Научная статья на тему 'Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов'

Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов»

Н. В. Абаев. Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЭНГРИАНСКИХ ТЕРМИНОВ БУРЯТ-МОНГОЛОВ

© Н. В. Абаев

(продожение, начало в № 1, 2017, с. 106-112, № 2, 2017, с. 110-112)

Буумал удха - тэнгрианско-шаманское происхождение, связанное с находкой небесного камня (метеорита). Человек, на участке которого упал метеорит, мог быть объ-явлеп родоначальником нового «шаманского», точнее - тэнгрианского жреческого рода.

Буурал баабай (досл. «седой отец») - обобщенное название девяти культовых мест на территории современной Бурятии, названных по имени сыновей мифического Ширельжена.Б. б. - пример двукратной трансформации дошаманистического культа предков сначала в тэнгрианско-шаманистический, а затем в буддийский культы. Культ Б. б., вобравший в себя напластования разных стадий эволюции религии, является синкретическим, совмещающим элементы обрядов дошаманистического культа предков, шаманства, тэнгрианства и «ламаизма».

Буха («бык-производитель») - мифологический прародитель-тотем племени бу-лагатов, превращенный путем трансформации древнего мифа в объект тэнгрианско-шаманистического культа Буха-нойона, антропоморфного быка-человека, который, по шаманистической мифологии, днем принимал образ быка, а ночью в образе человека проникал в покои царевны Будан-хатан.

Буха дороЬоо олдоЬон Булгад (досл. «под быком найденный Булагат») - поэтизированный образ мифического родоначальника племени булагатов, якобы найденного в младенчестве под быком и усыновленного бездетной шаманкой Асуйхан. Миф о Булагате является трансформацией более древнего тотемистического мифа о происхождении племени булагатов от быка; в этот миф впоследствии был введен персонаж шаманки, благодаря которой якобы существует племя булагатов.

Буха ноёон баабай (досл. «Батюшка Буха-нойон, отец бык-господин») - мифический прародитель бурятского племени булагат. Б. н. б. является религиозным отражением перехода древних бурят от первобытной охоты и рыболовства к скотоводству. По одному варианту мифа, он в образе человека спускается с неба на землю; днем в образе сивого быка бодается с пестрым быком ойратского Тайжи-хана, а ночью в образе человека тайно посещает покои царевны Будан-хатан (см. Манжиге-ев, 1978), от которой якобы родилисьблизнецы Эхирит и Булагат - будущие родоначальники фратрий эхирит-булагатов. Согласно более древнему варианту мифа, Бу-дан-хатан родила одного Булагата, а Эхирит был рожден пестрой рыбой-налимом и пленен бездетной удаганкой Асуйхан на берегу озера Байкал, когда он, выйдя из воды, стал играть с Булагатом, специально посаженным в качестве приманки.

Миф о Б. н. б. является плодом позднейшего переосмысления «шаманами» более древнего дошаманистического тотемистического мифа о происхождении була-гатского племени от зооморфного существа - быка-производителя. Несомненно, что этот переход мышления бурят от зооморфизма к антропоморфизму был связан не только с изменением хозяйственного быта в связи с переходом их от охоты к скотоводству, но и с возникновением социального неравенства, когда в общине появились отдельные лица, облеченные властью,- предводители, организаторы, жрецы и т. п., почитание которых впоследствии приводило к идее об антропоморфном происхождении племен. Поэтому мифический образ Б. н. б.- это уже не бык-прародитель в собственном смысле этого слова, а нойон, т. е. лицо, обладающее властью, представленное в образе человека, почтенного праотца (баабай) племени.

ВЕСТНИК БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

2017. Вып. 4

Буха нойон - бурятское прозвище монгольского феодала Шубэгэ-ноёна, считавшегося тушемилом (советником) халхаского Сайн-нойон-хана. Согласно преданию, Б. н. был изгнан из Халхи за прелюбодеяние с женой своего начальника по имени Будан-хатан, дочерью ойратского Тайжи-хана, которая вместе с Б. н. поселилась в местности расселения бурятского племени булагат.

Буха Ноёни Ьуури - пристанище Буха-нойона, скала в Тункинских горах, на левом берегу р. Иркута, близ улуса Тора. Скала издали похожа на фигуру лежащего быка с широко расставленными рогами. По мифу, это окаменевшее тело прародителя племени булагатов Буха-нойон-бабая. У этой скалы местные буряты издавна устраивали ежегод- пый тайлаган. На одном «роге» скалы была построена буддийская кумирня, на другом - православная часовня. Такое «содружество» трех разных религиозных культов характерно для дореволюционной Бурятии, где фактически существовало троеверие.

Буха онгон («бык - духовный покровитель»). Многие верующие буряты с помощью шамана совершали обряд посвящения быка обычно сивой масти в онгоны. При этом он якобы становился материальным наследником мифического Буха-нойона - прародителя булагатов и выполнял функции защиты хозяина от враждебных духов. Обряд посвящения быка состоял в следующем: животному на шею надевали ярмо с подгрудником, на ярмо привязывали с обеих сторон фуляровые ленточки четырех цветов, чередуя белую ленточку с синей, желтую - с красной. На шею быка клали волосяной шпур с привязанными к нему девятью парами ленточек тех же цветов. По обоим концам шнура привязывали по одной маленькой березке с корнями. После обрядов очищения и посвящения быка березки вместе с шнуром снимались с него и прикреплялись к изгороди, где истлевали от времени, а ярмо во избежание осквернения вывешивалось куда-нибудь повыше, чаще всего на перекладину столбов, подпирающих кровлю сарая или других построек. Когда посвященного быка по дряхлости забивали на мясо, шаманисты совершали обряд проводов Б. о.: из кожи забитого быка вырезали тонкий кольцеобразный ремень, которым связывали все четыре ноги быка, отделенные от туловища до коленного сустава, и вешали их на почетное место рядом с лобной костью, снятой вместе с рогами, в качестве талисманов, будто бы оберегающих души шаманистов от враждебных духов.

Бургэд - орел, беркут. Первоначально тотем одного из бурятских родов, позднее, по шаманской мифологии, первый «шаман» - предок бурятских шаманов на о-ве Ольхон. Почти у всех бурятских родов существует табу: орла (беркута) нельзя убивать, пугать, выгонять с насиженного гнезда и т. д. Почитание беркута в качестве первого шамана связано с олицетворением мощи и долговечности огромного количества орлов, обитающих на прибрежных скалах озера Байкал и на о-ве Ольхон. Г

Гэр сагаалха (досл. «побелить молоком дом, жилище») - обряд новоселья у некоторых бурятских родов, при котором улусными стариками и старухами делалось возлияние молоком и аракой гениям-хранителям местности (Хада уулайн Yбгэд) и Буха-нойону с пожеланиями блага членам семьи. Приручение диких животных, переход от охоты к скотоводству, гарантирующему постоянный резерв продуктов питания, оказали огромное влияние на сознание и мировоззрение древних бурят-монголов. Молочный продукт (сагаан), по представлению предков бурят-монголов, обладал магической способностью приносить счастье, поэтому молоко было первым продуктом, который вносили в новый дом.

Гэрэл ноён (досл. «зеркальный господин») - дух из группы УЬан хад (см. Ман-жигеев, с. 41), имя которого олицетворяло зеркальную водную гладь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.