УДК 616.832.9-002-039.12-053.37/.5-02-07-08(47924)(045) Оригинальная статья
этнологическая структура гнойных мЕнингитов У детей
К.А. Джафарова - Азербайджанский медицинский университет, г. Баку, кафедра детских инфекционных болезней.
ETIOLOGICAL STRUCTURE OF BACTERIAL MENINGITIS IN CHILDREN
K.A. Jafarova - Azerbaijan Medical University, Baku, Department of Children Infectious Diseases.
Дата поступления - 10.05.2010 г. Дата принятия в печать - 14.12.2010 г.
Джафарова К.А. Этиологическая структура гнойных менингитов у детей // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т. 6, № 4. С. 780-782.
Изучена этиологическая структура бактериального (гнойного) менингита у детей. Клинико-лабораторными исследованиями у 90,9% больных детей из 66 страдающих общеинфекционными, общемозговыми и менинге-альными синдромами в возрасте до 14 лет был установлен диагноз бактериального менингита. При этом ме-нингококковый менингит выявлен у 18 (30%) больных среди детей в возрасте до 5 лет; гемофильный менингит - у 9 детей (15%) преимущественно среди ослабленных больных в возрасте от 1 до 5 лет; стрептококковый менингит - у 8 больных(13,3%). Менингиты, обусловленные как H. influenzeae, так и S. рпеитоniае, у детей до года не выявлены. Среди обследованных больных в 56 случаях (85%) менингит имел характер моноинфекции, в 10 случаях (15%) - микст-инфекции (E. coli+C. albicans у одного ребенка, S. аureus+C. albicans - у трех детей). У 28 больных (46,6%) этиологическими агентами менингита были грамотрицательные (H. influenzeae, N. meningitis, E. coli), у 16 (20,6%) - грамположительные (S. pneumoniae, S. aureus, S. aglactiae, L. monocytogenes) микроорганизмы. Бактерии, выделенные из ликвора больных менингитом, в основном были резистентны к пенициллину ампициллину и эритромицину.
Ключевые слова: бактериальный менингит, этиологические агенты.
Jafarova K.A. Etiological structure of bacterial meningitis in children // Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2010. Vol. 6, № 4. P. 780-782.
The microbiological investigation of 14 year old children with meningeal and infectious syndromes was held. Bacterial meningitis was diagnosed in 90,9% patients. The meningococcal meningitis was diagnosed in 18 (30%) patients, H. influenzae meningitis - in 9 (15%), S. pneumoniae - in 8 (13,3%). Meningitis as a monoinfection was revealed in 85% cases; mixed infection - in 15%. In 28 patients the etiologic agents of disease were gram-negative, in 16 children - gram-positive bacteria. Causative agents of bacterial meningitis were more resistant to penicillin, ampicillin and eritromycin.
Key words: bacterial meningitis, causative agents.
Введение. Менингит - инфекционное заболевание с преимущественным поражением мягкой мозговой оболочки головного и спинного мозга, характеризующееся общеифекционным, общемозговым синдромом и воспалительными изменениями в церебральной жидкости. В зависимости от этиологических агентов менингит может быть вызван бактериями (менингококк, пневмококк, гемофильная палочка, стафилококк и др.), вирусами (эпидемический паротит, энтеровирусы и др.), грибами (кандида, крипго-кокк) и другими патогенными агентами [1-3].
Менингиты у людей встречаются в любом возрасте, но в основном у детей раннего возраста. Летальный исход среди них наблюдается в 30-70% случаев, чаще в первые трое суток заболевания, вследствие отека головного мозга [4, 5]. Тяжелые осложнения менингитов отмечаются у 21-50% заболевших. К ним относятся: гидроцефалия, слепота, глухота, парезы и параличи, эпилепсия, задержка психомоторного развития и т.д.
В зависимости от времени клинической манифестации менингиты у детей делят на ранние (проявляющиеся впервые 2-3 дня после рождения) и поздние (проявляющиеся в более позднем возрасте) Этиологическим агентом ранних менингитов обычно служит материнская микрофлора. Возбудители поздних ме-
Ответственный автор - Джафарова Конул Алемдаровна.
Адрес: Баку-22, ул. Бакиханова, 23.
Тел.: 495 43 13.
