Научная статья на тему 'Этнические анклавы как форма интеграции инокультурных сообществ в Хабаровском крае: социологический аспект'

Этнические анклавы как форма интеграции инокультурных сообществ в Хабаровском крае: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНОКУЛЬТУРНЫЕ СООБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАСПОРЫ / МИГРАНТСКИЕ АНКЛАВЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ АДАПТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / ETHNIC MIGRANTS / SOCIAL ADAPTATION / REGIONAL MIGRATION POLICY / FOREIGN CULTURAL COMMUNITIES / NATIONAL DIASPORAS / MIGRANT ENCLAVES / REGIONAL FORMS OF ADAPTATION OF ETHNIC MIGRANTS / TERRITORIAL ORGANIZATION OF NATIONAL MINORITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ус Марина Анатольевна

Статья посвящена проблемам интеграции инокультурных сообществ, которые образовывают на территории Хабаровского края этнические мигранты. Определены особенности существования в регионе национальных меньшинств, ориентированных на культурные автономии с элементами политического самоуправления. Дана характеристика анклавному размещению этнических мигрантов как первичной адаптации и интеграции в новое социально-территориальное пространство. Представлены результаты социологического исследования, проведенного с привлечением мигрантов, позволившие определить их миграционные предпочтения и особенности интеграции и адаптации в принимающее сообщество, обоснованы объективные и субъективные факторы, влияющие на иммиграционные характеристики Хабаровского края. Сформулированы рекомендации, связанные с повышением результативности интеграционных мероприятий в соответствии с существующими условиями и факторами на уровне межсекторального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ус Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the other cultural communities in the Khabarovsk region: sociological aspect

The article is devoted to the problems of integration of foreign cultural communities, which are formed on the territory of the Khabarovsk territory by ethnic migrants. The peculiarities of the existence of national minorities in the region focused on cultural autonomy with elements of political self-government. The characteristic of the enclave placement of ethnic migrants as an effective form of primary adaptation and integration into the new socio-territorial space is given. The article presents the results of sociological research among migrants, which allowed determine their migration preferences and features of integration and adaptation. Objective and subjective factors affecting the immigration characteristics of the Khabarovsk territory as a permanent place of residence are substantiated. Recommendations related to improving the effectiveness of integration activities in accordance with the existing conditions and factors at the level of inter-sector interaction are formulated.

Текст научной работы на тему «Этнические анклавы как форма интеграции инокультурных сообществ в Хабаровском крае: социологический аспект»

ПРЕДСТАВЛЯЮ К ЗАЩИТЕ

Э01 10.22394/1818-4049-2019-88-3-156-163 УДК 314.74(571.62)

М. А. Ус

Этнические анклавы как форма интеграции инокультурных сообществ в Хабаровском крае: социологический аспект

Статья посвящена проблемам интеграции инокультурных сообществ, которые образовывают на территории Хабаровского края этнические мигранты Определены особенности существования в регионе национальных меньшинств, ориентированных на культурные автономии с элементами политического самоуправления Дана характеристика анклавному размещению этнических мигрантов как первичной адаптации и интеграции в новое социально-территориальное пространство. Представлены результаты социологического исследования, проведенного с привлечением мигрантов, позволившие определить их миграционные предпочтения и особенности интеграции и адаптации в принимающее сообщество, обоснованы объективные и субъективные факторы влияющие на иммиграционные характеристики Хабаровского края. Сформулированы рекомендации, связанные с повышением результативности интеграционных мероприятий в соответствии с существующими условиями и факторами на уровне межсекторального взаимодействия

Ключевые слова: этнические мигранты, социальная адаптация региональная миграционная политика, инокультурные сообщества, национальные диаспоры ми-грантские анклавы, региональные формы адаптации этнических мигрантов, территориальная организация национальных меньшинств.

Введение. Миграционные процессы в Хабаровском крае в последнее время демонстрируют новые тенденции развития. Прежде всего это касается социально-демографических характеристик этнических мигрантов, въезжающих в край. Традиционно занимающие лидирующее положение граждане Китая в настоящее время представляют только 21% от числа всех иммигрантов, а лидирующее положение перешло к гражданам из стран Средней Азии: Узбекистану и Таджикистану.

