Научная статья на тему 'Этническая культура татар в рамках этносоциологических исследований'

Этническая культура татар в рамках этносоциологических исследований Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
958
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС ТАТАР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNOS OF TARTARS / GLOBALIZATION / CULTURE / HISTORY / SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кондратьева Виолетта Владимировна

В XXI в. проблема традиций актуальна не только для татар, но и для многих национальных сообществ. Сегодня остро стоит проблема потери родного языка, многих традиций национальной культуры. В условиях всемирной глобализации, экспансии чужеродной массовой культуры, приводящих к вытеснению или сознательному отказу от национальных духовных ценностей, важно понять удивительную устойчивость и действенность принципиального традиционализма татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNICAL CULTURE OF TARTARS IN THE CONTEXT OF ETHNO-SOCIOLOGICAL RESEARCHES

In the 21 st century the problem of traditions is important not only for tartars, but also for many national communities. Nowadays there is being acutely occurred problem of losing the native language, many traditions of the national culture. In the context of the world globalization, expansion of alien mass culture, leading to extrusion of conscious refusal from the national moral values, it is significant to understand astonishing stability and actuality of principal traditionalism of Tartars.

Текст научной работы на тему «Этническая культура татар в рамках этносоциологических исследований»

УДК 39

В. В. Кондратьева

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТАТАР В РАМКАХ ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В XXI в. проблема традиций актуальна не только для татар, но и для многих национальных сообществ. Сегодня остро стоит проблема потери родного языка, многих традиций национальной культуры. В условиях всемирной глобализации, экспансии чужеродной массовой культуры, приводящих к вытеснению или сознательному отказу от национальных духовных ценностей, важно понять удивительную устойчивость и действенность принципиального традиционализма татар.

Ключевые слова: этнос татар, глобализация, культура, история, самоидентичность

In the 21st century the problem of traditions is important not only for tartars, but also for many national communities. Nowadays there is being acutely occurred problem of losing the native language, many traditions of the national culture. In the context of the world globalization, expansion of alien mass culture, leading to extrusion of conscious refusal from the national moral values, it is significant to understand astonishing stability and actuality ofprincipal traditionalism of Tartars.

Keywords: ethnos of Tartars, globalization, culture, history, self-identity

Ключевым понятием, которое характеризует процессы мирового развития в XXI в., является глобализация. Суть ее состоит в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимоотношений народов и государств, в новом качестве социальных связей и общественных процессов. Она складывается из множества глубинных трансформаций, происходящих в различных сферах человеческой деятельности. Однако глобализация на современном историческом этапе не исключает социального, экономического и культурного своеобразия отдельных регионов мира. Поэтому региональную вариативность общих процессов, в том числе и в России, современные исследователи все чаще начинают называть глокализацией [10, с. 26].

С открытием границ и вхождением России в глобальный мир общество столкнулось с агрессивной экспансией глобальной культуры, которая зачастую отождествляется с массовой культурой. Сегодня все чаще звучат призывы о необходимости принятия мер для сохранения традиционных этнических культур, поскольку они исчезают под напором вестернизации. Происходит утрата традиционных ценностей, потеря родного языка, обычаев и традиций и, как следствие, исчезновение культуры.

С другой стороны, местные обычаи инкорпорируются в модернизированную действительность. (Например, в День Пуджи Сарасвати исследователи обнаружили, что компьютерные терминалы в компаниях действительно боготворятся: они украшены гирляндами цветов, и перед ними стоят курительни-цы с благовониями. Таким образом, индийские бизнесмены, специализирующиеся на компьютерной технике, остаются в культурном смысле индийцами, почитая местные культурные традиции [8, с. 100].)

Этот опыт, как и опыт включения элементов традиционных культур самых разных народов -китайцев, японцев, мексиканцев и др. в глобальную

культуру, свидетельствует о том, что традиционные культуры не исчезают, а встраиваются в мировой культурный гипертекст [7, с. 97]. Несмотря на это многие культуры прекращают существование. На самом деле, какие-то культуры сохраняются лишь в антропологическом и этнографическом описаниях и не входят в широкий культурный оборот: их никто не знает, кроме самих малочисленных носителей и узкого круга ученых.

Реалии современности в том, что сохранение культуры - это не только ее воспроизводство на уровне общины. Гарантию сохранности традиционной культуры обеспечивает в большей мере ее включенность в глобальный культурный гипертекст. Последний создается новейшими мультимедийными технологиями и сферами экономической деятельности.

Современная эпоха имеет свои капризы: тот, кто не нашел своего места, не «прозвучал» в информационном пространстве, выпадает из глобального пространства, в котором мы все сегодня живем. Информационное пространство в широком смысле включает как мультимедийные потоки, так и сферу потребления. Туризм, национальная кухня, музыка, стиль моды - это тоже информация. Попасть в культурный гипертекст - значит сохранить культуру [11, с. 59-65].

