Научная статья на тему 'Этика учебного процесса на клинических кафедрах'

Этика учебного процесса на клинических кафедрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ETHICS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КЛИНИЧЕСКАЯ КАФЕДРА / CLINICAL DEPARTMENT / ЕТИКА / НАВЧАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / КЛіНіЧНА КАФЕДРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлиш Е.И., Чернышева О.Е., Сорока Ю.А.

В статье приведены этические аспекты обучения студентов на клинических кафедрах медицинских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics of Educational Process in Clinical Departments

The article presents the ethical aspects of teaching students in clinical departments of medical colleges

Текст научной работы на тему «Этика учебного процесса на клинических кафедрах»

Проблеми вищоТ школи

УДК 616-053.2:378.147:614.25

ЮЛИШЕ.И., ЧЕРНЫШЕВА O.E., СОРОКА Ю.А.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

ЭТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ

Резюме. В статье приведены этические аспекты обучения студентов на клинических кафедрах медицинских вузов.

Ключевые слова: этика, учебный процесс, клиническая кафедра.

Еще в середине XIX века величайший российский хирург Н.И. Пирогов писал, что жизнь требует всестороннего развития человеческих способностей, а это возможно только в том случае, если желание «учиться, образовываться... сделается такой же инстинктивной потребностью, как питаться и кормиться телу».

В соответствии с Декларацией по медицинскому образованию, принятой 39-й Всемирной медицинской ассамблеей в Мадриде в октябре 1987 года, «медицинское образование есть процесс непрерывного обучения, начинающийся с момента поступления на медицинский факультет и заканчивающийся после прекращения лечебной практики».

Образование в здравоохранении решает следующие задачи: своевременной подготовки новых специалистов в соответствии с требованиями отечественного здравоохранения; внедрения новейших достижений медицинской науки в повседневную практику; поддержания квалификации специалиста на современном уровне; адаптации медицинского персонала к изменениям и переменам в области медицинских знаний, условий работы, законодательной базы; развития творческого потенциала личности; подготовки врача к сертификации; планомерного повышения компетентности медицинского персонала; компенсации недостатков полученного образования.

В настоящее время проблема совершенствования образования в здравоохранении приняла особо острый характер. Причины высокой смертности и неудовлетворительных показателей здоровья населения Украины, создавшейся демографической ситуации связаны как с социально-экономическими переменами, так и с несовершенством системы

медико-санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, снижением доступности и качества медицинской помощи вследствие длительного недофинансирования и недостаточной нормативно-правовой базы здравоохранения. Медицинским обслуживанием удовлетворены менее половины пациентов.

В связи с вышеперечисленным возникает необходимость подготовки квалифицированных, адаптированных к современным условиям работы медицинских кадров.

Клинический характер преподавание в медицинском вузе приобретает на пропедевтических дисциплинах (педиатрия, терапия, хирургия), когда студенты сталкиваются с пациентами. Возникает взаимодействие не только между преподавателем и студентом, но и между преподавателем, студентом и пациентом. Кроме этого, поскольку учебный процесс проходит в условиях лечебно-профилактического учреждения, возникает взаимодействие между преподавателем, врачами и персоналом клинического отделения, администрацией учреждения и студентами.

Преподаватель на клинической кафедре одновременно является и врачом. Поэтому то, каким врачом он предстает перед студентами, во многом определяет этику учебного процесса. Между преподавателем и студентом устанавливаются многогранные отношения. С одной стороны, преподаватель учит тому, что знает сам, обучает навыкам, которыми владеет. Не возникает этических коллизий, если преподаватель знает много и многому умеет научить. С другой стороны, между преподавателем-врачом и студентом возникают партнерские отношения: в учебном процессе при клиническом

www.pediatric.mif-ua.com - 97

Проблеми вищоï школи

5(32) • 2011

разборе больного они становятся коллегами. При этом преподаватель-клиницист может продемонстрировать свое клиническое мышление, умение общаться с больным человеком, навыки обследования, грамотный подход к интерпретации результатов лабораторных и инструментальных исследований. Кроме того, умение преподавателя вовлечь будущих врачей в активное участие в клиническом разборе больного, выслушивая и обсуждая мнения студентов, высоко ценится последними.

