Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ИСЛАМИСТСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / МИГРАНТЫ / РУСОФОБИЯ / АНТИСЕМИТИЗМ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КСЕНОФОБИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АУДИТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND ETHNO-CONFESSIONAL CONFLICTS IN MODERN RUSSIA

Keywords: ETHNO-NATIONAL EXTREMISM, ETHNONATIONAL CONFLICTS, INTERETHNIC HARMONY, ISLAMIST EXTREMISM, TERRORISM, MIGRANTS, RUSSOPHOBIA, ANTI-SEMITISM, INTERETHNIC AND INTERFAITH RELATIONS, XENOPHOBIA, SOCIO-POLITICAL AUDIT, SOCIAL TECHNOLOGIES, HARMONIZATION OF RELATIONS

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Сченснович В.Н.1

ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. (Сводный реферат)

Б01: 10.31249/пшш/2022.02.01

1. Найденко В.Н. Экспертная оценка негативных проявлений, обуславливающих этноконфессиональные конфликты в современной России // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3(31). С. 149-164.

2. Гимаев И.З. Социально-политический аудит межнациональных и межконфессиональных отношений // Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3 (7). С. 151-160.

Ключевые слова: этнонациональный экстремизм; этнонацио-нальные конфликты; межнациональное согласие; исламистский экстремизм; терроризм; мигранты; русофобия; антисемитизм; межнациональные и межконфессиональные отношения; ксенофобия; социально-политический аудит; социальные технологии; гармонизация отношений.

Найденко В.Н., доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Гимаев И.З., кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, г. Уфа

1 Сченснович В.Н., научный сотрудник, отдел Азии и Африки, ИНИОН РАН, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

В.Н. Найденко [1] определяет вероятность возникновения и развития этнонациональных конфликтов в России в ближайшие годы. Негативным фактором общественно-политической жизни РФ является современный этнонациональный экстремизм, который включает идеологию и практику использования насилия и разжигания вражды и ненависти на национальной, расовой или этнорелигиозной основе. Этнонациональный экстремизм чаще всего интегрируется с политическим или религиозным экстремизмом. Особенности развития этнонациональных и конфессиональных отношений в регионах России с населением, исповедующим ислам, обусловили возникновение специфического направления в экстремизме - этнорелигиозного (исламистского) экстремизма. Соединение национального и религиозного начал в исламистском экстремизме усиливает его потенциал, увеличивает опасность идейного и психологического воздействия на участников экстремистского движения и его социальную базу, сакрализирует самые острые формы и методы экстремизма (в том числе и терроризма).

Результаты социологического исследования, проведенного Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2017 г., показали, что хотя в общественном сознании россиян присутствует понимание необходимости межнационального согласия, но вместе с тем существует и скрытая межэтническая напряжённость, которая при определенных условиях может вылиться в готовность к применению стихийных способов разрешения межэтнических конфликтов, в том числе и насильственного. Дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в России, формирование этнической напряжённости и развитие этно-конфликтов оказывают факторы: кризисное состояние экономики, низкий уровень жизни населения, коррупция, миграция, борьба элит и этнических групп в национальных образованиях за ресурсы, а также деятельность иностранных государств.

Этнонациональные конфликты, в зависимости от участвующих субъектов, включают в себя следующие основные типы конфликтов: 1) между различными этносами; 2) между нациями (в том числе и в международном измерении); 3) между этносом и нацией; 4) между этносом и государством (сепаратизм). Эти конфликты происходят, главным образом, в борьбе за ресурсный потенциал путем разделения, противостояния и столкновений участников при солидаризации с одной из сторон конфликта по этническому признаку.

Серьезную угрозу этнонациональной безопасности РФ в современных условиях представляет исламистский экстремизм и наиболее опасная его форма - исламистский терроризм. Автор

статьи опирается на материалы: опроса экспертов; социологических исследований; анализ публикаций СМИ, характеризующих современные негативные проявления, продуцирующие этнонацио-нальные конфликты в РФ.

В феврале - мае 2020 г. был проведен опрос двадцати экспертов, включавший анкетирование и интервью. Опрашиваемым экспертам был задан вопрос: «Как Вы оцениваете степень вероятности негативных этнонациональных проявлений, генерирующих этноконфликты и представляющих опасность для Российского государства и общества, в ближайшие пять-семь лет?» Самую высокую оценку вероятности негативных проявлений в России в ближайшие годы получили исламистский экстремизм и терроризм. Анализ публикаций СМИ о наиболее резонансных случаях пресечения террористической деятельности исламистских структур в 2019-2020 гг. подтверждает объективность экспертных оценок о высокой степени опасности попыток дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране. Среднюю оценку степени вероятности эксперты дали группе следующих негативных проявлений: местного населения по отношению к инокультурным мигрантам из республик Северного Кавказа; местного населения по отношению к инокультурным мигрантам из государств Средней Азии; по отношению к русским в национальных республиках России.

