Научная статья на тему 'Этические вопросы философии техники'

Этические вопросы философии техники Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2105
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Платонова Анастасия Валерьевна

Рассматривается проблема ответственности человека в условиях технической цивилизации. Опасность исходит из возросшей технологической мощи, способной прекратить дальнейшее существование человечества. Возникает настоятельная потребность в новой этике, ориентированная на содержание технической деятельности. Этика ответственности призвана ответить на вопрос: кто же несет ответственность за предвиденные и непредвиденные последствия в условиях коллективной технической деятельности?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical questions of philosophy of technics

Problem of the responsibility of the person in conditions of a technical civilization. Danger proceeds from the increased technological power, capable to stop the further existence of mankind. 240 There is an imperative need in special to the ethics focused on the contents of technical activity of the person. Ethics of the responsibility should answer a question: who bears the responsibility for the expected and unforeseen consequences in conditions of collective technical activity?

Текст научной работы на тему «Этические вопросы философии техники»

А.В. Платонова

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Рассматривается проблема ответственности человека в условиях технической цивилизации. Опасность исходит из возросшей технологической мощи, способной прекратить дальнейшее существование человечества. Возникает настоятельная потребность в новой этике, ориентированная на содержание технической деятельности. Этика ответственности призвана ответить на вопрос: кто же несет ответственность за предвиденные и непредвиденные последствия в условиях коллективной технической деятельности?

В специфике философского исследования техники основополагающим мотивом является многогранное отношение «человек и техника», которое может быть представлено через призму онтологических, гносеологических, аксиологических и других проблем. В данном случае это отношение мы попытаемся осмыслить в этическом измерении, поскольку в современном мире этические проблемы в большей степени - это проблемы, связанные с техникой и ее развитием.

Выдвинутое утверждение требует своего обоснования в той связи, что точки соприкосновения техники и этики не очевидны: в значительной своей части техника - это сфера сущего, фактически обнаруживаемый феномен, где господствует целесообразность, прагматичность. Область этики - это нравственно-ценностное восприятие мира, сфера должного, идеалов. Данное положение основано на представлении о разделении сущего и должного, бытия и ценностей, теоретического разума и практического, берущем свое начало в философиях Д. Юма и И. Канта. Указанное разделение послужило основанием для идеи моральной нейтральности науки и техники.

Прежде всего, техника, отмечает Х. Блюменберг, «это не царство определенных объектов, возникающих в результате человеческой активности, а некое состояние отношений человека к миру» [1. С. 81]. И если продолжить, то техника как способ отношения к бытию, природе, самому человеку получила свою индульгенцию в установках западно-европейского сознания: от бэконовского идеала покорения природы до репрезентации мира в качестве картины, где человек, становясь субъектом, экстраполирует свою эгоцентрическую проекцию на весь мир.

Причины этого могут быть самые разные, в частности, Э. Гуссерль полагает, что технизация (способ сокрытия «жизненного мира», его овеществление) - это патологический процесс, где патология связана с непоследовательным осуществлением теоретической установки: «... технизация является не альтернативой жизненности миру, а скорее самореализацией непоследовательного осуществления теоретической установки» [2. С. 77].

Проблема в том, что техника, попадая в жизненный мир, превращается в нечто само собой разумеющееся, самоочевидное, она «. в большей степени становится невидимой не благодаря мимикрии своих оболочек, а при ее имплантации в жизненный мир. Технизация не только обрывает свою фундирующую связь с теоретическим действием, возникающим в жизненном мире, но сама начинает регулировать жизненный мир» [2. С. 84].

Техника, становясь доминирующей формой отношения человека с миром, разрушает баланс между различными формами рациональности, например целевой

(технической) и ценностной. В. Хесле пишет: «В самом деле, некоторые формы рациональности, в особенности техническая рациональность, развиваются достаточно быстро; более того, они нарастают по эскпоненте, тогда как другие, традиционно называемые мудростью, иными словами, связанные с усмотрением ценностей, ныне не развиваются совершенно и даже претерпевают регресс» [2. C. 42].

