Научная статья на тему 'Этнические процессы у чаморро Гуама'

Этнические процессы у чаморро Гуама Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУАМЦЫ / ЧАМОРРО / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЕ БРАКИ / МЕТИСАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ АССИМИЛЯЦИЯ / ДВУЯЗЫЧИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / GUAMANIANS / CHAMORRO / ETHNIC PROCESSES / MIXED MARRIAGES / MISCEGENATION / LINGUISTIC ASSIMILATION / BILINGUALISM / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривоногов Виктор Павлович

В июле 2016 г. была осуществлена экспедиция по изучению современных этнических процессов у коренных жителей о. Гуам чаморро. В течение длительного времени чаморро подвергались воздействию со стороны колониальных государств, в XVII-XIX вв. Испании, с начала XX в. США. Последние 50 лет национальный состав острова усложнился, кроме американцев появились многочисленные группы из Филиппин и Микронезии, представители Азии японцы, китайцы, корейцы и др., в результате доля коренных народов стала меньше 50%. Это активизировало этнические процессы, наиболее ярко проявляющиеся в языке, а также росте национально-смешанных браков. В ходе экспедиции произведён опрос чаморро по 0,5%-ной выборке, проинтервьюировано свыше 300 чел. Было отобрано 5 населённых пунктов различного национального состава, в совокупности соответствующих характеру расселения чаморро по острову. Выявлен идущий полным ходом процесс языковой ассимиляции: коренные жители массово общаются на английском. Среди детей почти не осталось тех, кто хотя бы немного владеет родным языком. Смешанный характер расселения привёл к активизации контактов чаморро с окружающим населением в сфере брака, в настоящее время каждая четвёртая семья аборигенов смешанная. Среди брачных партнёров чаморро представлены все основные этнические группы острова, чаще всего филиппинцы, а также американцы, корейцы, китайцы, народы Микронезии (чуук, тувалу) и др. Рост числа таких браков в ближайшее время может привести к полному прорыву эндогамии. Дети из смешанных семей в большинстве случаев позиционируют себя как чаморро. Смешение в браках ведёт к существенному изменению антропологического типа чаморро, возрастает метисация: практически все дети являются метисами. Однако, несмотря на активно идущие метисацию и языковую ассимиляцию, чаморро стойко сохраняют свою численность и этническое самосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic processes of the Chamorro people in Guam

In July 2016, the expedition was carried out to study modern ethnic processes of the indigenous people of Guam the Chamorro. The Chamorro people wereunderthe influence of the colonial states for a long time: by Spain in the eighteenth and nineteenth centuries, by the US from the beginning of the twentieth century. Over the past fifty years, the ethnic composition of the population of the island became more complex; in addition to Americans, thelarge groups of people appeared from the Philippines and Micronesia, Asian people Japanese, Chinese,Koreans, and others. As a result, the proportion of indigenous people became less by fifty percent. It activated ethnic processes which appear vividly in the language as well as in the growth of mixed marriages. During the expedition, a survey of the Chamorro people was carried out with the sampling of 0.5%; more than 300 people were interviewed. Five communities of various national compositions were chosen which corresponded to the type of settlement of the Chamorro people on the island. The high-speed process of language assimilation is revealed: native inhabitants speak English much. There are almost no children who can speak their mother tongue. A mixed nature of the settlement led to intensification of contacts of the Chamorro people with foreign population inmarriage;nowadays, every fourth family is mixed. There are all main ethnic groups of the island among the spouses of the Chamorro people: mostly the Filipinos, also Americans, Koreans, Chinese, people of Micronesia (Chuuk, Tuvalu), etc. The growing number of such marriages can soon lead to a complete breakthrough of endogamy. Children from mixed families identify themselves mostly as the Chamorro. Mixing marriages lead to a significant change of the anthropological type of the Chamorro. Miscegenation increases: almost all children become mestizo. But despite active miscegenation and language assimilation, the Chamorro people preserve their number and ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Этнические процессы у чаморро Гуама»

ЭТНОГРАФИЯ

УДК: 17.018.22

Этнические процессы у чаморро Гуама

Виктор Павлович Кривоногов,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Гуманитарного института Сибирского федерального университета, Красноярск. E-mail: victor950@yandex.ru

В июле 2016 г. была осуществлена экспедиция по изучению современных этнических процессов у коренных жителей о. Гуам — чаморро. В течение длительного времени чаморро подвергались воздействию со стороны ко -лониальных государств, в XVII—XIX вв. — Испании, с начала XX в. — США. Последние 50 лет национальный состав острова усложнился, кроме аме -риканцев появились многочисленные группы из Филиппин и Микронезии, представители Азии — японцы, китайцы, корейцы и др., в результате доля коренных народов стала меньше 50%. Это активизировало этнические про -цессы, наиболее ярко проявляющиеся в языке, а также росте национально смешанных браков.

В ходе экспедиции произведён опрос чаморро по 0,5% - ной выборке, проин -тервьюировано свыше 300 чел. Было отобрано 5 населённых пунктов раз -личного национального состава, в совокупности соответствующих характе ру расселения чаморро по острову. Выявлен идущий полным ходом процесс языковой ассимиляции: коренные жители массово общаются на английском. Среди детей почти не осталось тех, кто хотя бы немного владеет родным языком. Смешанный характер расселения привёл к активизации контактов чаморро с окружающим населением в сфере брака, в настоящее время ка -ждая четвёртая семья аборигенов — смешанная. Среди брачных партнёров чаморро представлены все основные этнические группы острова, чаще все -го — филиппинцы, а также американцы, корейцы, китайцы, народы Микро незии (чуук, тувалу) и др. Рост числа таких браков в ближайшее время может привести к полному прорыву эндогамии. Дети из смешанных семей в боль -шинстве случаев позиционируют себя как чаморро. Смешение в браках ведёт к существенному изменению антропологического типа чаморро, возрас тает метисация: практически все дети являются метисами. Однако, несмотря на активно идущие метисацию и языковую ассимиляцию, чаморро стойко сохраняют свою численность и этническое самосознание. Ключевые слова: гуамцы, чаморро, этнические процессы, национально -смешанные браки, метисация, языковая ассимиляция, двуязычие, этничес кое самосознание.

