Научная статья на тему 'Этническая экономика на примере азербайджанских мигрантов в России'

Этническая экономика на примере азербайджанских мигрантов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая экономика на примере азербайджанских мигрантов в России»

Д. Махмудов,

публицист

ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МИГРАНТОВ В РОССИИ

Данная статья выполнена на основе материалов этно-социологических исследований азербайджанцев, проживающих в Санкт-Петербурге. В результате процесса миграции, в особенности в развитых промышленных странах, появились некоторые новые понятия, относящиеся к этническим группам. Данные понятия, такие как «землячество», «этническая идентификация», «этнические средства массовой информации», «этническая политика», этническая экономика» и т.д., концентрируются на значении этнического фактора. Стоит отметить, что в различных республиках бывшего Советского Союза уже в конце 60-х годов появились так называемые элементы этнического предпринимательства. Как раз с этого времени началось развитие достаточно массового движения этнических бригад-«шабашников». После распада Советского Союза в связи с возникновением рыночных отношений в экономике стала изменяться и система социально-политических отношений. Новая система отношений привела к ситуации, где отдельные сферы экономики находящихся под контролем конкретных этнических групп стали бурно развиваться. Появилось такое понятие, как «этническая экономика». Этническая экономика сформировалось в торговле, особенно на рынках.

Азербайджанцы составляют важнейшую этническую группу, основавшую этническую экономику как в Советском Союзе, так и в современной России. Множество институтов, исследующие этническую экономику в городах России, отметили особую роль азербайджанцев. Исследование именно этой этнической группы объясняется тем, что несложно получать полноценные результаты. Исследования проводились из расчета интересов России и российского общества, однако эта проблема не является только проблемой российского общества, одновременно и Азербайджан заинтересован в изучении данного вопроса. Основной целью статьи является исследование предприятий азербайджанских трудовых мигрантов, действующих в городах России; изучаются их специфические особенности и определяется, являются ли они примером этнической экономики.

Этапы создания этнических бизнес-организаций азербайджанцев в России. Начиная с 1987 г. в СССР стало разрешаться занятие предпринимательской деятельностью. В больших городах России местные жители не смогли быстро приспособиться к новым условиям жизни. Основной причиной этого было воспитание их десятилетиями вдали от реалий рыночных принципов: торговля и мелкая торговля считалась унизительной работой и представлялась чуждой и опасной для советского общества. Азербайджанцы, пользуясь возможностями выгодных климатических условий, занимались выращиванием и продажей различных видов фруктов и овощей. Заниматься этим делом для них не было постыдным, и даже считалось престижной работой. Пророк Магомед Алейхисалам сам занимался торговлей и пропагандировал ее. Это убеждение сохранилось в сознании азербайджанцев так сильно, что давление в советский период не смогло воздействовать и изменить привычный образ жизни.

Во время построения новых рыночных отношений азербайджанцы продолжали заниматься выращиванием и продажей фруктов, овощей и цветов. По подсчетам специалистов, только от вывоза в Москву фруктов и овощей они получали до 800% прибыли. Большую прибыль получали и от продажи цветов. В исследованиях указывалась прибыль более чем 2 млрд. руб.

Начиная с 1990 г. отношение к азербайджанцам в России стало меняться. Множество азербайджанских кооперативов закрылось, азербайджанские продавцы на рынках стали притесняться. Несмотря на негативные процессы, азербайджанцам удалось защитить свои позиции. Наравне с этим изменилось и направление в торговле. Если раньше азербайджанцы выступали в роли и производителя, и продавца, то закрытие азербайджанско-российской границы в 1994 г. в значительной степени ограничило ввоз продукции в Россию. Однако товары стали ввозиться из стран Центральной Азии и Украины. Вскоре азербайджанцы создали компании, занимающиеся международной торговлей.

Особенности этнических бизнес-организаций азербайджанцев в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург отличается от других крупных городов России некоторыми особенностями. Он неофициально именуется «северная столица», «культурная столица» России. История города, прошлое и роль, которую он играет в жизни России, оказывают непосредственное воздействие на менталитет и нормы поведения его населения. «Перестройка», происхо-

дящая в стране, стала причиной активизации азербайджанцев и здесь. По данным результатов переписи 1989 г., в городе проживало около 12 тыс. азербайджанцев. Однако за короткий период их число увеличилось в несколько раз. В настоящее время по неофициальным данным их число колеблется от 300 до 500 тыс. человек.

В конце 80-х - начале 90-х азербайджанцы контролировали фактически все рынки города. Однако, в отличие от Москвы, органы местной власти Санкт-Петербурга не допустили азербайджанцев к полному владению рынками. Несмотря на это, они ведут себя здесь как владельцы. Можно сказать, что на рынках кроме азербайджанцев никто больше не может заниматься торговлей. Причиной этому стало несколько факторов.

