Научная статья на тему 'Этническая составляющая политических процессов в республике Дагестан в постсоветский период'

Этническая составляющая политических процессов в республике Дагестан в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
217
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ КВОТИРОВАНИЕ / КВОТНАЯ СИСТЕМА / ETHNIC AND POLITICAL PROCESSES / ETHNIC REPRESENTATION / ETHNIC QUOTAS / QUOTA SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Казбек Мусаевич

В статье анализируются основные этапы этнополитического процесса в постсоветском Дагестане, дается их обобщенная характеристика. Автор приходит к выводу, что этногрупповые интересы и этнический паритет являются важнейшими составляющими политической жизни в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the main stages of the ethnic and political process in post-Soviet Dagestan; their generalized characteristic is presented. The author concludes that ethnic groups’ interests and ethnic equality are important components of political life of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Этническая составляющая политических процессов в республике Дагестан в постсоветский период»

Казбек ИБРАГИМОВ

ЭТНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье анализируются основные этапы этнополитического процесса в постсоветском Дагестане, дается их обобщенная характеристика. Автор приходит к выводу, что этногрупповые интересы и этнический паритет являются важнейшими составляющими политической жизни в Дагестане.

The article analyzes the main stages of the ethnic and political processes in post-Soviet Dagestan; their generalized characteristic is presented. The author concludes that ethnic groups’ interests and ethnic equality are important components of political life of Dagestan.

Ключевые слова:

этнополитические процессы, этническое представительство, национальное квотирование, квотная система; ethnic and political processes, ethnic representation, ethnic quotas, quota system.

ИБРАГИМОВ

Казбек Мусаевич — соискатель Регионального центра

этнополитических исследований ДНЦ РАН kаzbek-ibrаg2012@ yandex.ru

Современный мир характеризуется неоднозначностью как мировых, так и региональных политических процессов, различием, а порой и противоположностью тенденций и векторов развития. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной и неоднозначной истории региона. Здесь тесно переплелись колонизационные явления и освободительная борьба, миграционные процессы и переход территорий от одного этноса к другому, дружба и добрососедство и этническая рознь. Все это не может не проявиться в ходе современного развития Северного Кавказа. Дагестан является единственной из республик в составе РФ, не имеющей так называемой титульной этнической группы. Тем не менее Дагестан выступает как национальная республика, как форма «коллективной политической автономии» (государствен -ности) дагестанских народов. Этнополитической особенностью Дагестана является то, что ни одна из этнических групп, входящих в официальный круг коренных народов, не составляет большинства в республике. Ни одна из групп не имеет такого численного или историко - культурного доминирования, чтобы исключить участие представителей других групп в принятии важнейших политических решений1.

В Дагестане примерно с конца 1930 -х гг. реальное положение дел сложилось так, что первые роли в высших эшелонах власти перешли к представителям одних и тех же двух -трех этнонациональных групп. Совершенно естественно, что при сохранении и живучести родоплеменных, клановых, клиентелистских, групповых связей, интересов и т.д. приоритет отдавался районам, заселенным соот -ветствующими этнонациональными группами. Квотная система, отраженная в этническом представительстве в органе «коллегиаль -ного президентства», является очевидной институциональной под -поркой этнического баланса во власти. Разделение властей, колле -гиальное президентство, сложная и детализированная электораль ная модель, этнический баланс в Народном собрании, процедура

1 Дагестан: социально-политические процессы 1997—1999 гг. // Кавказский узел; http://www.kavkaz -uzel.ru/articles/19736/

формирования Конституционного суда и коллегии Верховного суда республики также отражают этнический фактор.

Выборыв Народное собрание Дагестана, проходившие в 1990 - е гг., были важным этапом в утверждении институциональ -ного дизайна, опирающегося на квот -ный принцип поддержания этнической паритетности в органах представитель ной власти. Особенность дагестанского избирательного закона состояла в том, что республиканский Центризбирком наделялся полномочиями устанавливать национальные избирательные округа, где правом выдвижения своих кандидатур могли пользоваться только представи тели определенной этнической группы. Установление числа таких округов и их национальное распределение также нахо дились в компетенции Центризбиркома. Как пишет Э. Кисриев, «основная цель столь оригинальной избирательной системы в том, чтобы разрешить две задачи: предотвратить в территориаль-ных избирательных округах с нацио нально смешанным населением резкую межэтническую конфронтацию, которая неизбежно будет спровоцирована самим ходом предвыборной борьбы кандидатов различной национальности, и обеспе чить пропорциональное (соответственно их численности в населении Дагестана) представительство в парламенте основ ных этнических групп»1.

В Дагестане сформировался, хотя и в несколько искаженном виде, принцип этнического баланса или паритета во вла сти. Этот принцип состоял в стремлении к искусственному поддержанию этни ческих пропорций в кадровом составе органов власти как иллюстрации или под тверждению определенной парадигмы национально государственного строи тельства2. Действующая Конституция республики была принята в 2003 г. взамен Конституции от 26 июля 1994 г. Согласно новой Конституции, республика отказа лась от принципа национального предста вительства в высшем органе исполнитель

1 Кисриев Э. Дагестан: парламентские выборы и итоги референдума // Бюллетень Сети этноло -гического мониторинга и раннего предупрежде -ния конфликтов, 1999, 24 (март-апрель).

