Научная статья на тему 'Этикетные формы этнопедагогического дискурса как компонент национальнорегиональной компетентности будущих педагогов'

Этикетные формы этнопедагогического дискурса как компонент национальнорегиональной компетентности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETIQUETTE FORMS / ETHNOPEDAGOGIC DISCOURSE / NATIONAL-REGION COMPETENCE / FUTURE TEACHERS / ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМЫ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лезина В.В., Целоева Д.М.

Статья посвящена проблеме формирования этикетных форм этнопедагогического дискурса у студентов педагогических специальностей. Данные формы рассматриваются как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов. Выделены модели формирования названных форм, требования к владению ими. Названы принципы, средства, методы этнопедагогического дискурса. Продуктивность этнопедагогического дискурса достигается в процессе воспитательной деятельности благодаря активности, инициативности педагога. Авторы делают вывод о том, что этикетные формы этнопе-дагогического дискурса рассматриваются нами как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов. Уточнены ключевые понятия, выделены модели формирования названных форм, требования к владению ими. Названы принципы, средства, методы этнопедагогического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETIQUETTE FORMS OF ETHNOPEDAGOGIC DISCOURSE AS A COMPONENT OF NATIONAL-REGION COMPETENCE IN FUTURE TEACHERS

The article is dedicated to a problem of etiquette forms of ethnopedagogic discourse foundation among students of pedagogic specialties. These forms are researched as national-region competence component. The authors pick out models of creation of these forms, name ethnopedagogic discourse principles, means and methods. The productivity of ethnopedagogic discourse is achieved in the process of educational activity due to the activity and initiative of the teacher. The authors conclude that etiquette forms of ethnopedagogic discourse are considered as a component of national and regional competence of future teachers. The work specifies key concepts, principles, tools and methods ethnopedagogic discourse.

Текст научной работы на тему «Этикетные формы этнопедагогического дискурса как компонент национальнорегиональной компетентности будущих педагогов»

24. Grivault-Romanenko L. (2017, December). Obuchenie igre na fortep'yano dvuyazychnyh detej ot dvuh do shesti let v Russkoj konservatorii im. A. Skryabina v Parizhe. Materialy HXV Mezhdunarodnoj konferencii "Rebenok v sovremennom mire. 'Ekologiya detstva". Sankt-Peterburg, Saint Petersburg, Russia: 260 - 262.

25. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00065

26. Lopez-Garcia N.J. (2016). Evaluation and ITC in primary education: using plickers to evaluate musical skills. Ensayos-revista de la facultad de educacion de Albacete. 2016; 31 (2): 81 - 90.

27. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem. 2017; 14: 153 - 169.

28. Robert F. Software as a Basic Music Platform. Proceeding of the 14th Conference. Giuseppe Verdy-Richard Wagner-Moor Emanuel, 22nd February 2014: 119 - 127. Szeged, 2014.

29. Belov G.G., Gorbunova I.B. New Horizons of Musical Performing Arts. Music and Time, 2016, no. 2: 16 - 24.

30. Sheau-Yuh L. (2010). Investigation of the Exemplary School Programs in Technology-Assisted Music Composition Instruction. Abstracts. 29th World Conference of the International Society for Music Education "Harmony and the World Future". 1-6 August, 2010. Beijing: 109 - 110.

31. Hervas-Zafra B., Murillo i Ribes A. ICT competency: study about technological training with Soundcool in the master of secondary music education in the Universitat de Valencia. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018: 131 - 135.

32. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.

33. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2016: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj, 2017: 44 - 51.

34. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.

35. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: to the Problem of Formation of Performance Mastery. 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18). Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary. Oct. 2018: 15 - 19.

36. Celma O. (2010). Music recommendation and discovery: The long tail, Long fail, and long play in the digital music space. Berlin: Springer-Verlag.

37. Aviram E. (2010) Computerized Music Composition by Adolescent Working at Home: An Experimental Project. 29th World Conference of the International Society for Music Education "Harmony and the World Future". 1-6 August, 2010: 46 - 49.

