Этика старообрядческого предпринимательства: на примере деятельности фирмы «Торговый дом Д.Е. Челышов с сыновьями»
Entrepreneurship ethics of Old Believers: a study of the activities of the company «D.E.
Chelyshov and sons»
Михайлова Анастасия Евгеньевна
студент 4 курса исторический факультет
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Россия, Самара mixajlova2014@yandex.ru
Mikhailova Anastasia Evgenyevna
4th year student Faculty of History Samara University Russia, Samara mixajlova2014@yandex.ru
Научный руководитель Кабытов Петр Серафимович
доктор исторических наук, профессор Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Россия, Самара
Academic advisor Kabytov Pyotr Serafimovich
Doctor of Historical Sciences, professor Samara University Russia, Samara
Аннотация.
В данной статье рассматривается феномен успеха старообрядцев в предпринимательской деятельности. На основе изучения семейного дела «Торговый дом Д.Е. Челышов с сыновьями», основанного в г. Самара Дмитрием Ермиловичем Челышовым, выходцем из крестьян Владимирской губернии, анализа духовно-религиозного фактора и его влияния на методы ведения бизнеса было установлено, что старообрядцы придерживались традиционного уклада жизни, были глубоко религиозны, аскетичны. Они ответственно подходили к делу, были честны, трудолюбивы, бережливы, уделяли большое внимание качеству работы, также стоит выделить их благотворительную деятельность, которая была ориентирована на благо людей: помощь ближнему, строительство церквей, школ, больниц, приютов и т.д. Рассмотрение механизмов работы «Торгового дома Д.Е. Челышов с сыновьями» позволило выделить и отрицательные черты: авторитет главы семейства и его нежелание наделения реальными полномочиями сыновей, что, в конечном итоге, привело к распаду семейного дела.
Annotation.
This article examines the phenomenon of the entrepreneurial success of Old Believers. The article is based on study of the family business "Trading house D.E. Chelyshov and sons", that was founded in Samara by Dmitry Ermilovich Chelyshov, who was born into a peasant family in the Vladimir Governorate. The paper analyses spiritual and religious factors and their influence on the business methods and it was found that Old Believers retained the traditional model of living, they were deeply religious and ascetic. They took business responsibilities very seriously, were honest, hardworking, thrifty and they paid great attention to the quality of work. The charitable activity of the Old Believers are also worth mentioning because it focused on helping people: building churches, schools, hospitals, orphanages, etc. Also, the study of the dynamics of the work of the company "D.E. Chelyshov and sons" made it possible to identify its' negative aspects: the authority of the head of the family and his unwillingness to give his sons serious responsibilities - all of that ultimately ruined the family business.
Ключевые слова: предпринимательство, старообрядцы, Самара, Челышовы, торговый дом, семейное предпринимательство.
Key words: entrepreneurship, Old Believers, Samara, Chelyshovs, trading house, family business.
Многие исследователи, занимающиеся изучением предпринимательства в Российской империи XVIII -начала XX вв., подчеркивают значимость старообрядческой веры в зарождении и становлении предпринимательства, особо выделяя методы и формы ведения бизнеса купцами-старообрядцами. Представители старой веры активно занимались предпринимательством с XVIII в. В их руках сосредотачивались основные богатства России. В начале ХХ века их имена были широко известны на всю Имерию: Кузнецовы, Морозовы, Гучковы, Прохоровы, Рябушинские и т.д. Историки приводят цифры, согласно которым в руках старообрядцев сосредотачивалось от 60 до 80% всего капитала страны к началу XX в. [1,с.278].
Успех старообрядцев был обусловлен духовно-религиозным фактором. Это положение доказывает деятельность семейной фирмы «Торговый дом Д.Е. Челышов с сыновьями». Основатель фирмы Дмитрий Ермилович родился в 1840 г. во Владимирской губернии в крестьянской семье, что являлось одним из обстоятельств, повлиявших в будущем на формы ведения бизнеса: бывший крепостной «сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то, что он уже являлся обладателем значительного состояния» [2,с.49].
