Научная статья на тему 'Этическое воспитание как важнейший компонент образовательных программ для специалистов правоохранительных органов'

Этическое воспитание как важнейший компонент образовательных программ для специалистов правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
полиция / представитель власти / правопорядок / полицейская этика / нравственное воспитание / police / government representative / law and order / police ethics / moral education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рунаев Роман Юрьевич, Казип Эвелина Витальевна

В статье рассматривается важность полицейской этики и добросовестности в современной правоохранительной деятельности. В настоящей работе представлена попытка определить сущность полицейской этики, причины ее относительной неразвитости и пути ее развития. Отображенный в статье профессионально-этический стандарт служебного поведения российского правоохранителя дает возможность понять параметры применения морально-этических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности сотрудника полиции. В завершение делается вывод о том, что полицейская этика имеет решающее значение для профессионализации полиции и является лучшим средством профилактики коррупции в полиции, жестокости, пренебрежения правами человека и иных форм девиантного поведения полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рунаев Роман Юрьевич, Казип Эвелина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical Education as an Essential Component of Educational Programs for Law Enforcement Specialists

The article discusses the importance of police ethics and integrity in modern law enforcement. This paper presents an attempt to determine the essence of police ethics, the reasons for its relative underdevelopment and the ways of its development. The professional and ethical standard of official behavior of a Russian law enforcement officer reflected in the article makes it possible to understand the parameters of the application of moral and ethical knowledge in the daily life and professional activities of a police officer. In conclusion, it is concluded that police ethics is crucial for the professionalization of the police and are the best means of preventing police corruption, brutality, disregard for human rights and other forms of deviant behavior of police officers.

Текст научной работы на тему «Этическое воспитание как важнейший компонент образовательных программ для специалистов правоохранительных органов»

Этическое воспитание как важнейший компонент образовательных программ для специалистов правоохранительных органов

РУНАЕВ РОМАН ЮРЬЕВИЧ,

доцент кафедры философии, кандидат философских наук Волгоградская академия МВД России Российская Федерация, 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д.130

КАЗИП ЭВЕЛИНА ВИТАЛЬЕВНА,

курсант факультета подготовки следователей Волгоградская академия МВД России Российская Федерация, 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 130

Ethical Education as an Essential Component of Educational Programs for Law Enforcement Specialists

RUNAEV ROMAN YURIEVICH,

Associate Professor of the Department of Philosophy, Candidate of Philosophical Sciences Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 400075, Volgograd, Istoricheskaya St., 130

KAZIP EVELINA VITALIEVNA,

Cadet of the Faculty of Training Investigators Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 400075, Volgograd, Istoricheskaya St., 130

УДК 174

Аннотация. В статье рассматривается важность полицейской этики и добросовестности в современной правоохранительной деятельности. В настоящей работе представлена попытка определить сущность полицейской этики, причины ее относительной неразвитости и пути ее развития. Отображенный в статье профессионально-этический стандарт служебного поведения российского правоохранителя дает возможность понять параметры применения морально-этических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности сотрудника полиции. В завершение делается вывод о том, что полицейская этика имеет решающее значение для профессионализации полиции и является лучшим средством профилактики коррупции в полиции, жестокости, пренебрежения правами человека и иных форм девиантного поведения полицейских.

Annotation. The article discusses the importance of police ethics and integrity in modern law enforcement. This paper presents an attempt to determine the essence of police ethics, the reasons for its relative underdevelopment and the ways of its development. The professional and ethical standard of official behavior of a Russian law enforcement officer reflected in the article makes it possible to understand the parameters of the application of moral and ethical knowledge in the daily life and professional activities of a police officer. In conclusion, it is concluded that police ethics is crucial for the professionalization of the police and are the best means of preventing police corruption, brutality, disregard for human rights and other forms of deviant behavior of police officers.

Ключевые слова и словосочетания: полиция; представитель власти; правопорядок; полицейская этика; нравственное воспитание.

Keywords and phrases: police; government representative; law and order; police ethics; moral education.

Профессиональная пригодность человека к выполнению служебных обязанностей определяется свойствами, которые формируются в процессе социализации личности — при обучении, на работе. Желание работать и развиваться в определенной сфере зависит как от склонности личности к осуществлению такой деятельности, так и от престижа выбранной профессии.

Особый интерес для нас представляет этическое поведение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации. Это объясняется тем, что, к сожалению, авторитет рассматриваемых структур среди населения падает. Несомненно, определенную роль в этом играет и собственное этическое поведение каждого служащего в процессе осуществления своих должностных полномочий.

