Научная статья на тему 'Этико-педагогическая составляющая философии Н. Бердяева - Актуальные проекции'

Этико-педагогическая составляющая философии Н. Бердяева - Актуальные проекции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ETHICS AND PHILOSOPHY OF EDUCATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / МОРАЛЬ / MORALITY / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PERSONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

Автор выделяет этико-педагогические идеи известного русского мыслителя Н.А. Бердяева, актуальные для современной отечественной философии образования. Среди них представления философа о человеке как о творце, о творчестве как о главном сущностном свойстве личности; его размышления о творческой морали; о человеке как об абсолютной ценности в гносеологическом, антропологическом, философско-религиозном измерениях. Данные идеи могут придать новое звучание многим интенциям философии образования, послужить основанием для переосмысления и углубления ее концептуальных основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical-pedagogical component of N. Berdyaev’s philosophy - relevant projections

The author singles out the ethical and pedagogical ideas of the famous Russian thinker N.A. Berdyaev, relevant for the modern Russian philosophy of education. Among them there are the ideas of the philosopher about man as a creator, about creativity as the main essential property of a person; his reflections on creative morality; about man as an absolute value in epistemological, anthropological, philosophical and religious dimensions. These ideas can give a new sound to many intentions of the philosophy of education, serve as a basis for rethinking and deepening its conceptual foundations.

Текст научной работы на тему «Этико-педагогическая составляющая философии Н. Бердяева - Актуальные проекции»

история образования

Суслова И.Б.

этико-педагогическая составляющая философии н. Бердяева - актуальные проекции

Современную отечественную философию образования, на наш взгляд, характеризует непроработанность концептуальных оснований, базовых определений, соответственно, - и теоретико-методологических векторов. Выдающийся отечественный философ Николай Александрович Бердяев (1874 -1948 гг.) в свое время подобным образом высказывался о гуманизме как таковом - гуманизм не раскрыл до конца проблему человека, недопонял его сущности, должным образом не уяснил миссию человека. Познание человека базируется у философа на том тезисе, что человек - центр бытия, здесь берут свое начало антропологические векторы, многие из которых актуальны сегодня для реалий нашего образовательного пространства.

«Человек познавательно проникает в смысл вселенной как в большого человека, как в макроантропос.. .Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру», - умозаключает философ [5]. И, поскольку, по мысли Бердяева, «в человеке открывается абсолютное бытие, вне человека - лишь относительное», то и философия образования должна исходить из ценностей и приоритетов, выявленных антропологической мыслью эпох, и частности, крупных отечественных философов-антропологов и моралистов.

В советской и современной российской философии образования недостаточная роль отводилась и отводится человеку как центру познания, осмысления мира (как объективного, так и внутреннего, субъективного), как центру творчества, создания новых смыслов, проектов и ценностей. Судя по все еще превалирующим в нашем образовании уравнительным, ориентированным на некую безликую массу, тенденциям, на данный момент недостаточно осмыслена роль индивидуальности человека в процессе созидания общего будущего как конкретного социума, так и - будущего всего человечества.

Действительно, лучшие образовательные учреждения «грешат» погоней за рейтингами, результатами успеваемости и титулами. Высоких итоговых баллов и уровней в рейтинговых списках они добиваются за счет усиления психологического давления на обучающихся и повышением учебной нагрузки. Принижаются и ущемляются также и сами учителя, педагогические работники - в страхе потерять достаточно престижное и более высоко оплачиваемое место работы, они вынуждены безоговорочно подчиняться воле руководства гимназии, колледжа и т.д., становясь механическим орудием в их руках, средством «прокачивания мозгов» учеников, но не центром творческой инициативы и духовного наставничества. По-прежнему одаренные педагоги -это редкие самородки, таланты, которым зачастую приходится «плыть против течения» и находиться в оппозиции к общей линии руководства. Все это говорит о хроническом отсутствии должной теоретической, мировоззренческой, философской подоплеки под образовательными процессами и реалиями, о забвении идей отечественных мыслителей-антропологов, педагогов, выдающихся «человековедов», или о невнимании к ним.

А ведь человек - это малая вселенная, микрокосм, утверждали они. «...С точки зрения человека как экзистенциального центра, личность совсем не есть часть общества, - замечает Бердяев, - Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона. Личность не есть также часть мира, космоса, наоборот, космос есть часть личности» [5]. Могут ли подобному существу преподноситься не до конца продуманные, неряшливо составленные учебники и учебные программы, преподаваться «хаотичная каша» из предметов, разделов и тем, может ли по непонятным мотивам усложняться содержание учебных предметов (скажем, курсам биологии или экономики для 9-го класса возможно ли быть на уровне 1-го курса вуза, и какой в этом смысл?) и проч.