Ethnic processes of the Chamorro people in Guam.

Viktor Krivonogov, Institute of Humanities, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: victor950@yandex.ru.

In July 2016, the expedition was carried out to study modern ethnic processes of the indigenous people of Guam — the Chamorro. The Chamorro people were -underthe influence of the colonial states for a long time: by Spain in the eigh -teenth and nineteenth centuries, by the US from the beginning of the twentieth century. Over the past fifty years, the ethnic composition of the population of the island became more complex; in addition to Americans, thelarge groups of people appeared from the Philippines and Micronesia, Asian people — Japa -nese, Chinese,Koreans, and others. As a result, the proportion of indigenous people became less by fifty percent. It activated ethnic processes which appear vividly in the language as well as in the growth of mixed marriages. During the expedition, a survey of the Chamorro people was carried out with the sampling of 0.5%; more than 300 people were interviewed. Five communities of various national compositions were chosen which corresponded to the type of settlement of the Chamorro people on the island. The high speed process of language assimilation is revealed: native inhabitants speak English much. There are almost no children who can speak their mother tongue. A mixed nature of the settlement led to intensification of contacts of the Chamorro people with foreign population inmarriage;nowadays, every fourth family is mixed. There are all main ethnic groups of the island among the spouses of the Chamorro people: mostly the Filipinos, also Americans, Koreans, Chinese, people of Micronesia (Chuuk, Tuvalu), etc. The growing number of such marriages can soon lead to a complete breakthrough of endogamy. Children from mixed families identify themselves mostly as the Chamorro. Mixing marriages lead to a significant change of the anthropological type of the Chamorro. Miscegenation increases: almost all children become mestizo. But despite active miscegenation and language assimilation, the Chamorro people preserve their number and ethnic identity.

Keywords: Guamanians, Chamorro, ethnic processes, mixed marriages, misce -genation, linguistic assimilation, bilingualism, ethnic identity.

Гуамцами принято называть часть народа чаморро, проживающую на о. Гуам. Кроме этой территории, чаморро обитают на остальных Ма -рианских островах, входящих в более крупную общность — Микронезию. В настоящее время Гуам имеет своеобразный статус: официально именуется «неинкорпорированная организованная территория США».

Этническая история чаморро весьма замысловата. Они отличаются от остального населения этой части Океании (полинезийцев, меланезий -цев, микронезийцев) тем, что имеют большое сходство с филиппинца -ми, возможно, в древности чаморро прибыли с Филиппинского архи -пелага. Отмечено: чем ближе острова расположены к Азии, тем больше

их жители напоминают представителей азиатских народов, особенно фи -липпинцев [6, с. 161]. Сходство просматривается как в языке, так и в ан -тропологических особенностях. К моменту испанского завоевания насе -ление Гуама составляло, по разным подсчётам, 40—60 тыс. чел. [1].

Знакомство с европейцами, осваивающими акваторию Тихого океа -на, закончилось для чаморро трагически. Ф. Магеллан открыл о. Гуам в 1521 г. В 1565 г. архипелаг был объявлен собственностью испанской ко -роны, но лишь формально. Век спустя, в 1668 г., на Гуам под охраной сол -дат высадилась группа католических миссионеров. В 1670 г. вспыхнуло сопротивление колонизаторам, боевые действия велись 25 лет. Большин -ство местных жителей — чаморро — были истреблены [10, с. 34]. В 1695 г. выживших чаморро Северных Марианских островов переселили на обез людевший о. Гуам, ещё они остались только на о. Рота [1].

В результате жестокого истребления численность аборигенов значи тельно сократилась: к 1710 г. на Гуаме и о. Рота было лишь 3539 чел., при -чём только женщин и детей. Поэтому неудивительно, что зачинателями следующего поколения стали завоеватели испанцы, а также служившие на их кораблях моряками филиппинцы и мексиканцы [5, с. 85].

Гуам превратился в место временного отдыха и базу снабжения ис панских кораблей на длительном пути между Мексикой и Филиппинами. При подобном неблагоприятном стечении исторических обстоятельств у аборигенов было мало шансов уцелеть: их культура претерпела зна -чительную трансформацию, всех обратили в католичество. Тем не менее они выжили и оправились от потрясений, сохранив многое из своей преж ней культуры, например, язык и часть фольклора. Сильно метисирован ное население сберегло и самосознание, и этноним — они по прежнему назывались чаморро. Вероятно, это связано с тем, что отцы следующе -го поколения находились на острове непродолжительное время, бывали лишь проездом, следовательно, воспитание целиком ложилось на плечи матерей, что и позволило сохранить этничность, язык и часть культуры, несмотря на массовую метисацию. Однако свою религию — католиче -ство — завоевателям удалось навязать. После восстановления полового состава естественный прирост возобновился, постепенно чаморро вы шли из демографического кризиса; в последующем наблюдалось неко -торое увеличение населения, хотя шло оно крайне медленно. Так, если в 1849 г. на острове жило 7940 чел., то ко времени переписи 1901 г. — лишь 9676 чел. [1]. В дальнейшем смешение с испанцами продолжилось, однако уже не столь активно, т.к. испанское население Гуама было неве лико — только небольшой военный гарнизон. Из других миграций в ли -тературе упомянута немногочисленная группа филиппинцев, поселён ных на острове испанцами и впоследствии ассимилированных местными жителями [1].