38. Baguyos J., Shafer S. T-Shaped Music Tech Curriculums: Preparing Music Technology Students for the 21st-centure Creative and Technology Workforce. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018: 91 - 95.

39. Berbel-Gomez N., Murillo-Ribes A., Sastre-Martinez J. & Riano-Galan M.E. (2017). Sound Creation and Artistic Language Hybridization Through the Use of the Collaborative Creation System: Soundcool. TOJET: Turkish Online Journal of Education Technology - November 2017: 997 - 1009.

40. Berbel-Gomez N., Riano-Galan M.E., Arriaga-Sanz C., Rementeria I., Ripolles-Mansilla A. The use of technological tools in design of interuniversity musical projects by students. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018: 125 - 131.

41. Bowman J. (2014) Online Learning in Music. Foundations, Frameworks, and Practices. New York: Oxford University Press.

42. Marins P. (2018). The Use of Online Software in Music Education. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018: 145 - 147.

43. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. (2013). On Mathematical Methods in Music Theory and Musical Education. Music Scholarship, 2013; 1 (12): 264 - 268.

44. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Music Education. Music Scholarship. 2018; 4: 55 - 64.

45. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj, 2011: 128 - 131.

46. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

47. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; 5-2 (112): 388 - 395.

48. Cuadrado F., Lopez-Cobo I., Valverde B., Varona D. Touch the sound: tangible interface for children music learning and sound experimentation. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018: 75 - 78.

49. Runeson P., Host M., Rainer A. & Regnell B. (2012). Case study research in software engineering: GuideLines and examples. John Wiley & Sons.

50. Williams J. & Seary K. (2010). Bridging the divide: Scaffolding the learning experiences of the mature age student. In J. Terrell (Ed.), Making the links: Learning, teaching and high quality student outcomes. Proceedings of the 9th Conference of the New Zealand Association of Bridging Educators. 2010: 104 - 116. Wellington, New Zealand.

51. Murillo-Ribes A., Riano-Galan M.E., & Berbel-Gomez N. (2018). Perception of the use of 'Soundcool' as a proposal for intervention in the creation of sound and in the development of teaching competences. An exploratory study on pre-service teacher education. Psychology, Society, & Education (PSE). 2018; 10 (1): 127 - 146.

52. Chen J. Big data analytics in mobile practicing: using artificial intelligence (AI) music application to practice scales and arpeggios in virtual learning environment. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018: 43 - 45.

53. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 4 (75): 16 - 24.

54. Cuadrado F. (2015). Intelligent Music Learning System. Spain Intellectual Property Register: 201599900351883.

55. Cipriany A. and Maurizio G. (2014). Electronic Music and Sound Design: Theory and Practice with Max and MSP. Vol.1. 1st ed. Italy: Con TempoNet.

56. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 97 - 101.

57. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2016: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj, 2017: 44 - 51.

58. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjkomp'yuter: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo «SMIO-Press», 2007.

59. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

60. Dinov V.G. Zvukovaya kartina: Zapiski o zvukorezhissure. Sankt-Peterburg: Gelikon Plyus, 2002.

61. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2002: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. 2002: 161 - 169.

62. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004 materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. 2004: 52 - 55.

63. Gorbunova I. & Govorova A. (2018) Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Informatics in Schools. Fundamentals of Computer Science and Software Engineering. ISSEP 2018. Lecture Notes in Computer Science, vol 11169. Springer, Cham. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-030-02750-6_29

64. Zau'er 'E. Kto menya sdelal muzykantom. Voprosy fortepiannogo ispolnitel'stva. Moskva: Muzyka, 1976; Vyp. 4: 11 - 27.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 37

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogics), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: lezina07@rambler.ru Tseloeva D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Initial Education Department, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: Dibatzeloeva@mail.ru