Цивилизационно-антропологические тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что обороты развития научно-технического прогресса и социальных институтов как будто выходят из-под власти разума человека, из-под его управления, порождая некий виток общественного хаоса, с которым современная сфера управления образованием и образовательные системы (в нашей стране, в частности) не в состоянии справиться. Но общественное целое всегда отражает состояние сознания человека, современного конкретному историческому отрезку времени. Следовательно, образовательный хаос -следствие глобальной общественной тенденции, также, как и преобладание формально-отчетной стороны процесса над истинно образовательным, стихии документооборота над стихией творчества в образовании - это попытка пусть формальными, внешне-логичными средствами, но совладать с расширяющимся пространством хаоса цивилизационного.

В данной ситуации нам представляется, что назрела необходимость если не создания новой философии образования, то конкретизации и существенной коррекции ее концептуальных оснований. В данном контексте уместнее было бы вести речь об «антропософии образования», базирующейся на познании

человека как онтологического центра творческих и образовательных интенций, гносеологического и морального универсума. В этой связи многие существенные аспекты философии творчества Бердяева могут стать исходной базой для формирования представлений о человеке как о творце и о его сущности как о созидательном потенциале. Данные идеи очень существенны для философии образования, ее исходных мировоззренческих позиций, концептов и принципов, т.к. отсюда последуют многочисленные методологические и нормотворческие образовательные векторы.

Творчество в представлениях Бердяева - главное сущностное свойство человека, в нем раскрывается его подлинная природа, и с этим невозможно не согласиться. «От сознания в себе творческого акта должен человек исходить, это революционное в человеке сознание, к которому нельзя прийти ни логическим, ни эволюционным путем», - пишет он [5]. Все в человеке охвачено стихией творчества, даже мораль должна иметь творческую подоплеку, быть таковой по своей сути. Что же означает, по Бердяеву, «творческая мораль»? Его антропология во-многом смыкается с религиозной философией, но многие ее интенции в силу своей уникальности должны быть восприняты педагогическим сообществом сегодня: «Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу. Лишь в обращении к Богу он находит свой образ, возвышающий его над окружающим природным миром. И тогда только находит он в себе силу быть творцом в мире» [5]. Мы не ставим перед собой задачу пропаганды религиозных воззрений философа, однако данный тезис Бердяева представляется нам философски очень верным и аксиологически насыщенным. мы можем заменить здесь понятие Бог другим термином, отражающим некое целое, универсум, источник вдохновения, и проч., такими, как природа, разум, истина, Вечное, макрокосм, Абсолют, дух, и другими. В любом случае, мы замечаем изначальную, первичную апелляцию человека к некоей возвышающей его сущности, дающей ему творческий импульс, побуждающий его к развитию и самосовершенствованию. Пусть это будет высшее духовное «я» конкретной личности, его творческая потенция - во всяком случае высказывание философа верно и актуально для современников - в подобной саморефлексии личность обретает себя, находит силу к творчеству и раскрывает свою подлинную природу. Однако мы бы остановились именно на сугубо теософском характере высказывания философа - т.к. именно такая трактовка наиболее полно раскрывает его мысль: «.человек и его творческое дело. являются восполнением божественной жизни. тайна человеческого творчества остается сокровенной» [5]. Итак, духовное самоопределение, раскрытие творческих начал, познание своих склонностей - этому должен способствовать современный образовательный процесс.

Что философ говорит о традиционной, общественно узаконенной христианской морали? «В святоотеческом, традиционном христианском сознании добродетели отрицательные - смирение, отречение, воздержание - затмили добродетели положительные - мужество, благородство, честь», - утверждает он

[5]. Пафос размышлений направлен в данном случае против омервщляющего конформизма такой морали, которая, по его справедливому замечанию, сама становится грехом. Эпоха, в которую творил Бердяев, во-многом созвучна нашей, и мировой кризис морали, о котором пишет он, также разворачивается в наши дни. «Новая творческая эпоха будет сверхморальной, как и сверхкультурной, а не доморальной и не докультурной», - резюмирует мыслитель [2, С. 46].

Действительно, мораль социализма оказалась ущербной, т. к., словами Бердяева, «всякое понижение ценности, качества, индивидуальности, творчества во имя средне-общего, количественного, во имя благополучия, устроения и распределения есть грех перед Богом и перед божественным в человеке... Ценность индивидуальности, раскрывающаяся в христианстве во всей ее интимности и безмерности, окончательно тонет и гибнет в альтруистически-демократической морали» [5]. Мораль переходной эпохи также во-многом критична, поэтому слова философа оказались актуальными именно сейчас, во времена создания новой творческой морали. Примеры проявления такой морали сегодня - волонтерское движение, многочисленные гражданские инициативы, индивидуальная активность граждан на различных общественно-политических и творческих площадках страны.