В результате войны США и Испании в 1898 г. о. Гуам сменил хозяи -на: вместо испанского появился американский военный гарнизон [7; 8]. Для Вашингтона имело значение стратегическое положение острова

в этой части Тихого океана. Между тем численность чаморро на Гуаме продолжала возрастать и ко времени Второй мировой войны достигла 20 тыс. чел., при этом доля инонационального населения была невелика. Кроме американцев, можно упомянуть небольшие группы японцев, ки тайцев и др. Вторая мировая война тяжёлым катком прошлась по судь -бе гуамцев. В 1941 г. остров захватили японцы, установив на нём очень жёсткий режим. Борьба США за Гуам была сложной, кровавой, на него обрушились тысячи тонн бомб; в 1944 г. остров освободили. Японцы сражались упорно, из за этого боевые действия серьёзно сказались на ме стном населении. Перед началом активных военных операций половина из 20 тыс. чаморро находилась в столице — г. Аганья [1]. В ходе сражений город был разрушен, а аборигены вновь расселились по всему острову. Вернувшиеся американцы превратили Гуам в крупную военную базу, бое вые объекты в основном располагались в его северной части, поэтому ча -морро переселили в южную [5, с. 179].

Подавляющее большинство неаборигенного населения острова — временное. Так, согласно переписи 1960 г., из всех 32 282 неаборигенов лишь 5502 считались постоянными жителями. Среди прибывших наи -более близки к чаморро по культуре и языку филиппинцы. Следует от метить, что они не являются прямыми потомками выходцев с Филип пин, завезённых на Гуам в период испанского господства (те постепенно растворились среди местного населения), а представляют собой закон трактованных рабочих, для многих из которых остров лишь временное место жительства. Филиппинцы заняты, прежде всего, обслуживанием американских военно морских сооружений, на которых они трудятся по контракту. После окончания срока договора значительное число та -ких рабочих остаётся на Гуаме, некоторые из них занимаются мелким предпринимательством. Самая многочисленная группа пришлого насе ления — американцы — в ещё большей степени мобильна. Преимущест венно она состоит из военных (вместе с семьями), имеются также строи тельные рабочие и прочий гражданский персонал, занятый на возведении военных баз, чиновники, старшие служащие торговых предприятий и т.д. Из этой группы выделяется довольно существенное число американских негров, а также латинос — американцев латиноамериканского происхо ждения, прежде всего мексиканцев. Все прочие группы населения Гуама сравнительно невелики. На острове в 1960- е гг. было несколько сотен га -вайцев, фиксировалось ещё менее значительное число китайцев, япон цев, корейцев, выходцев из различных стран Европы. Общая численность жителей острова выросла к 1972 г. до 90 тыс. чел. [2, с. 478], к 1980 г. — до 106 тыс., из них чаморро составили 60 тыс., или 56,5% [3, с. 384], к 1987 г. — до 125 тыс. [4, с. 465]. Второй по численности группой явля -лись американцы: к 1980 г. их было 30 тыс., в 1987 — 35 тыс. (28,0%). По -степенно увеличивалось количество филиппинцев, привлекаемых на ра боту, преимущественно — временно, по контрактам: в 1987 г. — 12 тыс., т.е. чуть меньше 10% населения острова, в дальнейшем их стало гораздо

больше. Впоследствии наметился приток мигрантов с других островов Микронезии, самая крупная этническая группа среди них — чуук (рань -ше писали «трук»).

К настоящему времени (2010 г., данные переписи) доля пришлого на -селения ещё больше возросла, а доля чаморро снизилась до 37,3% (табл. 1).

Таблица 1

Национальный состав о. Гуам в 2010 г.

Национальности и национальные группы Тыс. чел. %

Чаморро 59,4 37,3

Чуук 11,2 7,1

Др. микронезийцы и полинезийцы 8,0 5,0

Филиппинцы 41,9 26,3

Др. азиаты (японцы, корейцы, китайцы и др.) 9,4 5,9

Американцы 14,1 8,8

Проч. и смешанные 15,4 9,6

Итого 159,4 100,0

Примечание: таблицы 1—4 составлены по материалам переписи населения 2010 г. [8].

Первоначально мигранты направлялись на север острова и привлека -лись к обслуживанию военных баз. Позже пришлое население появилось в центральной части, небольшое количество — в южной. Часть приехав -шей извне рабочей силы по - прежнему находится на Гуаме временно, трудится по контрактам. Данные переписи 2010 г. [8] позволяют выяснить, сколько процентов пришлого населения родились на острове, а сколько — на своей исторической родине. В этом списке нет американцев: т.к. терри -тория принадлежит США, они не считаются пришлым населением. Всего число родившихся в других странах составляет 50,1 тыс. чел., или 31,4% к общему населению Гуама. Уроженцев Филиппин среди филиппинцев оказалось 69,2%, вне острова среди микронезийцев родились 93,9%, ки -тайцев — 90,1%, японцев — 87,9%, корейцев —78,2% и т.д. Данные показа -тели у американцев, может быть, ещё выше, однако информации об этом в переписи нет по вышеназванной причине. Некоторая часть филиппин -цев и прибывающих микронезийцев оседала на Гуаме и переходила в раз ряд постоянного населения.

Все 19 муниципалитетов острова принято делить на 3 округа. В се верном главным образом расположены американские военные объек -ты, проживает основная часть военнослужащих и членов их семей, боль шинство пришлой рабочей силы. Относящийся к округу муниципалитет Тамунинг — средоточие туризма, где находятся лучшие пляжи острова и почти все отели. Чаморро здесь составляют меньшинство. Центр — так -же частично район туризма, там живёт некоторое количество пришлого

населения (значительно меньшее, чем на севере), доля чаморро — 50%. В южном округе доминируют коренные жители, экономика развита сла бо, преобладает сельское хозяйство.

Основные изменения в расселении разных национальностей по ост рову за последние десятилетия заключаются в том, что чаморро стали мигрировать в центральный и северный округа и сейчас фактически про живают преимущественно там. Последняя перепись зафиксировала на се вере 20,3 тыс. чаморро (34,2% от их общего числа), в центральном рай -оне — 24,1 тыс. (40,6%), на юге же осталось лишь 15,0 тыс. чел. (25,2%). Но доля чаморро в населении каждого из трёх районов разная: в север ном — всего 23,9%, в центральном — 49,5%, в южном — 58,8%. Связано это с неравномерным расселением пришлого населения: большая часть фи -липпинцев, микронезийцев, китайцев, корейцев и т.д. проживает именно на севере. Национальный состав каждого из трёх основных районов остро ва — северного, центрального и южного — продемонстрирован в табл. 2.

