Научная статья на тему 'ЭТИКО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ЭТИКО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / воспитание / традиция / обряд / обычай / культура / ценность / историческое наследие / комплексный поход / культурные традиции / народные промыслы / education / upbringing / tradition / ritual / custom / culture / values / historical heritage / comprehensive campaign / cultural traditions / folk crafts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маида Ганифаевна Мустафаева, Сарат Гасановна Хиясова, Ольга Николаевна Камалова

Приводится авторское обоснование комплексного подхода в педагогике с применением элементов народной педагогики в образовательном пространстве. Глобальные процессы, происходящие в современном образовательном пространстве, требуют от педагогов вновь обращаться к проблеме комплексного целостного, культурно-ориентированного образования и воспитания, опирающегося на лучшие отечественные традиции. С позиций историко-логического анализа показано, как используются традиции народной педагогики дагестанского народа в процессе формирования этико-нравственного воспитания молодежи республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маида Ганифаевна Мустафаева, Сарат Гасановна Хиясова, Ольга Николаевна Камалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical and moral education of young people based on the traditions of folk pedagogy

The author's substantiation of an integrated approach in pedagogy using elements of folk pedagogy in the educational space is given. The global processes taking place in the modern educational space require teachers to revisit the problem of integrated holistic, culturally oriented education and upbringing based on the best domestic traditions. Scientific and theoretical and methodological arguments of Russian philosophy and pedagogy are accumulating in modern scientific knowledge. In the article, the authors, from the standpoint of historical and logical analysis, use the traditions of folk pedagogy of the Dagestani people in the process of forming the ethical and moral education of the youth of the republic.

Текст научной работы на тему «ЭТИКО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.1)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-192-198

ЭТИКО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Маида Ганифаевна Мустафаева1, Сарат Гасановна Хиясова 2, Ольга Николаевна Камалова 3

12 Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова, г. Махачкала, Россия

3 Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россия sara. khiasova@yandex. ru

Аннотация. Приводится авторское обоснование комплексного подхода в педагогике с применением элементов народной педагогики в образовательном пространстве. Глобальные процессы, происходящие в современном образовательном пространстве, требуют от педагогов вновь обращаться к проблеме комплексного целостного, культурно-ориентированного образования и воспитания, опирающегося на лучшие отечественные традиции. С позиций историко-логического анализа показано, как используются традиции народной педагогики дагестанского народа в процессе формирования этико-нравственного воспитания молодежи республики.

Ключевые слова: образование, воспитание, традиция, обряд, обычай, культура, ценность, историческое наследие, комплексный поход, культурные традиции, народные промыслы.

Для цитирования: Мустафаева М.Г., Мустафаева З.С., Хиясова С.Г. Этико-нравственное воспитание молодежи на традициях народной педагогики // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 192-198. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-192-198

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.1)

Original article

Ethical and moral education of young people based on the traditions of folk pedagogy

© Maida G. Mustafayeva1, Sarat G. Khiyasov 2, Olga N. Kamalova 3

12 R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russian Federation; 3 Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation sara. khiasova@yandex. ru

Abstract. The author's substantiation of an integrated approach in pedagogy using elements of folk pedagogy in the educational space is given. The global processes taking place in the modern educational space require teachers to revisit the problem of integrated holistic, culturally oriented education and upbringing based on the best domestic traditions. Scientific and theoretical and methodological arguments of Russian philosophy and pedagogy are accumulating in modern scientific knowledge. In the article, the authors, from the standpoint of historical and logical analysis, use the traditions of folk pedagogy of the Dagestani people in the process of forming the ethical and moral education of the youth of the republic.

Key words: education, upbringing, tradition, ritual, custom, culture, values, historical heritage, comprehensive campaign, cultural traditions, folk crafts.

For citation: Mustafayeva M.G., Khiyasova S.G. Kamalova O.N. Ethical and moral education of young people based on the traditions of folk pedagogy. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 192-198. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-192-198

Введение

Такого многообразия языков, традиций и обычаев как в Дагестане трудно найти в каком-либо другом уголке Российской Федерации. На небольшой территории веками, разделяя все трудности жизни в мире и в согласии жили и живут более тридцати народностей Дагестана со своими особыми традициями, обычаями, культурой и бытом.

