а)
б)
Рис. 3. Расписные коробочки в стиле северных росписей, автор А. Бородина: а) «Деревня», 2003 год, б) «Масленица», 2006год (фото автора)
памяти и созданию гармоничного жизненного пространства (рис. 3).
Декоративно-прикладное народное искусство как истинно русское традиционное искусство в настоящее время вызывает повышенное внимание и является не только объектом наци-
ональном истории, но продолжает свое развитие как элемент мировой культуры.
В многообразии стилей народное декоративное искусство занимает заметное место в жизни, деятельности и духовно-эстетическом мышлении современного человека XXI века.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М.: Эксмо, 2006. 608 с.
2. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2006. 556 с.
3. Бычков В.В. Маньковская Н.Б. Иванов В.В. Триалог: Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФ РАН, 2007. 239 с.
4. ГубаревВ. Секретный атом. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 464 с.
5. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности, СПб., Алетейа, 2009, 232 с.
6. Нечаева, Н.А. Эстетическая теория модерна в России: Дис... к-та философ. Наук. СПб., 2007. 149 с.
7. Пермиловская А.Б.: Семантика крестьянского дома в культуре Русского Севера: XIX — нач. XX века: Дис. к-та культурологи. СПб., 2004. 177 с.
8. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материалах балканских загадок) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Т. 10. С. 65—85. Этика — философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер).
УДК 008
| ЭТИКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Шиповская Людмила Павловна, доктор философских наук, профессор,
Ship8@rambler.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Every man has his own ideas about themselves, their life experiences and their potential impact on the surrounding world. Eternal and one of the main guiding of the development of relations between people is ethics. Institutionalized rule or a mandatory order, which expresses a view of man, of justice and injustice, fidelity or infidelity ofdeeds of people have a decisive influence on the formulation of a person's own values.
Everyone deserves respect and fairness. Different cultures give it different weight, but all of them recognize value of the separate human being.
У каждого человека собственное представление о себе, свой жизненный опыт и свои возможности воздействия на окружающий мир. Вечной и одной из главных направляющих развитие отношений между людьми является этика. Узаконенное правило или обязательный порядок, в котором выражено представление человека, о справедливости и несправедливости, верности или неверности поступков людей решающим образом влияют на формулирование человеком собственных ценностей. Каждый человек заслуживает уважения и справедливости. Разные культуры придают этому разный вес, но все они признают ценность отдельного человеческого существа.
Keywords: identity, moral category, conscience, shame, morality, duty, professional ethics
Ключевые слова: личность, моральная категория, совесть, стыд, нравственность, долг, профессиональная этика
Этика — философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер).
Этика имеет долгую историю. В V веке до нашей эры Сократ, задавая вопрос «Каким должно быть человеку?», связывал этику с моральными качествами и характером личности. Предметом этики лучше всего считать критическое изучение моральной мысли и практики. Платон отвечал на этический вопрос «Каким должно быть человеку?» утверждением, что хорошим человеком является тот, который в мыслях своих следует «форме», идее блага и направляется ею. Платон сравнивает жизнь большинства людей с жизнью людей в темной пещере. Они скованы, смотрят только на одну стену, свет на стену попадает от фонаря, находящегося сзади этих людей. А тени, раскачивающиеся на этой стене, принимаются ими за реальность. Платон высказывает мысль, что если люди отвернутся от стены и теней и додумаются сбежать из пещеры, то они могут надеяться увидеть свет подлинной реальности [5. С. 143].
Постройки, люди, животные, продукты питания, все вещи повседневного быта есть просто видимость. Платон верит в то, что истинной реальностью располагает только мир идей или форм, вызывающий эту видимость.
Вещественный мир, который нас окружает, который мы познаем своим разумом, является, согласно Платону, лишь «тенью» и содеян от мира идей. По учению Платона, физический мир, который мы воспринимаем с помощью чувств,— это не мир истинно сущего: все явления и предметы материального мира пре-
ходящи, непрерывно возникают, изменяются и гибнут. Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, постоянен и вечен,— считал Платон. Мир его идей, как считали другие, бытует только в уме человека. Мир этот имеет мало общего с миром, из которого эти идеи и произошли, и все, что описывает Платон,— это идея мира, а не мир сам по себе. В этом смысл этики Платона.
