Научная статья на тему 'Этика космического бытия человека'

Этика космического бытия человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / ЭТИКА ЗЕМНАЯ / ЭТИКА КОСМИЧЕСКАЯ / СВОБОДА ВОЛИ / ЭТИЧЕСКИЕ МАКСИМЫ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДОБРО И ЗЛО / ЭТИКА НОВОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев А. К.

В данной статье автором рассматриваются вопросы трансформации этики как общественного идеала в условиях перестройки цивилизации. Констатируется ее нахождение в точке бифуркации. Предлагается переход от землецентристских к космоцентристким ориентирам этики. Показываются основные понятия этики новой жизни в реконструкции автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика космического бытия человека»

26 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ИВ Серия Философия. Социология. Право.

2012. №8(127). Выпуск 20

ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО

УДК 13

ЭТИКА КОСМИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В данной статье автором рассматриваются вопросы трансформации этики как общественного идеала в условиях перестройки цивилизации. Констатируется ее нахождение в точке бифуркации. Предлагается переход от землецентристских к космоцентристким ориентирам этики. Показываются основные понятия этики новой жизни в реконструкции автора.

Ключевые слова: этика, мораль, этика земная, этика космическая, свобода воли, этические максимы, этические принципы, добро и зло, этика новой жизни.

А.К. ЗАЙЦЕВ

Калужский

государственный

университет

им. К.Э.Циолковского

e-mail: akz3@yandex.ru

«Мы - племя бесчисленных учеников, шагающих ввысь по ступеням веков»

(Нгуен Зу)

«<Страдание — единственное на свете чистое, неосложненное зло...

врата ада заперты изнутри», (К.С. Льюис)

Э - экзистенциальная

Т - теория

И - истинных

К - критериев

А - абсолютной идеи.

В истории этики как части философии мы выделяем пять этапов:

• Этап первый: этап жестких ограничений (Тора, книга Бытия).

• Этап второй: дионисийский - этика древних греков, объясняющая принципы поведения свободного человека с другими свободными людьми.

• Этап третий: религиозный - этика средневековья и эпохи Возрождения, этика деловых ограничений во имя неограниченного дела.

• Этап четвёртый: нигилистический, когда под давлением обстоятельств этика стала идеалом, которого практически невозможно достичь (в мире насилия).

• Этап пятый: созидательный, поиска новых опорных идей, идей нового мира, мира ненасилия.

Последний этап связан с вхождением Земли и человечества в точку бифуркации доказывается множеством астро- и геофизических явлений, напряжениями мировой

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

экономики, неустойчивостью политических режимов и социальной обстановки. Новое, настойчиво пробивающееся в жизнь слабо наблюдаемыми аттракторами, встает в мощных флуктуациях, затрагивающих основы поведения людей, традиционные константы этики. В этих условиях дискуссии о нормативной базе вновь выводят нас на соотношение должного и сущего, ибо только в сущем мы можем обнаружить опору человеческих взаимоотношений настоящего-будущего..

Есть два основных понятия, описывающих феномен социальных норм: этика и мораль. Этика есть идеальный вариант норм, выстроенный либо от теории, либо от обобщения практики. Мораль есть реальные нормы общежития, те нормы, которые люди не просто согласились признавать, а реально исполняют и передают друг другу. Сегодня мы наблюдаем размывание как этики, так и морали. Выстраивание нового требует выхода за пределы существующего. Рефлексия ситуации ставит перед философами задачу отражения космического опыта организации бытия, нового выхода в трансцендентное.

Отсюда исходит наше утверждение, что есть этика земная и этика космическая. Попробуем сравнить.

Этика земная есть согласование принципов развивающегося общежития человечества. Она концентрирует идеи поведения сообразно этапу человеческой истории. Менее развитому соответствуют менее развитые этические принципы. Более развитому -более совершенные нормы. И всё это в условиях непрерывно декларируемой робинзонады человечества в Космосе.

