ТНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ
МОДЕ: СИНТЕЗ КУЛЬТУР И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ СТИЛЕЙ
УДК 7.011
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-78-84 Р. Ф. Мухутдинова
Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры, Республика Татарстан, Казань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ этнических элементов в современной моде на предмет синтеза культур и формирования новых стилей. Дана характеристика формирования новых стилей и принципов данного процесса. Обозначены элементы современной моды и отражение этнических элементов в них. Затронут контекст этнических национальных черт татарской моды в рамках формирования современных стилей. Автор представляет описание формирования модных стилей, региональных российских, в частности, татарских брендов. Дан сравнительный анализ современным стилям с целью оценить степень влияния этнических ценностей на формирование стилей. Данный подход позволит выработать представление о том, как в настоящее время традиционные ценности отражаются на формировании стилей.
Ключевые слова: современная мода, этнические элементы в моде, формирование новых стилей, татарский национальный стиль в моде.
Для цитирования: Мухутдинова Р. Ф. Этнические элементы в современной моде: синтез культур и формирование новых стилей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №2 (118). С. 78-84. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-78-84
Resource center for introducing innovations and preserving traditions in the field of culture, Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The article presents an analysis of ethnic elements in modern fashion for the synthesis of cultures and the formation of new styles. The characteristics of the formation of new styles and principles of this process are given. The elements of modern fashion and the reflection of ethnic elements in them are indicated. The context of ethnic national features of Tatar fashion is touched upon within the framework of the formation of modern styles. The author presents a description of the formation of fashion styles, regional Rus-
МУХУТДИНОВА РЕГИНА ФАНИЛОВНА - Методист, Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры MUKHUTDINOVA REGINA FANILOVNA - Methodist, Resource Center for Innovation and Preservation of traditions in the field of culture
ETHNIC ELEMENTS IN MODERN FASHION:
SYNTHESIS OF CULTURES AND FORMATION OF NEW STYLES
Regina F. Mukhutdinova
© Мухутдинова Р. Ф., 2024
sian, in particular, Tatar brands. A comparative analysis of modern styles is given in order to assess the degree of influence of ethnic values on the formation of styles. This approach will allow us to develop an idea of how traditional values are currently reflected in the formation of styles.
Keywords: modern fashion, ethnic elements in fashion, formation of new styles, Tatar national style in fashion.
For citation: Mukhutdinova R. F. Ethnic elements in modern fashion: synthesis of cultures and formation of new styles. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 2 (118), pp. 78-84. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-78-84
Значимость традиционных костюмов разных народов в развитии его национального самосознания не вызывает сомнений. Особая роль этнических элементов рождает необходимость оценить степень их бытования на современном этапе развития моды. Актуальность проблемы заключается в том, что сохранение национальных традиций является прерогативой всех направлений. В том числе и в индустрии моды при формировании новых стилей должны быть учтены запросы общества на включение этнических элементов, обеспечивающих почитание традиций и сохранение целостности и индивидуальности народа.
В условиях глобализации вопрос учета и развития национальных особенностей этноса встает особенно остро. Отличительной чертой развития сегодняшней моды становится не разрозненность стилей, а попытка составить «архив» различных этнических элементов, что, в свою очередь, отражает базовые ценности народа. Однако именно данный процесс заложил основу культурной интеграции, что определило две наиболее яркие противоположные характеристики: культурную унификацию, то есть приведение различных особенностей к единому виду, с одной стороны, и процессы самоидентификации - с другой [10].
Конструктивным подходом, выступает то, что в последнее время в модной индустрии все больше и больше внимания уделяется народному костюму, отражающему этнические элементы, как к вдохновителю сохранения культуры, ценностей и воспитания патриотизма в подрастающем поколении. Потребность во внимании к этническому акценту
в одежде в настоящее время воспринимается как необходимость возродить чувства соединения с собственной культурой. У взрослой части населения это также находит отклик ввиду истинного желания сохранить целостность своего народа и этноса.
