Научная статья на тему 'Этика П. А. Кропоткина и проблемы нравственности и права в трансформируемой экономике'

Этика П. А. Кропоткина и проблемы нравственности и права в трансформируемой экономике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / INCONSISTENCY OF ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ / INTERESTS OF ECONOMIC ENTITIES / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / MORAL NORMS AND VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Океанова Зинаида Константиновна

Трансформационные процессы, происходящие в нашей стране, мировой экономике, оказывают сильное влияние на положение экономических субъектов, особенности их поведения, систему взаимодействия и пр. В условиях обострившейся противоречивости развития, поляризации в обществе, актуализируются проблемы добра и зла, нравственности и справедливости и др., в конечном счете, определяющие принципы и основания развития общества. При этом представляет интерес обращение к П. А. Кропоткину, исследовавшему проблемы нравственности всесторонне и глубоко, с акцентом на трансформационную динамику. Выражающий свои мысли ярко, эмоционально. В статье приведенные его словами, оценками и восприятием, позволяющими понять и раскрыть его образ и логику более основательно. В ряде случаев гипертрофированные, вместе с тем отражающие авторскую позицию представления. Наряду с этим отражается диалектика нравственности и права в посткропоткинский период с акцентом на специфику общественных трансформаций, неоднозначных в разных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS P. A. KROPOTKIN AND THE PROBLEMS OF MORALITY AND LAW IN TRANSFORMED ECONOMY

The transformation processes taking place in our country, the world economy has a strong impact on economic operators, particularly their behavior, a system of interaction and so on. In the context of the aggravated contradictions of polarization in society, actualized the problem of good and evil, morality and justice, etc., in the final analysis, determine the principles and foundation of society. This is of interest to appeal to P. A. Kropotkin, the problem of morality thoroughly and deeply, with a focus on transformative dynamics. Express your thoughts clearly and emotionally. The article cited his words, judgments and perceptions, allows us to understand and reveal its image and logic more thoroughly. In some cases exaggerated, however, reflecting the author’s position representation. At the same time, it reflects the dialectic of morality and law in post Kropotkin period with a focus on the specifics of social transformations, ambiguous in different conditions.

Текст научной работы на тему «Этика П. А. Кропоткина и проблемы нравственности и права в трансформируемой экономике»

УДК 330.8

ЭТИКА П. А. КРОПОТКИНА И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ

ETHICS P. A. KROPOTKIN AND THE PROBLEMS OF MORALITY AND LAW

IN TRANSFORMED ECONOMY

©Океанова З. К.

д-р экон. наук, Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина, г. Москва Россия, okeanovaz@yandex.ru ©Okeanova Z.

Dr. habil., Kutafin Moscow State Law University Moscow Russia, okeanovaz@yandex.ru

Аннотация. Трансформационные процессы, происходящие в нашей стране, мировой экономике, оказывают сильное влияние на положение экономических субъектов, особенности их поведения, систему взаимодействия и пр. В условиях обострившейся противоречивости развития, поляризации в обществе, актуализируются проблемы добра и зла, нравственности и справедливости и др., в конечном счете, определяющие принципы и основания развития общества. При этом представляет интерес обращение к П. А. Кропоткину, исследовавшему проблемы нравственности всесторонне и глубоко, с акцентом на трансформационную динамику. Выражающий свои мысли ярко, эмоционально. В статье приведенные его словами, оценками и восприятием, позволяющими понять и раскрыть его образ и логику более основательно. В ряде случаев — гипертрофированные, вместе с тем отражающие авторскую позицию представления. Наряду с этим отражается диалектика нравственности и права в посткропоткинский период с акцентом на специфику общественных трансформаций, неоднозначных в разных условиях.

Abstract. The transformation processes taking place in our country, the world economy has a strong impact on economic operators, particularly their behavior, a system of interaction and so on. In the context of the aggravated contradictions of polarization in society, actualized the problem of good and evil, morality and justice, etc., in the final analysis, determine the principles and foundation of society. This is of interest to appeal to P. A. Kropotkin, the problem of morality thoroughly and deeply, with a focus on transformative dynamics. Express your thoughts clearly and emotionally. The article cited his words, judgments and perceptions, allows us to understand and reveal its image and logic more thoroughly. In some cases — exaggerated, however, reflecting the author's position representation. At the same time, it reflects the dialectic of morality and law in post Kropotkin period with a focus on the specifics of social transformations, ambiguous in different conditions.

Ключевые слова: нравственность, справедливость, противоречивость экономического развития, интересы экономических субъектов, общество, моральные нормы и ценности.

Keywords: morality, justice, inconsistency of economic development, interests of economic entities, society, moral norms and values.

