Научная статья на тему 'ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
248
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КОМУНИКАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ЭТИКА ОБЩЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / VIRTUAL REALITY / COMMUNICATION ON THE INTERNET / COMMUNICATION ETHICS / COMMUNICATION PROBLEMS ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клокова О.В.

В данной статье автор раскрывает содержание понятия «виртуальная реальность» и проанализировано фактическое положение общения в виртуальной реальности. В результате проведенного исследования автор определяет место этики общения у подросков в сети Интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS OF COMMUNICATION IN VIRTUAL REALITY

In this article, the author reveals the content of the concept of “virtual reality” and analyzes the actual situation of communication in virtual reality. As a result of the study, the author determines the place of communication ethics among adolescents on the Internet

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 008

Клокова О. В. студент магистратуры Алтайский государственный педогагический университет Россия, г. Барнаул

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация: В данной статье автор раскрывает содержание понятия «виртуальная реальность» и проанализировано фактическое положение общения в виртуальной реальности. В результате проведенного исследования автор определяет место этики общения у подросков в сети Интернет

Ключевые слова: виртуальная реальность, комуникации в сети Интернет, этика общения, проблемы общения в сети Интернет.

Klokova O. V. master's degree student Altai State Pedagogical University Russia, Barnaul

ETHICS OF COMMUNICATION IN VIRTUAL REALITY

Annotation: In this article, the author reveals the content of the concept of "virtual reality " and analyzes the actual situation of communication in virtual reality. As a result of the study, the author determines the place of communication ethics among adolescents on the Internet

Key words: virtual reality, communication on the Internet, communication ethics, communication problems on the Internet.

Современный мир все больше распадается на две реальности: виртуальную и действительную (настоящую). Термин «Виртуальность», широко используемый сегодня, достаточно многозначен. Изначально он применялся по отношению к «мнимым» качествам объектов в физике, затем к трехмерным компьютерным макромоделям и только позже под виртуальной реальностью стали понимать любого рода репрезентации реальности, не имеющие физической субстанции. Считается, что термин «виртуальная реальность» (virtualreality) в современном значении впервые употребил в конце 80-х годов XX века Джейрон Ланье (JaronLanier), один из деятелей киберкультуры, в те годы - глава компании VPL Research1. Выражение быстро распространилось и приобрело широкую популярность.

Понятие «виртуальная реальность» многогранно, и имеет ряд специфических трактовок. В максимально широком значении под данным

1 Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 384 с.

термином понимается все, что создано и существует, не будучи актуализированным в физическом мире.По мнению Л.А. Микешиной, «виртуальная реальность - это особая реальность, взаимодействуя с которой человек может «входить» в нее, трансформировать ее и вступать в контакт с другим субъектом»2.

В виртуальном мире в рамках сети Интернет создается не просто общество, а виртуальное общество с принципиально новыми условиями для коммуникации и вместе с этим меняется его внутренний характер. Виртуальный мир дает человеку свободу личности и основывается на его моральном сознании, в сети Интернет встречается не только различного рода агрессивная и принудительная реклама, открытость и пропаганда насилия, но и все больше стирается грань неприкосновенности человека как индивида и его личной жизни.

Виртуальная реальность в рамках системы «человек-компьютер», является субъективной по своему содержанию, но и в то же время обладает признаками объективного по отношению к человеку. Это и диктует определенные этические нормы виртуальной коммуникации.

Новая форма коммуникации, значительно отличающаяся от традиционной, порождает специфические этические проблемы. По словам Р. Каппуро, - директора Международного центра по проблемам информационной этике - «Интернет превратился в основную инфраструктуру социальной коммуникации на локальном и глобальном уровнях. Свободу доступа следует рассматривать как основополагающий этический принцип, аналогичный принципам свободы слова и свободы печати. Некоторые из правА заявленных во Всеобщей декларации прав человека, такие как право на свободу мысли, совести и религии (статья 18), право на свободу убеждений и их свободное выражение (статья 19) и право на свободу мирных собраний и ассоциаций (статья 20), должны быть четко определены и истолкованы с учетом новых и уникальных возможностей размещенных в интернете цифровых средств массовой информации»3.

В настоящие время виртуальная коммуникация находится на пике своей популярности и широко используются в деловых и личных целях, на работе, дома, в транспорте; взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами во всех уголках нашей планеты и в любое время суток.

Объективную характеристику фактического положения общения в виртуальной реальности и состояния этических аспектов, невозможно получить без эмпирического исследования. Оно было проведено среди обучающихся КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж» 1,2,3 и 4 курсов. Выбор обусловлен различием групп по возрастному критерию, следовательно, по срокам обучения.

По результатам анкетирования было выявлено, что 100% обучающихся зарегистрированы в таких социальных сетях: Instagram и ВКонтакте, менее

2 Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. / Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)

3 Куппоро Р. Информационная Этика. Информационное общество 2010 Вып. 5

50% HaFacebook, Twitter и Одноклассники. В 60% случаях выбор обусловлен возможностью общения с друзьями и родными, и 40% популярностью.

На вопрос «Как Вы реагируете на неактивность и отрицательную критику Вашего профиля?» 85% респондентов относятся к этому нейтрально и 15% отрицательно.

Все обучающиеся сталкивались в сети Интернет с агрессивным общением и ненормативной лексикой, их реакция так же выражена в безразличии, но в большинстве случаев источник такого общения блокируется. При ответе на вопрос «Используете ли Вы агрессивную и ненормативную лексику в общении» было выяснено, что 55% опрашиваемых использует оскорбления и ненормативную лексику.

На вопрос «Что бы Вы запретили в виртуальном общении?» Были высказаны следующие предложения: оскорбления людей/оскорбления, затрагивающие родственников; Открытость и доступность документов; пропаганду наркотиков и спиртных напитков; пропаганду жестокого обращения с животными; ненормативную лексику; фейковые (сленг -ненастоящий, подложный) страницы.

Таким образом виртуальная реальность выступает новой, специфической средой обитания, влияние которой обуславливает формирование нового специфического типа личности.

Изменение ситуации возможно за счёт ведения дисциплин, которые формировали бы не только основы этики общения и поведения, но широкое мировоззрение, и не только в сети Интернет но и в жизни.

Использованные источники:

1. Куппоро Р. Информационная Этика. Информационное общество 2010 Вып. 5 [Электронный ресурс] // URL: http://www.infosoc.iis.ru/content/2010/201005.html

2. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. / Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - 240 с

3. Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.