Можем ли мы сегодня говорить о том, что татарская культура представлена в этом глобальном пространстве? В каких-то элементах - да. Например, Сабантуй празднуется на разных континентах: в Америке, Германии, Австралии и т. д. Но он празднуется татарскими общинами с небольшим охватом местных жителей тех территорий, где его проводят. Есть художники, композиторы, журналисты, знакомящие жителей мирового сообщества с татарской культурой, такие как композитор Масгуда Шамсут-динова, которая живет и занимается творчеством в

158

Сиэтле, художник Шамиль Гимаев и журналистка, редактор трехъязычной татаро-русско-немецкой газеты «АкаЪа8Ь» («Альтабаш») Венера Вагизова, работающие в Германии, и некоторые другие. Но это отдельные личности, творящие эксклюзив.

Культура же, чтобы ее знали и узнавали по ее отдельным образцам, должна входить в повседневность, распространяться массово. Культурные элементы сегодня, благодаря новым технологиям, превращаются в бренды народов, цивилизаций и государств. Пока в этом лидируют американцы, те, кто первыми начал развивать информационные технологии. Они имеют огромное количество глобальных товаров, ставших символами страны и самих американцев: кока-кола, гамбурер, джинсы, «Форд», Микки-маус и т. д., ряд этих культурных брендов можно еще долго продолжать [8, с. 104].

В любой культуре есть особенное, интересное, то, что способно обогатить и разнообразить картину мира, у татар в том числе.

Например, Казань и другие города Татарстана - клондайк туристического бизнеса. Но не того традиционного, который имеет место быть, а со своей специфической культурной начинкой. Туристов сегодня все более привлекают не просто поездки с проживанием в типовых, со следами советского стиля, или западного типа 4-5-звездочных гостиницах, а локальный колорит, местные, неизвестные приезжим культуры, а в последнее время -возможность пожить в условиях традиционной среды. Для татар же есть еще один благодарный отряд туристов - татары из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, стремящиеся познакомиться с этнической родиной [1, с. 107].

Но это все задачи других исследователей: различного рода маркетологов, менеджеров; нас же сегодня интересует, как народу, который занимает второе место по численности в составе России, не затеряться среди многоликих культур многонациональной Российской Федерации, сохранить и приумножить то, что татары имеют на сегодняшний день.

Из характерных этнических особенностей, которые подчеркивают отличие этого народа, обычно называют: стойкость, мастерство, трудолюбие, грамотность и т. д. [2, с. 34].

Татары, проживая дисперсно, с учетом того, что зоны их компактного расселения были разбросаны по многим административным образованиям, оказались в наихудшем положении. Да и сегодня во многих регионах татары лишены национальной школы, в лучшем случае только 5-6 % татарских детей получают среднее образование на родном языке. Изучение этноязыковых процессов весьма актуально, так как сохранение и рост численности татар, особенно за пределами Татарстана, во многом

зависит от замедления ассимиляционных процессов, связанных в решающей мере с потерей родного языка. Также немаловажным показателем того, что татарская нация теряется в процессе происходящей глобализации, является увеличение числа смешанных браков, с определенным количеством проблем.

Основными проблемами, возникающими в межнациональных браках, можно назвать определение национальности родившихся детей; конфликты между детьми и родителями по национальноэтническим вопросам; опасения утраты языка, обычаев, традиций у вступающих в брак и их потомков. Важной особенностью лиц, состоящих в смешанных браках, является отрицательная реакция на все то, что связано с интерпретацией национальности, отношения к межнациональным бракам и т. п., поэтому при этнической самоидентификации детей решающую роль играют этническая принадлежность отца и доминирующий на уровне непосредственного окружения язык [9, с. 242].

В настоящее время с развитием общества усилились социальные факторы, нарушающие сложившиеся демографические традиции и установки. Среди них особенно сильное влияние оказывают город и городской образ жизни, развитие средств массовых коммуникаций, повышение уровня образования населения. Особое значение имеет утрата, особенно среди молодых людей, народных традиций. Большую роль играет наблюдающееся сближение традиций у русских и татар, объясняемое унификацией культуры в силу глобализации. Из-за утраты элементов народных традиций у татар возникают тенденции, направленные на нарушение социальных ценностей брака (стремление к европейскому типу семьи), рост гражданских браков, нуклеаризацию семьи, снижение доли приверженцев господствующей религии, что с точки зрения демографов способствует снижению естественного прироста татарского населения. Кроме того, в сельской местности, где все еще преобладает татарское население, разрушение патриархальных ценностей идет менее интенсивно. При этом накладывается действие социальноэкономических проблем, таких как низкая оплата труда, отсутствие культурного досуга и широты социального выбора [3, с. 145-147].

