Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. САМАРА)'

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. САМАРА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пустарнакова Анна Александровна, Малаканова Ольга Александровна, Гатауллина Галина Владимировна

В статье анализируется этническое самосознание современной молодежи крупного города Самары. Молодежь - чрезвычайно активная и одновременно очень чувствительная часть нашего общества, обладающая огромным социальным потенциалом. Особое значение в современном обществе занимает воспитательная работа с молодежью, развитие патриотизма и любви к своему народу. В связи с этим актуальным является изучение этнического самосознания современной молодежи, выявление ее чувств, мотивов, жизненных устремлений, приоритетов.На основе данных качественного исследования, проведенного с помощью метода интервью, было показано, что большинство информантов доброжелательно и с уважением относятся к русским, говорят о необходимости сохранения и передачи знаний о традициях и обычаях своего народа. Задумываются о своей этнической идентичности молодые люди, когда контактируют с представителями других этнических групп или посещают национальные мероприятия. В процессе повседневного взаимодействия с коллегами или одногруппниками этническая идентичность практически никак не проявляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пустарнакова Анна Александровна, Малаканова Ольга Александровна, Гатауллина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY OF MODERN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF G.O. SAMARA)

The article analyzes the ethnic identity of modern youth of the large city of Samara. Young people are an extremely active and at the same time very sensitive part of our society, which has a huge social potential. Of particular importance in modern society is educational work with young people, the development of patriotism and love for one’s people. In this regard, it is relevant to study the ethnic self-awareness of modern youth, to identify their feelings, motives, life aspirations, and priorities. Based on the data of a qualitative study conducted using the interview method, it was shown that the majority of informants treat Russians kindly and with respect, they talk about the importance of preserving and transmitting knowledge about the traditions and customs of their people. Young people think about their ethnic identity when they come into contact with representatives of other ethnic groups or attend national events. In the process of everyday interaction with colleagues or classmates, ethnic identity is practically not manifested in any way.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г.О. САМАРА)»

Этническая идентичность современной молодежи (на примере г.о. Самара)

Пустарнакова Анна Александровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва E-mai: aa.pustarnakova@yandex.ru

Малаканова Ольга Александровна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва E-mai: malakanova@mail.ru

Гатауллина Галина Владимировна,

магистрант кафедры социологии и культурологии, программы «Межэтнические отношения в современной России», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва E-mail: 22gretta87@mail.ru

В статье анализируется этническое самосознание современной молодежи крупного города Самары. Молодежь - чрезвычайно активная и одновременно очень чувствительная часть нашего общества, обладающая огромным социальным потенциалом. Особое значение в современном обществе занимает воспитательная работа с молодежью, развитие патриотизма и любви к своему народу. В связи с этим актуальным является изучение этнического самосознания современной молодежи, выявление ее чувств, мотивов, жизненных устремлений, приоритетов. На основе данных качественного исследования, проведенного с помощью метода интервью, было показано, что большинство информантов доброжелательно и с уважением относятся к русским, говорят о необходимости сохранения и передачи знаний о традициях и обычаях своего народа. Задумываются о своей этнической идентичности молодые люди, когда контактируют с представителями других этнических групп или посещают национальные мероприятия. В процессе повседневного взаимодействия с коллегами или одногруппниками этническая идентичность практически никак не проявляется.

Ключевые понятия: идентичность, этническая идентичность, молодежь, самосознание молодежи.

Изучение этнической идентичности современной молодежи является актуальным в связи с решением достаточно широкого круга проблем: от поиска путей культурно-исторической преемственности в воспитании подрастающего поколения до решения вопросов самоидентификации на фоне социально-политических процессов, происходящих как в российском обществе, так на международной арене.

Проблема этнического самосознания обнаруживает себя, как правило, в кризисные, переломные периоды жизни общества. Современное этнокультурное состояние России, всех народов, проживающих на ее территории, и русских, в частности, заключается в том, чтобы понять и познать себя. Л.М. Дробиже-ва пишет, что «для граждан страны их идентичность важна для социально-психологического состояния, осознания себя и представлений о целях в будущем. Для одних это ощущение общей связанности с прошлым, для других -общности интересов в настоящем и будущем» [1].