Немаловажным этическим аспектом учебного процесса является максимально объективная оценка знаний студента на этапе текущего, промежуточного и заключительного контроля знаний. Было бы ошибочным полагать, что студент всегда стремится к высокой, пусть даже и незаслуженно, оценке. Тем более он не согласен с заниженной оценкой своих знаний и умений. Студент негативно воспринимает определенные конфликты — когда за неуважительное отношение к предмету или преподавателю во время учебного процесса педагогом оказывается мелкая месть в виде снижения оценки. Это не только усугубляет конфликт, но и имеет последствия: испытанный на себе произвол и ложь студент, становясь врачом или руководителем, переносит в свою практику врачевания или руководства коллективом.

Избежать таких взаимоотношений, повысить объективность оценки знаний позволило внедрение в учебный процесс тестовых заданий. При этой системе используется количественный критерий оценивания — процент правильных ответов. Хотя и здесь имеются этические проблемы. Необходимо создание корректных тестов. Однако в клинической медицине не всегда возможен однозначный ответ на поставленный вопрос. Это касается интерпретации лабораторных показателей, антропометрических данных. Поэтому в процессе подготовки к занятию, модульному контролю на лекциях, практических занятиях необходимо оговаривать возможные варианты ответов. А при составлении тестовых заданий в вопросе необходимо конкретно указывать метод определения или формулу расчета показателя.

В современном обществе повышена требовательность потребителей к качеству предлагаемого

Юл1ш Q.I., Чернишова O.Q., Сорока Ю.А. Донецький нацюнальний медичний унверситет 1м. М. Горького

ЕТИКА НАВЧАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ НА КЛМЧНИХ КАФЕДРАХ

Резюме. У статп наведеш етичш аспекти навчання студента на клшчних кафедрах медичних By3iB.

Kro40BÎ слова: етика, навчальний процес, клшчна кафедра.

продукта. Это касается и роста требований студентов к качеству учебного процесса. Будущий врач на студенческой скамье должен быть приобщен к современным способам получения и обработки информации — компьютеру, Интернету, тестированию, деловым играм. Особое место занимает обретение практических навыков. Студент хочет и должен не только знать, но и уметь. Врачебным умениям, навыкам можно научиться только в случае обучения с привлечением пациентов, когда можно посмотреть, провести пальпацию, перкуссию, аускультацию. При этом студент становится активным участником не только учебного, но и лечебного процесса, что повышает его самооценку и мотивацию к обучению. Кроме того, приобретаются навыки общения с пациентом, знания становятся крепче, повышается ответственность студента, так как в процессе обучения он посвящается во врачебную тайну болезни и больного.

Однако при этом остается открытым вопрос: не нарушаются ли принципы и нормы этики и права пациентов при обучении студентов? Проблематично найти какие-либо регламентирующие или методические рекомендации в случае взаимодействия «преподаватель — студент — пациент». В западноевропейских вузах и медицинских школах используют актеров, волонтеров или каким-то образом компенсируют участие пациентов в обучении врачебной профессии.

В настоящее время этические вопросы преподавания на клинической кафедре обретают актуальность в связи с тем, что неукоснительное соблюдение прав больного человека в современном цивилизованном обществе может значительно осложнить учебный процесс, сделать больного недоступным для обучения врачебной профессии. В этой ситуации проработка вопросов этики, деонтологии позволит сохранить обучение «на больных», что позволит и дальше повышать качество обучения будущих врачей.

Выработка привычки к соблюдению норм профессиональной (в данном случае врачебной) этики положительно повлияет на общую ситуацию с этикой и правами человека в обществе.

Получено 30.05.11 □

Yulish Ye.!., Chernyshova O.Ye., Soroka Yu.A.

Donetsk National Medical University named after M. Gorky,

Ukraine

ETHICS OF EDUCATIONAL PROCESS IN CLINICAL DEPARTMENTS

Summary. The article presents the ethical aspects of teaching students in clinical departments of medical colleges.

Key words: ethics, educational process, clinical department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.