Научная статья на тему 'Этикетирование пищевых продуктов'

Этикетирование пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1203
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ / ИНГРЕДИЕНТЫ / ЭТИКЕТИРОВАНИЕ / ЭТИКЕТКА / УПАКОВКА / ОСНОВНАЯ ДИСПЛЕЙНАЯ ПОЛОСА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛОСА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Николаева М. А., Худякова О. Д., Худяков М. С.

В статье проанализированы основные требования к этикетированию пищевых продуктов, предложена авторская версия определения термина «этикетка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABELING OF FOOD PRODUCTS

In the article the basic requirements for the labeling of food products, the author ‘s version of the definition of the term “label”.

Текст научной работы на тему «Этикетирование пищевых продуктов»

УДК 621.798.01

НИКОЛАЕВА М. А.

доктор технических наук, профессор, директор Отраслевого центра повышения квалификации работников торговли г. Москва

ХУДЯКОВА ОД

кандидат технических наук, доцент Омский институт (филиал)

Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова г. Омск

е-mail: [email protected] ХУДЯКОВ М. С.

аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова г. Омск

е-mail: [email protected]

ЭТИКЕТИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

В статье проанализированы основные требования к этикетированию пищевых продуктов, предложена авторская версия определения термина «этикетка».

Ключевые слова: продукты пищевые, ингредиенты, этикетирование, этикетка, упаковка, основная дисплейная полоса, информационная полоса.

LABELING OF FOOD PRODUCTS

MARIA A. NIKOLAEVA

Branch center Advanced Training in Trade Moscow

OLGA D. KHUDYAKOVA

Omsk institute (Branch)

Plekhanov Russian University of Economics Omsk

MAKSIM S. KHUDYAKOV

Plekhanov Russian University of Economics Omsk

In the article the basic requirements for the labeling of food products, the author ‘s version of the definition of the term “label”.

87

Keywords: food products, ingredients, labeling, label, package, the main band The display, the information bandwidth.

Зтикетка является одним из самых распространенных носителей маркировки. В ГОСТ Р 53598-2009 дано следующее определение термина: «Этикетка - определенное пространство упаковки, на которое разными способами наносят информацию о пищевых продуктах». [1]

Следует отметить, что стандартизированное определение, по нашему мнению, неконкретно и не отражает характерных признаков этикетки, её отличие от других носителей маркировки (штампов, клейм и т.п.). Кроме того, этикетка может быть не только на упаковке, но и вкладываться в неё.

В этой связи нами предложено авторское определение термина:

Этикетка - основной носитель маркировки, размещаемый на упаковке товара или вкладываемый в упаковку и предназначенный для доведения до потребителей и других заинтересованных лиц основной и дополнительной информации о товаре.

Этикетка состоит из двух полос:

- основная дисплейная полоса (ОДП);

- информационная полоса (ИП).

Основная дисплейная полоса - передняя полоса этикетки, содержащая обязательные сведения о продукте.

Информационная полоса - полоса, расположенная справа и рядом с ОДП, содержащая остальные сведения о продукте.

Рис.1- Расположение основной - дисплейной (ОДП) и информационной полос (ИП) на этикетке

Обязательные сведения о пищевых продуктах включают их наименование и количество.

В ряде случаев на ОДП могут быть размещены сведения о составе продукта.

ОДП - часть упаковки, которую потребитель вероятнее всего увидит при покупке. Для лучшей визуализации ОДП производители при маркировании пищевых продуктов дублируют её в двух противоположных сторонах упаковки, а розничные продавцы осуществляют выкладку упаковок так, чтобы покупатель мог сразу увидеть обязательную информацию на ОДП.

На информационной полосе размещают наименование и адрес изготовителя, фасовщика, поставщика или импортера, состав продукта, содержание основных

88

питательных веществ, энергетическую ценность, сроки годности или хранения. В ряде случаев указания о способах приготовления или использования продукта, условиях и сроках хранения после вскрытия упаковки также наносятся на информационную полосу.

Для обеспечения доступности товарной информации на маркировке в ГОСТ Р 53598-2009 установлены следующие требования:

- надписи на ИП должны быть рельефными и легко различимыми;

- строчные буквы (литеры) должны быть размером не менее 1,58 мм;

- высота литер не должна превышать их ширину более чем в 3 раза;

- буквенный текст должен достаточно контрастировать с фоном и быть легко различимым;

- не допускается перегружать обязательные надписи художественным оформлением или излишним текстом, который не требуется по нормативам, или содержит несущественную информацию, или сведения рекламного характера в промежутке внутри нормативных надписей этикетки на ИП;

- размещаемая на этикетке информация должна соответствовать ГОСТ Р 51074;

- не следует использовать художественное оформление, которое загораживает или снижает доступность обязательных сведений на этикетке или искажает информацию о пищевом продукте.