Идентичность определяется нами как системное личностное качество, характеризующееся многокомпонентностью и динамичностью, которое формируется в результате идентификации (отождествления) индивида с конкретной общностью на основе сознательного или бессознательного принятия им своей уникальности, поддержания собственной цельности и субъектности, в подверженном изменениям внешнем мире [2].

Этническая идентичность входит в структуру социальной идентичности. Она является выражением представлений человека о себе как о члене этнической группы. К определяющим признакам этнической идентичности принято относить: язык, происхождение, историческая память, культура, гражданство, ценности и нормы, внешность. Этническую идентичность мы понимаем как много-

136

компонентное личностное образование, связанное с переживанием своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других этнических групп в результате когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса.

Этническая идентичность - это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Таким образом субъект определяет свое место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы. Чем больше членов этнической группы разделяют общую идентичность, тем больше вероятность совместных действий в ее защиту [3].

Согласно подходам таких исследователей, как Ж. Пиаже, К. Кларк, Г. Ол-порт, И. Снежкова, Т. Титова, существует ряд объективных факторов, которые влияют на субъекта в процессе его социализации и формирования его идентичности. Это такие факторы как: семейное окружение, особенности национальной культуры, ее нормы, обычаи и традиции, особенности педагогических условий, в которых находится человек в процессе социализации, религия. Каждый из данных факторов имеет свое специфическое этнокультурное содержание и характер. Кроме того, на данный процесс существенное влияние оказывает актуальное состояние этноса, те процессы, которые происходят в нем в данный исторический момент и актуализируют значимость этноинтегрирующих и этно-дифференцирующих признаков. Влияние данных факторов преломляется через сознание индивида и оформляется в виде некоторого образа себя, как представителя своей группы. Данный образ складывается из когнитивного компонента (кто я, кто мы, кто другие), эмоционального компонента(как я к этому отношусь) и поведенческого (как должно себя вести, будучи...) [4].

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, зависящие

от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется 14 годами, когда наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В течение становления личности молодого человека происходит формирование его ценностных ориентиров. В связи с тем, что окружающий мир постоянно и стремительно меняется, ранее казавшиеся незыблемыми ценности подвержены разрушению, поиск молодыми людьми своей идентичности, складывающейся системы ценностей, становятся все более актуальными, поскольку определяют способность к адаптации к быстро меняющемуся обществу.

Таким образом, к молодежи можно отнести и 14-летнего подростка, и 35-летнего возможно уже состоявшегося человека. При том, что они могут отличаться различными ценностными ориентирами, их объединяют возрастные рамки, обозначенные законодательством.

Под молодежью понимается социально-демографическая группа, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, определяемых общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания данного общества. Возрастные границы указанной социальной группы размыты и различаются в зависимости от конкретных подходов. В России сегодня к молодежи относят людей в возрасте от 14 до 35 лет [5].

В нашем исследовании мы обращаемся к изучению молодежи г.о. Самара в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежь школьного возраста мы не рассматривали в связи с тем, что молодые люди этого возраста еще не полностью определились со своими представлениями

о своем этносе и государстве, они еще не имеют полноценных гражданских прав и зависимы от родителей в материальном и мировоззренческом смысле.

Наше исследование было выполнено в рамках качественной методологии, применялся метод полуструктурированного интервью, что позволило обратиться к изучению внутреннего мира информантов, получить данные об их мыслях, чувствах и действиях в отношении изучаемых нами идентичностей. Выборочная совокупность формировалась исходя из следующих значимых характеристик: проживание в г. Самара, представленность социально-демографической группы по полу и возрасту. Всего в рамках исследования было получено 20 интервью от информантов в возрасте от 18 до 35 лет. Все информанты идентифицируют себя с русской этнической группой.

В соответствии с задачами исследования, были изучены три компонента этнической идентичности-когнитивный (знания о своей этнической группе), эмоциональный (чувства, которые испытывают люди по поводу своей этнической принадлежности), поведенческий (действия, которые человек совершает, будучи представителем определенной этнической группы).

