Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.С. ОРДУБАДИ'

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.С. ОРДУБАДИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / МОРАЛЬ / ПРОГРЕСС / ПОЗИТИВ / ФЕОДАЛЬНО -ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ / ДРУЖБА НАРОДОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедова С.О.

Статья направлена на раскрытие важнейших заслуг М.С.Ордубади перед собственным народом. Писатель сделал всё возможное в борьбе против феодально-патриархальной морали, обычаев, привычек. Этические взгляды М.С.Ордубади имеют огромного значение в образовании молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.С. ОРДУБАДИ»

21. Подхалюзина В.А. Об инвестиционной привлекательности российской автомобильной промышленности // Автомобильная промышленность. -2014. - №7.

22. Подхалюзина В.А. Современное состояние автомобильной промышленности Японии // Автомобильная промышленность. - 2014. - №11.

23. Подхалюзина В.А. Стратегии глобализации как способ повышения конкурентоспособности российской автомобильной промышленности // Автомобильная промышленность. - 2015. - №2.

Ахмедова С.О. преподаватель кафедра «Общественных наук» Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия Азербайджан, г. Баку UOT1 (09)

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.С. ОРДУБАДИ

Ключевые слова: Азербайджан, мораль, прогресс, позитив, феодально -патриархальный, дружба народов

Keywords: Azerbaijan, morality, progress, positive, feudal-patriarhalny, friendship among peoples

История азербайджанской философской мысли опирается на базу, заключающую в себе культурно-исторический, научно- познавательный опыт национального интеллекта. Эта философская база, пройдя путь глубокого развития от своих мифологических истоков до последующих философских систем, внесла достойный вклад в мировую философию. [1,стр 18] Эта связь с классическим философским наследием сохраняется. [2,стр 2]

С начала XIX века развитие азербайджанской философской мысли определяется в значительной мере вхождением Азербайджана в состав России. Выход азербайджанского народа на русскую культуру и через ее посредство на европейскую цивилизацию сыграл положительную роль для будущего прогресса нации.

Общественно-политические взгляды М.С.Ордубади одного из видных представителей философии азербайджанского Просвещения, имеют глубокие идейные корни. Эти корни следует искать, прежде всего, в истории передовой общественной мысли азербайджанского народа. М.С. Ордубади продолжил и развил мысли, от великих мыслителей Низами и Физули до М.Ф.Ахундова и Г.Б.Зардаби.

М.С. Ордубади высоко ценил идеи народности, патриотизма и гуманизма творений Низами. Он особо отмечал общечеловеческие черты его произведений. Критикуя пороки общественной жизни, быта и поведения людей, он подвергал огню сатиры эксплуататоров и угнетателей. Но

основной идейный источник общественно-политических и этических взглядов Ордубади надо искать в литературном и философском творчестве его учителей М.Ф.Ахундова и Г.Б.Зардаби. В борьбе за освобождение трудящихся масс от гнета слепой веры, за достижение их процветания М.Ф.Ахундов и Г.Б.Зардаби разоблачали насилие и в целом социальную несправедливость. Критикуя феодальную мораль, порочные нравы, тормозившие просвещение и развитие народа, они выдвинули ряд ценных идей по социальной и политической жизни общества. Как и его наставники, Ордубади, критикуя угнетение и деспотизм, пробуждая народ от сна и воспитывая его в духе борьбы, умело пользовался художественным словом и силой печати.

Одной из основных целей творчества и критико- публицистической деятельности М.С. Ордубади было укрепление дружбы, исторически сложившийся между азербайджанским и другими народами.

Он всегда пропагандировал дружбу народов. Творчество и общественная деятельность писателя преисполнены уважения и почитания к другим народам, их языку, передовым традициям. Одним из прекрасных нравственных, проповедуемых принципов М.С. Ордубади, был гуманизм. Он считал, что гуманизм должен быть одной из основных норм отношения к человеку, к его достоинству, одной из важнейших характеристик нравственного облика человека. Его гуманизм, в отличие от проповедующего любовь к человеку абстрактного гуманизма, наполнен конкретным содержанием, направленным на уважение к человеку. М.С. Ордубади в своих произведениях пробуждал в читателях любовь к труженику, по отношению же к его врагам, к несправедливости в общественно-политической жизни вызывал гнев и презрение. Он оценивал людей не по их богатству и положению, а по их поведению, личным качествам, по их заслугам перед народами и родиной.