В условиях противоречивости современного мирового и национального развития, поляризации в обществе, актуализируются проблемы добра и зла, нравственности и справедливости и др., в конечном счете, определяющие принципы и основания развития

общества. При этом представляет интерес обращение к П. А. Кропоткину, исследовавшему проблемы нравственности всесторонне и глубоко, с акцентом на трансформационную динамику. Пытающийся, но так и не сумевший найти нравственные основы развития общества.

Петр Алексеевич Кропоткин — чрезвычайно интересный исследователь. Неравнодушный. Ориентированный на интересы общества, народа, что, безусловно, привлекательно.

По оценкам — один из наиболее радикальных сторонников левых теоретиков своего времени ..., доказавший возможность жизни на самых высоких принципах нравственности. Полагавший, что «без известной нравственной связи между людьми, без некоторых нравственных обязательств, добровольно на себя принятых и мало-помалу перешедших в привычку, никакое общество невозможно» [1, с. 12].

Многочисленные путешествия по Сибири определили его отрицательное отношение к несправедливости, ориентированность на важнейшую жизненную позицию — нравственность.

В отклике на лекцию Гексли «Эволюция и право», прочитанной в Оксфордском университете, комментируя ее, предпринимает попытку определения истоков нравственности.

Обращает внимание на доводы Гексли, что в мире совершается два ряда явлений:

1) космический процесс природы;

2) этический, т. е. нравственный процесс, проявляющийся только в человеке с известного момента его развития.

Космический процесс — это вся жизнь природы, неодушевленной и одушевленной, включающей растения, животных и человека. Этот процесс — не что иное, как «кровавая схватка зубами и костями». Это «отчаянная борьба за существование, отрицающая всякие нравственные начала». . Страдание есть удел всей семьи одаренных чувствами существ — оно составляет существенную часть космического процесса.

Следовательно, урок, полученный нами от природы — есть «урок органического зла». Природу даже нельзя назвать аморальной, т. е. не знающей нравственности, не дающей никакого ответа на нравственные вопросы. Она определенно безнравственна [1, с. 135].

Но вот, вслед за тем, совершенно неожиданно — едва только люди соединились в организованные общества — у них появляется неизвестно откуда «этический процесс», безусловно, противоположный тому, чему их учила природа. Цель этого процесса — не выживание тех, кто может считаться наиболее приспособленным с точки зрения всех существующих условий, но и тех, кто является «лучшими с нравственной точки зрения» [1, с. 135- 136].

Этот процесс, являющийся не из природы, начал развиваться путем традиций и обычаев. В последующем он поддерживается цивилизацией, из него вырабатывается наша нравственность.

Но откуда же появился нравственный процесс — нравственные привычки, доброжелательность, дружба, взаимоподдержка, личная сдержанность в порывах и страстях, самопожертвование, они никак не могли развиться из дочеловеческого развития?

Имеют сверхприродное происхождение.

Вместе с тем определенные правила есть и в природе:

Если молодой попугай утащит сучек из гнезда другого попугая, другие нападают на него.

Если ласточка по возвращении весною из Африки в наши края займет гнездо, не принадлежащее ей в течение прошлых лет, то другие ласточки выбрасывают ее из гнезда.

Если одна стая пеликанов вторгается в район рыбной ловли другой стаи, ее прогоняют

[2].

Поэтому можно сказать вполне утвердительно, что нравы общительности и взаимной поддержки вырабатывались еще в животном мире и первобытный человек . прекрасно знал эту черту жизни животных и продолжал их развитие. Мало того, у них открывается целый ряд

обычаев и нравов, обуздывающих своеволие личности и устанавливающих начала равноправия [1, с. 139].

В сущности, равноправие составляет самую основу родового быта. Но в родовом быту мало-по-малу развиваются и другие понятия: «око — за око», «зуб — за зуб» и пр.

Вместе с тем это примеры не нравственности, а общественного инстинкта.

Вывод Гексли: этичного процесса в природе нет.

Первый шаг, предстоящий человеку, чтобы двигаться вперед в его нравственном развитии — признание справедливости, т. е. равенство по отношению ко всем человеческим существам.

Но общительность и справедливость все-таки не составляют всей нравственности. В нее входит еще третья составляющая — готовность к самопожертвованию, Великодушию (позитивисты называют это чувство Альтруизмом), т. е. способностью действовать на пользу другим в противоположность Эгоизму, т. е. Себялюбию [1, с. 150].

Важный основополагающий принцип нравственности — «Не делай другим того, чего не желаешь, чтобы другие делали тебе».

Итак, два аспекта:

1) что дала природа;

2) медленный прогресс человечества.

Однако даже в человечестве —

.. .самоутверждение, бессовестный захват всего, что можно захватить, упорное держание всего того, что можно присвоить, составляющее квинтэссенцию борьбы за существование, оказались самыми подходящими способами борьбы [1, с. 135].