Таблица 2

Национальный состав основных регионов о. Гуам

Национальности и национальные группы Север Центр Юг

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

Чаморро 20,3 23,9 24,1 49,5 15,0 58,8

Др. микронезийцы и полинезийцы 11,5 13,5 6,2 12,8 1,4 5,7

Филиппинцы 31,7 37,2 7,5 15,4 2,8 10,9

Др. азиаты (японцы, корейцы, китайцы и др.) 6,8 8,0 2,2 4,5 0,4 1,7

Американцы 7,2 8,4 3,5 7,2 3,4 13,4

Проч. и смешанные 7,7 9,0 5,2 10,7 2,4 9,5

Итого 85,2 100,0 48,8 100,0 25,4 100,0

При проведении своего исследования автор, учитывая общую числен ность гуамцев (59 тыс. чел.), решил осуществить опрос методом стандар -тизированного интервью по 0,5% - ной выборке, т.е. отобрать 300 респон -дентов, принимая во внимание их половозрастной состав. План выполнен, обработано 305 опросных листов. Хотя в статье большое внимание уделе -но итогам переписи 2010 г., основной акцент сделан на результатах, полу -ченных в ходе массового опроса. Автора интересуют языковые процессы, межнациональные контакты чаморро в сфере брака, а также метисация, изменения антропологического облика этноса. Последняя проблема ре шалась не столько антропологическими методами, сколько путём выяс нения национальности ближайших предков интервьюированных, т.е. за писи их генеалогий.

Национальный состав населения — важнейший фактор этнических про -цессов, значительно влияющий на их характер. Для репрезентативности

выборки особенно важен национальный состав каждого конкретного на -селённого пункта. Автору удалось найти сведения о национальном соста -ве каждого из 57 населённых пунктов по данным последней переписи на -селения. Оказалось, что подавляющее большинство чаморро проживает в смешанных посёлках (табл. 3).

Таблица 3

Распределение чаморро по населённым пунктам разного национального состава (в %)

Доля чаморро в населённом пункте (%)

До 25 25-50 50-75 Свыше 75

Доля от общей численности чаморро 16,4 39,9 38,2 5,5

Однонациональных сёл, где чаморро было бы больше 90%, нет вооб -ще. Лишь в трёх доля данного этноса несколько превышает 75%, одна -ко там проживает малое количество чаморро (5,5%). Остальные смешан -ные посёлки по составу населения можно разделить на 3 группы: доля чаморро превышает половину (около 60—70%); чаморро в меньшинстве (25—40%); меньшинство чаморро значительно (до 25%). С учётом тако -го расселения этноса при расчёте выборки было выделено 5 населённых пунктов с подходящим национальным составом: посёлки Чалан Паго, Ор -дот, Адакао, городки Дедедо и Тамунинг. Количество опрошенных напря -мую зависело от характера расселения: там, где чаморро составили менее четверти жителей (Тамунинг), собрано 26 анкет (8,5% всех опрошенных); где чаморро — примерно треть населения (25—50%) — 131 анкета (43,0% опрошенных); где чаморро преобладают — 148 анкет (48,5% опрошен -ных). Такое соотношение опрошенных по посёлкам разного типа близ ко реальному расселению чаморро, показанному в табл. 3. Националь -ный состав пяти отобранных населённых пунктов представлен в табл. 4.

В опросный лист, заполняемый методом стандартизированного интер -вью, были включены вопросы, помогающие выявить основные этничес кие параметры населения (языковые процессы, межэтнические контакты и др.). На взрослых опросный лист составлялся при непосредственной бе седе, на детей — со слов родителей.

По половому и возрастному составу выборка соответствует генераль ной совокупности. Мужчины — 51,8%, женщины — 48,2%. Возрастной и половой состав опрошенных показан в табл. 5.

Ещё одной задачей исследования было прояснение ситуации с новой этнической группой, появившейся в материалах последних переписей. Имеется в виду строка «two or more ethnic origins or races». Очевидно, та -ким образом обозначены выходцы из национально смешанных семей, т.е. те, чьи родители имеют разные национальности. Всего по данным послед ней переписи таковых числится 14 929 чел., при этом отмечено, что у 9717 из них в родословной указаны чаморро. Среди прочих ставилась задача

Таблица 4

Национальный состав посёлков в выборке

Национальности Ордот Чалан Паго Адакао Дедедо Тамунинг

Кол - во, чел. И Кол - во, чел. И Кол - во, чел. И Кол - во, чел. И Кол - во, чел. И

Чаморро 1752 54,0 2170 60,7 1239 29,6 1903 29,8 685 18,1

Чуук 159 4,9 119 3,3 188 4,5 589 9,2 321 8,5

Др. океанийцы 162 5,0 92 2,6 255 6,1 380 6,0 339 8,9

Филиппинцы 522 16,1 348 9,7 1653 39,5 2619 41,0 701 18,5

Корейцы 37 1,1 49 1,4 26 0,6 42 0,7 426 11,2

Китайцы 32 1,0 22 0,6 42 1,0 64 1,0 227 6,0

Японцы 17 0,5 34 1,0 87 2,1 45 0,7 175 4,6

Др. азиаты 24 0,7 10 0,3 31 0,7 20 0,3 55 1,4

Американцы 212 6,5 298 8,3 228 5,5 112 1,8 389 10,3

Две и более нации 318 9,8 386 10,8 431 10,3 610 9,6 438 11,5

Другие 9 0,3 7 0,2 4 0,1 2 0,0 38 1,0

Итого 3244 100,0 3578 100,0 4184 100,0 6386 100,0 3794 100,0

Таблица 5 выяснить, к какой нацио -

Половозрастной состав опрошенных чаморро нальности родители в сме -(по данным опроса, чел.) шанных семьях относят сво -

их детей, ведь часть из этих 9,7 тыс. метисов может по -полнить общую численность изучаемого народа. Пред -стояло обнаружить, каким будет размер этой части.

