УДК:81’373
ЭТИМОЛОГИЯ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ СЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ОБЕЗЬЯНА» В СВЕТЕ ДРЕВНЕЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ СИМВОЛИКИ
© Н. А. Киндря
Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Россия, 119991 г. Москва, ул. Трубецкая, д. S, стр. 2.
Тел./факс: +7 (495) 24S 05 53.
E-mail: nkindrya@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению индоевропейских слов со значением «обезьяна» в свете древней языческой символики. Автор приводит этимологию русского слова «обезьяна»
(Индоевропейский корень *ab- «вода» + хеттское suin — «Бог»: «Бог дождя»; сравним английское “monkey ”, но немецкое диалектное “munke” — жидкость; чешское opice — «обезьяна», но индоевропейское *ap- «вода». Этимологии, приводимые автором, являются новыми и основаны на широком индоевропейском лингвистическом материале.
символ, обезьяна, сравнивать.
ство, чем человеческую греховность. В готическую эпоху обезьяна часто изображалась с яблоком во рту, что служило символом грехопадения человека. Именно в таком виде обезьяну можно увидеть на картинах рядом с изображением Девы Марии и Младенца [4, с. 5].
В эпоху Возрождения значение символики, связанной с образом обезьяны, расширилась. Образ обезьяны с яблоком во рту олицетворяет одно из пяти чувств - вкус. Символически она ассоциировалась с сангвиническим темпераментом. Однако символическое значение обезьяны как чего-то низкого и порочного сохранилось. Если человек изображался в образе обезьяны, значит, художник желал подчеркнуть низменные стороны его души [5, с. 82].
Начиная с эпохи Средневековья, обезьяна становится символом искусства - живописи и скульптуры. Это произошло благодаря тому, что искусство художника считалось, по сути, имитацией, а обезьяна была лучшим подражателем.
Иногда рядом с обезьянами изображались кошки и совы. Таким образом, художник высмеивал человеческую глупость и суетность.
Но символ обезьяны как низшей силы, тьмы и бессознательной активности не был утрачен. Как и в символике легендарных существ, в нем сочетались две стороны. Эта бессознательная сила может быть опасной, и, прежде всего, потому, что не осознает своей силы, но она же может принести и благо, причем в то время, когда этого меньше всего ожидают. Поэтому обезьяну отождествляют с необычными существами - эльфами, волшебниками, феями и приписывают ей возможность дарить хорошее здоровье, успех и защиту. С этим связан образ трех мистических обезьян - с закрытыми глазами, ушами и ртом, что означает: «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» (резная деревянная скульптура находится в храме первого сегуна Току-гавы в Никко). Это символизирует мудрую осторожность; хотя в западной традиции обезьяны, наоборот, считаются олицетворением болтливости. Эти резные фигурки считались на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы [2, с. 128]. Но ки-
Ключевые слова: этимология, древний,
Согласно древним мистериям, обезьяна представляет собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа. Обезьяна олицетворяет также возврат человека, лишенного божественной природы, к животному состоянию.
Люди считали обезьян мистическими животными. Существовало поверье, что тот, кто обладает глазом обезьяны, может при желании стать невидимым [1, с. 53].
В древнем Египте обезьяна была в большом почете. Считалось, что обезьяны могут понимать человеческую речь и являются более усердными учениками, чем некоторые люди. Павианы и мартышки свободно разгуливали в усадьбах богатых людей. Их считали особыми животными, а их визг на рассвете расценивался как молитва к восходящему на горизонте богу Солнца. Обезьяны считались мудрыми животными, поэтому Тот, Бог мудрости, часто изображался в виде старого павиана, который сидит за спиной писаря, занятого работой, и наблюдает за написанием текстов [2, с. 112].
В древней Индии обезьяна также была священной. Наглядное свидетельство этому - почитание бога обезьян Ранумана (Ханумана), который в эпосе «Рамаяна» изображается в качестве могущественного помощника и министра Рамы. Индусы считали, что обезьяны - это символ силы, верности и самопожертвования. Несмотря на то, что индийские крестьяне жестоко страдали от набегов обезьян, они охотно праздновали день рождения обезьяньего бога Ранумана.