М.С. Ордубади во многих своих произведениях, таких как «Тебриз туманный», «Меч и перо» подчёркивал важность воспитания людей в духе гуманизма с самого детства. Его произведения являются неиссякаемым источником пробуждения в людях прекрасных нравственных принципов. Его критика по-детски наивных, невинных и чистых сердцем людей исходила из бесконечной любви к ним. Он стремился к тому, чтобы эти простые люди осознавали своё человеческое достоинство и требовали уважение к себе. Такова его работа «Жизнь и среда».

М.С.Ордубади для возвышения достоинства людей стремился оградить их от всего, что противно нравственности. Одним из пороков, разрушающих человека и духовно, и физически, он считал пьянство.

Борьба М.С.Ордубади против империализма, политики угнетения и кровавых войн проистекает из его патриотизма. Его гуманизм не ограничивается любовью к человеку только на словах. Он призывал к борьбе за самое высокое благо-свободу человека от гнёта и эксплуатации, за его процветание.

М.С. Ордубади в своих произведениях наряду с патриотизмом, дружбой между народами и человечностью, пропагандировал такие прекрасные качества, как трудолюбие, простоту, искренность, объективность, ненависть к несправедливости. В своих произведениях он критиковал словопрение, в целом бескультурье. Писатель раскрывал своим читателям такие благородные нравственные качества как корректность, вежливость, преданность, чистота души и совестливость

В личной жизни М.С.Ордубади соблюдал пропагандируемые им нормы нравственности. Его общественная и личная жизнь были прекрасным проявлением этих благородных нравственных принципов.

М.С.Ордубади - один из яростных противников женского бесправия, ведущих последовательную борьбу с этим злом. Эта проблема затрагивается во многих его произведениях и сатирических сочинениях. Таковы его роман «Бедбехт мильончу» и многочисленные сатиры, опубликованные в журнале «Молла Насреддин». Больше всего его волновала горькая доля азербайджанских женщин, он выразил презрение к державшим женщин в кабале фанатизму, изуверству и к их проповедникам. Осуждая как преступление насильственное замужество юных девушек с престарелыми священнослужителями, М.С.Ордубади широко использовал сатиру как самое действенное разоблачительное средство.

Критикуя отношение к женщине в семье как к рабыне, писатель осуждал пренебрежение мыслями и желаниями женщины как нечто противное подлинно человеческим взаимоотношениям. Он уделял большое внимание вопросу воспитания детей в семье в духе высших нравственных принципов.

М.С.Ордубади считал, что дети, не почтительные со своими родителями, останутся такими и в отношениях с другими людьми. Детям

следует объяснять, что «..... непослушание родителям считается одним из

больших грехов» [4]. Он искренне удивлялся, что многие родители не следуют этому. Иногда отец в семье поощряет тупость ребенка по отношению к матери, а иногда сам побуждает ребенка к этому. По мнению писателя, одобрение отцом такого поведения ребенка наносит удар по воспитанию ребенка.

М.С. Ордубади воспитание детей связал с чувством ответственности родителей перед обществом. Он резко критиковал родителей , посылавших своих детей в поломничество, вместо того, чтобы отправить их в школу для обучения и воспитания

М.С. Ордубади считал, что воспитанием детей в семье должна заниматься в основном женщина Роль женщины в воспитании достойных патриотов исключительно велика. Она может и испортить ребенка, и воспитать сознательных молодых людей, борющихся за счастье народа. Для этого сначала нужно воспитать саму мать. Писатель учил, что только образованная азербайджанская женщина может воспитать подлинную личность, только с такой женщиной можно связывать надежды на светлое

будущее.

М.С.Ордубади последовательно боролся за нравственную чистоту в семье, за воспитание детей в духе высших нравственных принципов. Он пришел к выводу, что для того, чтобы поднять роль женщины в воспитании детей, она, освобожденная, образованная, должна получить равные с мужчинами права. Только такая женщина сможет выполнить такую трудную и почетную миссию , как «даровать свет знания».

