Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ'

ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ОДЕЖДА / ПРИРОДА / ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРВОИСТОЧНИК / ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / ОРНАМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шитикова Ирина Борисовна, Глущенко Анна Александровна

В статье поднимается проблема сохранения национальных традиций народов, населяющих Россию, отмечается значимость этнических мотивов и природы региона (Крайнего Севера) для проектирования современной одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шитикова Ирина Борисовна, Глущенко Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC MOTIVES OF THE PEOPLES OF THE FAR NORTH AS A CREATIVE SOURCE OF DESIGNING A MODERN COLLECTION OF CHILDREN'S CLOTHES

The article raises the problem of preserving the national traditions of the peoples inhabiting Russia, notes the importance of ethnic motives and the nature of the region (the Far North) for the design of modern clothing.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ»

5. Ниёзов Д.С. Методические рекомендации по интенсивному кормлению рыб в пастбищной аквакультуре природных вод Бухарского оазиса. "Дурдона". Бухара. 2017. С. 23-24.

6. Esanov H.K, Shodmonov F.Q., Kobilov A.M. High Plant Species Distributed in and around Dengizkul, Bukhara Region. American Journal of Plant Sciences, 2021, 12, 266-273. https://doi.org/10.4236/ajps.2021.122016

LIST OF USED LITERATURE:

1. Abdullaev M.A., Urchinov D.U. Commercial fish in the lower reaches of the Zarafshan settlement. -Toshkent: Fan, 1989.S. 67-71.

2. Buriev S.B., Kobilov A.M. Improving fish productivity due to aquatic plants in the Kara-Kir lake // Bulletin of the Khorezm Mamun Academy. - Khorezm. Special issue. 2019. 12-17 pages.

3. Buriev S.B., Jalolov E.B., Ikromova H.S. Biotechnology of application of high aquatic plants in aquaculture // Bulletin of Khorezm Mamun Academy: scientific journal.№1 (57), 2020.16-22 pages.

4. Manankina E., Melnikov S. Scientific - practical journal "Science and Innovations" // Use of chlorella in feeding farm animals. Number 8 (90) 2010. 5-7 pages.

5. Niyozov D.S. Methodical recommendations on intensive feeding of fish in the pasture aquaculture of natural waters of the Bukhara oasis. "Durdona." Bukhara. 2017. 23-24 pages.

6. Esanov H.K,Shodmonov F.Q., Kobilov A.M. High Plant Species Distributed in and around Dengizkul, Bukhara Region. American Journal of Plant Sciences, 2021, 12, 266-273. https://doi.org/10.4236/ajps.2021.122016

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

Шитикова Ирина Борисовна

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университиет

имени И.С. Тургенева», Глущенко Анна Александровна

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университиет

имени И.С. Тургенева»

Shitikova Irina Borisovna

FSBEI HE "Oryol State University named after I.S. Turgenev ", Glushchenko Anna Alexandrovna

FSBEI HE "Oryol State University named after I.S. Turgenev "

Аннотация. В статье поднимается проблема сохранения национальных традиций народов, населяющих Россию, отмечается значимость этнических мотивов и природы региона (Крайнего Севера) для проектирования современной одежды.

Resume. The article raises the problem of preserving the national traditions of the peoples inhabiting Russia, notes the importance of ethnic motives and the nature of the region (the Far North) for the design of modern clothing.

Ключевые слова: одежда, природа, творческий первоисточник, этнические мотивы, орнамент.

Key words: clothing, nature, creative source, ethnic motives, ornament.

Дизайнеры нередко прибегают к народным мотивам и теме единого целого живой природы и человека. Природа «даёт» не только материалы для изготовления одежды, но и образы, воспетые в фольклоре разных этносов, проживающих на территории нашей многонациональной страны. Особенно интересно обращение к традициям своей малой Родины. Далёкая земля Хантов и Манси, раскинулась на значительной территории Урала и Сибири. Это «кладовая» с разнообразными растениями, животными, недрами, богатыми полезными ископаемыми, старинными сказаниями и декоративно-прикладным творчеством.

Основной целью обращения к этническим мотивам при создании современных образцов одежды и аксессуаров является сохранение национальных традиций, их «включение» в современные реалии и актуальные образы.

Для её достижения были поставлены следующие задачи:

-изучение творческого первоисточника: обзор литературы, музейных экспонатов, иллюстрированного материала по теме проектирования;

- анализ модных трендов;

- выявление требований, предъявляемых к детской одежде с учетом особенностей морфологии и психологии детей;

- формирование творческой концепции проекта;

- поиск композиционного и орнаментального решения коллекции;

- выбор материалов, наиболее подходящих данной коллекции;

- декорирование тканей различными способами;

- выполнение пробных образцов декорированного текстиля;

- поиск основных выразительных средств коллекции;

- разработка эскизов, стилистически соответствующих идее проекта;

- построение чертежей конструкции моделей одежды;

- выбор способов технологической обработки изделий;

- изготовление коллекции моделей одежды.

