Научная статья на тему 'Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры'

Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5315
728
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЭТИКА / КУЛЬТУРА / INCLUSION / INCLUSIVE CULTURE / PEOPLE WITH DISABILITIES / ETHICS / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Елена Виталиевна

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования, его внедрения в образовательное пространство, становление инклюзивной культуры в контексте этических норм коммуникативного общения с людьми с особыми возможностями здоровья. Также проводится анализ понятий «культура», «инклюзивная культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethics of communication with people with disabilities as part of an inclusive culture

The article deals with the issue of inclusive education, its implementation in the educational area, creating an inclusive culture in the context of ethical communicative dialogue with people with disabilities. Also, the analysis of the concepts of “culture”, “inclusive culture” is carried out.

Текст научной работы на тему «Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры»

УДК 376

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Богданова Елена Виталиевна

Луганский университет им. Тараса Шевченко Bogdanova-elena-70@rambler.ru

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования, его внедрения в образовательное пространство, становление инклюзивной культуры в контексте этических норм коммуникативного общения с людьми с особыми возможностями здоровья. Также проводится анализ понятий «культура», «инклюзивная культура».

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная культура, люди с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная культура, этика, культура.

Реформа образования рассматривается многими учёными, социологами, политиками как основной инструмент достижения социальной интеграции и сплочённости общества в социальном отношении. В условиях модернизации образования разработка адаптивных стратегий для людей с ограниченными возможностями здоровья является функционально значимым переходом от закрытого обучения и воспитания к открытой форме, при которой появляется возможность социально адаптироваться в обществе людям с особенностями в развитии. Альтернативной формой специальному образованию выступает инклюзия, которая понимается как включение в образовательный процесс каждого ученика [1]. Реализация идей инклюзивного образования требует формирования инклюзивной культуры, неотъемлемой частью которой являются коммуникативные навыки. Развитие коммуникативных навыков в инклюзивной образовательной среде начинается с соблюдения этических норм поведения.

Существенный вклад в разработку теоретических, методологических и концептуальных основ образовательной интеграции внесли исследователи Т. Варенова, Л. Выготский, С. Гайдукевич, В. Гудонис, Т. Зыкова, А. Коноплева, Т. Лещинская, Н. Малофеев, Н. Назарова, Л. Солнцева, Л. Уфим-цева, Л. Шипицина, Н. Шматко и др. Инклюзивной культуре посвящены исследования С. Алехиной, К. Медведева, Л. Митиной, О. Опалюк, Н. Семаго, М. Хайруддинова, Т. Чмут и др.

В формате данной статьи мы рассматриваем феномен «инклюзивная культура» в контексте этических норм коммуникативного общения с людьми с особыми возможностями здоровья.

Инклюзия носит социальный характер, и невозможно рассматривать инклюзивную культуру отдельно от культуры личности в целом. Мы понимаем под культурой систему «всевозможных общественных отношений, в которую включен субъект и которая формирует субъекта (сообщает ему знания, навыки, понятия о нормах и ценностях), с другой стороны - выступает ареной его собственной деятельности». Серж Московиси пишет, что культура создается в общении и через его посредство; организующие принципы общения от-

ражают общественные отношения, которые в них содержатся [1].

Понятие «культура» трактуется как: 1) «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» [2, с. 313]; 2) «все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности» [3, с. 84]. Профессионально-педагогическая культура, являясь системным образованием, представляет собой «совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности, развития и реализации личностных сил педагога, его способностей и возможностей» [4, с. 198]. Инклюзивное образование как педагогический феномен акцентирует внимание на новых знаниях, концепциях, идеях, которые приобретают наибольшую значимость для общества и выступают в качестве новых педагогических ценностей, накладывают отпечаток на способы и приемы педагогической деятельности, собственно механизм овладения и воплощения профессионально-творческой культуры педагога.

Инклюзивная культура рассматривается нами как составляющая профессионально-педагогической культуры, и определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования (интегрированного обучения), определять оптимальные условия развития для каждого [6].