Что касается знаний и представлений о своей этнической группе можно отметить, что большинство опрошенных информантов знают такие традиции (праздники) своего народа, как Масленица, Рождество, Пасха (16 информантов); по 2 человека назвали Крещение, Яблочный спас, день Ивана купала, День народного единства, День Победы, 2 информанта сказали, что знают свадебные обычаи.

Большинство из всех опрошенных ответили, что сейчас важно сохранять и передавать знания о традициях и обычаях своего народа (18 человек), только 2 человека считают, что это не имеет значения. Информанты, у которых есть дети, отметили, что важно детей воспитывать в среде многонационального государства, рассказывать им, что существует много разных народов, и что со всеми нужно жить в мире, не разде-

лять и не допускать угнетение одного народа другим: «Я считаю, что ребенку нужно передавать традиции русского народа, рассказывать о разных народах, о том, что люди все равны, независимо от национальности» (жен; 31).

Что касается посещения национальных мероприятий и соблюдения национальных традиций, то большинство опрошенных посещают только масленичные гулянья в парках или на площадях города, либо празднуют праздники в кругу семьи. По данным интервью, можно сказать, что этнические традиции переплетаются с религиозными или на них основаны. Влияние религии на этническую идентификацию зависит от возраста информантов, информанты из числа студентов считают его не таким значительным, только 3 человека сказали, что религия влияет на этническую самоидентификацию, но молодые люди, которые работают и имеют семью (7 человек) уверены, что религия оказывает существенное влияние на этническую самоидентификацию. «Ядумаю, что религия для понимания своей этнической идентичности - это главное, на первом месте» (жен; 35).

Большинство информантов (18 человек) ответили, что отношение к русским, как к народу не меняется, оно остается на хорошем, доброжелательном уровне. Чувства, вызываемые принадлежностью к своему народу, информанты описывают так: 11 человек испытывают чувство гордости, восхищения; 2 человека - положительные чувства, 7 человек - нейтральные, ровные чувства, «просто как данность».

При ответе на вопрос, о том при каких обстоятельствах информант вспоминает о принадлежности к своей этнической группе, большинство информантов (9 человек) вспоминают об этом, когда посещают какие-либо мероприятия, концерты, например, парад на День Победы, Масленицу, так как разные народы ведут себя по-разному на таких мероприятиях; 5 человек вспоминают о своей принадлежности, когда видят людей другой этнической группы и когда их об этом спрашивают; 2 информанта - не дума-

138

ют об этом вообще, 2 человека никогда об этом не забывают и 2 информанта вспоминают о своей этнической идентичности, когда путешествуют в другие страны.

Также в исследовании мы хотели узнать, важен ли этнический аспект при ежедневном взаимодействии людей, на учебе или работе. Большинство информантов (16 человек) ответили, что это не важно, главное, чтобы человек был хорошим и в работе выполнял свои обязанности: «При общении все равны для меня» (жен; 18). 2 человека ответили, что не сталкивались с людьми другой этнической группы во время обучения или работы, а 2 информанта отмечают, что общение с другими этническими группами значимо и дает им новые знания, либо это было бы интересно: «Интересно знать что-то о других» (муж; 18).

На вопрос, боятся ли информанты представителей какой-либо этнической группы, практически все ответили, что не боятся, некоторые отметили, что это стереотипное мышление, и самое главное в человеке не национальность, а воспитание: «Не боюсь, дело не в национальности, а в воспитании» (жен; 21).

На вопрос, кем важнее быть, русским или россиянином, информанты дали следующие ответы: 10 человек - россиянином: «Больше россиянином, чем русским, так как в многонациональной стране считать себя только русским сложнее, чем россиянином» (жен; 22). 6 человек - русским: «для меня важнее быть русским, это мои корни». 2 человека хотели бы быть русским-россиянином: «Русским- россиянином, для меня важно, чтобы понятия россиянин и русский не разделялись, то есть не важно ты, там я не знаю, азербайджанец в России или русский в России, чтобы это было одинаковыми правами и возможностями обладали» (жен., 35), 2 информанта ответили, что все равно, важно быть человеком.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что для молодежи этническая идентичность наряду с гражданской идентичностью остается одним из компонентов социальной

идентичности личности, молодым людям важно себя чувствовать и частью этнической группы (русскими), и частью государства (россиянами). Опрошенные информанты подчеркивают, что живут в многонациональном государстве (и в многонациональном городе Самара), поэтому важно не забывать о толерантности, о доброжелательном и уважительном отношении к представителям различных этнических групп.

