Научная статья на тему 'Этика хозяйственной деятельности'

Этика хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1038
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИОЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Силин Яков Петрович

Рассматривается значение этики в процессе экономической деятельности. Раскрывается содержание этически нравственного ядра как основы современных экономических процессов. Этическая составляющая экономической деятельности представляется детерминантой формирующейся социоэкономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика хозяйственной деятельности»

СИЛИН Яков Петрович

Доктор экономических наук, профессор, начальник департамента по внутренней и информационной политике

Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 11 Контактный телефон: (912) 268-65-44

Этика хозяйственной деятельности

Ключевые слова: этика; экономическая деятельность; нравственный человек; экономический человек; социоэкономика.

Аннотация. Рассматривается значение этики в процессе экономической деятельности. Раскрывается содержание этически нравственного ядра как основы современных экономических процессов. Этическая составляющая экономической деятельности представляется детерминантой формирующейся социоэкономики.

Проблемы экономики, в том числе ее модернизации, тесно связаны не только с поисками путей роста, сдерживанием инфляции, освобождением от «сырьевой иглы», но и напрямую зависят от этических, культурных, нравственных и мировоззренческих установок человека.

В большинстве плановых, прогнозных и программных документов (федеральных, региональных, муниципальных) человек обозначается как работник, покупатель, потребитель, пациент, избиратель, получатель пенсий, стипендий, кредитов, но не определяется как целостное живое существо со своими планами, надеждами, страхами, чувством веры (или неверия), терпимости (или нетерпимости), жаждой активности (или пассивности). Практически ни в каком контексте не упоминаются такие понятия, как этика, мораль, культура, традиции, сознание человека.

Система общественных институтов, которая выполняет роль регуляторов человеческого общежития, должна быть вплетена в ткань человеческой деятельности, в процессы модернизации экономики и преобразования общества.

Исследуя экономические процессы в координатах пространства - времени, выявляя состояние экономики города, региона, страны, тех или иных сфер хозяйствен-но-экномической деятельности отдельных предприятий, отраслей либо секторов экономики, мы объективно сталкиваемся с вопросами: что лежит в основе глубинных интересов экономической деятельности как конкретного человека (когда он трудится для удовлетворения своих потребностей), так и «большой экономики»; ради чего создается прибавочная стоимость, совершенствуются технологии, создаются предприятия и новые производства, продается труд и извлекается прибыль; ради чего в жесткой конкурентной борьбе бизнесмен, предприятие, город, регион, страна добиваются преимуществ?

Ответ на эти вопросы, казалось бы, очевиден: чтобы лучше жить стране, предприятию, человеку! И в этом нет пределов - запросы и потребности человека безграничны, и они будут всегда возрастать по масштабам, качеству, уровню и разнообразию. Возрастать у индивида, у бизнеса, у страны. Бесспорным подтверждением тому является история развития человечества.

Человек разумный, прошедший в своем формировании и развитии тысячелетия, достиг того, что научился вмешиваться в самую суть - свою и природы. При всем этом

© Силин Я. П., 2010

человек вынужден объективно вести постоянную хозяйственную, созидательную деятельность [1]

Что движет человеком? Что является сегодня, как и две последние тысячи лет, главным побудительным мотивом его действий? Что лежит в основе его труда? Чем продиктовано стремление к развитию и совершенствованию?

По словам С. Н. Булгакова, «экономический человек» («homo economicus») - человек, «который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это - счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами» [2]. Но ведь не только «живота ради» и удовлетворения своих основных потребностей современный человек трудится, созидает. Прагматические импульсы человека к хозяйственному действию, в известной мере, переплетаются с нравственными и духовными началами.

Ни одна из существующих и заслуживающих внимания экономических теорий, ни один из выдающихся ученых мужей не обошли стороной вопросы этики, справедливости и нравственности. С. Н. Булгаков в эпоху полного господства экономического homo economicus стал выводить именно хозяйственного человека - нравственного, т. е. homo moralis. За нравственность в хозяйственной жизни ратовал еще один отечественный мыслитель - И. Т. Посошков. Богатство, по Посошкову, - это прежде всего духовное богатство, а скудость напрямую сопряжена с бездуховностью [3].

Моральные критерии и стремление к совершенствованию, к преобразованию среды обитания и окружающего пространства на принципах нравственности - вот что должно стать побудительным мотивом современного хозяйственного человека, т. е. осознание не только своей самости, но, что еще более важно, с моей точки зрения, своей особости, исключительности.