Всероссийское мониторинговое исследование Института социологии ФНИСЦ РАН, проведенное осенью 2017 г., свидетельствует: зачастую конфликтные столкновения возникают между местным населением и иноэтничными мигрантами. Не случайно принудительное выселение представителей каких-либо национальностей из своего города / села поддерживают 28% опрошенных. Русские одобряют выселение чаще, чем люди других национальностей.

Проведённый ВЦИОМ в октябре 2019 г. всероссийский опрос показал, что на формирование негативного отношения к русским оказывает влияние довольно высокий уровень этнической ксенофобии в российском социуме. Так, на вопрос: «Есть ли в нашем обществе противоречия, неприязнь между русскими и людьми других национальностей?» - были получены ответы: скорее есть -44%; скорее нет - 49; затруднились ответить - 7%. В группу вероятности негативных проявлений со средней оценкой «3» эксперты включили также проявления в регионах, направленные против политики федеральной власти и против политики региональных властей; проявления, обусловленные усилением притока мигрантов из Китая и по отношению к мигрантам из Украины.

Согласно опубликованным в сентябре 2019 г. результатам опроса «Левада-центра», более половины россиян (53%) выступают за ограничение китайской миграции: 28% опрошенных готовы пускать китайцев в РФ только временно, а 25% выступают за полный запрет на приезд китайских граждан в страну. Видеть выходцев из Китая среди жителей России готовы только 19% респондентов, а среди членов своей семьи или близких друзей - 10%.

Низкую оценку экспертов получили вероятности проявлений антисемитизма и русского национализма, негативных проявлений региональных элит по отношению к федеральной власти и ее представителям, а также негативных проявлений местного населения по отношению к российским гражданам в зарубежных странах.

Представленные в статье результаты исследования свидетельствуют о наличии в российском обществе этнической напряжённости и негативных этнонациональных проявлений. В этих условиях возникающие этнонациональные конфликты могут представлять угрозу политической стабильности и общественной безопасности РФ. Наиболее вероятными негативными проявлениями признаны действия исламистского экстремизма. Эксперты отметили возрастание опасности радикальных исламистов, связанных с антироссийской деятельностью этнорелигиозной террористической организации «Исламское государство» и аффилированных с ней экстремистских структур. Анализ вероятности негативных проявлений, генерирующих этнона-циональные конфликты, выводов экспертов подтверждается оценками социологических опросов, доводами учёных.

И.З. Гимаев [2] рассматривает современное состояние межнациональных отношений и государственной политики РФ, проводимой в области нормализации межнациональных отношений.

Как свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с 2010 г. россияне фиксируют рост напряженности в межнациональных отношениях. 49% опрошенных граждан обеспокоены напряженностью и нетерпимостью в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Если показатель напряженности в сфере межнациональных отношений в последние годы возрастает, то, соответственно, показатели терпимости, толерантности, напротив, значительно снижаются.

Несмотря на пристальное внимание со стороны государства на межнациональные вопросы и проводимую государством нацио-

*

Запрещена на территории РФ.

нальную политику, всегда возникали и возникают с разной интенсивностью и остротой последствий межнациональные и межконфессиональные конфликты и столкновения. В целях нормализации национальных отношений, предотвращения и профилактики межнациональных конфликтов руководством РФ принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., образован Совет по межнациональным отношениям - совещательный и консультативный орган при Президенте РФ. Создано Федеральное агентство по делам национальностей, основной задачей которого стали выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование, обеспечение межнационального согласия.

По мысли исследователя, принятие нормативно-правовой базы, укрепление механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, реализация стратегических целей и задач государственной национальной политики недостаточны для гармонизации межнациональных отношений и предотвращения конфликтов. В современных условиях механизмом такой гармонизации сложившейся ситуации может стать развитие социальной технологии в области межнациональных отношений. В сфере межнациональных отношений социальная технология представляет систему последовательных действий этносов и органов управления, в целях достижения конкретного результата. Это управленческо-организационный процесс, направленный на установление между этносами отношений согласия, взаимопонимания, сотрудничества и дружбы, а также развитие культуры межнациональных отношений.

