Научная статья на тему 'Этническая художественная традиция как категория теоретической истории искусства'

Этническая художественная традиция как категория теоретической истории искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
865
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КАНОН / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / АРХЕТИП / МИФ / СИМВОЛ / ОБРАЗ / МЕНТАЛИТЕТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / TRADITION / ETHNIC ART TRADITION / CONTINUITY / CANON / ART FOLKLORE / ARCHETYPE / MYTH / SYMBOL / IMAGE / MENTALITY / IDENTITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нехвядович Лариса Ивановна

На основе анализа трудов искусствоведов раскрываются сущность и основные структурообразующие свойства понятия этнической художественной традиции как категории теоретической истории искусства, а также формы ее проявления в творчестве профессиональных художников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Art Tradition as a Category of the Theoretical Art History

The article basing on the analysis of the works of the art experts discusses the content and the main structural peculiarities of the term ethnic art tradition as a category of theoretical art history and as a form of its display in the creative work of professional artists.

Текст научной работы на тему «Этническая художественная традиция как категория теоретической истории искусства»

ББК 87.8

Л.И. Нехвядович

Этническая художественная традиция

как категория теоретической истории искусства

L.I. Nekhvyadovich Ethnic Art Tradition

as a Category of the Theoretical Art History

На основе анализа трудов искусствоведов раскрываются сущность и основные структурообразующие свойства понятия этнической художественной традиции как категории теоретической истории искусства, а также формы ее проявления в творчестве профессиональных художников.

Ключевые слова традиция, этническая художественная традиция, преемственность, канон, изобразительный фольклор, архетип, миф, символ, образ, менталитет, идентичность.

Начиная со второй половины 1960-х гг. в отечественном изобразительном искусстве актуализировались процессы, характеризующиеся ориентацией на этнические традиции национальных культур; этническое стало своеобразным проявлением творческой индивидуальности, ведущей художественной тенденцией современного искусства. Это явление, получившее в гуманитарных науках название «этнического парадокса современности», явилось предметом осмысления в многочисленных публикациях; в них представлены различные исследовательские направления - от классической истории искусства (Б.М. Бернштейн, В.А. Сарабьянов, А.И. Морозов, П.А. Павлов, В.С. Манин, О.Р. Никулина, М.Г. Неклюдова) до современных междисциплинарных подходов (Н.А. Хренов, И.Г. Яковенко, А.К. Якимович, Т.М. Степанская, Н.А. Томилов, Н.Ю. Афанасьева, А.Г. Кичигина, Ю.В. Луценко, Е.П. Маточкин).

Несмотря на ряд исследований, этническая тема для отечественного искусствознания остается спорной и сложной. Трудность здесь прежде всего заключается в том, что в современной теоретической истории искусства до сих пор нет общепризнанного и удовлетворительного определения самого термина «традиция». Диапазон понятия настолько широк (от определенного типа отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно «работает» в нем, до способа сохранения особенностей тематики и стиля), что все определения этого термина в искусствоведении могут быть разделены на две категории: 1) традиция рассматривается как процесс отбора, освоения, передачи и развития исторически сложившегося художествен-

The article basing on the analysis of the works of the art experts discusses the content and the main structural peculiarities of the term “ethnic art tradition” as a category of theoretical art history and as a form of its display in the creative work of professional artists.

Key words: tradition, ethnic art tradition, continuity, canon, art folklore, archetype, myth, symbol, image, mentality, identity.

ного опыта; 2) традиция считается механизмом воспроизводства художественного метода, его принципов и форм.

Вопрос о содержании и структуре этнической художественной традиции также остается дискуссионным. Как фактор стилеобразующий, это понятие расширяет возможности воплощения двух противоположных сущностей - уникального и универсального. В связи с этим основная задача настоящей статьи состоит в том, чтобы, опираясь на опыт изучения художественных традиций в искусстве, накопленный отечественным искусствознанием, выявить основные структурообразующие компоненты этнической художественной традиции и формы ее проявления в творчестве профессиональных художников.

Начиная с 1970-х гг. в отечественном искусствоведении для определения сущности понятия «традиция» стали использоваться понятия «этнос», «этничность», «этническое», которые пришли из отечественной этнографии, где они обозначали совокупность характерных культурных черт этнической группы. Базовой для искусствоведческих исследований явилась теория этноса Ю.В. Бромлея, в соответствии с которой этнос определялся как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании [1]. Согласно данным представлениям этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание), но эти условия формиру-