Ещё в 1970- х гг. учёные отметили полное владе -ние чаморро родным язы ком, хотя бы на разговорном уровне [1]. Главными про -блемами тогда были отсут -ствие преподавания языка в школах, неразвитость пись менности и собственных печатных изданий (обучение детей осуществля -лось исключительно на английском). Однако в последующие десятилетия ситуация с языком стала стремительно меняться. Развернулась ассимиля -ция, и даже начало преподавания языка чаморро в школах явно запоздало и уже не могло остановить этот процесс. Опросный лист включал несколько вопросов, касающихся основных языков острова — чаморро и английско -го. Заранее было известно, что языковая ассимиляция идёт полным ходом,

Возраст Мужчины Женщины

80 и старше 2 1

70—79 3 3

60—69 9 9

50—59 13 17

40—49 19 20

30—39 19 18

20—29 21 21

10—19 34 27

0—9 38 31

т.к. статистика свидетельствовала: количество владеющих языком чамор -ро явно меньше числа представителей этноса. Всего, по данным перепи -си 2010 г., говорят на английском 43,6% жителей острова (63 238 чел.), на языке чаморро — 17,8% (25 827 чел.), на филиппинских языках — 21,2% (30 720 чел.), на языках Океании — 10,0% (14 441 чел.), на азиатских язы -ках — 6,3% (9192 чел.), на других языках — 1,1% (1651 чел.) [8]. Таким об -разом, на 59,4 тыс. чаморро, проживающих на Гуаме, на родном языке го -ворит всего 25,8 тыс., т.е. менее половины (примерно 43%).

Чтобы продемонстрировать происходящие изменения более объём -но, в опросном листе также делался акцент на детальной разработке язы -ковых показателей. Сначала выяснялось, какой язык являлся для жите -лей коренной национальности первым в детстве. Взрослые говорили сами за себя, а о языке детей — их родители.

Оказалось, что первым назвали язык чаморро только 18,0% опрошен ных, 9,5% начали разговаривать в детстве на обоих языках, для остальных 72,5% первым оказался английский. Приоритет именно этого языка про -является достаточно явно. Динамика процесса обнаруживается в распре -делении языковых показателей по возрастным группам (табл. 6):

Таблица 6

Первый язык в разных возрастных группах чаморро (данные опроса, в %)

Возраст Первый язык

Чаморро Чаморро и английский Английский

70 и старше 100,0 — —

60—69 44,4 38,9 16,7

50—59 46,7 13,3 40,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40—49 20,5 12,8 66,7

30—39 21,6 10,8 67,6

20—29 7,1 7,2 85,7

10—19 4,9 4,9 90,2

0—9 2,9 4,3 92,8

Второй показатель, выявляемый в исследовании, — степень владе -ния языком чаморро (спрашивать про английский не было смысла — его знают практически все). Выяснилось: свободно владеют родным языком 27,9%; владеют, но хуже, не свободно, или только понимают — 42,9%; со -всем не владеют и не понимают — 29,2% (табл. 7).

Те, для кого язык чаморро первый (или первый наравне с английским), преимущественно сохраняют свободное владением им и далее (76,2%). Некоторые не сохраняют родной язык под влиянием внешней среды, 20,2% — владеют им уже не в полной мере, а 3,6% совсем забыли. И на -оборот, англоязычные от рождения чаморро осваивают язык своего эт носа позже, причём 9,5% — свободно, 51,6% — частично, а 38,9% — знают только английский.

Таблица 7

Степень владения языком чаморро в разных возрастных группах (по данным опроса, в %)

Возраст Степень владения языком чаморро

Владеют свободно Владеют частично Не владеют

70 и старше 100.0 - -

60-69 83,3 16,7 -

50-59 63,3 36,7 -

40-49 38,5 61,5 -

30-39 29,7 56,8 13,5

20-29 7,2 69,0 23,8

10-19 11,5 34,4 54,1

0-9 8,7 31,9 59,4

Если сравнивать степень владения английским и языком чаморро, то выясняется: лишь 1,3% лучше знает язык чаморро, 19,7% владеют обо -ими языками одинаково, а большинство, 79,0%, отдаёт предпочтение анг -лийскому. По возрастным группам эти показатели распределяются сле -дующим образом (табл. 8):

Таблица 8

Сравнительная степень владения чаморро основными языками (по данным опроса, в %)

Возраст Сравнительная степень владения двумя языками

Лучше владеют языком чаморро Владеют двумя языками одинаково Лучше владеют английским языком

60 и старше 11,1 74,1 14,8

50-59 3,3 50,0 46,7

40-49 - 25,6 74,4

30-39 - 21,6 78,4

20-29 - 2,4 97,6

10-19 - 4,9 95,1

0-9 - 4,3 95,7

Из тех, для кого язык чаморро являлся первым, к настоящему времени лишь 7,3% знают его лучше, чем английский, 69,1% владеют обоими языка -ми одинаково, для 23,6% в приоритете английский. Среди тех, для кого пер -выми были оба языка, 58,6% владеют ими одинаково, а 41,4% лучше зна -ют английский. 97,7% тех, кто первым выучил английский, знают его лучше, а оставшиеся 2,3% ответили, что владеют обоими языками одинаково.

При сравнении языковых показателей по отдельным местам житель -ства наметились различия между двумя группами: расположенными юж -нее посёлками Ордот и Чалан Паго, с одной стороны, и находящимися

к северу от них Адакао, Дедедо и Тамунинг — с другой. Это связано с на -циональным составом населённых пунктов — чем севернее, тем ниже до ля чаморро, — в южных представителей данного этноса больше половины, в северных — всего треть или меньше. Следовательно, имеет смысл срав -нение показателей по языку в двух выделенных группах.

В южных посёлках язык чаморро оказался первым у 21,0% опрошен -ных, оба языка — у 10,8%, английский — у 68,2%. На севере преобладание английского ещё более заметно: первым был язык чаморро для 15,3%, оба языка — для 8,3%, английский — для 76,4%. Показатели различаются не принципиально, они не диаметрально противоположны, однако вполне определённы.