Именно это послужило основой создания этнического стиля, который становится долговременным глобальным трендом.
Не исключено, что в настоящее время, сохранение традиционности в национальном отражении современных моделей одежды воспринимается в нашем мире как нечто материальное и духовное и имеет большое значение в культурном достоянии определенного этноса, потому что в таких элементах сливаются воедино все мировоззренческие, религиозные, художественные понятия самого народа.
Использование этнических элементов в моде имеет достаточно давнюю традицию и может охватывать различные аспекты, включая принты, вышивку, орнаменты, ткани, узоры и т. д. Часто такие элементы могут присутствовать в национальных костюмах или одежде, характерной для определенной культуры или региона. В этом отношении этнические элементы в современной моде помогают сохранить уникальные традиции и их особенности, формируя новое направление через стилизацию образов на основе этнического включения. Таким образом, мода становится мощным инструментом в сохранении и продолжении национальной культуры.
Национальные признаки в одежде - это возможность человека идентифицировать себя со своим народом и его культурой и выразить свою индивидуальность через выбор
стилей и элементов этнического направления. Поэтому особенно важно сохранить включение этнических элементов в современную модную индустрию, так как они формируют новые стили, но не позволяют потомкам забыть о культурных ценностях.
Современная мода предлагает уникальные возможности для синтеза различных культурных влияний и создания стильных образов. Использование этнических элементов в моде стало неотъемлемой частью современных коллекций и дизайнерских решений. Многие модные дома и дизайнеры активно внедряют этнические элементы в свои коллекции, что позволяет создавать уникальные и инновационные образы. Этнические принты, ткани, узоры и детали декора становятся главными составляющими модных коллекций, добавляя в них нотки экзотики, оригинальности и индивидуальности.
Одним из отражений данной тенденции является внедрение традиционного татарского стиля в предметы одежды каждодневного обихода. Интерес к татарским брендам, сохраняющим этнос, не случаен. В связи с тем, что для татарской национальной вышивки характерна полихромность, то есть один и тот же мотив выполняется разными цветами несколько раз, в среде современных «татарских» дизайнеров-модельеров особую популярность набирает использование ярких декоративных орнаментов по национальным мотивам в повседневной одежде. Вышеизложенное послужило поводом для того, чтобы обратить внимание на развитие современной моды в данном направлении [1].
Этнический стиль очень актуален и популярен в современной моде. Без одежды в данном стиле не обходится ни одна модная коллекция или модный показ. Последователи этно-стиля - это креативные личности, которые не страшатся быть своеобразными, демонстрировать индивидуальность и харизму, оставаясь в гармонии с окружающим миром и с самими собой.
Модели в коллекциях оригинальные, не похожие друг на друга. Используя этниче-
ский стиль, дизайнеры воплощают в жизнь традиции разных народов, ведь стиль «этно» предоставляет художнику широчайшую палитру выразительных средств, которые с легкостью подчеркнут особенный вкус владельца. Невероятное количество красок и орнаментов придают любому образу неординарность, самобытность и особый шарм, и это служит прекрасной базой для развития в моде этнической темы.
Тема включения этнических элементов в мире моды имеет особенную нишу, которая является непоколебимой обстоятельствами. Аналитические данные позволяют судить о том, что такие элементы включались на протяжении длительного времени и не теряют своей актуальности до сих пор.
Важно отметить, что мода циклична. Любой тренд в своем развитии проходит через несколько этапов. Первоначально формируется идея, затем она распространяется, находит своих последователей, после чего происходит ее спад и замена. Отметим, что цикл моды в большинстве случаев составляет 9-10 лет, тогда как продолжительность существования самого тренда может достигать 4-5 лет, пока он себя не исчерпает и не вернется в новом веянии.
