Научная статья на тему 'ЭТИКА И МОРАЛЬ В БИЗНЕСЕ'

ЭТИКА И МОРАЛЬ В БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
398
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / МОРАЛЬ / БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рашмаджян С.Т.

В настоящей статье рассмотрена основа разработки современного управленческого подхода к вопросам этики и морали в бизнесе, которая дает понимание не только основных теоретических концепций, но и развивает навыки анализа, выявления и разрешения на рабочем месте этических дилемм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN ETHICS AND MORAL BUSINESS

In this article the remote the basis of the development of modern prank approach to the issues of ethics and morality in business, which gives you with an understanding of basic theoretical concepts, but to revive and analysis skills to identify and resolve workplace and so on dilemma.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА И МОРАЛЬ В БИЗНЕСЕ»

личность ребенка. Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи.

Это теория культурных возрастов, это попытка охватить культурное развитие как целое, представить его в главнейших стадиях и фазах в соответствии с теми фазами и стадиями, которые намечаются в органическом развитии ребенка. Но вместе с тем мы приходим и к генетическому обоснованию психологии взрослого человека.

Использованные источники:

1. Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.

2. Т. И. Ойзерман. И. И. Жбанкова. Л. А. Мясникова. Мировоззрение.Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 16.03.2018)

УДК 174

Рашмаджян С. Т. студент бакалавриата, 2 курс Институт Экономики и Управления научный руководитель: Грузинова И.С.

ассистент

кафедра государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ЭТИКА И МОРАЛЬ В БИЗНЕСЕ

Аннотация: В настоящей статье рассмотрена основа разработки современного управленческого подхода к вопросам этики и морали в бизнесе, которая дает понимание не только основных теоретических концепций, но и развивает навыки анализа, выявления и разрешения на рабочем месте этических дилемм.

Ключевые слова: этика, управление, мораль, бизнес, организация.

Rashmadzhian S.T., bachelor's student, 2year Institute of economics and management Scientific adviser: I.Gruzinova, assistant of the department

state and public administration Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

North-Caucasus Federal University Stavropol, Russia IN ETHICS AND MORAL BUSINESS

Annotation: In this article the remote the basis of the development of modern prank approach to the issues of ethics and morality in business, which gives you with an understanding of basic theoretical concepts, but to revive and

analysis skills to identify and resolve workplace and so on dilemma.

Key words: ethics, management, moral, business, organization.

Масштабные изменения в социальной и экономической сфере общества и современный уровень развития производства предъявляют к человеку повышенные требования в его профессиональной деятельности. Повышается значение социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки привело к существенной перестройке стратегии, психологии и тактики управления.

В переводе с греческого языка этика выступает философским учением о морали, ее нормах, принципах и ее общественной роли. Моралью выступает совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и друг к другу [2].

Этикетом выступает главнейшая сторона морали профессионального поведения сотрудника организации. Знание этикета является необходимым профессиональным качеством, которое необходимо приобретать и постоянно усовершенствовать.

Бизнесом является приносящая доход предпринимательская деятельность. В процессе предпринимательской деятельности между людьми происходит обмен товарами, деньгами, услугами, ресурсами, другими различными результатами деятельности. Первым неотложным принципом честного бизнеса для обеих занимающихся обменом сторон, должны выступать правила равноценности и эквивалентности.

Мораль и этика в бизнесе выражаются в высоконравственном поведении бизнесменов в процессе проведения разных бизнес-операций.

На этические мерки личности в рамках организации огромное влияние оказывают руководители высшего звена. Их поведение создает культурный контекст и подает пример для подражания, гораздо более действенное, чем специальные занятия по этике, формальные этические и поведенческие коды или установленные нормы, которые у себя ввели многие компании.

Руководителю бизнеса необходимо создать себе имидж честного и порядочного человека, следуя принципам высокой морали. Зачастую многие начинающие бизнесмены недостаточно осознают, что создание имиджа порядочного человека и соблюдение принципов этики и морали выступают залогом успешной деятельности организации [3].

