Научная статья на тему 'ЭТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

ЭТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР / ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ / ФУНКЦИЯ / STATE INSPECTOR / BORDER AUTHORITIES / PROFESSIONAL ETHICS / PROCEDURAL ACTIVITY / OFFICIAL ETIQUETTE / FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Николай Филиппович

В статье изложены теоретические и нормативные аспекты реализации норм профессиональной этики и служебного этикета при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов. Определены требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность по формированию у выпускников по данной специальности способности выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилов Николай Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF PROTECTION OF MARINE BIOLOGICAL RESOURCES

The article describes the theoretical and regulatory aspects of the implementation of professional ethics and official etiquette in the implementation of proceedings on administrative law violations in the field of marine biological resources protection. The requirements of the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 40.02.02 Law-enforcement activity for the formation of graduates in this specialty ability to perform professional tasks in accordance with the norms of morality, professional ethics and official etiquette are defined.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

ЭТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДАНИЛОВ Николай Филиппович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Всероссийского государственного университета. ЕтаМ: sidorov1061@ yandex.ru

Краткая аннотация: в статье изложены теоретические и нормативные аспекты реализации норм профессиональной этики и служебного этикета при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов. Определены требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность по формированию у выпускников по данной специальности способности выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

Abstract: the article describes the theoretical and regulatory aspects of the implementation of professional ethics and official etiquette in the implementation of proceedings on administrative law violations in the field of marine biological resources protection. The requirements of the Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 40.02.02 Law-enforcement activity for the formation of graduates in this specialty ability to perform professional tasks in accordance with the norms of morality, professional ethics and official etiquette are defined.

Ключевые слова: государственный инспектор, пограничные органы, профессиональная этика, процессуальная деятельность, служебный этикет, функция.

Keywords: state inspector, border authorities, professional ethics, procedural activity, official etiquette, function.

Полномочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в различных сферах общественной жизни, в соответствии с действующим административным законодательством, наделены должностные лица многих федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, производство по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов, прежде всего, следует определить как административно-процессуальную деятельность должностных лиц пограничных органов по возбуждению, рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, подведомственных пограничным органам.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) дела, подведомственные пограничным органам могут, наравне с другими должностными лицами пограничных органов, рассматривать и государственные инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов [1].

Профессиональная деятельность должностных лиц пограничных органов предполагает постоянный контакт:

- с различными физическими лицами и представителями юридических лиц, осуществляющих добычу (вылов) морских биологических ресурсов, при реализации государственной функции по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

- конкретными участниками производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов при возбуждении, рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, подведомственных пограничным органам;

- представителями других правоохранительных органов при осуществлении совместных мероприятий по поддержанию законности и правопорядка в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Все это в свою очередь, ведет к более активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности должностных лиц пограничных органов, осуществляющих производство по делам об

административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов.

На новый уровень в последнее время поднялось выполнение правил служебного этикета, который становится мерилом не только культуры должностных лиц пограничных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов, но и его компетентности, профессионализма.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» [2] в качестве отдельной компетенции предусматривает формирование у выпускников по данной специальности способности выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (общая компетенция 12).

Под этикой в специальной и учебной литературе [3, 5, 6,] понимается наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания.

Рост административных правонарушений в сфере охраны морских биологических ресурсов, упадок духовности среди определенной части граждан, возрастание проявлений правового и нравственного нигилизма, неуважения к законам выдвигает перед пограничными органами федеральной службы безопасности новые задачи, порождающие, в свою очередь, необходимость выбора иных приоритетных направлений: как в служебно-оперативной деятельности; так и в подготовке кадров. В частности, это относится и к проблеме повышения нравственных качеств и культурного уровня сотрудников, которые в современных условиях становятся важнейшими элементами их профессиональной компетентности.

Знание норм профессиональной этики и служебного этикета - это необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Действительно, сотрудники пограничных органов могут быть хорошо подкованы в вопросах производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов но, не обладая знаниями и навыками общения

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 5(185)

с людьми на основе норм этикета, они зачастую не способны добиться уважительного отношения к себе: как со стороны своих коллег; так и конкретных участников производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Незнание правил служебного этикета может негативно отразиться и на карьерном росте сотрудников пограничных органов, на их деловой репутации. Зная общие правила делового этикета, наоборот, всегда можно иметь преимущество перед другими участниками правоотношений, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов.

Деятельность должностных лиц пограничных органов по возбуждению, рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, подведомственных пограничным органам всегда находилась и находится под пристальным вниманием общества, поскольку она: в той или иной мере затрагивает интересы государства и общества в целом; ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении экологической и экономической безопасности государства.

Правила этикета, которым необходимо следовать при производстве по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов базируются на нормах морали. В современной практике профессиональной деятельности по реализации государственной функции по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов такие черты, как бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, своевременность исполнения приказов и распоряжений, правдивость, точность, справедливые решения и т. п., рассматриваются как моральные качества.

Любой профессионал, в том числе и государственный инспектор по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, должен помнить о том, что он занимает место в иерархической лестнице благодаря не только своим деловым качествам, но и доверию со стороны общества. Ответом на данное доверие должно быть честное и добросовестное выполнение своего служебного и гражданского долга.

Профессиональная деятельность должностных лиц пограничных органов, при производстве по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов сопряжена с нравственными проблемами, порожденными спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Обеспечение законности и правопорядка в сфере охраны морских биологических ресурсов, связано с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, что неоднозначно воспринимается в общественном, так и индивидуальном сознании.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ, закрепляющей принцип законности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административ-

ному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Нравственный же аспект принципа законности, по мнению некоторых авторов [3, 4], состоит в том, что в ситуации морального выбора человек осознанно и добровольно останется законопослушным, верным своему профессиональному долгу даже тогда, когда над ним не будет довлеть принудительная сила закона и угроза санкций.

