пьяница; заядлый игрок в азартные игры; индейская принцесса; недовольный холостяк, настроенный против властей и не доверяющий правительству США из-за плохого обращения в прошлом; и преданный, закадычный друг.

Следует, однако, сказать, что в 1980-х и 1990-х гг. Канадская телевизионная кампания the Canadian Broadcasting Corporation (CBC) предприняла попытку исправить образ коренного населения: в ТВ-сериалах Spirit Bay, The Beachcombers, North of 60 и The Rez играли коренные актеры, изображавшие индейцев, живущих нормальной жизнью в узнаваемых регионах страны и самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь. Что касается телевидения США, оно медленнее реагирует на критику по отношению к стереотипизиро-ванию индейцев, хотя было предпринято несколько попыток исправить ситуацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налчаджян А. А. Этнопсихология. СПб.: Питер, 2004.

2. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

3. Lippmann, Walter. Public Opinion, N.Y., 1954.

4. Ma, Andrew. Racist images persist in films. Ka Leo O Hawaii, February 26, 2004.

5. Matsumoto, David Ricky. Culture and psychology: People around the world (2nd ed.), Wadsworth/Thomson Learning, Inc., Belmont, CA, USA, 2000.

6. Mihesuah, Devon. American Indians: Stereotypes and Realities. Clarity Press, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.