Вся история человечества есть история непрерывной борьбы между народными массами, стремящимися организовать общественную жизнь на принципах братства, равенства и свободы и меньшинством, стремящимся создать для себя за счет труда других, праздную и приятную жизнь [1, с. 174].

Какие же пути к нравственному развитию:

-образовательные, научные?

-правовые?

-государственные?

Но они не способны к достаточно полному и успешному решению.

Образовательные? Вы кончили ученье и скоро вступите в жизнь.

... Я не знаю, в каких условиях вы родились. Быть может, вам улыбнулась судьба. И вам удалось запастись серьезными знаниями: перед вами широкое поприще — доктора, литератора или ученого, на которые требуется много сил, и вы чувствуете в себе эти силы.

Но будучи доктором, вы можете придти к женщине, умирающей от нужды и недоедания. А ваш друг — к другой, изнуренной ночами, проведенными на балах, женщине. Однако ваши усилия тщетны, . нищета не позволяет простым людям помочь. . Опыт показывает, нечего лечить болезни, их надо предупреждать. Самое ничтожное улучшение благосостояния и умственного развития народа уже сократили бы болезни наполовину. К черту лекарства. Света, воздуха, пищи, поменьше изнурительного труда - вот с чего надо начать. Без этого ремесло доктора — глупейшее шарлатанство и обман [1, с. 35].

Но может быть, отказавшись от лекарственной практики, вы захотите искать в науке тех высоких утешений, которые дает изучение тайн природы и умственный труд. Наравне с астрономом, физиком, химиком вы отдадитесь чистой науке. Но ради чего вы это сделаете? Ради самих наслаждений, которые дает наука?

В таком случае — чем же вы ученый, предающийся науке ради доставляемых ею удовольствий, отличаетесь от пьяницы, который тоже ищет удовольствий и находит их в вине?

Но такой себялюбивой жизни вы не захотите. Работая для науки, вы будете иметь в виду человечество, и мысль о человечестве будет руководить вами в выборе ваших знаний.

Однако если ваш ум привык рассуждать последовательно, вы заметите, что в современном обществе наука есть предмет роскоши — чудной роскоши, скрашивающей жизнь для немногих, но совершенно недоступной для громадного большинства людей.

Ученый, точно так же, как и художник, всегда бывает плодом того общества, в котором он вырос и которое он поучает [1, с. 38].

А вы — инженер или механик, мечтающий улучшить судьбу рабочих путем приложения науки к промышленности — сколько разочарований вас ждет?

... может быть, вы отдаете свою молодость на изобретение, которое, по вашему мнению, со временем облегчит человеку производство необходимых ему вещей, — и после многих и многих бессонных ночей, волнений и надежд, вы, наконец, достигаете своей цели. Ваше изобретение доведено до совершенства. И вот его прилагают к промышленности — и результаты даже превосходят все ваши мечты — массы людей, выброшенных с работы, тысячи людей остались без куска хлеба [1, с. 42].

Всякое новое изобретение сопровождается будущими страданиями. ... Когда личной собственности более не будет, тогда всякий новый успех в промышленности будет на пользу всему человечеству [1, с. 43].

Если Вы кончите курс юридических наук, ... мечтаете посвятить свою жизнь смелой борьбе против насилия и неправды, работать для торжества закона, который служит выражением высшей справедливости, понять, что

закон всегда на стороне владельца — к примеру «помещик — крестьянин, который не платит установленного оброка за землю» [1, с. 38-39].

... или факт, случившийся на днях. Человек бродил возле мясной лавки. Схватил кусок мяса и пустился бежать. . Его схватили, начали расспрашивать, оказалось, что он без работы, он и его семья сидят голодными. Собравшаяся кругом толпа упрашивала мясника его отпустить. Но его поволокли в суд. Судья приговорил его к шести месяцам тюрьмы [1, с. 40]. Лучшее ли это поприще?

Государство предстает абсолютным злом, ограничивающим демократическую и политическую власть. Укрепление государства — это укрепление насилия.

Его важные признаки — абсолютное противостояние обществу, уничтожение демократических механизмов, с каких бы позиций не уничтожаемых, это ведет к катастрофическим результатам.

Существенные черты государства:

Государство есть лишь одна из тех форм, которые общество принимало в течение своей истории [1, с. 617].

Государство нередко смешивают с правительством. В действительности — государство немыслимо без правительства, осуществляет свою деятельность с помощью правительства.

Понятие государства обнимает собой не только существование власти над обществом, но и сосредоточение управления местною жизнью в одном центре, т. е. территориальную концентрацию, а также сосредоточение многих отправлений общественной жизни в руках немногих или даже всех [1, с. 619]. Функции государства:

-законодательство в отношении собственности; -образование монополий; -защита территории.

Большая часть законов имеет целью охранять частную собственность. Поэтому предлагает разделить их на три группы: -охрана собственности; -охрана нравственности; -охрана личности.