Таким образом, морально-этические коллизии современности есть результат напряженной ситуации между интенсивным развитием техники и нравственными ориентирами, которые постоянно оказываются из-за технических изменений устаревшими, натянутыми и искаженными, моральное сознание просто не успевает своевременно реагировать на то или иное техническое новшество. А.В. Миронов полагает, что причина несвоевременной реакции этической рефлексии на технические достижения в традиционной выработке морально-нравственных норм: «Современная ситуация не позволяет обществу успешно адаптироваться к воздействию научно-технического прогресса традиционными способами вековых проб и ошибок» [3. С. 5].

Императив делаемости, гласящий, что все, что может быть сделано, должно быть сделано, основан на отсутствии всяких пределов и ограничений в деятельности homo faber. Данная установка привела к ряду трудноразрешимых проблем современного мира: во-первых, негативные последствия технической деятельности, которые приобретают глобальный масштаб, как в пространстве, так и во времени. Во-вторых, человек в буквальном смысле слова становится объектом техники, например в случае с биотехнологическими манипуляциями, которые в своей сущностной основе отличаются от инженерного воздействия на природу.

Известный немецко-американский исследователь Ганс Йонас отмечает, что «...в случае неживой материи производитель перед лицом пассивного материала является единственным деятелем. Но, когда мы имеем дело с живыми организмами, то... одна деятельность встречается с другой. Биологическая техника функционирует коллаборативно с собственной деятельностью активного материала, представляющего собой биологическую систему, от природы обладающую способностью функционировать; в ней должна теперь воплотиться некая новая детерминанта развития. Технический акт имеет форму интервенции, а не строительства» [7. С. 60].

Таким образом, техническая деятельность, остающаяся до сих пор этически не истолкованной и не нормированной, не может быть оставлена в стороне от нравственных категорий: добра и зла, справедливости, свободы, моральной ответственности. В этой связи акту-

альны следующие вопросы: какая этика способна взять на себя функцию контроля над техническим развитием и его негативными последствиями? Релевантны ли прежние индивидуалистические морально-нравственные концепции в решении возникших проблем?

Во-первых, речь идет о такой этике, которая должна быть ориентирована, с точки зрения Х. Ленка, на изменяющийся мир: «Если мораль создана для людей, а не человек для морали, то этика не может отказаться от своей ориентации на последствия» [11. С. 226]. Поэтому во второй половине ХХ в. исследователи (Р. Макки-он, Г. Йонас, Х. Ленк) заговорили о необходимости обоснования некоего механизма, способного своевременно выявлять и предотвращать наиболее негативные последствия развития техники, в качестве которого выступила «новая» концепция ответственности. В исследовательской литературе ее обозначают как предупреждающая ответственность, или проспективная, или просто этика ответственности.

Во-вторых, философы техники (Г. Йонас, Х. Ленк, Г. Рополь, Э. Штрёкер и т.д.) настаивают на трансформации и расширении всего поля ответственности, которая должна соответствовать изменившимся масштабам деятельности. Этика ответственности требует этически осваивать новую ситуацию с новыми средствами, в этой связи исследователи отказываются от прежнего ее индивидуалистического измерения, поскольку все предшествующие этические концепции, замечает А.В. Миронов, «описывают поле фактов, исключающих воздействие, оказываемое техникой на общество» [3. С. 7].

Техника не играла столь существенной роли в жизни человека, ее влияние носило ограниченный характер, что также было отражено в философско-мировоззренческих установках, где техника как сфера сущего не пересекается со сферой должного. В частности, в моральной философии Канта царство целей и ценностей, которому принадлежит человек как моральное, а значит, свободное существо, не пересекается с царством необходимости, где человек живет и действует по логике целей и средств.

Этические теории прошлого не ориентированы на глобальные масштабы жизни, тем более на отдаленные как во времени, так и в пространстве последствия поступков. Если обратиться к содержанию максим традиционной этики, то они и демонстрируют ограниченность непосредственного круга действия: «возлюби ближнего как самого себя»; «поступай с другими так, как желал, чтобы они поступали с тобой»; «подчиняй личное благо благу общественному» и т.д.