ETIQUETTE FORMS OF ETHNOPEDAGOGIC DISCOURSE AS A COMPONENT OF NATIONAL-REGION COMPETENCE IN FUTURE TEACHERS. The

article is dedicated to a problem of etiquette forms of ethnopedagogic discourse foundation among students of pedagogic specialties. These forms are researched as national-region competence component. The authors pick out models of creation of these forms, name ethnopedagogic discourse principles, means and methods. The productivity of ethnopedagogic discourse is achieved in the process of educational activity due to the activity and initiative of the teacher. The authors conclude that

etiquette forms of ethnopedagogic discourse are considered as a component of national and regional competence of future teachers. The work specifies key concepts, principles, tools and methods ethnopedagogic discourse.

Key words: etiquette forms, ethnopedagogic discourse, national-region competence, future teachers.

В.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: Iezina07@rambler.ru

Д.М. Целоева, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,

E-mail: Dibatzeloeva@mail.ru

ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

КАК КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Статья посвящена проблеме формирования этикетных форм этнопедагогического дискурса у студентов педагогических специальностей. Данные формы рассматриваются как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов. Выделены модели формирования названных форм, требования к владению ими. Названы принципы, средства, методы этнопедагогического дискурса. Продуктивность этнопедагогического дискурса достигается в процессе воспитательной деятельности благодаря активности, инициативности педагога. Авторы делают вывод о том, что этикетные формы этнопедагогического дискурса рассматриваются нами как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов. Уточнены ключевые понятия, выделены модели формирования названных форм, требования к владению ими. Названы принципы, средства, методы этнопедагогического дискурса.

Ключевые слова: этикетные формы, этнопедагогический дискурс, национально-региональная компетентность, будущие педагоги.

Введение

Теоретическое осмысление этикетных форм этнопедагогического дискурса в структуре национально-региональной профессиональной компетентности будущих педагогов целесообразно начать с конкретизации терминологии. Толковый словарь русского языка интерпретирует этикет как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения [1]. При этом отдельной строкой выделяется речевой этикет [там же].

Он включает разные виды дискурса, трактующегося составителями Лингвистического энциклопедического словаря как связный текст в совокупности с экстралингвистическими - социокультурными, психологическими и др. факторами [2]. Нам импонирует определение дискурса как речи «погруженной в жизнь» [там же], в нашем случае - национально-региональную, т. к. дискурс обращен к ментальным процессам участников коммуникации. Эти процессы обусловливают этнографические, психологические и социокультурные правила порождения и понимания речи. В соответствии с этим, этнопедагогический дискурс следует рассматривать как направленное речевое педагогическое действие в условиях национально-региональной среды.

Основное содержание статьи

В нашей статье этнопедагогический дискурс выступает компонентом национально-региональной компетентности будущих педагогов. Из многообразия существующих определений компетентности выберем его толкование Дж. Ро-веном, согласно которому это - специфическая способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, которая включает узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления [3].

В ракурсе нашего исследования - национально-региональная компетентность. Данное понятие не является устоявшимся и применительно к студентам педагогических специальностей может быть интерпретировано как фактор профессиональной культуры, теоретическая и практическая готовность будущих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях региона [4].

Основы этикетных форм этнопедагогического дискурса были заложены в народной педагогике, когда людьми была осознана рациональная сила этики применительно к решению социальных проблем. В различных по своему складу обществах сформировались этические каноны, способствовавшие социализации, коллективной деятельности их членов. Этическая компетентность одобрялась и приветствовалась членами социума, способствовала культурной адаптации человека, достижению им успешности.

Императивная роль культуры общения обязывает будущего педагога овладеть этикетными формами этнопедагогического дискурса. Без знания ценностных ориентаций собеседника, стереотипов его речевого поведения, приемов, правил коммуникации - невозможно успешное профессиональное общение. Этикетные формы этнопедагогического дискурса являются результатом объективных исто-рико-педагогических и социально-культурных факторов. Субъективную основу такого дискурса составляют конкретные параметры личности: общая и национальная культура, аксиологические приоритеты, образованность, воспитанность.