Главная задача государства — эксплуатация. Закон всегда предусматривает лишить граждан плодов их труда.

Налог — огромной силы оружие, используемое для этой же цели.

Государство употребляет еще монополию — промышленную, торговую, финансовую.

Орудия для поддержки правительства — армия, защита интересов правящего класса.

Типичные черты деятельности: грабеж чиновников, . злоупотребление властью [3, с. 516-520].

Поэтому выражал тревогу по отношению к государственности в России.

Таким образом, с одной стороны — нравственный идеал, с другой — противоречивая реальность, система институтов, делающих его недостижимым, требующих перестройки человеческих отношений, в согласии с этими простыми и великими началами.

Но перестройка не может совершиться и не совершится, покуда в основе наших обществ будет лежать порабощение человека человеком и владычество одних над другими [1, с. 14].

Отсюда ставка на революцию. Нужна революция — глубокая, беспощадная, которая не только переделала бы хозяйственный строй, основанный на хищничестве и обмане, не только разрушила бы политические учреждения, построенные на владычестве тех немногих, кто успеет захватить власть путем лжи, хитрости и насилия, но также расшевелила бы всю умственную и нравственную жизнь общества, вселила бы в среду мелких и жалких страстей животворное дуновение высоких идеалов, честных порывов и великих самопожертвований [1, с. 11].

Вместе с тем по идейным соображениям не принял Октябрьской революции, считал, что любая диктатура, в т. ч. диктатура пролетариата себя не оправдывает. Тем не менее, предложил европейским рабочим заставить свои правительства отказаться как от открытой, так и замаскированной интервенции против молодой Советской республики [1, с. 8-9].

Размышляя над проблемами «нового общества», отмечал: «Каждому великому событию в истории соответствует известное изменение и развитие в нравственности человека. Само собой разумеется, что нравственные понятия поборников равенства сильно разнятся от понятия о милосердном богаче и благодарном ему бедняке. Новому миру нужна новая вера, а мы живем, несомненно, накануне появления нового мира. Наши противники сами повторяют неустанно: «Боги исчезают! Короли пропадают! Сила власти бледнеет!». Они правы. Но кому же заменить богов, королей, священнослужителей, как не человеку, свободному, верующему в свою силу? Наивная вера покидает нас: давайте место науке. Самовластие и милосердие умирают: место справедливости [1, с. 127].

Итак, ставка на справедливость.

Октябрьская революция в России основывалась на принципах равенства, свободы, справедливости, в концепции П. А. Кропоткина составляющих квинтэссенцию нравственности. Вместе с тем — неприемлемая с его анархистских позиций тоталитарная система государственного управления и его институтов.

Таким образом, с одной стороны, ставка на нравственные идеалы в широком понимании. Вместе с тем без четкой концепции — как формируемые. Самим человеком? Условиями развития общества? С другой — не принятие государственности. Не ясность источника важнейшего признака нравственности — справедливости. Кем утверждаемой? По сути, нежизнеспособная система, не имеющая механизмов развития.

Сформированная на основе революционных преобразований система централизованно управляемой экономики за 70-летний период существования обусловила целый ряд достижений, как для общества, так и индивидов — высокие достижения в развитии промышленного потенциала, космоса, победа во Второй мировой войне, высокие достижения в области науки, образования, по широкому кругу — решенность на имеющемся уровне социальных проблем и т. д.

Последующий этап — перехода к рыночной экономике оказался менее нравственен. И это понятно. Важнейшие принципы рыночной экономики — конкуренция, преуспевает сильнейший, неравенство.

При этом противоречивым оказался и сам переход от одного состояния к другому, связанный с реформированием основы экономической системы — отношений собственности.

В частности, в результате преобразовательных процессов в России произошел переход от преимущественно государственной к частной собственности. Как следствие — закрытие целого ряда крупных промышленных предприятий, развал реального сектора экономики, «выбрасывание» рабочих на улицу, безработица, обусловившая лишение значительной части людей средств существования, возможности иметь и воспитать детей.

Интегрировано — связанная с концентрацией богатства в руках узкой группы людей и обнищанием значительной части населения.

С позиций и понимания П. А. Кропоткина — безнравственная ситуация, обусловливающая необходимость принципиально новых механизмов и подходов, ориентированных на цивилизованное развитие рыночной экономики, по широкому кругу — соответствие интересам экономических субъектов, общества, как важнейшей основы развития.

На повестку дня выступила проблема социальной ориентированности экономики, формирования этики поведения, соответствующего интересам общества. Получившая развитие в достаточно крупной нашей работе «Социально — этический маркетинг» [4]. Концептуально ориентированного на нормы и правила, регулируемые правом, социально-этическими критериями, важными для формирования адекватной системы отношений между экономическими субъектами. (Тезисно представленная в более ранней работе «Правовое обеспечение маркетинга в России» [5, с. 46-48]).