Данная разница заметна также по другим языковым показателям. По сте пени владения языком чаморро она проявляется следующими цифрами: на юге им свободно владеют 33,8%, на севере — 22,3%, совсем его не знают 16,2% на юге и 41,4% на севере.

На юге лучше владеют языком чаморро 2,0%, одинаково им и англий -ским — 26,4%, на севере — 0,6% и 13,4% соответственно, но во всех иссле -дуемых местностях английский явно преобладает.

При существенной разнице в национальном составе посёлков мож -но было бы ожидать большей дифференциации в языковых показате лях, но этого не наблюдается. Видимо, дело в том, что в обеих группах лишь некоторые жители селений являются их коренными уроженца ми, подавляющее же большинство взрослых прибыли из расположен ных южнее посёлков Гуама. На юге доля приезжих среди взрослых ока залась 69,7% опрошенных, а на севере — 88,2%. Эти цифры показывают общее направление миграций чаморро — с юга на север, — и эти недав ние миграции «смазывают» и сближают языковые показатели. Для про -явления большей разницы в языковой компетенции требуется смена хо тя бы 1 — 2 поколений.

Ещё одним важным показателем, характеризующим этнические про цессы, особенно в национально смешанной среде, являются межнацио нальные браки.

В нашей выборке оказалась 61 однонациональная семья и 20 смешан -ных, т.е. 24,7% (в южных посёлках — 19,5%, в северных — 30,0%).

Однонациональных супружеских пар оказалось 53 (не все семьи име ют в своём составе супружеские пары). В 5 семьях муж — чаморро (8,6%), жена иной национальности; в 11 — жена — чаморро, муж иной националь -ности (17,2%) (табл. 9).

Несмотря на влияние межнациональных браков на этнические про цессы в плане сближения чаморро с другими народами острова, можно сделать вывод, что полного прорыва эндогамии пока удалось избежать. Видимо, это связано с тем, что современный национальный состав сло -жился сравнительно недавно, ещё 50—70 лет назад он являлся менее сме -шанным, подавляющее большинство чаморро обитало в однонациональ ных посёлках. Кстати, в реальности смешанных семей у чаморро больше,

Таблица 9

Национальный состав супружеских пар чаморро (по данным опроса, чел.)

Национальность Мужья Жёны

Чаморро 53 53

Палау — 1

Китайцы 1 1

Корейцы 1 —

Мексиканцы — 2

Американцы — 3

Филиппинцы 2 3

Чуук 1 1

может быть, даже не четверть, а треть, однако надо иметь в виду: в слу чае брачных союзов между временно находящимися на острове амери канцами, филиппинцами и др. национальностями и местными девушками далеко не всегда семьи остаются на постоянное жительство на Гуаме — нередко муж увозит жену на свою родину, а значит, такие семьи «выпа -дают» из местной статистики. Тем не менее рост абсолютного и относи -тельного числа смешанных браков на острове налицо, и усложнившийся национальный состав населения, несомненно, будет ему только благопри ятствовать. Можно прогнозировать, что в ближайшие десятилетия число и доля смешанных браков возрастут и достигнут 50% среди всех семей чаморро, т.е. произойдёт прорыв эндогамии.

Запись генеалогий чаморро показала: у большинства опрошенных — у 217 (71,1%) из 305 — среди ближайших предков (до 3—4 поколения) есть представители иных национальностей: в группе южных посёлков — у 62,2%, северных — у 79,6%.

Большая доля метисов среди чаморро при сравнительно небольшой доле национально смешанных семей, во первых, связана с тем, что межэт нические контакты продолжаются уже в течение нескольких поколений и даже столетий, а во вторых, с тем, что, по данным нашего опроса, по давляюще число детей из смешанных семей относится родителями к ча морро. Лишь 10% родившихся в таких семьях причисляют себя к нацио -нальности второго из родителей.

Распределение доли метисов по возрастным группам показывает на -растание метисации от поколения к поколению, среди детей их уже поч ти 90% (табл. 10).

Несмотря на небольшую выборку, в родословных опрошенных мы об наружили 39 вариантов разных национальностей (табл. 11). Сложно да -же представить, сколько же вариантов должно быть среди всех чаморро.

Всего в нашей выборке имеют в своих родословных филиппинцев 98 опрошенных (32,1%), испанцев — 49 (16,1%), японцев — 47 (15,4%),

Таблица 10

Доля метисов среди чаморро разных возрастных групп (по данным опроса, в %)

Возраст % метисов

70 и старше 22,2

60-69 61,1

50-59 37,5

40-49 56,4

30-39 62,2

20-29 71,4

10-19 85,2

0-9 89,9

Таблица 11

Национальный состав ближайших предков чаморро (по данным опроса)

Национальность предков Чел. Национальность предков Чел.

Чаморро (ч) 88 Ч - фил-нем 3

Ч - филиппинцы (фил) 49 Ч - кит-исп 3

Ч-чуук 4 Ч - малайцы - исп 1

Ч - Палау 16 Ч-исп-итал 5

Ч - гавайцы (гавай) 2 Ч-яп-амер 3

Ч - индейцы (инд) 2 Ч - яп-исп 2

Ч - мексиканцы (мекс) 1 Ч-яп-порт 6

Ч - японцы (яп) 16 Ч - венгры - нем 1

Ч - китайцы (кит) 8 Ч - мекс - инд 1

Ч - корейцы (кор) 8 Ч - фил - кит - палау 1

Ч - испанцы (исп) 16 Ч - фил - яп - инд 3

Ч - американцы (амер) 4 Ч - фил - мекс - инд 1

Ч - немцы (нем) 13 Ч - исп-амер-нем 5

Ч - итальянцы (итал) 1 Ч - исп - венгры - нем 2

Ч - португальцы (порт) 1 Ч - фил - кит - палау - исп 1

Ч - фил - палау 5 Ч - фил - яп - кит - полинез 1

Ч - фил - чуук 1 Ч - амер - кит - нем - гавай 1

Ч - фил- яп 9 Ч - фил - яп - исп 7

Ч - фил - амер 2 Ч - фил - мекс - амер - кит - нем - гавай 5

Ч - фил-исп 7

микронезийцев и др. океанийцев — 37 (12,1%), немцев — 30 (9,8%), аме -риканцев — 20 (6,6%), китайцев — 20 (6,6%), корейцев — 8 (2,6%).