Кроме указанных общих требований к сведениям на информационных полосах этикетки в ГОСТ Р 53598 устанавливаются требования к информации о наименовании пищевых продуктов, их количестве, перечне ингредиентов, содержании питательных веществ, а также приводятся обязательные признаки питательных веществ.

Наименование пищевого продукта должно быть понятным, конкретным и общепринятым. Оно необходимо для идентификации ассортиментной принадлежности товара на уровнях вида, подвида и торговой марки (видовая и марочная идентификация).

Шрифт для наименования продукта должен быть выделяющимся по сравнению с другими надписями. Размер шрифта должен разумно соотноситься с наиболее выделяющейся информацией на передней полосе. Шрифт должен быть не менее размера самого крупного шрифта на полосе.

Наименование продукта - наиболее важный элемент на основной дисплейной полосе. В качестве наименования следует применять общепринятые термины (обычное или обиходное наименование в ред. ГОСТ Р 53598), понятные потребителям. Например, колбаса вареная Докторская, ржаной хлеб Бородинский и др.

Наименование продукта не должно вводить потребителя в заблуждение относительно ассортиментной принадлежности продукта. Примером введения в заблуждение потребителя может служить надпись «Шоколад» на основной дисплейной полосе этикетки, хотя анализ состава продукта показывает, что это кондитерская плитка.

Если потребитель может визуально определить вид продукта, то в качестве наименования может быть применено оригинальное наименование, понятное потребителям. Например, на ОДП этикетки вин принято указывать марочное наименование вина без указания вида напитка: Рислинг, Каберне, Мерло и т.п.

89

Если наименование продукта установлено национальным стандартом (ГОСТ Р или ГОСТ) или техническим регламентом, то следует пользоваться этим наименованием. Применение нового или отмененного наименования будет квалифицировано как введение потребителя в заблуждение.

Так, в Техническом регламенте на молочную продукцию установлены и определены термины «молоко питьевое» и «молочный напиток». Наименование «молочный напиток» присваивается продукции, полученной путем восстановления из сухого молока. Применение к такой продукции наименования «молоко питьевое» вводит потребителей в заблуждение и относится к информационной и ассортиментной фальсификации. К сожалению, почти всё молоко, в том числе и восстановленное, имеет на этикетке наименование «молоко питьевое», и ни один контрольный орган это не проверяет.

Если пищевые продукты одного наименования могут иметь разные товарные артикулы, отличающиеся определенными признаками, то на этикетке это должно быть указано. Например, питьевая вода может быть газированной и негазированной, хлеб в нарезанном и ненарезанном виде.

ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ПРОДУКТА

Количество продукта указывается на этикетке по массе или объему нетто в основных (кг) или производных единицах измерения (г, л, дм3). Не допускается включение в этикетку массы брутто, т.е. и массы упаковки, в т.ч. упаковочных материалов, крышек и других элементов.

Информация о количестве продукта размещается в нижней трети основной дисплейной полосы вдоль линии, параллельно расположенной к основанию упаковки. Минимальный размер шрифта зависит от площади ОПД. Так, при площади 32 см2 минимальный размер шрифта должен быть 1,6 мм, а при площади 2580 см2

- 12,7 мм.

Перечень ингредиентов содержит указание каждого ингредиента в убывающем порядке по массе или объему и размещается на информационной полосе. Шрифт перечня должен быть высотой не менее 1,6 мм.

При определении ингредиентов продукта применяют общепринятые, понятные потребителю термины.

Ингредиенты - это основное и вспомогательное сырьё, входящее в рецептуру, без указания их количества.

Вода,предусмотреннаяврецептуре,такжевключаетсявпереченьингредиентов в порядке убывания. Допускается исключение из перечня ингредиентов, которые не выполняют конкретной функции и не оказывают никакого технологического воздействия на готовый пищевой продукт. Возможно, что этот ингредиент входит в состав указанной на этикетке комплексной пищевой добавки.

Разрешение не указывать отдельные ингредиенты, к сожалению, приводит к тому, что в ряде пищевых продуктов на этикетках не указываются пищевые добавки, которые оказывают негативное воздействие на организм человека (например, в вареных колбасах стабилизатор консистенции - карниген, а в муке - отбеливатели).

При использовании в продуктах разрешенных пищевых добавок на этикетке в перечне ингредиентов должны быть указаны её наименование, индекс по Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е),

90

а также технологическая функция добавки (краситель, консервант, антиокислитель и т.п.).

В перечне ингредиентов должны быть указаны входящие в рецептуру специи, натуральные или искусственные ароматизаторы с применением обычного, или обиходного, или описательного наименования. Если специи имеют несколько функций, то все они должны быть указаны. Так, специи: паприка, куркума, шафран одновременно являются и красителями, поэтому на этикетке дается описание: «специя и красящий компонент».

