Научная статья на тему 'Этика и научно-инновационное развитие экономики'

Этика и научно-инновационное развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / НАУКА / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свириденок Анатолий, Хацкевич Геннадий

Авторы статьи утверждают то, что пренебрежение к вопросам этики в науке может привести к формированию специальных комиссий по этике в науке и образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics and scientific-innovative development of economy

The authors of the article discuss what disregard for ethics in science can cause and suggest forming special commissions for ethics in science and education.

Текст научной работы на тему «Этика и научно-инновационное развитие экономики»

Компетентное мнение

Этика и научно-инновационное развитие экономики

Этика как научная дисциплина, изучающая нравственные аспекты общественных и межличностных отношений, определяемых общепринятыми нормами, в наше время так же актуальна, как в античные и в более поздние времена. Более того, она быстро охватывает совершенно новые направления, играющие значительную роль в развитии человеческого общества. К ним сегодня относятся такие важные составляющие современной модернизации экономики, как научные исследования, разработки новых технологий и подготовка научных и инженерных кадров. Любые нарушения гармонии их взаимодействия создают серьезные риски и даже угрозы устойчивости и эффективности научно-инновационного прогресса в условиях глобализационных процессов [1-4]. При этом происходит формирование общества нового технологического уклада, стиля экономики, основанного на достижениях четвертой научной революции - современного социо-генеза, так или иначе связанного с изменением ценностных парадигм, этических принципов науки, в конечном счете и самого субъекта [5].

Повышение роли науки в создании высокоэффективных технологических инноваций повысило статус исследователей и ускорило погоню наиболее экономически развитых стран за

учеными, идеями и разработками высокого креативного уровня, способными совершать открытия и создавать «прорывные» изобретения [6] (табл. 1).

«Утечка мозгов» существенно снижает качество интеллектуального потенциала не только развивающихся, но и некоторых передовых стран мира и создает возможности для попадания в научную, образовательную и даже управляющую сферы субъектов с недостаточно высокой моральной устойчивостью. Об этом ярко свидетельствуют и научно-этические скандалы последних лет международного и внутригосударственного уровня. За плагиат были лишены ученой степени министры образования и обороны Германии, высокое должностное лицо Венгрии. В России одномоментно лишились ученых степеней по экономике более 11 соискателей, защищавших диссертации в Московском государственном педагогическом университете. Был уволен с должности председатель Высшей аттестационной комиссии. Новый глава российского ВАКа профессор В. Филиппов недавно по поводу ситуации с покупаемыми диссертациями сказал: «Если раньше платили за написание диссертации, то сейчас чиновники бегают и ищут, кому дать деньги, чтобы отказаться от диссертации» [7]. В МГУ им. Ломоносова предложено дополнить университетский Устав сло-

вами «...студентов лишать права обучения за предоставление курсовой или выпускной работы, выполненной другим лицом». Белорусский ВАК тоже обеспокоен недостаточно высоким качеством некоторых защищаемых работ: «За надуманность и неактуальность темы делать работу над ошибками отправляют едва не каждого третьего гуманитария с «научным» трудом по философии, литературе, экономике» [8]. А ведь в предзащитной оценке всех диссертационных работ участвуют десятки ученых. Или их порой обманывают, или им некогда вникнуть в суть работы, или они недостаточно принципиальны?

Пренебрежение этикой на разных стадиях подготовки кадров, как правило, рождает в научной сфере появление некачественных публикаций и разработок, неспособность исследователей самостоятельно найти творческое решение конкретных задач, обеспечить безопасность создаваемых технологий. В образовательной сфере такие «специалисты» порой не способны на соответствующих этапах качественно обучать школьников и студентов, магистрантов. Не поэтому ли достаточно низка эффективность написания и защиты кандидатских диссертаций в НИИ и вузах по естественно-научным и инженерным специальностям? Этот цепной процесс стал очевидным, и поэтому в стране ныне предпринимаются меры для повышения уровня образования, возрождения конкурентной основы отбора абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения, для обучения студентов стремлению к инновацион-ности и конкурентоспособности каждого в отдельности и в условиях будущей корпоративной деятельности [9]. Кстати, Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раз в три года в 74 странах осуществляет международное тестирование (Programmer for International Student Assessment - PISA), в ходе которого оценивается не уровень

Г?