E-mail: [email protected]
нингитов крайне разнообразны и зависят от эпидемиологической обстановки в конкретных учреждениях. Чаще всего поздние неонатальные менингиты развиваются в отделениях реанимации и интенсивной терапии и выхаживания недоношенных детей [6, 7]. Их этиологические агенты чаще всего относятся к условно-патогенным микроорганизмам, поэтому большинство поздних менингитов по существу являются госпитальными инфекциями. Диагностика этой группы больных крайне затруднена, поскольку у них отсутствуют специфические патогномичные клинические проявления. Лишь у немногих больных детей подозревают гнойный менингит, а подавляющему большинству из них ставятся текие диагнозы, как ОРВИ, энтероколит, септическое состояние и т.д., т.е. при поступлении четкие и характерные признаки менингита отмечаются не так часто.
Изучению этиологии гнойных менингитов посвящено множество работ, и в настоящее время хорошо известны основные возбудители, однако их число постоянно увеличивается. Это сопряжено, прежде всего, с изменением биологических свойств возбудителей, в частности с появлением высоковирулентных и резистентных к антимикробным препаратам штаммов. Поэтому исследования, направленные на изучение этиологической структуры гнойных менингитов у детей с целью усовершенствования средств и методов их диагностики, терапии и профилактики, в настоящее время приобретают особую актуальность [3, 5-7].
INFECTIOUS DISEASES
781
Целью настоящего исследования стало изучение этиологической структуры гнойных (бактериальных) менингитов у детей и определение чувствительности возбудителей к антибиотикам.
Методы. За период 2005-2008 гг. под нашим наблюдением находились 66 детей, больных менингитом, в возрасте от одного года до 12 лет, содержащихся в отделении менингококковой инфекции детской клинической больницы № 2 им. А.Ф. Караева г. Баку. Среди них 42 (63,6%) больных поступили в стационар из различных районов республики, 24 (36,3%) -являлись жителями Баку. Согласно анамнестическим
деление их резистентности к антибиотикам проводили по общепринятым методам.
Результаты. На основании клинико-лабораторного исследования у 60 (90,9%) больных из 66 был установлен диагноз бактериального менингита. У 9,01% детей диагноз менингита установить не удалось, хотя почти во всех случаях заболевание начиналось остро, с высокой температурой тела - 39-40°С и выше, ознобом, резко выраженными симптомами интоксикации с менингеальными явлениями. Этиологическая структура менингита у детей различных возрастных групп представлена в таблице.
Этиологическая структура менингита у детей различных возрастных групп
Этологический агент Возрастная группа больных (п=60)
до одного года (n=13) от 1 года до 2 лет (n=17) от 2 до 5 лет (n=20) старше 5 лет (n=16)
Neisseria meningitides 5 3 7 3
Haemophilus influenza - 2 4 3
Steptococcus pneumoniae - 2 3 3
Escherichia coli 2 3 2 2
Staphylococcus aureus - 3 2 3
Streptococcus agalactiae 4 - - -
Listeria monocytogenes 2 2 - -
Смешанные инфекции (Е. coli +С. albicans) (S. aureus+С. albicans) (Е. coli+Proteus+ (S. aureus+
п=1 п=3 + S. aureus.) + Actinoтуces)
n=2 п=3
данным, большинство больных детей до поступления в клинику находились в соответствующих центральных районных больницах по поводу общеинфекционных, общемозговых и менингеальных синдромов, продолжительное время получали антибиотики широкого спектра действия и в связи с ухудшением состояния здоровья были направлены в детскую клиническую больницу № 2 г. Баку. В зависимости от возраста больные были распределены следующим образом: до 1 года - 13 (19,6%); от 1 до 2 лет - 17 (25,7%); от 2 до 5 лет - 20 (30,3%); старше 5 лет - 16 (24,2%) детей. Всем больным для установления диагноза было проведено комплексное клинико-лабораторное и инструментальное обследование. Микробиологическая диагностика основывалась на выделении и идентификации этиологического агента заболевания преимущественно из крови, ликвора больных, а также, в части случаев, из слизи носоглотки. При этом забор венозной крови проводился у больных с высокой температурой, часто повторно - 2-3 раза с интервалами в 1-2 часа, в объеме 5-10 мл со строгим соблюдением условий асептики. Микробиологическая диагностика проводилась с помощью микроскопических и култу-ральных методов. При микроскопии ликвора особое внимание уделялось выявлению внутри- и внеклеточ-но расположенного возбудителя (кокковидные и палочковидные бактерии, а также грибы рода Candida).
Культивация патологических материалов проводилась на соответствующих питательных средах (мя-сопептонный агар и бульон, 5%-ный кровяной агар, сахарный агар, среда Сабуро) при температуре 37°С, параллельно в аэробных и анаэробных условиях с использованием общепринятого метода в течение 2-5 дней. Идентификацию выделенных культур и опре-
Из представленных в таблице данных следует, что у 18 (30%) из 60 больных менингитом в результате микробиологического изучения цереброспинальной жидкости был выделен N. meningitides. Преимущественно болели дети в возрасте до пяти лет.