Проблемы этнической иммиграции в крае все чаще становятся в центре дискуссий, связанных с политическими реалиями и социально-экономическими перспективами развития Хабаровского края.

В большей степени объектами дискуссий становятся процессы «въезда-выезда» этнических мигрантов, качество

привлекаемой рабочей силы, работа миграционных служб и других субъектов принимающей стороны. В меньшей степени обсуждаются проблемы, связанные с пребыванием этнических мигрантов на территории края, их занятость, обустройство, взаимодействие с местным населением, органами власти, процессы этнокультурной и других видов социально-территориальной интеграции.

Изменение мигрантских потоков на территории российского Дальнего Востока приводит и к изменению национального состава населения, спецификой которого является проживание здесь коренных малочисленных народов Приамурья. Приток этнических мигрантов поднимает проблемы национальных меньшинств в составе существующего национально-политического сообщества, сложившегося на территории Дальневосточного феде-

Марина Анатольевна Ус - аспирант, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: inesa.us@mail.ru

рального округа. Исходя из сегодняшних реалий неясным остается видение модели дальнейшего обустройства населения с учетом новых форм интеграции и адаптации инокультурных мигрантов. Процесс восполнения и увеличения численности населения Хабаровского края, увеличения трудовых ресурсов через иммиграцию бесспорно можно рассматривать как один их реальных вариантов, но он так же связан с различного рода проблемами как для мигрантов, так и местного населения.

Теория вопроса. Проблемное поле теоретического анализа определяется содержательной и организационной сторонами осуществления инокультурной интеграции. Практика реализации такого направления миграционной политики опирается на так называемую иммиграционную модель или «адаптационный образ», то есть совокупность имиджевых и поведенческих характеристик, образцов корпоративной культуры, обычаев и всего того, что составляет идентификационный минимум, необходимый для успешной адаптации и интеграции этнических мигрантов.

В настоящее время образ социально-культурной идентичности принимающего сообщества представляет собой весьма размытое понятие в институциональном плане, связанное с реализацией миграционной политики, а также на уровне поведенческого восприятия анализируемого феномена самими мигрантами. В данной ситуации предпочтение отдается так называемой анклавной форме расселения этнических мигрантов на территории Хабаровского края, что не всегда оценивается положительно.

В современных социологических теориях исследуются различные причины появления данных видов анклавов. Так, Н. М. Лебедева предполагает, что здесь основную роль играет так называемый «сетевой характер миграции» [Лебедева,

2015. С. 10-24], который связан с этническими особенностями мигрантов. Н. Г. Скворцов видит связь между анклавом и желанием мигрантов создавать более комфортные условия проживания на новой территории [Скворцов, 2015. С. 119-131] Л. А. Кривоносова рассматривает в подобного рода образовании одну из возможностей объединить профессиональные и финансовые ресурсы для дальнейшего обустройства [Кривоносова, 2017. С. 119-127]. Вместе с тем, в Институте национальных стратегий РАН считают, что анклавы создаются, в том числе теневым и криминальным сектором экономики, преследуя при этом свои цели [Ярулин, 2015. С. 42-46].

Международная практика, имея критическую массу этнических мигрантов в своих странах, считает необходимым развитие различных форм их обоснования на территории государств, в том числе и анклавов, видя в них в сложившейся ситуации наиболее эффективную форму интеграции инокультурных сообществ [Alvarez-Miranda В. Muslim, 2018. С. 7].

В соответствии с проведенным нами социологическим исследованием среди этнических мигрантов в Хабаровском крае в 2018 г. 53% из опрошенных искали жилье с помощью друзей или родственников, 37% - самостоятельно, и лишь 10% - с помощью работодателей. Основными критериями выбора места проживания для 75% опрошенных явилась стоимость жилья и для 84% - возможность поселения на жительство рядом с земляками. Данные обстоятельства в основном и стали основными причинами компактного размещения этнических мигрантов1.

