Научная статья на тему 'Этические установки в деятельности полиции российской империи'

Этические установки в деятельности полиции российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
878
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА БЛАГОЧИНИЯ / DEANERY SERVICE / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ЖАНДАРМЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ / GENDARMES OF INTERNAL GUARD / КЛАССНЫЙ ЧИН / CLASS RANKING / ГОРОДОВОЙ / NEIGHBORHOOD POLICE INSPECTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стурова М.П., Боева Ольга Михайловна

Статья освещается история возникновения полиции России, круг ее обязанностей, определившийся в процессе реформирования системы МВД в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical attitudes in the police activities in Russian Empire

The history of police in Russia, its sphere of activities, defined in the process of reforming police system in the Ministry of the Interior of Russia in the twenty-first century, is covered.

Текст научной работы на тему «Этические установки в деятельности полиции российской империи»

2. Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 1. Ст. 1.

3. Декрет о полноте власти Советов (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 5.

4. О печати: Декрет СНК РСФСР от 28 октября

1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 7.

5. Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК РСФСР от 23 января

1918 г. // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1.

6. О национализации крупнейших зернохранилищ: Декрет СНК РСФСР от 15 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 344.

7. Конституция Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

8. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. на II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г.) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.

9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК 6 дек. 1936. № 283.

10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята 7 октября 1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

11. Александров Н.Г. Развитие коммунизма и государство // Советское государство и право. 1958. № 12.

12. Богданова Э.Н. Самоорганизация и управление в сложных системах: автореф. дис. ... докт. фи-лос. наук. Нальчик, 2009.

13. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2010.

14. История государственно-правовых учений / под ред. В.В. Лазарева. М., 2006.

15. Косицын А.П. Закономерный этап развития социалистической государственности // Советское государство и право. 1965. № 10.

16. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.

17. Кутафин О.Е. Современное состояние и перспективы развития науки конституционного права Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции). М., 2000.

18. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 33.

19. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.

20. Ромашкин П.С. Развитие функций Советского государства в процессе построения коммунизма // Советское государство и право. 1958. № 10.

21. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб., 1991.

22. Фарберов Н.П. Конституционные основы организации Советского общенародного государства. М., 1982.

23. Чиркин В.Е. Революционно-демократическое государство современности. М., 1984.

E-mail: dimapozharskiy@yandex.ru

М.П. СТУРОВА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России)

О.М. БОЕВА,

заместитель начальника 1 отдела Управления морально-психологического обеспечения

Управления по работе с личным составом (ГУ МВД России по г. Москве)

Этические установки в деятельности полиции Российской империи

В статье рассматриваются этические установки, которыми предписывалось руководствоваться службе благочиния, полиции Российской империи и советской милиции.

Служба благочиния, полиция, жандармы внутренней стражи, классный чин, городовой.

В России в допетровские времена отношение к государственной службе (государевой, как говорили тогда) по противодействию преступлениям, по охране общественного порядка закладывалось как к делу «благому», достойному, почетному, важному для всех граждан. Благое дело, естественно, можно было доверять

101

03 О X

£ а

0

X

1

л

<

S I

л X о

0 ва

л С

S

5

а

6

и S

3 э

5

1

6

и

102

лишь тем лицам, которые с пониманием относились к выполнению своих важных обязанностей.

До пришедшего с Запада слова «полиция» эта служба именовалась как служба благочиния. В Наказе о градском благочинии 1649 г. этот термин впервые появился в качестве обозначающего поддержание благопристойности и общественного порядка как цели деятельности новой службы. Там же излагались и требования к качествам должностных лиц.

Толковый словарь В.И. Даля дает следующее определение понятия «благочиние»: это послушание, порядок, спокойствие, приличие, благопристойность [2].

В вышеупомянутом Наказе говорилось об обязанностях и поведении тех, кто должен был обеспечивать «общее спокойствие» (объезжий голова, решеточный приказчик, уличный сторож, стрельцы) следующим образом: «во всех улицах и по переулкам в день и ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу.. и иного какого воровства не было» [2, с. 23].

Оформление полиции как службы в Санкт-Петербурге датируется 1715 г., с момента учреждения Полицмейстерской канцелярии, штат которой формировался за счет офицеров, унтер-офицеров и солдат армейских частей и составлял 41 человек. По свидетельству исторических документов, служащим новой канцелярии были сохранены форменная одежда, звания и денежное содержание, определенных по штату армейских подразделений. Однако днем рождения штатной полиции Санкт-Петербурга принято считать 25 мая 1718 г., 19 января 1722 г. своим указом Петр I утвердил учреждение полиции в Москве. Требование к любому работнику государственной службы, в частности к чинам полиции, прогрессивный реформатор Петр I выразил в емкой и лаконичной формуле: «Честь — в службе Отечеству».