Сделавшего ставку на интересы бизнеса, потребителей, общества, важнейшую роль права, в условиях реформирования экономики выступающего на первый план, становящегося основой формирования и развития рыночных отношений.

Каковы же важнейшие «основания» права в новой экономике?

В Большой Энциклопедии: «Право — совокупность общеобязательных правил (норм), санкционированных, регулируемых и охраняемых государством в интересах обеспечения организованности и стабильности общества» [6, с. 421].

При этом если в концепции П. А. Кропоткина право — инструмент недостаточно совершенный, ориентированный на интересы «владельца», сегодня важнейший акцент на публичность правовых норм, право, как «инструмент» равнонаправленного действия, ориентированный на общество. В «Теории государства и права» под ред. Г. Н. Манова: «Право

— единственная система норм, обязательных для всех членов общества. ... Другие нормы, как правило, распространяются на отдельные социальные группы» [7, с. 91].

Аналогичная трактовка в Краткой российской энциклопедии: «Право в узком значении

— система общеобязательных . норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле — охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством [8, с. 1004].

В теории права различают регулятивные и ограничительные правоотношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулятивные — в известной мере, первичны, связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией.

Ограничительные возникают, когда нарушены права или не исполнены обязанности, когда интересы участников правоотношений или всего общества нуждаются в правовой защите, выступают как процессуально-ограничительные отношения.

С помощью права государство создает и поддерживает определенный порядок и справедливость, осуществляет правовую защиту агентов рыночной экономики.

Вместе с тем не все адресаты правовых норм в равной мере заинтересованы в достижении целей законодательного акта. Реакция субъектов на действие правовых норм, как правило, варьирует не только в зависимости от взглядов и убеждений, но и их позиций, интересов и потребностей и пр., выступая основанием, как для регулятивных, так и при необходимости ограничительных правоотношений.

При этом Право становится фактором реализации достаточно широкого понятия — справедливости.

Справедливость — понятие, имеющее целый ряд аспектов.

У В. И. Даля: справедливость — правда, правосудие. Справедливый — правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте — ... неподкупный [9, с. 617].

Аналогичное определение в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой: «справедливость — 2) справедливое отношение к кому-либо, чему-либо, беспристрастно [10].

В Большой Энциклопедии: «Справедливость — нравственный принцип, лежит также в основе права, т. е. является юридическим принципом. Предполагает учет меры заслуг, т. е. меры добрых дел ... определение меры поощрения и меры наказания.

Несовпадение между этими мерами оценивается как несправедливость.

Справедливость означает также равенство людей в пользовании правами, отсутствие формальных, т. е. закрепленных в законе или иных общественных постановлениях препятствий к осуществлению прав [6, с. 314].

Р. З. Лившиц в более ранней работе отмечает: «Право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса» [11, с. 69].

Таким образом, Право — единственная система норм, обязательных для всех членов общества. При этом правовые решения могут, с одной стороны, открывать новые возможности развития, с другой — ограничивать противоречащие правовым нормам действия.

Ставка на равнонаправленность правовых действий по отношению к экономическим субъектам делает право «нравственным инструментом».

Вместе с тем не исключающим как широты, так и конкретики представлений. Например, в широком аспекте нравственность — реальное воплощение моральных норм и ценностей в поведении людей. По Гегелю — состояние индивидуального сознания, ориентированного на исполнение долга, заданного в качестве внешней, недостижимой и лишенной конкретного содержания цели [12, с. 154] и др.

В. С. Нерсесян, следуя «кропоткинскому идеалу», видит ценность права в триединстве свободы, равенства и справедливости [13, с. 4]. Заслуживающий внимания подход. Вместе с тем, как представляется, требующий особого рассмотрения.

В сегодняшнем расширительном понимании: «нравственность — система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение людей» [8, с. 98] в определенной сфере общественной жизни (экономической, правовой), выступающих в виде идеалов добра (зла), должного, справедливости и пр.

В различных экономических системах наполняемых конкретным содержанием. По оценке Л. Т. Гайгера, при осуществлении макроэкономических проблем требующим «сочетания аналитического и нравственного подходов, ориентации не только на теоретические модели, но и нравственные ценности общества» [13, с. 17-59].

В странах с развитой рыночной экономикой с конца XIX, в течение всего ХХ века формируется многоплановая законодательная база, регулирующая поведение субъектов экономики, направленность против нечестных методов конкуренции, предусматривающих определенные требования к качеству продукции, маркировке, упаковке, рекламе и т. д.

В реформируемой российской экономике с «переходом к рынку» также принимается значительное количество законодательных актов, ориентированных на общественные критерии. В их числе основополагающий закон — «О защите прав потребителей» (1992), очень важный в условиях существовавшего бесправия потребителей.