1. Отношение к торговле азербайджанцев и их опыт в этой области. 2. Климат, географическое положение, которым обладает Азербайджан, дает ему возможность выращивать различные виды фруктов и овощей круглый год. В связи с полным удовлетворением внутреннего потребления появляется возможность экспортировать излишек продукции. 3. Хорошая внутренняя организация азербайджанцев, оказание друг другу взаимной помощи. 4. Готовность к новым рыночным отношениям после развала СССР.

Как было сказано выше, при проведении исследования были использованы такие научные методы, как интервью, наблюдение и анализ статистической информации. Первый вопрос, заданный респондентам, звучал так: «Почему азербайджанцы, оставив свое постоянное местожительство, семьи, близких, переехали во второй по величине город России Санкт-Петербург?». Один из собеседников объяснил причину следующим образом: «У меня шестеро детей, тяжелое положение. Подумал, поеду, положение там будет лучше. Ситуация в Азербайджане была плохой, руководство не обращало внимания на людей... Первоначально мы привозили сюда товар, а потом, после того, как дороги закрылись, мы решили остаться и работать здесь. Мы издавна занимались выращиванием и продажей фруктов и овощей. Здесь почти все сельчане. Так как они очень хорошо знают эти дело, то стали им заниматься».

Проводимые в последние годы руководством города преобразования направлены на ограничение рынков и расширение крупных торговых центов. Несмотря на это, рынок все еще остается основным торговым местом города, и азербайджанские трудовые мигранты работают именно здесь. По словам собеседников, те, кто имеет хорошие материальные возможности, занимаются своей дея-

тельностью в крупных торговых центрах. Работающие в торговых центрах занимаются продажей одежды и бытовых предметов, те, кто работает на рынках, в основном продают фрукты и овощи. В торговых центрах они подчиняются порядкам торгового центра и не могут вести себя как пожелают. Они относятся к покупателям более вежливо и уважительно.

В Санкт-Петербурге располагаются 12 больших рынков, на них представлены фактические все районы Азербайджана. Азербайджанец, желающий работать на рынке, должен в первую очередь встретиться с авторитетным лицом, «агсаггалом», на рынке. Этот человек поможет ему занять место на рынке. Вообще авторитетное лицо на рынке является неофициальным лидером среди азербайджанской диаспоры. Он, в зависимости от условий, избирается самопроизвольно. Для его избрания не проводятся конкретные выборы. Авторитетное лицо должно быть способно выбрать правильное решение в тяжелой ситуации. Оно не должно отказывать в материальной и моральной поддержке соотечественникам. Хорошее знание русского языка необходимо ему для налаживания отношений как с представителями власти, так и с криминалом. И те, и другие требуют свой «пай» (долю). Давать или не давать этот «пай», решается на общем собрании. Авторитетное лицо не может непосредственно воздействовать на решение людей, т.е. не принимает никаких действий против отказа от дачи «пая». В его обязанности входит донести до этих двух групп решение людей. Надо отметить, что авторитетные лица должны помогать не только азербайджанцам, но и членам других этнических групп. Однако они часто проявляют пристрастность и мешают представителям других этнических групп войти на рынок и распределяют места в основном среди соотечественников.

По неофициальным данным, большую часть рынка оптовой продажи в Санкт-Петербурге контролируют азербайджанцы. Азербайджанские трудовые мигранты могут получить любой товар за наличные деньги или в кредит. Однако среди азербайджанцев нет групп, специально дающих в долг. Несмотря на то, что исследователь Снисаренко в своей статье говорит о том, что такой факт имеет место, проведенные наблюдения и интервью опровергают существование таких групп. Лица, нуждающиеся в деньгах, могут получить их от своих родственников и близких друзей. Не выявлено групп, выполняющих специальные банковские функции.

Снисаренко в результате проведенного исследования приходит к выводу, что торговые отношения среди азербайджанцев основаны на этнических корнях. ^ есть один азербайджанец работает с другим азербайджанцем потому, что он азербайджанец. Несмотря на то, что проведенное исследование частично подтверждает это мнение, нельзя полностью согласиться с этим. Опросы показывают, что среди азербайджанцев есть много лиц, предпочитающих работать с представителями других этнических групп: «Для меня нация не имеет значения. Я работаю в основном с русскими» (из интервью с «петербургским» азербайджанцем). Из проведенного наблюдения видно, что азербайджанцы вступают в торговые отношения с таджиками, узбеками и представителями других народов, даже могут входить и в долговые отношения. Учитывая эти факты, стоит отметить, что торговые отношения среди азербайджанцев не основываются полностью на этническом факторе. Не надо забывать, что азербайджанцы регулируют бизнес-отношения между собой согласно экономическим требованиям.

Говоря об этнических бизнес-организациях азербайджанцев в России, надо вспомнить и криминальные группы. Исключительно с их помощью азербайджанцы получили преимущественное положение во многих сферах. В Санкт-Петербурге в начале 90-х годов группа, именуемая в прессе «Азербайджанская мафия», отличалась довольно активными действиями. Однако в последние годы изменения, происходящие в России, ослабили деятельность криминальных кругов. После того как глава группировки был взорван в своем автомобиле, она распалась.