Информация о содержании питательных веществ может быть размещена на основной дисплейной полосе или информационной полосе рядом с перечнем ингредиентов и названием и адресом производителя, фасовщика или поставщика. При нехватке места по вертикали эта информация может быть размещена по горизонтали в форме таблицы.

Если площадь этикетки не более 254 см2, то информацию «питательные вещества» можно размещать на любой полосе этикетки. При этом независимо от размера этикетки не допускается уменьшение объема информации для потребителей, так как это может привести к несоблюдению обязательных требований достоверности и доступности информации.

При наличии в потребительской упаковке определенного количества порций на этикетке это должно быть отражено. Например, в упаковке чая с одноразовыми пакетиками количество их может быть 100, 50, 25, 20, что должно быть указано на этикетке.

Если в потребительской упаковке содержится комплект, состоящий из двух или более видов пищевых продуктов, то для каждого вида должна быть указана информация о содержании питательных веществ.

Если продукт вупаковке перед употреблением необходимодоготовить,добавив другой продукт (например, в кукурузные хлопья добавить молоко, в картофельное пюре - воду), то на этикетке может быть указано, в каких пропорциях смешать продукты. Например, к пюре картофельному быстрого приготовления добавить 200 мл горячей воды.

Описательные признаки питательных веществ - это данные, указанные на маркировке об особенностях свойств пищевого продукта от аналогичных пищевых продуктов той же группы, в том числе по пищевой ценности, природе, обработке, составу и пользе для здоровья.

К особенностям пищевых продуктов можно отнести:

- ограничения использования в связи с противопоказаниями для отдельных лиц, в связи с возможностью аллергических реакций на продукт или при некоторых заболеваниях;

- сведения о компонентах рецептуры, вносимых для повышения пищевой ценности (например, витаминах, минеральных веществах и т.п.) или профилактики заболеваний (например, использование йодированной соли);

- отсутствие пищевых добавок (консервантов, красителей и т.п.) или ГМО-источников;

- информация о том, что продукт является органическим («органикс»).

Использование на этикетке термина «свежий» разрешается для продуктов

в сыром виде, не подвергшихся термической обработке (замораживанию, стерилизации). Для свежих продуктов допускается обработка их поверхности

91

глазированием (свежих плодов и овощей воском, парафином, другими защитными покрытиями), использование разрешенных пестицидов, пастеризация молока, обработка продуктов ионизирующей радиацией, обработка свежей зелени хлорным или кислым моющим раствором, охлаждение в холодильнике.

В стандарте не оговаривается применение для некоторых пищевых продуктов (пива, молока, йогурта) термина «живой». По нашему мнению, этот термин правомочно применять только в отношении пищевых продуктов, относящихся к живым биологическим организмам (свежие плоды и овощи, живая рыба, яйцо, устрицы). Упомянутые ранее продукты не являются живыми, так как они утратили клеточное строение и свойственные живым организмам процессы жизнедеятельности (дыхание, синтез и распад веществ и т.п.).

Дополнительная информация на этикетках может включать дублирование основной информации на иностранном языке. Такая дублирующая информация размещается обычно на информационной полосе под основной информацией на русском языке.

Необходимость дублирующей информации на нескольких иностранных языках может быть обусловлена тем, что этот товар поставляется не только в Россию, но и в другие страны.

В ГОСТ Р 53598 «нет конкретного требования о том, что наименование страны происхождения следует помещать на основной дисплейной полосе, однако оно должно быть заметным». Указание страны происхождения необходимо размещать рядом с наименованием и адресом предприятия-производителя, при этом шрифт должен быть не меньшего размера.

На этикетках определенных пищевых продуктов необходимо размещать формулировки предупреждения на основной дисплейной или информационной полосах. Такие предупреждения могут быть двух типов:

- предупреждение об опасности отдельных ингредиентов пищевых продуктов для определенных лиц (например, этилового спирта для несовершеннолетних лиц, беременных и кормящих женщин);

- предупреждение о рисках, возникающих при вскрытии упаковки (например, пищевых контейнеров под давлением).

К недостаткам анализируемого стандарта следует отнести отсутствие требований к этикетированию продукции специального назначения, в частности спортивного питания, которое приобретает все большую популярность среди населения, особенно молодежи, ведущей здоровый образ жизни и активно занимающейся различными видами спорта.

В заключении необходимо отметить, что ответственность за соблюдение нормативных требований по этикетированию возлагается на производителя или импортера пищевых продуктов.

Литература:

1. ГОСТ Р 53598-2009 Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию.

Введ..2011- 01-01. М.: «Стандартинформ», 2010. 12с.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.