То, что в родословных чаморро много испанцев, филиппинцев, мик -ронезийцев, легко объясняется историей и этническим составом населе -ния острова. Но возникает сразу два вопроса: почему так редко встреча -ются американцы и слишком часто — японцы и немцы?

Выяснилось: японский и немецкий компонент занесли на Гуам мигран -ты - чаморро с соседних Северных Марианских островов. До Первой ми -ровой войны эта территория принадлежала Германии, а между двумя мировыми войнами — Японии. И смешение колонизаторов с абориге -нами, видимо, было весьма интенсивным. Миграции с Северных Мари анских островов на юг, на Гуам, объясняются более высоким уровнем жизни и большим количеством рабочих мест на этом острове. Что ка -сается малого числа американцев, то можно предположить: в прошлом, до Второй мировой войны, их на Гуаме пребывало относительно немно го, а главное — американцы и чаморро были «разведены» и территориаль но, и по своим занятиям. Граждане США сосредотачивались близ военных объектов и занимались своими делами, а чаморро проживали по всему острову и выполняли сельскохозяйственные работы. В сложившейся си туации контакты были весьма ограниченными. Такое территориальное разделение сохраняется и сейчас. Но появились ещё две причины, объ -ясняющие ограничение контактов с американцами на Гуаме. Во первых, распространились современные средства контрацепции, которые позво ляют оставить без последствий случайные и внебрачные связи (в отли чие от испанского периода). Во вторых, по мнению наших информаторов, в случае браков между американскими военнослужащими и местными девушками, большинство молодых семей отправляются на родину мужа, в США, и лишь немногие остаются на острове.

Чаморро имеют разную долю инонационального компонента в сво их родословных, у кого то другой национальности был один из роди телей, у кого то — только бабушка или дедушка, у некоторых — кто ни будь один из прадедушек или прабабушек. Не имеют инонационального компонента в своих родословных 88 чел. из всех опрошенных (28,8%), 1/8 или менее инонационального компонента у 58 чел. (19,9%), 1/4 ком -понента у 60 чел. (19,7%), 1/2 у 81 чел. (26,6%), более 1/2 компонента у 18 чел. (5,9%). Распределение этих показателей по возрастным группам указывает на динамику: в младших группах нарастает инонациональный компонент в родословных, т.е. метисация увеличивается (табл. 12).

Между чистокровными чаморро и метисами есть некоторые различия в этнических характеристиках, в частности, метисы слабее владеют язы ком чаморро. 28,4% чистокровных чаморро назвали первым язык своей национальности, два языка — 13,6%, английский — 58,0%. У метисов 13,8% назвали первым язык своей национальности, оба языка — 7,8%, англий -ский — 78,4%. Владеют английским лучше, чем языком чаморро 68,2% чистокровных чаморро и 82,0% метисов.

Таблица 12

Соотношение метисов с разной долей инонационального компонента в разных возрастных группах чаморро (данные опроса, в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возраст Доля инонационального компонента в родословной чаморро

Нет 1/8 компонента и менее 1/4 компонента 1/2 компонента Более 1/2 компонента

70 и стар. 77,8 — — 22,2 —

60—69 38,9 11,1 5,6 38,9 5,5

50—59 50,0 13,3 6,7 26,7 3,3

40—49 43,6 12,8 23,1 17,9 2,6

30—39 37,9 10,8 16,2 29,7 5,4

20—29 28,6 14,3 23,8 28,6 4,7

10—19 14,8 27,9 27,8 21,3 8,2

0—9 10,2 29,0 21,7 30,4 8,7

Что касается влияния смешанных браков на изменение антропологи -ческого типа чаморро, то здесь сыграли главную роль контакты не с сосед -ними (азиатскими и океанийскими), а с европейскими, точнее европеоид -ными, народами, поэтому имеет смысл показать интенсивность смешения с ними отдельно. Мы выделили метисов, имеющих в своих родословных представителей европеоидных народов (испанцев, американцев, немцев и др.). Оказалось, что у 6,9% половина европеоидного компонента, ещё у стольких же — 1/4, у 15,1% — 1/8 и менее, т.е. та или иная доля европе -оидного компонента есть у 28,9% чаморро.

Обратимся к новой этнической группе, появившейся на острове впер вые в результатах последней переписи, т.е. к тем самым загадочным «two or more ethnic origins or races». Как выяснилось, никакой особой груп -пы смешанного населения с двойным самосознанием на Гуаме не суще -ствует. Просто работники переписи в 2010 г. впервые всех детей в семь -ях, где родители принадлежат к разным национальностям, автоматически отнесли к этой группе. Мы при опросе применили иной принцип: в сме -шанных семьях родителей спрашивали о национальности их детей. Боль -шинство называли ту или иную национальность, затруднялись лишь неко торые, однако и они, подумав, определяли, к какому народу принадлежат их дети. В смешанных семьях, как отмечено выше, подавляющее большин -ство детей (90%) родители отнесли к чаморро. А это значит, что, говоря о численности чаморро и их доле в населении Гуама, мы вправе прибавить к известной цифре — 59,4 тыс. — ещё 8,7 тыс. (90% от 9,7 тыс. = 8,7 тыс.) и получить в итоге 68,1 тыс. — 42,7% общей численности населения остро -ва. Говоря о национальном составе, имеет смысл добавить: межэтническое взаимодействие чаморро активнее идёт с теми народами, которые осели на Гуаме. Контакты с временно пребывающими филиппинцами, амери канцами и др. ограниченны как сроками, так и раздельным проживанием. И если исключить временно проживающих, то этнический состав острова

будет несколько иным, а доля коренной национальности станет намного выше: достигнет 50% от всего населения, возможно, приблизится к 66%. Сложившееся положение несколько ослабляет инонациональное влияние на чаморро, способствует сохранению их этнических особенностей. Ослаб -ляется внешнее влияние также тем, что чаморро контактируют не с од ним преобладающим по численности народом, а с несколькими этничес кими группами, членов каждой из которых явно меньше, чем коренных жителей. По количеству людей с чаморро сопоставимы лишь филиппинцы, но и они существенно уступают, особенно если исключить временно про живающих гастарбайтеров. Остальные этнические группы (американцы, японцы, китайцы, корейцы, чуук и др.) намного малочисленнее филиппин цев и несопоставимы с чаморро. Однако эта мозаичность национального состава не предотвращает, а скорее активизирует языковую ассимиляцию, т.к. возникает острая необходимость в языке межнационального общения. А им в данной ситуации может быть только английский.