Заняв в природе доселе свободное место, человек сумел пойти по уникальному пути своего постоянного совершенствования, взаимодействия с природой и их взаимопроникновения. Это было бы невозможно, если бы человек, наряду с множеством других ее представителей, оставался на уровне удовлетворения основных потребностей (питание, безопасность, размножение...). Именно способность привнести духовную составляющую позволила человеку одушевить долгий и весьма сложный процесс труда, хозяйственной и социальной деятельности. Человек научился осознанно формировать особую, искусственную, среду своего обитания, изменять ее, влиять на нее и приспосабливать ее к себе, к своим возрастающим потребностям, он сумел осознать, что «...в природе нет ничего бесполезного» [4].

Простое удовлетворение своих потребностей оказалось недостаточным, даже с учетом их возрастания. Недостаточным оказалось и насыщение материальными благами как таковыми. Развитие общества в XX веке подтверждает это. Насыщение материальными благами не стало для человека главным побудительным мотивом в жизни.

Каков же вывод? Только после того, как процесс труда постепенно наполнялся нравственным, духовным внутренним содержанием - собственно процесс человеческой деятельности стал тем, что мы имеем возможность сегодня изучать и делать выводы о его внутренней сущности. Труд и хозяйственная деятельность, а в дальнейшем и экономика, в сочетании с культурой, моралью, нравственностью вывели человека на следующую качественную ступень развития этих категорий - на понимание справедливого характера вышеназванных процессов. И чем более развитым становились общество, чем более современными орудия труда и более совершенными технологии производства, чем больше производилось благ, тем более обострялась проблема справедливого распределения и перераспределения результатов труда и производимых благ.

Этика человеческой деятельности и этика хозяйствования, культура и нравственность переплетаются в единое целое, создавая основу жизнедеятельности человека.

Чтобы понять суть этического в хозяйственном и экономическом смыслах, обратимся к понятию «этика». Слово «этика» происходит от древнегреческого ^9о^. «Этос» буквально означает «привычное местожительство», т. е. место, откуда человек родом, где он обитает. «Этос» употребляется в переносном смысле - привычка, происхождение, обычай и, наконец, нравы, поведение. Таким образом, первоначальный смысл слова -поведение, соответствующее обычаям, ставшее нормой или законом благодаря привычке, традиции и принятым формам приличия. Фактически этика всегда имеет дело с данными категориями (но не только с ними) [5].

Известно, что распространение получило и принципиально иное толкование, которое восходит к Сократу: «Речь идет не о традиционном поведении, а о том, как должно поступать, сообразуясь с внутренними убеждениями и доводами разума». «Этос» в смысле «ты должен», в качестве категорического императива есть нечто совершенно иное.

Аристотель уже различает мыслительные и нравственные добродетели [6]. Постоянный поиск между тем, что должен, и тем, что надо, между тем, что хочется, и тем, что принято, подталкивает человека к выбору. Этическое все больше становится определяющим в его поведении. И чем более развит, образован, культурен человек, тем больше он соотносит свое поведение и поступки с негласно принятыми в обществе нормами поведения.

В основе норм этики лежит моральная, нравственная составляющая, сформированная вековым опытом предшествующих поколений и облекаемая со временем все больше в нормы формального поведения абсолютного большинства людей и даже переходящая зачастую в форму законов. Но «этическое» в жизни индивида и общества имеет значительно более глубокие корни и смысл, а главное - последствия. Оно не сводится только к поведенческому аспекту и оценке общества по формуле «хорошо - плохо, справедливо или нет, морально - аморально». И. Кант эту дихотомию сформулировал так: «Суть этического вопроса - в поиске добра и правды, что шире, чем мораль, нравственные устои и гражданская честность» [7. С. 30]. Речь идет о безусловности требования, о поступках и действиях, не могущих, а должных быть в случае необходимости выбора.

А. Рих считает, что «...Основной вопрос этики таит в себе опасность, поскольку он революционен по своей сути» [5. С. 31]. Не случайно Сократа, которому впервые раскрылся его смысл, сограждане приговорили к смертной казни как бунтаря и ниспровергателя. Однако тот же Сократ, понимая всю несправедливость приговора, отвергает предложение своего друга Критона сбежать из тюрьмы, руководствуясь своим высшим правом на жизнь и справедливость. Он подчиняется приговору (по закону), ибо считает, что закон является основой государства и провозглашает: «Кому понравилось бы государство без законов?». Именно в законах выражаются признанные этические представления, нормы поведения и право.