ются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Основным явлением, консолидирующим культурный опыт того или иного этноса, выступает этническая традиция. При таком понимании традиции она оказывается тождественной традиционной этнической культуре в целом или ее отдельным пластам (фольклор, народное искусство). Характерно, что в этническую традицию включаются все традиционные элементы культуры определенного периода, вся совокупность культурных текстов (их содержательная, смысловая, символическая стороны, а также способы их функционирования и освоения) [2]. Наиболее ярко это проявляется в трудах искусствоведов Н.Я. Парсаданова А.А. Каменского, А.Я. Зись, С.В. Иванова, М.Г. Неклюдовой, Е.Г. Катаевой, Л.М. Немченко и др. Этническая художественная традиция рассматривается авторами как основополагающее понятие теоретической истории искусства, имеющее статус категории, определяющей особенности художественных взаимодействий. Так, А.А. Каменский в статье «О смысле художественной традиции», рассматривая историческое развитие «сложившейся художественной системы», выделяет «традицию» как «силу художественной динамики», и «канон» как неизменность изначальной художественной системы. Автором представлена классификация традиции, где одной из основополагающих категорий является «этнотрадиция», так как она охватывает не только все виды и разновидности культуры, но и характер их повседневного бытования у разных народов [3]. Подробно анализируя систему практических связей между народно-поэтическим чувством и работой профессиональных художников, А.А. Каменский выделяет два типа этнотрадиций. Первый тип складывается в поисках новых видов образности, и если это надолго, то эти связи обретают характер сложившейся традиции. Ученый доказывает это положение на основе истории отечественного искусства, в котором народное художественное сознание находит свое продолжение в творчестве профессиональных художников. Второй тип традиций возникает в связи с народно-поэтическим сознанием - традицией, основанной на этнической художественной памяти: «...именно через последовательно-логические связи в развитии этнической традиции национальная культура получает выход к мировому искусству, к сокровищнице его опыта, к мировой художественной памяти» [3].

С 1982 по 2010 г. в отечественном искусствоведении появились работы, существенно расширяющие и дополняющие представление об этнической художественной традиции. В качестве основного формального признака этнотрадиций выступает их относительно высокая устойчивость. Однако был сделан вывод о том, что традициям также присуща

и трансформация. Из публикаций Е.Г. Катаевой «Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции», Л.М. Немченко «Художественная традиция: сущность и функционирование» становится понятно, что противопоставление традиции как неподвижного, устойчивого образования и новаторства как изменчивого явления справедливо лишь тогда, когда эти явления рассматриваются в статике. В случае динамического их рассмотрения становится очевидной взаимообусловленность традиций и новаторства; в поле их взаимодействия расположено искусство каждой эпохи: его художественные качества, средства, форма, идейно-тематическое содержание [4].

В искусствоведческих публикациях 1990-х гг. были сделаны значительные шаги по выявлению структуры и способов функционирования различных традиций, классификации традиций, разработаны и применены методы ее анализа. Основной работой, посвященной дальнейшей разработке категории «этническая художественная традиция», явилась монография М.Г. Неклюдовой [5]. Проблему этнотрадиции искусствовед связывает с исследованием проблемы взаимоотношений изобразительного искусства и фольклора. На основе изучения воздействия древнерусских и народных художественных традиций на творчество Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина и мастеров «Бубнового валета» автор делает вывод о том, что повышенный интерес к народу, его жизни, художественному творчеству, к проявлению национальной самобытности, характерный для разных эстетических направлений и возросший в 1910-е гг., имеет глубокий смысл. Он бы связан с поисками новых идеалов в искусстве, что выражалось порой в самых парадоксальных формах, например, в принципиальном отказе от классических традиций, за чем следовала тенденция к примитивизму, что было свойственно ряду участников «Бубнового валета». Но потребность приобщиться к изобразительному фольклору с непосредственностью и целостностью отраженного в нем миросозерцания в большинстве случаев была вызвана стремлением обрести на этом пути основы для нового, яркого и сильного искусства, чуждого академизму и каким-либо упадочным настроениям [5]. В целом исследование М.Г. Неклюдовой расширило представления о народной художественной традиции, искусствоведческой интерпретации фольклорных сюжетов, мотивов и образов в произведениях разных жанров живописи.

Как уже отмечалось, характерной тенденцией творчества художников рубежа ХХ-ХХ1 вв. стала опора на этнические традиции национальных культур. Исследователи Н.А. Хренов, И.Г. Яковенко, А.К. Якимович, Т.М. Степанская, Н.А. Томилов, Н.Ю. Афанасьева, А.Г. Кичигина, Ю.В. Луценко, А.В. Эдоков в своих трудах выделяют следующие особенности проявления этого периода в искусстве: 1) сочетание