Традиционно русские крестьяне занимались сельским хозяйством. Но в силу ряда природно-климатических факторов крестьяне Владимирской губернии вынуждены были помимо земледелия заниматься кустарными промыслами. Отметим и географический фактор. Мощное воздействие на распространение во Владимирской губернии предпринимательства, оказала Москва, один из крупнейших экономических и торговых городов Российской империи. Сказывалось влияние и главной транспортной артерии страны Волги. Эти и другие факторы способствовали тому, что многие крестьяне Владимирской губернии были вынуждены переселяться в другие в более развитые губернии. Они уходили в те районы, где у них не было конкурентов [3,с.25]. Дмитрий Ермилович вместе со своим братом Логином Ермиловичем занимались кровельными, малярными, стекольными работами, за что и получили статус «талантливых артельщиков» [4,с.21].
С момента отмены крепостного права и до 1913 г. происходит активное развитие предпринимательства в Российской империи. Часто этот период называют «золотым веком предпринимательства» [5]. Благополучно сложилась карьера и Челышовых, после выхода братьев из крепостной зависимости они смогли добиться материального благополучия. Челышовы продолжали принимать заказы по всей губернии, постепенно в это ремесло включились и дети Дмитрия Ермиловича: Михаил, Дмитрий, Александр. Однако уже к концу 70-х гг. XIX в. ситуация во Владимирской губернии изменилась, промыслы стали преобладающим занятием в экономической жизни региона. В связи с этим резко возросла конкуренция. Объемы заказов на строительные работы у Челышовых стали сокращаться, поэтому они были вынуждены или искать другие формы организации бизнеса, или переезжать в другой регион. Первоначально они избрали первый путь: в 1870-е гг. Челышовы занялись торговлей зерна в Москве и на Урале. Одновременно с этим они продолжали заниматься строительным бизнесом. Но они не переехали на постоянное жительство ни в Москву, ни на Урал, где их дела шли хорошо, а главное стабильно. Челышовы решили избрать другую траекторию жизни и бизнеса. Они решили переехать в стремительно растущую, хлебопромышленную, но незнакомую им Самару [6].
После переезда в Самару, оказалось, что рынок торговли зерном здесь давно занят сильными игроками, в том числе миллионерами Шихобаловым, Соколовым, Аржановым и др. Челышовы не стали заниматься заранее невыгодным для них делом, и сконцентрировали все свои силы на том, что умели и, что в то время оказалось необходимым разрастающемуся городу. Они стали заниматься традиционными для семейного бизнеса строительными, кровельными и малярными работами [7,с.300].
Строительное дело, которое Челышовы начали после своего переезда в Самару, оказалось удачным и прибыльным начинанием, принося семье высокие доходы. Это привело к тому, что в скором времени Челышовы заявили о себе как крупные промышленники и получили статус купеческой семьи.
В современной историографии существует несколько предположений о том, как простая владимирская крестьянская семья Челышовых сумела добиться успеха и финансового благополучия. Самая простая из версий, предлагаемых исследователями,— это постепенное накопление капитала путем выполнения строительных работ. А их у Челышовых было много, особую роль сыграли железные дороги, от которых Челышовым поступали многочисленные заказы, в том числе от Самаро-Златоустовской и Сибирской железных дорог [7,с.300-301]. Местные краеведы приводят сведения о том, что Челышовы участвовали в строительстве Транссибирской магистрали. Бригада Челышовых отличалась высокой работоспособностью, состояла преимущественно из старообрядцев, что в свою очередь означало, что состояла из непьющих людей, поэтому работы выполнялись в срок, а рабочие получали хорошие деньги. Это положение являлось одним из тезисов старообрядческой этики— аскетизма, которые проявлялся в воздержании от алкогольных и табачных изделий, вместе с тем, поощрялось трудолюбие и бережливость[8,с.136].
