УДК 619:617-089:618.15:636.7
М.В. Лопуцкий, В.И. Самчук, А.А. Дарбинян
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, г. Омск
ЭТИОЛИГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ И ЛЕЧЕНИЕ ВЫПАДЕНИЯ СТЕНКИ ВЛАГАЛИЩА У СОБАК
Выпадение влагалища у сук как осложнение неблагополучных родов или как следствие гиперплазии стенки влагалища в результате гормональной дисфункции яичников, явление хотя и не частое, но с точки зрения этиологии и патогенетических механизмов достаточно очевидное. Однако, в клинической практике нами отмечались случаи выпадения или выворота стенки влагалища у собак явно не укладывающиеся в указанные выше этиологические и патогенетические закономерности. Отличия эти заключались в том, что они регистрировались у собак определенных пород, прежде всего это азиатская и кавказская овчарки, значительно реже мопсовидные собаки (мопс, французский бульдог) и как казуистический случай у беспородных собак, имеющих, однако признаки фенотипического сходствам собаками малосской группы. Второе, и на наш взгляд, принципиальное отличия от традиционно рассматриваемых обстоятельств выпадения влагалища у этих животных заключается в том, что отмечалась в возрасте 9-10 мес. в период первой течки, как правило, во второй ее половине. При этом на фоне нормально протекающей течки у животных происходило увеличение в объеме нижней стенки преддверия влагалища с последующим ее вы воротом за пределы
137
вульвы (Рис.1). В течение 1-3 дней сместившиеся часть слизистой сохраняет мобильность, что позволяет вправлять ее во влагалище, однако по истечении этого срока, объем тканей увеличивается настолько, что эта возможность утрачивается. Выпавшая часть слизистой имеет розовую окраску без признаков гиперемии и повышения местной температуры, тесто-ватую консистенцию, при пальпации безболезненна, судя по поведению животных, беспокойство не вызывает.
Спустя 2-3суток у собак уличного содержания (а как мы отмечаем выше, чаще всего это отмечается у азиатских и кавказских овчарок) на поверхности слизистой появляются изъязвления и очаги поверхностного некроза как следствие механических, а в зимнее время и термических повреждений.
В дальнейшем объем выворота увеличивается, достигая диаметра 12-15см, иногда приобретает циркулярный характер, а некроз может распространяться на более глубокие слои слизистой. По окончании течки, размер выпавшей части преддверия влагалища несколько уменьшается, но в полной мере его редукции не происходит, что наряду с некротическими изменениями в слизистой делают оперативное вмешательство по его иссечению неизбежным.
Ход операции.
Анестезиологическое пособие при этом состояло из нейролептаналгезии в сочетании местной и инфильтрационной анестезией (Рис.2)., в некоторых случаях при обширных вмешательствах у очень крупных животных, проводилась сакральная анестезия.
Животное фиксировали на операционном столе в спинном положении с максимально отведенными вперед тазовыми конечностями. В связи с тем, что область оперативного вмешательства находится в непосредственной близости от уретры, перед началом манипуляций животное катетеризировали, причем пластиковый катетер оставлялся в уретре на протяжении всего вмешательства в качестве топографического маркера.
Выпавшая часть преддверья влагалища фиксировалась двумя лигатурами, держалками (Рис. 3). После чего ниже них в пределах неизмененных тканей накладывали мягкий кишечный жом.
Оперативный прием в большинстве случай реализовывался по типу сегментарной резекции (Рис. 4), причем вне зависимости от объема иссекаемых тканей, сквозной перфорации стенки влагалища никогда не происходило, это указывает на то, что увеличение объема стенки преддверия влагалища происходит за счет подслизистого слоя рыхлой соединительной ткани и не распространяется на глубь лежащие слои стенки влагалища.
Это нашло свое подтверждение при проведении гистологических исследований, где было установлено, что причиной столь существенного увеличения в объеме стенки преддверия влагалища, является чрезмерное набухание подслизистой рыхлой клетчатки при фенотипической обусловленной слабости мышечного слоя (Рис. 5).
После сегментарного иссечения измененных тканей (хотя в некоторых случаях приходилось прибегать к циркулярной резекции) дефект слизистой закрывался двухэтажным, непрерывным герметизирующим швом (Рис. 6). В качестве шовного материала использовали быстро рассасывающийся (что особенно значимо) материал, а именно кетгут № 5. Кровотечения, даже при очень обширных резекциях, было более чем умеренным и легко останавливалось в процессе ушивания раны, что еще раз подтверждает поверхностную локализацию процесса. Несмотря на то, что после ушивания дефекта формировался весьма грубый и объ-
138
емный шов, он легко вправлялся в полость влагалища и не требовал средств дополнительной фиксации в виде кисетной лигатуры (Рис. 7).
Послеоперационное лечение состояло из тампонады влагалища с эмульсией синтомицина в течение 3-4 дней и курса антибиотикотерапии. Из десятков прооперированных собак рецидив мы наблюдали только однажды.
В заключение следует отметить, что послеоперационный период у всех прооперированных животных протекал без осложнений и после проведения лечения собаки сохраняют способность к коитусу и остаются репродуктивно способными.
Рис. 1. Увеличение в объеме нижней стенки преддверия влагалища
Рис. 2. Местная инфильтрационная анестезия
Рис. 3. Фиксация влагалища двумя Рис. 4 Сегментарная резекция
лигатурами
Рис. 5. Эпителиальный слой с признаками гиперкератоза и набухания подслизистой рыхлой соединительной клетчатки
Рис. 6. Ушивание раны
Рис. 7. Вправленное влагалище