Все, что мы можем воспринять, пребывая в этом неустойчивом и непостоянном мире,— это не мир истинно сущего. Лишь с помощью разума можно познать природу великой общей идеи Добра. Неподдельно нравственным по Платону, является духовное просветление, а не придуманные правила поведения человека.
Аристотель предложил прагматичный подход, в отличие от Платона: «формами» он считал способы бытия окружающих нас творений, а совершенной формой для человека является та, которая наиболее подходит для разумных смертных существ [5. С. 524]. Согласно Аристотелю, качества, делающие нас людьми, проявляются в нашем мышлении, общении друг с другом и наших функциях как членов естественного порядка. Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях.
Самым первым курсом о нравственной деятельности и добродетелях была «Никомахова этика» Аристотеля, которая и сегодня остается одной из лучших систематизаций этики. Цель этики — не знания, а поступки. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. Спрятаться за этику нельзя, на нее можно опереться. Фома Аквинский и ряд других христианских моралистов допол-
няли теорию Аристотеля доктриной, гласившей, что идеал человеческого функционирования — это путь, к которому мы предназначены по замыслу Творца. Таким образом, как и в аристотелевской традиции, мы получаем возможность исследовать, что такое человеческое совершенство или благополучие, для того чтобы узнать, как мы должны поступать. Взгляды Аристотеля, впрочем, совместимы с разными теориями о природе человека и ее происхождении, включая эволюционную. Фактически Аристотель и Гиппократ, которого считают создателем первого этического кодекса в медицине, придерживались методологии, согласно которой надо начинать с наблюдений за реальным миром, в котором мы живем, а не с теории о жизни, вселенной и всем прочем.
Скачок от Аристотеля к Дэвиду Юму приводит нас к натуралистической теории. Для Юма заслуживающим подражания был образ жизни честного, добропорядочного и рассудительного джентльмена XVIII столетия. Такие люди действуют на основе своих моральных чувств, уважая и более широкие взгляды на нормы морали, чем их собственные. Однако для Юма было очевидно, что мораль, поскольку она зависит от чувств порядочных людей, по сути своей определяется эмоциями.
В современных версиях этики вопрос смещается с обсуждения характера на поведение «Как следует поступать?» Наиболее прямой ответ на этот вопрос содержится в кантианских теориях: следует выполнять свой долг. Собственно, это упрощенная версия ответа самого Канта, который гласит: следует действовать таким образом, чтобы в сообществе людей, каждый из которых будет действовать тем же самым образом, каждый человек направлял жизнь в соответствии с требованиями разума, и жизнь всех становилась бы лучше. В этике Кант был занят поисками общезначимых законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей независящих от смены общественных состояний, прогресса и т. д.
Как существо нравственное человек повинуется только нравственному долгу. Кант формулирует нравственный долг в форме нравственного закона, или нравственного правила, определяющего форму морального поступка — правило личного поведения каждого человека могло стать правилом поведения для всех.
Для Канта основным в этике было найти всеобщую форму нравственного поведения лю-
дей, которая бы исключала саму возможность безнравственных поступков. Поступки — это основа или стержень нравственности, совершаемые человеком лишь во имя нравственного долга, а не для достижения каких-то других целей (например, из-за страха, ради корыстных целей, например, выгоды или чтобы выглядеть «хорошим» в глазах других людей и т. п.).
Кант считал любовь и уважение главными составляющими людей в отношении друг к другу, а участливость он принимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Совести Кант придавал существенное значение как «нравственного судилища». Основная добродетель по Канту — человеколюбие. Этическое учение И. Канта устремляет человека и общество на правильные поступки, формирование человеческих ценностей, а также на недопустимость пренебрежения ценностями моральных норм человека ради собственных интересов. Этика Канта определяет основным акцентом права и обязанности, каковые считаются абсолютными и взаимодополняющими категориями. При попытке составить практическое руководство, регулирующее поведение членов сообщества, некоторые из этих прав и обязанностей возникают, но они редко выступают в качестве абсолютных. Такую концепцию прав можно подвергать критике на том основании, что она есть сугубо социальное творение.