В настоящее время в Санкт-Петербурге очень мало крупных бизнес-организаций, владельцами которых являются азербайджанцы. Правда, есть несколько владельцев предприятий, однако дела здесь ведутся по законам бизнеса, а не на этнических основах.

Социально-психологическое состояние азербайджанских трудовых мигрантов. Отношение местного населения к этим группам и работающим на них неодинаково. В начале 90-х годов экономика России, находясь в тяжелом положении, не могла обеспечить продуктами питания свое население. В этих условиях азербайджанцы, не нуждающиеся в помощи правительства, сами обеспечивали себя и жили лучше местного населения. Этот факт ревностно воспринимался местным населением, успехи прибывших были причиной возникновения неприязни против них. Возник

образ азербайджанца - это плохо владеющий русским языком, некультурный, неаккуратно одевающийся, небритый человек. Возникновению таких стереотипов существуют свои объективные и субъективные объяснения. Некоторые азербайджанцы не ведут себя адекватно согласно принятым нормам и являются причиной возникновения к ним отрицательного отношения местного населения. Этому можно дать объяснение: работающие на рынке азербайджанцы фактически все приехали из сельской местности. Городская культура отличается от сельской. Азербайджанцу, приехавшему из сельской местности, независимо от его этнической принадлежности, трудно приспособиться не только в Санкт-Петербурге, но и в Баку. Попавшее в такую среду лицо без какой-либо подготовки, делает неадекватные шаги в том случае, если ему не будет оказана помощь, не будет показана верная дорога. Негативное поведение некоторых трудовых мигрантов не одобряется их земляками, они выражают свое недовольство. Авторитет одного из рынков так выражался о тех, кто отличается своим поведением: «Приезжают сюда, занимаются воровством, воруют магнитофоны, унижают старых, не изучают русский язык, разговаривают бранью, позорят нас везде. Их надо отдалить отсюда». Неписаные законы между азербайджанцами не дают возможности отдалить этих людей от рынка. Эту причину один из собеседников объяснил так: «У нас не хватает сил на них. Единственный выход, это пожаловаться в местные правоохранительные органы. К ним мы обратится не можем. Тогда мы будем предателями. Мы не можем это сделать. Это можно сделать криминальными силами, но мы это не делаем. Если разобраться, у каждого есть свой человек. Тогда возникнет конфликт среди азербайджанцев. Мы не можем допустить этого».

Вообще трудовые мигранты чувствуют себя в России чужими. Они приехали сюда только на заработки. По их словам, как только будет возможность, они вернутся обратно. Азербайджанские трудовые мигранты поддерживают связь со своей родиной, воодушевляясь происходящим там развитием, мечтают вернуться назад. «Вы думаете, что здесь, в этом болоте, нам нравится зарабатывать деньги? Конечно, хотим вернуться. Нет выхода. Однако если я там смогу заработать в три раза меньше, чем здесь, я не останусь здесь... Здесь мой доход составляет 500-1000 долларов. Если я буду зарабатывать в Азербайджане 250 долларов в месяц, я вернусь» (из интервью с «петербургским» азербайджанцем).

Происходящие в России политические процессы, принятие новых правовых норм, касающихся мигрантов, создают ограничения для пребывания азербайджанцев и других этнических мигрантов в России. При применении таких ограничений на практике азербайджанцы столкнутся с острыми проблемами. Вход их на рынок будет ограничен, десятки тысяч азербайджанцев, не имеющих регистрации, будут депортированы. Однако они уверены, что выполняемую ими сейчас работу, т.е. продажу фруктов и овощей, не смогут выполнять представители никаких других этнических групп.

* * *

Подытоживая все вышесказанное, стоит отметить, что предпринимательство азербайджанцев в Санкт-Петербурге имеет признаки этнической экономики. Во многих случаях данные отношения, выступая как этнический фактор, обеспечивают создание деловых отношений. Однако деятельность азербайджанской диаспоры основывается целиком на этнических отношениях: наличествуют такие физические и юридические лица, действующие в рамках бизнес-норм. В этнической экономике можно встретить только образцы малого предпринимательства. Несмотря на то, что крупные и средние предприятия управляются азербайджанцами, на этих предприятиях дела строятся не на этнических принципах, а на нормах, установленных деловыми отношениями. Российское общество не симпатизирует азербайджанским трудовым мигрантам и требуют их скорейшего выезда на родину. Правительство России, учитывая мнение общественности, провело административные мероприятия, ограничивающие пребывание и работу этих групп в России. Однако азербайджанские трудовые мигранты уверены, что местное население не сможет выполнять выполняемую ими работу, и вновь возникнет потребность в них.

«Россия в глобальной экономике», СПб., 2009, с. 92-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.