Служение Родине и профессия сотрудника полиции как государственного служащего имеют определенный престиж, поскольку напрямую связаны с государственной властью, что не может не сказаться на их выборе молодыми людьми. Успешная профессиональная деятельность в правоохранительных органах зависит не только от деловых качеств и компетентности, но и от морально-психологической подготовленности и нравственных качеств личности.

Проблема нашего времени заключается в том, что существует явный дефицит не только нравственности на практике, но и ее теоретической составляющей, то есть этики как учебной дисциплины на уровне образования будущего личного состава полиции Российской Федерации, что влечет за собой утрату доверия к власти, ее органам, веры в справедливость, защитную силу коллектива и т. п. [1, с. 33].

Несмотря на долю сомнения относительно появления «новых этик» (биоэтика, предпринимательская этика, полицейская этика и т. п.), видится необходимость в исследовании ключевых составляющих категорий этики, таких как мораль, нравственность, ответственность, справедливость, да и самой этики в профессиональной деятельности правоохранительных органов.

Однако прежде чем продолжить рассмотрение данной проблемы, необходимо ответить на два вопроса. Во-первых, отличается ли полицейская этика от этики других государствен-

ных служащих? Во-вторых, независимо от ответа на первый вопрос существует ли этическая проблема в работе полиции, требующая особого внимания?

В науке психологии сложилось практически единогласное мнение о том, что необходимые профессиональные качества при их недостатке человек может выработать самостоятельно [2, с. 557]. Для этого первостепенное внимание должно быть отдано морально-волевым и интеллектуальным качествам. Морально-волевые же качества напрямую связаны с этикой и психологией. Так как работа государственных служащих напрямую связана с людьми, человеку необходимо четко понимать, в какой ситуации он находится и как себя в ней вести как представителю органов власти.

В настоящее время регламентированы каноны профессиональной этики посредством принятия кодексов профессиональной этики различных структур. Например, ныне действуют кодексы этики прокурорского работника, сотрудников и служащих органов внутренних дел, судебных приставов, уголовно--исполни-тельной системы и др. Данные документы содержат в себе предписания для регулирования нескольких аспектов служебного поведения сотрудников правоохранительных органов: основные этические требования к поведению сотрудников при исполнении служебных функций.

Стоит отметить, что, помимо подзаконных актов, требования к служебному поведению сотрудников закреплены и в федеральных законах, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе органов внутренних дел Российской Федерации. Из чего А. Н. Черникова делает вывод, что кодексы этики должны расширить и конкретизировать требования, установленные на уровне федерального законодательства [3, с. 10].

Этика — это моральное поведение человека или группы в своем окружении. Это определение может быть применено к любому человеку или группе в обществе; это чрезвычайно важно, когда человек или группа находятся в правоохранительных органах. Полицейские находятся под пристальным вниманием не только на работе, но и в свободное от работы время. Когда между людьми возникают споры, обычно вызывают полицию, чтобы попытаться урегулировать конфликт. Чтобы действия полиции

были эффективными, общественность не должна воспринимать конфликт интересов со стороны отдельного должностного лица.

Любой намек на непристойность создает впечатление, что призвание скомпрометировано, а действия его членов порочны. Те, кто наводит порядок в сфере общественной безопасности, должны соответствовать более высоким моральным стандартам, чем обычные граждане. Дело не столько в том, что полицейская этика отличается от этики других профессий, сколько в том, что поведенческие ожидания и последствия неудач более публичны и проблематичны для сотрудников правоохранительных органов. По этой причине сфера полицейской этики всегда заключалась в поиске методов и практик, обеспечивающих конкретное поведение сотрудников полиции.

Центральным элементом управления полицией является контроль, потому что сотрудники полиции обладают значительными полномочиями, в том числе и в части осуществления легитимного насилия. Контроль с помощью классических бюрократических механизмов документации и отчетности типичен для работы полиции. В действительности такие меры редко бывают эффективными, потому что полицейские отчеты и документация представляют собой не более чем детально проработанные оправдания событий, а не объективную констатацию того, что произошло на самом деле. На практике сотрудникам полиции предоставлена широкая свобода действий, поскольку невозможно установить все правила, регулирующие когда и как действовать в определенных ситуациях. Отсутствие независимого наблюдения и проверки неправомерных действий является основанием для злоупотребления властью.

Полномочия полиции широки и сложны. В цивилизованном обществе люди хотят чтобы их защищали, а сотрудник полиции на месте решает, как выполнить эту миссию. В своем стремлении служить и защищать полицейские могут испытывать небольшие угрызения совести из-за того, что иногда действуют вне правил, когда сталкиваются с теми, кто, по их мнению, не является законопослушными гражданами или не заслуживает конституционной защиты. Это не означает, что сотрудники полиции обязательно намерены действовать вне закона, но они зачастую не видят границы между добром и злом в правоприменении. Это подтверждается тем, что многие сотрудники даже не ознакомлены с имеющимися кодексами профессиональной этики [3, с. 11].