Утверждение о том, что у нас есть право на свободу выражения или свободу вероисповедания, представляется не подлежащим сомнению, хотя само по себе оно и не может быть решающим аргументом. Однако степень, до которой эти права оправдывают наши действия, может вызвать яростные споры, скажем, в таких областях, как порнография. Признание права или обязанности может служить отправной точкой для моральной дискуссии, но редко способствует разрешению действительной моральной проблемы.
Термин «мораль» появился в IV веке н. э. в латинском языке как прямой аналог греческого термина «этика». Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин
«нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность) [4. С. 64]
Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Своеобразие этики состоит еще и в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т. е. отражает в виде этических теорий и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Этика не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой жизни, определяя, на что она должна быть направлена, поэтому этику надо изучать не только для того, чтобы знать мораль, но и для того, чтобы стать моральным. Нравственные образцы поведения вырабатываются с детства и постепенно становятся неотъемлемой частью сознания и поведения человека.
Проблемы, возникающие в кодексе поведения в связи с чрезмерным акцентом на «правах», а также в связи с такими социальными ценностями, как утилитарная выгода, побуждают нас заново вернуться к вопросу о характере человека.
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь у человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение между людьми — важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны производственная деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению.
Характер человека, прежде всего, важен с точки зрения морали, и тот, кто обладает
такими добродетелями, как доброта, великодушие, уважение к другим, честность и сочувствие, может служить образцом морального поведения. Человек может облегчить себе общение и затруднить его или даже сделать общение невозможным. Это зависит от понимания этических норм, ценностей и интересов человека. У каждого человека собственное представление о себе, свои жизненный опыт и возможности воздействия на окружающий мир.
Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень глубокого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с историческим будущим человечества.
Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна, это определяется потребностью и заинтересованностью общества в морали и значением, придаваемым ей как форме общественного сознания. Вопрос о происхождении морали всегда был основной проблемой этики. Он обычно ставился и рассматривался в истории этических учений в связи с образованием представлений морального сознания о должном или мере нравственной оценки.
В истории этики существуют два типа учения. Первый тип учения содержит теории, выводящие нравственные требования из наличной действительности человеческого бытия, теории, рассматривающие как самоочевидное, внеисторическое основание морали, которое содержит в себе элементы материализма — природных потребностей или стремлений людей, врожденных чувств или каких-либо фактов их жизни (Аристотель, Спиноза, Гоббс, Фейербах, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм и др.)
Второй тип учения считает основанием морали некоторое безусловное и внеисториче-ское начало, внешнее бытию человека.
Особо следует выделить в истории этики концепции морали, основанные на беспрекословном подчинении, то есть имеющие одно основание — некий авторитет — божественный или личный.
Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Поэтому личность — это моральная категория. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность
личности. Моральность личности отличается от ее нравственности.
То того, насколько правильно человек осознает общие моральные принципы и идеалы данного общества, зависит его нравственный авторитет, определяющийся также собственной способностью воспринимать и реализо-вывать общественные требования, независимо принимать решения, формировать для себя правила жизни и оценивать происходящее.
Однако точное определение общего начала морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов. Моральный поступок человека всегда должен оцениваться как целостный акт, единство цели и ее осуществления, помысла и свершения.
Разница между моральностью и нравственностью отчетливо проявляется во всевозможных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей.
Моральность — ориентация на частные, исторические конкретные оценки поведения других и сообщества. Нравственность — ориентация на самостоятельно принятые человеком абсолютные принципы и ценности.
Осознание человеком нарушения норм морали, неадекватности своих поступков и поведения, принятых в конкретном социуме и разделяемым им самим, переживается в эмоции стыда. Стыд — неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение самим себя. Стыд — это всегда страх быть осужденным окружающими людьми. Формулировка «мне стыдно» имеет в виду обязательно кого-то другого — авторитетное лицо или группу лиц.