Человеческая этика ориентирована на внешние формы социализации. Ее формальное или неформальное функционирование обеспечивается социальными институтами, закрепляется законами и кодексами. Мораль представляет собой часть присвоенной человеком практически этики, то, что освоено им в действительности. Здесь могут быть системные и внесистемные, неформальные нормы. Несистемные в смысле институ-циализации. Принципы, правила и нормы морали определяются общественным бытием и изменяются вместе с ним.

Согласно Дробницкому, мораль включает три действующих фактора: нормативное предписание, нормативное воспрещение и свободу воли человека. Именно свобода воли1 организует предписанное и воспрещенное в единую систему правил для человека. Весь вопрос в свободе воли. Именно воля размещает человека относительно земных или космических координат. И именно воля «оставляет» человека в потоке механического или творческого бытия. Механический человек нуждается в оценках. Творческий человек опирается на самооценку в системе социума. Человек, служащий себе, реагирует только на внешние оценки. Человек, служащий другим, в оценках не нуждается - он служит. Его оценки проходят через совесть. Совесть в том смысле, как об этом писал Дробницкий: «...будучи результатом предельной «интериоризации» моральных запросов и требований к человеку... Самокритический аспект явлений совести... «открытости» личного самосознания...»2.

Вместе с тем даже многочисленные точки зрения на множество земных этик могут быть сведены к ключевым принципам. И.Дьяконов в этой связи выдвинул два таких этических принципа. Первый этический принцип или максима, заключается в том, что благо моего ближнего важнее моего личного блага. И второй принцип или максима: по мере твоих сил не умножай мирового страдания3. И это максимы уходящего мира.

Максимы нового мира уже иные.

Космическая этика, закрепленная в семантических полях мироздания (В.В.Налимов) имеет два основных фактора. Фактор первый - согласованные различными цивилизациями принципы бытия различных планетных систем и цивилизаций. Своеобразная космическая институциализация. Она напоминает земные законы и кодексы. Тексты этих кодексов приходят на Землю в форме многочисленных ченнелингов и через многочисленных контактеров.

1 Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии, 1972, 2. -

С-34-35-

2 Дробницкий О.Г. Структура морального сознания / / Вопросы философии, 1972, 6, - С.61.

3 Дьяконов И. Киркенесская этика // Знание-сила, 1989, июнь. - С.83-86.

2

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

Фактор второй можно и необходимо соотнести с законами Космоса, ибо он есть Воля Творца, те этические принципы, на основании которых устроен Мир. Добрые законы, Свет и Любовь, Вера и Надежда - есть краеугольные камни более высоких форм мироздания. И на этой базе максимы уже другие, как это мы увидим ниже. «Общение добрых сердца озаряет, На доброго добрый без страха взирает.

На добрых земля утвердилась в покое, В них, в добрых, - и будущее и былое.

От доброго добрый не ждет злодеянья, За благодеянье не ждет воздаянья.

Добро никогда не бывает напрасно, Всевластно добро, потому и прекрасно!» (Махабхарата)

Пробуждение человека есть одновременно его движение от морали той группы, с которой он себя идентифицирует, к институциализированной, а затем и к Высшей Космической Этике. Целесообразнее сразу идти через Высшее, тогда острее видны несовершенства более низких уровней. Движение человека в мудрости открывает все новые и новые стороны Космической Этики. Она беспредельна, как и беспределен Творец. Как нет пределов совершенству Живого.

«Этики, которая основывается только на разуме, просто не существует, она непременно нуждается в основных ценностях, которые (хотя они и недоказуемы, как аксиомы в математики) надо положить в основу всей системы мышления. В этом состоит трудность всякой философской этики, если она не хочет допускать другого источника, кроме разума»4.

Этика начинается с вопросов о добре и зле. Человек так уж устроен в своей нынешней двоичной жизни, что везде ищет или Добро, или Зло. Под добром понимается в разных культурах очень отличающиеся содержания. В одних системах добро есть поддержка других людей. В других системах - насилие во имя «добрых» целей. Зло однозначно ассоциируется с насилием. Д - дарение О - окружающим Б - бесконечной Р - радости О - от души.

З - забытая Л - Любовь О - Отца.