Понятие «этнический анклав» в целом не несет в себе в данный момент тревожных посылов для местного сообщества, проживающего на территории Хабаровского края. Этнические районы наоборот могут обогащать регион особым колори-

1 Социологическое исследование «Адаптация этнических мигрантов в Хабаровском крае», Дальневосточный институт управления - филиала РАНХиГС, 2018 и 2019 гг. Исследование проведено на территории Хабаровского края с использованием метода анкетного и экспертного видов опроса, был применен случайный вероятностный тип выборки, респонденты отбирались по тематическому признаку (этнические мигранты и представители Ассамблеи народов Хабаровского края), п=380. Спрос проводился в г. Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе. К А=9б%. Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Л. А. Кривоносова.

том, созданием небольших предприятий этнической направленности, стать объектами туристических маршрутов, имея достаточную управленческую структуру; предоставляют возможность создания системы взаимодействия с органами власти. Вся проблема состоит в том, о каких масштабах этнических анклавов идет речь, какие прогнозируемые последствия будут иметь место в рамках конкретного территориального сообщества.

Масштабы и динамика трансграничных перемещений. На начало 2019 г. население Хабаровского края насчитывало 1343869 человек. По национальному признаку основное население (более 90%) составляют русские, второе место занимают украинцы, на третьем месте - татары и нанайцы. Из малочисленных народов Приамурья (кроме нанайцев) на территории края, так же компактно проживают эвенки, ульчи и нивхи (рис. 1) [Кривоно-сова, 2017. С. 5].

Сегодняшняя форма существования коренных национальных меньшинств в регионе ориентирована на культурные автономии с элементами политического самоуправления, с возможностями сохранения языка, культуры и традиций. Интеграция же инокультурных мигрантов пока происходит в большей мере стихийно, организуется через инициативы национальных диаспор и других обще-

ственных движений. Данная ситуация не может рассматриваться как непредсказуемая и требует постоянного анализа с целью определения возможных прогнозов развития.

Следует учитывать, что иммиграция на всей территории российского Дальнего Востока развивается на фоне продолжающейся потери местного населения, миграционный отток которого пока не удается остановить. По данным статистических ведомств за 4 месяца 2019 г. Хабаровский край потерял 2940 человек. На место выбывших в край переехало 2893 человека, разница составила 47 чел. со знаком минус. Большинство всех миграционных перемещений (85%) совершались в пределах России. Хабаровский край принимал внутренних мигрантов преимущественно с территории Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского края, Забайкальского края, Республики Бурятия. По данным Хабаровскстата, восполнение числа жителей края на 80% обеспечили мигранты [Турен, 1999. С. 5].

С начала 2019 г. в крае сложилось положительное сальдо международной миграции. Миграционная активность в обмене со странами СНГ составила 647 человек с начала года и возросла по сравнению с прошлым годом на 11%. Наиболее значительный обмен населением осуществляется с Таджикистаном, Казахстаном,

НКЕХИ 2 452

Армяне 2 666

Улъчи 2 713

Немцы 3 166

МордоБа 3 399

Лица, не указавшие национальность 3 521

Китайцы 3 815

Азербайджанцы 4 463

Эвенки 4 533

Б елорусы 8 840

Корейцы 9 519

Татары 10 972

Нанайцы 10 993

Украинцы ■ 48 622

Русские

II 250 264

200

400

600

800

1 000

1 200 1 400 Тысячи

Рис. 1. Национальный состав Хабаровского края (по состоянию на январь 2019 г.), чел

Украиной, Азербайджаном (рис. 2) [Кри-воносова, 2017. С. 117].

Особенностью этнической миграции в регионе является то, что она носит исключительно трудовой характер, поэтому большинство мигрантов (72%) оседают в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, где имеются свободные вакансии и соответствующая инфраструктура для трудоустройства и проживания. Возникают специфические места компактного расселения въезжающих, условно именуемые «этническими анклавами» в структуре городских округов и поселений.

Развитие адаптационных процессов в контексте реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года следует через развитие ряда адаптационных возможностей и механизмов, включая внедрение особых поселенческих моделей какими и являются этнические анклавы.

