Научная статья на тему 'Этническая идентичность и ценностные ориентации городской молодежи Сибири (на примере молодежи Сургутского района ХМАО-Югры)'

Этническая идентичность и ценностные ориентации городской молодежи Сибири (на примере молодежи Сургутского района ХМАО-Югры) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ETHNIC IDENTITY / VALUES / THE YOUTH / SOCIAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жандарова Яна Валерьевна, Попова Наталья Григорьевна

Автор вводит в научный оборот материалы опроса среди молодежи Сургутского р-на ХМАО-ЮГРА по проблемам жизненных ценностей. Анализ данных по отношению к наиболее значимым социальным ценностям семья, брак, работа, патриотизм коррелирует с этнической дифференциацией молодежи. Результаты анализа позволяют дать оценку перспектив актуализации человеческого потенциала региона и спрогнозировать его развитие на ближайший период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жандарова Яна Валерьевна, Попова Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY AND VALUE SYSTEM OF URBAN YOUTH IN SIBERIA (BASED ON THE YOUTH OF KHMAO-YUGRA DISTRICT OF SURGUT)

The author introduces materials of the poll among the youth of Khmao-Yugra district of Surgut. Data analysis concerning most important social values (family, marriage, work, patriotism) correlates with ethnic diversity of the youth. The results of the analysis make it possible to appraise the prospects of human potential realization and to predict its development in the near future.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность и ценностные ориентации городской молодежи Сибири (на примере молодежи Сургутского района ХМАО-Югры)»

© 2009

Я.В. Жандарова, Н.Г. Попова

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

ХМАО-ЮГРЫ)

Автор вводит в научный оборот материалы опроса среди молодежи Сургутского р-на ХМАО-ЮГРА по проблемам жизненных ценностей. Анализ данных по отношению к наиболее значимым социальным ценностям — семья, брак, работа, патриотизм — коррелирует с этнической дифференциацией молодежи. Результаты анализа позволяют дать оценку перспектив актуализации человеческого потенциала региона и спрогнозировать его развитие на ближайший период.

Ключевые слова: этническая идентичность, ценностные ориентации, молодёжь, социальные ценности.

Цель современной социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО-ЮГРА) состоит в поддержании демографической динамики, соответствующей по своим параметрам потребностям устойчивого социально-экономического развития региона при сохранении преимуществ в жизнеобеспечении населения, интенсификации собственных источников роста и повышении уровня стабильности его состава.

Сущность проблемы заключается в недостатке постоянного населения в регионе. Устойчивость демографического развития ХМАО-ЮГРЫ достигается за счет молодой возрастной структуры населения. Средний возраст жителей округа составляет 32,4 года; у мужчин этот показатель составляет 31,6, у женщин — 33,2.

Особенно остро для ХМАО-ЮГРЫ стоит проблема укоренения социально-активного молодого населения. Это диктует необходимость формирования определенных качеств человеческого капитала будущих поколений. Согласно самому прагматичному определению, человеческий капитал — это оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. В общих чертах он представляет суммарную результирующую капитала образования, капитала здоровья, капитала культуры.

Актуализация человеческого капитала предполагает формирование ценностных ориентаций и установок у населения, направленных на: — сохранение и укрепление здоровья; — активное желание обустраивать и развивать регион — работать, создавать семьи, воспитывать детей; — накопление образовательного и культурного капитала; — реализацию творческой сущности личности в сфере труда и досуга.

Молодежь — это социальная группа, которой совсем скоро предстоит занять свое место в современном мире и реализовывать те задачи, которые стоят перед регионом и страной. Ценностные установки современной молодежи определя-

ют, какие цели она будет ставить и какими способами она их будет достигать.

Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи осложняется тем, что в силу высокой доли мигрантов ХМАО-ЮГРА является полиэтничным и поликультурным регионом. Это является дополнительным источником неоднородности молодежной группы, т.к. ее представители выступают носителями различных этноконфессиональных ценностей и традиций. Важно понять специфику ценностных ориентаций разных этнических групп в структуре молодежи и меру их согласованности и рассогласованности. В данной статье рассматриваются ценностные приоритеты молодежи Сургутского р-на ХМАО-ЮГРА сквозь призму этнических различий.