Важный блок правовых норм — решения о товаре, маркировке и упаковке, ценовой, сбытовой политике, в области рекламы.

Законодательные акты по указанным проблемам для нашей страны — практически новые, если не считать отдельных исследований, имевшихся в дореволюционный период и в 20-30-е годы.

К исключительно важным законодательным актам следует отнести законы Российской Федерации: «О стандартизации» (1993), «О сертификации продукции и услуг» (1993), «Об обеспечении единства измерений» (1993), с последующими изменениями и

дополнениями к ним, определяющие необходимость критериальных подходов к товарам (услугам), измерениям.

Наряду с этим уже на начальном этапе рыночных преобразований принимается значительное число законодательных актов по отдельным товарным представителям, ориентированным на их качественные характеристики, условия реализации товаров. В частности, это законы РФ: «О зерне» (1993), «О трансплантации органов и тканей человека» (1993), «О ветеринарии» (1993), «Основы лесного законодательства» (1993); Федеральные Законы РФ «О связи» (1995), «Об оружии» (1996) и другие, как вполне очевидно, имеющие и сегодня очень важное значение.

Для обеспечения безопасности товаров, населения формируется достаточно многоплановая законодательная база по санитарно-эпидемиологическому контролю. В частности, к числу важнейших законодательных актов начального этапа рыночного развития можно отнести законы РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991); «Об охране окружающей природной среды» (1991) [4, 15] и др.

Большая активность с точки зрения нормотворчества была проявлена и в последующие годы [16].

Исключительно важная проблема — представления товара, регулируемая базовым законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г., с последующими дополнениями и изменениями, трансформированием в ГК РФ).

При этом проявляется чувствительность к качеству, цене и ценности товара, скорректированная на разумную трату денег.

Ориентация на эффективную ценовую политику сегодня является наиболее приоритетной для широкого круга потребителей.

Важная проблема качественности продукции, актуальнейшая и в настоящее время.

По широкому кругу надо отметить, что в условиях рыночных преобразований в России качество товаров не только не улучшилось, но во многих случаях даже ухудшилось. Прежде всего, это относится к продовольственным товарам. В соответствии с новыми технологиями, в том числе западными, важным элементом технологической составляющей явились добавки, многие из которых не безвредны.

27 декабря 2002 г. принимается Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» (№184-ФЗ), явившийся одним из наиболее революционных законодательных актов начала XXI в., ориентированный на круг требований к товарной политике и связанным с ней процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ и пр.,

идентификации подходов к оценке безопасности продукции с международными требованиями [17, с. 492-499].

Вместе с тем Запад идет вперед, делает ставку на зеленую экономику. Но это дорогая экономика. При соперничестве с ним конкурентных преимуществ мы пока не имеем. Следовательно, для нас сегодня востребована ориентация на конкурентную составляющую, в широком плане — внутреннюю и внешнюю, определение ее направленности и механизмов.

В связи с многоаспектностью опасности добавок актуализировалась проблема информированности о них потребителей, что обусловило круг требований к этикетке и упаковке.

Итак, применительно к потребительским товарам достаточно четко прослеживается ориентация как на качественность и цену продукции, так и эффективность ее представления и реализации, играющих исключительно важную роль в процессе доведения товаров до потребителя.

Важный блок проблем — рекламной политики, достаточно многоплановой.

Круг важнейших проблем в области рекламы, определенных законодательством:

-недопущение рекламы, наносящей вред жизни и здоровью покупателей;

-лживой рекламы;

-рекламы, вводящей в заблуждение и пр.

Указанные направления соответствуют международным стандартам. Важно обеспечить механизм их реализации на уровне, отвечающем современным требованиям.

Таким образом, в трансформируемой российской экономике сформирована многоплановая законодательная база по важнейшим направлениям развития предпринимательства, товарной, ценовой, рекламной политике, по широкому кругу ориентированная на общество, свидетельствующая об изменении роли государства в экономике, что важно заметить, поскольку одна из составляющих анализа — роль государства в экономике, его значимости в трансформационных условиях.

При этом важнейшая роль государства не только в формировании законодательной базы развития, но и выполнении в условиях нового времени экономической и социальной функций, что принципиально важно, требует ориентированности на интересы общества.

Важнейшие сегодняшние ориентиры:

-на развитие научно-технического прогресса, трансформирование экономики на новую технико-технологическую основу развития;

-регулирование важнейших направлений экономического развития по широкому кругу (устойчивость экономического роста, финансовую, денежно-кредитную политику, социальную политику);

-защиту страны, оборону;

-производство общественных товаров;

-регулирование «внешних эффектов»;

-в случае необходимости корректирование негативных последствий рыночного развития — экономических кризисов, безработицы и пр.