Рассуждения автора «Хозяйственной этики» А. Риха интересны еще и потому, что он, прежде чем затронуть проблемы хозяйства, углубился в основы этики, рассмотрел три основных фундаментальных ее направления: дескриптивная этика, нормативная этика и метаэтика. Не идеализируя положение вещей, А. Рих отмечает, что «...безусловные этические требования трудно соотносятся с реальной действительностью и нередко в конкретных случаях ставят в тупик» [5. С. 41]. Это не означает, что в основе всей хозяйственной деятельности человека разумного должно стоять что-то иное нежели добро, справедливость, здравый смысл, традиции и этические нормы поведения, сформированные веками. И в этом он абсолютно прав.

По сути, когда мы говорим о вопросах экономики, решении социальных проблем населения, хозяйственном развитии, о будущем страны или региона, города или человека, мы говорим об ответственности. И в этой связи неразрывными становятся

понятия «этика» и «ответственность». Решения, принимаемые в целях развития, будь то предприятие или город, возлагают ответственность за предполагаемые последствия для этих объектов, для конкретного человека, для общества.

М. Вебер назвал принятие на себя ответственности за предполагаемые последствия совершаемых действий этикой ответственности. Столкнувшись с проблемами этического в упомянутых сферах, он доказывал, что тот, кто вынужден принимать важные, затрагивающие множество судеб решения в политике и экономике, всегда будет чувствовать себя обязанным не только оставаться честным и справедливым в намерениях, но взвешивать все возможные последствия предпринимаемых действий [8. С. 49]

Нас в данной работе интересуют не столько различия и общее между важнейшими типами этики (эмпирическая этика, этика норм или принципов, казуистическая этика, ситуационная этика, этика убеждений, этика ответственности), сколько то значение, которое придается в науке понятию ответственности в хозяйственной, экономической деятельности и ее последствиях. Это тем более важно, если учитывать, что любая подобная деятельность отражается на человеке. Важно, чтобы она строилась на строгом соблюдении правовых и этических норм. «Нормативное, прежде всего в области политики и экономики, должно определяться ответственным предвидением и оценкой последствий...» [8. С. 50]

Даже в ситуациях, когда человек поставлен перед сложным выбором добра и зла, морали и вынужденных поступков, само человеческое бытие - это этический феномен, внутренним двигателем которого должно быть добро.

Справедливость, добро, этика, ответственность, полезность действий - вот те нравственные понятия, которые должны лежать в основе хозяйственной деятельности человека. На этих концептуальных установках происходит формирование нового направления экономических наук - социоэкономики. Основателем его принято считать профессора социологии университета им. Дж. Вашингтона А. Этциони [9].

Социоэкономика исходит из того, что индивидуальный выбор агентов (акторов, индивидов, субъектов) на рынке формируется под воздействием не только рационального личного интереса, стремления к максимизации выгоды (прибыли), но и морально-этических ограничений, социальных обязательств и ожиданий (социального порядка), веры, эмоций, знаний, нравственных ценностей и др. Ценностные ориентации экономических акторов, принимаемые ими культурные и моральные нормы ограничивают спектр выбора как целей, так и средств их достижения [10]. Пространственно-временной анализ социоэкономики, выявление ее региональной компоненты и специфики имеет не только важное теоретико-методологическое, но и практическое значение [11]. В первую очередь это относится к выработке стратегии совершенствования (модернизации) экономической, в том числе региональной (городской) политики, направленной на оптимизацию внутренних ресурсов региона (города) для ускорения темпов экономического роста, улучшения социальной обстановки на территории [12].

Задача национальной важности - вернуть в российскую систему ценностей жизнедеятельности культ ума, интеллигентности, творчества, солидарности, благородства, которые являются и императивами социоэкономики.

Сложный, неординарно думающий индивид, человек с новым мышлением, со сложившимися экономическими и нравственными установками - самый эффективный актив (ресурс) новой экономики.

Источники

1. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. 2-е изд., испр. Челябинск : Социум, 2005.

2. Булгаков С. Н. Соч. : в 2 т. М., 1993. Т. 2.

3. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М. : Наука, 2003.

4. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М. : Наука, 1980.

5. Рих А. Хозяйственная этика / отв. ред. В. В. Сапов; пер. с нем. Е. М. Довгань. М. :

Посев, 1996.

6. Аристотель. Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1984. Т. 4.

7. Кант И. Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1963-1966. Т. 4. Ч. 2.

8. Вебер М. Политика как проявление и профессия // Вебер М. Избр. произв. М. : Прогресс, 1990.

9. Этциони А. Социоэкономика: дальнейшие шаги // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1.

10. Шабанова М. А. Социоэкономика: от парадигмы к новой науке // Общественные науки и современность. 2006. № 1.

11. Анимица Е. Г., Сухих В. А. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2007.

12. Силин Я. П. Город и политика: проблемы формирования и развития / под ред. Е. Г. Анимицы. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.