В «концентрированном» виде компетенция регулярной полиции была зафиксирована в гл. 10 Регламента Главного магистрата, утвержденного 16 января 1721 г. Указом Петра I, которым предписывалось руководствоваться полицейским учреждениям. «Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, принуждает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всем потребного жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает изли-

шество в домовых расходах и все явные прегрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» [1, с. 32].

Полиция наблюдала за тем, чтобы во время церковных праздников и «крестного хождения» не продавали спиртные напитки в кабаках и не устраивались увеселения, нарушители порядка в церквах и общественных местах задерживались и подвергались наказаниям.

Наказывая людей за всякое неисполнение или промедление в исполнении многочисленных предписаний правительства, полицейские чиновники вели борьбу и за чистоту своих рядов: за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления в Москве фискалами привлекались к ответственности полицейские разных чинов и званий.

Внося существенные изменения в деятельность полиции, Екатерина II исходила из того, что преступление легче предупредить, чем разыскать и наказать виновных: 8 апреля 1782 г. ею был подписан и обнародован Устав Благочиния или Полицейский — один из самых замечательных памятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII в. В Уставе особо оговаривались требования к начальствующему составу полиции (к которому относились обер-полицмейстеры в столицах, полицмейстеры в губернских центрах, городничие или коменданты в прочих городах, а также приставы уголовных и гражданских дел): здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность в службе императору, усердие к общему добру, радение должности, честность и бескорыстие. Предписывалось творить «правый и равный суд всякому состоянию», «дать покровительство повинному и скорбящему», воздерживаться от взяток, ибо «взятки ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». Отметим, что прежде всего в вышеуказанном Уставе выделены такие качества, как человеколюбие, здравый рассудок, добросовестность, и лишь затем «верность службе Императорского величества».

Примечателен помещенный в Уставе «Наказ управе благочиния», который открывал «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия», которые заключались в следующем:

«1) не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь;

2) не токмо ближнему не твори лиха, но твари ему добро колико можешь;

3) буде кто сотворил обиду личную, или в имении или добром звании, да удовлетворит по возможности;

4) в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напои жаждущего;

5) сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему;

6) блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется — подыми ее;

7) с пути сошедшему указывай путь» [1, с. 50].

Так жесткие регламенты и грубые формулировки, характерные для первой четверти и середины XVIII в., заменялись мягкими человеколюбивыми принципами в духе христианской морали периода «просвещенного абсолютизма».

«Устав благочиния» предписывал в каждой полицейской части иметь «народную школу» и выполнять обязанности по распространению просвещения. Частному приставу поручалось присматривать за тем, чтобы не нарушался закон божий, чтобы «общий порядок сохранен был во всех вещах». Ему следовало проживать в пределах своей части, дом его должен был быть открыт днем и ночью и давать пристанище лицам, находящимся в опасности.

Высочайшим повелением Александра I 8 сентября 1802 г. учреждаются министерства во главе с Правительствующим Сенатом. Этим указом правоохранительные органы были подчинены Министерству внутренних дел, и дата вошла в историю как день его образования.

В 1827 г. учреждаются жандармы внутренней стражи. Отметим, что автором гимна «Боже, царя храни!» является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов [3, с. 25].

В правление Александра II не только в столицах, но и губернских городах создавались школы и курсы, где готовились урядники, приставы, околоточные надзиратели, городовые. Руководители полицейских органов писали для этих школ учебные пособия. Наряду с профессиональными дисциплинами слушателям разъяснялся смысл полицейской службы и прививались элементарные культурные навыки, обосновывались принципы служебного долга.

В подготовленном специально для будущих городовых пособии градоначальник Санкт-Петербурга писал: «В редкой деятельности приходится так непосредственно, так осязательно проявлять любовь к человеку, как в полицейской». В руководстве для полицейских чинов, пособии к изучении обязанностей полиции говорилось о том, что «проявлять доброжелательность к населению, помнить, что полиция существует для пользы людей и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливой с обывателями и внимательной к ним. и тогда можно рассчи-

тывать, что полицейский чиновник приобретет уважение и доверие, его будут слушать и в случае надобности будут ему помогать» [2, с. 25].