Реализации творческого потенциала человека мешает, по мысли философа, и укоренившаяся в обществе общенаучная методология. Столь распространенный научный метод, как критический рационализм, критическая гносеология, справедливо замечает он, не раскрывает, а «закрывает творческую природу человека». Опыт критического познания, бесконечной дифференциации мира природы и мира культуры только создает новые рамки и нормы мышления, однако он объявляется самоценностью. И это - «безблагодатная законническая философия», «поэтому в сознательном, слишком сознательном отношении к творчеству германской культуры есть некое рабство духа, прикрывающее творческую природу человека», - развивает свою мысль Бердяев [1]. Следует отметить, что не только нормотворческая, но и содержательная сторона современного отечественного образования по-прежнему охвачена духом утрированного критического рационализма, что негативно отражается на самом учебном процессе.

Так, не только на региональных, но и на государственном уровнях, разрабатывается и принимается масса неработающих проектов, моделей, модулей (например, «опережающего обновления содержания образования» и проч.), которые только усложняют деятельность педагогических работников, но не приносят общественной пользы. Современная школа пошла по пути усложнения содержания образовательных курсов, увеличения количества изучаемых предметов и учебных часов. Это, несомненно, пагубно отразилось на здоровье школьников. Страдает как физическое здоровье, так и психоэмоциональная сфера - дети перегружены, подавлены, депрессированы, они чувствуют себя «лишенными детства». В результате такой практики мало что реально оседает в памяти учащихся, так как мозг стремится избавиться от избыточной, ненужной

информации, заодно ослабляя внимание и к действительно важным темам. Нет сомнений, что это недопустимая и вредоносная методика - к недостаткам старой системы (оторванность от жизни, затеоретизированность) добавились новые - попытка «объять необъятное» за счет объема информации, новых предметов, массы новых заданий, неоправданных усложнений содержания и проч. Разумеется, мы ведем речь о престижных, «статусных» гимназиях, частных школах и прочих заведениях, куда родители стремятся устроить своих детей, пусть даже на платной и конкурсной основе. (В то время как в обычных школах попросту «хромают» как дисциплина, так и, самое важное, - качество образования при наличии массы документооборота, формализующего и усложняющего работу учебного заведения).

На дискуссионных площадках страны действующие педагоги оставляют в этой связи эмоциональные отзывы. «Страдает здоровье не только детей, но и учителей, и их эмоциональное состояние. Администрация не успевает за потоком документов. Чем это все закончится?! Цели преследуются хорошие, описано все достаточно научно и понятно! Хочется, чтобы школе дали больше самостоятельности и не мешали учить детей!...» - пишет, в частности, Л.С. Смирнова, заместитель директора МОУ СОШ №2 г. Буй [6]. Отметим здесь, что научное обоснование различных методик, концепций и программ зачастую не только опережает практическое воплощение образовательных инициатив, но и повсеместно подменяет его собой. таким образом, налицо «рабство духа» у критической гносеологии, о которой говорил в свое время Бердяев. Однако положительным аспектом функционирования данной нормотворческой стихии на современном этапе является, в частности, появление формата дискуссионных площадок, подобной проекту «Преобразование», заявленной как «Площадка для учителей и родителей».

На наш взгляд, как школа, так и вуз должны сегодня быть практикоориентированными, должно претворяться в жизнь деятельностное обучение (положительный пример здесь - так называемые «инженерные классы», появившиеся в столичном регионе, но опять-таки - это пока единичные инициативы). Известно, например, в некоторых немецких школах правилом стало принимать в школе специалистов в разных областях, которые проводят уроки, а также посещение учащимися этих предприятий.

В отечественных школах также необходимо принять за правило организацию выездных занятий с обучающимися - на производства, в музей, в организации и т. д. Например, в школах г. Сочи детям преподается такой учебный предмет, как «Кубановедение». Почему бы школам не заключить договор с музеем истории г. Сочи на проведение там экскурсий, лекций и прочих форм работы со школьниками? К сожалению, налицо довольно нелепая ситуация - достойный музей с редчайшими экспонатами простаивает, в то время как дети зубрят за партой этот же материал! то же можно сказать и о других предметах. Искусство можно было бы вести в художественном музее - там регулярно проходят интересные выставки, организуются лекции и встречи с художниками. Учащиеся сами

могли бы поочередно готовить презентации, делать мини-постановки, проводить конкурсы на предлагаемые темы и разделы. Инновационных форм работы со школьниками и студентами много - мы должны в первую очередь помнить о том, чтобы они были здоровьесберегающими! Практическое воплощение подобного подхода и означало бы «творчество» в том смысле, который вкладывал в это понятие выдающийся отечественный мыслитель Н.А. Бердяев.