Есть и другие версии того, как предприниматели разбогатели. Одна из них - им просто повезло. По этой версии Челышовы выполняли ремонт в доме известного самарского купца, старообрядца Аржанова, одного из влиятельных и богатых людей города. Лаврентий Семенович, по данным исследователей, лично проверял ход работы. Во время очередной проверки темпов и качества строительства он заприметил Михаила, сына будущего основателя торгового дома, которому на тот момент было 16 лет. Подросток принимал активное участие в работе. Он наравне со взрослыми мужчинами с утра и до вечера красил крыши, стеклил окна [9, л.1]. Во время же отдыха юноша не спал, как все рабочие, а читал книги. Это якобы произвело сильное впечатление на купца, который в то время активно занимался благотворительной деятельностью. Тогда он решил посодействовать карьере Челышовых и дал Михаилу Дмитриевичу десять тысяч рублей. Эта версия до сих пор не доказана. С одной стороны, местные краеведы ставят под сомнение данную версию, аргументируя ее тем, что Семен Ларионович Аржанов, по характеристикам современников, был «до крайности скуп». С другой стороны, обращаясь к факту, что Аржанов был старообрядцем, для которых большую роль играла благотворительная деятельность, помощь ближнему, можно предположить, что Лаврентий Семенович мог посодействовать карьере Челышовых [10,с.27].
Но, как бы то ни было, решающая роль в развитии бизнеса принадлежит, несомненно, самой семье Челышовых. Именно они смогли создать эффективно функционирующий многоотраслевой бизнес. Трудолюбие, предпринимательская хватка, осторожность, расчетливость и абсолютная трезвость, как одна из черт ментальности старообрядцев, обеспечили успех строительной фирме «Торговый дом Д. Е. Челышов с сыновьями», которая превратилась в очень крупное предприятие с филиалами во всех крупных городах Империи: в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани и по всему Транссибу [11, л.2].
Успех Челышовых был обусловлен старообрядческой этикой: исследователи отмечают предпринимательскую хватку в торговых делах и промысловой деятельности, выделяют такие черты характера, как прагматизм, расчетливость, бережливость, осторожность[12,с.60].
Большую роль в становлении семейного дела сыграло второе поколение—дети Дмитрия Ермиловича, которые сохраняли традиции семьи и старообрядческой веры, но вместе с тем приобщались к современным тенденциям. К настоящему времени подробно изучена биография старшего сына Михаила Дмитриевича, «борца с зеленым змием», депутата III Государственной Думы. Как отмечали исследователи старообрядческой идеологии, сын основателя дела имел авторитет как у отца, но во многом превосходил его [2,с.49 -50]. Он был более образован, несмотря на то, что завершить образование в полной мере ему не удалось, так как из
церковноприходской школы он был изгнан из третьего или четвёртого класса ввиду его сообразительности, находчивости. На уроках задания он выполнял быстрее своего наставника и даже часто поправлял медлительного учителя, за что и был наказан. Однако он с детства отличался редкой сообразительностью, пытливостью ума, жаждой знаний и упрямством. Судя по всему, он был «пожирателем» книг. Пытливый ум требовал все новых и новых знаний, которые Михаил Дмитриевич пополнял в большей части самостоятельно[6].
Отмечают исследователи не только умственные способности, но и физические данные Челышова. Он обладал богатырской натурой, с помощью которой смог преодолеть стереотипные формы деятельности местного населения и выбиться «в люди» [13,с.587]. Именно благодаря своей физической силе, трудолюбию, ответственности он смог добиться статуса хорошего работника. Решающая роль в этом отводилась семейному делу. Благодаря многочисленным разъездам в ходе выполнения строительных работ он «смог выработать в себе то глубокое понимание русской жизни, которого очень недостает иным министрам».
Превзошел своего отца Михаил Дмитриевич и в другом. Он занялся благотворительной деятельностью. На его средства была построена церковь во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1896 году он выступил спонсором строительства храма, которое возглавлял архитектор Александр Щербачев. Участок под строительство площадью в 480 кв. саженей был куплен в начале 90-х гг. XIX в. попечительницей приюта для детей-сирот воинов, вдовой коллежского асессора, Надеждой Илларионовной Шехларевой. Строительство было завершено в 1898 году[14,с.386]. Михаил Дмитриевич исполнял должность почетного старосты этого храма. Церковь сохранилась до наших дней [15,с.275].