Почитание природы - характерная черта национальной культуры коренных народов Севера. Даже в хантыйских и мансийских сказках показано умение жить в согласии с природой. Художественные черты народного искусства определяются образным фольклорно-мифологическим мышлением. Важнейшим выразительным средством является орнамент, впитавшим себя символические, знаковые и декоративные особенности трактовки окружающей среды и идеи мироздания.

Орнамент присутствует в изделиях из всех материалов. В одежде из меха и ровдуги сложился основной его тип, перешедший в современную одежду из тканей. Архитектоника изделий на основе вертикалей и горизонталей фигуры человека определила ленточный, полосовой характер орнамента, расположенного по линиям кроя. Сложные геометрические узоры несут в своей структурной основе более простые элементы и построены на основе зигзага и меандра. В целом симметричная уравновешенная основа, содержит внутреннюю динамику благодаря ломаным линиям и ассиметричным элементам, а также контрасту цвета. Цветовая лаконичность узора способствует выразительности ритмического построения, чистоте орнаментального рисунка.

Объединяющим для всего ансамбля костюма, как женского, мужского, так и детского является орнаментальный декор, заимствованный из меховой одежды и адаптированный к ткани.

Рис. 1 - Народ Крайнего севера

- фактуры

- ручная набойка рисунка

- отстрочки

- бахрома

- гравировка фурнитуры

Рис. 2 - Применяемые виды декоративной отделки

Орнамент выполняется разными технологическим приемами. Так, например, пластические свойства применяемых в костюме тканей, способствовали изготовлению геометрического орнамента-аппликации.

У восточных ханты в декоре сочетаются два вида геометрического орнамента: рисованный краской и пришивной мозаичный бордюр из светлой и коричневой ровдуги. Технике рисованного орнамента растительной краской сопутствует также одна из древних технологий - оконтуривание узора подшейным волосом оленя, белый цвет и фактура которого подчеркивает выразительность декора.

Следует отметить, что проектируемая коллекция моделей детской одежды - летнего ассортимента, из популярных текстильных материалов, в ней намеренно избегалась стереотипная подача темы Севера. Главная идея заключается в выявлении характера формы через сочетание внутренних и контурных линий, через органичное соединение декора и конструкции. Через «деликатное» прочтение и внесение этнических мотивов, современная интерпретация орнаментов и фактур. Выбор цветового решения обусловлен природой Крайнего Севера, для которой свойственны аскетичность, сдержанная красота, чистота линий, уходящего к солнцу горизонта, тональные переходы холодных, нейтральных цветов и легкие, теплые оттенки пастели. Это и цвет чистого северного неба, деревьев с их шероховатой корой, и цвет полноводных сибирских рек.

Силуэтное решение коллекции основывается на двух формах: прямоугольник и трапеция, которые, в свою очередь, являются базовыми формами многих национальных костюмов. Их модификация позволяет проектировать разнообразные вариации объемно-пространственной структуры современного костюма. Традиционная одежда Ханты и Манси проста и лаконична, ей свойственны свободные и многослойные формы.

Этнические мотивы народов Крайнего Севера в коллекции моделей детской одежды могут прослеживаться в следующих особенностях:

•геометрических «прообразах» формы и силуэте (прямоугольник и трапеция);

• многослойности;

• орнаментальности;

•многообразии фактуры, ритмов, объёмов (форм);

•сочетании вертикальных, горизонтальных линий;

•взаимосвязи декора костюма с формой и конструкцией.

Таким образом, природа, воспетая в народном искусстве, включает в себя широчайший спектр и богатейшую палитру оттенков и образов для проектирования современного костюма.

Список литературы:

1.Одежда народов Югры: альбом этнографических рисунков /ред.-сост. Т.А. Молданова. - Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2015. -444 с.

2. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с., ил.

3. Шитикова, И.Б. Обращение к региональным этнокультурным традициям как важнейшему компоненту народного искусства (в процессе профессиональной подготовке дизайнеров): Сборник материалов Международ. научно-практической конференции: «Актуальные проблемы развития науки и современного образования», 10 апреля 2017 г. / отв. Ред. Л.В. Краковская, И.Б. Костина. - Белгород: ИД «Белгорол» НИУ «БелГУ», 2017. - С, 548-550.

Bibliography:

1. Clothes of the peoples of Ugra: an album of ethnographic drawings /ed.-comp. T.A. Moldanova. - Khanty-Mansiysk: Print-Class, 2015.- 444 s.

2. Parmon, F.M. Russian folk costume as an artistic and design source of creativity: Monogr. - M.: Legprombytizdat, 1994.- 272 p., Ill.

3. Shitikova, I.B. Appeal to regional ethno-cultural traditions as the most important component of folk art (in the process of professional training of designers): Collection of materials International. scientific and practical conference: "Actual problems of the development of science and modern education", April 10, 2017 / otv. Ed. L.V. Krakovskaya, I.B. Kostin. - Belgorod: Publishing House "Belgorol" NRU "BelGU", 2017. - С, 548-550.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.