Обращая свое внимание на классический подход модельеров, которые прочно вписались в историю моды, можно обратиться для примера к Иву Сен-Лорану, который изобретал необычные костюмы в этностиле с ре-троэлементами. Как говорил сам модельер, самой интересной и красивой коллекцией в этническом стиле, была его русская коллекция. Вдохновением послужили проходившие в Европе «Русские сезоны» Сергея Дягилева. «Крестьянские» наряды Сен Лорана в русском стиле вызывали восхищение. 26 июля 1976 года Ив Сен-Лоран представил свою знаменитую «русскую» коллекцию Opéra-Ballets Russes - «Русские оперы и балеты» - в парижском отеле «Интерконтиненталь» [11].
В ходе проведенного исследования были затронуты особенности национальных черт русского народного стиля. Следует подчеркнуть, что эстетика традиционного русского
стиля в полной мере совершенна, и это находит отражение в силуэте, в пропорциях деталей, в гармоничном колористическом решении.
Ввиду изученных обстоятельств модного движения и формирования стиля в мире следует сделать акцент на современных российских брендах, где атрибут этнических элементов не утратил своей актуальности и привносит новый колорит в модное течение отечественной модельной индустрии.
Для этого, в первую очередь, хотелось бы отметить российский этнический стиль в моде (табл. 1).
Ярче всего русские мотивы представлены в коллекциях современных российских дизайнеров, таких как Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Денис Симачев, Игорь Чапурин, Ульяна Сергеенко, Ольга Вильшенко, Влад Лисовец и др. [13].
В коллекциях Вячеслава Зайцева воплощена национальная русская тема, которая выражается в ярких цветах, традиционных узорах и многообразии меховых и цветочных элементов. Это позволяет создавать уникальные и неповторимые образы, которые гармонично сочетают в себе наследие русской культуры и современные тенденции моды. Именно его принято считать дизайнером, познакомившим мир с русской модой. Первой коллекцией Зайцева стала «Русская серия», принесшая ему мировую известность. В коллекциях великого модельера можно увидеть разнообразие эле-
ментов, характерных для русского костюма, использование многослойности, объемности и разнообразия декоративных элементов, таких как контрастные вышивки, аппликации и т. д. Частое использование традиционных русских мотивов свидетельствует о бережном отношении модельера к этническим особенностям культуры. Модельер представил в общей сложности более семидесяти коллекций, каждая из которых была вдохновлена русским народным стилем [2].
В 1987 году российский кутюрье Валентин Юдашкин представил две знаковые коллекции под названиями «Русь изначальная» и «Петровский бал», с которых начался его путь модельера с мировым именем. Эти коллекции являются ярким примером творческого вклада Юдашкина в российскую моду и отражают его любовь к роскоши, элегантности и национальному наследию [2]. По названиям последующих коллекций можно проследить источники вдохновения модельера: «Врубель», «Екатерина Великая», «Анна Каренина», «Русский модерн».
Созвучны дворцово-сказочным настроениям коллекции Ольги Вильшенко, где цветочные орнаменты, богатая вышивка, золотая парча и строгий контраст белого и черного создают атмосферу дворянского салона [2].
Другой дизайнер, Ульяна Сергиенко, в коллекции Б^ 2012-13 соединила русскую самобытность и американскую культуру. Объемные блузы, льняные юбки и широкополые
Основные цвета Красный, белый, золотой, синий, зеленый, терракотовый, черный
Принты Цветочные, геометрические, анималистические, растительные, с изображением птиц
Материалы Лен, шерсть, хлопок, сатин, бархат, сукно, кружево Отделка: мех, бахрома, бархат, камни, вышивка бисером и др.
Крой Рубленный, большие плоскости, вертикальные линии, вставки для обеспечения свободы движения (ластовицы и т. п.)