Эта проблема определяет содержание проекта ИАЭТ СО РАН и СурГПУ «Созидательный потенциал и творческий капитал молодежи Сургутского района», проведенного при поддержке администрации Сургутского р-на ХМАО в 2008 г. Исследование проводилось методом раздаточного анкетирования, была опрошена молодежь в возрасте от 14 до 35 лет (учащиеся старших классов школ, колледжей, профессиональных училищ, техникумов, студенты вузов и работающая молодежь). Опрос проводился на двух выборочных совокупностях: 949 чел. и 444 чел.; применялась многоступенчатая выборка.

Состав выборочной совокупности включает около 50 этнических сообществ. Из них 54 % составляют русские, остальные этносы представлены немногочисленными группами (до 9 %, многие 1—2 % и менее), которые были объединены для получения статистически наполненных групп. В 1—3 группы попали наиболее многочисленно представленные: русские, украинцы и белорусы и татары. Представленность остальных этнических сообществ составила менее 5 %, поэтому условно они были разделены на две группы. В первую вошли представители тех народов, которые, приезжая на территорию России, склонны образовывать замкнутые диаспоры, сохраняя свои традиции, язык и веру и поддерживая тесные внутриэтнические связи: азербайджанцы, армяне, киргизы, ногайцы, осетины, таджики, узбеки, цыгане, чеченцы, дагестанцы.

Во вторую группу были включены представителей всех других народов (авары, башкиры, даргинцы, кумыки, лезгины, марийцы, молдаване, мордва, немцы, казахи, гагаузы, индусы, ханты, курды, удмурты, уйгуры и др.); сюда же была отнесена молодежь с двойственной этнической идентичностью (указавшие двойные идентичности, например, русский-киргиз, татарка-марийка, дагестанец-кумык).

Общая этническая структура по обеим выборочным совокупностям следующая: русские — 54 %, украинцы и белорусы — 6 %, татары — 9 %; закрытые диаспоры — 11 %, другие этносы — 15 %, не дали ответа — 5 %.

Анализ результатов анкетирования показал, что наиболее значимыми ценностями для молодёжи Сургутского Севера являются: получение хорошего образования (60 %), создание семьи и обеспечение достойной жизни детям (46 %), хорошие верные друзья — 42 %.

Следующими по приоритетности и практически равнозначными являются ценности материального обеспечения себя и близких (41 %), хорошей работы (36 %), карьеры (37 %), профессионализма (38 %).

Почти треть молодежи отмечают ценность любви и близких отношений —

30 % и саморазвития (как личности) — 29 %. Ценность здоровья актуальна для 25 % опрошенной молодежи. Ценность богатства значима для 18 и 26 % молодежи соответственно.

Ценности гедонистического характера (развлекаться, испытывать острые ощущения) значимы для 22 %. И еще 20 % хотят путешествовать, что, однако, нельзя рассматривать как проявление только гедонизма, поскольку мотивацию к путешествиям может определять стремление к познанию мира и развития личности.

Наименее актуальными ценностями для молодежи являются следующие: приносить пользу обществу, людям — 12 %; добиться славы, признания — 11 %; быть самостоятельными, независимыми от родителей — 10 %; добиваться власти — 5 %, жить религиозной жизнью — 4 %.

В свете федеральных и региональных программ по стимулированию рождаемости, укреплению семьи и укоренению населения особо актуальной является проблема отношения молодёжи ХМАО-ЮГРЫ к вопросам семьи и брака. Как отмечают многие источники, осознание этой ценности приходит к 18 годам.

Семейные ценности молодежи Сургута достаточно устойчивые. Результаты исследования показывают, что абсолютное большинство молодежи отдают предпочтение семейной жизни — 85 %, к одинокой жизни склонны менее 5 % молодежи.

Отметим, что, несмотря на общемировые тенденции изменения форм семьи (распространение гражданских браков, неполных семей и пр.) большинство представителей сургутской молодежи остаются приверженцами традиционной (зарегистрированной) формы брака (ее выбрали 71 % опрошенных).

Если же взглянуть на эти данные сквозь призму этничности, то перед нами предстает следующая картина: среди русских данной форме брака отдают предпочтение 70 %, среди украинцев и белорусов —76 %, среди татар—88 %, среди закрытых диаспор — 67 %. При этом для 9 % молодых людей подходит гражданская форма отношений. Заметим, что для части молодежи эти два варианта не исключают друг друга.