Г. Йонас пишет: «Благо или зло, на которые должна быть направлена деятельность, оказывались доступными действию: или в самой практике, или в ее непосредственном пространстве, и не были объектами отдаленного планирования. Правильное поведение имело свои четкие критерии и почти непосредственную актуализацию» [7. С. 71-72].

Таким образом, ответственность в предшествующих этиках могла положиться на стабильный мир и на возможность рационального опыта, где было достаточно здравого смысла, доброй воли, чтобы перевести эту волю в действие. Это тривиальное условие не составляло проблемы до тех пор, пока ответственность существовала в

области непосредственных действий. В этом смысле И. Кант не придавал последствиям поступков какого-либо значения, поскольку, отмечает В. Хесле, он мог «верить в достаточность здравого человеческого рассудка, для определения нравственного поведения в той или иной ситуации» [2. С. 92]. Традиционная этика - это абсолютная этика, ставящая абсолютные требования и не спрашивающая о последствиях. М. Вебер ее называет «этикой убеждения», она не имеет дело с эмпирией, где решить проблему масштабных последствий весьма затруднительно.

Формирующейся же концепции ответственности приходится учитывать новое измерение действий и связанную с этим необходимость нового отображения проблемы последствий, принимать во внимание глобальный масштаб человеческого существования, перспективу далекого будущего и проблему выживания человеческого рода. В этом смысле ответственность не может быть понята как доказательство уже известного морального действия (И. Кант) или как разъяснение, подтверждение существующей морали (Аристотель).

Мощь техники достигла своего апогея, с ее помощью человечество может прекратить свое дальнейшее существование. Под вопросом оказался сам человек (его онтологическая идея), присутствие которого - это некая абсолютная, нетематическая установка, имеющаяся во всех морально-нравственных концепциях. Г. Йонас, в частности, предлагает такую концепцию ответственности, где само присутствие человека становится объектом обязанности. Все остальные этические вопросы о том, кто такой человек, кем он должен быть, приобретают производный характер, отмечает исследователь: «...лишь идея человека, поскольку она поясняет, почему должны существовать люди, поясняет нам и то, каким должно быть это бытие» [7. С. 104].

В исследовательской литературе наблюдается поли-вариантное толкование понятия ответственности: от интерпретационного этического конструкта, имеющего характер вменения (Х. Ленк) или фундаментальной характеристики бытия человека (Х. Сколимовски) до принципа построения новой этики (Г. Йонас) и т.д. Ответственность - это способность давать ответ кому-нибудь за что-нибудь не только за поступок или задачу, но и по отношению к кому-то, пред некоторой инстанцией. Человек на основе рациональной интерпретации мира может осуществлять выбор между различными практическими действиями, и осознание выбора связано с той целью, которую он ставит, как существо, способное предвидеть последствия своих действий.

Исследователи видят свою задачу в том, чтобы показать возможность ответственности за поступки в развивающемся мире. Прежде чем обязать участников к «предупреждающей» ответственности, необходимо заново ответить на вопросы о ее носителе, инстанции и действующих нормах. Если традиционный этический дискурс апеллировал целостному, монологическому, идентичному субъекту (человек, совершивший поступок, идентичен тому, кто несет за него ответственность), то к какому субъекту апеллирует новая концепция ответственности, если в рамках постмодернистической философии утверждается «смерть субъекта» как кризис личностного начала. Кто, в таком случае, может взять на себя ответственность в предупреждающей этике?

В условиях современного мира этика ответственности обращается к плюралистическому субъекту, в качестве которого могут выступать как отдельная личность, так и различные социальные группы, коллективы, народы, государства и, наконец, человечество в целом как совокупный субъект деятельности и ответственности. Таким образом, утверждается, что коллективы, институты способны взять на себя ответственность; если это так, то какие условия должны выполнить эти институты? За что нужно отвечать и перед кем?