Руководство, для удовлетворения чувства социальной ответственности, может делать в зависимости от своего понимания управленческой этики почти ничего или много. Руководителю необходимо понимать, что чем лучше сложатся у него отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между подчинённым и руководителем выступает их непосредственное общение. Поэтому в управлении этика делового общения выступает основополагающей.

Стремительно развивается современная экономическая деятельность,

ежедневно появляются новые продукты, виды и услуги бизнеса, к которым еще не разработалось закрепленное в нормах морали отношение современного общества.

Этические теории дают необходимые инструменты, при помощи которых возможна проверка применимости определенных решений. По-разному можно обосновывать причины современного экономического кризиса, но трудно спорить с тем, что можно было бы избежать многих проблем, если бы к этической оценке специалисты финансового сектора подходили более тщательно, так же как и к оценке последствий внедрения новых услуг и продуктов.

Этическая теория бизнесу дает методику принятия решений по сложным комплексным вопросам. Большинству требуется логическая опора, которую дает этическая теория. Рассмотрение этических концепций помогает уточнить и понять собственные моральные принципы и взгляды, определить склонности к определенному виду морального суждения.

Ведущими направлениями нравственной философии из множества этических теорий всегда выделялись следующие два подхода. Первый -телеологический, определяющий исходя из последствий действий человека, что правильно, а что нет. Наиболее известная версия данного подхода заключается в консеквенциализме, между ними зачастую даже ставят знак равенства.

Следующий подход - деонтологический. Его приверженцы строят свои рассуждения на понятии долга. Деонтологи свои решения основывают на таких понятиях как преданность, честность, права человека, справедливость, а соблюдение моральных принципов считается обязательным безотносительно к его последствиям [1].

Прежде всего, нормы морали опираются на совесть и честь человека. Невозможно бизнесмена заставить быть человеком высокоморальным. Эти качества он должен в себе почувствовать, на этот счет иметь собственные убеждения. Люди имеют склонность вести себя этично или неэтично, это факт. Безусловно, в компанию могут прийти те, кто с самого начала имеет намерения злоупотреблять своими полномочиями, обманывать клиентов и т.п. Люди приходят в организацию с определенной предрасположенностью к этичному или неэтичному поведению, но рабочая среда влияет на них очень сильно. Также является фактом и то, что большинство людей не имеют собственного этического компаса. Более того, они находятся в поиске ориентиров своего поведения и оправдывают его соответствующей окружающей обстановкой, к примеру, часто используемый аргумент «все так делают».

Житейская мораль и теория этики постоянно претерпевают изменения, причем одна поверяет другую. То, что было неприемлемо вчера, стало обычной практикой сегодня, и наоборот. Процесс развития житейских взглядов и этических теорий бесконечен, на них влияют условия жизни общества, господствующие экономические отношения.

Таким образом, этика и мораль в бизнесе являются особой сферой и этической науки, которая занимается изучением норм нравственности морали, применяемых в сфере деловых (корпоративных, предпринимательских) отношений. Также это специальный свод норм и правил поведения, в отдельном издании не существующий, но каждый раз создающийся при принятии определенного этического решения. Эти нормы и правила основаны на базовых общечеловеческих ценностях, и особенности деловой практики в разных странах можно привести к более или менее общему знаменателю. И даже если такая возможность воспринимается с некоторой долей сомнения и осторожности, то никто уже не сомневается в такой необходимости. Границы стран и культур стали проницаемы. Развитие бизнеса и процесс глобализации невозможно остановить. Но в наших руках обратить их на пользу общества, придать им упорядоченность и не только экономический, но и социально-нравственный смысл.

Использованные источники:

1. Алексина Т.А. Деловая этика: учебник / Т.А. Алексина. - М.: Юрайт, 2016. - 386 с.

2. Богомолова М.Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения / М.Н. Богомолова, С.Г. Сейранов // Ученые записки университета, 2015.

3. Кашаева Е.Ю. Нравственные установки и этнические нормы как факторы эффективности делового общения / Е.Ю. Кашаева, Л.Г. Павлова // Государственное и муниципальное управление, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.