Многоязычие и многоцветие традиций и обычаев для единого дагестанского народа имеют особую специфику. С одной стороны, они предстают как фактор разделения этносов, их противостояния в желании самосохранения, что создает определённые трудности в попытке проникнуть в глубинный смысл их культур, понять истоки возникновения и становления тех или иных норм и форм поведения каждой народности в обществе в различных пространственно-временных условиях. Эти традиции и обычаи выступают сегодня как олицетворяемые реалии, навыки, вобравшие в себя мудрость и житейский опыт множества поколений дагестанцев, сохраняя при этом своеобразие каждого народа.

С другой стороны, как бы не были различны народы, населяющие Дагестан, из какого бы разного жизненного опыта они не исходили, на каких бы языках не выражали свои идеи, в традициях и обычаях неизмеримо больше общего, нежели специфически национального. Пользуясь приемами сравнительно-исторического метода в характеристике традиций и обычаев дагестанских народностей, можно определить их достоинства и недостатки в формировании, становлении и сохранении элементов народной педагогики. Здесь важно установить то общее, что сближает народы, и то, что разъединяет, противопоставляет, создает между народами атмосферу недоверия и неприязни. Традиции, обычаи, обряды - исторические, национальные ценности, их жизнеутверждающая роль связанна с тем, каково их соотношение с реальной действительностью, современными реалиями.

Обсуждение

Современная геополитическая картина мира свидетельствует о том, что мы не можем сидеть в социокультурном вакууме, поскольку являемся неотъемлемой частью всемирно-исторического процесса. Глобальные проблемы зримо отразились на понимании существенных и характерных социальных, а именно этико-нравственных проблем в формировании и воспитании современной молодежи. Учитывая радикальные экономические изменения, произошедшие в нашем обществе, следует отметить и то, что они нашли отражение в системе образования и воспитания подрастающего поколения, всего общества.

В данной статье нами использованы логико-исторический, структурно функциональный анализ, система диалектических принципов и категорий, обеспечивающих возможность всестороннего глубокого, системного анализа исследуемой проблемы.

Известно, что социально-философский анализ человека как социально-биологического, психологического существа позволяет нам рассматривать его с позиции целостного комплексного подхода к проблеме существования, формирования человека в семье, народе и обществе. Это интегративное концептуально-практическое отношение к человеку подразумевает единство главных аспектов знания и деятельности педагогики, таких как целостность и разносторонность подготовки человека на всех уровнях его обучения и воспитания.

В условиях радиальных экономических и культурных преобразований в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Возрождение невозможно без учета психолого-этнических особенностей народов [4; 5], изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания. Исследования ученных показывают, что каждая нация накопила исторический обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета.

Национальная школа на современном этапе призвана стать той системой, которая способна обеспечивать оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультурного пространства. В преподавании гуманитарных предметов во всех учебных заведениях следует опираться прежде всего на восстановление культурных и моральных ценностей, формирование жизненной ориентации молодежи в сложившейся общественно-политической ситуации.

Одной из целей национальной школы является адекватная самореализация подрастающего поколения в семейно-бытовой, профессиональной и других видах деятельно-

сти [4, с. 114]. Национальная модель воспитания в России, на наш взгляд, не совпадает с государственной. Последняя в значительной мере ориентирована на опыт, традиции, менталитет народов западных стран и США, что совершенно недопустимо «...не все хорошо, что носит европейскую печать, есть много хорошего в былой жизни горцев, могущих быть истинным украшением короны европейской цивилизации» [6, с. 134]. Глубокие перемены, происходящие в школе в связи с обновлением содержания образования, поиски совершенствования семейной политики в стране создают необходимые предпосылки для улучшения морального самочувствия детей, однако о полной гармонии воспитательного воздействия этих институтов на целенаправленное приобщение школьников к духовным ценностям национальной педагогики говорить еще преждевременно.