Интегративные формы адаптации этнических мигрантов. Результаты исследования, проведенного нами в 2019 г. среди этнических мигрантов Хабаровского края, показывают, что 86,4% опрошенных, проживающих на территории края в течение года и более, не могли сформулировать совокупность качеств, идентифицирующих дальневосточников, в том числе жителей Хабаровского края как территориального сообщества, поэтому затрудняются вообще с пониманием процесса этнокультурной интеграции и адаптации, а также идентификации себя с местным сообществом. Вместе с тем, 54,6% в целом с уважением и симпати-

ей относятся к местному населению, 42% опрошенных мигрантов, чувствуют себя среди местного населения достаточно комфортно, 65,2% говорят о высокой степени толерантности местного населения, 68,4% отмечают, что первичная адаптация в роли мигранта прошла для них успешно и безболезненно, благодаря, в том числе, положительному отношению к ним в большей мере местного населения. Местное население, по мнению опрашиваемых, относится к ним с «настороженным интересом» (21,3%) или «безразлично» (37,6%), и, как следствие, 84% опрошенным нравится Хабаровский край, 22,4% -рассматривают возможность жить здесь постоянно.

Данные исследования позволяют констатировать, что многонациональный и многоконфессиональный состав населения Хабаровского края способствует тому, что значительная часть мигрантов оказывается в более комфортных условиях, чем в других странах или регионах РФ, где состав населения традиционно отличается моноэтничностью и монокультурностью. Все это свидетельствует о том, что в крае запускаются новые процессы, которые изменяют сложившиеся социально-демографические и социально-культурные, конфессиональные характеристики населения.

Вместе с тем, в открытых вопросах респондентами были высказаны сомнения, касающиеся следующих проблем их социального обустройства. Достаточно суровые климатические, социально-бытовые условия проживания вынуждают мигрантов жить в условиях так называемых

Таджикистан Казахстан Украина Азербайджан Другие

Рис. 2. Степень адаптированности иммигрантов в Хабаровском крае

по основнъм показателям

диаспор или этнических анклавов. Западные социологи считают, что именно такая форма проживания мигрантов является достаточно эффективной с точки зрения быстрого прохождения первичной адаптации [Controlling, 2005. С.3].

Вместе с тем, проживающие в этнических анклавах не видят необходимости отождествлять себя с культурой принимающего сообщества, понимая, что в будущем это приведет к ограничениям, связанным с субъективным восприятием «иных». Неизбежным следствием культурного обособления мигрантов является маргинализация, закрепляющая их положение на социальной периферии принимающего сообщества и ограниченность возможности подняться по социальной лестнице, такое положение вряд ли их успокоит в будущем.

Основные направления развития адаптации инокультурных сообществ. В перспективе дальнейшей реализации миграционной политики необходимо рассматривать мигрантов не как «однородную массу», а с учетом того, что они бывают во втором и более поколениях временными мигрантами и мигрантами с ориентацией на постоянное место жительства. В этом случае работа с мигрантами строится индивидуально, исходя из данной классификации, то есть временные мигранты могут находиться на территории Хабаровского края в формате этнических анклавов или диаспор как удобной для них формы проживания. Здесь органам власти необходимо контролировать и предотвращать проявление криминогенных и экстремистских настроений, существование каналов нелегального транзита наркотиков, торговли оружием и возможности осуществлять экологическое браконьерство. Существуют также потребности в противодействии проявлениям бесправного отношения к самим мигрантам, которые чаще всего становятся объектом внимания «работорговцев», контрабандистов, представителей наркобизнеса, браконьеров. Так же большого внимания требуют вопросы безопасности и здоровья как мигрантов, так и местного населения. Большое

значение в данной ситуации отводится различным формам взаимодействия с представителями миграционных диаспор и общественных структур.

В целях развития и упорядочения существования иммиграционных анклавов в Хабаровском крае предлагается следующее:

- определение показателей и критериев оценки факторов, способствующих образованию анклавов (стоимость аренды жилья, наличие жилого частного сектора, транспорта и других объектов инфраструктуры и др.);

- разработка модели миграционной привлекательности микрорайонов Хабаровска и Хабаровского края, что даст возможность регулировать анклавиза-цию, которая в настоящее время происходит стихийно, без активного участия органов власти и связана со значительной социальной дифференциацией населения, что порождает риски роста криминогенности и экстремизма. В этом смысле данное явление является крайне нежелательным как для принимающего сообщества, так и для мигрантов.