Декор Характерно: вышивка, красочные орнаменты, пуговицы
Женская одежда Сарафаны А-силуэта, юбки колокол, длинные платья свободного кроя с богато украшенным подолом, телогреи, жакеты и жилеты с меховой опушкой, шубы из разного меха
Мужская одежда Рубахи, кафтаны, мундиры, пиджаки со стоячим воротником, штаны свободного кроя, шубы из разного меха
Таблица 1. Основные черты русского этнического стиля в современной одежде
шляпы, навеянные образами американского юга XIX века, соседствовали с пышными платьями Скарлетт О' Хара и русскими фольклорными деталями, вышитыми крестиком. Одни посчитали эту коллекцию слишком театральной, другие, наоборот, отметили ее невероятную утонченность и элегантность [2].
Нельзя не упомянуть знаменитые кокошники Константина Гайдая Б^ 2011-2012 -образы, отсылающие к периоду рубежа XIX-XX веков, когда в моду вошел русский стиль, где линейка костюмов получила название #Ше8ИЛРКЛ8 [2].
Исходя из сказанного, следует, что интерес к русскому костюму и традиционной русской культуре проявляется не только у отечественных дизайнеров, но и у модельеров всего мира. Русский стиль и элементы русского костюма находят свое отражение в коллекциях как крупных модных домов, так и молодых талантливых дизайнеров [3].
Говоря о татарских брендах, необходимо отметить, что важную роль в формировании этностиля играет орнамент. Он состоит из знаков-символов, которые издревле отражали представления этноса о мире, и является своего рода информационным порталом, связывающим современность и историю. Первые татарские символы отражали религиозные поверья предков татар: они верили в существование бога неба Тенгри, почитали женское божество Умай и культ предков. Кроме того, они верили в одушевленность растений и равенство животных и людей. Орнаменту отдавалась защитная роль талисмана, поэтому он наносился на одежду, украшения, оружие и посуду. В 922 году в Волжской Булгарии был принят ислам, что способствовало активному распространению флоральной орнаменталистики, символизирующей «райский сад». Позднее татарами были созданы уникальные техники, которые не встречаются у других народов. К ним относится кожаная мозаика, до сих пор активно применяющаяся современными мастерами, бугорчатая филигрань и ушковая техника аппликации [1].
Нельзя обойти стороной татарские бренды одежды и модельеров, создающих уникальные модели в современной модной индустрии. Также представим дизайнеров украшений как ее составной части. Кроме красоты и уникальности, мастера обращают внимание и на функциональность своих изделий. Представим несколько современных брендов, использующих национальные традиции в предлагаемой одежде для потребителей.
Дизайнер Лейсан Халикова называет стиль своих украшений «татарским ренессансом», так как каждое ее изделие связано с определенным этапом развития татарской истории. Ее коллекции - это своего рода отсылка к национальному прошлому. Чего только стоят одни названия: «Татарская принцесса», кольца «Волшебный лес» и «Тайна древних времен», серьги «Глаза дракона»! Дизайнер считает своей целью распространение татарской культуры на весь мир через свои украшения, пересекающиеся в легендах народа и культуре современности.
Альянс европейского минимализма и строгости мусульманского стиля удачно воплотился в коллекциях бренда «Imani mania». Бренд выпускает платья для никаха (брачного обряда), которые соединяют религиозные традиции и современные модные тенденции. Кроме того, ими была запущена линейка спортивной одежды, что является свидетельством того, что национальные орнаменты находят отражение во всех модных нишах.
«Татарча casual» является одним из первых татарских брендов, который решился на попытку объединения изделий в стиле кэ-жуал с национальными татарскими орнаментами. Он быстро нашел свою аудиторию и выпускает одежду и аксессуары для всей семьи.
Мира Рахмат дает свою интерпретацию национальным орнаментам. В ее коллекцию входят шерстяные пончо, шелковые бомберы и хлопковые топы с татарским орнаментом, которые пользуются высоким спросом у потребителей. Национальный акцент изделиям данного бренда придает соединение особого
кроя, повторяющего крой исторических костюмов, и декорирование вышивкой.