Между тем, социально-экономические трудности, связанные с переходом на рыночную экономику, привели к определенным перекосам в общественной жизни, в частности, к коммерциализации духовной сферы, увеличению преступности, насилия, потере нравственных ориентиров среди молодежи, в том числе подростков. Упущение возможности раскрытия ещё в раннем подростковом возрасте понятия «национальная культура» и входящих в нее компонентов именно в тот период, когда интенсивно формируются мировоззрение, система оценочных суждений, нравственная сфера впоследствии может привести к очень сложным деформациям национального самосознания

Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма народная педагогика признает ведущими идеями подготовку к труду, воспитание гражданственности, чувства долга, послушания, свободных, гуманных отношений между людьми. В возрождении современной национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. Народная педагогика Дагестана, как и вся его нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. Среди исследователей этнопедагогики хочется отметить выдающегося просветителя Исмаила Гаспринского (1851-1914), который выступал за соединение мусульманского воспитания и светского образования, основанных на лучших национально-практических традициях и толерантности народов. «Каждый человек любит и должен любить свою Родину. Но когда мы говорим Родина, мы имеем в виду не только место, где родились, но и край, куда входит наша земля. В этом краю живут разные национальности. Народы, живущие в одном государстве, должны жить в дружбе и взаимопонимании» [1, с. 117].

Высказывания выдающегося этнографа (1894 г.) оказались пророческими, так как сейчас эти проблемы стали очень актуальными и востребованными. Народы можно понять только поняв традиции их воспитания. У каждого народа свой менталитет, свои нравы, обычаи, но в них много схожего. В человеке самой природой изначально заложены категории добра и зла, но их наполнение и проявление в решающей мере зависит от условий жизни человека, от среды, в которой ему предстоит жить, от специфики социума, в который каждый человек попадает, который самым непосредственным образом влияет на его индивидуальность, мировоззрение, стереотипы поведения.

Менталитет народа не может быть сформирован за короткое время, он складывается веками, отражая специфику образа жизни того или иного народа, его традиции, верования, национально-этнические особенности, жизненные ценности. На сравнительно небольшой территории Дагестана издавна проживает более 60 наций, которые подразделяются на 30 коренных народностей и небольшие этнические группы с самостоятельными языками и диалектами.

Следует отметить, что почти все народы, проживающие на территории Дагестана, имеющие различия в языках, сохраняют во многом традиционный уклад жизни, культуру, обычаи, особенности быта, архитектуры, самобытные духовно-нравственные идеалы. В результате многовековой совместной жизнедеятельности, исторической и духовно-нравственной общности у дагестанских народов сложилось немало сходных признаков в культуре, традициях и образе жизни. Из всех направлений дагестанской этнопедагогики воспитание толерантности более способствует формированию нравственности, так как именно нравственность является фундаментом как для трудового, эстетического, этического, так и для физического воспитания.

У дагестанских народов есть такое понятие, которое на кумыкском языке звучит «адам-лыкъ» - человечность, что означает быть человеком, делать добро людям, не унижать, не оскорблять других, не делать подлостей, любить людей, то есть иметь намус. Это очень емкостное понятие, в соответствии с шариатом (свод законов, основанных на Коране).

Понятие «намус» функционирует в дагестанском обществе у дагестанских горцев испокон веков. Часто его переводят на русский язык словом честь. Но это не совсем точное определение, т.к. это многозначное понятие, которое вбирает в себя и честь, и порядочность, и гордость, и, пожалуй, больше всего - чувство собственного достоинства.

Так, например, намус не позволит молодому человеку выпить воду, не предложив стакан присутствующим рядом. Намус не позволяет перебивать говорящего, перечить старшему, оскорбительно отнестись к женщине [6, с. 362]. Люди считали за честь, если им поручали ответственные виды работ, такие как, например, очистить родник или водопой, отремонтировать дороги и мосты, принять участие в уборке урожая, сенокосе, помочь при строительстве дома. Девочкам и мальчикам с детства прививались правила благородного и благопристойного поведения, внушалась мысль об ответственности за продолжение рода.

В Дагестане всегда глубоко почитали старость, что естественно само по себе, потому что старики являются хранителями моральных ценностей, созданных предками, за их плечами - большой жизненный опыт. К их мудрому совету всегда прислушивались и прислушиваются по сей день. Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Для чего первоначально надо укреплять здоровье, развивать силу, быстроту движений, выносливость тела, внешнею красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек может преодолевать любые трудности, но нельзя зазнаваться, нельзя применять эту силу против слабых, стариков, женщин, малышей и слабых противников. Такое поведение народ осуждает.