Как в космической философии? Человек живет в зеркальном или, скорее, зазер-кальном мире. Тени реальных событий (Платон), с одной стороны, и космос личного бытия, не обнаруженный большинством, оформляют этот мир. И насильственная смерть в этом мире только зло, хотя в Космосе зло может оказаться в этих измерениях актом гармонизации. Причем не только человека, но и очень больших групп и даже целых космических систем. Так уж устроен человек, что даже невольно, подсознательно он действует космически.

Но через эту двоичность добра и зла было необходимо пройти, чтобы понять троичность, семеричность и куда более сложную топологию Космоса. «...То, что мы называем злом, всегда является механическим, оно никогда не может быть сознательным; и то, что мы называем добром, всегда сознательно, оно не может быть механическим»5. И еще: «...Так называемое Зло существует только для совершенствования человека, ибо Бог -есть все - и Свет, и тень, и порядок, и хаос, ибо Он - Един» (Исход 2-1998, 350).Следует

4 Фалькманн Б. Наука, этика и вера сегодня / / Поиск, 1999, 27 августа.

5 Успенский П.Д. Четвертый путь. 1999- - С.31.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

понимать что и тьма есть прежде всего «низкочастотные вибрации ваших мыслей, вашего организма, которые, в конце концов, притягивают представителей темного царства, которые начинают жить около вас, питаться вашей негативной энергией, порабощая и подпитывая вас и темной энергией, и подсовывая темные мысли. Свет стремится к свету, тьма притягивает тьму» (Исход 3-1998, 225). «...Чрез недостаток Гносиса и умения познавать вещи сущие множеству присуще зло»6.

Итак, двоичность категорий добра и зла подсказывает, что они из мира дуально-стей. Как же тогда в более сложных мирах, в которые мы сейчас входим? Два лика одной монеты превращаются в сложный спектр энергий и вибраций, обеспечивающих гармонику Космоса. Возможная здесь метафора: семь разнонаправленных колес энергии, имеющих свой основной луч, но способных передавать и излучать и все остальные цвета радуги. Есть луч ведущий и есть соотношение цветов, их палитра, непрерывно вращающихся и обеспечивающих реальный спектр вибраций.

Здесь уже гармоника есть гармоника света. А добро и зло растворяются в тусклости или яркости оттенков самых различных цветов, где Белый и Черный есть полярные градации. Новое пространство, вместе с тем, позволяет говорить об ассиметричности в сторону Света и соответствующих этому состоянию идеалах новой жизни.

В конкретности нам они видятся следующими (изложим их с небольшими комментариями и пояснениями):

1. Время Любить.

Наступающее время требует от нас толерантности к бытию Другого. И первый шаг в этом направлении есть уважение каждого субъекта к своей собственной жизни и ее приятию как совершенной в каждом своем моменте. Жизни здесь-и-теперь, а не завтра и не здесь. Без этого уважения к себе мы не можем любить других.

2. Мир богат для каждого из тех, кто в Любви и Любит.

Исцеление себя открывает путь к пониманию безграничности ресурсов Космоса и крайней ограниченности бытия тех, кто размещает себя в этике аскезы. Бедность не есть сторона реальности, а есть реальность качества мышления разместивших себя в этом пространстве людей. «Как мыслим, так и живём».

3. Мысль требует огранки Любовью и приятия всех людей.

«Люби и делай, что хочешь», - говорил Аврелий Августин. Только Любовь позволяет снять оценочность суждений одних о других, и взаимно. Только Любовью снимается дезорганизующая энергетика общения, и расцветает обмен аурой созидания друг друга.

4. Ровные эмоции созидают почву для Любви.

Эмоциональная неустойчивость не позволяет реализовать потенциал Любви. И это касается как гнева, так и безудержной радости. Любовь размещается в ровной радости собственного бытия.

5. Творение жизни есть цель каждой Любящей семьи.

Целостность семьи выстраивается только Любовью. А Любовь своей основной целью имеет гармонизацию жизни, творить которую и призвана семья.