Совесть, в отличие от стыда, представляет собой способность человека выполнять нравственный самоконтроль. Совесть позволяет личности самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и вырабатывать самооценку совершаемых им поступков. Еще И. Кант считал совесть «нравственным судилищем». Понятие «совесть» мы соединяем со значительным уровнем духовного развития человека — с его индивидуальностью.
Понятие кодекса чести как совокупности норм и правил межличностных отношений тесно связано с этикой. Кодекс чести — это конкретный, установленный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, судьи, прокурора, следователя и т. д.
Действовать самостоятельно и ответственно, способность отстоять свою позицию является достоинством личности, что составляет важную характеристику жизни человека среди людей.
Вечной и одной из главных направляющих развитие отношений между людьми является этика. Узаконенное правило или обязательный порядок, в котором выражено представление человека о справедливости и несправедливости, верности или неверности поступков людей решающим образом влияют на формулирование человеком собственных ценностей. Каждый человек заслуживает уважения и справедливости. Разные культуры придают этому разный вес, но все они признают ценность отдельного человеческого существа.
Составная часть этики — нормативная этика, которая является, в сущности, теоретическим развитием и дополнением морального сознания личности, общества или класса. Множество моральных учений и этических теорий, определявшихся в истории, в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. Однако и проблемы, и способы их решения были разными. Через нормативную этику этическая теория пересекается с моралью как формой общественного сознания. Мораль получает в нормативной этике свое продолжение и завершение. В частности, она дает более строгую формулировку и систематизацию принципов, стихийно складывающихся в моральном сознании общества, оттачивает аргументацию морального рассуждения, создает образы, идеально воплощающие человеческий смысл данной моральной системы.
Направление в современной философии морали, утверждающее, что в моральном выборе человек исходит не из определенных моральных принципов, норм, оценок, а лишь из факторов конкретной ситуации, уникальность которой определяет ценность выбора, именуется ситуационной этикой. Таким образом, выбор человека лишается объективного критерия, его нельзя оценить в категориях добра и зла, ибо последние также лишены объективного содержания и характеризуются лишь тем, в какой мере они связаны с бесконечным процессом изменяющихся обстоятельств. При таком подходе мораль освобождается от принципа всеобщности, необходимости, превращаясь в царство абсолютной свободы. Ситуационный
подход в этике свойствен прагматизму, экзистенциализму, а с 40 годов XX века становится одним из течений в рамках теологической этики (Э. Бруннер, П. Тиллих, Р. Нибур, Д. Бонхо-фер, Г. Кауфман, Дж. Густафсон и др.).
Свой вариант ситуационной этики выдвинул в 70 годах ХХ века американский теолог, профессор медицинской и социальной этики Дж. Флетчер в работах «Ситуационная этика», «Моральная ответственность», «Этика генетического контроля» и др., противопоставив его легалистским системам этики с их кодифицированными требованиями к поведению людей. Именно эти этические системы, по его мнению, повинны в углублении морального кризиса в современном обществе, распространении конформизма, потому что они побуждают человека следовать раз и навсегда установленным моральным принципам и нормам, вместо того, чтобы приспосабливать их к требованиям постоянно развивающейся действительности.
По Флетчеру, этика тогда действенна, когда освобождает мораль от жестких кредо и кодексов. Подчиняя выбор человека данному моменту, ситуационная этика лишает его критического отношения к обстоятельствам, возможности предвидеть будущее и своими действиями приближать его осуществление. Пытаясь найти компромисс между этическим релятивизмом, воплощенным в прагматизме Джона Дьюи, и идеями традиционной христианской морали, Флетчер выдвигает любовь в качестве абсолютной нормы для выбора поступка, абстрактного принципа, определяющего все блага личности, их справедливое распределение, равенство и общность людей. Это приводит Флетчера к этическому догматизму, против чего, казалось бы, направлен весь пафос его же концепции. Любовь предстает в ней, как в свое время у Л. Фейербаха, «чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей практической жизни.» [6. С. 298]. Попытки Флетчера отождествить любовь с понятием справедливости или связать ее с принципом утилитаризма, согласно которому любовь должна производить как можно больше добра для большего количества людей, остаются противоречивыми [7. С. 447].