Сегодня во многих городах России представлены различные национальные кухни, большое количество фастфуда, но татарского кафе практически нигде нет, с трудом можно найти даже в самой Казани. А ведь в столицах Узбекистана, Азербайджана или Турции полно мест с национальным колоритом, музыкой и кухней. Если говорить об интерьере современных татарских домов, то национальный орнамент нигде, к сожалению, не употребляется, но мы уверены, что редкому узбеку, азербайджанцу или турку придет в голову жить

159

в квартире с чуждым ему европейским, греческим или египетским стилем.

Актуализация исторического прошлого, наряду с языком, религией, становлением единой системы образования, демократизацией и либерализацией общества, является важнейшим фактором формирования нации и национального самосознания.

К сожалению, в настоящее время проблемы исторического прошлого татар в рамках этносо-циологических исследований не изучаются. Тем не менее значимость этой темы чрезвычайно высока, поскольку само формирование нации неразрывно связано с обретением ею своей истории.

Прошлое вполне реально присутствует в настоящем, и не только в виде памятников и других артефактов, но и в наследуемой от предшествующих поколений невидимой кладовой социального опыта, включающей систему идей и регламентаций.

Как писал знаменитый английский археолог и философ Р. Коллингвуд, подчеркивая разницу между наукой историей и памятью: «Безусловно, сознание, которое не могло бы помнить, не обладало бы и историческим знанием. Но память как таковая - всего лишь мысль, протекающая в настоящем, объектом которой является прошлый опыт как таковой, чем бы он ни был. Историческое знание - это тот особый случай памяти, когда объектом мысли настоящего является мысль прошлого, а пропасть между настоящим и прошедшим заполняется не только способностью мысли настоящего думать о прошлом, но и способностью мысли прошлого возрождаться в настоящем» [6, с. 280].

В этой связи историческая память, наряду с общностью языка, общностью культурно-бытовых особенностей, общностью религии, является стержневой скрепой нации, причем как в политическом (политическая нация), так и в этнокультурном (эт-нонация) плане.

Слияние этнических групп требует большого объема информации, что создает потребность в организации эффективных коммуникационных

связей. Наиболее содержательным и функциональным средством информационного действия и коммуникационного взаимодействия в настоящее время является глобальная сеть Интернет. В этой связи вопрос о консолидации культурных групп татар в контексте развития новых средств информирования и коммуникации представляется крайне актуальным. Наличие в сети веб-сайтов, являющихся центрами культурно-информационных потоков, способствует объединению разобщенных татарских общин и организации культурного обмена между территориально отдаленными этническими группами [5, с. 118].

Использование интернет-технологий в процессе взаимодействия этнических групп способствует культурной и социальной консолидации, несмотря на территориальную разобщенность. Единый информационный портал позволит не только аккумулировать информацию об объектах культурного наследия татар, но и открыть к ним доступ широкой аудитории, что в конечном итоге будет способствовать консолидации культурного сообщества. Использование цифровых коммуникационных технологий расширяет информационное пространство далеко за пределы политической границы государства. Вместе с информационным пространством расширяется и культурное пространство, объединяя локальные культурные группы.

Стремление к незыблемости древних традиций создавало новые способы их сохранения в условиях изменяющейся действительности, и механизм его самосохранения - это поддержание равновесия или оптимального баланса между традицией и новацией, между замкнутостью и открытостью.

Совершенно очевидно, что в XXI в. решить многоплановую проблему сохранения традиций можно только опираясь на возможности школы, местной администрации, вузовского образования и науки, так как многое сегодня зависит от выработки формы ретрансляции традиционной культуры, языка и традиционной веры.

1. Закиров, Р. З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX - начале XXI в. / Р. З. Закиров. - Казань, 2006.

2. Исхаков, Д. Татары к 2025 году: демографический прогноз / Д. Исхаков, М. Мустафин, Н. Биктимиров. - Казань, 2007.

3. Исхаков, Д. М. Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика / Д. М. Исхаков. - Казань, 2004.

4. Кастельс, М. Информационная эпоха / М. Кастельс. - М., 2001.

5. Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд; пер. и коммент. Ю. А. Асеева. - М.: Наука, 1980. - (Памятники ист. мысли).

6. Малькова, В. К. Культура и пространство / В. К. Малькова. - М., 2006.

7. Сагитова, Л. В. Этническая культура в контексте глобализации: проблемы выживания / Л. В. Сагитова // Татарская нация: концептуальные исследования. - Казань, 2004.

8. Суверенитет и этническое самосохранение: идеология и практика: сб. ст. / под ред. Л. М. Дробижевой. - М.: ИЭАРАН, 1995.

9. Тураев, В. А. Глобальные проблемы современности: учеб. пособие / В. А. Тураев. - М.: Логос, 2001.

10. Харисова, Л. А. Культура народов Татарстана / Л. А. Харисова. - Казань, 2005.

Сдано 13.07.2012

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.