Судебная реформа 1864 г. обусловила усиление влияния права на жизнь общества и деятельность государственных учреждений, что повлекло повышение требований к деятельности полиции. Нередко случаи проявления некомпетентности, грубости, бескультурья и злоупотреблений со стороны полиции становились предметом разбирательства в суде присяжных и получали широкую огласку. Это повышало важность проблемы подбора, обучения и воспитания полицейских тем более что с 1873 г. вводится принцип их вольного найма в полицию. Поступивший на службу в полицию должен был представить «благожелательные отзывы и справки из всех учреждений», где он ранее служил. К профессиональным полицейским стали предъявляться более высокие требования, чем к военным, а именно — они должны были иметь российское подданство, быть не моложе 25 лет, физически и психически здоровы, обладать безупречной репутацией, не иметь судимости и быть приведенными к присяге. Для продвижения по службе необходимо было сдать экзамен, получить классный чин (по действующей еще с петровских времен Табели о рангах полицейский приравнивался к чиновнику 14 класса — коллежскому регистратору), что освобождало от телесных наказаний и повышало жалованье в два раза. Экзаменуемый должен был знать «Краткий катехизис» — положения и нормы христианского учения, уметь бегло и грамотно писать и читать, выполнять арифметические действия, знать инструкции, правила ведения служебной переписки, учета.

В прессе освещался вопрос об устройстве полицейских школ и занятий с городовыми, околоточными надзирателями, где показывалось, «что потребность в научно-воспитательных полицейских учреждениях стала особенно чувствоваться в столице, где полицейского встречает комбинация, способная поставить в тупик даже человека, более знакомого со специальными законоположениями» [3, с. 38].

В конце XIX в. определение на службу проводилось только после сдачи экзаменов по установленной программе особой комиссии, в состав которой входили полицмейстер и его приставы.

Для того чтобы полицейские периодически освежали приобретенные знания, а также для разъяснения вновь издаваемых распоряжений, Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор Д.В. Драчевский счел необходимым проведение занятий с околоточными надзирателями и городовыми два раза в неделю. Воспитательный характер носили и лекции. Например, в г. Уфе лекции читались на нравственно-воспитательные темы, в которых

103

вэ О X

а

а

О

X 3 X

л

<

S X

л X о

0 ва

л С

S

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

6

и S

3 э

5

1

6

и

104

«развивалась мысль, что кроме знаний инструкций и распоряжений начальства, полицейский должен прежде всего помнить, что он — человек» [3, с. 38].

В качестве морального поощрения в 1876 г. вводится специальная медаль «За беспорочную службу в полиции».

Все полицейские при поступлении на должность приносили присягу, в которой клялись «верным, добрым и послушным рабом» быть царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить», способствовать полезным для царя делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать тайну, исполнять законы и предписания начальства и «для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом себя весть и поступать, как верному... поданному благопристойно есть и надлежит», ответ о жизни и службе держать перед Богом и Его Страшным судом. После произнесения текста присяги полицейский просил у Господа Бога душевной и телесной помощи, целовал Евангелие и Крест [1, с. 30-31].

В Настольном полицейском словаре, вышедшем в 1904 г., разъяснялись различные понятия, касающиеся работы полиции, а также подчеркивалось, что «обязанность всякого полицейского должна состоять в приобретении знаний, благодаря которым он только и может принести пользу и продвинуться вперед по службе».

Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы рассматриваемого периода неким образом «вписывались» в миропонимание русского человека того времени. В частности, из произведений искусства, исторических источников и литературных произведений мы знаем, как много значило доброе имя человека любого звания для наших предков. Эта национальная культурологическая традиция непосредственно прописана в Инструкции городовым, которой им предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания» [4, с. 148], соблюдать личную нравственность, а также предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, и если таковые будут иметь место, то сообщать об этом ближайшему начальнику.

Вместе с тем руководители полицейского ведомства предпринимали усилия для того, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, и поэтому при подборе кадров в полицию требования нравственного порядка были не на последнем месте. Предписывались как строгий подход к нравственным качествам кандидатов на службу, так и разборчивость при определении должности. Кадровая политика полицейского

ведомства уже тогда строилась с учетом нравственных критерие в личности сотрудников. «Обыкновенно в городовые попадали только самые лучшие солдаты в отношении пройденной ими строевой службы, выказанной смышлености и добросовестности, поведения и нравственных качеств. Таким образом, попадали в городовые русские солдаты самой первой категории».

В пореформенный период произошли существенные изменения во взаимоотношениях внутри полицейских подразделений. В одном из номеров «Вестника полиции» 1908 г. говорится, что полицейский руководитель только тогда может рассчитывать на хорошую службу своих подчиненных, когда он делает упор не только на муштру и строгость дисциплины, но и когда он наряду с этим относится к подчиненным гуманно, кропотливо занимается их воспитанием [4, с. 151]. В документах, регламентирующих взаимоотношения в коллективе органов внутренних дел, указывается, как этот процесс должен осуществляться.