Бренд Виго Вапи (Бюро Бану) был основан в 2017 году, однако история актуализации национальных костюмов командой бренда насчитывает срок, гораздо больший, чем 6 лет. Первое изделие было создано еще в начале 2000-х. С того момента был заложен сакральный смысл работы бренда: возродить и приумножить ценность национальной культуры, сохранив историческое наследие. Девиз бренда состоит в том, чтобы создать условия для самоидентификации человека через национальные мотивы.
Автором статьи представлены лишь частичные примеры той массовой индустрии, которая сегодня интенсивно завоевывает внимание не только представителей старшего поколения, но и ценителей этнической культуры среди молодых людей. Ведь современным дизайнерам удается успешно внедрять этнические элементы стиля в модели повсед-
невного ношения, особенно полюбившиеся молодежи.
Современная мода, включая синтез культур, предлагает абсолютно новые возможности для творческого эксперимента и создания уникальных образов. Комбинирование этнических элементов с современными модными трендами позволяет создавать интересные и стильные образы, которые выделяются и привлекают внимание. Например, сочетание народных вышивок с минималистичным силуэтом или сочетание этнических принтов с современными фасонами одежды.
Включение этнических элементов в повседневный образ современного человека, жизнь которого отличается быстрым темпом развития и напряженным ритмом, позволит сформировать новый современный стиль, где останется место для воспитания патриотизма, освоения культурных ценностей и знания собственных национальных традиций через одежду.
Список литературы
1. Алымова К. В. Значение татарского национального мотива в современной индустрии моды // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. Под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. Санкт-Петербург: СПБГУПТД, 2019. С. 648-653.
2. Балланд Т. В., Сафронова И. Н. «Русская тема» в коллекциях современных дизайнеров - традиции и новации // Ростовский научный журнал. 2019. № 3. С. 360-369.
3. Еремкина А. А., Вартанян Н. Н. Русские этнические мотивы в коллекции современной молодежной одежды // Костюмология, 2020. № 4. [Электронный ресурс] URL: https://kostumologiya.ru/ PDF/28IVKL420.pdf
4. Завьялова М. К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань: Издательство "ЗАМАН", 1996. 256 с.
5. Карасева А. И., Костылева В. В. Этнический стиль как атрибут бренда премиум сегмента // Концепции, теория, методики фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного дизайна и технологий: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической заочной конференции. Часть 3. Москва: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. С. 107-110.
6. Касимович А. А., Громова М. В. Этнический стиль как актуальное направление в современной моде // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2022». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, в рамках Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века». Москва, 2022. С. 251-255.
7. Мизонова Н. Г. Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века: автореф. дис... канд. искусств. Москва, 2013. 24 с.
1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2024 ♦ 2 (118) март-апрель =
8. Нагиева К., Ершова Л. В. Этнические мотивы в современной моде // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-5. С. 646-647.
9. Реброва В. Ю., Максимова Г. Ю. Принципы региональной идентичности Сибири как основа создания коллекции одежды // Инновации и современные технологии в индустрии моды: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (18 мая 2023 г.) / Новосибирский технологический институт (филиал) РГУ им. А. Н. Косыгина. Новосибирск: Изд-во Сибирского государственного университета водного транспорта, 2023. С. 164-168.
10. Соснина Н. О., Герасимова Ю. Л., Васильева Э. В. Этномода как тренд современной культуры // Ко-стюмология, 2020. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://kostumologiya.ru/PDF/06IVKL320.pdf
11. Трушина К. Д. Русская тема в искусстве костюма XX - начала XXI вв.: автореф. дис... канд. искусств. Москва, 2015. 31 с.
12. Черевко В. В. Мода и человек в современном мире // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. Под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. Санкт-Петербург: СПБГУПТД, 2019. С. 1349-1353.
13. Яковлева М. В. Феномен «Русского стиля» в отечественной и зарубежной моде // Вестник СПбГИК, 2016. № 2 (27) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-russkogo-stilya-v- otechestvenn oy- i-zarubezhn oy-mo de
*
Поступила в редакцию 07.02.2024