УДК 376
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Богданова Елена Виталиевна
Луганский университет им. Тараса Шевченко Bogdanova-elena-70@rambler.ru
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования, его внедрения в образовательное пространство, становление инклюзивной культуры в контексте этических норм коммуникативного общения с людьми с особыми возможностями здоровья. Также проводится анализ понятий «культура», «инклюзивная культура».
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная культура, люди с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная культура, этика, культура.
Реформа образования рассматривается многими учёными, социологами, политиками как основной инструмент достижения социальной интеграции и сплочённости общества в социальном отношении. В условиях модернизации образования разработка адаптивных стратегий для людей с ограниченными возможностями здоровья является функционально значимым переходом от закрытого обучения и воспитания к открытой форме, при которой появляется возможность социально адаптироваться в обществе людям с особенностями в развитии. Альтернативной формой специальному образованию выступает инклюзия, которая понимается как включение в образовательный процесс каждого ученика [1]. Реализация идей инклюзивного образования требует формирования инклюзивной культуры, неотъемлемой частью которой являются коммуникативные навыки. Развитие коммуникативных навыков в инклюзивной образовательной среде начинается с соблюдения этических норм поведения.
Существенный вклад в разработку теоретических, методологических и концептуальных основ образовательной интеграции внесли исследователи Т. Варенова, Л. Выготский, С. Гайдукевич, В. Гудонис, Т. Зыкова, А. Коноплева, Т. Лещинская, Н. Малофеев, Н. Назарова, Л. Солнцева, Л. Уфим-цева, Л. Шипицина, Н. Шматко и др. Инклюзивной культуре посвящены исследования С. Алехиной, К. Медведева, Л. Митиной, О. Опалюк, Н. Семаго, М. Хайруддинова, Т. Чмут и др.
В формате данной статьи мы рассматриваем феномен «инклюзивная культура» в контексте этических норм коммуникативного общения с людьми с особыми возможностями здоровья.
Инклюзия носит социальный характер, и невозможно рассматривать инклюзивную культуру отдельно от культуры личности в целом. Мы понимаем под культурой систему «всевозможных общественных отношений, в которую включен субъект и которая формирует субъекта (сообщает ему знания, навыки, понятия о нормах и ценностях), с другой стороны - выступает ареной его собственной деятельности». Серж Московиси пишет, что культура создается в общении и через его посредство; организующие принципы общения от-
ражают общественные отношения, которые в них содержатся [1].
Понятие «культура» трактуется как: 1) «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» [2, с. 313]; 2) «все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности» [3, с. 84]. Профессионально-педагогическая культура, являясь системным образованием, представляет собой «совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности, развития и реализации личностных сил педагога, его способностей и возможностей» [4, с. 198]. Инклюзивное образование как педагогический феномен акцентирует внимание на новых знаниях, концепциях, идеях, которые приобретают наибольшую значимость для общества и выступают в качестве новых педагогических ценностей, накладывают отпечаток на способы и приемы педагогической деятельности, собственно механизм овладения и воплощения профессионально-творческой культуры педагога.
Инклюзивная культура рассматривается нами как составляющая профессионально-педагогической культуры, и определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования (интегрированного обучения), определять оптимальные условия развития для каждого [6].
Суть инклюзивной культуры - ценностное отношение к людям с ОВЗ. Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у студентов, так и у преподавателей толерантного отношения к «особым» людям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.
Говоря о профессиональной этике специалиста, который взаимодействует с людьми с особыми возможностями здоровья, необходимо обозначить, что в общении и взаимоотношениях с ними специалист (социальный работник, психолог, педагог, библиотекарь и т.д.) является лицом, выполняющим воз-
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Богданова Е.В., 2015
Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры
ложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение. Инклюзивная культура - это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации. Ценности определяют и стили поведения, и стили общения внутри образовательного сообщества, уровень мотивированности, активности. От того, насколько его внешний вид, поведение и речь соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение об учреждении и его деятельности. Существуют некоторые специфические нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями.
Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства человека с ограниченными возможностями, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями. Вот некоторые из них: при разговоре следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или, например, сурдопереводчику), которые присутствуют при разговоре; при знакомстве вполне естественно (при желании) пожать ему руку - даже те, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо; со взрослыми следует обращаться как со взрослыми, ни в коем случае нельзя фамильярничать (например обращаться на «ты» и проч.); предлагайте помощь, и только получив положительный ответ, приступайте к её оказанию (спросив перед этим - как и что делать); сдержите все негативные проявления, если ваша помощь отвергнута.
Говоря о работе с людьми, имеющими различные ограничения здоровья (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии), помимо общих правил, следует рассмотреть также и конкретные ситуации и связанные с ними правила поведения. Например, можно выделить нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении: при общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником; необходимо помнить, что инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует; недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней; ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь,
придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.
Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно человека с ограниченными возможностями. Иногда слепые и слабовидящие люди говорят, что они испытывают чувство изоляции.
При общении необходимо соблюдать следующие правила:
- когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя;
- осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог»;
- предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник;
- не пытайтесь «заигрывать» с собакой-пово-дырем, не отвлекайте её; помните специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания;
- при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет [5].
У людей с нарушениями слуха - другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые) каналы восприятия.
Общаясь с человеком, у которого плохой слух: смотрите прямо на него; не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Лучше, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица; говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос (кричать); убедитесь, что вас понимают, если сомневаетесь - вежливо спросите об этом; используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь специальными терминами, незначительной информацией и сложными речевыми конструкци-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
159
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
ями; используйте «переходные» фразы, которые дадут собеседнику понять, что вы меняете тему разговора; если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его [5].
Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности. Иногда люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются, как можно быстрей выйти из ситуации, и совершают несколько распространенных ошибок: делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; перебивают говорящего словами «я понял»; договаривают за собеседника; прерывают общение.
Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения, состоят в следующем: не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора; будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени; сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником; позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена; не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли; не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации; при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.
Общение с людьми с задержкой психического развития также требует соблюдения определенных норм и правил: выбирайте доступные вашему партнеру темы для разговора, т.е. не говорите о том, что для данного человека будет непонятно; используйте простой и точный язык, короткие фразы и полные предложения; избегайте метафор и образных выражений; если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите для облегчения его восприятия информации; сложную информацию напишите, визуализация улучшит восприятие информации. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными [5].
Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми - смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие.
При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой
особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно.
При организации мероприятий: всегда необходимо лично убедиться в доступности мест, где они запланированы; заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить; если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения или пришел с сопровождающим (волонтером). Например, есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые при этом не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, ходунков, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться в местах, где это им доступно; не смущайтесь, если из-за недостатка опыта вы случайно допустили оплошность, расслабьтесь и не акцентируйте на ней внимание, однако, старайтесь не допускать повторения ситуации [5].
Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии, к становлению толерантного отношения к людям с особыми возможностями здоровья. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже если мы считаем себя воспитанными, культурными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям - что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.
Библиографический список
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С.В. Алехина. -М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». 2013. - С. 5-19.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.- 944 с.
3. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. - Кн. 1. - 174 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/prog3.shtml
6 Медведев К.Е. Инклюзивная культура как принцип формирования молодежной политики в аспекте культурной гибридизации: Дис. ... канд. соцолог. наук: - Саратов, 2013. - 178 с.
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21