Различного рода действия, связанные с адаптацией этнических мигрантов, могут строиться только исходя из их личностных установок. Безусловно, особого внимания заслуживают те, кто ориентирован на постоянное жительство в Хабаровском крае. Вместе с тем, учет данных обстоятельств предполагает пересмотр сложившихся стереотипов национально-этнической структуры Хабаровского края в сторону образования новых. Известно, что территориальное сообщество эффективно функционирует на основе «общественного договора», основанного на взаимном доверии, взаимном обязательстве участников, и в этом смысле въезд значительного количества иммигрантов изменит гражданский состав населения, что может привести к изменению (не всегда позитивному) социальной системы территориального сообщества и его иерархической структуры, по мнению А. Турена, «ослабленную социального поля» [Турен, 1999. С. 484-485]. Это особенно значимо для Хабаровского края при таком высоком

показателе оттока местного населения. Решением проблемы является выработка на плюралистической основе новой идентификационно-территориальной модели, учитывающей все сложившиеся в последнее время этнические особенности, расширение организационных возможностей социального участия ино-культурных мигрантов.

Решение поднимаемых в статье проблем пока относится к разряду перспективных, но подобного рода работа должна быть озвучена в контексте возможных изменений традиционных моделей территориальной идентичности с учетом инокультурного и иноконфес-сионального состава населения. Государство в этих условиях оказывается не единственной, а зачастую и не главной референтной системой, способной создать подобную оптимальную модель территориальной идентификации, здесь большую роль призваны сыграть общественные структуры.

Выводы. Государственное регулирование не всегда способно выработать эффективные механизмы согласования разноуровневых интересов при слабо контролируемых миграционных потоках и неактивном участии представителей общественных структур. Интеграционные процессы инокультурных сообществ приводят к смене состава принимающих национальных территориальных структур и размывают их национальное поле, данные процессы должны быть, как минимум, управляемыми. Модель национально-территориальной идентификации нередко подменяется этнической, с которой связываются более определенные символические значения, скрепленные общностью языка, культуры, религии и информационного поля. Они становятся мобилизационным фактором, который невозможно игнорировать. Необходимо конкретизировать их уровень и значимость для принимаемого сообщества.

Поднимаемые проблемы адаптации этнических мигрантов будут иметь существенное значение для социально-экономической политики края, если обсуждаемый фактор станет серьезно

восприниматься в числе других, связанных с перспективами реального увеличения численности населения Хабаровского края посредством привлечения инокультурных этнических мигрантов, что требует конкретизации программных мероприятий, разработки новых подходов, связанных с определением приоритетов и специфических особенностей миграционной политики в части интеграции этнических мигрантов как ресурса социально-экономического развития региона, где приоритетом должно стать сохранение коренного трудоспособного населения. Интеграция же новых этнических сообществ в национально-этнического состава Хабаровского края может реализовывать-ся через квотирование принимаемых мигрантов при определении реальной потребности и эффективности их использования, создания различных форм интеграции и адаптации тех мигрантов, в которых край нуждается как в реально недостающих трудовых ресурсах для перспективного развития.

Список литературы:

1. Кривоносова Л.А. Проблемы сохранения и трансформации этнической идентичности мигрантов на Дальнем Востоке / / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Т. XIV. Вып.2, 2017. С. 42-46.

2. Кривоносова Л. А., Ус М. А. Особенности этнической идентичности мигрантов в Хабаровском крае // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3(84). С. 119-127.

3. Лебедева Н. М. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А. Н. Татарко. М., 2015. С. 10-24.

4. Скворцов Н. Г. Проблемы этнич-ности в социальной антропологии. СПб.: Изд-во ун-та, 2015. 184 с.

5. Турен А. Способны ли мы жить вместе? / / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред.

В.Л. Иноземцева). М., 1999. С. 484-485.