В Самаре торговому дому Челышовых принадлежали 12 доходных домов. Отличительной чертой построек являлся русский стиль, в котором были выполнены «челышовские дома»: красный кирпич, арочные окна. Об их строительстве до сих пор ходит немало легенд. Например, существуют мифы о том, что Михаил Дмитриевич проверял крепость оконных рам, сбрасывая их с крыши; или же, что Челышов в случае победы в споре своего знакомого купца, будто бесплатно отдал бы свой доходный дом на улице Алексеевской. А условием спора было то, что купец сможет ткнуть пальцем в каждый из нескольких миллионов кирпичей [16]. Все эти городские легенды характеризуют Михаила Дмитриевича как ответственного человека, как грамотного строителя. Для Челышовых честь была выше прибыли, о чем свидетельствует судебный процесс, инициированный одним из жителей города, который обвинял Дмитрия Ермиловича в нарушении строительного устава. Однако в ходе разбирательств было выяснено, что рабочие «Торгового дома Д.Е. Челышов с сыновьями» соблюдали все технологии строительства, дело было выиграно предпринимателями [17,л.3-5].
Доходные дома Челышовых считались престижными в городе и поэтому пользовались у жителей популярностью и уважением. Одно из самых известных и ныне сохранившихся зданий из владений Челышовых располагалось на ул. Алексеевской (современной ул. Красноармейской), часть помещений сдавалась в аренду управлению Самаро-Златоустовской железной дороги, а часть - семьям городской интеллигенции[18,с.311].
Помимо доходных домов торговый дом имел большую паровую мельницу, асфальтовый завод. Продукцией последнего мостили улицы города. Имели Челышовы две бани в 40 квартале первой части Самары, которые, к сожалению, не сохранились. Однако по имеющимся данным, одна из бань была комфортабельной и отвечала всем современным требованиям. Она была четырехэтажная с лифтом, в здании были электростанция и прачечная. В собственность Торгового дома входили и земельные владения в Бузулукском уезде.
В начале XX в. семейное дело было на пике своего экономического благополучия. Оборотный капитал предприятия составлял 700 тыс. рублей, и делился он на 10 равных паев, каждый пай составлял 70 тысяч рублей . Глава торгового дома Дмитрий Ермилович оставил себе 4 пая, что составляло 280 000 рублей, остальные 6 паев или 420 000 рублей распределялись так: Михаилу Дмитриевичу досталось 2,5 пая или 175 тысяч рублей,
Дмитрию Дмитриевичу предоставили 2 пая или 140 тысяч рублей, Александр Дмитриевич довольствовался долей в 1,5 пая, что было равно 105 тысячам рублей[7,с.302].
Все управление сосредотачивалось в руках главы семейства Дмитрия Ермиловича. Его сыновья, являвшиеся полноправными соучредителями, фактически же выступали в качестве наемных сотрудников, каждому обеспечивалось годовое жалованье: Михаил Дмитриевич - 9 тысяч рублей, Дмитрий и Александр - по 6 тысяч рублей. Также для них существовали ограничения: никто из соучредителей не имел права вводить в свою долю посторонних лиц, и братья не могут забрать свой капитал при жизни главного хозяина Дмитрия Ермиловича [19].
Первоначально Торговым домом члены семьи управляли хоть и номинально, но совместно. Но, уже в 1906 г. идет перераспределение обязанностей, о чем свидетельствует доверенность на имя Михаила Дмитриевича , которому доверили управление доходными домами[17,л.32]. Обострение ситуации произошло в 1913 году, когда из торгового дома выходят Александр Дмитриевич и Дмитрий Дмитриевич, хотя в управлении братья не принимали участия с 1911 года. Они отказались от капиталов, аргументируя свои действия постоянным диктатом отца и невозможностью реализовывать свои идеи [20,л.23,26].
Упадок семейного дела начался в 1915 году, когда в самом расцвете сил умер Михаил Дмитриевич. С 1915 г., после смерти старшего сына, глава торгового дома Дмитрий Ермилович, уже пожилой человек, остается один на один с проблемами, потому что несколькими годами ранее семейное дело покинули два его сына. Он лишил своих детей прямого управления, считая их лишь наемными рабочими. Начинается череда судебных дел за имущество торгового дома между членами семьи Челышовых. Окончательный крах семейного дела наступает в годы революции и Гражданской войны [19].