Наиболее общая технология социального управления в области межнациональных отношений может быть представлена в виде управленческого цикла. Ее теоретическое обоснование и использование на практике важны для рационализации управленческого процесса и формирования социально-технологической культуры гармонизации межнациональных отношений. Социальная технология гармонизации межнациональных отношений осуществляется в несколько этапов. На первом этапе устанавливаются взаимопонимание и согласие между этносами. На втором этапе происходит сотрудничество между этносами во всех сферах общественной жизни. На третьем - целью реализации социальной технологии становится достижение дружбы между этносами, взаимного толерантного отношения к историческому наследию и современным тенденциям развития друг друга. На четвертом этапе социальная технология направля-

ется на формирование единого культурного поля, современных цивилизованных взаимоотношений между этносами.

Возрастание в современных условиях управленческой деятельности требует разработки технологии положительного социального конструирования. Социально-технологический подход к проблеме регулирования межнациональных отношений и предотвращения конфликтов предполагает структурирование «стадий управленческого цикла». К первой - целевой стадии - относятся такие процедуры, как выявление главной проблемы, формулирование целей, анализ возникшей ситуации, ее начальное описание. Вторая стадия управленческого цикла принятия решений - дескриптивная, т.е. описательная. Задача социального технолога - в массиве полученной информации вычленить существенно значимую, позволяющую наиболее полно описать возникшую конфликтную ситуацию. Третья стадия - выработка и принятие решения. Управленческое решение определяется как социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа, принятый и имеющий директивное общеобязательное значение. Четвертая стадия - реализационная, когда выработанное решение принимает организационную силу.

Гармонизация межнациональных отношений, подчеркивает автор, - тонкая, деликатная сфера социально-технологической деятельности. Достижения социальных технологий позволяют не только изучать и предсказывать межнациональные отношения, но и активно влиять на их развитие.

Под влиянием господствующих в той или иной среде социальных установок, уровня культуры и образования формирование национального самосознания личности может сопровождаться усилением национальных предрассудков, этноцентричных представлений, создающих почву для возникновения шовинистических и националистических взглядов. Социально-политический аудит данной проблемы приводит к выводу, что формы проявления шовинизма и национализма многообразны. Это культивирование национальной ограниченности, восхваление заслуг и достоинств своей нации и пренебрежительное отношение к другим; защита под видом национальных особенностей реакционных обычаев и традиций; идеализация прошлого и затушевывание социальных противоречий в истории своего народа; пренебрежительное отношение к национальным чувствам, игнорирование национальных особенностей других народов и т.п.

В деятельности по гармонизации межнациональных отношений принципиальное значение имеет сущность национальной политики.

Одним из этнополитических факторов, порождающих дисгармонию межнациональных отношений и конфликты, являются ошибки в политике и практике, связанные со стремлением изменить существующую этническую стратификацию. Государственные структуры выполняют роль консолидирующего механизма, разрешающего конфликты, однако нередко используются и для их обострения. В последние десятилетия существенно возросла роль международных и региональных межгосударственных и общественных структур в их разрешении. Необходимо усилить работу государства с общественными организациями, чья деятельность связана с сохранением и развитием национальных традиций, быта, языка, т.е. направлена на национальную самоидентификацию и самоопределение. Социальная технология в межнациональных отношениях предусматривает не только воспроизводство сильных внутрисистемных связей, но и создание в национально-территориальных образованиях собственных управленческих структур, институтов, придающих социальному организму характер самоуправляемой системы. Один из предлагаемых механизмов реализации национальной стратегии и обеспечения безопасности страны - создание института уполномоченных по защите прав национальных меньшинств и коренных народов в регионах.

В целях применения новых технологий в межнациональных отношениях, отмечает исследователь, нужно изучать опыт других стран и народов, деятельность их партий, общественных организаций, религиозных лидеров. По мере реформирования общества стала проявляться глубинная связь между идеей приоритета общечеловеческого и демократизацией общественной жизни, получившая воплощение в плюрализме мнений, стремлении к консенсусу, отказе от силового решения социальных и межнациональных конфликтов.

Valentina Schensnovich*

Ethnic and ethno-confessional conflicts

in modern Russia. (Condensed abstract)

Keywords: ethno-national extremism; ethno-national conflicts; interethnic harmony; Islamist extremism; terrorism; migrants; Russophobia; anti-Semitism; interethnic and interfaith relations; xenophobia; sociopolitical audit; social technologies; harmonization of relations.

* Valentina Schensnovich, Research Associate, INION RAS, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.