В тибетской традиции бодхисатва Авалоки-тешвара (воплощенный в далайламе) первоначально явился в образе священной обезьяны, проявив -шей сострадание к великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальников народа Тибета. Истории о королях-обезьянах встречаются также и в китайских и индийских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев [3, с. 32].
В китайском искусстве гиббон символизирует материнскую заботу.
В средние века христиане считали обезьяну символом дьявола, хотя имели в виду скорее языче-
1316
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
тайцы рассматривают обезьяну как олицетворение бесстыдства, зловредности, низших инстинктов.
Рассмотрим этимологию обезьяны. Поскольку согласно древним представлениям как вода, так и звук «плетутся» (плетение вод и плетение звука), можно полагать, что первым элементом рассматриваемого слова является английское диалектное to oob «издавать звуки» (звук в древности приравнивался к божеству) [6, с. 232].
Согласно древним представлениям, обезьяна (monkey, ape) способна вызывать дождь (сравним, индоевропейский корень *ap- «вода»; типологически сравним английское слово monkey «обезьяна», но немецкое диалектное слово Munk «жидкая каша»). Также индоевропейский корень ab-/ ‘ob- - «вода» + хеттское слово Siun «бог» - отсюда «бог воды». С другой стороны, дождь, по поверьям древних, считался семенем, которым Божество оплодотворяет Землю (сравним хеттское ep- «зачинать ребенка»: в Индии бесплодные женщины обнимают статую священной обезьяны Ханумана с целью забеременеть). Интересно, что в различных языках понятие обезьяны часто связывается с понятием опьянения (буквально «питье жидкости»): сравним немецкое арго Affe «опьянение» (буквально «обезьяна»), чешское opice (буквально «обезьяна»); английский сленг to carry the monkey, to suck the monkey «быть в состоянии опьянения». Сравним спреформантом: древнеиндийское kapi «обезьяна».
Также обезьяна соотносится с понятием человек. Сравним, в индоевропейском *ab-/*abe- «человек, мужчиш»^єп- «похожий на», отсюда «похожий на человека».
С другой стороны, понятие обезьяны соотносится с понятием чудодейственной силы, связанной с источником злых чар, колдовства (у некоторых народов встреча с обезьяной считается плохим предзнаменованием). Сравним, с одной стороны, латинское ops «сила, мощь», индоевропейский корень *ap(el)- «сила, мощь», а с другой - латинское appere «связывать (чарами)». Типологически сравним, с одной стороны английское слово monkey
«обезьяна», но тохарское А muk «сила, мощь», а с другой - английское диалектное munk «веревка, канат, которым привязывают скот». Вместе с тем интересно сопоставить исландское efir «первопричина» (обезьяна как источник чудес).
Связь обезьяны и опьянения (религиозного экстаза) позволяет сопоставить английское слово ape «обезьяна» и английское слово nap «сон»: последнее слово представляет собой табуированное образование с начальным отрицанием + английское слово ape «обезьяна». Сравним еще индоевропейский корень *ebhros «пьяный». Латинское слово simia «обезьяна» можно сопоставить с древнеиндийским soma«растение, сок которого приводил в экстаз» [6, с. 233].
С другой стороны, понятие обезьяны связывалось с Мировым разумом, то есть божеством. Здесь
можно указать на два возможных комплекса в индоевропейском праязыке, соответствующих русскому слову обезьяна: 1) в тохарском языке Аopyac «разум» + индоарийское *sajana-«умудренный, мудрый» и 2) индоевропейское ^Н^^божество, идол» (сравним индоевропейский корень *qab-«божество») + древнеанглийское ass «бог». Типологически сравним английское слово ape, немецкое Affe «обезьяна», но латинское ops «мощь, богатство, разум», древнеиндийское apas «религиозное действие»; латинское simia «обезьяна», но хеттское samu «не-бо»;тохарское А mkow «обезьяна», но тохарское Аmuk- «(божественная) сила»; латинское spinga «обезьяна», но латышское speks «сила», «божественная сила»; интересно сопоставить французское диалектное слово aff, eff «жизнь, дыхание», но английское ape «обезьяна». Сравним еще тохарское А mkow «обезьяна», но индоевропейский корень *mek «разум» (сравним тохарское А mok- «старый, мудрый»), хеттское mekkis «большой».
