Научная статья на тему 'Этика делового общения как неотъемлемая часть переговоров'

Этика делового общения как неотъемлемая часть переговоров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1730
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этические нормы / деловые переговоры / позиционный торг / профессиональная этика / «золотое» правило нравственности. / ethical norms / business negotiations / position bargaining / professional ethics / «golden» rule of morality.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щукина А. С., Стукова Ю. Е.

Деловое общение плотно вошло в нашу жизнь. Этические нормы – основа концепций деловых отношений. Любая коммуникация в деловой сфере не может нормально функционировать без соблюдения делового регламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS OF BUSINESS COMMUNICATION AS AN INTEGRAL PART OF THE NEGOTIATIONS

Business communication tightly entered our lives. Ethical standards – the basis of the concepts of business relationships. Any communication in the business sphere cannot function normally without observing the business regulations.

Текст научной работы на тему «Этика делового общения как неотъемлемая часть переговоров»

<<эд1шадта-^©угм&1>>#м!1:ш1]9 / social communications_33

УДК: 005.962.15

SOCIAL COMMUNICATIONS

Щукина А.С., Стукова Ю.Е.

Кубанский Государственный Аграрный Университет имени И. Т. Трубилина (г. Краснодар) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10315 ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПЕРЕГОВОРОВ

Schukina A.S., Stukova Yu.E.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Krasnodar) ETHICS OF BUSINESS COMMUNICATION AS AN INTEGRAL PART OF THE NEGOTIATIONS

Аннотация.

Деловое общение плотно вошло в нашу жизнь. Этические нормы - основа концепций деловых отношений. Любая коммуникация в деловой сфере не может нормально функционировать без соблюдения делового регламента.

Abstract.

Business communication tightly entered our lives. Ethical standards - the basis of the concepts of business relationships. Any communication in the business sphere cannot function normally without observing the business regulations.

Ключевые Слова: этические нормы, деловые переговоры, позиционный торг, профессиональная этика, «золотое» правило нравственности.

Keywords: ethical norms, business negotiations, position bargaining, professional ethics, «golden» rule of morality.

Сам термин «деловые переговоры» актуален в наши дни в силу неотъемлемого присутствия переговоров в жизни каждого человека. Успех деловых отношений зависит не только от хорошего изучения обсуждаемого предмета, но и от всеобъемлющего владения техникой ведения деловых переговоров. Определение этики делового общения выглядит следующим образом: профессиональная этика - это комплекс правил и норм, обеспечивающих благоприятное взаимодействие людей в процессе их производственной деятельности, позволяющий выжить трудовому коллективу на рынке труда и гармонично строить отношения с окружающим миром. Общие нормы этики входят в деловую этику, но носят конкретизирующий характер. К примеру, «золотое правило нравственности», которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» [1], в деловой этике представляется в трех видах:

1. «Если вы начальник, относитесь к своим подчиненным так, как бы вы хотели, чтобы к вам относился руководитель». Не следует допускать критику отдельного человека в присутствии всего коллектива. Необходимо спокойно оценивать ситуацию или использовать «закон бутерброда». Как говорил Д. Карнеги: «Для начала делается комплимент, потом указывается недостаток, а затем говорится, что начальник верит в грядущие успехи сотрудника».

2. «Если вы подчиненный, относитесь к руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились нижестоящие работники». Чтобы во время вашего выступления вас не перебивали - не

делайте этого сами. Для того, чтобы ваши подчиненные работали целеустремленно, производили качественную продукцию, были доброжелательны, исполнительны, станьте их примером.

3. Если вы сотрудник предприятия, «относитесь к своим напарникам по работе так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам». Например, при болезни вашего сослуживца, не стоит отказываться от просьбы заменить его, ведь вы сами можете оказаться на его месте.

Сегодня существует две стратегии переговоров: позиционный торг и сами переговоры, основанные на учете предпочтений каждого участника. Альтернатива выбора одной из них основывается на самой ситуации, в которой проводятся переговоры. Позиционный торг - политика ведения переговоров, где стороны нацелены на конфронтацию и ведут спор, в ходе которого пытаются добиться и заявить о своей позиции.

В свою очередь переговоры на основе обоюдного учета предпочтений представлены в виде реализации партнерского подхода. Данная стратегия подразумевает взаимное желание сторон в выработке общего решения, удовлетворяющего предпочтения каждого участника. Переговоры на основе взаимного учета интересов предпочтительнее, так как ни у одной из сторон нет преимуществ, и участники переговоров анализируют достигнутые договоренности как объективное и наиболее приемлемое решение проблемы [2].

Для поддержания хороших отношений в деловой беседе необходимо сохранять положительное представление о себе в течении всей беседы.

SOCIAL COMMUNICATЮNS / «Ш^Ш(Ш1УМ~ЛШ®Ма1>#Щ11)),2(0]9

34_

Например, задавая вопросы, надо следить, чтобы разговор не превратился в допрос, нельзя быть бесцеремонным. Во время беседы хорошо периодически делать комплименты деловому партнеру. Комплимент - это оценка реальных достоинств человека и знак хорошего отношения к нему. Культурный человек не пытается специально сделать комплименты в лоб, он делает это косвенно, но в таком случае требуется большое воображение и творческая мысль.

В основе этики делового общения лежит множество правил морали и общепринятых норм поведения, усиливающих основной смысл деловых отношений. Значение данных общепринятых мер -усиление обоюдного доверия, непрерывная подача сотрудникам информации о своих намерениях, искажение данных и введение сотрудника в заблуждение. Для поддержания делового общения созданы профессиональные кодексы чести предпринимателя, банкира и т.п.

Само понятие этики делового общения затрагивает не только социальную ответственность руководителей организаций, но и рассматривает широкий круг вопросов, имеющих отношение к целям и средствам ведения бизнеса. Сторонники делового прагматизма порой применяют незаконные методы для достижения своих целей, например, взятки, подкуп и т.д. Но кроме этого и сами цели делового общения имеют все шансы носить неэтический характер. Причем общение со стороны может выглядеть неэтичным не из-за противозаконности, а из-за

несовместимости целей делового общения с нормами нравственности. Примером может стать заключение сделок, контрактов на постройку предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Таким образом, в использовании навыков делового общения в трудовом коллективе важным компонентом является взаимосвязь с товарами и услугами, а также гарантия качества. Также необходим баланс между умением управлять людьми и способностью производить продукты. Как отмечал швейцарский ученый Артур Рих: «не может быть правильным то, что несправедливо в отношении к другому человеку, также как не может быть справедливым и то, что не учитывает потребности экономики» [3].

Список литературы

1. Лавриенко В.Н. Психология и этика делового общения: учеб. / В.Н. Лавриенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.

2. Понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС. «Золотое правило нравственности (НФЭ, 2010)». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/10616

3. Studme.org. Этика бизнеса. «Историческое развитие представлений о роли нравственности в экономических отношениях». - 2019г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https :/ММте.о^172202064692/etika_i_estetika/etik а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.