Народное воспитание, как и любое социально-педагогическое явление, имеет содержание, форму и средства воздействия на молодое поколение. Дружба между сельчанами, почитание старших, уважение к женщине, наблюдаемые детьми с самого раннего детства, усваиваются ими как необходимое, благородное, прекрасное доброе. Показательно, что понятие «горский этикет» является основой любого воспитания не только в народной педагогике Дагестана, но и в культуре других северокавказских регионов.

Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна воля. Волевые качества - это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремленность, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят себе уважение к человеку. В качестве примера скажем об огромной армии спортсменов Республики Дагестана, завоевавших вершины всех видов спорта, ставших героями страны и республики. Именно они являются для подрастающего поколения образцом достойного подражания и почитания. Однако главное в человеке -это его моральный облик. Облик - это внешний вид, характер человека. Терять человеческий облик - это значит повести себя не по- человечески.

Таким образом, все это можно выразить словами К.Д. Ушинского. «Воспитывай в себе и в своих детях чувство собственного достоинства. Никогда, ни при каких обстоятельствах его не роняй и никогда не унижай другого. Будь скромен и тверд!» [8, с. 161]. Здесь выявляется тот идеал человека, к которому должен стремиться каждый. Он требует уважения к старшему, ребенку, к женщине, к родителям, чуткого внимательного отношения к гостю, сдержанности в речи и манерах.

Анализ научно-философской, педагогической литературы свидетельствует о том, что человечество своим долгом считало правильное воспитание подрастающего поколения. «Если сам своего ребенка не научишь, то его научит жизнь». Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда были и являются одной из актуальных проблем народной педагогики.

Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью приобретает особую значимость в современных условиях. Шко-

ла испытывает острую потребность в научно-обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовность и умение активно и сознательно трудится на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию.

Этнопедагогика может быть своего рода школой примирения и взаимопонимания всех народов СНГ: «без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры -нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности -нет народа» [2, с. 78]. Имеющийся опыт воспитательной работы в образовательных организациях, в семье свидетельствует о том, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, в традициях, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания.

Накопленный дагестанской народной педагогикой опыт воспитания подрастающего поколения может быть направлен на защиту подрастающего поколения от разрушающего воздействия современных средств массовой информации, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственности, бездуховности, преступности и т.д. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Попытки механически заменить установившиеся гуманистические ценности другими ведут к проявлению таких низменных качеств человеческой натуры, как алчность, стяжательство, бесхозяйственность, насилие, стремление «делать деньги» любыми средствами. Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Естественно, что это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры.

Сегодня в образовательных учреждениях республики активно используют в учебно-воспитательной работе с детьми прогрессивные педагогические средства, проверенные многовекой воспитательной педагогической практикой. В систему народных воспитательных средств входят родное слово, фольклор, национальные традиции, народное искусство, семейно-бытовая культура и произведено педагогическое творчество. В школах республики преподаются родные языки народов Дагестана, на уроках труда изучаются промыслы народов Дагестана, которые являются особенными и неповторимыми. К ним относится ковроткачество, гончарное искусство, художественная обработка дерева, унцукульская насечка металлом, ювелирное дело. Наряду с вышеперечисленными ремёслами появились и новые промыслы: обработка рогов и изготовление железных мечей.

В селе Киша мастера изготовляли музыкальные струнные инструменты - чугуры. Инструменты предназначались для того, чтобы взывать к Богу, к истине. Промыслы аула Кубачи были известны издавна, прославившегося изготовлением защитных доспехов и кольчуг с XVIII в. по настоящее время. Мастера ювелиры прекрасно работают с золотом и драгоценными камнями. Женщины этого аула занимались вышиванием золотой и шелковой нитью, ткачеством и вязанием. Семейные традиции в нем и сегодня передаются из поколения в поколения.

В современных школах многих районов Дагестана уроки труда перешли на уровень изучения народных промыслов республики: так, например, в Кубачах на уроках труда учащиеся занимаются в мастерских по обработке металла, в Табасаранском районе - ковроткачеством. Отметим, что во все виды народных промыслов привлекается молодежь, которая перенимает опыт старшего поколения. Художественное оформление дагестанскими женщинами шерстяных узорных носков отличаются своей выразительностью и пользуются большим спросом у туристов. В Дагестанских селениях Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта шьют бурки. Это верхняя одежда, расшитая оригинальными узорами, находит своего потребителя как в Дагестане, так и за её пределами, в городах населенных пунктах Северного Кавказа и за рубежом.