Качество административно-процессуальной деятельности должностных лиц пограничных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, характеризуют всесторонность, полнота и объективность разбирательства по делу об административном правонарушении, законность вынесенного по делу постановления, его обоснованность и справедливость.

Не менее значима и оперативность производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо помнить, что, согласно общим принципам права, быть привлеченным к административной ответственности без неоправданной задержки - одно из основополагающих прав человека, которое неразрывно связано с правом на справедливое разбирательство по делу об административном правонарушении. Естественно, качество и оперативность должны достигаться, главным образом, за счет профессионализма и высокой организации производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Судить об этике производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны морских биологических ресурсов, можно только по реальной правовой деятельности, поэтому основным элементом структуры правовой культуры должностных лиц пограничных органов, реализующих государственную функцию по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, является уровень развития правовой деятельности.

Должностные лица пограничных органов, обладают высоким статусом, выполняют исключительно важную государственную функцию по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, поэтому к ним предъявляются не только повышенные чисто профессиональные требования, но и установлены особые морально-этические, нравственные рамки поведения как на службе, так и вне ее.

Должностные лица пограничных органов с момента их назначения на должность государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов находятся в зоне особых требований, о чем они постоянно должны помнить. Деятельность государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов носит публичный характер, даже если он осуществляет производство по незначительным делам об адми-

нистративных правонарушениях. Его поведение, действия, его высказывания оценивают присутствующие при рассмотрении дела об административном правонарушении, а не только участники производства делам об административных правонарушениях.

Для должностного лица пограничного органа, назначенного на должность государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, приемлем единственный вариант поведения - неукоснительное следование закону. Следование закону предполагает не только знание закона, регулирующего отношения участников производства делам об административных правонарушениях, но и, прежде всего, знание и соблюдение законов, регулирующих административно-процессуальную деятельность как разновидности природоохранной деятельности.

Нравственные, этические требования, предъявляемые к должностным лицам пограничных органов, осуществляющим производства делам об административных правонарушениях, самым тесным образом переплетаются с их процессуально-правовыми обязанностями. Некачественное, непрофессиональное осуществление производства по делу об административном правонарушении, с которым общество связывает надежды на справедливость, напрямую влияет на деловую репутацию и авторитет пограничных органов как непосредственных органов исполнительной сласти. Реализация, закрепленных в КоАП РФ принципов производства по делам об административных правонарушениях в полной мере лежит на должностных лицах пограничных органов, реализующих государственную функцию по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов. Однако многие аспекты поведения должностных лиц пограничных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, урегулированы не нормами права, а моральными (нравственными) нормами. К таким аспектам относятся взаимоотношения с участниками производства по делам об административных правонарушениях, общая морально-этическая атмосфера процессуальных действий.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица пограничных органов должны не просто стремиться к достижению конечного результата, но и учитывать влияние сопутствующих факторов на общее впечатление о производстве по делу об административном правонарушении, как о процессе, направленном на обеспечение справедливости, законности. Необходимо приучить себя и всех участников производства по делам об административных правонарушениях к тому, что рассмотрение дела начинается всегда в назначенное время. Недопустимы опоздания, поскольку это свидетельствует о

Библиография:

том, что должностные лица пограничных органов не дорожат своей репутацией, позволяют себе и другим участникам производства по делам об административных правонарушениях пренебрежительно относиться к своему и чужому времени.

Если по каким-либо причинам начало рассмотрения дела задержалось, должностным лицам пограничных органов, рассматривающим дело, стоит извиниться за задержку, если даже она произошла не по их вине. Тем более, недопустимо оставлять без внимания опоздания кого-либо из участников производства по делам об административных правонарушениях.

Должностные лица пограничных органов, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут иметь хорошее или плохое настроение, неважно себя чувствовать, однако это никаким образом не должно отражаться на их манере поведения, интонациях, форме обращения к участникам производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо избрать ровный и спокойный тон, который свидетельствовал бы о том, что должностное лицо, рассматривающее дело, готово к работе, оно беспристрастно, личные интересы и иные вопросы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, не скажутся на объективности его рассмотрения. Неприемлемы при рассмотрении дела об административном правонарушении и шутки в чей-либо адрес, отвлечение на разговоры и реплики, не относящиеся к делу.

Заседание по рассмотрению дела, проведенное ровно, спокойно, без нравоучений, повышает авторитет должностных лиц пограничных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Таким образом, соблюдение норм профессиональной этики и служебного этикета как при реализации государственной функции по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, так и при производстве по делам об административных правонарушениях, подведомственных пограничным органам способствует: повышению авторитета пограничных органов федеральной службы безопасности как федерального государственного органа исполнительной власти; укреплению связи сотрудников пограничных органов с представителями других правоохранительных органов при осуществлении совместных мероприятий по поддержанию законности и правопорядка в сфере охраны морских биологических ресурсов; формированию отношения доверия, совместного поиска путей решения проблем в различных структурных подразделениях пограничных органов, решающих задачи по обеспечению реализации государственной функции по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ЭКСМО, 2015.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 509.

3. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - Специально для системы ГАРАНТ, 2010.

4. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего : учебное пособие / В.Е. Зарайченко. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 445 с.

5. Кузнецов А.М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров / А.М. Кузнецов. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 253 с.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов. - М.: Издательство «Щит и М», 200. - 524 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.