Профессиональная этика (или профессиональная мораль) — так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляют-
ся оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или всего общества, существуют специфические нормы поведения для профессиональной деятельности, однако в каждой профессиональной деятельности есть свои дополнительные требования. Возникновение и развитие таких норм, соответствующей мотивации и оценок представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии профессиональной деятельности. Существенна роль профессиональной этики в обеспечении преемственности нравственно-культурного развития общества: при смене эпох, формаций, регулятивных комплексов, когда вследствие роста социальной напряженности слабеет непреклонная сила простых нравственных заповедей, кодексы профессиональной этики своей определенностью задают устойчивый порядок нравственной жизни людей. Однако кодексы испытывают деформирующее влияние экономического и социального отчуждения, что ведет к обособлению профессиональной «элиты» от массы рядовых специалистов, противопоставлению интересов одних профессий другим, к социальной деградации профессиональной деятельности, своекорыстному использованию знаний и власти специалистов. Низкий уровень профессиональной этики является одним из самых разрушительных и долговременных следствий необоснованных экспериментов в экономике, застойности социально-культурной жизни. Выделяют, как правило, профессиональную этику тех видов специализированной деятельности, в которых объектом труда оказывается непосредственно человек, в этих видах деятельности формируются специальные моральные кодексы. Они связаны с выполнением определенных специфических общественных функций (например, в медицинской, воинской и милицейской службах, спорте, сфере деятельности общественно-политических организаций).
Норма медицинской этики выражена в отрицательной форме — «не навреди». Со времен
Гиппократа выработано представление о гуманном назначении труда врачевателя, который обязан руководствоваться в своих действиях соображениями сохранения и укрепления телесного и духовного здоровья пациентов, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях — с собственной безопасностью. К компетенции медицинской этики относятся принятие ответственности за разумный риск в освоении новых методов лечения болезней, коллективные (вместе с больными, его близкими, коллегами, медицинской общественностью, культурными кругами) решения по таким сложным вопросам, как границы сохранения врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов, допустимость генетического контроля, экспериментирование на больных, искусственное оплодотворение и имплантация, эвтаназия и т. п.
Этика профессиональная возникла как проявление повседневного морального сознания, а затем уже формировалась на основе обобщения допустимых вариантов нравственного поведения представителей разных профессиональных групп. Такие обобщения хранились в писаных и неписаных кодексах поведения, сохранялись в форме теоретических выводов.
Это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. В становлении и усвоении норм профессиональной этики важную роль играет общественное мнение. Общепризнанными нормы профессиональной этики становятся не сразу, потому что это связано с борьбой мнений. Традиции различных видов деятельности оказывают существенную роль на взаимосвязь общественного сознания и профессиональной этики. Это свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Наиболее общим принципом, например, правовой этики можно считать признание самоценности человека, тогда как закон и его применение представляют лишь инструментальную ценность. Профессиональная этика инженерно-технических работников стала формироваться со времени первой промышленной революции. Ее развитие получило мощный импульс в условиях современной научно-технической революции. Прежде всего, профессиональная этика требует от инже-
нерно-технических работников содействия в установлении негативных последствий технологической практики, наносящей ущерб природе (отношение к природе), приводящей к истощению ее ресурсов, ухудшению качества окружающей среды.
Профессиональная этика в сфере науки строит свои требования на исключительно высокой оценке роли науки в жизни общества, сохранении и развитии культуры, необходимости отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, а не во зло им. Профессиональная этика журналиста, писателя, художника, композитора, театрального деятеля, работника кино, телевидения и радио фиксирует особую роль художественной интеллигенции в нравственной жизни общества и требует от работников культуры правдивого отображения действительности, гражданской принципиальности. Гуманистическими аспектами наполнена педагогическая этика. Она регулирует поведение воспитателя, учителя.