Но отечественная школа развивается медленно, она замкнута в себе, не успевает за развитием информационного общества. Ввести уроки информатики и задавать на дом презентации по темам - это самое начало пути, причем не самое оптимальное. «Да, да, коллеги, именно Искусственный Интеллект и Машинное Обучение, оба эти зверя уже смотрят на нас через школьный забор, - справедливо замечает один из участников проекта «Преобразование», преподаватель А. Урусов, - Дети знают, что такое блокчейн, криптовалюта, большие данные, нейронная сеть и многое такое, от чего у обычных учителей мозг взрывается. Учитель должен уметь пользоваться этими современными технологиями, предназначенными помогать в анализе или синтезе. Но пока, к сожалению, все ограничивается примитивным поисковиком и анализом результатов его деятельности» [6]. Действительно, наши знания быстро устаревают, и чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к современному педагогу, мало владеть базовыми компетенциями - необходимо успевать за инновациями, повышать профессиональную компетентность и аналитическую культуру.

В школьном образовании у нас по-прежнему превалирует советский уравнительный принцип - обязательный общий курс предметов для всех без исключения, однако, как показывают тенденции нового времени, его давно надо оставить в прошлом! На наш взгляд, многие школьные дисциплины можно было бы объединить в общий познавательный блок. Например, история, обществознание, искусство, краеведение органично смотрелись бы в едином содержательном блоке - таким образом отпала бы необходимость выделения отдельных часов на каждый предмет. В своей профессиональной ориентации, в колледже, вузе обучающиеся могли бы вернуться к заинтересовавшим их наукам и специальностям.

Рассмотрим теперь, что говорил нам о природе творчества и о миссии человека Н.А. Бердяев: «Но высшая задача человека - творчество новой жизни. Творчество новой жизни проходит через тайну индивидуальности. Творческая мораль не есть исполнение закона, она есть откровение человека. И это откровение человека в моральном творчестве - всегда индивидуально-качественное, а не серединно-общее, где-то воссоединяется с моралью евангельской.» [2]. Так тайна творчества смыкается у философа с евангельской моралью. Отсюда следует, что нравственный потенциал будущего общества всецело зависит от тех творческих актов, которые индивид осуществляет в процессе своего обучения и профессиональной деятельности.

мы предлагаем сегодня педагогическому сообществу, руководствуясь

идеями философской антропологии Н.А. Бердяева, заново осмыслить статус обучающегося каксубъектатворчества,существа, «космичногопо своей природе», могущего «вмещать в себе универсальное содержание». «Космичность» человека является следствием наличия в нем духовной субстанции, посредством которой осуществляется его связь с Богом. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что современное отечественное образование недостаточно одухотворено, т.к. оно не вобрало в себя достаточное количество интенций отечественной философской антропологии. И поскольку система образования сегодня - это далеко не артель, передающая навыки какого-либо ремесла группе подмастерьев - спектр ее задач гораздо шире, то и философия образования, и само видение человека должны быть сопряжены с глубокомысленными идеями, своего рода, духовными прозрениями великих отечественных мыслителей.

таким образом, представления Н. Бердяева о человеке как о творце и о творчестве как о главном его сущностном свойстве, обусловленное способностью «вмещать в себе универсальное содержание», наряду с другими идеями философа, может стать сегодня базой для формирования фундамента обновленной редакции отечественной философии образования. Сопряжение понятия «творчество» с моралью в социальном, и далее - в религиозном аспектах, привносит новое обогащенное содержание в концептуальную нишу философии образования. Тезис Бердяева: «понижение ценности, качества, индивидуальности, творчества во имя средне-общего, количественного является грехом перед Богом и перед божественным в человеке» может стать смыслообразующим основанием для углубленной трактовки современных концепций личностно ориентированного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Самопознание. М. «АСТ» «Neoclassic». 2017 г.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М. «АСТ» «Астрель». 2011 г.

3. Берулава М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. 2013. №4

4. Суслова И.Б. Этическое самовоспитание личности в современном образовательном процессе. Монография. Сочи. 2016 г.

5. http://www.vehi.net/berdyaev/chelovek.html

6. (https://edu.crowdexpert.ru/users/97957)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.