Другой отличительной чертой обезьяны является ее приплюснутое (притупленное) лицо (особенно нос), в связи с чем, следует принять во внимание префикс o- + английское диалектное слово boz «притуплять, делать тупым» + древнесеверное enni «лоб, морда», древнеиндийское an(ika-) «лицо». Можно предположить также, что немецкое слово Affe, английское ape «обезьяна» восходят к корню, представленному в хеттском как alpu «тупой» (с элизией среднего l), которое соотносится с хетским alpant «находящийся в экстазе, в бессознательном состоянии» и с хеттским arp- «плохое предзнаменование, несчастье».Сравним типологически латинское simia «обезьяна», буквально «с тупым (носом)».
В связи с фаллической символикой обезьяны интересно обратить внимание на связь русского слова обезьяна и древневерхненемецкогоobasa «дверь дома» + *an- «дыра» (дверь, бездна как прародитель всего живого). Типологически сравним хеттское слово api «яма, бездна», но английское ape «обезьяна».
Наконец, английское слово ape, немецкое Affe «обезьяна» можно сопоставить с индоевропейским *(H)ap- (сравним: индоарийское kapala- «середина») > «гармония, порядок», латинское simia
«обезьяна» - индоевропейское *sem- «середина», «единица» [6, с. 233].
Возможно, что русское слово обезьяна представляет собой композитум, отдельные части которого соответствуют: индоевропейскому *(H)ob-(сравним древнерусское кобь «хорошее предзнаменование») + хеттское assus «хороший, добрый», «имущество»; сравним хеттское assul «милость, благодеяние» + кимрское anau «гармония, порядок». Не исключен и другой эвфемизм, легший в основу русского слова обезьяна: индоевропейское *eu- «хороший, прекрасный» + русское диалектное баса «красота» (сравним: древнеиндийское bhasati
«светить», древнеанглийское basu «ярко-красный») + тохарское А san «искусство» (сравним: русское сан, латинское sanus «здоровый», а с другой стороны, греческое aavva^ «гримаса») [6, с. 233].
Наконец, можно указать еще на одну возможность происхождения русского слова обезья-на:индоевропейское*аu-«говорить, заклинать» >
«лечить, врачевать» + древнеиндийское bhisaj- «исцелять» (сравним: древнеиндийское bhesaja «зелье»). Сравним также префикс o- + греческое фю^ «свет, звук» (символы творящего божества); «божественная сила» + латинское sanus «здоровый».
Английское слово monkey «обезьяна» можно соотнести с армянским mek «один, единица» (вертикальное положение единицы, как и столба, которому поклонялись язычники, символизировало божественную благость) [7, с. 67].
По Фасмеру: народное облизьяна (под влиянием облизать), древнерусское обезьяна. Предполагают преобразование по аналогии образований с приставками о-, без-, а также изъян, что не вполне удовлетворяет [8, с. 295].
По мнению П. Я. Черных, обезьяна восходит к персидскому слову бузинэ - «обезьяна», слову, как полагают некоторые языковеды, арабского происхождения. Преобразовано отчасти под влиянием древнерусского опица, опиица - «обезьяна», а также при-
частия и прилагательные наан (ый) : -ян (ый), вроде рваный, рьяный и т.п. и существительные на -ан-а : -ян-а (типа поляна и пр.) : *обузина - *обизина -*обозина - *обезина (*обезияна) - «обезьяна». Влия-ниеслова изъян исключается, поскольку это слово (само заимствованное)появилось значительно позже. Слово рано подвергалось преобразованиям вследствие ложной этимологизации [9, с. 584].
ЛИТЕРАТУРА
1. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.
2. Cook А. В. // Zeus. A study in ancient religion. V. 1-2. Cambridge, 1914. 501 p.
3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
4. Сетаров Д. С. Именование животных: принципы и типы мотивации в славянских и тюрских языках: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д-ра филол. наук. М., 1992. 45 с.
5. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. М.: Прогресс-Культура. 1995. 624 с.
6. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Владос, 1996. 416 с.
7. Keller M. // Tiere des klassischen Altertums. Leipzig, 1906. 372 p.
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4х т, т. 3: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1986. 827 с.
9. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, т. I. М.:Русский язык, 2001. 624 с.
Поступила в редакцию 13.10.2011 г.