Практическое воплощение этого процесса, т.е. передача накопленного жизненного опыта старшего поколения младшему и освоение его подрастающим поколением, происхо-

дит сегодня при активном участии детского сада, школы, семьи, внешкольных воспитательных учреждений, учителей, воспитателей, родителей, общественности.

Выводы

Таким образом, вопросы этико-нравственного воспитания молодежи, основанного на традициях народной педагогики, не теряют своей актуальности в современной культуре. Крупнейший исследователь в области народной педагогики, Г.Н. Волков утверждает, что смысл воспитания в конечном итоге приведет к укреплению поколений на вековых прогрессивных, гуманистических традициях народов [3, с. 112]. Каждый образец народного поэтического, педагогического, творчества в отдельности отражает прошедшие испытания жизнью человеческой истины, образ мышления и сознание народа, его мораль и духовную сущность. Именно поэтому, пройдя через испытание веками, они живы и сейчас.

В свое время К.Д. Ушинский писал, что чувство народности очень сильно в каждом человеке, «что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с. 161]. Несмотря ни на какие трудности, народ не теряет веру в лучшее будущие и находит в себе силы противостоять любым сложностям. Наше общество обязано сохранить и претворить в жизнь народные традиции в жизни подрастающего поколения, защитить язык как один из важнейших элементов культуры, формировать национальную среду, проявлять терпимость к национальной принадлежности каждого человека, к его этнокультурным запросам, воспитывать уважительное отношение ко всем народам на Земле.

Список источников

1. Волков Г.Н. Журнал «Народное образование». 1997.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. М., 1966.

3. Гаспринский И. Кыраем тюркский. Бахчисарай, 1894.

4. Жолобова И.К., Камалова О.Н., Мустафаева З.С. Проблема формирования коммуникативной толерантности студентов высших учебных заведений // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3. С. 113-122.

5. Камалова О.Н. Интуиция как философско-антропологическая проблема // Дис. канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 2005.

6. Крымшахалов И. Карачаево-Балкарские деятели культуры XIX - начала XX века. Избранное: В 2 т. Т. 1. Нальчик, 1993.

7. Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического многоконфессионального региона. Сборник научных статей. Махачкала, Изд-во типография ДНЦ РАН, 2008.

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 161.

9. Kuleshin M., Nemashkalov P., Plyako O. Historical consciousness in the process of forming ethnic stereotypes of material culture // Научный альманах стран Причерноморья. 2020;21(1):29-35. http://science-almanac.ru

References

1. Volkov G.N. Journal of Public Education. 1997.

2. Volkov G.N. Ethnopedagogy of the Chuvash people. M., 1966.

3. Gasprinsky I. Kyraem Turksky. Bakhchisarai, 1894.

4. Zholobova I.K., Kamalova O.N., Mustafaeva Z.S. The problem of formation of communicative tolerance of students of higher educational institutions // Humanities and social sciences. 2017. No. 3. P. 113-122.

5. Kamalova O.N. Intuition as a philosophical and anthropological problem // Dissertation of the Candidate of Philosophical Sciences. Rostov-on-Don, 2005.

6. Krymshakhalov I. Karachay-Balkarian cultural figures of the XIX - early XX century. Published in 2 vols. 1. Nalchik, 1993.

7. Problems of maintaining tolerance in a multiethnic multi-confessional region. Collection of scientific articles. Makhachkala, Publishing house of the DNC RAS, 2008.

8. Ushinsky K.D. Collected works. Vol. 2. P. 161.

9. Kuleshin M., Nemashkalov P., Plyako O. Historical consciousness in the process of forming ethnic stereotypes of material culture // Scientific almanac "The Country of the Future".. 2020;21(1):29-3 5. http ://science-almanac.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2024; одобрена после рецензирования 12.05.2024; принята к публикации 12.05.2024.

The article was submitted 19.04.2024; approved after reviewing 12.05.2024; accepted for publication 12.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.