Этнопедагогический дискурс проявляется в деликатности, чувстве такта, знании этикетных форм. Утончённый вкус педагога проявляется в том, что им всегда используются эффективные этикетные формы, соответствующие его высокому культурному уровню, стремлению сохранить культурно-языковую самобытность, этнонациональное сознание.

Подчеркнём то обстоятельство, что речевой этикет этнопедагогического дискурса основывается на национальном менталитете и способствует консервации определенных черт личности и воспроизведению их из поколения в поколение благодаря воспитанию. В частности, этнопедагогический русской речевой

этикет подобен многогранности русской культуры. Он отражает арсенал ласкательно-нежных возможностей («детка», «внучек», «бабуля» и др.), выраженное этикетное богатство для разговора с друзьями. Обращает на себя внимание деликатность, тактичность и способность русского языка дать определенную дополнительную характеристику действию, предмету, лицу, признаку, ситуации в целом, и ничего не сказать конкретного об этой характеристике, не нарушая при этом принятых коммуникативных норм. Для исследователя представляет интерес ситуативность русского языка, когда некоторые характеристики ситуации или ее участников не получают эксплицитного выражения, являясь как бы очевидными, само собой разумеющимися и для производителя, и для получателя речевого сообщения. Этот способ оформления мыслей, обозначения ситуации возможен лишь между друзьями или людьми, хорошо понимающими друг друга и одинаково оценивающими свойства мира. В русском языке можно выразить сложнейшие состояния души человека, тончайшие оттенки отношения к людям. Отраженная в русском языке картина мира рассматривает добро как врожденное свойство человека, а жизнь - как не способную на порождение добра.

Несколько иные этикетно-воспроизводящие характеристики коммуниканта обнаруживаем в северокавказской среде: подчеркнутая кавказская идентичность, этничность, религиозно-нравственное мировоззрение, наличие экзистенциальные ценности и табуирование, традиционные гендерные роли, приверженность обычаям и бытовым нормам, дипломатичность, дружелюбие, уважительное отношение к другим культурам, личности, обостренная справедливость, совесть, честь, долг, патриотизм, эмпатия, ответственность, верность слову, вежливость, почтительное отношение к старшим, взаимопомощь и взаимовыручка.

Названные выше характеристики обусловливают этикетные особенности этнопедагогического дискурса. Его основным принципом выступает владение студентами языковыми моделями морально-этических реакций, в основе которых - уважение к личности собеседника. Этика речевого поведения получает логическую завершенность, когда студент употребляет соответствующие решению задач общения языковые и стилевые средства, умеет соотносить в речи прагматику и экспрессию, когда в любой речевой ситуации чувствует этические рамки, за которыми наступает нарушение эстетики общения. В соответствии с этим, ситуативными принципами этики этнопедагогического дискурса будущих педагогов являются: 1) речевая сбалансированность поведения, 2) его эстетическая достаточность.

Принцип речевой сбалансированности поведения предусматривает, во-первых, участие студента в регулировании пропорций между собственно информационными и экспрессивными средствами внутри ситуации этнопедаго-гического дискурса; во-вторых, дифференциацию самих стилевых ситуаций по степени динамического равновесия между прагматическими и риторическими моментами дискурса.

Принцип эстетической достаточности регулирует степень насыщенности речи выразительными средствами. В этом случае устанавливается мера употребления данных средств, зачастую она определяется языковым чутьем студента.

Исследование проблемы этикетных форм этнопедагогического дискурса как компонента национально-региональной компетентности будущих педагогов проводилось нами на материале разных этносов и позволило установить, что выражаемая этикетом и определяющая продуктивное общение доброжелательность, позитивные интенции представлены, прежде всего, лексически. В ингушском языке добрые намерения коммуниканта выражаются следующими словами: дедин (хороший день), эрдик (хорошее утро), сердик (хороший вечер), мажол (здоровье), хоз (приятно). В карачаевском языке те же намерения передаются словами: сау бол (будь здоров), аламат (отлично), къууандым (обрадовался), бек аламат (очень хорошо), ашхы (хорошо), иги (хорошо), тынч, рахат (спокойно, безмятежно), тыбы этиб да (с удовольствием).