Таким образом, приходим к следующим выводам. В прошлые столе тия чаморро подверглись значительному культурному и иному влиянию господствующих над Гуамом испанцев и сменивших их американцев. Од нако численность инонационального населения была на острове невели ка. Всё стало меняться в последние полвека: хлынул поток мигрантов — филиппинцев, микронезийцев, выходцев из различных азиатских стран. Большинство прибывало на временную работу, но определённая часть оставалась на постоянное жительство, в результате национальный состав Гуама стал пёстрым. Из однонациональных посёлков чаморро перемести лись в смешанные, и сейчас почти все живут в смешанной среде. Это при -вело к резкой активизации этноязыковых процессов, началась языковая ассимиляция, дети почти не знают родного языка, этнос стал англоязыч ным. Не спасают положение и введение в программы школ языка чамор ро, и признание его государственным наряду с английским. Параллель -но с изменением национального состава стало расти число смешанных браков, которое уже составляет 1/4 всех браков чаморро. При таких тен денциях в ближайшее время должен произойти прорыв эндогамии, когда смешанные семьи составят 50%. Этнорасовое смешение чаморро с испан цами и др. этническими группами наблюдалось и в предшествующие века, однако сейчас этот процесс ещё больше ускорился, в результате у боль шинства чаморро смешанное происхождение, а среди их детей доля мети сов приблизилась к 100%. Особенность метисации чаморро в том, что они смешиваются не с какой то одной этнической группой, а одновременно с несколькими — американцами, филиппинцами, китайцами, корейца -ми, микронезийцами, а в прошлом смешение шло и с испанцами, немца ми, японцами и др. Метисация ещё больше активизирует межэтнические контакты, т.к. метисы имеют ослабленные этнические свойства народа чаморро. Однако, несмотря на такие интенсивные процессы взаимодей ствия, чаморро стойко сохраняют этническое самосознание, смешан ное население в большинстве вливается в коренной этнос, обеспечивая

стабильность его численности. Устойчивости самосознания чаморро спо -собствует чувство принадлежности к этой земле, стране, в то время как среди других народов высока доля проживающих на острове времен -но. Кроме того, ни одна из пришлых этнических групп по численности не сравнялась с чаморро, остающимися самым крупным этническим ком понентом населения Гуама, что также пока замедляет ассимиляционные процессы. Но если в плане этнического самосознания чаморро неплохо сохраняются, то в сфере языка ассимиляционные процессы налицо, ви -димо, в ближайшие десятилетия этнос станет полностью англоязычным.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Гуам // ENC.SCI - LIB.COM: Энциклопедия Научной Библиотеки. URL: http://enc. sci - lib.com/article0000814.html (дата обращения: 02.11.2016).

2. Народонаселение стран мира / под ред. Б.Ц. Урланиса. М., 1974. 480 с.

3. Народонаселение стран мира. М., 1984. 448 с.

4. Население мира: Демографический справочник. М., 1989. 478 с.

5. Пучков П.И. Этническая ситуация в Океании. М.,1983. 250 с.

6. Рубцов Б.Б. Океания. М.,1991. 176 с.

7. Carano P., Sanchez P.C. A Complete History of Guam. Rutland, Tokyo, 1964. 452 p.

8. Census of Population and Housing, Ethnic Origin and Race, Table Gu8. Guam Demographic Profile Summary File: Technical Documentation U.S. Census Bureau, 2014 // CENSUS.GOV: официальный правительственный ресурс демографических сведений США. URL: https://www.census.gov/prod/cen2010/dos/dpsfgu.pdf (дата обращения: 10.10.2016).

9. Cox L.M. The Island of Guam. Washington, 1926. 126 p. 10. Thompson L. Guam and Its People. Princeton, 1947. 367 p.

REFERENCES

1. Guam [Guam]. Available at: http://enc.sci - lib.com/article0000814.html (accessed: 02.11.2016). (In Russ.)

2. Narodonaselenie stran mira [World population]. Moscow, Nauka Publ., 1974, 480 p. (In Russ.)

3. Narodonaselenie stran mira [World population]. Moscow, Nauka Publ., 1984, 448 p. (In Russ.)

4. Naselenie mira: demograficheskij spravochnik [World population: demographic data directory]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 478 p. (In Russ.)

5. Puchkov P.I. Jetnicheskaja situacija v Okeanii [Ethnic situation in Oceania]. Moscow, Nauka Publ., 1983, 250 p. (In Russ.)

6. Rubtsov B.B. Okeanija [Oceania]. Moscow, Nauka Publ., 1991, 176 p. (In Russ.)

7. Carano P., Sanchez P.C. A Complete History of Guam. Rutland, Tokyo, 1964, 452 p. (In. Eng.)

8. Census of Population and Housing, Ethnic Origin and Race, Table Gu8. Guam Demo -graphic Profile Summary File: Technical Documentation U.S. Census Bureau, 2014. Available at: https://www.census.gov/prod/cen2010/dos/dpsfgu.pdf (accessed: 10.10.2016). (In Eng.)

9. Cox L.M. The Island of Guam. Washington, 1926, 126 p. (In Eng.) 10. Thompson L. Guam and Its People. Princeton, 1947, 367 p. (In Eng.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.