При этом реализуется не только активная роль государства в экономике, но и его ориентированность на интересы общества, нравственные позиции. Как очевидно, выходящие за пределы представлений П. Кропоткина.

Вместе с тем, обобщая сегодняшние реалии, следует указать на имеющуюся в ряде случаев оторванность законодательных актов от практики, что требует коррекции, поскольку бизнес без базирования «на право» не исключает серьезных нарушений, возможно, с негативными последствиями, для населения также востребовано «правовое поле».

В условиях взаимосвязанности мира интегрируются подходы к законодательству, в частности, относительно конкуренции, стандартов качества продукции и т. д.

Во всем мире сегодня бизнес все более ориентируется на честные правила игры, законодательно отторгая нечестные приемы, например, использования методов недобросовестной конкуренции, в том числе при производстве, установлении цен, рекламной политике, пользовании информацией о конкурентах, полученной нечестным путем и т. д., делает ставку на этику бизнеса. Это хорошая основа для реальной конкуренции, конкурентоспособности, выигрыша [18]. Нам тоже надо в большей мере ориентироваться на честные правила игры, конкурентную политику, исключающую недобросовестные «технологии», получившие в ряде случаев развитие в нашей стране даже в «нравственных по идее» общественных системах.

Сегодня ставится задача социальной ориентации бизнеса. Получает развитие социальное корпоративное предпринимательство, в известной мере изменяющее соотношение между правом и нравственностью. Представляется, это важный шаг на пути формирования нравственности в обществе.

Вместе с тем, очевидно, что современная трансформация на право, с его ориентацией на справедливость, т. е. «признание равной нравственной ценности всех людей, независимо от конкретных характеристик: цвета глаз, кожи и др.», не представляет и «не объемлет» всей нравственности.

Справедливость отнюдь не означает абсолютного социального равенства и не связана с требованиями установления такого равенства. Напротив, принцип справедливости исходит из реального неравенства людей, различий в их способностях, имущественном и социальном

положении. . Требует приложения одинаковой меры, несмотря на различия. При этом, . будучи по своему смыслу в известной степени формальным, должен быть дополнен принципом нравственно более высоким — милосердия» [6, с. 314].

С акцентом на фактическую реальность неравенства, с учетом обстановки — современного экономического кризиса, противоречивости мирового развития, необходимо активизировать «усилия» Общества на Человека, дополнение возможностей его существования в условиях рыночного развития системой «социальных механизмов», улучшающих его жизненные позиции. А также гуманистические идеалы — Милосердие, Великодушие и другие Нравственные Ценности.

Сегодня — трансформируемые и в мировую систему.

Трансформационные процессы рубежа ХХ-ХХ1 в. в. привели к взаимосвязанности стран в мировой системе, глобализации.

Вместе с тем сегодняшний, казалось бы, взаимосвязанный мир, оказался противоречивым. При формальном равенстве — колоссальное неравенство стран, обусловленное различием стартовых условий. Слабые в экономическом отношении страны не могут угнаться и стать на одну ступеньку с сильными странами. По мере развития дифференциация усиливается: слабые страны истощаются, сильные — становятся мировыми лидерами, проявляющими гегемонистские устремления, перераспределяющими эффект в свою пользу.

При неясности концепций преобразования, развития, в ряде стран процветают насилие, жестокость, самостийные жестокие казни и пр. Не спасающие от противоречивости, не дающие выхода.

Не надеясь на позитивность развития своих стран, в надежде на лучшую жизнь — свою и детей, сотни тысяч людей из стран Ближнего Востока, Северной Африки устремились в Европу, не готовую принять столь значительную массу людей, создав для нее чрезвычайно трудные условия.

По сути, это настоящая гуманитарная катастрофа, всколыхнувшая мир, имеющая целый ряд противоречий, сегодня решаемых на разных уровнях, в том числе Организации Объединенных Наций.

Таким образом, в процесс противостояния включена вся мировая система. Миграционные процессы, динамика беженцев и обескураженная Европа, дополняющая картину вибрирующего мироздания.

При этом необходима система нового миропорядка, ориентированного на демократические основания, отвечающие интересам стран, мирового сообщества.

Сегодня в мире есть силы, ориентированные на прогресс, формирование новых методологий и моделей сотрудничества. При этом важно объединить мир не только материальными, но и нравственными приоритетами, гуманистической идеологией, которые могут оказаться более значимыми и плодотворными на пути прогресса.

Список литературы:

1. Кропоткин П. А. Анархия, ее философия, ее идеал. М.: Эксмо-пресс, 1999.

2. Кропоткин П. А. Взаимопомощь, фактор на эволюциета. (Взаимопомощь, как деятельная сила развития). София, 1995.

3. Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. Правда, 1990.

4. Океанова З. К. Социально-этический маркетинг. М., 1997.