2 Дагестан: социально-политические процессы 1997-1999 гг. // Кавказский узел; http://www. кау]^ - uzel.ru/articles/19736/

ной власти3. Однопалатный парламент состоит из 72 депутатов, половина кото -рых избирается по партийным спискам, а другая половина — по 12 трехмандатным территориальным округам. Прошедшие парламентские выборы по многомандат ным округам показали, что с их помощью можно достаточно полно соблюсти про порции этнического представительства4.

Выборы в Народное собрание в 2007 и 2011 гг. впервые прошли без национального квотирования (специального закреплен ного законом механизма, обеспечиваю -щего представительство в парламенте всех основных народов республики). Списки политических партий составлялись так, чтобы при ожидаемом уровне голосов за ту или иную партию в Народном собрании соблюдались принципы национального паритета. В итоге национальный паритет в парламенте соблюсти вполне удалось.

В основе современных этнополитиче -ских процессов в Республике Дагестан лежат главным образом объективно суще -ствующие противоречия, обусловленные особым геополитическим положением Дагестана, ходом его исторического и этнического развития5.

Рассмотрим основные этапы этнополи тического процесса в РД.

Первый этап характеризуется повсе -местным созданием национальнокультурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее - повыше ния статуса языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно политических дви жений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этно кратической формы государственности в республике. Идея этнического самоопре -деления в этот период стала доминирую щей в общественном сознании региона. Наиболее активно ее пропагандировали сформировавшиеся в 1990—1992 гг. нацио -нальные (этнические) движения, которые вне зависимости от этнической специ фики достаточно быстро эволюциониро -

3 Дагестан - 2001 // http://eawarn.ru/pub/ АппиаЖерогу'АппиаЖероГ^еЬНоте2003/2003АП rep23.htm

4 Там же.

5 Абдуллаев М. -З.Н. Этнополитические процессы в Республике Дагестан: историко- правовые условия эволюции. — Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2004.

вали от общественных организаций, про возглашающих своей целью национально культурное возрождение, до политических партий или общественно политических движений, ставящих целью изменение го сударственного устройства1.

Второй этап — борьба между офи -циальной властью и национально политическими движениями по поводу государственного устройства республики и их политического статуса. Наибольшую активность проявили кумыкское движе ние «Тенглик» (нацеленное на создание собственной государственности), «Бирлик» (ногайская организация, стре -мившаяся добиться автономии для ногай цев), лезгинское движение «Садвал», которое грозило в случае затягивания Россией решения их проблем попытаться создать собственную государственность. О выходе из республики заявляло терское казачество, подчеркивающее свой статус отдельного (от русского) народа.

Значительным политическим собы -тием, способствующим обострению этно -политического процесса в регионе, было принятие 26 апреля 1991 г. закона «О реа -билитации репрессированных народов», который включал в себя пункт о террито риальной реабилитации.

Попытки пересмотреть администра тивные границы советского времени вызвали серьезные межэтнические кон фликты в Кизлярском районе (1991— 1992), конфликты лакцев с чеченцами в Новолакском районе (1991—1994), лезгин с азербайджанцами в Дербенте и долине Самура (1992—1994)2.

Третий этап — период урегулирова -ния межэтнических противоречий, пере ход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально политическими движе ниями и партиями, разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. Спад актив

1 Современные этнополитические процессы // http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/ document1520.pdf

2 Там же.

ности национальных движений проявился в снижении их влияния на общественное сознание, в низком рейтинге лидеров этих движений при выборах в законодательные органы власти3.

Более того, в 1997—1999 гг. официаль -ная политическая элита Дагестана начи нает интегрировать в свои ряды лидеров этнических партий и движений. А осво -божденное этническими партиями место политических радикалов, выступающих в роли разрушителей Дагестана, постепенно занимает религиозный экстремизм.

На четвертом этапе появились новые тенденции в этнополитическом процессе. Приведены в соответствие с федеральным законодательством правовые акты субъек тов федерации. Расторгаются двусторон -ние договоры между субъектами и феде -ральным центром как сыгравшие свою роль и исчерпавшие себя на новом этапе развития государственности.

Если раньше конкурирующие поли -тические группировки внутри Дагестана искали поддержку в Москве, и это про -тивостояние поддерживало устойчи вый политический баланс, то теперь Москва стала единственным гарантом устойчивости республиканской власти. Представители местной политической элиты считаются не с внутренним поряд ком вещей, а исключительно с мнением Москвы. Отсюда — неизбежное отчужде -ние местной правящей элиты от внутрен них запросов и требований общества.

Итак, этничность, этногрупповые инте -ресы и этнический паритет являются важ нейшими координатами, в которых опре деляется политическая жизнь в Дагестане. Главной функцией властных институ -тов Дагестана является регулирование межэтнических отношений, поддержание баланса коллективных интересов в кон тексте потенциально острой конкурентной борьбы между этническими группами.

3 Этнополитический фактор федерализма на Северном Кавказе в конце XX — начале XXI в. // http://kvkz.ru/history/2384- yetnopoliticheskij -faktor-federalizma-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.