6. Ярулин И. Ф., Свищев М. П., Слон-ский Е. С., Ярулин К. И. Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае / / Ре-гионалистика. 2015. №2. С. 37-55.

7. Controlling our borders: making migration work for Britain. A five-year strategy for asylum and immigration.

HMSO, L., 2005 (www. archive2. officialdocuments.co.uk/document/ cin64/6472/6472.pdf).

8. Alvarez-Miranda В. Muslim Communities in Europe. Recognition of Religious Differences in Britain, Germany and France, 2018. P.7. (www.umich.edu/ Jinet/euc/PDF3/2005%20paper/Nava-ro%20culture%202-14-05.pdf).

Библиографическое описание статьи

Ус М. А. Этнические анклавы как форма интеграции инокультурных сообществ в Хабаровском крае: социологический аспект // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 156 - 163. БО! 10.22394/1818-4049-2019-89-4-156-163

Marina A. Us - graduate student, Far Eastern Institute of Management - branch RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). F^-m^ail:: inesa.us@mail.ru

Integration of the other cultural communities in the Khabarovsk region: sociological aspect

The article is devoted to the problems of integration of foreign cultural communities, which are formed on the territory of the Khabarovsk territory by ethnic migrants. The peculiarities of the existence of national minorities in the region focused on cultural autonomy with elements of political self-government. The characteristic of the enclave placement of ethnic migrants as an effective form of primary adaptation and integration into the new socio-territorial space is given. The article presents the results of sociological research among migrants, which allowed determine their migration preferences and features of integration and adaptation. Objective and subjective factors affecting the immigration characteristics of the Khabarovsk territory as a permanent place of residence are substantiated. Recommendations related to improving the effectiveness of integration activities in accordance with the existing conditions and factors at the level of inter-sector interaction are formulated.

Keywords: ethnic migrants, social adaptation, regional migration policy, foreign cultural communities, national diasporas, migrant enclaves, regional forms of adaptation of ethnic migrants, territorial organization of national minorities.

References:

1. Krivonosova L.A. Problems of preservation and transformation of the ethnic identity of migrants in the Far East Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki na Dal'nem Vostoke [Social and human sciences in the Far East], vol. XIV, issue 2, 2017, pp. 42-46. (In Russian).

2. Krivonosova L.A., Us M.A. Features of the ethnic identity of migrants in the Khabarovsk Territory Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and administration in the East of Russia], 2018, no. 3 (84), pp. 119-127. (In Russian).

3. Lebedeva, N.M. Theoretical and methodological approach to the study

of ethnic tolerance in the multicultural regions of Russia Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge [Tolerance in intercultural dialogue] Otv. ed. N.M. Lebe-deva, A.N. Tatarko. M., 2015, pp. 10-24. (In Russian).

4. Skvortsov, N.G. Ethnicity Problems in Social Anthropology. St. Petersburg: Publishing House of the University, 2015, p. 184. (In Russian).

5. Turen A. Are we able to live together? Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya [A new post-industrial wave in the West. Anthology] (under the editorship of V.L. Inozemtsev). M., 1999, pp. 484-485. (In Russian).

6. Yarulin I.F., Svishchev M. P., Slon-

sky E. S., Yarulin K. I. Dynamics of in-terethnic and interfaith relations in the Khabarovsk Territory Regionalistika [Regional Studies], 2015, no. 2, pp. 37-55. (In Russian).

7. Controlling our borders: making migration work for Britain. A five-year strategy for asylum and immigration. HMSO, L.,

2005 (www.archive2.officialdocuments. co.uk/document/cin64/6472/6472.pdi).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Alvarez-Miranda B. Muslim Communities in Europe. Recognition of Religious Differences in Britain, Germany and France, 2018. P.7. (www.umich.edu/ Jinet/euc/PDF3/2005%20paper/Nava-ro%20culture%202-14-05.pdf).

Reference to the article

Us M. A. Integration of the other cultural communities in the Khabarovsk region: sociological aspect // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 4 (89). Pp. 156-163. DOI 10.22394/1818-4049-2019-89-4-156-163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.