Анатолий Свириденок,

завлабораторией Научно-

исследовательского центра проблем ресурсосбережения НАН Беларуси, академик

Геннадий Хацкевич,

проректор по научной работе и инновациям Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, доктор экономических наук, профессор

о

X X

5

X

Синергия знаний

Уровень Характеристики критериев и подходов оценки креативности

креативности Психологический подход Научно-технический подход

Высокий Трансформационная креативность -рождение идей, немыслимых ранее; научные прорывы на уровне парадигмы Открытия - установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира

Средний Исследовательская креативность -обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; создание обобщенных новых суждений и технических решений на основе собранных данных Изобретательство - новое, обладающее существенным отличием техническое решение отраслевого и (или) межотраслевого значения, дающее значительный экономический, социальный и другие эффекты

Низкий

Комбинаторная креативность -порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей (компилятивный подход)

Рационализация - новое решение, направленное на локальное усовершенствование применительно к одному или нескольким однородным процессам

О х

X

5

X

усвоения школьной программы, а способность 15-летних учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях. Проверяется также естественно-научная грамотность и навыки овладения прочитанным. Если эту методику взять на вооружение и системно применить в нашей стране, это позволит выявлять на ранних стадиях талантливую молодежь, способную к творческой научной и инженерной деятельности. Стране для обеспечения планов коренной инновационной модернизации экономики [10] нужен этически устойчивый высококачественный человеческий капитал, способный не только создавать новые технологии, но и учитывать при этом экономические, социальные, социокультурные, экологические и т.п. последствия их применения.

В научно-инновационном процессе развития экономики наука первична. Ее роль быстро повышается, но увеличиваются и риски использования ее результатов, особенно в таких высоконаукоемких отраслях, как нанотех-нологии, генетика, информатика. Поэтому в мире в последние десятилетия существенно усиливается внимание к этическим нормам научной деятельности. Выражается это прежде всего в различных решениях международных конференций и декларациях, создании специальных экспертных групп. В Декларации о науке и использовании научных знаний, принятой на Всемирной конференции «Наука для XXI века: новые обстоятельства»,

работавшей под эгидой ЮНЕСКО в 1999 г., главными тезисами были названы: «наука в обществе и наука для общества, наука для знаний, знание для прогресса». В 2000 г. Обществом научных исследований Макса Планка были разработаны Нормы научной этики, в 2002 г. Российским союзом научных и инженерных общественных организаций был принят Кодекс этики ученых и инженеров. В Российской академии наук работает Комиссия по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований. В прошлом году постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств была принята Декларация об этических принципах научной деятельности, которая, согласно статье 9, состоит в поддержании высоких стандартов интеллектуальной честности и не допускает:

а) фабрикации научных данных, то есть заведомо сообщения непроверенной, неполной, односторонней, ложной и предвзятой информации;

б) фальсификации, то есть манипулирования исследовательскими материалами, оборудованием или процессами либо изменения или невключения данных или результатов, ведущего к искажению полученных сведений;

в) плагиата, то есть использования данных, полученных в чужих исследованиях, методов, гипотез и положений, сформулированных другими учеными, чужих текстов (полностью или частично) без надлежащего ука-

зания автора и источника;

г) ложного соавторства, вред которого для научного сообщества особенно усугубляется при включении в авторы научных руководителей и администраторов;

д) использования отдельными участниками коллективных исследований данных и выводов, полученных в таких работах, без согласования с другими членами команды.

Статья 17 Декларации гласит: «Этические принципы научной деятельности и проблематика этической регуляции научной деятельности со всей полнотой отражаются в программах образования разного уровня, в системах специальной и массовой научной информации с целью повышения культуры и ответственности научной деятельности. Этические принципы научной деятельности всемерно утверждаются в практике образовательных организаций».

Этика науки и образования -основа инновационного развития страны, которая все больше становится индикатором уровня человеческого потенциала. В этой связи, видимо, целесообразно в научных организациях и университетах создать специальные общественные активно действующие комиссии по этике науки и образования. Функции и механизмы их деятельности должны учитывать особенности уставных целей и задач соответствующих научных и образовательных учреждений. Но основным требованием является соответствие трем постулатам моральных норм, регулирующим поведение ученых, преподавателей и студентов по отношению к научному знанию (когнитивная свобода и ответственность), друг к другу (коммуникационная свобода и ответственность), обществу и государству (социальная свобода и ответственность) [11].