5. Океанова З. К. Правовое обеспечение маркетинга в России // Особенности становления рынка и предпринимательства в России, МГУ, 1995.

6. Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 47. М.: Терра, 2006.

7. Теория государства и права / под ред. Г. Н. Манова. М., 1996.

8. Краткая российская энциклопедия. Т. 2. М., 2003.

9. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М. , 2010.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

11. Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994.

12. Новая российская энциклопедия. Т. XII. М., 2013.

13. Нерсесян В. С. Проблемы ценностного перехода в праве — традиции и обновления. М., 1996.

14. Макроэкономическая теория и переходная экономика / пер. с англ. М., 1996.

15. Океанова З. К. Маркетинг — экономические и правовые основы. М. , 1996.

16. Океанова З. К. Маркетинг. Учебник. М., 2007.

17. Океанова З. К. Актуальные вопросы технического регулирования // Lex Russica. Научные труды Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина. 2012, №3.

18. Океанова З. К. Концепция социально-этического маркетинга в современной России // Маркетинг и современность: сборник научных статей. М., 2012.

19. Большой российский энциклопедический словарь. М., 2003. 1888 c.

20. Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.

21. Кропоткин П. А. Дневники разных лет. М. Советская Россия. 1992. 464 с.

22. Маркин В. Неизвестный Кропоткин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 302 с.

23. Океанова З. К. Глобальный системный кризис: тупик или шаг вперед к новым возможностям развития? The International Scientific and Practical Congress of Economists and Jurists "The global Systemic crisis: new Milestone in Development or an impasse?" Professional scientific publication, - ed. dep.: Geneva (Switzerland), Minsk (Republic of Belarus), Odessa (Ukraine), St Petersburg (Russian Federation). 2015. С. 211.

References:

1. Kropotkin P. A. Anarkhiya, ee filosofiya, ee ideal. Moscow, Eksmo-press, 1999.

2. Kropotkin P. A. Vzaimopomoshch, faktor ne evolyutsieta. Sofiya, 1995.

3. Kropotkin P. A. Khleb i volya. Sovremennaya nauka i anarkhiya. Pravda, 1990.

4. Okeanova Z. K. Sotsialno-eticheskii marketing. Moscow, 1997.

5. Okeanova Z. K. Pravovoe obespechenie marketinga v Rossii. Osobennosti stanovleniya rynka i predprinimatelstva v Rossii, MGU, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bolshaya entsiklopediya v 62 tomakh. V. 47. Moscow, Terra, 2006.

7. Teoriya gosudarstva i prava / pod red. G. N. Manova. Moscow, 1996.

8. Kratkaya rossiiskaya entsiklopediya. V. 2, Moscow, 2003.

9. Dal V. I. Tolkovyi slovar russkogo yazyka. Moscow, 2010.

10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar russkogo yazyka. Moscow, 1992.

11. Livshits R. Z. Teoriya prava. Moscow, 1994.

12. Novaya rossiiskaya entsiklopediya. V. XII. Moscow, 2013.

13. Nersesyan V. S. Problemy tsennostnogo perekhoda v prave — traditsii i obnovleniya. Moscow, 1996.

14. Makroekonomicheskaya teoriya i perekhodnaya ekonomika / per. s angl. Moscow, 1996.

15. Okeanova Z. K. Marketing — ekonomicheskie i pravovye osnovy. Moscow, 1996.

16. Okeanova Z. K. Marketing. Uchebnik. Moscow, 2007.

17. Okeanova Z. K. Aktualnye voprosy tekhnicheskogo regulirovaniya. Lex Russica. Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii im. O. E. Kutafina. 2012, no. 3.

18. Okeanova Z. K. Kontseptsiya sotsialno-eticheskogo marketinga v sovremennoi Rossii. Marketing i sovremennost: sbornik nauchnykh statei. Moscow, 2012.

19. Bolshoi rossiiskii entsiklopedicheskii slovar. M., 2003. 1888 p.

20. Kropotkin P. A. Etika: Izbrannye trudy. M.: Politizdat, 1991. 496 p.

21. Kropotkin P. A. Dnevniki raznykh let. M. Sovetskaya Rossiya. 1992. 464 p.

22. Markin V. Neizvestnyi Kropotkin. M.: OLMA-PRESS, 2002. 302 p.

23. Okeanova Z. K. Globalnyi sistemnyi krizis: tupik ili shag vpered k novym vozmozhnostyam razvitiya? The International Scientific and Practical Congress of Economists and Jurists "The global Systemic crisis: new Milestone in Development or an impasse?" Professional scientific publication, - ed. dep.: Geneva (Switzerland), Minsk (Republic of Belarus), Odessa (Ukraine), St Petersburg (Russian Federation). 2015. P. 211.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.09.2016 г. 28.09.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.