Другой аспект полицейской этики следует из полномочий и создает возможности для кор-

рупции в полиции. Полицейские подвергаются искушению в таких областях правоприменения, как расследование преступлений. Более того, они обладают значительно большей властью, чем обычный государственный служащий, включая легитимное право лишать людей их гражданских свобод. Однако границы полномочий, лежащие в основе контроля, определить трудно.

Кроме того, существующие дисциплинарные меры практически не применяются, когда сотрудники полиции становятся свидетелями неправомерных действий своих коллег. Вопрос об этичном поведении или недобросовестном поведении полиции вряд ли является новой проблемой, он уходит своими корнями в создание правоохранительных органов и до сих пор не разрешен.

Реформы, направленные на борьбу с неправомерным поведением отдельных полицейских, в настоящее время не совсем увенчались успехом. Примером тому являются коррупционные преступления, подрывающие авторитет правоохранительных органов и указывающие на отсутствие в рядах их сотрудников морально-нравственных принципов — честности и чести, добросовестности и справедливости.

Правоохранительные органы должны рассматривать этику как важнейший инструмент эффективного принятия решений. Создание этических кодексов и полицейская деятельность, ориентированная на миссию, должны обеспечить профессиональное правоприменение. Однако этические кодексы не решают проблему неэтичного поведения. Чтобы действительно решить проблему, необходимо работать не только с аттестованными сотрудниками полиции, но и с курсантами.

Всем известно, что лучший путь к профессионализму — это обучение. Хотя между профессионализмом и подготовкой существует взаимосвязь, основная цель подготовки заключается в привитии профессионализма, а не в обеспечении надлежащего поведения сотрудников полиции. Отсюда этика многим будущим правоохранителям видится не самой важной частью учебной программы.

Между тем этическая практика — это не просто вопрос знания и соблюдения набора правил. Она также требует использования осмотрительности и вынесения суждений за доли секунды. Длинный список правил не поможет полицейскому проявить здравый смысл. Необходима структура для принятия решений, которая способствует принятию этических решений. Такой структуре можно только научиться, а затем применить, несмотря на то, что считается — мо-

ральным и этическим нормам научиться невозможно.

Несмотря на непрерывные усилия по реформированию правоохранительных органов (например, более совершенные методы проверки, более строгие стандарты поведения, внутренние и внешние проверки), неэтичное поведение сотрудников полиции остается серьезной проблемой. Непреднамеренным последствием этих инициатив стало развитие недоверия и непонимания между общественностью и правоохранительными органами. Понятие профессионализма заложило традицию отделения полиции от общества. Некоторые из качеств, которые полиция определяет как признаки профессионализма, — это то самое поведение, которое отличает полицейских от граждан, которым они служат.

Этика касается принятия решений и, соответственно, качественного выполнения работы. По-настоящему успешные сотрудники полиции — это те, кто может разрешить конфликт, не прибегая к физически вредоносной тактике. Следовательно, жизненно важно интегриро-

вать этику во все аспекты обучения, и особенно в изучение того, когда, а не просто как действовать.

Необходимым (но недостаточным) первым шагом является переосмысление обучения этике как инструменту для более эффективного принятия решений. В настоящее время это не более чем сборник «нельзя». Этика должна заключаться не только в том, чего не следует делать, а также в том, что делать, другими словами, как действовать. Обучение этике должно быть направлено на принятие правильных решений.

Выработка профессиональных качеств будущего сотрудника полиции должна начинаться с его обучения. Только когда этика будет введена как способ проявлять осмотрительность и быстро принимать правильные решения, сотрудники полиции сочтут это необходимым для выполнения работы. Этический выбор заключается в принятии своевременных и правильных решений в трудных (даже потенциально связанных с силой) ситуациях. Этому нельзя научить за несколько часов, но необходимо интегрировать во все аспекты обучения.

Список литературы:

1. Артемов В. М. Этическое образование для юристов как фактор защиты справедливости в обществе // Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы — 2021. Этика как наука и профессия : материалы XIII Международной конференции / отв. ред. В. Ю. Перов. СПб., 2021. С. 33-34.

2. Колязов Л. Д. Профессиональная пригодность личности к юридической деятельности // Аллея науки. 2020. Т. 2. №. 5. С. 557-562.

3. Черникова А. Н. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемные вопросы реализации на примере территориального органа МВД // Glossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. 2022. № 6. С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.