Суть инклюзивной культуры - ценностное отношение к людям с ОВЗ. Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у студентов, так и у преподавателей толерантного отношения к «особым» людям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

Говоря о профессиональной этике специалиста, который взаимодействует с людьми с особыми возможностями здоровья, необходимо обозначить, что в общении и взаимоотношениях с ними специалист (социальный работник, психолог, педагог, библиотекарь и т.д.) является лицом, выполняющим воз-

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Богданова Е.В., 2015

Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры

ложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение. Инклюзивная культура - это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации. Ценности определяют и стили поведения, и стили общения внутри образовательного сообщества, уровень мотивированности, активности. От того, насколько его внешний вид, поведение и речь соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение об учреждении и его деятельности. Существуют некоторые специфические нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями.

Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства человека с ограниченными возможностями, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями. Вот некоторые из них: при разговоре следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или, например, сурдопереводчику), которые присутствуют при разговоре; при знакомстве вполне естественно (при желании) пожать ему руку - даже те, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо; со взрослыми следует обращаться как со взрослыми, ни в коем случае нельзя фамильярничать (например обращаться на «ты» и проч.); предлагайте помощь, и только получив положительный ответ, приступайте к её оказанию (спросив перед этим - как и что делать); сдержите все негативные проявления, если ваша помощь отвергнута.

Говоря о работе с людьми, имеющими различные ограничения здоровья (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии), помимо общих правил, следует рассмотреть также и конкретные ситуации и связанные с ними правила поведения. Например, можно выделить нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении: при общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником; необходимо помнить, что инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует; недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней; ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь,

придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.

Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно человека с ограниченными возможностями. Иногда слепые и слабовидящие люди говорят, что они испытывают чувство изоляции.

При общении необходимо соблюдать следующие правила:

- когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя;

- осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог»;

- предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник;

- не пытайтесь «заигрывать» с собакой-пово-дырем, не отвлекайте её; помните специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания;

- при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет [5].

У людей с нарушениями слуха - другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые) каналы восприятия.

Общаясь с человеком, у которого плохой слух: смотрите прямо на него; не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Лучше, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица; говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос (кричать); убедитесь, что вас понимают, если сомневаетесь - вежливо спросите об этом; используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь специальными терминами, незначительной информацией и сложными речевыми конструкци-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

159

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ями; используйте «переходные» фразы, которые дадут собеседнику понять, что вы меняете тему разговора; если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его [5].

Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности. Иногда люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются, как можно быстрей выйти из ситуации, и совершают несколько распространенных ошибок: делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; перебивают говорящего словами «я понял»; договаривают за собеседника; прерывают общение.

Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения, состоят в следующем: не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора; будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени; сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником; позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена; не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли; не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации; при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.

Общение с людьми с задержкой психического развития также требует соблюдения определенных норм и правил: выбирайте доступные вашему партнеру темы для разговора, т.е. не говорите о том, что для данного человека будет непонятно; используйте простой и точный язык, короткие фразы и полные предложения; избегайте метафор и образных выражений; если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите для облегчения его восприятия информации; сложную информацию напишите, визуализация улучшит восприятие информации. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными [5].

Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми - смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие.

При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой

особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно.

При организации мероприятий: всегда необходимо лично убедиться в доступности мест, где они запланированы; заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить; если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения или пришел с сопровождающим (волонтером). Например, есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые при этом не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, ходунков, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться в местах, где это им доступно; не смущайтесь, если из-за недостатка опыта вы случайно допустили оплошность, расслабьтесь и не акцентируйте на ней внимание, однако, старайтесь не допускать повторения ситуации [5].

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии, к становлению толерантного отношения к людям с особыми возможностями здоровья. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже если мы считаем себя воспитанными, культурными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям - что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Библиографический список

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С.В. Алехина. -М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». 2013. - С. 5-19.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.- 944 с.

3. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. - Кн. 1. - 174 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/prog3.shtml

6 Медведев К.Е. Инклюзивная культура как принцип формирования молодежной политики в аспекте культурной гибридизации: Дис. ... канд. соцолог. наук: - Саратов, 2013. - 178 с.

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.