Профессиональная этика всех видов специализированной деятельности проявляется в сосредоточении внимания на оценке поступков человека, возложении ответственности последствий на субъекта поступка (авиадиспетчер, хирург и др.). Этика не просто аксиологична по самой сути, но и доктриально-нормативна, в силу чего не может быть предполагающей принципиально внеоценочной рядоположенно-сти и практической реализации сосуществования различных поведенческих стратегий.
История этики на всем своем протяжении демонстрирует настойчивые попытки консти-туирования системы общечеловеческих нравственных ценностей.
Современное государство с помощью средств массовой информации, рекламы, образования стремится вывести такую породу человека, который бы ни над чем серьезно не задумывался, был послушным винтиком в отлаженной системе общественных связей. В работе «Философия хозяйства» С.Н. Булгаков писал: «Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом. Идеал в этом смысле — превращение человека в животное» [8. С. 282]. Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение. Большое значение для
превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет труд, воспитание и образование. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. «Опасное дело,— писал французскийфило-соф Блез Паскаль,— убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее — не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно — рассказать ему и о той его стороне, и о другой» [9. С. 12].
Мораль формулирует основания, по которым люди могут оценивать свои поступки, себя и друг друга. По этим основаниям мужественный человек выше, чем трус, щедрый человек выше, чем скупой, самоотверженный человек выше, чем себялюбец.
Социальные системы имеют собственные критерии, определяющие ценность индивидов. Сейчас мы вступили в эпоху постмодернизма, одна из особенностей которой — стирание различий между «высокой» и «массовой» культурой. Распространение репродуктивной техники дало возможность беспрепятственно тиражировать на конфетных обертках, пластиковых пакетах известные живописные произведения, музыкальные сочинения классиков стремительно упрощаются. Все это бесконечно тиражируется и становится достоянием миллионов (к примеру, «Турецкий марш» Моцарта вместо звонка в сотовых телефонах). При таком подходе или «демократизации» классического наследия мирового искусства, его ценност-
ность нивелируется, и наоборот, творения так называемых низких жанров (детектив, триллер) приобретают черты «высокой» литературы [10. С. 33].
Серьезную роль в понижении уровня моральной культуры играют средства массовой информации, пропагандирующие ложь, насилие, лицемерие и создающие иллюзорный мир, в котором живут люди, имеющие всего несколько потребностей (пепси, пиво, футбол и жевательная резинка «Дирол» или «Орбит»).
Федор Михайлович Достоевский видел в человеке не величие, а сложность. Человек — это тайна, которую надо все время проявлять, анализировать, «сложен всякий человек и глубок как море, особенно современный нервный человек» [11. С. 417]. По Достоевскому, есть две формы выражения человека: богочеловеческая и человекобожеская. Человек есть постольку, поскольку он есть образ Божий. А если человек сам считает себя Богом, ставит себя на место Бога, полагает, будто он венец Вселенной и ему все дозволено — перекраивать мир, переписывать историю, навязывать свои порядки,— то это в человеке торжествует не божественное, а дьявольское, злое начало [11. С. 400].
Законы морали — это не законы математики или физики, их незнание или сознательное игнорирование, пренебрежительное отношение к ним убивают в человеке его человеческие качества, превращают в послушное животное, автомат, которым можно легко манипулировать и использовать для совершения любых преступлений. Только творческий человек, изживающий в себе животное злобное начало, способен к нравственному образу жизни [2. С. 27]. Никакие внешние влияния автоматически ничего не изменяют во внутреннем мире человека.
Литература
БотавинаР.Н. Этика деловых отношений. М.: Финансы и статистика, 2005. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. М., 2007. С. 27. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. М., 2005. Титаренко А.И. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983. Таранов П. Философия сорока пяти поколений. М., 2003. С. 147, 164, 524. Маркс К., Энгельс Ф.М., 1999. Т. 21.
Словарь по этике / Под ред. А.А. Гуссейнова, И.С. Кона, 6-е изд., М., 1989. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. Паскаль Б. Мысли. М., 1995.
10. Кнабе Г. С. Диалектика повседневности // Материалы к лекциям по общей теории и культуры античного мира. М., 1993.
11. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради. 1860—1881 // Литературное наследство. Т. 83. М., 1971. С. 417.