Формулы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и др.) похожи в своей имплицитной направленности: пожелание здоровья, добра, счастья, благополучия, успехов и т. д. В ингушском языке такими формулами являются: ассалам алейкум (здравствуйте), дерик халд шун (добрый день), эрдик халд шун (добрый вечер), мышти jа мажол (как здоровье). В карачаевском языке формулы представлены следующими клишированными фразами: салам алейкум (здравствуйте, мужчина мужчине), кюн ашхы болсун (здравствуйте, мужчина женщине), мен сизни кергениме бек разыма (искренне благодарю), ашхы (всего хорошего), иги джолгъа (барыгъыз) (счастливого пути).

Некоторые традиционные речевые культуры содержат благопожелания («алгыс тыллар» у якутов, «алгъыш» у карачаевцев и балкарцев и др.) как вид обрядовой поэзии. Благопожелания используются как суггестия, духовный посыл, используемый для сообщения хорошего настроения, симпатии: «Имей спереди угоняемого, сзади ведомого» (якут.). Аналогично используются формулы прощания: «Ходи по верхушкам благословения» (якут.).

Исторически этика общения проявлялась во многих сторонах поведения собеседников. Например, традиционная культура общения горцев Северного Кавказа обязывала младшего первым приветствовать старшего, едущего - пешего, спускающегося с горы - поднимающегося, проходящего - сидящих, пришедшего - собравшихся. Младший член общества должен был молчать в присутствии постороннего, не заговаривать первым, не перебивать говорящего, не вмешиваться без разрешения в разговор, не говорить и не смеяться громко, не употреблять невежливых выражений. Подчинение этим запретам прививало навыки внимательного слушания собеседника, умеренного темпа речи и тона разговора.

Нравственное содержание этикета требовало от подрастающего поколения скромности и сдержанности, не допускало эгоцентризма и хвастовства («Не кичись богатством» (якут.), упоминания о совершённых мужественных поступках. Крайне неприличным считалось пренебрежение советом и мнением старшего («Всегда советуйся со стариком» (якут.), «Бери от старика благословение, у молодого - понимание» (якут.), старикам нельзя было возражать, отказывать в просьбе или услуге («Старший - это колода, на которой рубят дрова» (адыг.). Способом убеждения в споре являлась ссылка на мнение старших: «Старики так говорили».

Интересны исторические правила сопровождающего общение невербального поведения. В присутствии старших молодежи не разрешалось стоять развязно, повернувшись к ним лицом, размахивать руками, держать их в карманах. Сидеть позволялось ровно, не ёрзая, желательно в отдалении от взрослого, на низком сидении. Обычай требовал, чтобы все вставали при приветствии мужчины или женщины старшего возраста независимо от положения. Сесть можно было только после разрешения пришедшего. Вопиющим нарушением этикета было зачем-нибудь окликнуть старшего.

Этикетные формы этнопедагогического дискурса требуют целостности и эмоциональной насыщенности. Они достигаются с помощью эпитетов, метафор, специальных стилистических украшений, соответствующих авторскому замыслу. Иллюстрацией выступают высокохудожественные дидактические произведения устного народного творчества (песни, считалки, пестушки, загадки, сказки, сказания, легенды и др.), максимально насыщенные стилистическими украшениями. В качестве примера выступают пословицы: «Кто не похож на весь аул, на плечах у того ослиная голова» (даг.), «Знания - это конь на скаку и орел в поле-

Библиографический список

те» (ингуш.), «Честь дороже денег»(адыг.), «Под спокойствием лежит золото» (балк.), «Доброе слово гору места сдвинуло» (чеч.), «Дружные кошки победили недружных волков» (чеч.), колыбельная песня: «Илала, свет моего сердца» (даг.) и др.