в пластических искусствах общечеловеческих и этнических мотивов; 2) поиск особенностей национального характера и мироощущения с использованием стилистики народного искусства; 3) формирование современной палитры, насыщенной традиционными мотивами, оригинальными ценностями и символами этнических культур; 4) обращение к древним мифам, народному творчеству, примитиву. Наиболее полно эти особенности раскрывают исследования, выполненные в рамках научно-педагогической школы Т.М. Степан-ской. К ним можно отнести монографии А.В. Эдокова «Декоративно-прикладное искусство алтайцев», Т.М. Степанской и Л.И. Нехвядович «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX -начало XXI вв.)», диссертационную работу Н.Ю. Афанасьевой «Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая» и др. Образы и символы архаических культур находятся в центре внимания и омских исследователей. В 2005 г. в рамках программы Государственного Русского музея «Прорастая Сибирью» были организованы выставка и круглый стол, материалы которых опубликованы в альбоме «Сибирский миф. Голоса территорий. Образы и символы архаических культур в современном творчестве», а затем и в сборнике [6]. А.Г. Лубышева и И.Л. Симонова представили классификацию тем, сюжетов, форм, средств воплощения художественного замысла, которая бы облегчила работу по осмыслению художественного наследия Сибири. Основой для классификации авторы взяли степень художественной трансформации исходного образа -архетипа. Таким образом, классификация охватывает художественный материал от миколентных копий наскальных изображений (документальная фиксация исходного образа) до «многообразных художественных поисков в области этноархаического знакового поля». Интерес представляет и публикация Ф.М. Буревой «Образы и символы древних и традиционных культур Сибири в современном творчестве». На основе проведения стилистического анализа работ, представленных на выставке «Сибирский миф. Голоса территорий», автор выделяет два фактора, характеризующих истоки стиля «археоарт»: искусственное наложение черт народного искусства и «передача авторского видения переживания векового духовного и материального наследия коренного населения региона» [6]. Большое внимание уделено психологической стороне творчества, которое определяется как ключевое в рассмотрении современного искусства. Серьезной попыткой научного обоснования специфики проявления этнотрадиций в искусстве стала диссертация А.Г. Кичигиной «Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры».

Проблема этнической художественной традиции приобретает актуальность в трудах ученых Казахстана, Узбекистана. Искусствовед Р.А. Ергалиева

в монографии «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Живопись. Скульптура» анализирует перемены в этнических и ментальных явлениях, отражающиеся в искусстве. Автор констатирует, что «.традиционное мировоззрение стало той системой координат, в которой художники выражали свое отношение к миру, природе, человеку и обществу, в которой развивалось и искало свое самобытное лицо казахское изобразительное искусство ХХ века» [7]. Необходимость формирования новых принципов в искусствознании Центральной Азии, адекватных современной мировой гуманитарной науке, отмечает

Н. Ахмедова в монографии «Живопись Центральной Азии ХХ в.: традиции, самобытность, диалог». Искусствовед определяет роль этнокультурных традиций и традиционного наследия в период формирования новых принципов национального искусства, а также раскрывает специфику ментальности, базовых духовных координат нации, проявляющихся в современном искусстве. Термин «менталитет» получил широкое распространение в современных этноискусствовед-ческих исследованиях, так как он выступает базовым основанием этнической традиции.

В целом можно выделить следующие черты развития отечественного искусствознания в 2000-е гг. по проблеме этнотрадиции: 1) обоснована роль этнических художественных традиций в формировании этнической специфики искусства; 2) выявлена органическая связь этнотрадиции и художественного творчества; 3) высказаны ценные мысли о том, что в искусстве этнокультурная традиция находит художественное выражение через архетипические, мифологические, символические мотивы, темы, сюжеты, образы, при этом этнический менталитет является определенным стержнем, системой сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этническими традициями; 4) представлена к осмыслению концепция, согласно которой искусство, принадлежащее этносу, цивилизации, эпохе, оказывается развернутой формой осознания и выражения идентичности данной общности. «Как целое, как развернутый текст, - пишет И.Г. Яковенко, - искусство с необходимостью формирует некоторый образ Вселенной, картину мира, в которой есть место той обшцости, что породила автора» [8]. Рассматривая идентичность в ткани художественной культуры, исследователь отмечает существенную грань выражения идентичности - причастность к системе эстетических и выразительных средств, сюжетике, поэтике и другим характеристикам художественного текста. В лучших своих произведениях искусство облекает национальные мифы в художественную плоть, находит пути эмоционального воздействия, заставляет сопереживать. Так формируется идентичность. Среди базовых структурообразующих свойств этнической художественной традиции как категории теоретиче-

ской истории искусства, отражающей определенный устойчивость, целостность, полиморфизм, историч-тип художественных взаимодействий, следует назвать ность, преемственность, вариативность.

Библиографический список

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

2. Народная культура в современных условиях / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологи ; отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000.

3. Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусствознание. - М., 1982. - Вып. 1.

4. Катаева Е. Г. Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции : автореф: дис. ... канд. филос. наук. - М., 1988.

5. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века : монография. - М., 1991.

6. Сибирский миф. Архаика и современное искусство // Голоса территорий : материалы открытой дискуссионной кафедры. Омск, 29 апреля 2005. - Омск, 2005.

7. Ергалиева Р.А. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Живопись. Скульптура. -Алматы, 2002.

8. Яковенко А.Г. Искусство и базовые идентичности // Искусство и цивилизационная идентичность. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.