Нас ожидает ренессанс семейных отношений свободных своей волей людей.

6. Карма помогает любящим.

Причинность гонит судьбой одних и выстраивается Любовью других. «Что посеешь, то и пожнешь».

7. Нет добра и зла - есть Любовь, открывающая сердца всех людей.

Относительность этих категорий давно изучена и исследована. Их применение зависит от занимаемой точки зрения. И их суть - в выбранном пути следования жизнью -быть тем «кто ты не есть» или тем, «кто ты есть». Нам предстоит развернуться в сторону «КТО МЫ ЕСТЬ».

8. Люди в Любви служат другим каждой своей мыслью.

В новой жизни на первый план выходит качество собственного мышления. И именно Любовь позволяет реализовать это качество. Других способов просто нет.

9. Дело возможно только в унисон песне души человека.

Труд самореализации станет основным.

6 Мид Дж.Р.С. Трижды величайший Гермес. Пер с англ. - М.: Алетейя, 2000. - С.248.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

10. Радость созидает красоту.

Внутреннее состояние счастья внешне проявляет себя ровной радостью, что формирует внешнюю красоту сущности. Телесность одухотворяется.

11. Творчество есть каждый шаг жизни.

Бытие в Любви позволяет творить буквально через любую форму действия и мышления. Начинает работать просто эффект присутствия такого человека в конкретном пространстве.

12. Дитя есть высшее в творении жизни.

Восстановление ценности жизни как таковой на первый план выдвигает вопросы творения и воспитания новых землян в полном осознании глубины происходящего, когда на Землю приглашаются выдающиеся сущности, или творятся вообще новые души. И открывающиеся здесь возможности действительно беспредельны.

13. Доброе слово созидает миры.

Практика позитивного мышления, позитивных мыслеформ создаст основу космического содержания бытия, как это всегда и было на Земле.

14. Совместное в Любви есть лучшее в жизни.

Чем глубже человек вошёл в новое содержание этики, тем успешнее его совместное бытие с другими как в труде, так и в досуге. Ценность всех форм общения становится абсолютной.

15. Свобода Любить есть свобода творить.

Треугольник «Свобода» - «Любовь» - «Творение» аксиоматичен для новой этики, ибо одно без другого и третьего просто невозможны в рамках формирующегося образа

Освоение новой этики есть самый большой вызов для каждого человека, соотносящего себя с великим космосом.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Заповедь Любви // Человек, 1994, 2, 5-14.

2. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии, 1972а, 2,

3. Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Вопросы философии, 19726, 6, 51-62.

4. Дьяконов И. Киркенесская этика // Знание-сила, 1989, июнь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зайцев А.К. Государство аграрно-информационной экоцивилизации. - Калуга: Эйдос, 2009.- 580с.

6. Зайцев А.К. Философия.- Калуга: Эйдос, 2012. - 647с.

7. Исход. Книга вторая. - С.-П.: Диалог, 1998.

8. Исход. Книга третья. - С.-П.: Диалог, 1998.

9. Кант И. Критика чистого разума / Соч., в 6 тт. М., 1964, т.3.

10. Книга Урантии. Пер. с англ. - Чикаго: Фонд Урантии, 1998.

11. Мид Дж.Р.С. Трижды величайший Гермес. Пер с англ. - М.: Алетейя, 2000.

12. Спиноза Б. Этика. / Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1957. т.1.

13. Успенский П.Д. Четвертый путь. 1999.

14. Фалькманн Б. Наука, этика и вера сегодня // Поиск, 1999, 27 августа.

жизни.

32-42.

ETHICS OF COSMIC BEING OF HUMAN

Tsiolkovsky Kaluga State University

A.K. ZAITSEV

In the article the author discusses the ethics transformation issues during the Earth civilization restructuring. It is stated that all societies are now being at the bifurcation point. At this situation ethics need in transparency from the earth-centering to the Universe-centering. The author suggests a system of new life ethic maxims.

e-mail: akz3@yandex.ru

Key words: ethics, morality, earth ethics, universe ethics, freedom of will, ethics maxims, ethics principles, new life ethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.