В частности, в п. 11 «Дисциплина» «Букваря современного городового» обращается внимание на то, что поддержание оной в подразделении должно достигаться не резкостью и грубостью, а моральными средствами. В этом же пункте речь идет и о том, что специфика полицейской службы «существенно разнится от военной своим скорее индивидуальным, чем коллективным характером», поэтому «воспитывать полицейского надо, вникая в подробности службы каждого из них, давая совет и оценку их действий, возбуждая этим к себе доверие и расположение, а не страх» [4, с. 151].

Полагаем, что, во-первых, воспитательное воздействие и формирование личности подчиненного является традицией русской полицейской службы. Кроме того, взаимоотношения руководителя и подчиненного опираются на особенность русского образа жизни и национального характера, что выражается, в частности, в указании на доверительность этих взаимоотношений. Во-вторых, старшим начальникам предписывалось делать упор на индивидуальные, а не коллективные формы воспитания, предлагалось вникать в интересы подчиненных, что должно было вызывать доверие и расположение последних. Таким образом, утверждалось, что успешно руководить подчиненными возможно только тогда, когда во взаимоотношениях с ними опираешься на нравственные регуляторы. В целом весь документ отличает гуманистическая направленность.

В истории российской полиции существует немало имен, которые нам предстоит открывать заново. Это люди чести и долга, профессионалы своего дела, целью жизни которых было служение Отечеству «по совести». К ним

относится один из начальников полицейской стражи Санкт-Петербурга, руководивший в начале XX в., полицмейстер 4 отделения, полковник В.Ф. Галле. Любовь к Отечеству выражалась в его делах, отношении к людям, которыми он руководил и с помощью которых выполнял порученное ему дело.

Еще будучи ротмистром, он стал одним из руководителей Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции и превратил его в первоклассную школу для полицейских. И когда В.Ф. Галле, уже в звании полковника, стал руководить полицейской стражей, то при его активном содействии был построен образцовый, с прекрасной домовой церковью, садом и огородом приют для увечных и престарелых чинов полиции и их семейств. Он сумел организовать место отдыха — «дачную колонию», которой ежегодно пользовались 30 семей городовых.

В России до определенного времени не существовало специальных наград, которыми бы награждались только полицейские чины, награды были общими для всех должностных лиц, состоящих на государевой службе. В 60-е—80-е гг. XIX в. были учреждены особые медали за пятилетнюю безупречную службу в полиции, а также золотые и серебряные медали, которые, подобно Георгиевскому кресту четырех степеней и другим существовавшим тогда наградам, крепились на георгиевской, владимирской и анненской лентах. В те же годы полицейские стали награждаться орденом Святой Анны.

Судя по исторической мемуарной литературе, а также архивным источникам, в истории отечественной полиции было немало примеров высокого профессионализма, честного и самоотверженного выполнения своего долга высшими, средними и низшими чинами полицейского департамента. Отметим, что профессионализм и проявление высоких моральных качеств полицейских повсеместно одобрялись обществом. В мае 1998 г. в Санкт-Петербурге на Малой Конюшенной улице поставлен памятник городовому, есть бронзовые фигуры городового в Челябинске, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

Полагаем, тексты присяги, инструкций и другие документы дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, основанных на духовности, среди которых беззаветная преданность интересам государства, личная честность и порядочность, вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением. Наличие этих качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского в России.

Развал полиции начался при Временном правительстве. Сразу после Февральской революции в стране случился разгром охранных отделений. Вследствие того, что 6 марта 1917 г. принято постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта 1917 г. был ликвидирован Департамент полиции, и полицию заменила народная милиция с выборным начальством. Октябрьская революция уничтожила существовавшую систему исполнительной власти. Полицейские, которые преданно служили «вере, царю и отечеству» и составляли одну из главных опор Российской империи, были объявлены «царскими сатрапами».

Советская милиция заимствовала у дореволюционной полиции, во-первых, накопленный опыт борьбы против представителей криминальной среды и, во-вторых, многие нравственные начала, на основе которых строилась полицейская служба. С самого начала существования милиции были узаконены требования внимательного отношения к людям. В ряде документов того времени подчеркивалось, что грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в органах. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но всегда справедливыми и понятными населению.

В России активно идет процесс реформирования системы министерства внутренних дел. В Федеральном законе «О полиции» на первый план выдвигаются профессиональные и нравственные качества сотрудника, такие, как неподкупность, компетентность, готовность прийти на помощь. Полагаем, что возвращение исторического названия службы — полиция — символично, и должно восприниматься в контексте российской истории с учетом лучших традиций государственной службы.

Список литературы

1. История московской милиции. М., 2008.

2. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика.

М., 1994.

3. Пылев С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции.

М., 2003.

4. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под ред. Г.В. Дубова. М., 2004.

Тел.: 8-499-745-95-06, E-mail: ympo-gyvd@mail.ru

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.