Необходимо также отметить, что наиболее консервативными в этом вопросе являются татары. Большинство респондентов-татар продемонстрировали более устойчивые ориентации на зарегистрированный брак — 88 %, в то время как в целом по выборке этот показатель составляет 71 %.

Анализ опроса показывает, что среди представителей закрытых диаспор несколько больше молодых людей, склонных к одинокой жизни (10 %, по сравнению с 4 % в целом по выборке) и меньше предпочитающих зарегистрированный брак (67 %, по сравнению с 71 % в целом по выборке). Отклонение статистически не значимо, однако, можно предположить, что это не просто совпадение, а свидетельство того, что в условиях инокультурного окружения закрытые группы чувствуют себя в некоторой изоляции, испытывая определенные сложности с адаптацией и, как следствие, неготовность их к взаимодействию.

Наиболее важным при вступлении в брак абсолютное большинство молодых людей считают любовь (84 %), что подтверждает значимость этой ценности и ее определяющую роль в создании семьи для молодежи. На втором месте (по ко-

личеству ответивших) — общие жизненные цели, интересы (56 %). Это говорит о том, что молодые люди ориентируются не только на чувства, они склонны видеть рядом человека, близкого по убеждениям и представлениям о жизни, что делает семейный союз более прочным и долговечным.

Значимость материальной независимости от родителей и наличие отдельной жилплощади, т. е. наличие материальной базы для самостоятельной семейной жизни отмечает 30 и 19 % соответственно. Таким образом, можно говорить, что для большинства сургутской молодежи семейная жизнь ассоциируется скорее с романтическими переживаниями, и лишь некоторые молодые люди задумываются о материально-бытовой стороне (т.к. большинство опрошенных составляют старшеклассники это вполне объяснимо). Заметим, что наибольшую склонность к прагматичности и понимание необходимости обретения материально-бытовой самостоятельности для вступления в брак демонстрируют украинцы и белорусы (48 % и 31, 28 и 19 %).

На значимость одинаковой этничности при вступлении в брак указывают 18 % молодых людей, одинакового вероисповедания — 19 %. Наиболее важным соблюдение этих условий является для азербайджанцев, армян, ногайцев, чеченцев, киргизов, таджиков, узбеков, цыган. Для представителей этих сообществ одинаковое вероисповедание находится на втором месте (его указали 38 %, в то время как в целом по выборке — 19 %); оно равнозначно значимости общих жизненных целей и интересов (38 %) и согласию родителей (36 %).

Таким образом, для представителей закрытых диаспор вероисповедание оказывается важным фактором, который оказывает влияние на установление близких отношений с другими людьми и, возможно, на выбор ближайшего окружения.

Одним из показателей традиционности сознания в сфере брачно-семейных отношений выступает получение согласия родителей на брак. Его считают важным 26 % молодежи, причем наибольшая приверженность этой традиции наблюдается у украинцев и белорусов (38 %), у представителей закрытых диаспор (36 %) и других групп (38 %), а наименьшая — у русских (19 %). Этот факт может служить косвенным подтверждением того, что наиболее сильное размывание традиционных ценностей в сфере семейно-брачных отношений произошло среди представителей русского этноса.

В целом, как следует из опроса, несмотря на все происходящие перемены, семья все же остается высшей ценностью практически для всех этнических групп населения. Молодые люди стараются сохранить и упрочить семью, особенно в нынешнее нестабильное время. Однако необходимо отметить, что при вступлении в брак молодые люди руководствуются разными мотивами. Кроме того, необходимо сказать, что в настоящее время понятие «семья» подменяется такими понятиями, как «гражданский брак» или «любовь», но это не означает, что институт семьи и брака изжил себя; просто в данный момент он переживает трансформацию и, возможно, в ближайшем будущем на смену традиционной придёт новая модель с демократичными отношениями, когда нормативная регуляция семейных отношений отойдёт на второй план.

Чтобы замерить ценность и субъективный смысл карьеры (работы) для молодежи ХМАО-ЮГРЫ в анкету были включены следующие вопросы: «Если бы

была возможность не работать, но жить в достатке, согласились бы Вы не работать?». Также молодым людям предлагалось высказать свое отношение к труду.