Таким образом, деятельность семейной фирмы «Торговый дом Д.Е. Челышов с сыновьями» основывалась на принципах старообрядческой этики ведения бизнеса. Успех дела был обусловлен честностью, порядочностью строителей, негативным отношением к алкоголю, благодаря чему повышалась работоспособность строительной бригады. Учредителем фирмы был Дмитрий Ермилович, глава семейства, бывший крепостной крестьянин, который в своих взглядах был консервативен, его дети выступали наемными рабочими и фактически лишались права управления, что во многом и определило распад семейного бизнеса.
Список используемой литературы:
1. Боровиков Ю.В. Предпринимательская культура старообрядчества// Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. Т. I (Гуманитарные науки). С.278-282.
2. Рябушинский В.П. Русский хозяин. Судьбы русского хозяина//Русский колокол. 1928. № 3. С.44-53.
3. Владимирская губерния: список населенных пунктов по сведениям 1859 года / под ред. М. Раевского. СПб., 1863. 283 с.
4. Агалаков Д. В. Апостол народной трезвости Михаил Дмитриевич Челышов. Самара, 2015. 215 с.
5. Шакирова Э.Ш. История развития предпринимательства в России // Марийский юридический вестник. 2013. Вып. 10. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/istoriYa-razvitiYa-predprinimatelstva-rossii (Дата обращения: 28.06.2021).
6. Гущин Б. 1914. Почти победы накануне// Север. № 3-4. 2014. URL: http://www.sever-iournal.ru/vYshedshie-nomera/new-issueYear-2/03-04/neizvestnoe-ob-izvestnom/1914-pochti-nakanune-pobedY/ (Дата обращения:17.07.2021).
7. Морозов В. Ю. Челышовы // Самарское купечество: вехи истории /под ред. Е. П. Бариновой. Самара, 2006. С.299-303/
8. Джеймс Л.Уэст. Старообрядцы и предпринимательская культура в Царской России// Современная конкуренция. 2008. № 3(15). С.130-143.
9. Центральный Государственный Архив Самарской области (ЦГАСО). Фонд (Ф). Р558. Самарское научное краеведческое общество, г. Самара Средневолжского края. Оп.1.Д.273. Л.1.
10. Галимова Л.Н. Особенности менталитета купца-старообрядца// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2011. № 3(19). С. 26-33.
11. ЦГАСО. Ф.153. Самарская городская Управа. Оп.37сч. Д.251.
12. Столбов В.П. Старообрядчество через призму экономической истории России// Аграрный вестникВерхневолжья. 2014. № 1(6). С.59-62.
13. Меньшиков М.О. Как воскреснет Россия? СПб.,2007.668с.
14. История Самары(1586-1917 гг.)/ под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана, О.Б. Леонтьевой. Самара,2015. 469с.
15. Коленько С.Г. Культурные символы города: самарский опыт// Вече. 2016. № 28. С.272-280.
16. Попов П., Карпин Т. Наши градоначальники 100 лет назад. (Продолжение) //Вечерняя Самара. 2010.
№ 22 (11088). URL: https://kraeham.livejournal.com/36539.html (Дата обращения: 02.07.2021).
17. ЦГАСО. Ф.8. Самарский окружной суд. Оп.2. Д.3207.
18. Кабытов П.С., Баринова Е. П. Самарский голова и депутат III Государственной думы М.Д. Челышов// Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история исовременность. Материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 17-19 марта 2016 г.)/ под ред. В.Н. Скворцова. СПб, 2016. С.311-318.
19. Демидов А. Тайны семейства Челышовых [Электронный ресурс]. URL:https://proza.ru/2015/11/12/433 (Дата обращения: 17.07.2021).
20. ЦГАСО. Ф.352. Елшин Александр Григорьевич—присяжный поверенный города Самары. Оп.1.
Д.76.