По мнению писателя, общественная роль женщины не ограничивается воспитанием детей в семье. Наравне с мужчинами, женщина должна принимать активное участие в культурной и хозяйственной жизни общества. Отстранение ее от общественной и культурной жизни в четырех стенах дома не делает чести обществу.

Общество для своего прогрессивного развития должно использовать созидательную силу женщины.

М.С. Ордубади не смотрел на образование и просвещение женщины как на единственное средство ее освобождения. Он считал, что какой бы образованной женщина не была бы, не привлеченная к общественной и культурной жизни, заточенная в рамках семьи, она не принесет пользы обществу.

Эстетические взгляды М.С.Ордубади неразрывно связаны с его демократическими идеалами. Эти идеалы служили достижению прогрессивного общественного развития своегонарода.

Критика М.С.Ордубади отживших нравов и привычек, порочных норм поведения, как и пропаганда им здоровых норма поведения, имели большое значение. Он был в подлинном смысле этого слова писателем и общественным деятелем, несущим народу свет нравственности, воспитывающим его в духе высших моральных принципов, ограждая его тем самым от всего недостойного человека. Важные принципы общественной и художественной мысли он связал с актуальными общественно-политическими проблемами эпохи и, придав им социальную остроту, стремился превратить их неотъемлемую составную часть нравственности молодого поколения, которые он всеми своими силами расстроил и воспитывал.

Осознавая влияние общественной среды на формирование нравственности людей, М.С.Ордубади резко критиковал современное ему общественное устройство. Он стремился пробудить у читателей ненависть и презрение к общественному строю, нравственно калечащему их.

Изложение этических взглядов М.С.Ордубади подводит нас к заключению, что, по мысли писателя, для усовершенствования нравственности необходимо изменить уродующую человека общественную среду, устранить укоренившиеся в сознании людей обычаи и привычки. Вот почему он призывал людей к борьбе против этого общественного устройства и пропагандируемых им уродств. Чинимые писателю препятствия и запугивания не только не свернули его с избранного пути, но

наоборот еще сильнее закалили волю борца за счастье своего народа.

Ряд мыслей М.С.Ордубади о нравственности по сей день имеет большое значение для воспитания современной молодежи в духе гражданской активности и борьбы за высокие идеалы.

SUMMARI

The article aims at showinq performed great services of M.S.Ordubadi for hiz own people. The writer did his best in the fight against the feudal-patriarchal moral norms,customs and habits. M.S.Ordubadi"s ethic viens is of great importance to the education of young people.

РЕЗЮМЕ

Статья направлена на раскрытие важнейших заслуг М.С.Ордубади перед собственным народом.

Писатель сделал всё возможное в борьбе против феодально-патриархальной морали, обычаев, привычек.

Этические взгляды М.С.Ордубади имеют огромного значение в образовании молодого поколения.

Использованные источники:

1. Акберов Рамиз. «Медицинские и философские взгляды Низами», Баку, 2004, с.18, 175 стр.

2. З.Мамедов. История Азербайджанской философии. Баку, 1999, срт. 2.

3. Мефтун Акбер. М.С.Ордубади, Баку, 1987, с.36, 135 стр.

4. Журнал: Мола Несреддин, 1907, № 20.

Ахмерова Г.Ш. студент 4го курса ФГБОУ ВПО БашГАУ Россия, г. Уфа

МНОГОФАКТОРНЫЙ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ООО МТУ КРИСТАЛЛ.) Аннотация: В статье приводится построение уравнения множественной регрессии рентабельности производства на примере ООО МТУ Кристалл. На основе применения метода корреляционно -регрессионного анализа определены основные факторы влияющие на рентабельность производства.

Ключевые слова: анализ, прогнозирование, влияние факторов, метод, оценка.

Корреляционно-регрессионной моделью системы взаимосвязанных признаков является такое уравнение регрессии, которое включает основные факторы, влияющие на вариацию результативного признака [1].

Корреляционно-регрессионное моделирование основывается на корреляционно-регрессионном анализе, который представляет собой совокупность статистико-математических методов, используемых для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.