Менингит, вызванный H. influenza, выявлен у 9 (15%) больных, в основном среди ослабленных детей в возрасте от 1 до 5 лет, реже - у детей старше 5 лет.
Менингит, вызванный S. pneumonia, выявлен у 8 (13.3%) больных, в основном среди детей в возрасте старше 1 года. Следует отметить, что менингиты, обусловленные как H. influenzae, так и S. pneumoniae, среди больных в возрасте до одного года не выявлены.
Обсуждение. Бактериальный менингит как моноинфекция, обусловленная E. coli, был диагностирован среди больных всех возрастных групп, включая и детей в возрасте до 1 года. Е. coli дополнительно был выделен из ликвора у больных менингитом в ассоциации с другими микроорганизмами: у одного ребенка с С. albicans (возраст больного до 1 года), у двух больных вместе с Proteus и S. aureus. S. aureus как этиологический агент был выделен из ликвора у восьми больных менингитом почти во всех возрастных группах, за исключением детей до года. Этот микроорганизм являлся также довольно активным агентом смешанных форм инфекций в ассоциациях с С. albicans (у трех больных менингитом), Е.coli+Proteus (у двух больных) и Actinoтуces odontoliticus (у трех больных).
S. agalactiae как возбудитель менингита был определен у четырех детей до года, L. monocytogenes - у двух детей до года и у двухх детей в возрасте от 1 до 2 лет.
При изучении чувствительности возбудителей-бактерий к антибиотикам установлено, что они в основном
чувствительны к амикацину (96,67%), цефтриаксону (91,67%), цефтазидиму (83,37%) и цефотакси-му (80%). лишь немногочисленные штаммы этих микроорганизмов оказались чувствительными к остальным испытанным антибиотикам, особенно к пенициллину, ампициллину и эритромицину. Так, среди 60 штаммов бактерий, выделенных из ликвора детей, больных менингитом, лишь у 24 (40%) отмечалась чувствительность к пенициллину, у 30 (50%) -ампициллину, у 14 (23,3%) - эритромицину.
Заключение. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют прежде всего о весьма сложной этиологической структуре менингита у детей. Среди обследованных больных в 56 (85%) случаях менингит носил характер моноинфекции, в десяти (15%) -микст-инфекции. У 28 (40,6%) больных менингитом этиологическими агентами заболевания являлись грамотрицательные бактерии, у 16 (20,6%) - грампо-ложительные, у 9 больных - смешанные формы микроорганизмов, включая С.albincans и Actinomyces. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что штаммы бактерий, выделенных из ликвора у детей, больных менингитом, довольно резистентны к «классическим» антимикробным препаратам. Это обусловливает исключительную значимость в диагностике и
терапии у детей, больных менингитом, не только выявления, идентификации этиологических агентов заболевания, но и определения их чувствительности к антибактериальным препаратам.
Библиографический список
1. Bacterial meningitis in pathophysiology and treatment / S. Ashwal, L. Tomasi, O. Schneider [et al.] // Neuralogy. 1992. № 42. Р 739-741.
2. Chao Y.N., Chiu N.C., Huang F.Y. Clinical features and prognostic factors in childhood pneumococcal meningitis. // J. Microbiol. immunol. infect. 2008. Vol. 41, № 1. P. 48-53.
3. Etiological diagnostics of acute bacterial meningitis in children / i. Narkeviciute, J. Bernatoniene, A. Mikelionyte [et al.] // Scand. J. infect. Dis. 2006. Vol. 38, № 9. P. 782-787.
4. Antimicrobial susceptibility of cerebrospinal isolates from patients with meningitis / А. Liskova, J. Benca, E. Kalavsky [et al.] // Neuro Endocrinol. Lett. 2007. Vol. 28, Suppl. 3. P. 5-6.
5. Multicenter surveillance of invasive meningococcal infections in children / S.L. Kaplan, G.E. Schutze, J.A. Leake, WJ. Barson // Pediatrics. 2006. № 118 (4). Р 979-984.
6. Bashir H.E., Laundy M., Booy R. Diagnosis and treatment bacterial meningitis // Arch. Dis. Child. 2003. № 88. Р 615-662.
7. Nosocomial meningitis caused by Enterobacteriaceae: risk factors and outcome in 1992-2007 / J. Benca, A. Ondrusova, B. Rudincky [et al.] // Neuroendocrinology left. 2007. № 28 (2). Р. 27-29.