Логика наших рассуждений о содержании этикетных форм этнопедагоги-ческого дискурса как компонента национально-региональной компетентности подводит нас к выделению моделей формирования у студентов этикетных форм этнопедагогического дискурса. К числу таких моделей отнесем: 1) эволюционистскую, когда этикетные формы являются продуктом этнопедагогического воспитания и не зависят от субъективного желания субъекта, 2) целерациональную, рассматриваемую как результат рационального выбора студента, 3) гражданскую, представляющую собой смешанную естественно-искусственную систему, соединяющую в себе формально рациональные и спонтанные образовательные процессы, 4) субъективно-коммуникативную, заключающуюся в формировании этнопедагогических этикетно-поведенческих стереотипов в контексте развития академической культуры, профессиональных и региональных ценностных ориен-таций методами субъектной педагогики.

Требования к владению этикетными формами этнопедагогического дискурса с позиции компетентностного подхода раскрываются следующим образом:

Знает: 1) этнопедагогический дискурс этнической общности,

2) этикетные формы, применяемые в воспитании и обучении.

Умеет: 1) анализировать развивающе-воспитательный процесс с учетом его цели и национальной специфики,

2) обобщать и использовать традиционный опыт, создавать условия для его распространения.

Готов: 1) внедрять этикетные формы этнопедагогического дискурса в раз-вивающе-воспитательный процесс,

2) проектировать его результат в зависимости от используемых этикетных форм,

3) оценивать свою деятельность по достижению этого результата.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что продуктивность этнопедагоги-ческого дискурса достигается в процессе воспитательной деятельности благодаря активности, инициативности педагога.

Принципами такой деятельности являются: иерархичность (реализация деятельности на разных уровнях: операционном, тактическом, стратегическом), целостность (интеграция основных видов деятельности: ценностно-ориентировочной, коммуникативной).

Средства названной деятельности делятся на языковые, материально-технические и достигаются посредством учебника, компьютера, а также собствеено этнопедагогических средств воспитания (слово, личностный пример, игра).

Методами такой деятельности выступают: наблюдение, изучение литературных, документальных источников, сбор полевого материала, обобщение, сравнение.

Таким образом, этикетные формы этнопедагогического дискурса рассматриваются нами как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов. Уточнены ключевые понятия, выделены модели формирования названных форм, требования к владению ими. Названы принципы, средства, методы этнопедагогического дискурса.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 1997.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1990.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Москва: Когито-Центр, 2002.

4. Бозиева М.А. Национально-региональная профессиональная компетентность педагога. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.

2. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Moskva: Kogito-Centr, 2002.

4. Bozieva M.A. Nacional'no-regional'naya professional'naya kompetentnost'pedagoga. Pyatigorsk: PGLU, 2009.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 371

Masny V.V., Head of the 2nd faculty (Federal service of national guard troops of the Russian Federation), Federal State Military Educational Institution of Higher

Education "Military University' of Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: vodoley2006@yandex.ru

MEANING, CONTENT AND WAYS OF DEVELOPMENT OF CULTURE OF COMMUNICATION OFFICERS OF DIVISIONS OF TROOPS OF THE NATIONAL GUARD. For many thousands of years, the officer corps can rightly be considered as the most patriotic, loyal and faithful in the performance of military duty. Education of officers is based on nobility, honoring their profession, awareness of their purpose and role in the life of the country. That is why the officer must embody a model of culture, honesty, nobility and decency. An officer must always remember the truth in order to have authority, he must be impeccable in everything, including in the culture of communication with colleagues. The problem of culture of communication officers of the units has always been important, and at different times was decided in accordance with modern requirements of the society. Modern officer should have such personal qualities that are associated with the desire to achieve high praise from the others. All this is possible only for such officer who has excellent communication skills with co-workers.

Key words: culture, communication, development, officers of division, etiquette, ways of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.