Ответы показывают, что лишь для половины молодежи Сургутского р-на работа является ценностью сама по себе, а не необходимостью: 56 % опрошенных сказали, что, даже, имея возможность жить обеспечено, они продолжали бы работать; 15 % молодых людей в случае возможности предпочли бы не работать, в том числе — 13 % среди русских, 15 % среди украинцев и белорусов, 10 % татар и 22 % среди представителей закрытых диаспор. Статистический анализ указывает на то, что представители последней группы (азербайджане, армяне, ногайцы, киргизы, узбеки, цыгане, чеченцы и пр.) в большей степени склонны к этой позиции.

В целом, удалось установить, что 29 % молодежи не могут четко выразить свое отношение к работе и обозначить ее ценность в своей жизни (ответ — «пока не знаю»). Чаще всего, этот ответ встречается среди русской молодежи и на основании анализа можно говорить, что русские среди других вариантов склонны выбирать именно эту позицию.

Среди сургутской молодежи: 71 % видит в труде возможность самореализации, 19 % считают, что труд — это предназначение человека и 10 % считают, что труд — это тяжкое бремя, необходимость. Наиболее трудолюбивыми являются белорусы и украинцы (в этой группе никто не указал, что труд—это тяжкое бремя) — именно они склонны воспринимать труд как возможность реализовать себя (так считают 89 % опрошенных этих этносов, по сравнению с 71 % в целом по выборке).

А вот работать много ради заработка склонны, прежде всего, русские (43 % из них относятся с одобрением к тому, чтобы много работать, чтобы зарабатывать, в целом по выборке 40).

Однако даже при наличии желания работать для его реализации необходимы определенные условия. Прежде всего, возможность трудоустроиться и найти себе достойную работу. Особенно важно это для молодых людей, стоящих в начале жизненного и профессионального пути. Довольны возможностями трудоустройства в районе 32 % опрошенной молодежи, не доволен этими возможностями каждый пятый опрошенный. Больше всех склонны проявлять недовольство русские (24 %), а наиболее удовлетворены представители всех остальных этносов (45 %, по сравнению с 32 % в целом по выборке).

Аналогичная ситуация в отношении возможностей заработать. Вполне довольны возможностями заработка 47 % представителей закрытых диаспор, 44 % татар, 41 % остальных групп, 36 % украинцев и белорусов и 30 % русских. Причем, если татары и представители этносов, образующих закрытые диаспоры склонны скорее к удовлетворенности, то русские проявляют явную склонность к недовольству существующей ситуацией.

Установки на социальную и профессиональную, трудовую самореализацию на Севере во многом определяют перспективы коренизации молодежи. Большую роль в отношении к месту жительства играет патриотизм. Склонны считать себя патриотом России 70 % опрошенных молодых людей Сургутского р-наХМАО, не склонны— 12 % и еще 10 % затруднились это определить. Здесь также явно прослеживается разница у представителей разных национальных

групп. Склонны считать себя патриотами России: 75 % русских, 64 % украинцев и белорусов, 68 % татар, 50 % среди представителей национальностей, образующих закрытые диаспоры.

Если русские в отношении России демонстрируют высокую склонность к патриотизму, то представители закрытых диаспор предпочитают уходить от ответа и в меньшей степени склонны считать себя патриотами.

Отношении к Сургутскому краю у молодежи более ровное и не зависит от этничности. Патриотические чувства к своему краю испытывают 60 % русских, 64 % украинцев и белорусов, 64 % татар и 64 % среди представителей закрытых диаспор. Эта ситуация определяет перспективы развития человеческого потенциала региона в совокупности позитивных тенденций и рисков.

ETHNIC IDENTITY AND VALUE SYSTEM OF URBAN YOUTH IN SIBERIA (BASED ON THE YOUTH OF KHMAO-YUGRA DISTRICT OF SURGUT)

Ya.V. Zhandarova, N.G. Popova

The author introduces materials of the poll among the youth of Khmao-Yugra district of Surgut. Data analysis concerning most important social values (family, marriage, work, patriotism) correlates with ethnic diversity of the youth. The results of the analysis make it possible to appraise the prospects of human potential realization and to predict its development in the near future.

Key words: ethnic identity, values, the youth, social values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.