Комиссии (группы) по этике, очевидно, должны состоять из избранных коллективами ученых (преподавателей и студентов), проявивших высокую нравственность и принципиальность в суждениях и поведении, имеющих

Интеллектуальный капитал

достаточно весомые достижения в науке, преподавании и учебе. Задача таких комиссий - выявление прецедентов (их авторов и покровителей) нарушения этических норм в научных отчетах, публикациях и диссертациях, в курсовых и дипломных работах; публичных выступлениях и межличностном общении, в том числе на уровне старших и младших поколений. При этом главное, чтобы все, что выходит за рамки этики науки, образования и научно-инновационной деятельности, не замалчивалось, а вскрывалось и получало свою оценку на соответствующих уровнях общественного воздействия: через Интернет, печатные средства информации, решения ученых и технических советов, административные реакции.

Принятие таких мер представляется очень важным. Ведь главный источник новых идей и технологических патентов -знания. Главный источник новых знаний - наука. Главный инструмент передачи знаний - образование и культура!

Стране нужны дееспособные, высокообразованные, творчески настроенные ученые и специалисты. Без них создание отечественной инновационно способной и восприимчивой к новому экономики невозможно! ■

Литература

1.Свириденок А.И.Научно-инновационные аспекты устойчивого развития государства в условиях глобализации / А.И. Свириденок, С.А. Маскевич // Белорусский экономический журнал. 2003, №1. С. 3-17.

2. Ставров В.П. Продукт - инновация: затраты и риски / В.П. Став-ров, Л.Ю. Пшебыльская // Наука и инновации. 2011, №1. С. 36-39.

3.Свириденок А.И. Риски научно-инновационной деятельности / А.И. Свириденок, С.А. Чижик, Г.А. Хацкевич // Наука и инновации. 2011, №10. С. 37-39.

4. Горохов В.Г. Оценка социальных рисков технологических инноваций / В.Г. Горохов, М. Декер / Вопросы философии. 2011, №10. С. 176-182.

5. Баева Л.В. Этика и аксиология инновационной науки // Информационное общество. 2011, вып. 2. С. 43-49.

6. Свириденок А.И. Где найти идеи для инноваций / Бела ру-ская думка. 2011, №7. С. 20-29.

7. Аргументы и факты в Беларуси. 2013, №15.

8. Пасияк О. Внимание: липовые диссертации // «СБ. Беларусь сегодня», 6.03.2013 г.

9. Хацкевич Г.А. Инновационность предприятия: критерии и подходы к измерению / Г.А. Хацкевич, Е.В. Опекун // Теорет™ та приклады птання економки. - Киев, 2011, вып. 23. С. 96-105.

10. Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года / постановление Совета Министров Республики Беларусь, 2010, №1420.

11. Лебедев С.А. Философия науки. - М., 2008.

Банковское кредитование

под залог прав

интеллектуальной собственности

Галина Мойсейчик,

экономист, кандидат

экономических наук

Предоставление банковских кредитов под залог интеллектуальной собственности - одна из наиболее новых форм вовлечения в хозяйственный оборот ОИС и в то же время новый кредитный продукт. Практика свидетельствует, что его применяют преимущественно передовые в технологическом отношении страны. Там действует законодательство, детально регулирующее отношения в сфере ИС и позволяющее не только «напрямую» задействовать объект интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте (например, получать роялти), но и расценивать его как настоящий залоговый инструмент. Как правило, при банковском кредитовании проектов под коммерциализацию прав ИС в качестве залога используются имеющиеся либо будущие права интеллектуальной собственности.

Сущность проблемы и ее острота для Беларуси

Права интеллектуальной собственности охватывают такие объекты, как патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, производственные секреты (ноу-хау), компьютерные программы и базы данных, авторские права на литературные и иные художественные произ-

ведения. Продуктами передачи прав от авторов-собственников лицам, которые намерены эти права использовать, являются лицензии.

Трудность применения этого кредитного продукта в Беларуси, как и в других странах СНГ, вызвана, во-первых, общесистемной неразвитостью механизмов учета и оценки нематериальных активов, отсутствием кадров оценщиков, патентных поверенных, а также банковских служащих должной квалификации. Это связано со слабым опытом коммерциализации прав ИС, высокими рисками для банков и неразвитостью механизмов и законодательства в этой сфере. Сохраняющаяся монополия государства и его институтов на результаты НИОКР лишает авторов научных разработок возможности самостоятельно, в обход неповоротливых бюрократических структур, получить требуемое финансирование и коммерциализировать свои идеи. Кроме того, недостаточно четко определены права кредиторов в случае банкротства заемщиков, а также при необходимости несения затрат по поддержанию объекта интеллектуальной собственности (к примеру, патента и т.п.). Не проработано законодательство о доверительном управлении правами на ОИС. В итоге наши банки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.