В этой связи введение расширенной ответственности ставит целый ряд дискуссионных вопросов. Может ли быть приписана моральная ответственность, которая по определению личностна, индивидуальна, группам при условии, что современная техническая деятельность - это деятельность коллективная, имеющая характер более или менее обязывающего предприятия. Все это ставит проблему распределения ответственности в больших коллективах и, как замечает Э. Штрёкер, идея коллективной ответственности (со-ответственнос-ти, Mitverantwortung) «...допускает минимум один вопрос, который вообще нельзя было формулировать рационально для ответственности: каким образом она может быть распределена? Например, как с разделенным горем, которое, согласно старой мудрости, становится полугорем, или с разделенной радостью, которая становится больше? Может ли коллективная ответственность быть разделена, рассчитана пропорционально больше или меньше?» [5. С. 7]. Для Х. Ленка эта проблема вполне разрешима, если рассматривать моральную ответственность как универсальный феномен, который не может быть ограничен сферой специфический ролей: «Каждый несет совместную ответственность сообразно занимаемой им стратегической шкале в сфере влияний и действия» [8. С. 90].

В этом ряду неоднозначна также идея предупреждающей (проспективной) ответственности, когда действие оценивается до того, как произойдет; но может ли человек в условиях современной науки и техники

быть ответственным за последствия, которые он просто не был в состоянии предвидеть, просчитать заранее и проконтролировать?

Возражения, которые выдвигаются против предупреждающей (проспективной) ответственности, состоят в следующем: невозможно оценить положительно или отрицательно то или иное действие, которое еще не совершено, поскольку следствия наших предполагаемых действий могут и не наступить.

Отчасти это связано, с психологической реакцией человека, отмечает Э. Агацци, если долгосрочные, негативные последствия и «угрожают человечеству или обществу в широком смысле слова, тогда как индивид склонен верить, что если трагедия и грянет, то уже после его смерти» [9. С. 29].

Идея проспективной ответственности свидетельствует о том, что человек благодаря своему техническому могуществу становится ответственным за большее, чем он в состоянии предвидеть, и за что он не может собственно отвечать. Это вводит в этику временной горизонт. В.А. Канке подчеркивает: «Быть ответственным - это значит эффективно ориентироваться во времени, в коротких и длинных его промежутках» [10. С. 292].

В целом обсуждение «новой» концепции ответственности, как замечает философ К1аш-М Kodalle, находится в ситуации «пост-метафизической обостренной неизвестности, в отсутствии однозначных этических приоритетов» [4. В. 182]. Это, безусловно, затрудняет и усложняет задачи исследователей.

Выдвижение ответственности на авансцену этической мысли в качестве возможного механизма контроля над технической деятельностью требует ее всесторонней проработки. Техника, пишет Х. Ленк: «...это часть нашей судьбы, как позитивной, так и негативной. От нее сегодня невозможно отказаться, но и от ответственного обращения с ней - тоже. Если техника - это моральный и экзистенциальный тест, то выдержит ли человек этот экзамен?» [8. С. 85].

ЛИТЕРАТУРА

1. БлюменбергХ. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 64-93.

2. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 205 с.

3. Миронов А.В. Техноэтика: Ответ на актуальные проблемы перехода к устойчивому развитию // Вестник Московского университета. Сер. 7.

Философия. 2004. № 3. С. 3-14.

4. Kodalle Klaus-M. Verantwortung. Ethik ein Grundkurs. rowohits enzyklopädie / H. Hastedt, E. Martens (Hg). Hamburg, 1994. S. 180-197.

5. Elisabeth Ströker. Ich und anderen: die Frage der Mitverantwortung. Frankfurt am Main: Klostermann, 1984. S. 7.

6. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.

7. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.

8. ЛенкХ. Размышления о современной технике. М.: Аспект-Пресс, 1996. 183 с.

9. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: Московский философский фонд, 1998. 324 с.

10. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 352 с.

11. Lenk H. Zur Sozialphilosophie der Technik. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1982. S. 226.

Статья представлена кафедрой истории философии и логики философского факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Философские науки» 14 ноября 2006 г., принята к печати 21 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.