Литература

1 Дробижева, Л.М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества / Л.М. Дробижева // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 4. -С. 7-22.

2 Коренева, В.В. Сущность и содержание позитивной этнической идентичности / В.В. Коренева, С.И. Осипо-ва // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 7. - С. 134137.

3 Баранов, Н.А. Этничность и этническая идентичность / Н.А. Баранов // nicbar [сайт Николая Баранова]. - 2016. - URL: https://www. nicbar.ru/politology/study/kurs-etnop-olitologiya/287-lektsiya-2-etnichnost-i-etnicheskaya-identichnost (дата обращения: 22.05.2023)

4 Циткина, А.А. Этническая идентичности в структуре этнического самосознания личности / А.А. Циткина // Форум молодых ученых. - 2017. -№ 4 (8). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etnicheskaya-identichnosti-v-strukture-etnicheskogo-samosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 22.03.2023).

5 Аскаров, Р. Р. Молодежь как социально-демографическая группа и её ценностные ориентации / Р.Р. Аскаров, Т.В. Коротаева // cy-berleninka.ru: научная электронная библиотека. - Скиф. - 2023. - № 1 (77). - С. 263-267. -URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/molodezh-kak-sotsialno-demograficheskaya-gruppa-

139

i-eyo-tsennostnye-orientatsii (дата обращения: 23.01.2023).

ETHNIC IDENTITY OF MODERN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF G.O. SAMARA)

Pustarnakova A.A., Malakanova O.A., Gataullina G.V.

Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev

The article analyzes the ethnic identity of modern youth of the large city of Samara. Young people are an extremely active and at the same time very sensitive part of our society, which has a huge social potential. Of particular importance in modern society is educational work with young people, the development of patriotism and love for one's people. In this regard, it is relevant to study the ethnic self-awareness of modern youth, to identify their feelings, motives, life aspirations, and priorities. Based on the data of a qualitative study conducted using the interview method, it was shown that the majority of informants treat Russians kindly and with respect, they talk about the importance of preserving and transmitting knowledge about the traditions and customs of their people. Young people think about their ethnic identity when they come into contact with representatives of other ethnic groups or attend national events. In the process of everyday interaction with colleagues or classmates, ethnic identity is practically not manifested in any way.

Keywords: identity, ethnic identity, youth, self-awareness of youth.

References

1 Drobizheva, L.M. The dynamics of civil identity and its resource in the positive integration processes of Russian society / L.M. Drobizheva // Monitoring of public opinion: Economic and social changes. -2017. - No. 4. - P. 7-22.

2 Koreneva, V.V. Essence and content of positive ethnic identity / V.V. Koreneva, S.I. Osipova // Modern pedagogical education. - 2022. - No. 7. - P. 134-137.

3 Baranov, N.A. Ethnicity and ethnic identity / N.A. Baranov // nicbar [Nikolai Baranov's website]. - 2016. - URL: https://www.nicbar. ru/politology/study/kurs-etnopolitologiya/ 287-lektsiya-2-etnichnost-i-etnicheskaya-identichnost (date of access: 22.05.2023)

4 Tsitkina, A.A. Ethnic identity in the structure of ethnic self-consciousness of the individual / A.A. Tsitkin // Forum of Young Scientists. - 2017. - No. 4 (8). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-identichnosti-v-strukture-etnicheskogo-samosoznaniya-lichnosti (date of access: 03/22/2023).

5 Askarov, R.R. Youth as a socio-demographic group and its value orientations / R.R. Askarov, T.V. Korotaeva // cyberlen-inka.ru: scientific electronic library. - Skif. -2023. - No. 1 (77). - P. 263-267. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-kak-sotsialno-demograficheskaya-gruppa-i-eyo-tsennostnye-orientatsii (Date of access: 01/23/2023).

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.